ВВЕДЕНИЕ 5
1 Проанализировать нормативные документы и информационные источники
1.1 Анализ ФЕОС ВО 8
1.2 Характеристика ООП ВО направления подготовки «Профессиональное обучение» по профилю «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»....
1.3 Анализ учебного плана по направлению 44.03.04 «Профессиональное
обучение (декоративно-прикладное искусство и дизайн)» 9
1.4 Рабочая программа дисциплины 12
1.5 Учебно-методическое обеспечение дисциплины 14
1.6 Положение о реализации электронного обучения и дистанционных
образовательных технология в СФУ 16
2 Рассмотрение технологии смешанного обучения и подготовка материала по
дисциплине «Компьютерный практикум» для ее реализации 19
2.1 Перечень планируемых РО модуля 1 по дисциплине «Компьютерный
практикум» и формулирование развернутых РО 19
2.2 Технология смешанного обучения 20
2.3 Разработка скринкастов 31
3 Разработка методических указаний для преподавателей по организации
учебного процесса дисциплины «Компьютерный практикум» по смешанной модели обучения 34
3.1 Рекомендации по проведению занятий 34
3.2 Технологическая карта организации учебного процесса по смешанной модели 37
3.3 Технологическая карта учебного занятия 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
В современном стремительно развивающемся обществе все более остро стоит вопрос о реформе образования. Вхождение России в 2003 году в Болонский процесс предъявляет целый ряд новых требований к развитию высшего образования в стране.
Болонский процесс - это процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования.
Студентам бакалавриата, направления «Профессиональное обучение. (декоративно-прикладное искусство и дизайн)", как будущим педагогам, кроме большого объема методологической подготовки необходима качественная профильно-специализированная подготовка. В виду отраслевой специфики направления требуется большой объем практической работы.
Рассматривая компетентностный (деятельностный) подход в обучении студентов, как способ развития у них отраслевых компетенций, особое внимание надо уделить практической составляющей [1]. Практика имеет целью комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы по специальности.
В ФГОС ВО направления подготовки «Профессиональное обучение» по профилю «декоративно-прикладное искусство и дизайн» прописаны следующие профессиональные компетенции (ПК):
1) Готовность к формированию у обучающихся способности к профессиональному самовоспитанию (ПК-9);
2) Способностью проектировать и применять индивидуализированные, деятельностно и личностно ориентированные технологии и методики обучения рабочих (специалистов) (ПК-17);
3) Способность использовать передовые отраслевые технологии в процессе обучения рабочей профессии (специальности) (ПК 31).
Исходя из выше перечисленных компетенций, можно сделать вывод, что проектировочная деятельность является неотъемлемой частью развития обучающихся.
Среди существующих видов учебных занятий, особенно выделается такой вид, как практикум.
Практикум - муж. (от греч. praktikos - деятельный) Особый вид учебных занятий, имеющих целью практическое усвоение основных положений какого-нибудь предмета, практическое занятие по какому-нибудь учебному курсу, преимущественно в высшем учебном заведении.
Т. И. Шамова, относит такой вид учебных занятий как практикум и в освоение новых знаний и в закрепление знаний и формирование навыков и умений. В основе практикума лежит упражнение, в рамках которого решаются познавательные задачи и большое внимание уделяется обучению специальным приемам и способам профессиональной деятельности (профессиональный тренинг), овладению научной терминологией, умению устанавливать связи между различными научными категориями,иллюстрировать теоретические положения самостоятельно подобранными примерами [2].
В изучении дисциплины «Компьютерный практикум» не выделяются часы на лекционные занятия, но предусмотрен теоретический материал для освоения компьютерных программ (операции, инструменты и т.д.), который студенты заслушивают во время практических занятий. Также в данной дисциплине используется электронный курс, в котором на сегодняшний день, задействуются не все инструменты. Основная функция электронного курса, это взаимное комментирование работ студентов посредством специально организованных форумов и оценочные мероприятия.
Из выше написанного можно сформулировать проблему.
Нерациональное использование аудиторного времени и неполное использование возможностей электронного курса.
Объект: учебный процесс по дисциплине «Компьютерный практикум» бакалавров направления «Профессиональное обучение (декоративноприкладное искусство и дизайн)»
Предметом является структура учебного процесса дисциплины "Компьютерный практикум" по смешанной модели обучения.
Цель: организовать структуру процесса изучения дисциплины «Компьютерный практикум» по смешанной модели обучения.
Задачи:
1) Проанализировать нормативные документы и информационные источники.
2) Рассмотреть технологии смешанного обучения и подготовить материал по дисциплине «Компьютерный практикум» для ее реализации.
3) Разработать методические указания для преподавателей по организации процесса изучения дисциплины «Компьютерный практикум» по смешанной модели обучения.
В ходе выполнения дипломной работы на тему «Проектирование структуры учебного процесса дисциплины "Компьютерный практикум" по смешанной модели обучения» были выполнены следующие задачи:
1) проведен анализ нормативных документов и информационных источников по теме ВКР.
2) подготовлен материал по дисциплине «Компьютерный практикум» для реализации технологии смешанного обучения;
3) разработаны методические указания для преподавателей по организации процесса изучения дисциплины «Компьютерный практикум» по смешанной модели обучения.
В результате анализа нормативных документов были определены, место и роль дисциплины «Компьютерный практикум» учебном процессе подготовки бакалавров направления «Профессиональное обучение (декоративно-прикладное искусство и дизайн)», актуальность использования электронного обучения.
Была рассмотрена технология смешанного обучения, которая сочетает лучший опыт традиционного обучения и интерактивного взаимодействия в сети Интернет, представляя собой систему, которая работает в постоянной корреляции и образует единое целое
Были разработаны методические указания для преподавателя по организации учебного процесса по дисциплине «Компьютерный практикум» по технологии смешанного обучения, включающие технологическую карту модуля и технологическую карту занятия.
Конечно, внедрение смешанной формы обучения потребует достаточно больших усилий. Это и необходимость внесения изменений в нормативную базу, и инвестиции в разработку необходимого учебного контента и переподготовка кадров. Но без сомнения, в той сложной ситуации, в которой сегодня находиться Российское образование необходимо разработать глобальный план модернизации всей образовательной сферы. Развитие смешанной формы обучения может стать одним из ключевых направлений данного плана модернизации.
1 Болонский процесс: середина пути / Под науч. ред. д-ра пед. Наук, профессора В.И Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Российский Новый Университет, 2005. - 379 с.
2 Словарь Ушакова [Электронный курс] // Словари русского языка - Режим доступа: https://how-to-all.com (дата обращения 16.10.2016)
3 Утвержден ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [Электронный курс] // Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы - Режим доступа: http://fgosvo.ru/news/8/1583 (дата обращения 12.09.2016)
4 Учебный план: педагогические требования [Электронный курс] // Автор24 - Режим доступа: https://author24.ru/spravochniki (дата обращения 20.06.2017)
5 Общая информация о Сибирском Федеральном Университете [Электронный курс] // Сибирский Федеральный Университет - Режим доступа: http://about.sfu-kras.ru (дата обращения 27.09.2017)
6 Модульный подход в современном образовании [Электронный курс] // Образовательный портал - Режим доступа: http://www.ucheba.com/ur_rus/k_metodkopilka (дата обращения 27.09.2016)
7 Развитие понятия «модуль» [Электронный курс] // Методологические основы системы модуль - Режим доступа: http://kz3.fatwords.org/safia/metodologicheskie-osnovi- sistemi-modulenogo-formirovaniya-sode/stranica-2.html (дата обращения 30.09.2016)
8 Требования к учебно-методическому обеспечению дисциплин (модулей) на русском и иностранном языках [Электронный курс] // Сибирский Федеральный Университет - Режим доступа: http://about.sfu-kras.ru/node/9075 (дата обращения 14.04.2016)
9 Положение о реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в СФУ [Электронный курс] // Сибирский Федеральный Университет - Режим доступа: http://about.sfu-kras.ru/node/9739 (дата обращения (20.06.2017)
10 Положение об электронном обучении и развитии дистанционных
образовательных технологий в Томском государственном университете [Электронный ресурс] // Преподаватель XX ВЕК ЮБИЛЕЙ - Режим доступа: http://ido.tsu.ru/normdocs/eleaming/ eleaming2016.pdf (дата обращения:
20.09.2016)
11 Общая характеристика педагогической технологии [Электронный курс] // Реализации учебного процесса (В.П. Беспалько) - Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/64232.html (дата обращения 30.09.2016)
12 Лекция № 63. Понятие технологии обучения [Электронный курс] //
Библиотека Еумер - Педагогика - Режим доступа:
http: //www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/konspekt/63. php (дата обращения 21.01.2017)
13 Определение педагогической технологии [Электронный курс] // Refdb.rn - Режим доступа: https://refdb.ru/look/2301694.html (дата обращения 12.09.2016)
14 Проект "Современная цифровая образовательная среда" (ММСО,
апрель 2017) [Электронный курс] // Prezi - Режим доступа:
https://prezi.com/2uelc_48wjwb/2017 (дата обращения 30.04.2017)
15 Электронный учебно-методический комплекс как
персонализированная образовательная среда [Электронный курс] // Раздел 3 Информационные педагогические технологии - Режим доступа:
https://e.mail.ru/attachment (дата обращения 15.10.2016)
16 Смешанное обучение: 6 моделей ддя применения в современной школе [Электронный курс] // Мобильное электронное образование - Режим доступа: https://mob- edu.ru/blog/articles/smeshannoe-obuchenie-6-modelej-dlya-primeneniya-v-sovremennoj-shkole (дата обращения 1.06.2017)
17 Оценивание образовательных результатов студентов - будущих тьюторов в системе непрерывного образования на основе смешанной модели
обучения: опыт Сибирского Федерального Университета [Электронный курс] // Статья «Преподаватель 21 века» - Режим доступа: http://ipps.sfu-
kras.ru/sites/ipps.institute.sfu-kras.ru/files/publications/238.pdf (дата обращения 7.06.2017)
18 Смешанное обучение и его возможные перспективы в ТПУ [Электронный курс] // Научно-методическая конференция «Уровневая подготовка специалистов: государственные и международные стандарты инженерного образования , 26-30 марта 2013г. - Режим доступа: https://e.mail.ru/attachment (дата обращения
15.10.2016)
19 Tayebinik M., Puteh M., Blended Learning or E-learning, IMACST, No. 3 (1), pp. 103- 110.
20 Пять признаков, что в смешанном обучении наступила новая эпоха
[Электронный курс] // Edut Inme - Режим доступа:
http://www.edutainme.ru/post/flipped-3-0 (дата обращения 15.11.16)
21 Компьютерные технологии в дизайне [Электронный курс] // Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/6210603/page:7 (дата обращения 1.02.16)
22 Смешанное обучение как новая форма организации языкового образования в неязыковом вузе [Электронный курс] // Журнал образовательные технологии и общество - Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращения
30.11.2016)
23 Модель смешанного обучения в системе высшего образования
[Электронный курс] // Студенческий научный форум - Режим доступа:
https://rae.ru/forum2012/10/3052 (дата обращения 24.03.2017)
24 Continuous Formative Assessment (CFA) using Cloud-Based Collaborative Documents [Электронный курс] // - Режим доступа: http://www. csun.edu/science/books/articles/ChapterContinuous%20Formative%20Assessment. pdf (дата обращения: 18.09.2016)
25 Что такое скринкаст [Электронный курс] // Teleradio - Режим доступа: http://iteleradio.com/chto-takoe-skrinkast (дата обращения 20.03.2017)
26 Руководство: как сделать хороший скринкаст [Электронный курс] // Теплица социальных технологий - Режим доступа: https://te-st.ru/2012/09/12/screencasting- review (дата обращения 20.03.2017)
27 Как использовать текстуру в Sculptris [Электронный курс] // YouTube - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=zAlNzYlLJ8g (дата обращения 21.03.2017)
28 Использование модели «Перевернутый класс» (смешанное обучение) на уроках
обществознания [Электронный курс] // Инфоурок - Режим доступа:
https://infourok.ru/ispolzovanie-modeli-perevyomutiy-klass-smeshannoe-obuchenie-na-urokah- obschestvoznaniya-i-informatiki-v-klasse-1197191.html (дата обращения 21.03.2017)
29 Методические рекомендации [Электронный курс] // Инфоурок - Режим доступа: https://infourok.ru (дата обращения 10.04.2017)
30 Смешанная форма обучения [Электронный курс] // Виртуальная образовательная среда - Режим доступа: http://elms.eoi.ru (дата обращения 10.04.2017)
31 Тихомиров, В.П. Электронное обучение как основа образовательных систем XXI века [Текст] / В.П. Тихомиров // Телекоммуникация и информатизации в образовании. - 2007. - С. 25-26.
32 Технологическая карга урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся [Электронный курс] // Открытый урок - Режим доступа: http://festival.1september.m/aitides/630119 (дата обращения
4.05.2017)