ВВЕДЕНИЕ 6
1 Теоретические основы развития информационных систем в образовании . 10
1.1 Основные понятия и этапы развития информационной системы 10
1.2 Планирование информационных систем. Основные стадии и этапы
создания информационных систем 25
2 Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в вузе 39
2.1 Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса: понятие,
требования и формирование 40
2.2 Требования к учебно-методическому обеспечению дисциплин
(модулей) на русском и иностранном языке в Сибирском федеральном университете 46
3 Разработка, внедрение и апробация автоматизированной системы
управления «Учебно-методическое обеспечение» 55
3.1 Описание интерфейсной части и функционала автоматизированной
системы управления «Учебно-методическое обеспечение» 55
3.2 Проведение и анализ результатов апробации автоматизированной
системы управления «Учебно-методическое обеспечение» 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
Литература
Стремительное развитие и повсеместное внедрение информационных технологий во многом способствовали появлению новых методов и способов управления учебным процессом. Актуальность создания информационной системы обусловлена тем, что для более эффективной работы учреждения образования, в наше время, необходима система, которая сможет автоматизировать процесс по обработке, хранению и использованию имеющейся информации на должном уровне.
В Российской Федерации данный вопрос находиться в активной работе. Подтверждением служит наличие целой серии документов, определяющих реализацию политики государства, направленную на повышение качества эффективности работы системы образования, уровня развития и интенсивности использования информационных и телекоммуникационных технологий:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [1];
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2013 г. N 1367 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры" [2];
- Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. N Пр - 212[3];
- Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227 - р[4];
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662 - р[5];
- Положение об образовательной программе высшего образования — программе бакалавриата, программе специалитета, программе магистратуры в Сибирском федеральном университете [6].
Качество образования, его результат, выраженный в приобретении компетенций, во многом зависит от системы документных ресурсов или другими словами, от учебно-методического обеспечения (УМО) образовательного процесса. Это подтверждает одно из требований государственной аккредитации вуза: в нем предписана 100% обеспеченность учебных дисциплин основных образовательных программ учебно-методическим обеспечением (показатель 2.4 «Методическая работа»).
Одним из основополагающих пунктов работы вуза является обеспечение учебного процесса. Обязательным требованием для реализации учебного процесса является наличие учебно-методического обеспечения (УМО).
В соответствии с инструктивными письмами и приказами Министерства образования и науки России учебно-методическое обеспечение является частью образовательной программы высшего учебного заведения, разрабатываемой по каждому направлению или специальности подготовки. Учебно-методическое обеспечение обязательно должно содержать утвержденную рабочую программу дисциплины, методические рекомендации для преподавателя и методические указания студентам. Обязанность разработки и заполнения учебно-методического обеспечение лежит на преподавателях кафедр вуза.
Создание учебно-методического обеспечения для отдельной дисциплины - сложная задача, для решения которой необходима активная работа высококвалифицированных и опытных преподавателей.
Однако возникает проблема в качественном контроле учебно-методического обеспечения дисциплины.
Проблема исследования заключается в необходимости разработки автоматизированной системы управления учебно-методического обеспечения дисциплины.
Цель магистерской диссертации - внедрить автоматизированную систему управления «Учебно-методическое обеспечение» ФГАОУ ВО СФУ.
Объектом исследования является информационная система управления в вузе.
Предметом исследования являются автоматизированная система управления «Учебно-методическое обеспечение».
В соответствии с выделенными проблемами и поставленной целью исследования выдвинута следующая гипотеза исследования: использование разработанной автоматизированной системы управления «Учебно-методическое обеспечение» будет результативным, если:
- обоснована необходимость внедрения автоматизированной системы управления учебно-методическое обеспечение в учебном процессе, ее сущность и назначение в условиях информатизации;
- осуществляет оптимизацию работы профессорско-преподавательского состава, а также сотрудников учебного управления Сибирского федерального университета в учебном процессе.
Цель, предмет, гипотеза исследования определили его ведущие задачи.
1) Осуществить анализ исторического аспекта информационных систем в образовании.
2) Определить основные стадии и этапы создания информационных систем.
3) Определить требования к учебно-методическому обеспечению дисциплины.
4) Разработать техническое задание по созданию автоматизированной системы управления учебно-методического обеспечения.
5) Разработать и внедрить автоматизированную систему учебно-методического обеспечения в «Сибирском федеральном университете».
6) Апробировать разработанную систему.
В данной работе автоматизированная система управления учебно-методическим обеспечением должна позволить получать полную информацию о готовности учебно-методического обеспечения по образовательной программе и институтам, а также выявлять проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели университета.
Практическая ценность работы состоит в том, что разработанный программный продукт позволяет организовать более эффективную работу сотрудников, а также учебному управлению университета упростить работу, связанную с организацией учебного процесса.
Стремительное развитие и повсеместное внедрение информационных технологий во многом способствовали появлению новых методов и способов управления учебным процессом. Актуальность создания информационной системы обусловлена тем, что для более эффективной работы учреждения образования, в наше время, необходима система, которая сможет автоматизировать процесс по обработке, хранению и использованию имеющейся информации на должном уровне.
В Российской Федерации данный вопрос находиться в активной работе. Подтверждением служит наличие целой серии документов, определяющих реализацию политики государства, направленную на повышение качества эффективности работы системы образования, уровня развития и интенсивности использования информационных и телекоммуникационных технологий.
Качество образования, его результат, выраженный в (данных документах) приобретении компетенций, во многом зависит от системы документных ресурсов или другими словами, от учебно- методического обеспечения (УМО) образовательного процесса. Это подтверждает одно из требований государственной аккредитации вуза: в нем предписана 100% обеспеченность учебных дисциплин основных образовательных программ учебно-методическим обеспечением (показатель 2.4 «Методическая работа»).
Одним из основополагающих пунктов работы вуза является обеспечение учебного процесса. Обязательным требованием для реализации учебного процесса является наличие учебно-методического обеспечения (УМО).
В соответствии с инструктивными письмами и приказами Министерства образования и науки России учебно-методическое обеспечение является частью основной образовательной программы высшего учебного заведения, разрабатываемой по каждому направлению или специальности подготовки и должен содержать рабочую учебную программу дисциплины, включающую методические рекомендации для преподавателя и методические указания студентам. Обязанность заполнения учебно-методического обеспечение лежит на сотрудниках кафедр вуза.
Создание учебно-методического обеспечения для отдельной дисциплины - сложная задача, для решения которой необходима активная работа высококвалифицированных и опытных преподавателей.
В данной работе создание информационной системы управления учебно-методическим обеспечением должна позволить получать полную информацию о готовности УМО по образовательным программа и институтам, а также выявлять наиболее проблематичные части, с которыми сталкиваются сотрудники университета.
В рамках первой и второй задачи были рассмотрены основные понятия информационных систем, примеры различных систем. Выявили классификацию по степени автоматизации информационных систем, а также классификация по характеру использования информации
В зависимости от степени автоматизации информационных процессов в системе управления фирмой информационные системы определяются как ручные, автоматические, автоматизированные
Ручные ИС характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком. Например, о деятельности менеджера в фирме, где отсутствуют компьютеры, можно говорить, что он работает с ручной ИС.
Автоматические ИС выполняют все операции по переработке информации без участия человека.
Автоматизированные ИС предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль отводится компьютеру. В современном толковании в термин "информационная система" вкладывается обязательно понятие автоматизируемой системы.
Автоматизированные ИС, учитывая их широкое использование в организации процессов управления, имеют различные модификации и могут быть классифицированы, например, по характеру использования информации и по сфере применения
Решая третью задачу нашего исследования, которая заключалась в изучении требований к учебно-методическому обеспечению дисциплины, проанализировали учебно-методическое обеспечение дисциплины в образовании.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса рассматривается нами как совокупность всех учебно-методических документов (планов, программ, методик, учебных пособий и т. д.), представляющих собой проект системного описания образовательного процесса.
Решая четвертую задачу нашего исследования, разработали техническое задание по созданию автоматизированной системы управления «Учебно-методического обеспечения».
Цель разработки: оптимизация процесса проверки и подачи информации об учебно-методическом обеспечении сотрудниками структурного подразделения учебного управления Сибирского федерального университета
Общее описание разработки: электронный запрос (заявка) на проверку учебно-методического обеспечения дисциплины и формирование отчетов и документов через официальный сайт СФУ. Итогом подачи электронного запроса (заявка) являются автоматически сформированные документы.
Размещение разработки: Главная/Структура/Учебное управление/Отдел развития и обеспечение основных образовательных программ/Вкладка учебно-методическое обеспечение/Подать заявку на проверку учебно¬методического обеспечения дисциплины.
Решая пятую задачу нашего исследования, разработали и внедрили автоматизированную систему учебно-методического обеспечения в Сибирском федеральном университете.
После внедрения наша автоматизированная система «Учебно-методическое обеспечение» позволяет получить полную информацию о готовности учебно-методического обеспечения дисциплин по образовательным программам Сибирского федерального университета.
Автоматизированная система «Учебно-методическое обеспечение» позволяет преподавателям легко и быстро заполнить заявку.
Автоматизированная система позволяем организовать более эффективную работу сотрудников отдела развития и обеспечения основных образовательных программ учебного управления Сибирского федерального университета, а так же осуществить контроль связанную с организацией учебного процесса.
Решая шестую задачу нашего исследования, которая заключалась в апробации нашей разработанной автоматизированной системы управления «Учебно-методическое обеспечение», изучили теоретические основы разработки и проведения апробации системы, описали программу апробации.
Практическая ценность работы состоит в том, что разработанный программный продукт позволяет организовать более эффективную работу сотрудникам, а также учебному управлению университета, упростить работу, связанную с организацией учебного процесса.
1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] : от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // Министерство образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: Ьйр://минобрнауки.рф.
2 Решение коллегии Минобразования РФ: от 4.11.2004 N ПК-5 «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru.
3 Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение (по отраслям) / Мин. Образования РФ. М.: 2009. - 20 с.
4 Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года [Текст]: Доктрина №751: [принят - 04.10.2000 г.] [Электронный ресурс] // Специализированный образовательный портал инновации в образовании. - Режим доступа: http://sinncom.ru.
5 Государственная программа Российской Федерации "Развитие
образования" на 2013-2020 годы [принят - 25.09.2012 г.] [Электронный
ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: Ьйр://минобрнауки.рф.
6 Положение об образовательной программе высшего образования — программе бакалавриата, программе специалитета, программе магистратуры в Сибирском федеральном университете. - Режим доступа: http://about.sfu- kras.ru/node/9276.
7 Информационные системы в науке, образовании и бизнесе : учебное пособие / О.В. Ефремов, П.С. Беляев. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. - 124 с. - 100 экз. - ISBN 5-8265-0506-0.
8 Автоматизированные информационные технологии в экономике: учеб, для вузов // Под ред. Г.А. Титоренко. - М.: ЮНИТИ, 2003, 2004, 2005. - 399 с.
9 Семенов М.И., Трубилин И.Т., Лойко В.И. и др. Автоматизированные информационные технологии в экономике // Под ред. И.Т. Трубилина.-М.: Финансы и статистика, 2003. - 416 с.
10 Мишенин А.И. Теория экономических информационных систем: Учебник. - 4-е изд., доп. и перераб. - М: Финансы и статистика, 2003. - 240 с.
11 Хотинская Г.И. Информационные технологии управления: Учеб, пособие для вузов. - МГУС. Ин-т экономики сервиса. - М.: Дело и Сервис, 2003. - 128с.
12 Томашевский О.М. Информационные технологии и моделирование бизнес-процессов [Электронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа: http://life-prog.ru/1_695_etapi-razvitiya-informatsionnih-sistem.html
13 Информатика: учебник // Под ред. Макаровой Н.В. -М.: Финансы и статистика, 2005. - 768 с.
14 Михеева Е. В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учеб. пособие для сред. проф. образования. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2005.
15 Е. И. Гребенюк, Н. А. Гребенюк. Технические средства информатизации: Учебник для сред. проф. образования - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2005.
16 Афанасьев С. В., Ярошенко В. Н. Эффективность
информационного обеспечения управления. - М., 2007.
17 Мясников В. А., Автоматизированные и автоматические системы управления, М., 2005.
18 Поппель Г., Голдстайн Б. Информационная технология - миллионные прибыли: Пер. с англ. - М., 2000.
19 Слепцов С. А. Создание управленческой информационной системы // Корпоративные системы. — 2003. — №5.
20 Образцов, П.И. Обеспечение учебного процесса в условиях информатизации высшей школы [Электронный ресурс] / П.И. Образцов. - 2006. - Режим дос
21 Электронная библиотека "Библиофонд" [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.bibliofond.ru
22 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://school-
collection.edu.ru/glossary/
23 Документы и материалы деятельности Федерального агентства по образованию за период 2004 - 2010 гг. [Электронный ресурс] - Режим доступа:http: //www.ed.gov.ru/news/konkurs/5692#q2
24 Н.А. Селезнева качество высшего образования как объект системного исследования электронный ресурс, Режим доступа: [http://www.misis.ru/Portals/0/IKVO/Selezneva/link_A_selezneva.pdf]
25 Ельникова Г.В. Основы адаптивного управления. - Харьков, 2004.
26 Боровкова Т. И., Морев И. А. Мониторинг развития системы образования. Часть 1. Теоретические аспекты: Учебное пособие. — Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. - 150 с.
27 [Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Белкин. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с
28 Зеер Э. Ф. Психология профессии. - М.: Академический проект; Фонд Мир, 2005. - 336 с
29 Е.И. Машбиц Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. -М.Знание
30 Официальный сайт Балтийского федерального университета [Электронный ресурс] - Режим доступа www.kantiana.ru
31 Официальный сайт Дальневосточного федерального университета [Электронный ресурс] - Режим доступа www.dvfu.ru
32 Официальный сайт Казанского федерального университета
[Электронный ресурс] - Режим доступа www.kpfu.ru
33 Официальный сайт Крымского федерального университета
[Электронный ресурс] - Режим доступа www.cfuv.ru
34 Официальный сайт Северо-Атлантического федерального
университета [Электронный ресурс] - Режим доступа www.narfu.ru
35 Официальный сайт Северо-Восточного федерального
университета [Электронный ресурс] - Режим доступа www.s-vfu.ru
36 Официальный сайт Северо-Кавказского федерального
университета [Электронный ресурс] - Режим доступа www.ncfu.ru
37 Официальный сайт Сибирского федерального университета
[Электронный ресурс] - Режим доступа www.sfu-kras.ru
38 Официальный сайт Уральского федерального университета
[Электронный ресурс] - Режим доступа www.urfu.ru
39 Официальный сайт Южного федерального университета [Электронный ресурс] - Режим доступа www.sfedu.ru
40 Профориентационный портал для обучающихся Московской области [Электронный ресурс] - Режим доступа Ьйр://мой-ориентир.рф
41 Профориентационный сайт для молодежи и школьников Норильска, Мончегорска, Красноярска, Мурманска, Кольского полуострова, детей сотрудников Норильского Никеля [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.nickelca.ru
42 Центр тестирования и развития гуманитарных технологий «Профориентация: Кем стать?» [Электронный ресурс] - Режим доступа http://prof.ht-line.ru
43 Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - 4-е изд., доп. - Москва : Азбуковник, 2000. - 940 с.
44 Королева Г.В. Программно-методическое обеспечение
преподавания психолого-педагогического цикла дисциплин подготовки социальных работников в профессиональном лицее: Дис. ...канд.пед.наук: 13.00.08/Королева Галина Васильевна - Екатеринбург, 2000.
45 Калмыков А.А. Программно-методическое обеспечение переподготовки преподавателей вуза: на примере исследования в Интернете: Дис. ...канд.пед.наук: 13.00.08/Калмыков Александр Альбертович - Москва, 2002.
46 Смирнова Е.В. Формирование и использование программно-методического обеспечения, реализующего возможности информационных технологий для развития умений иноязычной деятельности: на примере обучения английского языка студентов неязыковых специальностей.: Дис. канд.пед.наук: 13.00.08/ Смирнова Елена Викторовна - Москва, 2007.
47 Положение об Электронных образовательных ресурсах
Сибирского федерального университета [Электронный ресурс]/ Красноярск. - Сибирский Федеральный Университет - 2013. Режим доступа:
http://about.sfu-kras.ru/docs/8733/pdf/513452
48 Гафурова, Н.В. Педагогическое применение мультимедийных средств: учеб. пособие / Н.В. Гафурова, Е.Ю. Чурилова. - Красноярск: ИПК СФУ, 2010. - 176 с.
49 Горлушкина, Н.Н. Педагогические программные средства: учебное пособие / под ред. проф. М.И. Потеева. - СПб.: СПб ГИТМО (ТУ), 2002. - 152 с.
50 Байбародова, Л.В. Модель методического обеспечения профессионального роста педагогов / Л.В. Байбародова, М. И. Рожков // Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы. - 2008. - № 1. - 5 с.
51 ГОСТ 28195-89 Оценка качества программных средств. Общие положения - Москва, 2010.