Введение
1 Теоретические предпосылки проблемы развития умения публичного
выступления у бакалавров направления «Социально-культурная деятельность» в условиях смешанного обучения 7
1.1 Развитие умения публичного выступления у студентов вуза как
психолого-педагогическая проблема 7
1.2 Особенности развития умения публичного выступления у бакалавров
направления «Социально-культурная деятельность» 17
1.3 Изучение уровня сформированности умения публичного выступления
у бакалавров направления «Социально-культурная деятельность» 25
2 Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию умения
публичного выступления у бакалавров направления «Социально-культурная деятельность» 35
2.1 Специфика организации смешанного обучения, направленного на
развитие умения публичного выступления у бакалавров направления «Социально-культурная деятельность» 35
2.2 Разработка средств развития умения публичного выступления у
бакалавров направления «Социально-культурная деятельность» 48
2.3 Результаты реализации разработанных средств развития умения
публичного выступления у бакалавров направления «Социально¬культурная деятельность» 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ А Карта оценки уровня сформированности умений публичного выступления 83
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Уровневая характеристика по критериям и показателям . 84 ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты изучения уровня сформированности умения публичного выступления в ходе самооценки студентами на начало опытно¬экспериментальной работы 86
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты изучения уровня сформированности умения публичного выступления в ходе наблюдения за студентами на начало опытно-экспериментальной работы 88
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Сводная таблица по взглядам ученых зарубежных странна проблему совершенствования образовательного процесса сиспользованием технологий смешанного обучения 90
ПРИЛОЖЕНИЕ Е План-график проведения опытно-экспериментальной работы 93
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Пример работы студента 1 96
ПРИЛОЖЕНИЕ И Проект занятия 98
ПРИЛОЖЕНИЕ К Рефлексивная карта 99
ПРИЛОЖЕНИЕ Л Пример работы студента 5 99
ПРИЛОЖЕНИЕ М Результаты изучения уровня сформированности умения публичного выступления в ходе самооценки студентами по завершению опытно-экспериментальной работы 103
ПРИЛОЖЕНИЕ Н Результаты изучения уровня сформированности умения публичного выступления в ходе наблюдения за студентами по завершению опытно-экспериментальной работы 108
Неотъемлемым элементов профессиональной деятельности современного менеджера и специалиста социокультурной сферы становится умение уверенно выступать перед другими людьми, убеждать в своей точке зрения. Подтверждением этого становится акцентуация внимания в «Профессиональном стандарте руководителя организации культуры и искусства» на необходимости наличия у менеджера развитых коммуникативных умений и навыков, в том числе связанных с выступлением перед публикой в ходе организации культурно-массового досуга. Это обуславливает актуальность проблемы развития умений публичного выступления в процессе профессиональной подготовки будущих менеджеров и специалистов социокульутрной сферы.
Разрешение указанной проблемы связано с отбором наиболее оптимальных способов развития умения публичного выступления, а также средств реализации данных способов в условиях образовательного процесса в системе высшего образования. Развитию умений, необходимых для подготовки и проведения выступления перед публикой, проблеме взаимодействия оратора и аудитории, исследованию публичной речи как процесса взаимодействия двух равноправных субъектов общения — говорящего и слушающего - посвящены труды С. Ю. Айснера, Ю. А. Антоновой, Л. Г. Богусловской, Е. Н. Зарецкой, Н. В. Левчаева, И. А. Стернина.
В настоящее время одной из ключевых тенденций высшего образования является информатизация образования, которая предполагает не только внедрение технических средств (оборудование, программное обеспечение), но и иную организацию образовательного процесса, позволяющую интегрировать аудиторную и внеаудиторную работу в электронной среде. Исследованиям проблем организации смешанного обучения посвящены работы C. Б. Веледенской, Ю. И. Купустина, В. В. Кравцова, D. Clark, P. Valiathan.
При этом анализ теоретических источников, практического опыта отечественных и зарубежных вузов по подготовке специалистов социокультурной сферы, развитию у них умений и навыков публичного выступления, организации смешанного обучения позволил нам в качестве проблемы исследования указать недостаточную разработанность средств развития умения публичного выступления у будущих специалистов социокультурной сферы в условиях смешанного обучения.
Цель исследования: разработка и реализация средств развития умения публичного выступления у бакалавров направления «Социально-культурная деятельность» в условиях смешанного обучения.
Объект исследования: профессиональная подготовка бакалавров направления «Социально-культурная деятельность».
Предмет исследования: средства развития умения публичного выступлению у бакалавров направления «Социально-культурная деятельность» в условиях смешанного обучения.
Гипотеза: развитие умения публичного выступления у бакалавров направления «Социально-культурная деятельность» в условиях смешанного обучения будет более результативным, если разработать и реализовать следующие средства:
- использование в ходе предаудиторной работы интерактивных форм работы с текстами с целью совершенствования умений, связанных с подготовкой к публичному выступлению;
- организация в ходе аудиторной работы деловых игр, имитирующих ситуации публичного выступления, с целью совершенствования умений, связанных с выступлением перед публикой;
- применение в ходе постаудиторной работы рефлексивных карт с целью совершенствования умений, связанных с рефлексией публичного выступления.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
1) Исследовать теоретические предпосылки проблемы развития умения публичного выступления у студентов вуза.
2) Выявить особенности развития умения публичного выступления у бакалавров направления «Социально-культурная деятельность».
3) Изучить уровень сформированности умения публичного выступления у бакалавров направления «Социально-культурная деятельность».
4) Определить специфику организации смешанного обучения, направленного на развитие умения публичного выступления у бакалавров направления «Социально-культурная деятельность».
5) Разработать средства развития умения публичного выступления у бакалавров направления «Социально-культурная деятельность».
6) Реализовать разработанные средства развития умения публичного выступления у бакалавров направления «Социально-культурная деятельность» и проверить их результативность опытно-экспериментальным путём.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретические - анализ философской, психологической, педагогической литературы; эмпирические - педагогический эксперимент, включенное наблюдение, опрос, самооценка; статистические - качественный, количественный анализ результатов исследования.
База исследования - ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет».
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений. Текст иллюстрирован таблицами, диаграммами.
Проведенное теоретико-экспериментальное исследование по проблеме развития умения публичного выступления у студентов вуза позволило нам сделать следующие выводы.
Публичное выступление - это монологическое высказывание, обращенное, как правило, к многочисленной аудитории представителей той или иной профессии либо кругу заинтересованных лиц (Т. А. Плесцова).
В ходе исследования были выделены три этапа подготовки публичного выступления: докоммуникативный; коммуникативный;
посткоммуникативный.
Особенности развития умения публичного выступления у бакалавров направления «Социально-культурная деятельность» связаны с тем, что коммуникативная компетентность будущих специалистов социокультурной сферы предполагает: овладение знаниями о правилах и нормах общения, о требованиях к речевому поведению в различных речевых ситуациях; осознание особенностей профессионального общения в сфере обучения; овладение умением решать коммуникативные задачи в конкретной ситуации общения; овладение опытом анализа и создания профессионально значимых типов высказываний; развитие творчески активной речевой личности.
Для выявления исходного уровня сформированности умения публичного выступления у студентов использовался метод наблюдения и опроса.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по вопросу организации смешанного обучения, направленного на развитие умения публичного выступления мы пришли к тому, что смешанное обучение предполагает замещение части традиционных аудиторных занятий различными видами учебного взаимодействия в электронной среде (С. Б. Велединская). Смешанное обучение включает в себя предаудиторную, аудиторную и постаудиторную работу.
Разработаны и реализованы следующие средства развития умения публичного выступления: использование в ходе предаудиторной работы интерактивных форм работы с текстами с целью совершенствования умений, связанных с подготовки к публичному выступлению; организация в ходе аудиторной работы деловых игр, имитирующих ситуации публичного выступления, с целью совершенствования умений, связанных с выступлением перед публикой; применение в ходе постаудиторной работы рефлексивных карт с целью совершенствования умений, связанных с рефлексией публичного выступления.
В целом решение поставленных задач позволило нам достичь поставленную цель. Нам удалось разработать и реализовать средства развития умения публичного выступления у бакалавров направления «Социально-культурная деятельность» и проверить их результативность опытно-экспериментальным путём. Полученные данные свидетельствуют о том, что разработанные средства развития умения публичного выступления являются результативными.
1. Абрамова, Я. К. Смешанное обучение как инновационная образовательная технология / Я. К. Абрамова // Перспективы развития информационных технологий. - 2014. - № 17. - С. 115-119.
2. Айснер, С. Ю. Культура публичной речи [Электронный ресурс] /
С. Ю. Айснер // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. - 2009. - № 4. - Режим доступа:
https://cyberleninka.rU/article/v/kultura-publichnoy-rechi
3. Александров, Д. Н. Риторика : учеб. пособие / Д. Н. Александров. - М. : ИНИТИ-ДАНА, 2000. - 534 с.
4. Антонова, Ю. А. Публичное выступление: пан или пропал / Ю. А. Антонова // Филологический класс. - 2010. - № 24. - С. 48-59
5. Ариарский, М. А. Методика «погружения» в специальность
«социально-культурная деятельность» : науч. - метод. пособие /
М. А. Ариарский, И. А. Ивлева, Л. В. Полагутина. - СПб.: СПбГУКИ, 2007. - 337 с.
6. Блох, М. Я. Публичная речь и ее просодический строй : монография / М. Я. Блох, Е. Л. Фрейдина. - М. : Прометей, 2011. - 236 с.
7. Богуславская, Л. Г. Ораторское искусство как составляющая личностной успешности [Электронный ресурс] / Л. Г. Богуславская // Личность в меняющем мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2014. - № 12 (201). - Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/v/oratorskoe-iskusstvo
8. Бутенкова, Е. В. Методические основы создания
интегрированного курса обучения иностранному языку в профильных классах общеобразовательной школы / Е. В. Бутенкова / / Информационно- коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам и межкультурной коммуникации. - М. : Центручебфильм, 2008. - Вып. 3. - С. 196-204.
9. Васильева, Е. Н. Социокультурное образование XXI века:
проблемы, поиски, решения [Электронный ресурс] / Е. Н. Васильева, Н. Н. Павлова // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 15. - Режим доступа:http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=3784
10. Велединская, С. Б. Смешанное обучение: секреты
эффективности / С. Б. Велединская, М. Ю. Дорофеева // Высшее образование сегодня. - 2014. - № 8. - С. 8-13.
11. Вранчан, Е. В. Креативность речи студентов в рамках риторического образования / Е. В. Вранчан // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. - 2015. - № 46. -С. 41-46.
12. Гончаренко, Н. В. Интерактивные формы работы с текстом / Н. В. Гончаренко // Сборник конференций ниц социосфера. - 2013. - № 42. - С. 194-197.
13. Григорьева, А. К. Речевые ошибки и уровни языковой компетенции: автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Григорьева Александра Кимовна. - Пенза, 2012. - 187 с.
14. Зарецкая, Е. Н. Теория и практика речевой коммуникации : монография / Е. Н. Зарецкая. - М. : Дело, 2002. - 480 с.
15. Зимина, Л. О. Компрессивное словообразование [Электронный
ресурс] / Л. О. Зимина // Вест. Челяб. государ. ун-та. Сер. 17. Филология. Искусствоведение. - 2007. - № 22. - Режим доступа:
https://cyberleninka.rU/article/n/kompressivnoe-slovoobrazovanie-v-reklame
16. Зимина, Л. О. Принцип экономии в современной рекламе: дис. ... канд. филол. Наук : 10.02.01 / Зимина Людмила Олеговна. - Новосибирск, 2011. - 200 с.
17. Зимина, Л. О. Формирование лингвистической компетенции студентов в условиях современного образовательного пространства / Л. О. Зимина // Философия образования. - 2011. - № 6 (39). - С. 210-218.
18. Золотых, Н. В. Деловая игра как одна из форм организации учебного процесса, ее структура и функции [Электронный ресурс] / Н. В Золотых, Д. И. Нестеренко, И. В. Кадина // Ученые записки университета
Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/v/delovaya-igra-kak-odna-iz-form-organizatsii-uchebnogo-protsessa-ee-struktura-i-funktsii
19. Казакова, А. Г. Педагогика профессионального образования : монография / А. Г. Казакова. - М. : Экон-Информ, 2013. - 551 с.
20. Капустин, Ю. И. Педагогические и организационные условия эффективного сочетания очного обучения и применения технологий дистанционного образования: автореф. дис. ... доктора. пед. наук : 13.00.02 / Капустин Юрий Иванович. - Москва, 2013. - 419 с.
21. Кларин, М. В. Инновационные модели обучения : монография / М. В. Кларин. - М.: ООО ИД «Луч», 2016 - 640 с.
22. Комарова, И. В. Технология проектно-исследовательской
деятельности школьников в условиях ФГОС : монография / И. В. Комарова. - СПб.: КАРО, 2015. - 128 с.
23. Кравцов, В. В. Смешанное обучение как ответ на вызовы
современному образованию [Электронный ресурс] / В. В. Кравцов, Н. Н. Савельева, Т. В. Черных // Образовательные технологии и общество. - 2015. - Т. 18, № 4. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/smeshannoe-obuchenie-kak-otvet-na-vyzovy-sovremennomu-obrazovaniyu
24. Левчаев, Н. В. Публичное выступление как эффективное средство повышения качества обучения студентов [Электронный ресурс] / Н. В. Левчаева // Мир науки и образования. - 2015. - № 1. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/publichnoe-vystuplenie-kak-effektivnoe-sredstvo-povysheniya-kachestva-obucheniya-studentov
25. Лапшина, А. В. Особенности профессиональной подготовки специалистов социально-культурной деятельности в вузах культуры и искусств / А. В. Лапшина // Вестник МГУКИ. - 2016. - № 3. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/osobennosti-professionalnoy-podgotovki-vokalistov-v-vuzah-kultury-i-iskusstv
26. Лешутина, И. А. Ораторское искусство / И. А. Лешутина // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2012. - № 5. - С. 34-47
27. Лобанов, А. А. Основы профессионально - педагогического общения : учеб. пособие для студентов выш.пед. учебных заведений / А. А. Лобанов. - М. : Изд. Центр «Академия», 2002. - 189 с.
28. Львов, М. Р. Основы теории речи : учеб. пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений / М. Р. Львов. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 248 с.
29. Львов, М. Р. Риторика. Культура речи : учеб.пособие для студентов гуманитарных факультетов вуза / М. Р. Львов. - М. : Изд. Центр «Академия», 2003. - 272 с.
30. Мохова, М. Н. Активные методы в смешанном обучении в системе дополнительного педагогического образования: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Мохова Мария Николаевна. - Москва, 2015. - 155 с.
31. Назаренко, А. Л. Лингвистическое образование XXI века: новые ориентиры, новые формы / А. Л. Назаренко // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам и межкультурной коммуникации. - М. : Центручебфильм, 2008. - Вып. 3. - С. 8-15.
32. Осборн, М. Метафора в публичном выступлении [Электронный
ресурс] / М. Осборн, Д. Энингер // Политическая лингвистика. - 2011. - № 1. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metafora-v-publichnom-vystuplenii
33. Плесцова, Т. А. Формирование умений публичного выступления на профессиональную тему (английский язык, неязыковой вуз, продвинутый этап обучения): дис. . канд. пед. наук : 13.00.02 / Плесцова Мария Павловна. - Москва, 2013. - 205 с.
34. Полат, Е. С. Дистанционное обучение: учеб. пособие /
Е. С. Полат. - М. : ВЛАДОС, 2014. - 192 с.
35. Профессиональный стандарт руководителя организации культуры и искусства [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru
36. Седова, Н. Е. Развитие рефлексии у студентов как педагогическая
задача [Электронный ресурс] / Н. Е. Седова // Вест. Тюмен. государ. ун-та. Социально-экономические и правовые исследования. - 2009. - № 5. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-refleksii-u-studentov-kak-
pedagogicheskaya-zadacha
37. Скибицкий, Э. Г. Теоретические основы дистанционного обучения : монография / Э. Г. Скибицкий, Л. И. Холина. - Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2002. - 136 с.
38. Скляренко, Т. М. Дистанционное образование: зарубежные
концепции [Электронный ресурс] / Т. М. Скляренко // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2013. - № 5. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obrazovanie-zarubezhnye-kontseptsii-1
39. Стернин, И .А. Практическая риторика в объяснениях и упражнениях для тех, кто хочет научиться говорить : монография / И. А. Стернин. - Воронеж : «Истоки», 2011. - 169 c.
40. Титова, С. В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика: учеб. пособие / С. В. Титова - М. : П-Центр, 2009. - 240 с.
41. Трайнев, В. А. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии, психологии : учеб. пособие / В. А. Трайнев. - М. : Гумани- тар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 303 с.
42. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» : фед. закон. от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) 230-232 с. [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru
43. Федосеева, И. А. Эстетические ценности как компонент профессиональной культуры выпускника технического вуза [Электронный ресурс] / И. А. Федосеева, Ю. В. Веселова // Гуманизация образования. - 2015. - № 3. - Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/esteticheskie-tsennosti-kak-komponent-professionalnoy-kulturv-vypusknika-tehnicheskogo-vuza
44. Фоменко, Ю. В. Типы речевых ошибок: учеб. пособие / Ю. В. Фоменко. - Новосибирск, 2000. - 60 с.
45. Шутилина, А. А. Психологические рекомендации по подготовке к публичному выступлению / А. А. Шутилина // Новая наука: теоретический и практический взгляд. - 2016. - № 8. - С. 103-105
46. Ярошенко, Н. Н. История и методология теории социально¬культурной деятельности : учеб. пособие / Н. Н. Ярошенко. - М. : МГУКИ, 2007. - 360 с.
47. Clarc, D. Blended Learning. - CEO Epic Group plc / D. Clarc // 52 Old Stein, Brighton BN1 1NH, 2013. - 44 p.
48. Valiathan, P. Blended Learning Models [Electronic resource] / P. Valiathan // Purnima-valiathan. - 2014. - Access mode:http://purnima- valiathan.com/Blended-LearningModels