Введение 3
1 Теоретические основы сравнительного анализа финансовых показателей операторов
мобильной связи 5
1.1 Современное состояние рынка мобильной связи РФ 5
1.2 Методика сравнительного анализа финансово-хозяйственных показателей и
формирования рейтинговой оценки финансово-хозяйственной деятельности и финансового состояния 10
2 Сравнительный анализ финансово-хозяйственной деятельности и финансового
состояния операторов рынка мобильной связи 19
2.1 Сравнительный анализ операционных показателей деятельности 19
2.2 Сравнительный анализ финансовых результатов 22
2.3 Сравнительный анализ финансового состояния 26
3 Рейтинговая оценка деятельности и финансового состояния операторов рынка
мобильной связи 30
3.1 Отбор показателей финансово-хозяйственной деятельности для включения в
рейтинговую оценку 30
3.2 Рейтинговая оценка финансово-хозяйственной деятельности и финансового
состояния 32
3.3 Разработка рекомендаций по улучшению финансового состояния исследуемых
предприятий на основе SWOT-анализа 38
Заключение 45
Список использованных источников 49
Приложения А - Е
Рынок мобильной связи до недавнего прошлого являлся одним из наиболее динамично развивающихся рынков, как в России, так и во всем мире. В настоящее время отрасль телекоммуникаций, частью которой является исследуемый рынок, вошла в фазу стагнации, однако это не мешает ей сохранять статус одной из самых перспективных отраслей экономики. Это связано, прежде всего, с процессом совершенствования существующих технологий и появлением новых, позволяющих снижать стоимость и повышать качество связи. В отрасли появляются новые продукты, которые становятся доступны широкому кругу населения. Существует достаточно острая борьба между компаниями. С развитием технологий связи конкуренция между операторами перестала быть только ценовой конкуренцией или конкуренцией качества сети. Мобильный телефон теперь уже не только телефонный аппарат. У него появляются новые функции, операторы предлагают новые услуги своим абонентам, и доля доходов операторов от предоставления дополнительных услуг постоянно возрастает.
Актуальность работы обусловлена тем, что в настоящее время рынок мобильной связи под воздействием факторов насыщения переживает значительные изменения. В условиях, когда невозможно наращивать темпы прибыли за счет абонентской базы, предприятия вынуждены проявлять свойства гибкости и разрабатывать новые модели ведения бизнеса. Подобные перемены в отрасли привлекают к ней значительное внимание со стороны общественности.
Целью работы является формирование рейтинга операторов рынка сотовой связи РФ и разработка рекомендаций по улучшению финансового состояния исследуемых предприятий на основе результатов проведенного анализа.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотрение современного состояния рынка мобильной связи РФ;
- обобщение методики сравнительного рейтингового анализа предприятий;
- проведение сравнительного анализа на основе ключевых показателей, характеризующих деятельность исследуемых компаний;
- построение рейтинговой оценки деятельности предприятий с использованием наиболее репрезентативных из рассмотренных ранее показателей;
- разработка рекомендаций по улучшению финансового состояния компаний- операторов рынка мобильной связи.
Объектом исследования выступают предприятия - операторы мобильной связи.
Предметом исследования является финансово-хозяйственная деятельность и финансовое состояние исследуемых организаций.
Теоретической базой работы стали учебники и учебные пособия по анализу А.Д. Шеремета, Н.Б. Клишевич, Н.С. Вахрушиной, Л.Е. Тумали, а так же научные статьи С.И. Крылова, Е.Н. Выборовой, О.Е. Мезенцевой, П.С. Суханова.
Информационной базой работы, по причине полугодичного временного лага между окончанием отчетного периода и предоставлением информации широкому кругу пользователей, стали годовые отчеты и бухгалтерская финансовая отчетность операторов сотовой связи РФ за 2015 год.
В процессе исследования были применены такие общенаучные методы, как:
- описание;
- дедукция;
- индукция;
- системный подход.
Помимо этого в работе применены такие специальные методы экономического анализа как:
- многомерное сравнение;
- комплексная оценка;
- относительные величины;
- стратегический анализ.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов работы в системе менеджмента предприятий, а так же в возможности рассмотрения полученных выводов при принятии инвестиционных решений.
Работа состоит из введения, основной части в виде трех глав, каждая из которых в свою очередь делится на пункты, заключения, списка использованных источников и приложений. Первая глава содержит себе описание рынка, на котором работают исследуемые компании, и обобщение методики сравнительного анализа операторов связи. Во второй главе приведено сравнение организаций по ключевым показателям их деятельности. В третьей главе содержится процесс построения рейтинговой оценки предприятий - операторов связи, а так же описываются рекомендации по улучшению финансового состояния данных компаний
В рамках данной работы проводилось исследование финансово-хозяйственных показателей деятельности предприятий-операторов рынка сотовой связи.
На начальном этапе исследования было произведено описание рынка сотовой связи РФ. В ходе описания были выявлены основные тенденции, определяющие развитие отрасли. Так главным фактором, влияющим на исследуемые предприятия стало общее насыщение рынка, ознаменовавшее переход от экстенсивного типа развития отрасли к интенсивному, в условиях которого доходы предприятий стали в большой степени зависеть от предоставления дополнительных услуг. Роль основной дополнительной услуги взял на себя мобильный доступ к сети интернет. Кроме этого в процессе описания рынка сотовой связи были описаны негативные тенденции, ограничивающие и осложняющие рост рынка в современных условиях. Основной угрозой рынка стало осложнение экономической ситуации в стране, породившее сразу несколько финансовых рисков для предприятий, среди которых: валютные риски и риски изменения процентных ставок. Далее были описаны основные управленческие решения предприятий, принятые в сложившихся условиях.
Следующим этапом работы стало описание методики сравнительного анализа предприятий. В процессе разработки методики сравнительного анализа был выбран и описан круг показателей для оценки деятельности операторов мобильной связи. Все показатели были разделены на три группы, описывающие разные аспекты деятельности: показатели операционной деятельности, показатели финансовых результатов, показатели финансового состояния. При отборе показателей особое внимание уделялось свойствам репрезентативности, основанному на полученном знании об отраслевой специфики.
Далее в работе были описаны методы рейтинговой оценки предприятий. Для ранжирования компаний и определения их положений на рынке были выбраны четыре метода расчета комплексных оценок: метод суммы мест, метод сумм, метод расстояний и таксонометрический метод. Для всех методов были описаны способы расчета, кратко изложены их основные преимущества и недостатки.
Практическая часть работы началась с анализа операционных показателей деятельности предприятий. В рамках данного анализа были рассмотренные абсолютные величины, описывающие состояние предприятий данной отрасли, а так же выявлены некоторые тенденции в характеристике предприятий. Так в рамках анализа операционной деятельности были рассмотрены такие показатели как: объем абонентской базы, по которому были сделаны выводы о масштабах деятельности операторов, среднемесячное потребление минут голосовой связи в расчете на одного абонента, на основании которого были сделаны выводы об эффективности реализации услуг голосовой связи, распространение сетей четвертого поколения, по которому были сделаны выводы о соответствии предприятий сложившимся на рынке тенденциям, масштаб розничной сети, на основании которого была дана оценка способности предприятий удовлетворять и стимулировать спрос на свои услуги, а так же численность персонала, на основании которой были сделаны выводы об эффективности построения организационных структур компаний. Среди выявленных в ходе анализа операционных показателей деятельности тенденций, можно назвать лидирование ПАО «МТС» в рамках большого количества показателей, малое отставание ПАО «Мегафон» от лидера, а так же проигрышное положение ПАО «ВымпелКом».
Далее были рассмотрены показатели финансовых результатов исследуемых предприятий. Первым рассмотренным показателем из блока финансовых результатов стала величина выручки предприятий в исследуемом периоде, на основании которой были сделаны выводы об объемах реализованных операторами услуг в денежном выражении. Далее были описаны абсолютные и относительные величины доходов исследуемых организаций от предоставления услуг мобильного доступа к сети интернет, на основании которых были сделаны выводы о том, насколько структура доходов компаний соответствует требованиям рынка. После этого были рассмотрены показатели среднемесячной выручки в расчете на одного абонента, на основании которой были сделаны выводы о том, каким образом (за счет количества абонентов или за счет реализации дополнительных услуг) крупнейшие операторы мобильной связи в РФ формируют свои доходы. Следующими показателями, рассмотренными в блоке анализа финансовых результатов стали абсолютные и относительные величины прибыли за вычетом налогов, процентов и амортизации, на основании которых удалось оценить прибыльность компаний, очищенную от влияния структуры затрат. После этого в работе были описаны абсолютные и относительные показатели капитальных затрат, позволившие оценить соответствие компаний рыночным тенденциям и сделать прогнозы относительно будущей расстановки сил в отрасли. В заключении были рассмотрены величины операционного денежного потока и чистой прибыли, при помощи которых были оценены параметры эффективности ведения бизнеса. Общие выводы по данным анализа финансовых результатов исследуемых предприятий совпали с выводами сделанными ранее и дополнили их тем фактом, что ПАО «МегаФон» лучше своих конкурентов соответствует сложившейся на рынке обстановке.
Заключительным блоком второй главы работы стал анализ финансового состояния операторов отечественного рынка мобильной связи. В рамках данного анализа было рассмотрено шесть показателей, первым из которых стал коэффициент автономии, позволивший сделать выводы о степени финансовой независимости компаний. Вторым показателем, рассмотренным в рамках оценки финансового состояния организаций, стало соотношение дебиторской и кредиторской задолженности, при помощи которого были сделаны выводы об ожидаемых предприятиями поступлениях. Следующим критерием оценки предприятий стала ликвидность. Для оценки ликвидности были рассчитаны три коэффициента, при помощи которых были сделаны выводы о способности предприятий погасить краткосрочную кредиторскую задолженность в различных условиях. В заключение были рассмотрены величины оборачиваемости активов при помощи которого была оценена интенсивность с которой операторы используют свои активы. Общие выводы, сделанные на основании анализа финансового состояний компаний, совпали с ранее сделанными умозаключениями и не добавили к ним ничего нового.
Следующей частью работы стало построение рейтингов предприятий. Первым этапом данной части являлся отбор показателей для включения их в рейтинговую оценку. В процессе отбора учитывалось несколько факторов. Первым фактором стал выявленный в ходе анализа показателей предприятий недостаток необходимых данных, нашедший отражение в отсутствии некоторых значений показателей. Вторым фактором стали математические ограничения, присущие некоторым способам расчета комплексного показателя. Третьим фактором отбора показателей стало требование репрезентативности. На основании отбора, в состав величин для расчета комплексных оценок вошли такие критерии, как: объем абонентской базы, доля поступлений от предоставления услуг мобильного доступа к сети интернет в общей выручке, среднемесячная выручка в расчете на одного абонента, рентабельность прибыли за вычетом налогов, процентов и амортизации, рентабельность капитальных затрат, коэффициент автономии, а так же коэффициенты ликвидности. Для повышения точности комплексных показателей, каждому вышеперечисленному критерию путем субъективной оценки был присвоен коэффициент значимости.
Далее были произведены расчеты комплексных показателей четырьмя методами. Первым примененным в работе методом стал метод суммы мест, по результатам которого компании были ранжированы в следующем порядке: на первом мете ПАО «МТС», на втором месте ПАО «МегаФон», на третьем месте ПАО «ВымпелКом». При этом применение в расчетах коэффициентов значимости не внесло значительных корректив в результаты. Следующим методом построения рейтинга предприятий-операторов мобильного рынка РФ стал метод сумм. По результатам расчета комплексных оценок методом сумм, предприятия расположились следующим образом: на первом месте ПАО «МегаФон», на втором месте ПАО «МТС», на третьем месте ПАО «ВымпелКом». Применение в расчетах коэффициентов значимости, как и в случае с методом суммы мест не внесло значимых корректировок в результаты расчетов. Следующим методом расчета комплексных оценок стал метод расстояний. Результаты построения рейтинга компаний методом расстояний совпали с результатами, полученными при использовании метода сумм. Заключительным методом, использованным в работе, стал таксонометрический метод. Итоги расчета комплексных оценок данным методом совпали с итогами расчетов методом сумм и расстояний. Причина, по которой первый метод дал отличные от других методов результаты заключается в том, что метод суммы мест не способен учитывать расстояния показателей до их эталонных значений. Для наглядной демонстрации упомянутых ранее расстояний была построена лепестковая диаграмма. Таким образом, были подтверждены выводы о том, что ПАО «МегаФон» лучше своих конкурентов соответствует сложившимся на рынке тенденциям. Кроме того, на основании полученных результатов, можно говорить о том, что применительно к рынку мобильной связи рекомендуется использовать методы комплексной оценки, учитывающие расстояний между величинами.
Заключительным этапом работы стало построение матриц SWOT-анализа и разработка рекомендаций исследуемым предприятиям по улучшению их финансового состояний. В начале данного этапа была дана характеристика SWOT-анализа. Данная характеристика содержала в себе тезисы о роли и важности данного вида анализа в процессе разработки стратегии фирм. Далее на основании научных статей были описаны основные этапы построения матриц SWOT-анализа. После этого были приведены результаты описания внутренней и внешней среды для каждого из рассматриваемых предприятий. На основании всего изложенного, для каждой из компаний был разработан комплекс рекомендаций.
Таким образом, в рамках описанных выше процедур были выполнены все поставленные в работе задачи, была достигнута основная цель работы.
1. Итоги 2016 года: Телеком. Конкуренция как тормоз революции
[Электронный ресурс] / Интерфакс. - Режим доступа:
http://www.interfax.ru/business/543358
2. Российский рынок сотовой связи: текущее состояние и прогноз, 2013-2020 гг. [Электронный ресурс] / J'son Partners Consulting. - Режим доступа: http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/rossiyskiy-rynok-sotovoy-svyazi-tekuschee- sostoyanie-i-prognoz-20132020-gg-20170321051703
3. Абдрахманова, Г. И. Телекоммуникации: рост доступности современных услуг связи / Г. И. Абдрахманова, Г. Г. Ковалева // Информационный бюллетень НИУ ВШЭ. - 2016. - №1. - С. 1-4.
4. Итоги 2015: Телеком еще повоюет [Электронный ресурс] / Интерфакс. - Режим доступа: http://www.interfax.ru/business/487663
5. Российский рынок мобильного доступа в интернет. Итоги 2015 [Электронный ресурс] / J' son Partners Consulting. - Режим доступа: http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/rossiyskiy-rynok-mobilnogo-dostupa-v-internet-itogi- 2015-goda-20160519094705
6. Телеком: Мобилизация замедляется [Электронный ресурс] / Эксперт ONLINE. - Режим доступа: http://expert.ru/northwest/2015/09/telekom-mobilizatsiya- zamedlyaetsya/
7. Обзор: Телеком 2015 [Электронный ресурс] / CNews Analytics. - Режим доступа: http://www.cnews.ru/reviews/telekom_2015/articles/lte_stanovitsya_drajverom_vyruc hki_i_generatorom_problem
8. Суханов, П. С. Тенденции мирового рынка мобильной связи и их влияние на телекоммуникационную отрасль России/ П. С. Суханов // Российский внешнеэкономический вестник. - 2013. - №10. - С. 99-109.
9. Обзор: Телеком 2016 [Электронный ресурс] / CNews Analytics. - Режим доступа: http://www.cnews.ru/reviews/rossijskij_telekommunikatsionnyj_rynok/articles/rynok_t elekommunikatsij_vse_chemto_zanyaty_no_rosta_net
10. Светуньков, С. Г. Логико-гносеологическая терминология в экономике (краткий словарь) / С. Г. Светуньков, Т. В. Хан. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. - С. 104-105.
11. Экономический анализ: Учеб пособие / Н. Б. Клишевич, Н. В. Непомнящая, И. С. Ферова, О. Н. Харченко. - М.: ИНФРА-М; Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2013. - 192 с.
12. Годовой отчет ПАО «МТС» за 2014 год [Электронный ресурс] / ПАО «МТС». - Режим доступа: http://www.company.mts.ru/comp/ir/control/data/annual_reports/57/
13. Годовой отчет ПАО «МегаФон» за 2014 год [Электронный ресурс] / ПАО «МегаФон». - Режим доступа: http://corp.megafon.ru/investoram/shareholder/year_report/
14. Годовой отчет VimpelCom за 2014 год [Электронный ресурс] / VimpelCom. - Режим доступа: http://www.vimpelcom.com/Investor-relations/Reports--results/Annual-reports/
15. Мезенцева, О. Е. Международная практика расчета показателя EBITDA / О. Е. Мезенцева // Инновации в управлении региональным и отраслевым развитием: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции - Тюмень: ТИУ, 2014. - С. 227-230.
16. Крылов, С. И. Финансовое состояние коммерческой организации, как объект финансового анализа / С. И. Крылов // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2009 - № 3. - С. 60-64.
17. Вахрушина, М. А. Анализ финансовой отчетности: Учебник / М. А. Вахрушина, Н. С. Пласкова. - М.: Вузовский учебник, 2007. - 367 с.
18. Тумали, Л.Е. Теория экономического анализа: Практикум / Л. Е. Тумали. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2004. - 64 с.
19. Выборова, Е. Н. Особенности применения методов сравнительного экономического анализа при оценке финансового состояния организации / Е. Н. Выборова // Экономический анализ: теория и практика. - 2014. - № 38. - С. 389.
20. Баканов, М. И. Теория экономического анализа: Учебник. - 4-е изд., доп. и перераб. / М. И. Баканов, А. Д. Шеремет. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 416 с.
21. Годовой отчет ПАО «МТС» за 2015 год [Электронный ресурс] / ПАО «МТС». - Режим доступа: http://www.company.mts.ru/comp/ir/control/data/annual_reports/62/
22. Годовой отчет ПАО «Мегафон» за 2015 год [Электронный ресурс] / ПАО «МегаФон». - Режим доступа: http://corp.megafon.ru/investoram/shareholder/year_report/
23. Годовой отчет VimpelCom за 2015 год [Электронный ресурс] / VimpelCom. - Режим доступа: http://www.vimpelcom.com/Investor-relations/Reports--results/Annual-reports/
24. Мезенцева, О. Е. К вопросу о значении показателя EBITDA в системе показателей, характеризующих финансовый результат деятельности компаний / О. Е. Мезенцева // Проблемы устойчивого развития российских регионов: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием - Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. - С. 375-379.
25. Клешукова, У. А. Новый взгляд на проведение факторного анализа показателя «Операционный доход (EBITDA)» / У. А. Клещукова // Российское предпринимательство. - 2014. - № 8. - С. 31-38.
26. Цуканова, О. А. Методические положения оценки эффективности деятельности телекоммуникационного предприятия / О. А. Цуканова, Т. С. Лаврентьева // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. -2013. - № 1. С. 158-161.
27. Цуриченко, М. В. Критерии инвестиционной привлекательности мобильных телекоммуникационных компаний / М. В. Цуриченко // Российское предпринимательство. - 2010. - № 2. - С. 120-126.
28. Скоторенко, Л. К. Оценка финансовых результатов деятельности предприятия (применение метода EBITDA) / Л. К. Скоторенко // Всероссийский журнал научных публикаций. - 2013. - № 3. - С. 11-12.
29. Гайдук, В. И. Методы и инструменты стратегического планирования / В. И. Гайдук, Э. Е. Такахо // Научный журнал КубГАУ. - 2014. - № 103. - С. 23-25.
30. Изосимов, С. В. Метод SWOT-анализа: его место в методах исследования, преимущества и недостатки / С. В. Изосимов, А. Л. Шевченко // Экономикс. - 2013. - № 2. - С. 17-19.
31. Крючков, В. Н. Методологические аспекты SWOT-анализа / В. Н. Крючков // Известия УрГЭУ. - 2005. - № 10. - С. 41-49.
32. Цулая, И. Н. SWOT-анализ в системе стратегического управления: особенности применения и пути адаптации к объектам мезоуровня / И. Н. Цулая // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика. Экология. - 2010. - № 2. - С. 34-38.
33. Коврига, С. В. Методические и аналитические основы когнитивного подхода к SWOT-анализу / С. В. Коврига // Проблемы управления. - 2005. - № 5. - С. 58-63.
34. Пихтарева, А. В. Формирование стратегии финансовой устойчивости организации / А. В. Пихтарева // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 11. - С. 295-298.
35. Горшенин, Е. В. Проблемы использования инструментов стратегического менеджмента в управлении организацией / Е. В. Горшенин, М. С. Никифорова // Экономические исследования. - 2015. - № 2. - С. 2.
36. Горюнов, А. Г. Методы стратегического анализа обеспечения экономической безопасности коммерческой организации / А. Г. Горюнов // Вестник ВУиТ. - 2012. - № 3. - С. 189-194.
37. Пыжлаков, Д. С. Концепция динамического SWOT-анализа / Д. С. Пыжлаков // Российское предпринимательство. - 2008. - № 6. - С. 133-138.
38. Никулина, О. Н. Инновационные методы SWOT-анализа деятельности предприятия / О. Н. Никулина, Д. А. Романов // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 15. - С. 46-49.
39. Богомолова, В. Г. SWOT-анализ: теория и практика
применения / В. Г. Богомолова // Экономический анализ: теория и практика. - 2004. - № 17. - С. 57-60.
40. Колесникова, О. Н. Управленческие инновации и инструменты их внедрения в управление организацией / О. Н. Колесникова, Ю. Н. Локтионова // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2009. - № 6. - С. 40-43.