Политико-правовая трансформация институтов гражданского общества в условиях глобализации
|
ВВЕДЕНИЕ 3
X
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты институционально-правового анализа гражданского общества 12
1.1. Генезис институтов гражданского общества и перспективы
их политико-правового развития 12
1.2. Структурно-институциональный дизайн гражданского общества:
системный анализ 38
1.3. Глобализационные проекты политико-правовой трансформации
гражданского общества 69
Глава 2. Политико-правовой транзит гражданского общества в
| контексте глобализации 88
2.1. Западноевропейский опыт правовой институционализации
гражданского общества: конфликтогенные основания 88
2.2. Политико-правовые формы регионализации гражданского
общества на постсоветском пространстве 109
2.3. Российская национально-государственная идентичность:
перспективы взаимодействия властных структур и институтов гражданского общества 134
Заключение 159
Список литературы
X
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты институционально-правового анализа гражданского общества 12
1.1. Генезис институтов гражданского общества и перспективы
их политико-правового развития 12
1.2. Структурно-институциональный дизайн гражданского общества:
системный анализ 38
1.3. Глобализационные проекты политико-правовой трансформации
гражданского общества 69
Глава 2. Политико-правовой транзит гражданского общества в
| контексте глобализации 88
2.1. Западноевропейский опыт правовой институционализации
гражданского общества: конфликтогенные основания 88
2.2. Политико-правовые формы регионализации гражданского
общества на постсоветском пространстве 109
2.3. Российская национально-государственная идентичность:
перспективы взаимодействия властных структур и институтов гражданского общества 134
Заключение 159
Список литературы
Актуальность темы исследования обусловлена неоднозначным и противоречивым характером глобальных изменений современного мира, которые инициируют новые социально-политические, экономические и идеологические тенденции. В течение последних десятилетий институты гражданского общества в различных масштабах и качествах переживают ряд стремительных и кардинальных изменений, причем непосредственную трансформационную поддержку глобализационного вектора на региональном уровне осуществляют некоммерческие негосударственные организации, такие как Всемирная торговая организация, Всемирный банк, международные научные и благотворительные фонды.
Однако распространение неолиберальных стратегий глобальной экспансии не происходит в социальном и политико-правовом вакууме, более того нарастает массовое противодействие им, что видно на примере антиглобалистских движений, которые уходят от прежних экстремистских протестных ориентаций, приобретая организованный, последовательный характер, что приводит к дальнейшей трансформации институциональной структуры гражданских обществ и ведет к новым размежеваниям как внутри самих государств, так и между ними.
Оценка аналогичных процессов в России с точки зрения формирования развитого институционального дизайна гражданского общества вполне актуальна и востребована, в том числе и в связи с необходимостью их осмысления в национально-государственном и политико-правовом аспектах.
Систематическое изучение и внедрение позитивного опыта институционализации и регионализации гражданского общества, выявление эффективных технологий формирования его ценностей, выбор адекватных ориентиров и программ реализации общегражданской политики являются важнейшей целью в ходе реформирования России.
В этом контексте заявленные инициативы Президента Российской Федерации В.В. Путина о необходимости создания Общественной палаты как органа, обладающего функциями гражданского контроля над деятельностью органов государственной власти, демонстрируют готовность российского государства идти на диалог с институтами гражданского общества.
Таким образом, разработка и внедрение эффективной системы правового регулирования институциональной трансформации гражданского общества в условиях глобализации предполагает ее адаптивное применение к подобным институтам как отдельных субъектов Российской Федерации, так и страны в целом.
Степень научной разработанности темы. Новые глобализационные процессы требуют от политико-правовой науки использования нового арсенала понятий, методов, научных метафор, моделей и иных гносеологических средств их освоения и осмысления.
Фундаментальным первоисточником новой исследовательской стратегии по отношению к гражданскому обществу в любом случае остаются классические работы Г.В.Ф. Гегеля, И. Канта, И. Фихте, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо и других представителей западно-европейской мысли, а так¬же русских философов права Н. Чичерина, В. Соловьева, Н. Новгородцева, Н. Алексеева, И. Ильина и др.
Хотя о феномене глобализации написано достаточно много, все же общая концептуальная оценка ее влияния на процессы трансформации гражданского общества пока не отрефлексирована, что говорит о грандиозности самой темы и необходимости исследования ее различных измерений.
В данном контексте заслуживает особого внимания постановка проблемы глобализации и глобализма как вектора западноевропейской правовой культуры и политики в трудах 3. Бжезинского, К. Поппера, а также ее интерпретация в работах таких экономистов, политологов, юристов, философов, как С. Хантингтон, А. Тоффлер, И. Валлерстайн, А. Ротфельд, Ф. Фукуяма, Т. Хайек, Дж. Сорос и др.
Более целенаправленное и академическое отражение идея трансформации институтов гражданского общества в контексте глобализации получила в трудах В. Иноземцева, А. Неклеса, М. Лебедевой, П. Цыганкова, А. Мельвиля.
Специфические деструктивные тенденции глобализации в целом, в том числе и применительно к гражданскому обществу, исследовали А. Дугин, К. Гаджиев, И. Иванов, Л. Шевцова, Л. Седов, Т. Бордачев, К. Бус, В. Федотова, М. Делягин, А. Володин, М. Ильин, В. Лапкин, А. Панарин, И. Лукашук, Р. Яновский.
Большой вклад в понимание специфики институционализации российского гражданского общества в условиях глобализации и модернизации вно-сят работы современных ученых Ю. Тихомирова, П. Баранова, В. Синюкова, В. Ильина, А. Панарина, В. Нерсесянца, А. Овчинникова, Ю. Ефимова, Е. Троицкого, Ю. Жданова, В. Шпака и др., раскрывающие ее юридические, политологические, культурно-правовые аспекты.
Однако, несмотря на значительную теоретико-методологическую раз-работанность категории «гражданское общество», анализ политико-правовых форм его институционализации в процессе глобализации пока еще не стал предметом отдельного исследования.
Объектом исследования является государственно-правовое измерение глобализационных процессов, а предметом - политико-правовая институционализация гражданского общества в контексте глобализации.
Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования выступает концептуально-правовая интерпретация глобализационного проекта трансформации гражданского общества с учетом его российской общегражданской идентичности.
Для достижения данной цели в диссертации ставятся и решаются следующие исследовательские задачи:
- систематизировать методологический инструментарий, используемый при анализе генезиса институтов гражданского общества и политико-правовых перспектив их развития;
- выявить основные концептуально-правовые подходы в структурировании институционального дизайна гражданского общества;
- классифицировать глобализационные проекты политико-правовой трансформации гражданского общества на основе идентификационных критериев;
- определить особенности политико-правового транзита гражданского общества в условиях глобализации с учетом международного и российского контекстов;
- дать политико-правовую характеристику формам регионализации гражданского общества на постсоветском пространстве;
- критически оценить перспективы формирования российской общегражданской идентичности и разработать стратегии по ее реконструкции в процессе реформирования современной России.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем:
1. Проведен институционально-правовой анализ генезиса институтов гражданского общества и перспектив их развития в условиях глобализации.
2. Выявлены основные концептуально-правовые подходы к структурированию институционального дизайна гражданского общества.
3. Типологизированы политико-правовые идентификационные критерии глобализационных проектов трансформации гражданского общества и варианты их национально-государственной реализации.
4. Определены основные закономерности транзита гражданского общества в контексте влияния глобализации на международном и российском уровнях его политико-правовой институционализации.
5. Дана политико-правовая характеристика формам регионализации российского гражданского общества.
6. Критически оценены перспективы формирования российской общегражданской идентичности и предложены рекомендации органам государственной власти по повышению эффективности их диалога с основными институтами гражданского общества.
Источниковая база. В процессе исследования были использованы документы и материалы, которые можно разделить на следующие группы:
- нормативные документы международного права по проблемам становления и развития институтов гражданского общества;
- нормативно-правовые акты российских федеральных, региональных и муниципальных органов власти в сфере регулирования правовых основ деятельности институтов гражданского общества;
- статьи и монографии интеллектуальной элиты «архитекторов» и критиков системы «нового мирового порядка», в которых представлены приоритетные направления и основные аспекты глобализации, касающиеся трансформации гражданского общества.
Положения, выносимые на защиту:
1. Генезис институтов гражданского общества является результатом трансформации патриархально-семейных отношений в политико-правовое взаимодействие, в ходе которого происходит параллельное образование национально-государственных сообществ как относительно закрытых властно¬иерархических и территориальных структур.
Гражданское общество - это сложноструктурированная плюралистическая система, основанная на полноте, устойчивости и воспроизводимости своих саморазвивающихся и самоуправляемых институтов, которая имеет внутренние источники развития, относительно независимые от государства. Системообразующая динамика функционирования институтов гражданского общества проявляется в феномене гражданской инициативы как осознанной и активной деятельности по защите интересов индивида, прав и свобод человека в пределах правовых ограничений.
2. Уровень политико-правовой конфликтогенности при формировании институтов гражданского общества находится в зависимости от общественных настроений, в большинстве своем оппонирующих государству. Социально-экономическое измерение гражданского общества подчеркивает лояльность протестного поведения граждан, определяемую государственным вмешательством в регулирование рыночных отношений.
3. Институциональный дизайн гражданского общества отражает специфику его внутреннего строения, многообразие и взаимодействие элементов, обеспечивающих целостность и динамизм развития. Структуру гражданского общества составляют различные типы субъектности (общности и объединения людей), меняющие поэтапно на протяжении своего исторического развития правовые и политические формы институционализации. Со¬временное гражданское общество структурировано в рамках пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности: социумная, экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы.
4. Многообразие глобализационных проектов политико-правовой трансформации гражданского общества концентрируется на четырех альтер-нативных направлениях, позволяющих адекватно оценить основные векторы взаимоотношений между транснациональными структурами и институтами гражданского общества.
В «опозиционистских» проектах (К. Поппер) обосновывается будущая безальтернативность жесткого противостояния между открытым и за¬крытым обществом. «Ревизионистские» проекты (Дж. Сорос) актуализируют опасность нового вызова, исходящего из самой сущности гражданского общества - рыночного фундаментализма и ориентируют на переоценку исходных ценностей. Проекты мультилокализма аксиоматически признают наличие различных направлений саморазвития гражданского общества, представленных в своих локальных, зачастую атипичных вариантах. Сервелистские проекты в качестве, необходимых условий жизнедеятельности гражданского общества предполагают утверждение сильной государственной власти, активно стимулирующей дефрагментацию институтов гражданского общества.
6. Увеличение роли и мощи глобальных институтов, способных уже решать вопросы международной политики без необходимых консультаций с национальными правительствами или иными государственными институтами приводит к уменьшению национальной суверенности локальных государств. В потенциале институты гражданского общества могут сыграть как позитивную, так и деструктивную роль в своих взаимоотношениях с национальными государствами, в зависимости от уровня собственного сращивания с транснациональными структурами и национальных политико-правовых ограничений. Поддержка национальных институтов гражданского общества со стороны транснациональных структур возможна лишь как создание почвы для смягчения неизбежного расширения социального конфликта вследствие глобализации, и, следовательно, вовлечение негосударственных организаций в политику посредничества между запросами местного населения и нуждами глобальных надгосударственных институтов.
7. Развертывание неолиберальных стратегий глобальной интеграции индуцирует становление и развитие новых политико-правовых субъектов, противостоящих им. В этой связи процесс социальной рекомпозиции институтов гражданского общества в современной России, горизонтально и вертикально утверждаемый с помощью органов государственной власти должен привести к формированию новых социально-политических альянсов, что поможет очертить взаимоприемлемые контуры общегражданского российского проекта на приоритетах, не совместимых с ценностями глобального капитала.
Теоретико-методологической основой исследования выступают принципы политико-правового моделирования, поливекторной глобалистики, формальной и диалектической логики. В арсенал методологической основы исследования включены компаративный, институциональный, систем-но-структурный, функциональный и прогностический научные методы.
В ходе проведения исследования были использованы конфликтологические, кратологические, исторические и культурологические подходы, творчески проанализированы труды классических и современных мыслите-лей, зарубежных и отечественных юристов, политологов, философов, государственных деятелей, а также политико-правовые материалы, касающиеся концептуальных и практических аспектов трансформации институтов гражданского общества в контексте глобализационных процессов.
Научно-практическая значимость исследования. Материалы, результаты и выводы диссертационной работы раскрывают перспективы дальнейшего научного исследования институционализации гражданского общества в России в условиях глобализации. Предлагаемая в исследовании система понятий может быть использована при анализе векторов динамики гражданского общества, оценке перспектив и тенденций его становления в общественно-правовом пространстве современной России.
Концептуальные следствия диссертации уточняют юридические и политические механизмы реализации проекта общегражданской идентичности, программирующего параметры дальнейшей трансформации институтов российского гражданского общества.
Основные положения диссертации могут быть также использованы в научно-исследовательской деятельности, в учебном процессе при преподавании специальных курсов по юридическим, политическим и культурологическим дисциплинам.
Апробация результатов исследования. Теоретические выводы и положения диссертации докладывались и обсуждались на следующих всероссийских научных конференциях: «Правовое и политическое взаимодействие» (Ростов-на-Дону-Таганрог, 2004), «Государственность и право славян-ских народов: состояние и перспективы развития» (Ростов-на-Дону, 2004) и других.
По теме диссертационного исследования опубликовано 4 работы общим объемом 1,5 п.л.
Диссертация обсуждалась на кафедре государственно-правовых и политико-философских дисциплин Ростовского юридического института МВД России.
Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования, а также избранной автором логикой изложения материала. Диссертация со¬стоит из введения, двух глав, состоящих из шести параграфов, заключения, списка литературы.
Однако распространение неолиберальных стратегий глобальной экспансии не происходит в социальном и политико-правовом вакууме, более того нарастает массовое противодействие им, что видно на примере антиглобалистских движений, которые уходят от прежних экстремистских протестных ориентаций, приобретая организованный, последовательный характер, что приводит к дальнейшей трансформации институциональной структуры гражданских обществ и ведет к новым размежеваниям как внутри самих государств, так и между ними.
Оценка аналогичных процессов в России с точки зрения формирования развитого институционального дизайна гражданского общества вполне актуальна и востребована, в том числе и в связи с необходимостью их осмысления в национально-государственном и политико-правовом аспектах.
Систематическое изучение и внедрение позитивного опыта институционализации и регионализации гражданского общества, выявление эффективных технологий формирования его ценностей, выбор адекватных ориентиров и программ реализации общегражданской политики являются важнейшей целью в ходе реформирования России.
В этом контексте заявленные инициативы Президента Российской Федерации В.В. Путина о необходимости создания Общественной палаты как органа, обладающего функциями гражданского контроля над деятельностью органов государственной власти, демонстрируют готовность российского государства идти на диалог с институтами гражданского общества.
Таким образом, разработка и внедрение эффективной системы правового регулирования институциональной трансформации гражданского общества в условиях глобализации предполагает ее адаптивное применение к подобным институтам как отдельных субъектов Российской Федерации, так и страны в целом.
Степень научной разработанности темы. Новые глобализационные процессы требуют от политико-правовой науки использования нового арсенала понятий, методов, научных метафор, моделей и иных гносеологических средств их освоения и осмысления.
Фундаментальным первоисточником новой исследовательской стратегии по отношению к гражданскому обществу в любом случае остаются классические работы Г.В.Ф. Гегеля, И. Канта, И. Фихте, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо и других представителей западно-европейской мысли, а так¬же русских философов права Н. Чичерина, В. Соловьева, Н. Новгородцева, Н. Алексеева, И. Ильина и др.
Хотя о феномене глобализации написано достаточно много, все же общая концептуальная оценка ее влияния на процессы трансформации гражданского общества пока не отрефлексирована, что говорит о грандиозности самой темы и необходимости исследования ее различных измерений.
В данном контексте заслуживает особого внимания постановка проблемы глобализации и глобализма как вектора западноевропейской правовой культуры и политики в трудах 3. Бжезинского, К. Поппера, а также ее интерпретация в работах таких экономистов, политологов, юристов, философов, как С. Хантингтон, А. Тоффлер, И. Валлерстайн, А. Ротфельд, Ф. Фукуяма, Т. Хайек, Дж. Сорос и др.
Более целенаправленное и академическое отражение идея трансформации институтов гражданского общества в контексте глобализации получила в трудах В. Иноземцева, А. Неклеса, М. Лебедевой, П. Цыганкова, А. Мельвиля.
Специфические деструктивные тенденции глобализации в целом, в том числе и применительно к гражданскому обществу, исследовали А. Дугин, К. Гаджиев, И. Иванов, Л. Шевцова, Л. Седов, Т. Бордачев, К. Бус, В. Федотова, М. Делягин, А. Володин, М. Ильин, В. Лапкин, А. Панарин, И. Лукашук, Р. Яновский.
Большой вклад в понимание специфики институционализации российского гражданского общества в условиях глобализации и модернизации вно-сят работы современных ученых Ю. Тихомирова, П. Баранова, В. Синюкова, В. Ильина, А. Панарина, В. Нерсесянца, А. Овчинникова, Ю. Ефимова, Е. Троицкого, Ю. Жданова, В. Шпака и др., раскрывающие ее юридические, политологические, культурно-правовые аспекты.
Однако, несмотря на значительную теоретико-методологическую раз-работанность категории «гражданское общество», анализ политико-правовых форм его институционализации в процессе глобализации пока еще не стал предметом отдельного исследования.
Объектом исследования является государственно-правовое измерение глобализационных процессов, а предметом - политико-правовая институционализация гражданского общества в контексте глобализации.
Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования выступает концептуально-правовая интерпретация глобализационного проекта трансформации гражданского общества с учетом его российской общегражданской идентичности.
Для достижения данной цели в диссертации ставятся и решаются следующие исследовательские задачи:
- систематизировать методологический инструментарий, используемый при анализе генезиса институтов гражданского общества и политико-правовых перспектив их развития;
- выявить основные концептуально-правовые подходы в структурировании институционального дизайна гражданского общества;
- классифицировать глобализационные проекты политико-правовой трансформации гражданского общества на основе идентификационных критериев;
- определить особенности политико-правового транзита гражданского общества в условиях глобализации с учетом международного и российского контекстов;
- дать политико-правовую характеристику формам регионализации гражданского общества на постсоветском пространстве;
- критически оценить перспективы формирования российской общегражданской идентичности и разработать стратегии по ее реконструкции в процессе реформирования современной России.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем:
1. Проведен институционально-правовой анализ генезиса институтов гражданского общества и перспектив их развития в условиях глобализации.
2. Выявлены основные концептуально-правовые подходы к структурированию институционального дизайна гражданского общества.
3. Типологизированы политико-правовые идентификационные критерии глобализационных проектов трансформации гражданского общества и варианты их национально-государственной реализации.
4. Определены основные закономерности транзита гражданского общества в контексте влияния глобализации на международном и российском уровнях его политико-правовой институционализации.
5. Дана политико-правовая характеристика формам регионализации российского гражданского общества.
6. Критически оценены перспективы формирования российской общегражданской идентичности и предложены рекомендации органам государственной власти по повышению эффективности их диалога с основными институтами гражданского общества.
Источниковая база. В процессе исследования были использованы документы и материалы, которые можно разделить на следующие группы:
- нормативные документы международного права по проблемам становления и развития институтов гражданского общества;
- нормативно-правовые акты российских федеральных, региональных и муниципальных органов власти в сфере регулирования правовых основ деятельности институтов гражданского общества;
- статьи и монографии интеллектуальной элиты «архитекторов» и критиков системы «нового мирового порядка», в которых представлены приоритетные направления и основные аспекты глобализации, касающиеся трансформации гражданского общества.
Положения, выносимые на защиту:
1. Генезис институтов гражданского общества является результатом трансформации патриархально-семейных отношений в политико-правовое взаимодействие, в ходе которого происходит параллельное образование национально-государственных сообществ как относительно закрытых властно¬иерархических и территориальных структур.
Гражданское общество - это сложноструктурированная плюралистическая система, основанная на полноте, устойчивости и воспроизводимости своих саморазвивающихся и самоуправляемых институтов, которая имеет внутренние источники развития, относительно независимые от государства. Системообразующая динамика функционирования институтов гражданского общества проявляется в феномене гражданской инициативы как осознанной и активной деятельности по защите интересов индивида, прав и свобод человека в пределах правовых ограничений.
2. Уровень политико-правовой конфликтогенности при формировании институтов гражданского общества находится в зависимости от общественных настроений, в большинстве своем оппонирующих государству. Социально-экономическое измерение гражданского общества подчеркивает лояльность протестного поведения граждан, определяемую государственным вмешательством в регулирование рыночных отношений.
3. Институциональный дизайн гражданского общества отражает специфику его внутреннего строения, многообразие и взаимодействие элементов, обеспечивающих целостность и динамизм развития. Структуру гражданского общества составляют различные типы субъектности (общности и объединения людей), меняющие поэтапно на протяжении своего исторического развития правовые и политические формы институционализации. Со¬временное гражданское общество структурировано в рамках пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности: социумная, экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы.
4. Многообразие глобализационных проектов политико-правовой трансформации гражданского общества концентрируется на четырех альтер-нативных направлениях, позволяющих адекватно оценить основные векторы взаимоотношений между транснациональными структурами и институтами гражданского общества.
В «опозиционистских» проектах (К. Поппер) обосновывается будущая безальтернативность жесткого противостояния между открытым и за¬крытым обществом. «Ревизионистские» проекты (Дж. Сорос) актуализируют опасность нового вызова, исходящего из самой сущности гражданского общества - рыночного фундаментализма и ориентируют на переоценку исходных ценностей. Проекты мультилокализма аксиоматически признают наличие различных направлений саморазвития гражданского общества, представленных в своих локальных, зачастую атипичных вариантах. Сервелистские проекты в качестве, необходимых условий жизнедеятельности гражданского общества предполагают утверждение сильной государственной власти, активно стимулирующей дефрагментацию институтов гражданского общества.
6. Увеличение роли и мощи глобальных институтов, способных уже решать вопросы международной политики без необходимых консультаций с национальными правительствами или иными государственными институтами приводит к уменьшению национальной суверенности локальных государств. В потенциале институты гражданского общества могут сыграть как позитивную, так и деструктивную роль в своих взаимоотношениях с национальными государствами, в зависимости от уровня собственного сращивания с транснациональными структурами и национальных политико-правовых ограничений. Поддержка национальных институтов гражданского общества со стороны транснациональных структур возможна лишь как создание почвы для смягчения неизбежного расширения социального конфликта вследствие глобализации, и, следовательно, вовлечение негосударственных организаций в политику посредничества между запросами местного населения и нуждами глобальных надгосударственных институтов.
7. Развертывание неолиберальных стратегий глобальной интеграции индуцирует становление и развитие новых политико-правовых субъектов, противостоящих им. В этой связи процесс социальной рекомпозиции институтов гражданского общества в современной России, горизонтально и вертикально утверждаемый с помощью органов государственной власти должен привести к формированию новых социально-политических альянсов, что поможет очертить взаимоприемлемые контуры общегражданского российского проекта на приоритетах, не совместимых с ценностями глобального капитала.
Теоретико-методологической основой исследования выступают принципы политико-правового моделирования, поливекторной глобалистики, формальной и диалектической логики. В арсенал методологической основы исследования включены компаративный, институциональный, систем-но-структурный, функциональный и прогностический научные методы.
В ходе проведения исследования были использованы конфликтологические, кратологические, исторические и культурологические подходы, творчески проанализированы труды классических и современных мыслите-лей, зарубежных и отечественных юристов, политологов, философов, государственных деятелей, а также политико-правовые материалы, касающиеся концептуальных и практических аспектов трансформации институтов гражданского общества в контексте глобализационных процессов.
Научно-практическая значимость исследования. Материалы, результаты и выводы диссертационной работы раскрывают перспективы дальнейшего научного исследования институционализации гражданского общества в России в условиях глобализации. Предлагаемая в исследовании система понятий может быть использована при анализе векторов динамики гражданского общества, оценке перспектив и тенденций его становления в общественно-правовом пространстве современной России.
Концептуальные следствия диссертации уточняют юридические и политические механизмы реализации проекта общегражданской идентичности, программирующего параметры дальнейшей трансформации институтов российского гражданского общества.
Основные положения диссертации могут быть также использованы в научно-исследовательской деятельности, в учебном процессе при преподавании специальных курсов по юридическим, политическим и культурологическим дисциплинам.
Апробация результатов исследования. Теоретические выводы и положения диссертации докладывались и обсуждались на следующих всероссийских научных конференциях: «Правовое и политическое взаимодействие» (Ростов-на-Дону-Таганрог, 2004), «Государственность и право славян-ских народов: состояние и перспективы развития» (Ростов-на-Дону, 2004) и других.
По теме диссертационного исследования опубликовано 4 работы общим объемом 1,5 п.л.
Диссертация обсуждалась на кафедре государственно-правовых и политико-философских дисциплин Ростовского юридического института МВД России.
Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования, а также избранной автором логикой изложения материала. Диссертация со¬стоит из введения, двух глав, состоящих из шести параграфов, заключения, списка литературы.
Одной из главных целей, которая была установлена Россией с первых шагов обретения ею государственного суверенитета и самостоятельности, было построение демократического государства и гражданского общества как его основы.
Гражданское общество - сложноструктурированная плюралистическая система, основанная на полноте, устойчивости и воспроизводимости своих саморазвивающихся и самоуправляемых институтов, которая имеет свои внутренние источники саморазвития, независимые от государства. Системо-образующая динамика функционирования институтов гражданского общества проявляется в феномене гражданской инициативы, как осознанной и активной деятельности во благо общества.
Гражданское общество - это, прежде всего, общество людей, свободных от опеки государства. Если существует гражданское общество, то возможности государства действовать отдельно от общества крайне ограничены.
Конфигурация дизайна гражданского общества отражает специфику его внутреннего строения, многообразие и взаимодействие его институтов, обеспечивающих целостность и динамизм развития. Составляющими эле-ментами структуры гражданского общества выступают различные общности и объединения людей, меняющие поэтапно на протяжении своего исторического развития институционально-правовые и политические формы и устойчивые взаимосвязи между ними.
Структуру современного гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. Это социумная, экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы.
В течение последнего десятилетия России удалось существенно продвинуться по пути строительства гражданского общества. За сравнительно короткий по историческим меркам промежуток времени в стране возникли и достаточно громко заявили о себе большинство институтов (ассоциаций), входящих в структуру современного гражданского общества.
Сам факт их появления свидетельствует о значительном (хотя и далеко еще не полностью востребованном) потенциале гражданственности, накоплен¬ном в ходе многовековой эволюции российского социума и который ему удалось сохранить даже в крайне неблагоприятных политических обстоятельствах.
Чтобы в полной мере реализовать потенциал третьего сектора в развитии социальной сферы, необходимо преодолеть немалые препятствия как внутреннего, так и внешнего характера. К внутренним препятствиям относятся, прежде всего, организационная слабость некоммерческих объединений, недостаток профессионализма в их работе. Внешние барьеры обусловлены трудностями во взаимоотношениях с властями; отсутствием сильного среднего класса как финансовой базы, на которую опирается третий сектор; неразвитостью традиций благотворительности; слабой информированностью населения о деятельности НКО. Вследствие этого социальные движения не могут привлечь достаточно сторонников, придать своей деятельности масштабность. Существенным недостатком является также не-развитость горизонтальных связей внутри самого третьего сектора. Зачастую организации, работающие в одной и той же области, воспринимают друг друга как конкурентов, действуют разрозненно, нескоординированно, не могут объединить усилия для лоббирования общих интересов.
Таким образом, сложившееся к настоящему времени в России гражданское общество имеет переходный характер, обусловленный взаимоналожением различных этапов исторической эволюции его самой развитой, современной формы.
Институционализация гражданского общества всегда связана с непростым и противоречивым процессом трансформации социальных отношений. Уровень конфликтогенности при формировании институтов гражданского общества в либеральной интерпретации находится в зависимости от общественных настроений, в большинстве своем оппонирующих государству.
Социально-экономическая трактовка формирования гражданского общества фиксирует альтернативную перспективу, понимающую под гражданским обществом ансамбль социально-экономических отношений и производительных сил, находящихся в неустойчивом динамическом равновесии и нежизнеспособных без структуроупорядочивающего влияния государства.
Тем не менее политическая атмосфера в России начала XXI века про-изводит неоднозначное впечатление: страна интенсивно осваивает завоеванные пространства социальной новизны, однако возникает ощущение дефрагментации российского социокультурного пространства.
Причины такой ситуации прослеживаются во влияния социокультурных особенностей этносов, населяющих территорию, на которой сложилось российское государство, на тип и характеристики гражданского общества.
В этой связи и при формировании, и в процессе развития демократического государства и гражданского общества необходимо учитывать полинациональный характер России, т.е. сопрягать инновационные созидательные действия с привлечением и анализом социокультурных норм и этнических особенностей.
В российском варианте гражданского общества наблюдается деградация, частичный распад недавно усвоенного политического языка, мутация классической политико-правовой культуры, проявление полуавторитарных и квазипартийных тенденций, ценностные трансформации идеалов и идеологий, перерождение социополитических институтов и концептов публичной политики, представительной демократии, среднего класса, гражданского общества.
Такое положение сложилось в результате отсутствия внятного программного проекта трансформации институтов гражданского общества, безыдейность деятельности властных структур, фрагментации социокультурного и информационного пространства под действием глобализационных векторов.
Многообразие современных глобализационных проектов трансформации гражданского общества могут быть условно сведены к четырем альтернативным направлениям, позволяющим адекватно оценить векторы взаимоотношений между транснациональными структурами и институтами гражданского общества в их глобал-локальных взаимоотношениях.
В «опозиционистских» проектах обосновывается будущая безальтернативность жесткого противостояния между открытым и закрытым обществом. «Ревизионистские» проекты концентрируются на исследовании опасности нового вызова, исходящего из самой сущности гражданского общества - рыночного фундаментализма и призывают провести переоценку исходных ценностей.
Проекты мультилокализма аксиоматически признают наличие различных направлений саморазвития гражданского общества, представленных в своих локальных, зачастую атипичных вариантах. Сервелисткие проекты в качестве необходимых условий жизнедеятельности гражданского общества считают существование сильной государственной власти, активно стимулирующей дефрагментацию институтов гражданского общества.
Увеличение роли и мощи глобальных институтов, способных уже решать вопросы международной политики без необходимых консультаций с национальными правительствами или иными государственными институтами приводит к уменьшению национальной суверенности локальных государств. В потенциале институты гражданского общества могут сыграть как позитивную, так и деструктивную роль в своих взаимоотношениях с национальными государствами, в зависимости от уровня их сращивания с транс-национальными структурами и факторов местной специфики.
Другими целями поддержки формирования местных институтов гражданского общества со стороны транснациональных структур могут быть создание почвы для смягчения неизбежного расширения социального конфликта вследствие глобализации, и, следовательно, вовлечение многих негосударственных организаций в политику посредничества между запросами местного населения и нуждами узлов глобальной сети.
Развертывание неолиберальных стратегий глобальной интеграции индуцирует вызревание и развитие новых социальных субъектов, противостоящих им. В этой связи процесс социальной рекомпозиции институтов гражданского общества в России, горизонтально и вертикально интегрированных с помощью органов государственной власти должен привести к формированию новых социально-политических альянсов, что поможет очертить новые идеологические платформы общегражданского российского проекта, на приоритетах, не совместимых с ценностями глобального капитала.
Таким образом, перенимая опыт западноевропейских стран, российскому гражданскому обществу и государству необходимо избежать прямой трансляции и калькирования неорганических глобализационных моделей, проектов и технологий, для того чтобы избранный путь институциональной трансформации отвечал критериям структурной эффективности и социальной справедливости.
Гражданское общество - сложноструктурированная плюралистическая система, основанная на полноте, устойчивости и воспроизводимости своих саморазвивающихся и самоуправляемых институтов, которая имеет свои внутренние источники саморазвития, независимые от государства. Системо-образующая динамика функционирования институтов гражданского общества проявляется в феномене гражданской инициативы, как осознанной и активной деятельности во благо общества.
Гражданское общество - это, прежде всего, общество людей, свободных от опеки государства. Если существует гражданское общество, то возможности государства действовать отдельно от общества крайне ограничены.
Конфигурация дизайна гражданского общества отражает специфику его внутреннего строения, многообразие и взаимодействие его институтов, обеспечивающих целостность и динамизм развития. Составляющими эле-ментами структуры гражданского общества выступают различные общности и объединения людей, меняющие поэтапно на протяжении своего исторического развития институционально-правовые и политические формы и устойчивые взаимосвязи между ними.
Структуру современного гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. Это социумная, экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы.
В течение последнего десятилетия России удалось существенно продвинуться по пути строительства гражданского общества. За сравнительно короткий по историческим меркам промежуток времени в стране возникли и достаточно громко заявили о себе большинство институтов (ассоциаций), входящих в структуру современного гражданского общества.
Сам факт их появления свидетельствует о значительном (хотя и далеко еще не полностью востребованном) потенциале гражданственности, накоплен¬ном в ходе многовековой эволюции российского социума и который ему удалось сохранить даже в крайне неблагоприятных политических обстоятельствах.
Чтобы в полной мере реализовать потенциал третьего сектора в развитии социальной сферы, необходимо преодолеть немалые препятствия как внутреннего, так и внешнего характера. К внутренним препятствиям относятся, прежде всего, организационная слабость некоммерческих объединений, недостаток профессионализма в их работе. Внешние барьеры обусловлены трудностями во взаимоотношениях с властями; отсутствием сильного среднего класса как финансовой базы, на которую опирается третий сектор; неразвитостью традиций благотворительности; слабой информированностью населения о деятельности НКО. Вследствие этого социальные движения не могут привлечь достаточно сторонников, придать своей деятельности масштабность. Существенным недостатком является также не-развитость горизонтальных связей внутри самого третьего сектора. Зачастую организации, работающие в одной и той же области, воспринимают друг друга как конкурентов, действуют разрозненно, нескоординированно, не могут объединить усилия для лоббирования общих интересов.
Таким образом, сложившееся к настоящему времени в России гражданское общество имеет переходный характер, обусловленный взаимоналожением различных этапов исторической эволюции его самой развитой, современной формы.
Институционализация гражданского общества всегда связана с непростым и противоречивым процессом трансформации социальных отношений. Уровень конфликтогенности при формировании институтов гражданского общества в либеральной интерпретации находится в зависимости от общественных настроений, в большинстве своем оппонирующих государству.
Социально-экономическая трактовка формирования гражданского общества фиксирует альтернативную перспективу, понимающую под гражданским обществом ансамбль социально-экономических отношений и производительных сил, находящихся в неустойчивом динамическом равновесии и нежизнеспособных без структуроупорядочивающего влияния государства.
Тем не менее политическая атмосфера в России начала XXI века про-изводит неоднозначное впечатление: страна интенсивно осваивает завоеванные пространства социальной новизны, однако возникает ощущение дефрагментации российского социокультурного пространства.
Причины такой ситуации прослеживаются во влияния социокультурных особенностей этносов, населяющих территорию, на которой сложилось российское государство, на тип и характеристики гражданского общества.
В этой связи и при формировании, и в процессе развития демократического государства и гражданского общества необходимо учитывать полинациональный характер России, т.е. сопрягать инновационные созидательные действия с привлечением и анализом социокультурных норм и этнических особенностей.
В российском варианте гражданского общества наблюдается деградация, частичный распад недавно усвоенного политического языка, мутация классической политико-правовой культуры, проявление полуавторитарных и квазипартийных тенденций, ценностные трансформации идеалов и идеологий, перерождение социополитических институтов и концептов публичной политики, представительной демократии, среднего класса, гражданского общества.
Такое положение сложилось в результате отсутствия внятного программного проекта трансформации институтов гражданского общества, безыдейность деятельности властных структур, фрагментации социокультурного и информационного пространства под действием глобализационных векторов.
Многообразие современных глобализационных проектов трансформации гражданского общества могут быть условно сведены к четырем альтернативным направлениям, позволяющим адекватно оценить векторы взаимоотношений между транснациональными структурами и институтами гражданского общества в их глобал-локальных взаимоотношениях.
В «опозиционистских» проектах обосновывается будущая безальтернативность жесткого противостояния между открытым и закрытым обществом. «Ревизионистские» проекты концентрируются на исследовании опасности нового вызова, исходящего из самой сущности гражданского общества - рыночного фундаментализма и призывают провести переоценку исходных ценностей.
Проекты мультилокализма аксиоматически признают наличие различных направлений саморазвития гражданского общества, представленных в своих локальных, зачастую атипичных вариантах. Сервелисткие проекты в качестве необходимых условий жизнедеятельности гражданского общества считают существование сильной государственной власти, активно стимулирующей дефрагментацию институтов гражданского общества.
Увеличение роли и мощи глобальных институтов, способных уже решать вопросы международной политики без необходимых консультаций с национальными правительствами или иными государственными институтами приводит к уменьшению национальной суверенности локальных государств. В потенциале институты гражданского общества могут сыграть как позитивную, так и деструктивную роль в своих взаимоотношениях с национальными государствами, в зависимости от уровня их сращивания с транс-национальными структурами и факторов местной специфики.
Другими целями поддержки формирования местных институтов гражданского общества со стороны транснациональных структур могут быть создание почвы для смягчения неизбежного расширения социального конфликта вследствие глобализации, и, следовательно, вовлечение многих негосударственных организаций в политику посредничества между запросами местного населения и нуждами узлов глобальной сети.
Развертывание неолиберальных стратегий глобальной интеграции индуцирует вызревание и развитие новых социальных субъектов, противостоящих им. В этой связи процесс социальной рекомпозиции институтов гражданского общества в России, горизонтально и вертикально интегрированных с помощью органов государственной власти должен привести к формированию новых социально-политических альянсов, что поможет очертить новые идеологические платформы общегражданского российского проекта, на приоритетах, не совместимых с ценностями глобального капитала.
Таким образом, перенимая опыт западноевропейских стран, российскому гражданскому обществу и государству необходимо избежать прямой трансляции и калькирования неорганических глобализационных моделей, проектов и технологий, для того чтобы избранный путь институциональной трансформации отвечал критериям структурной эффективности и социальной справедливости.
Подобные работы
- ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Диссертация , юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Политико-правовая трансформация институтов гражданского общества в условиях глобализации
Диссертации (РГБ), юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - Развитие институтов гражданского общества стран Балтии и России: опыт сравнительного анализа
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2016 - Развитие институтов гражданского общества стран Балтии и России: опыт сравнительного анализа
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2016 - Конституционные основы гражданского общества в России
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Государство и гражданское общество (Юго-Западный государственный университет)
Курсовые работы, теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2025 - УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОСЛАВИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В XXI в.
Магистерская диссертация, религия и мифология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Толерантность как фактор формирования межэтнических отношений в условиях глобализации
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017 - СООТНОШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ И ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ФЕДЕРАЛИЗМА
Диссертация , муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005



