Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Философский проект правового государства в культуре предреволюционной России

Работа №28238

Тип работы

Диссертация

Предмет

философия

Объем работы210
Год сдачи2002
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
693
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФСКОГО ПРОЕКТА ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 16
§ I. КРИТЕРИИ УТОПИЧНОСТИ в МАРКСИСТСКОЙ И социологической ПАРАДИГМАХ 16
§2. КРИТЕРИИ УТОПИЧНОСТИ В РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЙ мысли
КОНЦА XIX - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА 32
§3. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 46
ГЛАВА 2. ФИЛОСОФСКИЙ ПРОЕКТ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА У В. С. СОЛОВЬЁВА 50
§ I. ПРАВО И МОРАЛЬ 50
§2. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ 96
§3. CПОР ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЕВА СО ЛЬВОМ ТОЛСТЫМ О ЦЕРКВИ 134
ГЛАВА 3. СУДЬБЫ ФИЛОСОФСКОГО ПРОЕКТА ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В КУЛЬТУРЕ ПРЕДРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ 141
I. ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА 141
§2. ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА 176
§3. СБОРНИК "ВЕХИ" - ОСМЫСЛЕНИЕ НЕУДАЧИ ФИЛОСОФСКОГО ПРОЕКТА ПРАВОГО ГОСУДАРСТВА 190
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРА ТУРЫ


Идея правового государства заняла своё, почётное место в интеллектуальном багаже современного человека, в том числе - учёного- гуманитария. Однако каждая эпоха в развитии гуманитарной мысли выдвигает на первый план в обсуждении проблем правового государства свои аспекты этой темы. В этой связи приобретает особое значение обсуждение той специфики в постановке вопроса о природе правового государства, которой собственно философский подход может быть продуктивно отличён от прочих, вне зависимости от той или иной "интеллектуальной моды", господствующей в интеллектуальной среде в тот или иной период истории.
Возврат в русскую философию, и шире - в сферу пристального и широкого общественного обсуждения. - проблем правового государства, который произошёл во время перестройки, вызвал к жизни и целый ряд исследований, посвящённых истории отечественной философско-правовой мысли. С каждым годом количество изданий оригинальных работ по проблемам правового государства, переизданий классических трудов отечественных философов, переводной и учебной литературы неуклонно возрастает.
Несмотря на высокий уровень интереса, зачастую восприятие дореволюционны,х работ по философии права оказывается затруднённым из-за вынужденного перерыва, который почти на семьдесят лег разорвал преемственность в этой отрасли социальной философии. Изданные за последние годы материалы антологического характера одной из своих задач имеют ввести читателя в интеллектуальный контекст эпохи, дать широкий спектр мнений по болевым проблемам предреволюционной мысли в России, среди которых проблема правового государства, безусловно, сохраняет свою жгучую актуальность. Современность опять обращается к нам с вопросами - какова природа правового государства? существуют ли у нравственности
религиозные основания? какова роль личности в обществе и государстве? Соответственно, представляется необходимым, с одной стороны, расширить контекст, в котором рассматриваются отечественные правовые построения - до рассмотрения их в контексте европейской философско-правовой традиции, а с другой стороны рассматривать отечественную философско-правовую традицию с учетом тех неоспоримых влияний, которые оказывал на неё общий dv.v эпохи, общее интеллектуальное настроение Серебряного века. Лишь с учётом этих двух, во многом противоположных, сторон общественной мысли - преемственности и интернациональности с одной стороны, и своего лица, собственной специфики - как в действительно оригинальной постановке и решении исследовательских задач, так и в своих заблуждениях (неизбежных для философа, всегда мыслящего в контексте своего времени), - можно надеяться получить доступ к действительному, а не случайному, содержанию философских построений в области философии права. Задача понимания традиции требует пристального внимания не только к крупным, достаточно очевидным историко-культурным обстоятельствам, в которых возникали философские конструкции, но и менее очевидным взаимовлияниям, которым подвержена мысль философов, понимания той меры свободы, которая отличает творческое следование философской традиции от буквального воспроизведения во всех мелочах и деталях системы того или иного мыслителя.
В вопросах философии правового государства необходимая степень свободы в обращении к европейской - прежде всего немецкой - традиции была достигнута, по замечанию некоторых отечественных исследователей2, в философии Владимира Сергеевича Соловьёва (1853 - 1900). Под его
непосредственным влиянием находился ряд философов Серебряного века, в творчестве которых основные идеи и подходы, заложенные в трудах B. С. Соловьёва, получили своё развитие. Речь идёт прежде всего о работах Павла Ивановича Новгородцева (1866 - 1924), Евгения Николаевича
Трубецкого (1863 - 1920), Сергея Николаевича Булгакова (1871 - 1944), Ивана Александровича Ильина (1883 - 1954), Николая Александровича Бердяева (1874 - 1948), Семёна Людвиговича Франка (1877 - 1950) - философов, которых можно объединить в рамках идеалистического направления в философии права предреволюционной России.
Таким образом, основную цель работы можно сформулировать так: реконструкция философского проекта правового государства, существовавшего как некое реально оформленное в своих отличительных чертах (близость к православной религиозности) и фундированное традицией немецкой классической философии направление в постановке и решении вопроса о правовом государстве в трудах названных философов; а также анализ социо-культурных влияний на исходные установки и рецепцию в интеллектуальной культуре предреволюционной России работ названного направления.
Использование - в качестве одного из ключевых - термина "предреволюционная Россия" требует объяснения. Основные труды по философии права В. С. Соловьёва написаны в последней четверти XIX века, многие важные тексты П. И. Новгородцева, Е. Н. Трубецкого, С. Л. Франка, Н. А. Бердяева появляются накануне революции 1905 года. С другой стороны, несколько ключевых трудов ретроспективно-обобщающего характера появляются либо вскоре после революции (например, поздние статьи П. И. Новгородцева 1923 - 1924 годов, работа И. А. Ильина "О сопротивлении злу силою" (1925)), или гораздо позже (работы Б. П. Вышеславцева, C. Л. Франка и И. А. Ильина 1930-х - 1950-х годов). Так что с формальной точки зрения говорить об эксплицитном существовании философского проекта правового государства (в виде определённого корпуса текстов) именно в предреволюционной (в узком смысле этого слова - подразумевая 1917 год) России не приходи гея.
Однако, если попытаться механически обозначить временные рамки для интересующего нас культурного периода, то окажется, что необходимо • объединить в единый период промежуток времени с 1880 гола ("Критика отвлечённых начал В. С. Соловьёва) до 50-х годов XX века ("Свет во тьме" С. Л. Франка (1949), "Кризис индустриальной культуры" Б. П. Вышеславцева (1953), "О сущности правосознания" И. А. Ильина (1956)), при этом учитывая, что поздние работы названных философов появились уже в эмиграции. Сделать это методологически корректно вряд ли представляется возможным.
Поэтому термин "предреволюционная Россия" применительно к характеристике определённого культурного топоса следует понимать скорее как на указание центрального события, так или иначе замыкающего на себя философские рефлексии о правовом государстве. В пользу выбора такого термина говорит и анализ содержания работ, хронологически появившихся после революции 1917-го года. В них развиваются и получают своё завершение размышления, начатые в сборниках "Проблемы идеализма" (1902), "Вехи" (1909) и "Из глубины" (1918).
С другой стороны, один из важнейших вопросов нашей работы есть вопрос о рецепции философского проекта правового государства в общественной мысли именно (и уже - в точном смысле) предреволюционной России, не переступившей ещё роковой порог 1917-го года. Таким образом позднейшие • работы помогают, во-первых, точнее обозначить границы самого феномена философского проекта правового государства, во-вторых, ретроспективно осмыслить причины его отторжения в культуре интеллектуальной, прежде всего - политической и философской - элиты.
Вопрос о судьбе конституционных либерально-правовых реформ в России Николая И сродни по своей важности вопросу о попытке А. П. Столыпина провести аграрную реформу в России - стране с 90 % крестьянского населения. Исследователями неоднократно обращалось внимание на то, что прямое, во многом - механическое, перенесение западных образцов на нашу почву оказалось невозможным во многом благодаря отсутствию отклика, ответного
движения со стороны, с одной стороны, образованной части общества, с другой стороны - широких слоёв самого населения. Реформы, проводившиеся без учёта сложившихся и укоренившихся в сознании определённых групп населения традиций, устоев жизни, оказывались неэффективными и недолговечными. К числу таких устоев справедливо относят православие большинства русского народа, определявшее во многом и его отношение к земельной собственности', и к государственной власти.
С этой точки зрения вопрос о восприятии философского проекта правового государства особенно интересен, поскольку в нём не просто учитывалось православие русского народа, но более того - учение о соотношении Церкви и государства было центральным пунктом и яркой отличительной чертой проект на фоне широкого спектра возможностей в философии права Серебряного века. Тем не менее исторически проект этот оказался невостребованным.
Что касается использованного нами термина "культура предреволюционной России", то под культурой здесь по большей части понимается культура интеллигенции, "читающего" населения России, которое прежде всего выступало адресатом, к которому был обращён философский текст. С одной стороны, перед нами безусловное сужение термина "культура", оставляющее, на первый взгляд, за рамками рассмотрения подавляющее • большинство населения страны. Но использование какого-то иного термина в обшей постановке исследовательской задачи представляется нецелесообразным, поскольку при описании специфики интеллигентской суб¬культуры всё равно не удаётся избежать выхода к более широкому социо-культурному контексту. Ещё одним аргументом "за" использование здесь именно термина "культура" является активное вмешательство количественно небольшого, но социально-деятельного слоя интеллигенции в формирование народной культуры начиная с движения народников, и заканчивая и борьбой с религией.
Термин "философский проект правового государства" также требует комментария. Сам термин близко примыкает к часто использующимся в литературе терминам "конституционный проект", "политический проект" . С этой точки зрения добавление слова "философский" призвано подчеркнуть - при единстве предмета - разную методологию построения проекта. В философском проекте правового государства речь идёт не о составлении "черновика" нормативного документа (Основного закона и т. п. ), подлежащего обсуждению законодательного органа страны, но об анализе основ самой идеи правового государства, подлежащих прежде всего философской21 критике. Такой анализ, как правило, приводит философа к некоторым выводам о большем или меньшем соответствии между наличным состоянием государства и идеей правового государства, что и сообщает философскому тексту характер проективности, искусственного конструирования реальности.
Это, в свою очередь, ставит задачу отграничения философского проекта от утопии, или утопического проекта. Термин "утопический проект" также встречается в современной социально-философской литературе, наряду со сходными по смысловой нагрузке терминами "утопия-проект" , "тоталитарный проект" и т. п. Объединяет эти два типа проектов их критическое отношение к • наличной государственно-правовой и социальной действительности. Далее возникает вопрос о критериях утопичности, по которым философский проект отличается от утопического. Вопрос этот будет более подробно разбираться нами в первой главе, где автор пытается показать, что для философского проекта характерна установка на систематическое осмысление априорных критериев утопичности, которые, оставшись неотрефлексированными, порождают, как правило, утопический проект.
Сам термин "философский проект" не часто используется в отечественной философии в качестве понятия со вполне определённым значением. Однако термин не нов. Он был использован в немецкой классической философии И. Г. Фихте в названии одной из его работ, а именно "Замкнутое торговое государство: философский проект, служащий дополнением к науке о праве и попыткой построения грядущей политики ("Der geschlossene Handelstaat. ein philosophischcr Entwurf als Anhang zur Rechtslehre, und Probe einer kungftig zu liefernden Politik" (Tubingen: J. G. Gotta, 1800)). Использовался термин и в отечественной дореволюционной литературе, причём также при анализе немецкой классической философии (Тихомиров И. В. Вечный мир в (философском проекте Канта: (По поводу междунар. мирной конф. ) // Богословский вестник. - Сергиев Посад, 1899. - №3. - С. 405 - 434; №4. - С. 577 - 601).
Что касается этимологии слова "проект" [< лат. projectus брошенный вперёд], то оно представляется достаточно удобным в философском узусе, поскольку является однокоренным с другими распространёнными дериватами из латыни, такими как "объект" и "субъект", и подчёркивает определённую телеологичность, целенаправленность процесса проектирования. Этимологически родственным оказывается и слово "проекция", которое имеет в русском языке значение "изображения какого-либо предмета на плоскости", иными словами - под каким-то определённым углом зрения, что благоприятствует образованию со словом проект более сложных конструкций - "философский проект", "инженерный проект" и т. п., подчёркивающих тот аспект явления, который предъявлен в проекте .
В отношении проблемы утопизма XX век дал немало социально¬философских концепций как в отечественной, так и в зарубежной литературе. К числу основных работ по проблеме утопизма можно отнести книгу К. Мангейма "Идеология и утопия" (1929), Л. Мамфорда "История об утопии" (1923), К. Поппера "Открытое общество и его враги" (1945), Г. Маркузе "Конец утопии" (1967), Р. Дарендорфа "Тропы из утопии" (1967), к обобщающим исследованиям, подводящим своеобразные итоги разработке понятия "утопия" в западной философии можно отнести книги Е. Шацкого "Утопии" (1980) и Ф. Аинсы "Реконструкция утопии" (1997) . В отечественной традиции осмысления понятия утопия отчётливо выделяются два направления - марксистское и религиозно-философское. В первом под утопизмом понимается предмарксистский этап социалистической (или коммунистической) мысли (См. напр. работы В. П. Волгина "Французский утопический коммунизм" (1960), А. И. Володина "Утопия и история. Некоторые проблемы изучения домарксистского социализма" (1976)). К религиозно-философскому направлению можно отнести работы Е. Н. Трубецкого "Социальная утопия Платона" (1908), Г. В. Флоровского "Метафизические предпосылки утопизма" (1926), С. Л. Франка "Ересь утопизма" (1926). Современный этап разработки проблемы утопии представлен в коллективной монографии, подготовленной в Институте философии РАН под редакцией В. А. Лекторского, "Идеал, утопия и критическая рефлексия" (1996). Более близки к теме нашего исследования работы А. Балицкого "В плену консервативной утопии" (1964), а также И. А. Исаева "Политико-правовая утопия в России (конец XIX - начало XX в. )"
(1991). Ключевые из названных работ анализируются в первой главе при анализе проблемы критериев утопичности.
Литература о философско-правовых взглядах В. С. Соловьёва также достаточно обширна. Прежде всего речь идёт о монографиях, целиком посвящённых творчеству Соловьёва, в которых также излагается и эта часть его философской системы. К числу первых работ такого рода можно отнести книги А. А. Никольского "Русский Ориген XIX века Вл. С. Соловьёв" (1902), Е. Н. Трубецкого "Миросозерцание В. С. Соловьёва" (1913), С. М. Соловьёва "Владимир Соловьёв: Жизнь и творческая эволюция" (написана в 1923), К. В. Мочульского "Вл. Соловьёв. Жизнь и учение" (1936). К итоговым работам о творчестве В. С. Соловьёва монографического характера следует отнести книгу А. Ф. Лосева "Владимир Соловьёв и его время" (1990). В каждой из этих работ, помимо изложения философско-правовых взглядов В. С. Соловьёва можно найти и их критическую оценку, на некоторых из этих оценок мы остановимся в ходе обсуждения философского проекта правового государства в главе 2.
Ряд работ посвящён собственно философии права Соловьёва, интерес к которой проявил сначала давний критик Соловьёва Б. Н. Чичерин в своей статье "О началах этики" (1897). П. И. Новгородцев, как один из родоначальников идеалистического направления в философии права,
• привлекает внимание именно к философии права Соловьёва в своей статье "Идея права в философии Вл. С. Соловьёва" (1901). Специальный и обстоятельный анализ правовые построения Соловьёва находят в книге А. С. Ященко "Философия права Соловьёва" (1912). В последнее время интерес к философско-правовым построениям Соловьёва снова вырос как с точки зрения его либеральных идей (См. напр.: Э. Ю. Соловьёв "Только после Владимира Соловьёва русская либеральная мысль смогла обрести программную последовательность" (1996), его же "Гуманитарно-правовая проблематика в философской публицистике В. С. Соловьёва" (2000), А. Балицкий "Владимир Соловьёв: религиозная философия и возникновение "нового либерализма"" (1987)), так и с точки зрения религиозных оснований (См. напр.: Айтен Лахути Алиева Кызы "Вопросы нравственности и права в религиозной философии Вл. Соловьёва" (1999), игумен Вениамин (Новик) "Владимир Соловьёв и современность" (2000)). Приходится констатировать, что за редким исключением работы, в которых содержится предметно¬критический разбор отдельных положений философии права Соловьёва крайне редки и ограничиваются достаточно кратким критическим разбором (См., напр., С. А. Чернов "Критицизм и мистицизм (Обзор кантианства в журнале "Вопросы философии и психологии")" (1994)).
Особый блок составляют работы о сборнике "Вехи", как наиболее культурно-значимом проявлении (своего рода "манифесте"10) идеалистического направления. Библиография "Вех", которую начал собирать после выхода сборника в свет М. О. Гершензон, заканчивается 1910-м годом и содержит 218 пунктов. С наиболее интересными из них сейчас легко можно ознакомится по антологии "Вехи: pro et contra"(1998). Обзор западной литературы по "Вехам" содержится в статье А. Келли, помещенной в качестве приложения к совместному переизданию сборников "Вехи" и "Из глубины" (1991). Среди последних отечественных работ о "Вехах" необходимо назвать следующие: Ю. Н. Давыдов "Горькие истины "Вех"" (1990), И. Н. Сиземская "Время "Вех": к истокам философской дискуссии" (1991), Ю. Латынина "Уроки "Вех"" (1991), • В. Н. Шевченко "Почему "Вехи" вновь стали актуальными?" (1992), П. П. Гайденко ""Вехи": неуслышанное предостережение" (1992), В. В. Сапов "Вокруг "Вех". (Полемика 1909 - 1910 годов)" (1994). Наиболее
фундаментальное на данное время историко-философское исследование "Вех" можно найти в книге М. А. Колерова "Не мир, но меч. Русская религиозно¬философская печать от "Проблем идеализма" до "Вех" 1902 - 1909" (1996), которая содержит также обоснование используемого в данной работе термина "идеалистическое направление".
Среди работ о русской религиозной философии, в рамках которой и возник философский проект правового государства, следует отметить старое, но ♦ отнюдь не устаревшее фундаментальное исследование прот. Георгия Флоровского "Пути русского богословия" (1937), В. А. Кувакина "Религиозная философия в России: начало XX века" (1980), сборник "Религиозно¬идеалистическая философия в России XIX - начала XX века" (1989), В. Н. Акулинина "Философия всеединства" (1990), и две книги, носящие характер переработанных сборников статей, - С. С. Хоружего "О старом и новом" (2000) и П. 11. Гайденко "Владимир Соловьёв и философия Серебряного века" (2001). В книге С. С. Хоружего содержится методологически важный для настоящей работы анализ философского процесса в России как "встречи философии и православия", глава о В. Соловьёве и православии, о судьбе русского философского идеализма и софиологии. В книге П. П. Гайденко автор почерпнул множество содержательных моментов, связывающих В. Соловьёва и последующую философскую традицию, а также общую установку на совместный анализ основателя направления и его последователей.
Отдельно хочется отметить огромную историко-философскую и издательскую работу Н. В. Котрелёва, Н. В. Мотрошиловой, М. А. Колерова, Н. С. Плотникова, А. А. Носова, А. П. Козырева, И. В. Борисовой по изданию и комментированию полного собрания сочинений В. С. Соловьёва, подготовке • "Соловьёвского сборника", посвящённого столетию со дня смерти В. С. Соловьёва, а также их работу над серией "Исследования по истории русской мысли", в которой наиболее полно отражена интеллектуальная история идеалистического направления в русской философии первой половины XX века.
Из работ наиболее близких к теме нашего исследования, следует назвать работы А. Балицкого "В плену консервативной утопии" (1964) и "Философия права русского либерализма" (1987), И. А. Исаева "Политико-правовая утопия в России (конец XIX - начало XX в. )" (1991). К сожалению, как видно уже из названий работ, авторы прочитывают философию права в рамках
В заключение несколько слов о литературе, на которую автор опирался, восстанавливая историко-культурный контекст, в котором существовала Русская Православная Церковь до революции. Это, прежде всего, книги Д. Поспеловского "Русская православная церковь в XX веке" (1988) и "Православная Церковь в истории Руси, России и СССР" (1996), С. Фирсова "Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х - 1918 гг. )" (2002). Отдельные вопросы (например, вопрос о феномене черносотенства) разобраны в книгах А. И. Солженицына "Двести лет вместе (1795 - 1995)" (2001) и В. В. Кожинова "Россия. Век ХХ-й. (1901 - 1939). История страны от 1901 года до "загадочного" 1937 года. Опыт беспристрастного исследования" (2002). Появление в 2000-м году "Основ социальной концепции Русской Православной Церкви" упростило задачу оценки некоторых предреволюционных течений в жизни Церкви в их отношении к социальным вопросам.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить ряд задач:
- определить понятие "философский проект правового государства" в сопоставлении и различении с понятием "утопия" ("политико-правовая утопия");
- проанализировать влияние на формирование исходного исследовательского проекта В. С. Соловьёва и в последующем - всего идеалистического направления в обсуждении проблем правового государства - немецкой классической философии (прежде всего - И. Канта);
в содержательном отношении:
- проанализировать соловьёвское решение вопроса о возможности правового государства в нравственно-правовом и религиозно-правовом отношениях;
- определить основной культурный источник полемической компоненты правовых сочинений В. С. Соловьёва и проследить его влияние на отношение к традиции немецкой классической философии у самого Соловьёва и философов идеалистического направления Серебряного века;
- установить специфику рассматриваемого направления в постановке и решении вопроса о правовом государстве;
- выяснить социо-культурные предпосылки практической невостребованное™ философского проекта правового государства среди представителей интеллектуальной культуры предреволюционной России (интеллигенции).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Описывая характерные черты интеллигентской субкультуры, С. Н. Булгаков также указывает в первую очередь на отношение к религии. Соприкосновение интеллигенции и народа есть столкновение двух вер, двух религии При этом влияние интеллигенции на народ прежде всего выражается в разрушении народной религии и народной души. Русский образованный класс, говорит Булгаков, "почти поголовно определился атеистически" , уход интеллигенции из Церкви является угрожающим для будущего России явлением. Выход видится Булгакову в возникновении "церковной интеллигенции", которая соединила бы подлинное христианство с просвещением и ясным пониманием актуальных исторических задач.
Бердяев, в свою очередь, характеризует человеколюбие интеллигенции как ложное, являющееся, с одной стороны, жалостью к человеку из "народа", а с другой - человекопоклонством и народопоклонством. "Подлинная же любовь к людям, - утверждает Бердяев, - есть любовь не против истины и Бога, а в истине и в Боге, не жалость, отрицающая достоинство человека, а признание родного Божьего образа в каждом человеке’’ . Но русская интеллигенция традиционно относится к русской мистике враждебно и подозрительно, особенно в двух её объективированных формах - философской и Церковной . Причина, по-видимому, заключается в том, что объективированная мистика Церкви неподатлива для её утилитарно-идеологического использования, поэтому особая забота Бердяева - придать мистическим настроениям Серебряного века объективированные в Церкви и философии формы (чтобы не дать мистике "утилизировать себя для традиционных общественных целей" ).
были продуманы и основные причины его неприятия интеллигенцией, главная среди которых, по единодушному мнению представителей направления, - исторически сложившийся разрыв образованной части общества и Церкви. Развернувшаяся вокруг "Вех" полемика не оставила равнодушными ни сторонников социалистического пути развития России, ни конституционалистов. В равной степени негативно на выход сборника отозвались знаковые для каждого лагеря фигуры - Ленин в статье "О "Вехах"" (1909) и П. Н. Милюков в своей пространной работе "Интеллигенция и историческая традиция" (1910). Необъяснимое на уровне политических программ единство становится понятнее, если учесть единство названных политиков в их отношении к Церкви. Отношение Ленина более известно как по его печатным высказываниям, так и по той политике, которая проводилась в Советской России в первые годы её существования. Что касается отношения Милюкова, лидера кадетской партии, то оно ярко проявилось не только в его самооценке, но и в следующем эпизоде, относящемся к деятельности Первой Думы. Когда Милюкову было указано, что программный документ его фракции в Думе обошёл Церковь полным молчанием, Милюков ответил: "Ах, мы совсем (забыли о Церкви!". Эта фраза хорошо иллюстрирует отношение к Церкви либеральной интеллигенции того времени в целом, которую, в основном, и представляли кадеты.
Автор использует в качестве рабочего термин "философский проект" (правового государства), проводит сравнительный анализ этой категории с понятием "утопия". В своей трактовке философского проекта автор следует традиции немецкой классической философии, прежде всего Канта и Гегеля (отчасти - Фихте), оправдывая это тем, что русские философы идеалистического направления изучаемого периода признавали достижения немецкой философской мысли и строили свои системы уже в русле к сложившейся традиции.
Автором выделены характерные черты идеалистического направления в отношении построения философского проекта правового государства ("общественного идеала"), такие как:
1) сознательный акцент на продолжение линии немецкого классического идеализма (отмечено выше);
2) оппозиция господствующим течениям общественной мысли - юридическому позитивизму, социологизму, психологизму, историзму,
>• экономическому материализму; нигилистическому морализму Толстого;
высокая чувствительность к религиозной, христианской, ещё уже - православной традиции при осмыслении феномена государства.
Большая часть диссертации посвящена анализу понятия правового государства у родоначальника идеалистического направления В. С. Соловьёва. Автор показывает особую значимость Соловьёва для восприятия идей И. Канта на российской почве; сопоставляет морально-правовые доктрины двух мыслителей и приходит к выводу о наличии преемственности в их трактовке соотношения морали и права. Для этого автору приходится прибегнуть к культурологическому объяснению существующего "непонимания" некоторых неоднократно отмеченной исследователями непопулярности и даже • определённой "демонизации" Канта в русской философии Серебряного века.
Автор формулирует результаты анализа как вывод о существовании двух символически значимых фигур для философов-" идеал истов": В. Соловьёва и Л. Толстого, в диалоге и оппозиции с последним из которых разворачивается дальнейшее, после смерти В. Соловьёва, осмысление феномена правового государства.
Специфику отечественной философской рефлексии о правовом государстве автор усматривает в постановке вопроса о соотношении правового государства и Церкви. Используя культурный и интеллектуальный контекст эпохи, автор пытается реконструировать целостную концепцию ("философский проект") правового государства у философов идеалистического направления (П. И. Новгородцева, Е. Н. Трубецкого, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева, С. Л. Франка, Б. П. Вышеславцева и И. А. Ильина); отмечая прежде всего такие его черты как сущностную (но не социальную!) нефункциональность, свободу от жёсткой соотнесённости с политэкономическими реалиями, чёткому концептуальному разделению правового порядка и социального порядка, специфический характер общественной опасности, служебный характер власти. Автор показывает тесную взаимосвязь такой трактовки правового государства с христианским персонализмом.



1. Абрамов А. И. Кант в русской духовно-академической философии // Кант и философия в России. - М., 1994. - С. 81 - 113.
2. Аинса Ф. Реконструкция утопии. Эссе. - М.: Наследие - Editions UNESCO, 1999.- 206 с.
3. Акулинин В. Н. Философия всеединства: От В. С. Соловьева к П. А. Флоренскому. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. - 158 с.
4. Алексеев Н. Н. Основы философии права. - СПб.: Изд-во "Лань", 1999. - 256 с.
5. Алексеев С. С. Самое святое, что есть у Бога на земле. Иммануил Кант и проблемы права в современную эпоху. - М.: Изд-во НОРМА, 1998. - 416 с.
6. Алиева Кызы А. Л. Вопросы нравственности и права в религиозной философии Вл. Соловьева // Вестник Московского университета. - Сер. 7 (Философия). - 1999. - № 5. - С. 70 - 86.
7. Антоний (Храповицкий), архиепископ. О Церкви и духовенстве // Бердяев Н. А. Духовный кризис интеллигенции. - М., 1998. - С. 349 - 364.
8. Ахутин А. В. София и черт // Вопросы философии. - 1990. - №1. - С. 51 -69.
9. Бачинин В. А. Философия права и преступления. - Харьков: Фолио, 1999. - 607 с.
10. Белый А. Владимир Соловьев. Из воспоминаний И Книга о Владимире Соловьеве. - М., 1991. - С. 277 - 282.
И.Бердяев Н.А. Духовный кризис интеллигенции / Составление и комментарии В. В. Сапова. - М.: Канон+, 1998. - 400 с.
12. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. Репринтное воспроизведение издания YMCA-PRESS, 1995. - М.: Наука, 1990. - 224 с.
13. Бердяев Н. А. Новое религиозное сознание и общественность / Составление и комментарии В. В. Сапова. - М.: Канон+, 1999. - 464 с.
14. Бердяев Н. А. О земном и небесном утопизме (По поводу книги кн. Евгения Трубецкого "Миросозерцание Вл. Соловьева") (1913) // Его же. Собрание сочинений. - Paris: YMCA-PRESS, 1989. - Т. 3. - С. 529 - 542.
15. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. - М.: Правда, 1989. - 607 с.
16. Берлин И. История свободы. Россия. - М.: Новое литературное обозрение,2001. - 544 с.
17. Бородай Ю. М. Теологические истоки категорического императива И. Канта // Этика Канта и современность. - Рига, 1989. - С. 178 - 195.
18. Булгаков С. Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. - СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. - 589 с.
19. Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. - М.: Республика, 1994.-415 с.
20. Булгаков С. Н. Трагедия философии // Его же. Сочинения: В 2 т. - М., 1993. -Т. 1. -С. 311 -518.
22. Булгаков С. Н. Центральная проблема софиологии // Русские философы
ф (конец XIX - середина XX века): Антология. Вып. 1 / Сост.:
A. Л. Доброхотов, С. Б. Неволин, Л. Г. Филонова. - М., 1993. - С. 104 - 108.
23. Булгаков С. Н. Человекобог и человекозверь. По поводу последних произведений Л. Н. Толстого "Дьявол" и "Отец Сергий" // Его же. Сочинения: В 2 т. - М., 1993. - Т. 2. - С. 458 - 498.
24. Булгаков С. Н. Что дает современному сознанию философия Владимира Соловьева? И Книга о Владимире Соловьеве. - М., 1991. - С. 389 - 447.
25. Вал1цький А. В полож консервативно!' утопи: Структура i видозмши росшського слов'янофшьства / Пер. з польськ. В. Моренець. - К.: Основи, 1998.-710 с.
26. Балицкий А. Владимир Соловьев: Религиозная философия и возникновение "Нового Либерализма"И Символ. - 1998. - № 39, июль. - С. 187 - 240.
27. Ванчугов В. В. Очерк истории философии "самобытно-русской". - М.: РИЦ "ПИЛИГРИМ", 1994. - 404 с.
Ф 28.Введенский А. И. О мистицизме и критицизме в теории познания
B. С. Соловьева И Вопросы философии и психологии. - 1901. - Книга 56. -C. 2-35.
29. Величко В. Л. Владимир Соловьев. Жизнь и творения // Книга о Владимире Соловьеве. - М., 1991. - С. 12-76.
30. Вениамин (Новик), игумен. Владимир Соловьев и современность // Соловьевский сборник. Материалы международной конференции "В. С. Соловьев и его философское наследие". Москва. 28-30 августа 2000 г. -М., 2001.-С. 351 -370.
31. Вениамин (Новик), игумен. Православие. Христианство. Демократия. - СПб.: Алетейя, 1999. - 365 с.
32. Вехи. Из глубины. - М.: Правда, 1991. - 607 с.
33. Вехи: pro et contra / Сост., вступ. ст. и прим. В. В. Сапов. - Спб.: Изд-во РХГИ, 1998.-856 с.
34. Волгин В.П. Французский утопический коммунизм. - М.: Наука, 1979. - 336 с.
35. Володин А. И. и др. Чернышевский или Нечаев? О подлинной и мнимой революционности в освободительном движении России 50 - 60-х годов XIX века. - М.: Мысль, 1976. - 295 с.
36. Володин А. И. Утопия и история. Некоторые проблемы изучения домарксистского социализма. - М.: Политиздат, 1976. - 271 с.
37. Вышеславцев Б. Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии. - М., 1914. - 437 с.
38. Вышеславцев Б. П. Сочинения / Сост. и прим. Сапов В. В. Вступ. статья Левицкий С. А. - М.: Раритет, 1995. - 461 с.
39. Вышеславцев Б. П. Кризис индустриальной культуры // Его же. Сочинения. -М„ 1995.-С. 181 -434.
42. Гайденко П. П. "Вехи": неуслышанное предостережение // Вопросы философии. - 1992. - № 2. - С. 103 - 122.
43. Гайденко П. П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 472 с.
44. Гайденко П. П., Давыдов Ю.Н. История рациональность: Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. - М.: Политиздат, 1991. - 367 с.
45. Гарник О.В. Ф1лософ1я права: предметна специфша, мюце та значения в систем! сошально-гумаштарного знания. - Дншропетровськ: вид. Дншропетр. ун-ту, 1998. - 160 с.
46. Гаспаров М. Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре. - М.: Новое Литературное Обозрение, 1995. - 381 с.
47. Гегель Г. В. Ф. Философия права. Пер. с нем.: Ред. и сост. Д. А. Керимов и В. С. Нерсесянц; Авт. вступ. ст. и примеч. В. С. Нерсесянц. - М.: Мысль,1990.-524 с.
48. Гессен С. И. Борьба утопии и автономии добра в мировоззрении Ф. Достоевского и В. Соловьева // Его же. Избранные сочинения. - М., 1998. -С. 609-677.
49. Гессен С. И. Избранные сочинения. - М.: Росспэн, 1998. - 814 с.
50. Гессен С. И. Правовое государство и социализм // Его же. Избранные сочинения. - М., 1998. - С. 147 - 542.
51. Гобозов И.А. Парадигмальный характер материалистического понимания истории // Карл Маркс и современная философия. Сб. материалов научн. конф, к 180-летию со дня рождения К. Маркса. - М., 1999. - С. 1 1 5 - 126.
52. Голлербах Е. А. Деятельность московского религиозно-философского издательства "Путь" в оценке предреволюционной русской церкви // Книжное дело в России во второй половине XIX - начале XX века. - СПб.,
* 1998.-Вып. 9.-С. 86-105.
53. Голлербах Е. А. К незримому граду: Религиозно-философская группа "Пул ь" (1910 - 1919) в поисках новой русской идентичности. - СПб.: Алетейя, 2000. -527 с.
54. Гроарк Л. Практический разум и полемика вокруг порнографии // Мораль и рациональность. - М., 1995.-С. 180- 196.
55. Даам Г. Свет естественного разума в мышлении Вл. Соловьева // Россия и Германия: Опыт философского диалога. - М., 1993. - С. 322 -351.
56. Давыдов Н. В. Из воспоминаний о В. С. Соловьеве // Книга о Владимире Соловьеве. - М., 1991.-С. 283 -291.
57. Давыдов Ю. Н. Горькие истины "Вех" (Трагический опыт самопознания
' российской интеллигенции) // Социологические исследования. - 1990. -
№ 10.-С. 67-81; 1991.-№ 1. - С. 95 - 107; 1991. -№ 8. - С. 105 - 1 17.
58. Дарендорф Р. Тропы из утопии / Пер. с нем. Б. М. Скуратова, В. Л. Близнекова. - М.: Праксис, 2002. - 536 с.
59. Дунаев М. М. Православие и русская литература. В 5-ти частях. - М.: Христианская литература, 1998. -Ч. IV. - 720 с.
60. Духовная трагедия Льва Толстого. - М.: Подворье Свято-Троицкой
0 Сергиевой Лавры, Изд-во "Отчий дом", 1995. - 319 с.
61. Ельцова К. М. Сны нездешние // Книга о Владимире Соловьеве. - М., 1991. -С. 112 - 155.
62. Журне Ш. Христианские требования в политике. - К.: Дух и Литера, 1998. - 465 с.
63.Знаменский П. В. История русской Церкви. - М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 2000. - 462 с.
64. Иванов Вяч. И. О значении Вл. Соловьева в судьбах нашего религиозного сознания // Книга о Владимире Соловьеве. - М., 1991. - С. 344 - 354.
65. Идеал, утопия и критическая рефлексия / Под. ред. В. А. Лекторского. - М.: ИФ РАН, 1996.-302 с.
66. Иларион (Троицкий), архиепископ. Без Церкви нет спасения. - М. - Спб.: Изд-во "Знамение", 1998. - 638 с.
67. Иларион (Троицкий), архимандрит. Христианства нет без Церкви. - М.: Изд-во "Православная беседа", 1991. - 144 с.
68. Ильин В. Н. Миросозерцание графа Льва Николаевича Толстого. - СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. - 480 с.
69. Ильин И. А. О сущности правосознания // Собрание сочинений: В Ют, - М., 1994.-Т. 4.-С. 149-413.
70. Ильин И. А. Основы государственного устройства. Проект Основного Закона России: - М.: ТОО "Рарогь", 1996. - 160 с.
71 .Ильин И. А. Путь к очевидности. - М.: Республика, 1993. - 43 1 с.
72. Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Священномученик Иларион архиепископ Верейский. Житие и свидетельства. - М., 1999. - 48 с.
73. Иоанн (Шаховской), архиепископ Сан-Францисский. Революция Толстого // Его же. Избранное. - Петрозаводск, 1992. - С. 203 - 335.
74.Исаев И. А. Политико-правовая утопия в России (конец XIX - начало XX в. ). - М.: Наука, 1991. - 272 с.
75. Кант И. Критика чистого разума. - М.: Мысль, 1994.-591 [ 1 ] с.
76. Кант И. Сочинения в четырех томах на немецком и русском языках. - М.: Издательская фирма АО "Ками", 1993. - Т. 1. - 586 с.
77. Кант И. Сочинения в шести томах. - М., 1963 -1966.
78. Кант И. Трактаты и письма. - М.: Наука, 1980. - 710 с.
79. Кара-Мурза А. А., Поляков Л. В. Русские о большевизме. Опыт аналитической антологии. - СПб.: Изд-во РХГИ, 1999. - 440 с.
80. Киприан (Керн), архимандрит. Воспоминания. - М.: Православный Свято- Тихоновский Богословский институт, 2002. - 192 с.
83. Кистяковский Б. А. Философия и социология права / Сост., примем., указ. В. В. Сапова. - Спб.: РХГИ, 1999. - 800 с.
84. Книга о Владимире Соловьёве. - М.: Советский писатель, 1991. - 51 1 с.
• 85.Кожинов В.В. Россия. Век ХХ-й. (1901 - 1939). История страны от 1901
года до "загадочного" 1937 года. Опыт беспристрастного исследования. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. - 448 с.
86. Козловски П. Общество и государство: неизбежный дуализм. - М.: Республика, 1998. - 368 с.
87. Козырев А. П. Парадоксы незавершенного трактата//Логос. - М., 1991. № 2. -С. 152 - 170.
88. Колеров М. A. Idealismus militans: история и общественный смысл сборника "Проблемы идеализма" // Проблемы идеализма. Сборник статей [1902] - М.,2002. -С. 61 -224.
89. Колеров М. А. Не мир, но меч: Русская религиозно-философская печать от "Проблем идеализма" до "Вех". 1902-1909. - СПб.: Алетейя, 1996.-374 с.
90. Конституционные проекты в России XVIII - начало XX в. - М.: Институт российской истории РАН, 2000. - 816 с.
л 91.Кравченко В. В. Мистицизм в русской философской мысли XIX - начала XX
веков. - М.: Издатцентр, 1997. - 280 с.
92. Кувакин В. А. Религиозная философия в России: Начало XX века. - М.: Мысль, 1980. - 309 с.
93. Кураев Андрей, диакон. Православие и право. Церковь в светском государстве. - М: Издание Сретенского монастыря, 1997. - 64 с.
94. Лазарев В. В. Категорический императив И. Канта и этика В. Соловьева // Кант и философия в России / Отв. ред.: 3. А. Каменский, В. А. Жучков; РАИ. Ин-т философии. - М.: Наука, 1994. - 271 с.
95. Лазарев В. В. Этическая мысль в Германии и России. Кант - Гегель - Вл. Соловьев. - М.: ИФ РАН, 1996. - 305 с.
96. Латынина Ю. Уроки "Вех" // Знание - сила. -1991.- № 2. - С. 81 - 87.
97. Лев Толстой: pro et contra. - СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. - 984 с.
98. Ленин В. И. Лев Толстой, как зеркало русской революции. - М.: Политиздат, 1981.-24 с.
99. Ленин В. И. Три источника и три составных части марксизма // Поли. собр. соч. -М., 1980.-Т. 23.-С. 40-48.
100. Леонтович В. В. История либерализма в России: 1762 - 1914. - М.: Русский путь - Полиграфресурсы, 1995. - 549 с.
101. Либерализм в России. - М.: ИФ РАН, 1996. - 451 с.
102. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. - М.: Прогресс, 1990. - 720 с.
103. Луман Н. Глобализация мирового сообщества: как следует системно понимать современное общество // Социология на пороге XXI века: основные направления исследований. - М., 1999. - С. 128 - 143.
104. Маковский С.К. Последние годы Владимира Соловьева // Книга о Владимире Соловьеве. - М., 1991. - С. 227 - 252.
105. Макшеева М. А. Воспоминания о В. С. Соловьеве // Книга о Владимире Соловьеве. - М., 1991.-С. 266 - 276.
106. Малахов В.С. Русская духовность и немецкая ученость. (О немецких исследованиях истории русской мысли) // Россия и Германия: Опыт философского диалога. - М., 1993. - С. 95 - 105.
107. Мамардашвили М.К. Кантовские вариации // Этика Канта и современность. - Рига, 1989. - 196 - 225.
108. Мамардашвили М. К. Этика Канта и современность. - Рига: Айвос, 1989. -228 с.
109. Манхейм К. Идеология и утопия // Манхейм К. Диагноз нашего времени. -М„ 1994. - С. 7-267.
110. Межуев В.М. Был ли Маркс утопистом? // Карл Маркс и современная философия. Сб. материалов научн. конф, к 180-летию со дня рождения К. Маркса. - М., 1999. - С. 70 - 88.
111. Мейер А.А. Петербургское Религиозно-философское Общество // Вопросы философии. - 1992. - № 7. - С. 107-115.
1 12. Мережковский Д. С. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. - М.: Ф Республика, 1995. - 622 с.
113. Мораль и рациональность. - М.: ИФ РАН, 1995. - 197 с.
114. Мочульский К.В. Вл. Соловьев. Жизнь и учение // Его же. Гоголь. Соловьев. Достоевский. - М.: Республика, 1995. - С. 63 - 216.
115. Нерсесянц В. С. Философия права. - М.: Издательсткая группа ИНФРА- М-НОРМА, 1997.-652 с.
116. Никитин В. "Богоискательство" и богоборчество Толстого // Прометей: Ист. - биогр. альманах сер. "Жизнь замечат. людей". - М.: Молодая гвардия, 1980.-Т. 12.-С. 113- 138.
1 17. Никифоров Л. П. Из воспоминаний о Владимире Сергеевиче Соловьеве // Книга о Владимире Соловьеве. - М., 1991. - С. 200 - 206.
118. Николин Алексей, священник. Церковь и государство (история правовых отношений). - М: Издание Сретенского монастыря, 1997. - 430 с.
119. Никольский А.А. Русский Ориген XIX века Вл. С. Соловьев. - СПб.:Наука, 2000. - 421 с.
120. Никольский С. А. Человек. Земля. Реформа. - М.: Эдиториал УРСС, 2000. - 136 с.
121. Новгородцев П. И. Сочинения. - М.: Раритет, 1995. - 448 с.
122. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. - СПб.: Изд-во "Лань", СПб. Университет МВД России,2000. -352 с.
123. Новгородцев П. И. Идея права в философии Вл. С. Соловьева // Его же. Сочинения. - М., 1995. - С. 285 -299.
124. Новгородцев П. И. Историческая школа юристов. - СПб.: Изд-во "Лань",
А 1999.-192 с.
125. Новгородцев П. И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве: Два типических построения в области философии права. - М., 1901,- 245 с.
126. Новгородцев П. И. Кант, как моралист И Его же. Сочинения. - М., 1995. - С. 307 - 320.
127. Новгородцев П.И. Лекции по истории философии права // Его же. Сочинения. - М., 1995. - С. 15 - 234.
128. Новгородцев П.И. О своеобразных элементах в русской философии права // Его же. Сочинения. - М., 1995. - С. 367 - 387.
129. Новгородцев П. И. Об общественном идеале. - М.: Пресса, 1991. - 638 с.
130. Новгородцев П.И. Сочинения. / Сост. вступ. статья и прим. М. А. Колерова, Н. С. Плотникова. - М.: Раритет, 1995. - 448 с.
131. Новгородцев П. И. Существо русского православного сознания // Его же. Сочинения. - М., 1995. - С. 407 - 423.
132. Норт Г. Марксова религия революции. Возрождение через хаос. - Екатеринбург: Изд-во "Екатеринбург", 1994. - 307 с.
133. Ольденбург С.С. Царствование императора Николая II / Предисловие Ю. К. Мейера. - СПб.: Петрополь, 1991. - 672 с.
134. От абсолюта свободы к романтике равенства (Из истории политической филсофии). - М.: ИФ РАН, 1994. - 212 с.
135. Пайпс Р. Русская революция. - М.: Росспэн, 1994. - Ч. 1. - 397с.; Ч. 2. - 583 с.
136. Папаян Р. А. Христианские корни современного права. - М.: Норма, 2002. - XII + 416 с.
137. Плетников Ю. К. Формационная и цивилизационная триады К. Маркса // // Карл Маркс и современная философия. Сб. материалов научн. конф, к 1 80- летию со дня рождения К. Маркса. - М., 1999. - С. 127 - 144.
138. Плимак Е. Г., Пантин И. К. Драма российских реформ и революций (сравнительно-политический анализ). - М.: Изд-во "Весь Мир", 2000. -360 с.
139. Плотников Н.С. Философия "Проблем идеализма" // Проблемы идеализма. Сборник статей [1902] - М., 2002. - С. 5 - 60.
140. Полторацкий Н.П. И. А. Ильин и полемика вокруг его илей о сопротивлении злу силой. - Лондон, Канада: Изд-во "Заря", 1975. - 61 с.
141. Полторацкий Н.П. Россия и революция: русская религиозно¬философская и национально-политическая мысль XX века. - Tenafly, N. J.: Ermitazh, 1988.-352 р.
142. Полторацкий Н. П. Русская религиозная философия // Вопросы философии. - 1992. - № 2. - С. 126 - 140.
143. Поппер К. Р. Открытое общество и его враги / Пер. с англ. яз. под общ. ред. Садовского В. Н. - М.: Междунар. фонд "Культурная инициатива", 1992. - Т. 1.: Чары Платона. - 446 с.; Т. 2.: Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы. - 525 с.
144. Поспеловский Д.В. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. - М.: Библейско-Богословский Институт св. апостола Андрея, 1996. - 408 с.
145. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М.: Республика, 1995. - 511 с.
146. Православие и католичество. Социальные аспекты. Проблемно-тематический сборник. - М.: ИНИОН РАН, 1998. - 250 с.
147. Православие и экуменизм. Документы и материалы, 1902 - 1998. - М.:Изд-во МФТИ, 1999. - 496с.
148. Проблемы идеализма. Сборник статей [1902] - М.: Модест Колеров и "Три квадрата", 2002. - 736 с.
149. Радзинский Э. С. Господи. . . Спаси и усмири Россию Николай II: жизнь и смерть. - М.: Изд-во "Вагриус", 1993. - 495 с.
150. Радзинский Э. С. Распутин: жизнь и смерть. - М.: Изд-во "Вагриус", 2000. - 575 с.
151. Радлов Э. Л. Характер творчества и поэзии Вл. Соловьева // Книга о Владимире Соловьеве. - М., 1991. - С. 374 - 388.
152. Рормозер Г. К вопросу о будущем России // Россия и Германия: Опыт философского диалога. - М., 1993. - С. 5 - 29.
153. Рормозер Г. Кризис либерализма. - М.: ИФ РАН, 1996. - 292 с.
154. Россия и Германия: Опыт философского диалога. - М.: Немецкий культурный центр имени Гёте, "МЕДИУМ", 1993. - 352 с.
155. Русская философия права. Антология. - СПб: Алетейя, СПб. Университет
МВД России, 1999. - 437 с.
156. Русская философия: многообразие в единстве. Материалы VII Российского симпозиума историков русской философии (Москва, 14 - 17 ноября 2001 г. ). - М.: ЭкоПресс-2000, 2001. - 254 с.
157. Самарская Е. А. Социал-демократия в начале века. - М.: ИФ РАН, 1994. - 215 с.
158. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. - М.: Политиздат, 1991. - 366 с.
159. Сапов В.В. Вокруг "Вех". (Полемика 1909 - 1910 годов) // Вопросы литературы. - 1994. - Вып. IV. - С. 120- 136.
160. Сапов В. В. Философ преображенного Эроса // Вышеславцев Б. П. Этика преображенного Эроса. - М., 1994. - С. 5 - 12.
161. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1990. - С. 319 - 344.
162. Сборник документов и материалов Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (Москва, 13-16 августа 2000). - Нижний Новгород, 2001. - 286 с.
163. Сиземская И. Н. Время "Вех": к истокам философской дискуссии // Философские науки. - 1991. - № 6. - С. 64 - 70.
164. Солженицын А. И. Двести лет вместе (1795 - 1995). - М.: Русский путь,
2001. -Ч. 1. - 512 с.
165. Соловьев В.С. Критика отвлеченных начал // Собрание сочинений и
А писем: В 15 т. - М., 1993. - С. V - XI, 3 - 397.
166. Соловьев В. С. Письма: В 3 т. / Под ред. Э. Л. Радлова. - СПб.: Изд-во товарищества "Общественная польза", 1908 - 1911.
167. Соловьев В. С. Россия и Вселенская церковь. - М.: ТПО "Фабула", 1991. - 448 с.
168. Соловьев В.С. Собрание сочинений: В Ют. / Под ред. и с примеч. С. М. Соловьева и Э. Л. Радлова. 2-е изд. - СПб.: Просвещение, [1911 -1914]
169. Соловьев В. С. София //Логос. - 1991. -№ 2. - С. 171 - 198.
170. Соловьев В. С. Сочинения: В 2 т. - М.: Мысль, 1990.
171. Соловьев В. С. Сочинения: В 2 т. - М.: Правда, 1989.
172. Соловьев С. М. Владимир Соловьев: Жизнь и творческая эволюция /
Послесл. П. П. Гайденко. - М.: Республика, 1997.-431 с.
173. Соловьев Э. Ю. Гуманитарно-правовая проблематика в философской публицистике В. С. Соловьева // Соловьевский сборник. Материалы международной конференции "В. С. Соловьев и его философское наследие". Москва. 28-30 августа 2000 г. - М., 2001. - С. 29 - 51.
174. Соловьев Э. Ю. Знание, вера и нравственность // Наука и нравственность. -М., 1971.-С. 196-267.
175. Соловьев Э. Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права. - М.:Наука, 1992.-212 с.
176. Соловьев Э. Ю. Прошлое толкует нас: (Очерки по истории философии и культуры). - М.: Политиздат, 1991 . - 432 с.
177. Соловьев Э. Ю. Только после Владимира Соловьева русская либеральная мысль смогла обрести программную последовательность // Либерализм в России. - М., 1996. - С. . 389 - 397.
178. Соловьевский сборник. Материалы международной конференции "В. С. Соловьев и его философское наследие". Москва. 28-30 августа 2000 г. - М.: Изд-во "Феноменология-Герменевтика", 2001. - VI + 516 с.
179. Сорокин П. А. О русской общественной мысли. - СПб.: Алетейя, 2000. - 221 с.
180. Струве П. Б. Patriotica: Россия. Родина. Чужбина / Сост. и статья А. В. Хашковского. - СПб.: РХГИ, 2000. - 352 с.
181. Струве П. Б. Владимир Соловьев (некролог) // Мир Божий. - 1900. - №9.-С. 13.
182. Струве П. Б. Из воспоминаний о Владимире Соловьеве // Его же. Patriotica: Россия. Родина. Чужбина. - СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. - С. 251 - 254.
183. Струве П. Б. Лев Толстой // Его же. Patriotica: Россия. Родина. Чужбина. - СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. - С. 261 - 277.
184. Тевзадзе Г. В. Иммануил Кант. - Тбилиси, 1979. - 368 с.
185. Тихомиров Л.А. Единоличная власть как принцип государственного строения. - М.: Трим, 1993. - 192 с.
186. Тихомиров П. В. Вечный мир в философском проекте Канта: (По поводу
А междунар. мирной конф. ) // Богословский вестник. - Сергиев Посад, 1899. -
№ 3. - С. 405 - 434; № 4. - С. 577 - 601
187. Токвиль А. де. Старый порядок и революция. - М.: Московский философский фонд, 1997. - 250 с.
188. Толстой Л. Н. Поли. собр. соч.: В 90 т. - М., 1928 - 1958.
189. Трубецкой Е.Н. "Иное царство" и его искатели в русской народной сказке // Его же. Избранное. - М., 1995. - С. 386 - 430.
190. Трубецкой Е.Н. Избранное / Сост., послесловие и комментарии
В. В. Сапова. - М.: Канон, 1995. - 480 с.
191. Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Вл. С. Соловьева: В 2 т. - М.: Московский философский фонд, 1995. - Т. 1. - 604 с.; Т. 2. - 622 с.
192. Трубецкой Е. Н. Новое исследование о философии права Канта и Гегеля // Вопросы философии и психологии. - 1902. - Книга 61. - С. 581 - 605.
193. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни // Его же. Избранное. - М., 1995. - С. 7 - 296.
194. Трубецкой Е.Н. Социальная утопия Платона // Его же. Труды по философии права. - СПб.: Изд-во РХГИ, 2001. - С. 421 - 482.
195. Трубецкой Е. Н. Старый и новый национальный мессианизм // Его же. Избранное. - М., 1995. - С. 299 - 323.
196. Трубецкой Е. Н. Труды по философии права / Вступ. ст., сост. и примеч. И. И. Евлампиева. - СПб.: Издательство РХГИ, 2001. - 543 с.
197. Утопический социализм в России: Хрестоматия / А. И. Володин, Б. М.
Шахматов; Общ. ред. А. И. Володина. - М.: Политиздат, 1985. - 590 с.
198. Утопический социализм: Хрестоматия / Общ. ред. А. И. Володина. - М.: Политиздат, 1982. - 512 с.
199. Утопия и утопическое мышление: антология зарубежной литературы: Пер. с разн. яз. / Сост., общ. ред. и предисл. В. А. Чаликовой. - М.: Прогресс,1991. -405 с.
200. Федоров С. Проповедь А. С. Хомякова в "сумерках священного" // Хомяков А. С. Сочинения богословские. - СПб., 1995. - 479 с.
201. Федотова В. Уроки "Вех": Русская интеллигенция и реформы // Свободная мысль. - 1999. - № 3. - С. 78 - 90.
202. Федотова В.Г. "Вехи" и новая попытка преобразовать Россию // Связь времен: Наука - Традиция культуры - Новое видение мира. - М., 2001. -Вып. 1,-С. 167-187.
203. Филарет (Дроздов), святитель, митрополит Московский и Коломенский. Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. - СПб.: Изд-во "Паломникъ", 1999. - 175 с.
204. Филарет, архиепископ Черниговский. Жития святых, чтимых Православною Церковью с дополнением житий святых, канонизированных Русской православной Церковью в XX веке: В 6 т. - М., 2000.
205. Философия права как учебная и научная дисциплина. Материалы Всероссийской научной конференции 28-29 апреля 1999 года. - Ростов-на- Дону: РЮИ МВД России, 1999. - 272 с.
206. Философия Фихте в России. - СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. - 368 с.
207. Философия Шеллинга в России XIX века. - СПб.: Изд-во РХГИ, 1998. -528 с.
209. Фишер К. История новой философии. - СПб.: Изд-во Н. Н. Полилова и др., 1901. - Т. 4 (1). - 632 с.
210. Флоровский Г. В. Из прошлого русской мысли. - М.: Аграф, 1998. -432 с.
211. Флоровский Г. В. Метафизические предпосылки утопизма // Его же. Из прошлого русской мысли. - М., 1998. - С. 265 - 292.
212. Флоровский Г. В. Памяти проф. П. И. Новгородцева // Его же. Из прошлого русской мысли. - М., 1998. - С. 210 - 222.
213. Флоровский Георгий, протоиерей. Пути русского богословия. - Paris: YMCA-PRESS, 1983. - 599 с.
214. Франк С. Л. Проблема власти. Социально-психологический этюд // Его же. Непрочитанное.../Статьи, письма, воспоминания. - М.: Московская школа политических исследований, 2001. - С. 63 - 109.
215. Франк С. Л. Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной философии. - М.: Изд-во "Факториал", 1998. - 256 с.
216. Франк С. Л. Философские предпосылки деспотизма // Вопросы философии. - 1992. - № 3. - С. 114 - 127.
217. Хейде Л. Осуществление свободы. Введение в гегелевскую философию
права. - М.: Гнозис, 1995. - 256 с.
218. Хомяков А. С. Сочинения богословские. - СПб.: Наука, 1995. - 479 с.
219. Хоружий С. С. О старом и новом. - СПб.: Алетейя, 2000. - 477 с.
220. Хоружий С. С. Путем зерна: русская религиозная философия сегодня // Вопросы философии. - 1999. - № 9. - С. 139 - 147.
221. Циппел1ус Р. Фглософ1я права. - К.: Тандем, 2000. - 300 с.
222. Чернов С. А. Критицизм и мистицизм (обзор кантианства в журнале "Вопросы философии и психологии") // Кант и философия в России. - М., 1994.-С. 114- 150.
223. Чичерин Б. Н. Мистицизм в науке. - М., 1880. - 191 с.
224. Чичерин Б. Н. Наука и религия. - М.: Республика, 1999. - 495 с.
225. Чичерин Б. Н. О началах этики (по поводу кн. Вл. С. Соловьева "Оправдание добра") // Вопросы философии и психологии. - 1897. - Книга 39.-С. 586- 701.
226. Чичерин Б. Н. Политические мыслители древнего и нового мира. - СПб.: Изд-во "Лань", СПб. Университет МВД России, 1999. - 336 с.
227. Чичерин Б. Н. Философия права. - СПб.: Наука, 1998. - 656 с.
228. Шафаревич И. Р. Есть ли у России будущее?: Публицистика. - М.: Советский писатель, 1991. - 560 с.
229. Шацкий Е. Утопия и традиция: Пер. с польск. / Общ. ред. и послесл. В. А. Чаликовой. - М.: Прогресс, 1990. - 456 с.
230. Шевченко В. Н. Актуальность социально-философской концепции К. Маркса // Карл Маркс и современная философия. Сб. материалов научн.
> конф, к 180-летию со дня рождения К. Маркса. - М., 1999. - С. 102 - 114.
231. Шевченко В.Н. Почему "Вехи" вновь стали актуальными? // Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры исследования. - М.,1992.-Вып. 7.-С. 7-25.
232. Шестаков В. П. Эсхатология и утопия: Очерки русской философии и культуры. - М.: Владос, 1995. - 208 с.
233. Шульц П. Разум и мораль. К вопросу об отношении религии и морали у Канта // Религия, магия, миф: современные философские исследования. - М., 1997. - С. 240- 252.
234. Эйдельман Н. Я. "Революция сверху" в России. - М.: Книга, 1989. - 1 76 с.
235. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом. - М.: Политиздат, 1983. - 315 с.
236. Эрн В. Ф. Борьба за Логос // Его же. Сочинения. - М., 1991. - С. 9 - 294.
237. Ященко А. С. Философия права Владимира Соловьева. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства. - СПб.: Алетейя, СПб. Университет МВД России, 1999. - 252 с.
238. Gerber R. Utopian Fantasy: a study of English utopian fiction since the end of the nineteenth century. - Norwood, Pa.: Norwood Editions, 1976. - XII, 162 p.
239. Longino H. Pornography, Oppression and Freedom: A Closer Look // Take back the night: women on pornography / edited by Laura Lederer. - New York: Morrow, 1980. - 359 p.
240. Marcuse H. Das Ende der Utopie: Vortrage u. Diskussionen in Berlin 1967. Frankfurt [Main]: Verlag Neue Kritik, 1980. - 190 p.
241. McCormack T. Passionate Protests: Feminists and Censorship // Canadian Forum - 1980. - March. - № 9. - P. 6 - 8.
242. Mumford L. The story of Utopias. - New York: Viking Press, 1962. - 315 p.
243. Putnam G. F. Russian alternatives to Marxism: Christian socialism a. idealistic liberalism in twentieth-century Russia. - Knoxville: University of Tennessee Press, 1977. -XI, 233 p.
244. Putnam G. F. Russian liberalism challenged from within: Bulgakov and Berdyaev in 1904 - 1905 // Slavonic a. East Europ. rev. - L., 1965. - Vol. 43, №6.-P. 335 - 353.
245. Schmeiser D. A. Civil Liberties in Canada. - [London, New York]: Oxford University Press, 1964. - 302 p.
246. Tribe L. H. American Constitutional Law. - Mineola, N. Y.: Foundation Press, 1978.-LXIX, 1204 p.
247. Walicki A. Legal Philosophies of Russian Liberalism. Oxford [Oxfordshire]: Clarendon Press; New York: Oxford University Press, 1987. - IX, 477 p.
> 254 255 Там же, С. 43.
255 Там же, С. 49.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ