МОДЕЛЬ АНТИУТОПИИ КАК ВИЗУАЛИЗАЦИЯ БУДУЩЕГО В СОВРЕМЕННОМ МАССОВОМ КИНЕМАТОГРАФЕ (НА МАТЕРИАЛЕ КИНОПРОИЗВЕДЕНИЯ «V - ЗНАЧИТ ВЕНДЕТТА»)
|
Введение 5
1 Антиутопия в мировой художественной и массовой культуре 11
1.1 История понятий утопия и антиутопия 11
1.2 Особенности антиутопии в литературе и философии 21
2 Феномен антиутопии в кинематографе XXI-го века 29
2.1 Тенденции популяризации и отображения модели будущего в
современном кинематографе 29
2.2 Анализ модели антиутопии на примере кинопроизведения «V - значит
Вендетта» (2006) 37
Заключение 51
Список использованных источников 54
Приложение А 63
Приложение Б 64
Приложение В
1 Антиутопия в мировой художественной и массовой культуре 11
1.1 История понятий утопия и антиутопия 11
1.2 Особенности антиутопии в литературе и философии 21
2 Феномен антиутопии в кинематографе XXI-го века 29
2.1 Тенденции популяризации и отображения модели будущего в
современном кинематографе 29
2.2 Анализ модели антиутопии на примере кинопроизведения «V - значит
Вендетта» (2006) 37
Заключение 51
Список использованных источников 54
Приложение А 63
Приложение Б 64
Приложение В
С конца XX-го века массовая культура играет важную роль не только в информационной индустрии, но также и в других сферах, от гуманитарных вплоть до экономических. Массовая культура довольно гибка и приспосабливается к интересам и вкусам широкой публики, и надлежащим образом имеет сильное влияние на неё. Кинематограф, будучи самым молодым видом искусства, тем не менее, обладает внушительной силой в социокультурном пространстве, и потому его связь с массовой культурой довольна крепка, так как отвечает запросам массовой аудитории, тем самым сохраняя и поддерживая её интерес к продуктам киноискусства.
Восприимчивость деятелей искусства, таких как режиссеры, писатели, художники, к жанровому языку антиутопии обнаруживает также прочную связь со многими сегментами искусства, таких как философия, литература, музыка. С начала XXI-го века наблюдается всё большая заинтересованность в, так называемом, «предвидении будущего», а это как раз находит отклик в антиутопических картинах.
Соответственно актуальность выпускной квалификационной работы в первую очередь содержится в том, что произведения такого жанра как антиутопия подвергались изучению строго с литературной и философской точки зрения. Киноведческих же исследований на данную тему проведено недостаточно, что является большим упущением, так как в последнее время наблюдается сильный интерес к этому жанру, а соответственно отмечается быстрый рост производства кинокартин-антиутопий, делая этот жанр новым социально-культурным феноменом. Сообразно этому заключению, данное исследование призвано не только рассмотреть антиутопию в малоизученной области, но также стать опорой в областях изучения искусствоведения, культурологии, киноведения, а также послужить базой в последующих исследованиях.
Степень изученности
Рассматривая модель антиутопии в современном массовом кинематографе, необходимо обратить особое внимание на работы, посвященные изучению антиутопии как в литературном аспекте, так и в культурологическом.
Антиутопия - достаточно специфическая художественная форма, которая возникает сначала в литературе, быстро охватывая другие области науки. На протяжении полувека антиутопия как феномен литературного жанра подверглась пристальному изучению зарубежными и отечественными исследователями.
К настоящему времени научное сообщество обладает внушительным объемом знаний о данном социокультурном феномене, накопив большой опыт интерпретации аспектов и форм антиутопии на материале истории и теории жанра. Известен ряд работ, посвященных исследованию антиутопии в разных её проявлениях и аспектах. Монографии таких авторов, как И. Д. Тузовский, Е. Ю. Козьмина, Шишкина С. Г. раскрывают теоретические стороны антиутопии в контексте её истории. Сравнивая модели зарубежных и отечественных антиутопий, авторы делают критический анализ и разбор представленных моделей, рефлексируя на современность. Немаловажным является тот факт, что авторы уделяют особое внимание антиутопической интертекстуальности, которая рассматривается ими как неотделимый аспект антиутопии, что делает её своеобразным социокультурным феноменом, который занимает универсальную позицию в различных дисциплинах. Наиболее значимой монографией является работа И. Д. Тузовского, так как в его монографии проведен ряд исследований в области антиутопической литературы, а также проведена наглядная систематизация полученных результатов.
Не менее интересным представляется книга Х. Гюнтера «По обе стороны от утопии: Контексты творчества А. Платонова». В книге немецкого автора исследуется творчество русского писателя Андрея Платонова, где на материале всего объема сочинений рассмотрена трансформация его мировоззрения. Особое внимание уделено месту Платонова в мировой традиции утопического мышления и жанра утопии и антиутопии.
Зарубежные исследователи изучали антиутопию в своих трудах на опоре литературных произведений. Например, Роберт К. Моррис выпускает эссе, посвященное изучению произведения Энтони Бёрджесса «Заводной апельсин», где автор как раз использовал элементы антиутопии в своем романе. Моррис исследует аспекты экзистенциального кризиса, с которыми сталкиваются герои романа, вскользь связывая их с тенденциями отображения литературной антиутопии. Ричард Риз в своем эссе «Беглец из лагеря Победы» в полной мере подошел к изучению творчества Дж. Оруэлла, который написал знаменитый роман-антиутопию «1984». Томас Д. Кларсон проделывает другую, более объемную работу, выпуская в 1971-м году монографию-антологию «Другая сторона реализма: эссе по современному фэнтези и научной фантастике».
Научные статьи Б. Ланина и Л. Геллера исследуют антиутопию в её комплексе. Б. Ланин отмечает в своей работе, ссылаясь на труды и идеи М. Бахтина, что структурным стержнем мира антиутопии является мир псевдокарнавала, который противостоит классическому карнавалу. Л. Геллер же замечает, что в качестве основной составляющей антиутопической парадигмы выступает герметизм. Труды Г. Морсона и В. Чаликовой показывают, что феномен антижанровости антиутопии как раз и изображает последствия преодоления утопии. Г. Морсон объясняет, что антиутопия с позиции антижанра - это пародия на отношения между традиционными жанрами и антижанрами. Также в своих научных статьях раскрывали многообразие аспектов антиутопии такие авторы, как Р. Пеннер, А. Дыдров, О. Голозубов, О. Печенкина, А. Минаков, Ю. Гаврикова и другие.
Исследуя вопрос истории понятий утопии и антиутопии, следует обратиться к помощи Кэмбриджского справочника по утопической литературе, где помимо основных теоретических положений приводятся яркие примеры литературных трудов разных лет.
Стоит заметить, что антиутопия привлекала не только отечественных исследователей, но также представляла и творческий интерес для многих писателей и поэтов, таких как Ю. Алешковский, А. и Б. Стругацкие, В. Аксенов, А. Курчаткин, В. Войнович, А. Зиновьев, Д. Савицкий и других.
Помимо исследования антиутопии в целом, непосредственное значение имеет изучение такого важного пласта культуры как кинематограф. Его изучением на протяжении многих лет - фактически с момента его основания вплоть до наших дней - занимались многие выдающиеся деятели искусства, науки, философии, журналистики и многих прикладных областей.
Так, например, труды таких авторов, как Ж. Садуля, Е. Теплиц, Н. Зоркой, В. Колодяжной, Г. Красновой, Л. Гиш и многих других посвящены истории кинематографа.
Также кинематограф изучали не только с позиции историзма. Кинематограф как явление культуры раскрыли в своих монографиях М. Жабский, З. Кракауэр, Ю. Лотман, А. Базен, М. Зак, О. Аронсон, Л. Федотова, С. Пензин, А. Трояновский, С. Гинзбур, Т. Науменко, Ю. Цивьян, Г. Мельник, Р. Арнхейм, К. Тарасов, А. Долин, С. Кац, М. Ямпольский и другие выдающиеся деятели.
Философскую сторону кинематографа освещали такие авторы, как К. Метц, С. Жижек, О. Аронсон и другие.
Проблема
Противоречие между высокой степенью популяризации антиутопии в кинематографе, с одной стороны, и малоизученностью в научных трудах, с другой.
Объект исследования
Антиутопия в современном массовом кинематографе.
Предмет исследования
Специфика модели антиутопии в кинопроизведении «V - значит Вендетта».
Цель исследования
Выявить особенности антиутопии как визуализации будущего в кинопроизведении «V - значит Вендетта».
Задачи
1. Изучить феномен антиутопии в литературе и философии
2. Выявить особенности феномена антиутопии
3. Обозначить на основе анализа статей и публикаций тенденции популяризации антиутопии в кинематографе
4. Раскрыть специфику антиутопии как визуализации будущего в кинематографе на примере анализа фильма «V - значит Вендетта»
Методологические основы исследования
Методологической основой работы выступает философско- искусствоведческий анализ, который был разработан В.И. Жуковским, Н.П. Копцевой и Д.В. Пивоваровым в современной теории изобразительного искусства. Данный метод применим по причине того, что в исследовании разбирается кинематограф, который является видом искусства, а также такой метод позволяет более целостно рассмотреть и овладеть художественным образом анализируемого произведения искусства. Также применение общенаучных методов будет необходимо при анализе произведения киноискусства, что позволить определить его художественную идею.
Предполагаемый результат
Будет проведён анализ наиболее показательного кинофильма- антиутопии, и будут выделены основные тенденции использования подобного жанра в киноязыке. Также будут даны ответы на поднимаемые вопросы - в чем заключается привлекательность этого жанра как для режиссеров, так и для зрителей, почему этот жанр набирает всё большую популярность и завоёвывает место в системе кинематографа, и как данные модели влияют на современную аудиторию.
Структура дипломной работы
В работе имеется введение, в котором содержится проект исследования. Две главы, в рамках которых описаны процесс и поэтапные результаты изучения избранной проблематики, содержат по два параграфа каждая. В заключении подводятся основные выводы проделанного в выпускной квалификационной работе. Библиографический список содержит 100 наименований.
Восприимчивость деятелей искусства, таких как режиссеры, писатели, художники, к жанровому языку антиутопии обнаруживает также прочную связь со многими сегментами искусства, таких как философия, литература, музыка. С начала XXI-го века наблюдается всё большая заинтересованность в, так называемом, «предвидении будущего», а это как раз находит отклик в антиутопических картинах.
Соответственно актуальность выпускной квалификационной работы в первую очередь содержится в том, что произведения такого жанра как антиутопия подвергались изучению строго с литературной и философской точки зрения. Киноведческих же исследований на данную тему проведено недостаточно, что является большим упущением, так как в последнее время наблюдается сильный интерес к этому жанру, а соответственно отмечается быстрый рост производства кинокартин-антиутопий, делая этот жанр новым социально-культурным феноменом. Сообразно этому заключению, данное исследование призвано не только рассмотреть антиутопию в малоизученной области, но также стать опорой в областях изучения искусствоведения, культурологии, киноведения, а также послужить базой в последующих исследованиях.
Степень изученности
Рассматривая модель антиутопии в современном массовом кинематографе, необходимо обратить особое внимание на работы, посвященные изучению антиутопии как в литературном аспекте, так и в культурологическом.
Антиутопия - достаточно специфическая художественная форма, которая возникает сначала в литературе, быстро охватывая другие области науки. На протяжении полувека антиутопия как феномен литературного жанра подверглась пристальному изучению зарубежными и отечественными исследователями.
К настоящему времени научное сообщество обладает внушительным объемом знаний о данном социокультурном феномене, накопив большой опыт интерпретации аспектов и форм антиутопии на материале истории и теории жанра. Известен ряд работ, посвященных исследованию антиутопии в разных её проявлениях и аспектах. Монографии таких авторов, как И. Д. Тузовский, Е. Ю. Козьмина, Шишкина С. Г. раскрывают теоретические стороны антиутопии в контексте её истории. Сравнивая модели зарубежных и отечественных антиутопий, авторы делают критический анализ и разбор представленных моделей, рефлексируя на современность. Немаловажным является тот факт, что авторы уделяют особое внимание антиутопической интертекстуальности, которая рассматривается ими как неотделимый аспект антиутопии, что делает её своеобразным социокультурным феноменом, который занимает универсальную позицию в различных дисциплинах. Наиболее значимой монографией является работа И. Д. Тузовского, так как в его монографии проведен ряд исследований в области антиутопической литературы, а также проведена наглядная систематизация полученных результатов.
Не менее интересным представляется книга Х. Гюнтера «По обе стороны от утопии: Контексты творчества А. Платонова». В книге немецкого автора исследуется творчество русского писателя Андрея Платонова, где на материале всего объема сочинений рассмотрена трансформация его мировоззрения. Особое внимание уделено месту Платонова в мировой традиции утопического мышления и жанра утопии и антиутопии.
Зарубежные исследователи изучали антиутопию в своих трудах на опоре литературных произведений. Например, Роберт К. Моррис выпускает эссе, посвященное изучению произведения Энтони Бёрджесса «Заводной апельсин», где автор как раз использовал элементы антиутопии в своем романе. Моррис исследует аспекты экзистенциального кризиса, с которыми сталкиваются герои романа, вскользь связывая их с тенденциями отображения литературной антиутопии. Ричард Риз в своем эссе «Беглец из лагеря Победы» в полной мере подошел к изучению творчества Дж. Оруэлла, который написал знаменитый роман-антиутопию «1984». Томас Д. Кларсон проделывает другую, более объемную работу, выпуская в 1971-м году монографию-антологию «Другая сторона реализма: эссе по современному фэнтези и научной фантастике».
Научные статьи Б. Ланина и Л. Геллера исследуют антиутопию в её комплексе. Б. Ланин отмечает в своей работе, ссылаясь на труды и идеи М. Бахтина, что структурным стержнем мира антиутопии является мир псевдокарнавала, который противостоит классическому карнавалу. Л. Геллер же замечает, что в качестве основной составляющей антиутопической парадигмы выступает герметизм. Труды Г. Морсона и В. Чаликовой показывают, что феномен антижанровости антиутопии как раз и изображает последствия преодоления утопии. Г. Морсон объясняет, что антиутопия с позиции антижанра - это пародия на отношения между традиционными жанрами и антижанрами. Также в своих научных статьях раскрывали многообразие аспектов антиутопии такие авторы, как Р. Пеннер, А. Дыдров, О. Голозубов, О. Печенкина, А. Минаков, Ю. Гаврикова и другие.
Исследуя вопрос истории понятий утопии и антиутопии, следует обратиться к помощи Кэмбриджского справочника по утопической литературе, где помимо основных теоретических положений приводятся яркие примеры литературных трудов разных лет.
Стоит заметить, что антиутопия привлекала не только отечественных исследователей, но также представляла и творческий интерес для многих писателей и поэтов, таких как Ю. Алешковский, А. и Б. Стругацкие, В. Аксенов, А. Курчаткин, В. Войнович, А. Зиновьев, Д. Савицкий и других.
Помимо исследования антиутопии в целом, непосредственное значение имеет изучение такого важного пласта культуры как кинематограф. Его изучением на протяжении многих лет - фактически с момента его основания вплоть до наших дней - занимались многие выдающиеся деятели искусства, науки, философии, журналистики и многих прикладных областей.
Так, например, труды таких авторов, как Ж. Садуля, Е. Теплиц, Н. Зоркой, В. Колодяжной, Г. Красновой, Л. Гиш и многих других посвящены истории кинематографа.
Также кинематограф изучали не только с позиции историзма. Кинематограф как явление культуры раскрыли в своих монографиях М. Жабский, З. Кракауэр, Ю. Лотман, А. Базен, М. Зак, О. Аронсон, Л. Федотова, С. Пензин, А. Трояновский, С. Гинзбур, Т. Науменко, Ю. Цивьян, Г. Мельник, Р. Арнхейм, К. Тарасов, А. Долин, С. Кац, М. Ямпольский и другие выдающиеся деятели.
Философскую сторону кинематографа освещали такие авторы, как К. Метц, С. Жижек, О. Аронсон и другие.
Проблема
Противоречие между высокой степенью популяризации антиутопии в кинематографе, с одной стороны, и малоизученностью в научных трудах, с другой.
Объект исследования
Антиутопия в современном массовом кинематографе.
Предмет исследования
Специфика модели антиутопии в кинопроизведении «V - значит Вендетта».
Цель исследования
Выявить особенности антиутопии как визуализации будущего в кинопроизведении «V - значит Вендетта».
Задачи
1. Изучить феномен антиутопии в литературе и философии
2. Выявить особенности феномена антиутопии
3. Обозначить на основе анализа статей и публикаций тенденции популяризации антиутопии в кинематографе
4. Раскрыть специфику антиутопии как визуализации будущего в кинематографе на примере анализа фильма «V - значит Вендетта»
Методологические основы исследования
Методологической основой работы выступает философско- искусствоведческий анализ, который был разработан В.И. Жуковским, Н.П. Копцевой и Д.В. Пивоваровым в современной теории изобразительного искусства. Данный метод применим по причине того, что в исследовании разбирается кинематограф, который является видом искусства, а также такой метод позволяет более целостно рассмотреть и овладеть художественным образом анализируемого произведения искусства. Также применение общенаучных методов будет необходимо при анализе произведения киноискусства, что позволить определить его художественную идею.
Предполагаемый результат
Будет проведён анализ наиболее показательного кинофильма- антиутопии, и будут выделены основные тенденции использования подобного жанра в киноязыке. Также будут даны ответы на поднимаемые вопросы - в чем заключается привлекательность этого жанра как для режиссеров, так и для зрителей, почему этот жанр набирает всё большую популярность и завоёвывает место в системе кинематографа, и как данные модели влияют на современную аудиторию.
Структура дипломной работы
В работе имеется введение, в котором содержится проект исследования. Две главы, в рамках которых описаны процесс и поэтапные результаты изучения избранной проблематики, содержат по два параграфа каждая. В заключении подводятся основные выводы проделанного в выпускной квалификационной работе. Библиографический список содержит 100 наименований.
Целью настоящей выпускной квалификационной работы было выявление особенности антиутопии как визуализации будущего в кинопроизведении «V - значит Вендетта».
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи.
Во-первых, изучена история эволюции термина и жанра антиутопия в мировой художественной культуре.
Во-вторых, выявлен феномен антиутопии в литературе и философии.
В-третьих, изучены тенденции популяризации антиутопии в современном кинематографе.
В-четвертых, проведено исследование и раскрыта специфика антиутопии как визуализации будущего на примере конкретного кинопроизведения.
Таким образом, можно заключить, что антиутопия как социокультурный феномен остается актуальной и по сей день, хотя и переживает зачастую несправедливое игнорирование со стороны научно¬исследовательской литературы. В последние года ситуация начинает меняться, и антиутопии как феномену кинематографа посвящается всё больше научных статей.
Антиутопия через поп-культуру заставляет людей задумываться над многими вопросами, вынуждая рефлексировать над увиденным или прочитанным. Эти вопросы могут варьироваться от элементарных природных вплоть до более глубоких и философских. Так как расположение социума в каком-либо отрезке времени не является существенной чертой, то временные модусы - будь то прошлое, настоящее или будущее, - приобретают различную ценность. Эта ценность определяется субъективно - человечество никогда не сможет однозначно определить, было ли так ценно прошлое - даже если сосредотачивать свое внимание на отдельных его аспектах.
Человеку естественно стремиться к лучшему, - к так называемой утопии, - но погружение в атмосферу страха, который сталкивает его лицом к лицу со смертью, даже виртуальной, порождает в нем состояние некого катарсиса, который в свою очередь позволяет переосмыслить себя и свое отношение к «сейчас». Именно этим антиутопии привлекают современного человека - возможностью заглянуть в будущее, предлагая десятки вариантов развития и пережить определенное моральное «перерождение».
Антиутопия в её теоретическом плане не может являться самодостаточной силой. Говоря другим языком - ей необходимо пространство, которое она может заполнить (это может являться и литературой, и кинематографом, и философией), чтобы косвенно влиять на события в будущем. Именно этим занимались деятели искусства, обращаясь в своих произведениях к антиутопии как своеобразному голосу совести. Алан Мур, создавая графический роман, опасался реализации тех событий, которые придумал - но, допуская их в своем сознании, пытался найти возможное решение, чтобы предотвратить их, влияя на общество. Ведь идея, заложенная и переданная визуальными средствами, способна зародить в людях необходимые настроения и вовремя направить их деятельность в сторону от разрушения.
Самой важной деталью для антиутопии является свобода как таковая. Её рассматривают метафорично или же совсем завуалированно, но свобода как физическая, так и душевная, остается неотъемлемой частью жанра. Каждый фильм или роман оперирует этим понятием по мере своего осознания проблемы и возможности её представить. «V - значит Вендетта» сталкивался с проблемами восприятия и показа, так как многие страны видели в сюжете и экранизации угрозу для их режима, тем самым невольно подтверждая худшие ожидания антиутопии - существует ли эта свобода и обладает ли человек ею всецело.
Философско-искусствоведческий подход к изучению проблематики позволил определить картину мира, которую демонстрирует антиутопия.
Всевозможные ужасы меркнут перед реальным страхом последствий человеческой деятельности, которую может сотворить человек. Атмосфера страха и угнетения, как морального, так и физического, характерна для такого мира, который сочетает в себе все негативные тенденции развития.
Антиутопия, как литературная, так и кинематографическая, обладает важными свойствами, такими как рефлексия, познание, терапия. Эти свойства антиутопии позволяют человеку вырабатывать критичное отношение к своему времени, заставляя рефлексировать над возможными негативными результатами. Необязательно быть напрямую виноватым, порой даже косвенное отношение может менять историю - таков посыл дистопических произведений.
При проведении анализа кинематографического феномена антиутопии на примере фильма «V - значит Вендетта», была выявлена актуальность данного социокультурного феномена.
Модель антиутопии как визуализации будущего в современном кинематографе наследует социальную ориентированность в своих сюжетах. Основным для современного человека является страх перед тотальной властью, ужас перед гипотетическим лишением свободы, моральное и физическое обезличивание - эти атрибуты, свойственные классическим антиутопиям в литературе, актуальны и сейчас. Будущее в кинематографических антиутопиях работает против индивидуальности человека, обезличивая его и принудительно уравнивая со всеми.
Антиутопия, благодаря своей обращенности в будущее, позволяет людям попробовать заглянуть в то время, которое он не застанет. И эта обращенность не будет радостной, но, обладая своим терапевтическим свойством, она позволяет человеку осознать важность его настоящего времени, в котором он живет. Именно особенность влиять через кинокоммуникацию на зрителя, антиутопия обнаруживает свою ценность как феномена культуры.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи.
Во-первых, изучена история эволюции термина и жанра антиутопия в мировой художественной культуре.
Во-вторых, выявлен феномен антиутопии в литературе и философии.
В-третьих, изучены тенденции популяризации антиутопии в современном кинематографе.
В-четвертых, проведено исследование и раскрыта специфика антиутопии как визуализации будущего на примере конкретного кинопроизведения.
Таким образом, можно заключить, что антиутопия как социокультурный феномен остается актуальной и по сей день, хотя и переживает зачастую несправедливое игнорирование со стороны научно¬исследовательской литературы. В последние года ситуация начинает меняться, и антиутопии как феномену кинематографа посвящается всё больше научных статей.
Антиутопия через поп-культуру заставляет людей задумываться над многими вопросами, вынуждая рефлексировать над увиденным или прочитанным. Эти вопросы могут варьироваться от элементарных природных вплоть до более глубоких и философских. Так как расположение социума в каком-либо отрезке времени не является существенной чертой, то временные модусы - будь то прошлое, настоящее или будущее, - приобретают различную ценность. Эта ценность определяется субъективно - человечество никогда не сможет однозначно определить, было ли так ценно прошлое - даже если сосредотачивать свое внимание на отдельных его аспектах.
Человеку естественно стремиться к лучшему, - к так называемой утопии, - но погружение в атмосферу страха, который сталкивает его лицом к лицу со смертью, даже виртуальной, порождает в нем состояние некого катарсиса, который в свою очередь позволяет переосмыслить себя и свое отношение к «сейчас». Именно этим антиутопии привлекают современного человека - возможностью заглянуть в будущее, предлагая десятки вариантов развития и пережить определенное моральное «перерождение».
Антиутопия в её теоретическом плане не может являться самодостаточной силой. Говоря другим языком - ей необходимо пространство, которое она может заполнить (это может являться и литературой, и кинематографом, и философией), чтобы косвенно влиять на события в будущем. Именно этим занимались деятели искусства, обращаясь в своих произведениях к антиутопии как своеобразному голосу совести. Алан Мур, создавая графический роман, опасался реализации тех событий, которые придумал - но, допуская их в своем сознании, пытался найти возможное решение, чтобы предотвратить их, влияя на общество. Ведь идея, заложенная и переданная визуальными средствами, способна зародить в людях необходимые настроения и вовремя направить их деятельность в сторону от разрушения.
Самой важной деталью для антиутопии является свобода как таковая. Её рассматривают метафорично или же совсем завуалированно, но свобода как физическая, так и душевная, остается неотъемлемой частью жанра. Каждый фильм или роман оперирует этим понятием по мере своего осознания проблемы и возможности её представить. «V - значит Вендетта» сталкивался с проблемами восприятия и показа, так как многие страны видели в сюжете и экранизации угрозу для их режима, тем самым невольно подтверждая худшие ожидания антиутопии - существует ли эта свобода и обладает ли человек ею всецело.
Философско-искусствоведческий подход к изучению проблематики позволил определить картину мира, которую демонстрирует антиутопия.
Всевозможные ужасы меркнут перед реальным страхом последствий человеческой деятельности, которую может сотворить человек. Атмосфера страха и угнетения, как морального, так и физического, характерна для такого мира, который сочетает в себе все негативные тенденции развития.
Антиутопия, как литературная, так и кинематографическая, обладает важными свойствами, такими как рефлексия, познание, терапия. Эти свойства антиутопии позволяют человеку вырабатывать критичное отношение к своему времени, заставляя рефлексировать над возможными негативными результатами. Необязательно быть напрямую виноватым, порой даже косвенное отношение может менять историю - таков посыл дистопических произведений.
При проведении анализа кинематографического феномена антиутопии на примере фильма «V - значит Вендетта», была выявлена актуальность данного социокультурного феномена.
Модель антиутопии как визуализации будущего в современном кинематографе наследует социальную ориентированность в своих сюжетах. Основным для современного человека является страх перед тотальной властью, ужас перед гипотетическим лишением свободы, моральное и физическое обезличивание - эти атрибуты, свойственные классическим антиутопиям в литературе, актуальны и сейчас. Будущее в кинематографических антиутопиях работает против индивидуальности человека, обезличивая его и принудительно уравнивая со всеми.
Антиутопия, благодаря своей обращенности в будущее, позволяет людям попробовать заглянуть в то время, которое он не застанет. И эта обращенность не будет радостной, но, обладая своим терапевтическим свойством, она позволяет человеку осознать важность его настоящего времени, в котором он живет. Именно особенность влиять через кинокоммуникацию на зрителя, антиутопия обнаруживает свою ценность как феномена культуры.



