Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВЫЯВЛЕНИЮ АСИММЕТРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)

Работа №28232

Тип работы

Диссертация

Предмет

экономика

Объем работы197
Год сдачи2004
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
689
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. Теоретические положения исследования асимметрии регионального
развития 11
1.1. Концептуальные основы возникновения асимметрии 11
1.2. Асимметрия развития муниципальных образований региона и ее
выравнивание 22
1.3. Цели, принципы и приоритеты выравнивания асимметрии 40
2. Механизмы выявления асимметрии развития региона 58
2.1. Комплексная сравнительная оценка социально-экономического
положения муниципальных образований 58
2.2. Методы комплексной оценки социально-экономического развития
муниципальных образований 64
2.3. Методика трехмерных ранжировок 76
3. Выравнивание асимметрии социально-экономического развития
муниципальных образований Омской области 100
3.1. Механизмы выравнивания асимметрии социально-экономического
развития муниципальных образований региона 100
3.2. Выявление асимметрии социально-экономического развития районов
Омской области по методике трехмерных ранжировок 109
3.3. Направления выравнивания асимметрии социально-экономического
развития районов Омской области 138
Заключение 144
Библиографический список используемой литературы 151
Приложения

Актуальность темы исследования. На современном этапе развития экономики Российской Федерации все более актуальной становится регионализация экономических процессов. Действительно, Россия состоит из 89 субъектов, каждый из которых, в свою очередь, включает множество муниципальных образований - больших и малых городов, десятки сельских административных районов, сотни поселений. Каждое из них характеризуется уникальной структурой экономики, специфичными воспроизводственными циклами, собственной социальной сферой. Для достижения целей устойчивого экономического роста Российской Федерации в целом необходимо обеспечить развитие каждого из муниципальных образований, каждого из регионов России.
Не все регионы и входящие в них муниципальные образования развиты равномерно - в одних реформы дали существенный экономический эффект, другие наоборот, перешли в разряд депрессивных. Часть муниципалитетов, на территории которых вследствие исторических, природно-географических или иных причин расположены эффективно функционирующие организации, имеются залежи полезных ископаемых или доступ к иным факторам производства, способна самостоятельно обеспечивать собственное развитие. Другие муниципалитеты существуют только за счет поступающих из вышестоящих бюджетов средств, им требуется значительная поддержка не только для развития, но и для содержания сети бюджетных учреждений здравоохранения, образования, культуры, социальной поддержки.
Вместе с тем органы государственной власти субъекта Федерации, согласно Конституции РФ, обязаны обеспечить населению всех муниципальных образований региона равный доступ к услугам социальной сферы, близкие уровни качества жизни, что является целью и результатом государственной политики выравнивания асимметрии.
Особую важность данный вопрос приобретает в свете происходящей в настоящее время реформы местного самоуправления. Изменяются численность, структура, границы муниципальных образований, полномочия органов местного самоуправления, приоритеты проводимой в их отношении финансово-бюджетной, инвестиционной и других видов государственной политики. Более четко определяются вопросы местного значения, решение которых возлагается на органы местного самоуправления. Это требует наличия аналитической базы, позволяющей оценить и сравнить текущее положение муниципалитетов, перспективы их развития, а также механизмов, позволяющих выявлять и выравнивать асимметрию, указывать важнейшие факторы, вызывающие асимметрию, оценивать их влияние на уровень жизни населения и выявлять тенденции к росту (сокращению) асимметрии социально-экономического развития муниципальных образований региона. В подавляющем большинстве регионов России такая система не создана.
В связи с этим актуальность настоящей работы обуславливается необходимостью построения комплексной и целенаправленной системы механизмов регулирования процессов регионального развития с четко определенными целями сокращения различий в социально-экономическом развитии муниципальных образований региона. Данная система должна включать механизмы определения базы проведения политики выравнивания асимметрии (определения наиболее нуждающихся территорий), выявления основных направлений сокращения асимметрии (направлений расходования ресурсов), применения инструментов государственной политики выравнивания асимметрии, построения системы мониторинга для оценки результатов и корректировки проводимой политики. Таким образом, теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования представляется достаточно актуальной и обоснованной.
Состояние изученности проблемы. В настоящее время в России на исследовании проблем региональной экономики, обосновании путей развития регионов Российской Федерации специализируется ряд видных ученых. Различные аспекты данных вопросов рассмотрены в работах С.Б. Авдашевой,А.Г. Гранберга, Н.П. Кетовой, Н.Н. Колосовского, В.В. Котилко, Н.И. Лариной, A. С. Новоселов, В.Е. Селиверстов, С.А. Суспицин, Р.И. Шнипер. В исследованиях этой школы методологической основой изучения процессов формирования и развития региона служит теория воспроизводства, на основе которой выявляются внешние и внутренние экономические связи региона, анализируется роль каждого субъекта экономики и воспроизводственные пропорции развития региона.
Важный вклад в исследование проблем развития регионов внесли ученые "уральской" (Е.Г. Анимица, В.С. Бочко, А.И. Татаркин, А.Т. Тертышный, Н.М. Сурнина) и "ростовской" школ (В.И. Бутов, В.С.Золотарев, В.Г. Игнатов).
Большое внимание управлению асимметрией было уделено в рамках проекта Тасис EDRUS 9602 "Региональная политика, направленная на сокращение социально-экономической и правовой асимметрии". Кроме вышеупомянутых исследователей, большой вклад в изучение проблемы выявления и выравнивания асимметрии (как на уровне регионов Российской Федерации, так и на муниципальном уровне внутри субъекта Федерации) внесли С.С. Артоболеский, С.А. Бастанжиева, Б.Л. Лавровский, В.Д. Маршак,B. В. Масаков, А.И. Трейвиш.
Вместе с тем недостаточно исследованными остается инструментарий управления асимметрией на муниципальном уровне (в рамках отдельно взятого региона). Среди значимых работ в данном направлении можно отметить только работы авторских коллективов под руководством П.А. Ореховского и C. А. Суспицына.
В связи с этим целью исследования является разработка концептуальных основ и методических подходов к выявлению асимметрии социально-экономического развития муниципальных образований региона и предложение механизма выявления и направлений ее выравнивания.
- уточнить содержание понятий "асимметрия" и "выравнивание" социально-экономического развития региона, выявить причины возникновения и виды проявления асимметрии;
- на основе анализа экономических теорий и концепций выявить подходы и сформулировать цель и принципы выравнивания асимметрии;
- систематизировать методики сравнительной комплексной оценки и выделить их особенности, сильные и слабые стороны применительно к решению задачи выявления асимметрии развития региона;
- разработать методику выявления и оценки асимметрии развития региона, отвечающую предъявляемым требованиям;
- выявить и проанализировать асимметрию социально-экономического развития муниципальных образований Омской области;
- систематизировать механизмы государственной политики выравнивания асимметрии и на их основе определить основные направления выравнивания уровней социально-экономического развития муниципальных образований Омской области.
Объект исследования - социально-экономическая система, сформировавшаяся в границах региона - субъекта Российской Федерации.
Предмет исследования - процессы и отношения, приводящие к возникновению неравенства уровней социально-экономического развития муниципальных образований региона, а также механизмы выявления и выравнивания асимметрии уровней их развития.
В качестве полигона исследования выбрана Омская область, типичный регион Российской Федерации. Как и большинство других субъектов Федерации, Омская область моноцентрична, вся остальная территория заселена достаточно равномерно, агломерационной зоны нет, малые города практически не влияют на пространственную структуру экономики, сельские районы имеют исключительно сельскохозяйственную специализацию. Поэтому результаты
Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам региональной экономики, теории центр-периферия, полюсов роста, центральных мест, экономики благосостояния, методы эмпирического исследования, системного анализа и синтеза, структурного и факторного анализа, многомерного статистического анализа, анализа рядов динамики, относительных и средних величин, статистических группировок, сравнительных и экспертных оценок, балансового метода, инструментария экономического прогнозирования.
В качестве информационной базы использовались статистические данные Госкомстата России, Омского областного комитета государственной статистики, информация Министерства экономики Омской области, материалы, содержащиеся в монографиях и статьях, опубликованных российскими и зарубежными экономистами, информация из периодических и специализированных изданий, размещенных в сети Интернет. Нормативно-правовой основой исследования явились Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, федеральные законы РФ, указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, законы Омской области, постановления и распоряжения Правительства Омской области, указы Губернатора Омской области, отраслевые нормативные акты, а также результаты исследований, проведенных лично автором.
Научная новизна работы заключается в разработке методических подходов и механизма выявления асимметрии социально-экономического развития муниципальных образований региона, выявлении асимметрии социально-экономического развития муниципальных образований Омской области и определении путей ее выравнивания. В соответствии с этим:
1. Уточнено содержание понятий "асимметрия" и "выравнивание" применительно к анализу неравномерности развития муниципальных образований в рамках региона.
2. Обобщены и систематизированы различные методики сравнительной комплексной оценки социально-экономического развития муниципальных образований региона, выделены их особенности, сильные и слабые стороны применительно к решению задачи выявления асимметрии развития региона.
3. Разработана методика оценки асимметрии региона, заключающаяся в системной оценке частных показателей, отражающих различные стороны социально-экономического развития исследуемых муниципальных образований в рамках региона, построении интегрального показателя в виде координат в трехмерном пространстве, группировке муниципальных образований в зависимости от уровня развития их экономики и социальной сферы; выявлении основных отраслей, неравномерность развития которых вызывает асимметрию развития региона.
4. Выявлена асимметрия развития муниципальных образований (административных районов) Омской области исходя из анализа частных показателей, систематизированных по 6 проблемно-отраслевым группам: экономико-географическое положение, демографическая ситуация, муниципальные финансы, промышленность и инвестиции, сельское хозяйство, социальная сфера, а также предложена методика группировки районов Омской области в зависимости от уровня их социально-экономического развития.
5. Систематизированы механизмы государственной политики выравнивания асимметрии развития муниципальных образований региона, с их учетом определены основные направления выравнивания уровней социально- экономического развития муниципальных образований Омской области.
Апробация результатов исследования. Положения диссертационной работы рассматривались на научно-практических конференциях, в том числе международных (Омск, 2002); межрегиональных (Кемерово, 2003, Омск, 2003); региональных (Омск, 2001, 2002, 2003, 2004).
Материалы проведенного исследования были использованы при формировании Программы социально-экономического развития Омской области до 2010 г. (разработана Экономическим комитетом Омской области при участии органов исполнительной власти Омской области), Программы социально-экономического развития Тарского муниципального образования (разработана ООРО "Вольного экономического общества России" при участии органов исполнительной власти Омской области и администрации Тарского муниципального образования Омской области). Отдельные аспекты проведенного исследования используются при подготовке аналитических материалов, записок, докладов по социально-экономическому развитию муниципальных образований Омской области.
Теоретические положения работы использовались в учебном процессе преподавания дисциплин "Региональная экономика", "Экономическая теория" и "Микроэкономика".
Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в 10 научных публикациях (в том числе 8 тезисов докладов и 2 статьи), общим объемом авторского текста 3,0 п.л.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, библиографического списка используемой литературы из 184 наименований. Работа изложена на 167 страницах машинописного текста, содержит 13 таблиц, 17 рисунков и 6 приложений. Список литературы состоит из 184 источников.
Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, указаны методы исследования, определены объект, предмет исследования, цель и основные задачи, степень научной разработанности, показаны научная новизна и практическая значимость работы, формы ее апробации.
В первой главе — "Теоретические положения исследования асимметрии регионального развития" — рассматриваются теоретические основы выявления асимметрии регионального развития
Во второй главе -"Механизмы выявления асимметрии развития региона" - в соответствии с систематизацией теоретических исследований анализируются существующие методики комплексной оценки социально- экономического развития территорий, их применимость для целей выявления асимметрии. Исходя из преимуществ и недостатков исследованных методик, разрабатывается авторская методика трехмерных ранжировок, отвечающая задачам выявления асимметрии развития региона и создания информационной базы для проведения государственной политики управления асимметрией.
Третья глава -"Выравнивание асимметрии социально-экономического развития муниципальных образований Омской области" — посвящена выявлению и определению направлений выравнивания асимметрии социально- экономического развития Омской области. В ней систематизируются и описываются основные механизмы политики выравнивания, отмечаются специфичные для Омской области механизмы управления асимметрией развитии муниципальных образований Омской области. Исследуется асимметрия социально-экономического развития Омской области с помощью методики трехмерных ранжировок как в целом, так и по отдельным отраслям развития экономики и социальной сферы. Предлагаются рекомендации (основные направления) по выравниванию асимметрии социально- экономического развития муниципальных образований Омской области.
В заключении сформулированы основные результаты исследования, приведены выводы и предложения в соответствии с поставленной целью, решаемыми задачами работы и составляющие предмет защиты выполненного исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Уточнены понятия "асимметрия" и "выравнивание" применительно к анализу неравномерности развития муниципальных образований в рамках региона, выявлены причины возникновения и виды проявления асимметрии.
Российская Федерация на современном этапе социально-экономического развития имеет значительные территориальные диспропорции. Они проявляются как в социальном и экономическом развитии регионов и муниципальных образований, так и в их географическом положении и политическом устройстве. Данный феномен может описываться рядом терминов (дифференциация, диспропорции, дисгармония, дисбаланс и т.д.), однако наиболее общей категорией является асимметрия. Социально- экономическая асимметрия - это устойчивые во времени и в пространстве отклонения в условиях и результатах развития социальной сферы и уровня развития экономики муниципальных образований, сокращение которых обеспечивает выравнивание условий для более полной реализации конституционных прав граждан в удовлетворении социальных потребностей, а в долгосрочном плане способствует социальному и экономическому развитию региона в целом.
Основными причинами возникновения асимметрии являются разные стартовые условия, в которых оказались территории к началу 90-х годов XX века (объективные факторы), и то, как руководители регионов (территорий) сумели провести экономическую и социальную политику, использовать преимущество и нивелировать влияние негативных факторов. К объективным факторам следует отнести экономико-географический фактор, проблемы, связанные с административно-территориальным делением, демографический и институциональный факторы, а также значительную группу экономических факторов, связанных с размещением и развитием производительных сил, направленностью и результатами различных видов государственной политики, проводимой союзными и федеральными властями в XX веке. К субъективным факторам - темпы прохождения реформ, адаптации к новым рыночным условиям хозяйствования, проявление значимых политических, религиозных, национальных проблем, межрегиональная (межтерриториальная) конкуренция, привлечение инвестиций и развитие производства, отношения с вышестоящие органами власти и возможность предоставления внутренних преференций.
Асимметрия бывает естественной и неестественной; проявляется в экономической, политической, социальной сферах. В зависимости от степени проявления асимметрии развитие может быть асимметричным, гармоничным и нейтральным.
Диспропорции проявляются на всех уровнях - от асимметрии макрорегионов в составе страны до асимметрии на муниципальном уровне. В качестве первичных единиц для выявления и анализа асимметрии считаем целесообразным избирать именно существующие на сегодняшний моме1™ крупные муниципальные образования - административные районы - в связи с тем, что они достаточно компактны и управляемы в качестве объекта социально-экономической политики, а также имеют институциональную структуру и достаточно полную статистическую базу, отсутствующую у более мелких территорий. В дальнейшем, при наработке информационно-статистической базы по муниципальным образованиям поселенческого типа, станет возможным изучение асимметрии и внутри муниципальных районов.
Управление асимметрией, т.е. "выравнивание", производится с помощью государственной политики выравнивания уровней социально-экономическое развития, которая, в свою очередь, является частью региональной политики. Под "выравниванием" следует понимать сближение уровней социально- экономического развития территорий в свете уменьшения диспропорций их развития, приоритетного развития экономики и социальной сферы наиболее отсталых территорий, создания условий для экономического роста
Одна из частных задач по управлению асимметрий в финансово-бюджетной сфере решается с помощью выравнивания, происходящего в рамках межбюджетных отношений. Данный вид выравнивания является самым проработанным и распространенным, однако не является исчерпывающим, устраняющим все возможные формы проявления асимметрии. Устранить асимметрию только средствами финансовой политики не представляется возможным из-за многоаспектности ее проявления.
Управление асимметрией предполагает перераспределение ресурсов, целесообразность которого определяется с помощью инструментария экономики благосостояния в рамках дилеммы ">ффск( ивное гь- справедливость". При этом "эффективность" является достижением ускоренных темпов экономического роста, связанного с развитием наиболее благополучных территорий ("точек роста"), а "справедливость" есть отсутствие диспропорций, т.е. сокращение асимметрии, развитие отстающих территорий.
Целью государственной политики выравнивания асимметрии регионального развития является обеспечение устойчивого экономического роста страны при постепенном сокращении дифференциации основных показателей развития экономики и социальной сферы территорий (ускоренном развитии наиболее отсталых, кризисных территорий). При этом сохраняется требование к обеспечению устойчивого экономического роста страны в целом.
Основными принципами проведения государственной политики выравнивания являются: экономическая основа развития, достаточность и направленность предоставления помощи, согласование эффективности и справедливости при управлении асимметрией, гласность и прозрачность политики, институциональная закрепленность.
2. Обобщены и систематизированы методики сравнительной комплексной оценки социально-экономического развития муниципальных образований региона, выделены их особенности, сильные и слабые стороны применительно к решению задачи оценки асимметрии развития региона.
Проведение мониторинга социально-экономического развития региона является основой создания информационной базы для управления асимметрией. Анализ социально-экономического развития, выявление асимметрии (с помощью системы комплексной оценки социально- экономического развития территорий) позволяет типизировать территории, разделить их на группы в зависимости от степени и направлений проявления асимметрии, нуждаемости в поддержке и иных мерах по управлению асимметрией. Поэтому в работе определены основные этапы, требования и ожидаемые результаты проведения комплексной оценки социально- экономического развития территории.
Решена задача изучения существующих методик и выбора оптимальной методики для решения задач выявления и управления асимметрией. Существует значительное число методик (более 20), тем или иным образом пригодных для проведения комплексной оценки социально-экономического развития территорий. Данные методики были проанализированы п разделены на 7 групп. Результаты анализа позволили выявить те черты (особенности) методик, которые являются наиболее полезными для целей выявления асимметрии, а также слабые стороны рассмотренных методик.
Все методики были оценены по 9 требованиям, предъявляемым "к методикам комплексной оценки социально-экономического развития территорий. В результате было выявлено, что наиболее эффективной методикой является методика многомерных ранжировок Т.С. Новиковой- С.А. Суспицына.
3. Разработана методика оценки асимметрии региона, заключающаяся в системной оценке частных показателей, отражающих различные стороны социально-экономического развития исследуемых муниципальных образований в рамках региона, построении интегрального показателя в виде координат в трехмерном пространстве, группировке муниципальных образований
В основу методики трехмерных ранжировок положен механизм разделения территорий по каждому из исследуемых показателей на 3 подгруппы - "выше среднего", "среднее, приемлемое" и "ниже среднего". Количество попаданий исследуемой территории в каждую из указанных категорий и является ее координатами в трехмерном пространстве. Анализ трехмерных координат, в том числе их проекций на двумерную плоскость (по отдельной методике) позволяет эффективно группировать территории -.з зависимости от уровня их социально-экономического развития и потребности в применении к ним мер государственной политики выравнивания асимметрии. На основе рассчитанных трехмерных координат был разработан коэффициент асимметрии, позволяющий оценить степень проявления диспропорций в развитии территорий по некоторой группе показателей.
Проведенное эмпирическое сравнение результатов применения методики трехмерных ранжировок и методики суммы мест (на примере муниципальных образований Омской области) показало, что результаты данных методик близки, однако результаты трехмерных ранжировок позволяют получил» больший массив информации и более качественно выявить диспропорции и определить потребность в выравнивании асимметрии.
Проверка методики трехмерных ранжировок на соответствие требованиям, предъявляемым к процедуре комплексной оценки социально- экономического развития территорий показала, что методика трехмерных ранжировок наилучшим образом соответствует предъявляемым требованиям, наиболее эффективно решает задачу выявления асимметрии и создания информационной базы для последующего управления асимметрией.
Разработана схема, отражающая алгоритм управления асимметрией *- проведения государственной политики выравнивания асимметрии регионального развития (включающая целеполагание, мониторинг развития, механизмы управлении асимметрией).
4. Выявлена асимметрия развития муниципальных образований (административных районов) Омской области исходя из анализа частных показателей, систематизированных по 6 проблемно-отраслевым группам (экономико-географическое положение, демографическая ситуация, муниципальные финансы, промышленность и инвестиции, сельское хозяйство, социальная сфера), а также предложена методика группировки районов Омской области в зависимости от уровня их социально-экономического развития.
Разработанная методика трехмерных ранжировок применена для выявления асимметрии социально-экономического развития муниципальных образований (административных районов) Омской области: рассчитано 86 частных показателей по каждому из 32 районов, получены трехмерные координаты каждого из районов как по всему набору показателей, лак и по группам показателей, отражающих отдельные направления развития экономики и социальной сферы районов.
В соответствие с полученными результатами районы Омской области разделены на 5 зон по каждой из групп показателей, и на 7 зон по полному набору показателей, для каждого из указанных случаев рассчитан коэффициент асимметрии, выявлены основные причины, обусловившие полученное разделение на зоны.
5. Систематизированы механизмы государственной политики выравнивания асимметрии развития муниципальных образований региона, а также определены основные направления выравнивания уровней социально- экономического развития муниципальных образований Омской области.
Систематизированы и обозначены основные группы механизмов государственной политики выравнивания асимметрии: прямая поддержка (целевые и нецелевые методы), косвенная поддержка (предоставление льгот, стимулирование инвестиционной деятельности), институциональная поддержка (программы развития, маркетинг территории, институциональное стимулирование).
Для каждой из зон, полученных в результате проведения трехмерной ранжировки районов Омской области, опрелсзены возможшпути выравнивания асимметрии (цели государственной политики выравнивания, основные направления - "узкие места", вызывающие асимметрию, работа с которыми позволит придать дополнительный импульс развитию муниципалитета), обоснована необходимость применения механизмов государственной политики выравнивания асимметрии.
Определены основные направления решения существующих проблем социально-экономического развития муниципальных образований (административных районов) Омской области и возможные результаты управления асимметрией социально-экономического развития рпйопов Омской области.
Таким образом, на основе изучения асимметрии в работе даны механизмы, позволяющие эффективно выявлять и управлять асимметрий социально-экономического развития региона. Предложенная методика эффективно решает задачи выявления асимметрии и группировки территорий для последующего проведения государственной политики выравнивания асимметрии социально-экономического развития региина. Сикращснии асимметрии в целом должно привести к выравниванию (повышению) качества жизни населения Омской области, ускорению социально-экономического развития наиболее отсталых районов, росту налоговых поступлений и снижению дотационности бюджетов муниципальных образований Омской области, созданию условий для устойчивого экономического роста Омской области в целом.



1. Конституция Российской Федерации. М. - 1993.
2. О границах и статусе муниципальных образований Омской области: Закон Омской области от 30 июля 2004 г. № 548-03 // Справочная система "Консультант плюс"
3. О Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 - 2001 годах: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1998 г. № 862 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. № 32. - Ст. 3905.
4. О Плане действий Правительства Омской области на 2004 год: Распоряжение Правительства Омской области от 19 февраля 2004 г. № 2- рп // Справочная система "Консультант плюс"
5. О предварительных итогах социально-экономического развития Омской области за 2003 год, прогнозе социально-экономического развития Омской области и методике формирования областного и межбюджетных отношений в Омской области на 2004 год: Распоряжение Губернатора Омской области от 29 сентября 2003 г. № 500-р // Справочная система "Консультант плюс"
6. О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 г. № 584 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. № 34. - Ст. 3503.
7. О Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы): Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. № 1163-р // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. № 34. - Ст. 3396.
8. О федеральной целевой программе "Сокращение различий в социально-
9. О федеральном бюджете на 2002 год: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // "Собрание законодательства Российской Федерации. -2001. № 53 (ч. 1).-Ст. 5030.
10. Об областном бюджете на 1999 год: Закон Омской области от 08 апреля 1999 года № 179-03 // Ведомости Законодательного Собрания Омской области. - 1999. № 1(18). - Ст. 820.
11. Об областном бюджете на 2000 год: Закон Омской области от 29 декабря 1999 г. № 227-03 // Ведомости Законодательного Собрания Омской области. -1999. № 4(21). - Ст. 1042.
12. Об областном бюджете на 2004 год: Закон Омской области от 22 декабря 2003 г. № 486-03 // Омский вестник. -2003. - 26 декабря. - № 83.
13. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 годя № 131-ФЗ И Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. № 40. - ст. 3822.
14. Об утверждении положения об Адресной инвестиционной программе Омской области: Указ Губернатора Омской области от 31 декабря 2003 г. № 241 // Омская правда. - 2004. - 14 января. - №2.
15. Основные положения региональной политики в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 03 июня 1996 г. № 803 // Российская газета. - 1996. № 109.
Статистическая информация
16. Муниципальные образования Омской области в цифрах: Стат.сб./ Омский облкомстат. - Омск, 2003. - 410 с.
17. Омский областной статистический ежегодник: Стат. сб. В 2 ч. // Омский
облкомстат. - Омск, 2002. - 354 с., 232 с.
18. Паспорта социально-экономического положения сельских районов Омской области (1999-2002): Стат.сб. В 32 т. /Омский облкомстат. - Омск, 2003.
19. Российский статистический ежегодник (2001): Стат.сб./Госкомстат России. - М.:2001. -679 с.
20. Российский статистический ежегодник (2002): Стат.сб./Госкомстат России. -М.:2002. -660 с.
Книги
21. 50 лекций по микроэкономике. Учебник для вузов в 2-х томах/ Под ред. Л.С. Тарасевич, В.М. Гальперина - СПб.: Экономическая школа, 2000. - Т.1 -624 с., Т.2-776 с.
22. Айвазян С.А., Мхитраян В.С. Прикладная статистика и основы эконометрики. М.: ЮНИТИ, 1998. - 1025 с.
23. Алле М. Условия эффективности в экономике. - М.: НИЦ “Наука для общества”, 1998. - 304 с.
24. Анализ тенденций и перспектив развития региональной экономики. / Под ред. Р.И. Шнипера.- Новосибирск, 1994.
25. Аналитический доклад "Совершенствование форм и механизмов межрегиональной интеграции в России и обзор европейского опыта" / Программа РУС-1 "Содействие в совершенствовании функционирования эффективных федеративных структур". - Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 1999.
26. Анимица Е.Г., Власова Н.Ю., Сурнина Н.М. Теоретико¬методологические основы структурной трансформации городов старопромышленного региона. - Екатеринбург, изд-во Урал.гос.экон.ун- та, 2000. - 148 с.
27. Анимица Е.Г., Тертышный А.Т. Местное самоуправление: история и современность. Екатеринбург, изд-во Урал.гос.экон.ун-та, 1998. - 296 с.
28. Артоболевский С.С. Региональная политика, направленная на снижение территориальных экономических и социальных диспропорций в Российской Федерации (проект концепции)// Региональная политика, направления на сокращение социально-экономической и правовой асимметрии: Сб. трудов. - Новосибирск: Экор, Сибирское соглашение. -
2000. -С.23-51.
29. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. - М.: "ЮНИТИ", 2002. - 687 с.
30. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Экономический анализ. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 656 с.
31. Бастанжиева Е.А., Русских А.Н., Слынько Ю.Н., Суспицын С.А. Информационная система "Региональная политика": новые возможности принятия решений// Региональная политика, направления на сокращение социально-экономической и правовой асимметрии: Сб. трудов. - Новосибирск: Экор, Сибирское соглашение. - 2000. С.93-124.
32. Большой экономический словарь. / Под ред. А.Н.Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 1997. - 864 с.
33. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики: Учебное пособие для вузов / Ростов н/Д., 2000. - 448 с.
34. Бутс Б. и др. Типология российских регионов. / Под ред. Н. Главацкой. - М.: 2002.- 159 с.
35. Бюджетная система Российской Федерации. / Под ред. М.В.Романовского. - М.: Юрайт, 1999. - 621 с.
36. Воспроизводственные проблемы планового управления регионом. / Под ред. Р.И. Шнипера и А.С. Новоселова. - Новосибирск, 1989. - 223 с.
37. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение. - М., 2003. - 384 с.
38. Гоббс Т. “Основы философии”. Избранные произведения. - М., 1964. - 436 с.
39. Государственное регулирование рыночной экономики. / Под общ. ред. Кулишина В.И., Волгина Н.А. - М.: ОАО "НПО "Экономика", 2000. -735 c.
40. Государственные и муниципальные финансы/ Под ред. Мысляевой И.Н. ■< М.: ИНФРА-М, 2001. - 268 с.
41. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. - 2- е изд. - М.: ГУ ВШЭ, 2001. - 495 с.
42. Дворецкая А.Е. Формирование внебюджетных финансовых ресурсов и региональных рынков капитала для реализации основных направления выравнивающей региноальной политики// Региональная политика, направления на сокращение социально-экономической и правовой асимметрии: Сб. трудов. - Новосибирск: Экор, Сибирское соглашение,
2000. - С.503-534.
43. Золотарев В.С., Наливайский В.Ю., Чебанова Э.В., Невская Н.И., Бабаян
Э.А. Экономические условия развития федерализма в России. - Ростов н/Д, 1998.
44. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение (экономика и управление). - М., 2000.-416 с.
45. Карпов В.В. Социально-экономические основы региональной политики в условиях трансформации общества. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 1998. - 216 с.
46. Карпов В.В., Золотарев С.Е., Штурлак Н.Г. Региональная экономика» Учеб, пособие. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2001. - 84 с.
47. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. / Антология экономической классики. В 2-х томах - М.: МП ЭКОНОВ, 1993. - Т. 2. - с. 137-439.
48. Колосовский Н.Н. Теория экономического районирования. - М., 1969.
49. Кордонский С.Г. Рынки власти. Административные рынки СССР и России. М.: ОГИ, 2000. - 240 с.
50. Котилко В.В. Региональная экономическая политика. - М.: РДЛ, 2001. - 272 с.
51. Котлер Ф. Маркетинг-Менеджмент. СПб.: Питер, 1999. - 896 с.
52. Курляндская Г., Шишкин Д. Методика формирования фонда выравнивания распределения средств из него между районами Ленинградской области. - СПб., 1998.
53. Лавровский Б.Л. Региональная асимметрия в Российской Федерации: измерение и регулирование// Региональная политика, направленная на сокращение социально-экономической и правовой асимметрии. - Новосибирск, 2000. - С.272-306.
54. Лавровский Б.Л., Масаков В.В. К вопросу о методологии и технике региональной классификации// Региональная политика, направления на сокращение социально-экономической и правовой асимметрии: Сб. трудов. - Новосибирск: Сибирское соглашение, 2000. - Вып. 2. - С.65-86.
55. Ларина Н.И. Мировой опт региональной политики. - Новосибирск, 1996.
56. Лексин В., Швецов А. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. - М., 1997.
57. Лексин В.Н., Селиверстов В.Е., Швецов А.Н. О формировании государственной системы мониторинга социально-экономической, национально- этнической и политической ситуации в регионах российской федерации// Региональная политика, направления на сокращение социально-экономической и правовой асимметрии: Сб. трудов. - Новосибирск: Экор, Сибирское соглашение, 2000. - С.84-92.
58. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении. // Соч. в Зх т. Т. 1. М., 1985. - 239 с.
59. Лухтала А., Бастанжиева С.А. Проект Тасис "Региональная политика, направленная на сокращение социально-экономической и правовой асимметрии"// Региональная политика, направления на сокращение социально-экономической и правовой асимметрии: Сб. трудов. - Новосибирск: Экор, Сибирское соглашение, 2000. - С.8-22.
60. Макконелл К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. - М.: Республика, 1992. - 399 с., 400 с.
61. Маршалова А.С., Новоселов А.С. Основы теории регионального воспроизводства. -М.: Экономика, 1998.
62. Маршалова А.С., Новоселов А.С. Управление экономикой региона: Учебное пособие. - Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001. - 404 с.
63. Методические рекомендации по подготовке городских программ социального и экономического развития малых и средних городов. Серия "Библиотека местного самоуправления", Выпуск 29. - М., 2000. — 152 с.
64. Методические рекомендации по разработке краткосрочных прогнозов социально-экономического развития муниципальных образований. Серия "Библиотека местного самоуправления", Выпуск 42. - М., 2002. - 144 с.
65. Методические рекомендации по разработке стратегии социально- экономического развития сельского района. Серия "Библиотека местного самоуправления", Выпуск 38. - М.: МОНФ, 2001. - 150 с.
66. Некрасов Н. Региональная экономика. - М., 1978.
67. Новикова Т.С., Суспицын С.А. Совершенствование межбюджетных отношений в регионе. - Новосибирск, ИЭиОПП СО РАН, 1998. — 60 с.
68. Олейник. А.Н.Институциональная экономика. - Москва: ИНФРА-М, 2000.-416 с.
69. Панкрухин А.П. Муниципальное управление: маркетинг территорий. - М.: Логос, 2002. - 64 с.
70. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. - М.: Экономика, 1992. - 510с.
71. Подиновский В.В., Ногин В.Д. Парето-оптимальные решения многокритериальных задач. - М. "Наука", 1982.
72. Предпринимательский климат регионов России/ ЛавровА., Шувалов В. и др. - М.: Начала-Пресс, 1997.
73. Приваловская Г. А., Рунова Т.Г. Территориальная организация промышленности и природные ресурсы СССР. - М.: Наука, 1980.
74. Проект СИРЕНА: влияние государственной политики на региональное развитие. / Под ред. С.А. Суспицына. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН,2002. -360 с.
75. Путь в XXI век. Стратегические проблемы и перспективы российской экономики., ч. IV "Россия регионов". - М.: Экономика, 1999, с.567-638.
76. Райсберг Б.А. Рыночная экономика: Учеб. Пособие. - М.: 1995. - 894 с.
77. Региональная политика, направленная на сокращение социально- экономической и правовой асимметрии: Сб. трудов. - Новосибирск: Экор, Сибирское соглашение. - 2000. - 549 с.
78. Региональная экономика. Под ред. Морозовой Т.Г. - М.: 1998. - 472 с.
79. Региональная экономика / Градов А.П., Кузин Б.И., Медникова М.Д., Соколицин А.С. - СПБ.: Питер, 2003. - 222 с.
80. Родоман Б.Б. Территориальные ареалы и сети. Очерки теоретической географии. - Смоленск: Ойкумена. - 1999 - 256 с.
81. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Избранные сочинения. - М., 1961.-351 с.
82. Сафаров Т.А., Муфтиев Г.Г. Государственное регулирование экономики. — Уфа: Башкортостан, 1999. — 199 с.
83. Синельников С.Г., Золотарева А.Б., Трунин И.В., Толмачева И. Юдин А. Муниципальные финансы в бюджетной системе России. - М.:1999 - 125 с.
84. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. / Антология экономической классики. В 2-х томах.- М.: МП ЭКОНОВ,1993. - Т. 1.-с. 79-392.
85. Статистика: Курс лекций. /Харченко Л.П., Долженкова В.Г., Ионин В.Г. и др. Под ред. В.Г. Ионина. - Новосибирск: НГАЭиУ, М.: ИНФРА-М,1999.-310 с.
86. Статистические и динамические экспертные системы: Учебное пособие/
Э.В. Попов, И.Б. Фоминых, Е.Б.Кисель, М.Д. Шапот. - М.: Финансы и статистика, 1996. - 319 с.
87. Статистический словарь/ гл. ред. Ю.А.Юрков. - М.: Финстатинформ, 1996.-479 с.
88. Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора. /Пер. с англ. - М.:Изд-во МГУ: Инфра-М, 1997. - 720 с.
89. Сурнина Н.М. Методы стратегического анализа и планирования на национальном, региональном и корпоративном уровнях (исследование конкретных ситуаций): Учеб, пособие / под ред. Е.Г. Анимицы. - Екатеринбург, изд-во Урал.гос.экон.ун-та, 2004. - 200 с.
90. Сурнина Н.М. Пространственная экономика: проблемы теории, методологии и практики / Науч. ред. Е.Г. Анимица. - Екатеринбург, изд- во Урал.гос.экон.ун-та, 2003. - 281 с.
91. Суспицын С.А. Комплексный анализ состояния и приоритетов социально-экономического развития региона (на примере Омской области)// Проект СИРЕНА: влияние государственной политики на региональное развитие. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2002. - Гл. 6. - С.282-322.
92. Теория организации отраслевых рынков: Учеб. / Авдашева С.Б., Розанова Н.М. - М.: Магистр, 1998. - 320с.
93. Терехина А.Ю. Анализ данных методами многомерного шкалирования. - М.: Наука, 1986. - 220с.
94. Трейвиш А.И., Нефедова Т.Г. Экономическое пространство России: проблемы регионального расслоения // Россия и СНГ: дезинтеграционные и интеграционные процесы. - М: Институт географии РАН, 1995.
95. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М., 1981. - 720 с.
96. Финансово-кредитный словарь. В 3-х т. М.: Финансы и статистика, 1994.
97. Шнипер Р.И. Регион: экономика и прогнозирование. - Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1996. - 135 с.
98. Шнипер Р.И. Регион: экономические методы управления. - Новосибирск: Наука, 1991.-315 с.
99. Штульберг Б.М., Введенский В.Г. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации. М.: Гелиос АРВ,2000.- 367 с.
100. Экономическая диагностика и прогнозирование регионального развития. / Под ред. Р.И. Шнипера, А.С. Новоселова. - Новосибирск, 1991.
101. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. М.: Наука, 1995. - 276 с.
102. Abraham, В., Ledolter, J., Statistical methods for forecasting, New York: Wiley, 1983.
103. Boadway R., Bruce N. Welfare economics. Oxford, 1984. p.99-100
104. Buchanan J. M. Rent Seeking and Profit Seeking// Toward a Theory of the Rent-Seeking Society/ Ed. James M. Buchanan, Robert D. Tollison, Gordon Tullock. Texas A&M University Press, 1980
105. European Comission (CEC), Europe 2000: outlook for the development of Community's territory. Lyxemburg: Office for Official Publications of the European Communities, 1991.
106. Groves Sanford M, Valente Maureen G. Evaluating financial condition: A handbook for local government. - International City/Country Management Association (ICMA), 1994.
Периодические издания
107. Методика расчета комплексной оценки уровня социально- экономического развития субъектов Российской Федерации. -http://www.economy.gov.ru/obzor/method.zip
108. Артемьева С. Совершенствование системы межбюджетных отношений в современных условиях// Вопросы экономики. - 2002. - № 5. - С. 137-143.
109. Бандман М. Государственная региональная экономическая политика: вехи, задачи и пути ее реализации в Сибири // Регион: экономика и социология. - 1996. №2. - С.34-58.
110. Бандман М.К. Сибирь в системе экономических районов СССР - России// Регион: Экономика и социология. - 1998, №2.
111. Бандман М.К., Кулешов В.В, СеливерстовВ.Е. Интеграционный процессы в Сибири// Россия и СНГ: Дезинтеграционные и
160
ИЗ. Бухвальд Е.М., Игудин А.Г. Межбюджетные отношения: текущее состояние и основные тенденции развития // Федерализм. - 2002. - №2 (26).-С. 143-162.
114. Бюджетный федерализм. - http://www.csr.ru/conferences/bufeder.html
115. Воронов Ю.П. Сравнительная оценка уровня жизни в Сибири: встречные расчеты // Регион: экономика и социология. - 2002. - №1. - С.65-78.
116. Гапоненко А. Управление региональным развитием: цели, критерии и методы // Регион: теория и практика устойчивого развития. - 1999. Вып. 8.
117. Голубицкая М. Социально-экономическое положение регионов: Дальневосточный экономический район// Обозреватель. Observer. 2000. - №7.-С.48-56.
118. Горегляд В. Бюджетная система и экономический потенциал страны. // Вопросы экономики. - 2002. №4. - С.4-22
119. Горегляд В.П. Финансовые проблемы региональной политики в России // Федерализм. - 2002. - №4 (28). - С.5-38.
120. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: и начала, и фундамент// ЭКО. - 2001. №9. - С.183-185.
121. Гранберг А.Г. Региональная политика в программах экономических реформ//Федерализм и региональная политика: проблемы России и зарубежный опыт. Вып 1 - Новосибирск, 1995.
122. Гранберг А.Г. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации // Вопросы экономики. - 2001. - №9.-С. 15-27.
123. Гранберг А.Г., Суслов В.И., Суспицын С.А. Подходы к анализу финансового положения регионов и их финансово- экономических отношений с федеральным центром// Регион: экономика и социология. - 1996. №4.-С.73-106.
124. Ефремов К.И., Георгадзе Е.И., Костылева Л.В. Методика проведения комплексной рейтинговой оценки социально-экономического развития муниципальных образований в Вологодской области// Вопросы статистики. - 2002. - №2. - С.61 -63.
125. Игудин А.Г. Анализ распределения полномочий по основным видам бюджетных расходов между уровнями власти и региональная асимметрия в бюджетной сфере российской федерации. -http://ieie.nsc.ru/~tacis/igudin.htm
126. Кадочников П., Синельников-Мурылев С., Трунин И. Проблемы моделирования воздействия межбюджетных трансфертов на фискальное поведение субнациональных властей// Вопросы экономики. - 2002. - № 5.-С.103-125.
127. Капустина Л.М. Эволюция отношений Центра и регионов России// Регион: экономика и социология. -2001. -№3. - С.35-43.
128. Кибалов Е.Б., Кулешов В.В. Стратегия развития Сибири* сопоставительный анализ вариантов и направлений дальнейших исследований// Регион: экономика и социология. - 2002. - №4. - С.30-48.
129. Кирина Ю. В.Опыт оценки финансового состояния муниципальных образований в России. // Муниципальная экономика. - 2000. №3.
130. Клисторин В.И., Селиверстов В.Е., Суспицын С.А. Концепция межбюджетных отношений в регионе// Регион: экономика и социология. -2001. -№3.
131. Крупина Т. Бюджеты муниципальных образований и бюджетное регулирование в Тюменской области// Муниципальный мир. - 2000. - №3.-с. 46-53.
132. Куатбаева Г.К. Институциональные основы поддержки проблемных территорий Республики Казахстан // Регион: экономика и социология. - 2002. №1.-С.148-159
162
133. Кузнецова О.В. О некоторых проблемах федерального регулирования экономического развития регионов России // Федерализм. - 2002. - №4 (28).-С.87-122.
134. Курляндская Г.В., Николаенко Е.И., Шишкин Д.В. Децентрализация публичной власти и межбюджетные отношения в регионах России. -http://www.budgetrf.ru/Publications/Analysis/fpcenter/an_fpcenter_01112002/an_fpcenter_01112002000.htm
135. Лавров А. Развитие бюджетного федерализме!// Федерализм. - 2000. - №3.-С.5-46.
136. Лавров А., Литвак Дж, Сазерленд Д. Реформа межбюджетных отношений: "федерализм, создающий рынок". // Вопросы экономики. -2001.-№4.-С.32-51.
137. Лавровский Б.Л. Измерение региональной асимметрии на примере России// Вопросы экономики. - 1999. - №3. - С.42-52.
138. Лавровский Б.Л.. Региональная асимметрия и развитие// Регион: экономика и социология. - 1999. - Спец. вып. - С.99-116.
139. Лавровский Б.Л. Региональная асимметрия и развитие. http://ieie.nsc.ru/~tacis/lavrovs.htm
140. Лексин В., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения // Российский экономический журнал. - 1993. №9. -С.50-58.
141. Лексин В., Швецов А. Проблемы согласования интересов и организации взаимодействия в системе федеративных отношений // Федерализм. -2003. - №2 (30). - С.97-122.
142. Лившиц А., Новиков А., Симирнягин Л. Региональная стратегия России // Регион: экономика и социология. - 1994,- №3.
143. Лысенко В.Н. Что мы строим в России: симметричную или асимметричную федерацию? // Федерализм. - 1998. - №1.
144. Маршак В.Д., Селиверстов В.Е. Финансовый аспект региональной асимметрии. - http://ieie.nsc.ru/~tacis/marsh-sel-rec.htm
145. Масаков В.В. Асимметрия и направления совершенствования управления в социальной сфере. - http://ieie.nsc.ru/~tacis/masakov.htm
146. Методика распределения финансовых средств из фонда регионального развития. —
http://www.economy.gov.ru/merit/obzor/preliz_200503_metodika.zip
147. Модель межбюджетного регулирования на уровне субъекта Российской Федерации: описание и руководство для пользователей. М.: Агентство международного развития США по налоговой и бюджетной реформе в Российской Федерации, 2000. http://langate.gsu.edu
148. Назаров В.С. Финансовое выравнивание уровня развития отдельных регионов// Региональная экономика: теория и практика. - 2003. - №2. - С.31-37.
149. Нестеров Л., Аширова Г. Обеспеченность ресурсами российских регионов. // Федерализм. - 2003. - №3 (31). - С.223-248.
150. Нестеров Л., Кольчугина А. Развитие регионов России в 1995-2002 гг. // Федерализм. - 2003. - №4 (32). — С.217-228.
151. Николаев М., Махотаева М. Обобщение опыта социально- экономического развития в субъектах Российской Федерации // Вопросы экономики. - 2002. № 5. - С. 126-136.
152. Николаев М., Махотаева М. Научные основы региональной экономической политики. // Федерализм. - 2003. - №2 (30). - С.141-156.
153. О ходе реализации ФЦП "Сокращение различий в социально- экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)" / Доклад М.М.Циканова -http://www.knews.ru/allnews/120747
154. Ореховский П.А., Широнин В.М. Мищенко В.В. Развитие малого и среднего предпринимательства как перспективной базы муниципальных и регионального бюджетов. -http://lab.obninsk.ru/public/articles.php?htmlfile=Altai-Rep02.htm
155. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения/
B. Лексин, Е.Андреева, А.Ситников, А.Швецов. // Российский экономический журнал. - 1993. - №№ 9-12.
156. Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов. 2001- 2002 годы // Эксперт. - 2002. - № 45 (352).
157. Рейтинг относительной кредитоспособности субъектов Российской Федерации // Рынок ценных бумаг. - 2001. - № 24 (207).
158. Родоман Б.Б. Сколько субъектов нужно Федерации? // Отечественные записки. - 2004. -№2(17).
159. Родоман Б.Б. Основные процессы пространственной дифференциации. // Вестник Московского государственного университета. -1970 — № 5.
160. Рябцев В.М., Чудилин Г.И. Многомерная непараметрическая оценка инвестиционного климата в регионах // Федерализм. - 2002. - №1(25). -C. 47-60.
161. Селиверстов В.Е, Игудин А.Г., Подпорина И.В., Клисторин В.И. Бюджетное регулирование финансовых потоков в трехуровневой системе "федеральный центр - субъекты федерации - административные районы и муниципалитеты" в интересах сокращения региональной асимметрии// Региональная политика, направления на сокращение социально- экономической и правовой асимметрии: Сб. трудов. - Новосибирск: Экор, Сибирское соглашение. - 2000. - С.445-476.
162. Селиверстов В.Е., Бандман М.К., Ершов Ю.С.. Перспективы развития производительных сил Сибири в инвестиционных проектах Федеральной целевой программы "Сибирь"// Сибирь на пороге нового тысячелетия. - Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1998.
163. Смирнов С.Г. Оценка социально-экономической ситуации в регионах для принятия хозяйственных и управленческих решений // Общество и экономика. - 1998. - № 4-5.
164. Статистика: электронный учебник. - http://www.yartel.ru/stat/
165. Талботт С. О стратегическом терпении во времена невзгод // Известия. -
1998. - 21 ноября.
166. Татаркин А. Как оценить и эффективно использовать потенциал региона // Федерализм. - 1998. -№1. - С.43-49.
167. Трейвиш А.И.Новые тенденции в развитии регионов России и их асимметрия. - http://ieie.nsc.ru/~tacis/treivish.htm
168. Универсальная энциклопедия - http://www.megakm.ru/
169. Христенко В. Развитие бюджетного федерализма в России: итого 1990-х годов и задачи на перспективу // Вопросы экономики. - 2002. - № 2. - С.4- 18.
170. Христенко В. Реформа межбюджетных отношений: новые задачи // Вопросы экономики. - 2000. - № 8.
171. Христенко В., Лавров А. Новая методика распределения трансфертов // Финансы. - 2001. - №3.
172. Цели и риски. Беседа с С.Кордонским. // Отечественные записки. - 2004. -№2(17).
173. Цыбактов В., Дубошина М. Неравенство муниципальных образований: анализ и опыт преодоления в Самарской области // Федерализм.- 2001 - №4.-С. 155-174.
174. Шаймиев М. Подлинный федерализм - всегда на стороне регионов // Российская газета. - 1998. - 14 февраля.
175. Швецов А. Системные преобразования местных бюджетов // Вопросы экономики. - 2001. - №8.
176. Швецов А. Потребности муниципальных образований в финансовых средствах и бюджетно-налоговые возможности их удовлетворения // Российский экономический журнал.- 2001.- № 7,- С. 17-39.
177. Экономические и финансовые словари на Глоссарий.ги -http://www.glossary.ru
178. Электронный учебник по статистике - www.statsoft.ru/home/textbook
179. Энциклопедия Рубикрн.ру - http://www.rubricon.com/
180. Capellin R. Regional development, federalism and interregional cooperation, in H. Eskelinen and F. Snickars (eds.), Competitive European Peripheries. -Munish: Springer- Verlag. 1995 a.
181. Capellin R. Regional policy and federalism in the process of international integration. In К/ Perchel (ed.), Regional growth and regional policy within the framework of European integration. - Heidelberg: Springer-Physica Verlag, 1997a.
182. George S. Day, Analysis for Strategic Marketing Decisions (West Publishing Company. 1996), p. 202-204
183. Roberts P. Regional planning and development for the Europe of the twenty first century: problems, policies and prospects, paper presented at 18th Conference Europe of Regions, organised by Danish Cultural Institute and ISCOMET. - Copenhagen, Denmak, 21-23 August 1998c.
184. Wishlade, F. at al. (1998) Agenda 2000 and the targeting of EU cohesion policy. Paper at the Eurostat conference, Rennes (France), January 1998.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ