Преодоление межличностных конфликтов в спортивной команде
|
Введение 3
Глава 1. Научно - теоретическая оценка и характеристика конфликтов в спортивно-игровой деятельности 13
1.1. Понятие и функции конфликта в спортивной деятельности 13
1.2. Сущность и характеристика межличностного конфликта 32
1.3. Особенности межличностных конфликтов в спортивных командах ..47
1.4. Педагогическое содержание предупреждения и разрешения конфликтов 71
Глава 2. Педагогические основы преодоления межличностных конфликтов
в спортивной команде 92
2.1. Анализ состояния межличностных конфликтов в спортивных командах 92
2.2. Модель преодоления межличностных конфликтов в профессионально¬
педагогической деятельности тренера
2.3. Результаты экспериментального применения модели преодоления меж¬
личностных конфликтов в спортивных командах 136
Заключение 157
Библиография 164
Приложения
Глава 1. Научно - теоретическая оценка и характеристика конфликтов в спортивно-игровой деятельности 13
1.1. Понятие и функции конфликта в спортивной деятельности 13
1.2. Сущность и характеристика межличностного конфликта 32
1.3. Особенности межличностных конфликтов в спортивных командах ..47
1.4. Педагогическое содержание предупреждения и разрешения конфликтов 71
Глава 2. Педагогические основы преодоления межличностных конфликтов
в спортивной команде 92
2.1. Анализ состояния межличностных конфликтов в спортивных командах 92
2.2. Модель преодоления межличностных конфликтов в профессионально¬
педагогической деятельности тренера
2.3. Результаты экспериментального применения модели преодоления меж¬
личностных конфликтов в спортивных командах 136
Заключение 157
Библиография 164
Приложения
Актуальность исследования. В современном обществе конфликты оказывают существенное влияние на жизнедеятельность человека и развитие социальных групп. Широкое их распространение часто приводит к тому, что конфликтные взаимоотношения становятся определяющими в коллективе. Такие отношения, детерминированные возникшим конфликтом, приводят к психической напряженности, эмоциональной неуравновешенности, замкнутости в меж¬личностном общении - в результате снижается эффективность процесса конструктивного взаимодействия между членами коллектива, что отрицательно сказывается на профессиональной деятельности. Проблема преодоления межличностных конфликтов актуальна для любой сферы человеческого взаимодействия, в том числе и для спортивной деятельности.
Противоречия, которые находят выражение в межличностных конфликтах, обусловливают противоборства и противостояния между субъектами спортивной деятельности. Такие противостояния имеют наиболее деструктивный характер, если в процессе спортивного поединка, для достижения превосходства над соперником, требуется совместное взаимодействие сторон, состоящих в конфликте. Это особенно характерно для спортивных игр, в которых спортсмены способны эффективно, творчески решать сложные задачи подготовки и участия в соревнованиях только в совместном взаимодействии под непосредственным руководством тренера. На тренера, как на педагога-руководителя, возлагается основная ответственность за подготовку команды к спортивному поединку, при этом его практическая деятельность направлена на достижение коллективом высокого результата.
Высокие достижения в большом спорте зависят от множества факторов, среди которых межличностное понимание, благоприятные взаимоотношения и психологическая совместимость в спортивной команде играют далеко не последнюю роль: они непосредственно влияют на сплоченность спортсменов и всего коллектива в целом. Низкий уровень сплоченности спортивного коллектива выражается в наличии частых конфликтов между членами коллектива, в допущении грубых нарушений спортивного режима, частого ухода спортсменов от тренера, в доминировании личных целей.
В свою очередь часто возникающие, длительно протекающие, затяжные или неразрешённые конфликты оказывают деструктивное влияние на межличностные отношения, сплоченность и социально-психологический климат в коллективе. Неблагоприятные межличностные отношения в спортивной команде требуют неотложного педагогического воздействия со стороны тренера. Тренер спортивной команды должен уметь квалифицированно предупреждать и раз¬решать межличностные конфликты, в противном случае при организации учебно-тренировочного процесса, участии в соревнованиях и неформальном общении он столкнется с объективными и субъективными трудностями.
Обращение к проблеме профессионального совершенствования спортивного педагога предопределено реально низким уровнем теоретической и практической подготовки в отношении предупреждения и разрешения межличностных конфликтов.
Основным моментом в формировании оптимальных межличностных отношений в спортивной команде является целенаправленная педагогическая деятельность тренера. Она включает комплекс методов психолого-педагогического воздействия, которые складываются в процессе профессиональной подготовки и неформальных отношений. Такие действия позволят тренеру совершенствовать подготовку спортсменов, разрешать межличностные конфликты и исключать реальное противоборство, направленное на достижение индивидуально значимых личностных целей.
Очевидно, что повышение эффективности педагогической деятельности тренера и снижение уровня конфликтности спортивной команды требует применения адекватных мер по преодолению межличностных конфликтов.
Проблемы общей теории конфликта, в которой раскрыты различные методологические подходы, классификация, динамика, предупреждение и разрешение конфликтов, находят отражение в работах зарубежных ученых: К. Боулдинга, Р. Дарендорфа, Э. Дюркгейма, В. Зигерта, Л. Козера, X. Корнелиус В. Ланге, Р. Макка, Е. Мелибурды, А. Раппорта, Дж. Скотта, Р. Снайдера.
Большую теоретическую ценность и практическую значимость для теории конфликта представляют работы отечественных специалистов: А. Я. Анцупова, Ф. М. Бородкина, Н. В. Гришиной, А. И. Донцова, А. А. Ершова, В. И. Журавлева, Н. М. Коряк, Н. В. Крогиуса, В. Н. Кудрявцева, Л. А. Петровской,A. В. Петровского, Г. М. Потанина, Т. А. Полозовой, Е. И. Степанова, С. С. Фролова, Е. Е. Тонкова, А. И. Шипилова и др.
Проблемы профессионально-педагогической деятельности тренера в спортивных командах раскрываются А. В. Гомельским, В. Г. Горбуновым, В. Д. Гончаровым, С. М. Вайцеховским, А. А. Деркачом, А. А. Исаевым, Л. Лазаре¬вичем, В. Параносичем, Ю. М. Портновым, И. Н. Решетень, М. И. Фроловой и ДР-
Психологические аспекты подготовки высококвалифицированных спортсменов и формирования межличностных отношений рассматриваются К. Варданяном, В. И. Вороновой, Т. Т. Джамгаровым, Е. П. Ильиным, Б. Кретти, Р. Л. Кричевским, А. Лалаяном, А. В. Мальчиковым, Р. М. Найдиффером, А. Л. Поповым, А. Ц. Пуни, А. В. Родионовым, М. М. Рыжак и др.
Детальному изучению конфликтов в спортивно-игровой деятельности посвящены исследования А. В. Дмитриева, В. С. Келлера, Ю. А. Коломейцева, И. И. Сулейманова, Ю. Л. Ханина, в которых авторы определяют понятие конфликта в спорте, выделяют основные причины, обусловливающие его возникновение, разрабатывают пути предупреждения, управления или разрешения конфликтов. Отдельные аспекты теории спортивного конфликта представлены в работах Г. Д. Бабушкина, А. С. Горбатенко, Е. С. Жарикова, Н. В. Жмарева,
B.Н. Петровского, В. С. Рогова, Ю. В. Сысоева, А. С. Шигаева.
Вместе с тем целый ряд вопросов остается не охваченным вниманием ученых и тренеров-практиков. Например, не определены границы конструктивных, смешанных и деструктивных межличностных конфликтов; не разработан подход к разрешению конфликтов с учетом индивидуально-психологических особенностей и конфликтности членов спортивного коллектива; разрешение межличностных конфликтов носит эпизодический характер; не разрабатываются методы предупреждения конфликтов в профессиональной и спортивной деятельности; не рассматриваются уровни межличностной конфликтности в спортивной команде.
Все вышеперечисленное позволяет выделить противоречия между необходимостью преодоления конфликтов и формирования благоприятных взаимоотношений в практике педагогической деятельности тренера, с одной стороны, и недостаточной разработанностью этой проблемы в теории - с другой. Это противоречие определяет проблему нашего исследования - разработка модели преодоления межличностных конфликтов в спортивной команде, основанной на организационно-процессуальных этапах применительно к условиям спортивно-игровой деятельности.
Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: межличностные конфликты в спортивной команде.
Предмет исследования: процесс преодоления межличностных конфликтов в профессионально-педагогической деятельности тренера.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования решаются следующие задачи:
1. Раскрыть сущность, понятие, структуру и функции межличностного конфликта в спортивной деятельности.
2. Выявить причины и уровни конфликтности спортивных команд.
3. Разработать модель преодоления межличностных конфликтов.
4. Экспериментально проверить эффективность разработанной модели преодоления межличностных конфликтов в профессионально-педагогической деятельности тренера спортивной команды.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что предупреждение и разрешение деструктивных межличностных конфликтов позволят сформировать благоприятные межличностные отношения, повысить сплоченность спортивной команды, а также окажут конструктивное влияние на результативность спортивной деятельности. Этот процесс будет реально возможен и объективно закономерен, если:
- применить модель преодоления межличностных конфликтов в профессионально-педагогической деятельности тренера;
- организовать деятельность тренера таким образом, чтобы в спортивной команде рационально сочетались профессиональное взаимодействие и неформальные взаимоотношения на основе педагогических принципов управления конфликтами и учитывались индивидуально-психологические особенности, результат, показываемый спортсменом, а также реальные возможности команды;
- реализовать способы и приемы предупреждения и разрешения деструктивных тенденций во взаимоотношениях между членами спортивной команды;
- систематически использовать анализ межличностных отношений с раз¬работкой и применением комплексного, целенаправленного педагогического воздействия тренера на дисфункциональные проявления в команде.
Методологическую основу исследования составляют основополагающие идеи философии, психологии, социологии и педагогики о конфликте; организационный и деятельностный подход к конфликту; системный подход к межличностному конфликту в спортивной команде; системный подход к спортивной команде; научные теории о педагогической деятельности тренера спортивной команды; психолого-педагогический подход к тренировочному и соревновательному процессу с коррекцией межличностных отношений в спортивном коллективе.
деятельности тренеров и спортсменов, педагогическое моделирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Опытно-экспериментальную базу исследования обеспечивала деятельность мужских спортивных команд по баскетболу, волейболу, гандболу, футболу г. Белгорода и Белгородской области. Исследованием было охвачено 96 спортсменов [44 мастера спорта; 41 кандидат в мастера спорта; 11 спортсменов первого разряда] и 64 тренера [2 Заслуженных тренера РСФСР, 8 Заслуженных тренеров России; 17 Заслуженных работников физической культуры, 37 тренеров-преподавателей высшей категории]. Основная опытно-экспериментальная работа в виде формирующего эксперимента проведена на базе баскетбольной команды "Оскол-94" г. Старого Оскола и гандбольной команды "Сокол" г. Белгорода.
Организация исследования носила последовательный характер, включала научно-теоретический анализ и опытно-экспериментальную работу и осуществлялась в несколько этапов.
Первый этап [1995 - 1997 гг.]. Практическое знакомство с проблемой конфликта в спортивных командах; изучение и анализ зарубежной, отечественной научной философской, психологической, социологической, педагогической и спортивной литературы; осмысление методологических и теоретических основ исследования; определение исходных позиций и направлений исследования; разработка и начало констатирующего эксперимента.
Второй этап [1997 - 1999 гг.]. Завершение опытно-экспериментальной работы в качестве констатирующего эксперимента; разработка модели преодоления межличностных конфликтов; определение спортивных команд для формирующего эксперимента; внедрение модели преодоления межличностных конфликтов в профессионально-педагогическую деятельность тренера; проведение формирующего эксперимента.
Третий этап [1999 - 2000 гг.]. Завершение формирующего эксперимента; обобщение, анализ и систематизация данных, полученных в ходе опытно¬ экспериментальной работы; оформление результатов исследования в виде диссертации.
Научная новизна и теоретическое значение исследования заключаются в том, что в работе обоснован новый концептуальный подход к проблеме межличностных конфликтов; уточнено понятие "конфликт" в спорте; раскрыты сущность, функции, причины, динамика и симптоматика спортивного межличностного конфликта; определены характеристики конструктивного, деструктивного и смешанного межличностных конфликтов в спорте; разработаны уровни конфликтности спортивных команд; построена модель преодоления межличностных конфликтов, раскрыты ее этапы, сущность, содержание и структура.
Практическая значимость исследования определяется возможностью применения модели преодоления межличностных конфликтов в профессионально-педагогической деятельности тренера спортивной команды любого уровня подготовки, в работе учителей физической культуры. Полученные данные могут использоваться для улучшения спортивных результатов команды и повышения квалификации педагога. В системе профессионального образования результаты исследования могут использоваться в виде методических рекомендаций по диагностике межличностных отношений и в качестве спецкурсов в учебной программе вузов.
Достоверность полученных результатов обеспечивается обоснованностью исходных методологических позиций; применением различных методов, соответствующих целям и задачам исследования; достаточным объемом выборки испытуемых; статистической значимостью результатов опытно-экспериментальной работы; контрольным сопоставлением полученных результатов с обычной методикой педагогической деятельности спортивных тренеров.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Межличностный конфликт - вид социально-психологического взаимодействия, проявляющийся в противодействии двух субъектов спортивной команды. Дестабилизация межличностных отношений индивидов на стадии конфликта проявляется в общении, поведении или совместной деятельности.
2. Деструктивность межличностного конфликта в спортивно-игровой деятельности характеризуется значительной протяженностью, личностной направленностью, выбором сторонами преимущественно негативного способа взаимоотношений и взаимодействия, а также детерминацией в предсоревновательной подготовке или в соревновательном процессе.
3. Спортивная команда достигнет большего результата, если:
- уровень конфликтности низкий или средний;
- деструктивные и смешанные межличностные конфликты отсутствуют или своевременно разрешаются;
- преимущественную направленность в межличностных отношениях имеют конструктивные конфликты;
> - преобладают высокая сплоченность среди спортсменов и конструктивные отношения с тренером.
4. Профессионально-педагогическая деятельность тренера будет более эффективна, если предупреждаются и конструктивно разрешаются деструктивные и смешанные межличностные конфликты; используются позитивные функции конфликтов для оптимизации решения задач индивидуальной и командной подготовки; последовательно и целенаправленно формируются благоприятные межличностные отношения и сплоченность в спортивной команде.
5. Особенность педагогической деятельности тренера при предупреждении и разрешении межличностных конфликтов заключается в использовании совокупности педагогических принципов управления конфликтами; системного подхода к конфликту и спортивной команде; деятельностного и организационного подходов к межличностному конфликту; индивидуального подхода к личностным и функциональным возможностям спортсменов; коррекции общения,поведения и взаимодействия субъектов спортивной команды; своевременного изменения программы подготовки на различных этапах.
Апробация и внедрение результатов исследования нашли отражение в ряде статей, докладов и тезисов на международных конференциях [1998, 1999] "Физическое воспитание в системе гармонического развития личности" [Воронеж, 1998]; "Современные психолого-педагогические технологии в подготовке специалистов по физической культуре и спорту" [Белгород, 1999]; на межвузовских научно-практических конференциях [1997 - 1999] "Социальные и педагогические технологии" [Белгород, 1997]; "Проблемы отклоняющегося поведения личности в юношеском возрасте и пути его преодоления" [Белгород, 1997]; "Научно-практические проблемы преподавания физической культуры в высших учебных заведениях" [Белгород, 1998]; "Профессиональная подготовка педагогов-специалистов в области физической культуры и спорта" [Москва - Малаховка, 1999]; на ежегодных конференциях по итогам научной работы БелГУ [1997 - 2000]; на заседаниях кафедры педагогики и кафедры спортивных дисциплин БелГУ. Материалы исследования используются в учебно-тренировочном процессе команд высокой квалификации, в учебном процессе факультета физической культуры и спорта БелГУ и на курсах повышения квалификации тренерско-преподавательского состава при методическом объединении г. Белгорода.
Структура диссертации определялась логикой исследования, постав-ленными задачами, содержанием и результатами исследования. Диссертационная работа включает введение, две главы, заключение, библиографический спи-сок, приложения. Общий объем диссертации составляет 236 страницы.
Во введении обосновываются общая характеристика работы, актуальность и выбор темы исследования, рассматриваются основные характеристики научного аппарата: цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, методологическая основа, методы и опытно-экспериментальная база исследования. Раскрываются научная новизна и практическая значимость, излагаются положения, выносимые на защиту.
В первой главе "Научно-теоретическая оценка конфликтов в спортивно-игровой деятельности" проблема исследования рассматривается в философском, психологическом, социологическом и педагогическом аспектах. Уточняется и дополняется понятие "конфликт" в спорте; определяются структура, функции, особенности динамики и симптоматики межличностных конфликтов; выявляются основные причины возникновения конфликтов, разрабатываются уровни конфликтности спортивных команд; анализируются научно- теоретические положения о предупреждении и разрешении межличностного конфликта.
Во второй главе "Педагогические основы преодоления межличностных конфликтов в спортивной команде" отражены результаты изучения межличностных отношений в спортивных командах; описаны этапы констатирующего и формирующего экспериментов; разработана модель преодоления межличностных конфликтов в спортивной команде; внедрена и экспериментально проверена разработанная модель преодоления конфликтов в практической деятельности тренера.
В заключении в обобщённой форме излагаются результаты теоретического и экспериментального анализа преодоления межличностных конфликтов, намечаются основные направления дальнейшего изучения данной проблемы.
Библиография составляет 226 наименований, из них 15 на иностранном языке.
Приложение содержит отдельные исследовательские и научно- практические материалы, диагностические методики, применяемые в модели преодоления межличностных конфликтов в спортивных командах, тематический план и содержание спецкурса: "Конфликтологические аспекты спортивно-игровой деятельности". Всего 26 наименований.
Противоречия, которые находят выражение в межличностных конфликтах, обусловливают противоборства и противостояния между субъектами спортивной деятельности. Такие противостояния имеют наиболее деструктивный характер, если в процессе спортивного поединка, для достижения превосходства над соперником, требуется совместное взаимодействие сторон, состоящих в конфликте. Это особенно характерно для спортивных игр, в которых спортсмены способны эффективно, творчески решать сложные задачи подготовки и участия в соревнованиях только в совместном взаимодействии под непосредственным руководством тренера. На тренера, как на педагога-руководителя, возлагается основная ответственность за подготовку команды к спортивному поединку, при этом его практическая деятельность направлена на достижение коллективом высокого результата.
Высокие достижения в большом спорте зависят от множества факторов, среди которых межличностное понимание, благоприятные взаимоотношения и психологическая совместимость в спортивной команде играют далеко не последнюю роль: они непосредственно влияют на сплоченность спортсменов и всего коллектива в целом. Низкий уровень сплоченности спортивного коллектива выражается в наличии частых конфликтов между членами коллектива, в допущении грубых нарушений спортивного режима, частого ухода спортсменов от тренера, в доминировании личных целей.
В свою очередь часто возникающие, длительно протекающие, затяжные или неразрешённые конфликты оказывают деструктивное влияние на межличностные отношения, сплоченность и социально-психологический климат в коллективе. Неблагоприятные межличностные отношения в спортивной команде требуют неотложного педагогического воздействия со стороны тренера. Тренер спортивной команды должен уметь квалифицированно предупреждать и раз¬решать межличностные конфликты, в противном случае при организации учебно-тренировочного процесса, участии в соревнованиях и неформальном общении он столкнется с объективными и субъективными трудностями.
Обращение к проблеме профессионального совершенствования спортивного педагога предопределено реально низким уровнем теоретической и практической подготовки в отношении предупреждения и разрешения межличностных конфликтов.
Основным моментом в формировании оптимальных межличностных отношений в спортивной команде является целенаправленная педагогическая деятельность тренера. Она включает комплекс методов психолого-педагогического воздействия, которые складываются в процессе профессиональной подготовки и неформальных отношений. Такие действия позволят тренеру совершенствовать подготовку спортсменов, разрешать межличностные конфликты и исключать реальное противоборство, направленное на достижение индивидуально значимых личностных целей.
Очевидно, что повышение эффективности педагогической деятельности тренера и снижение уровня конфликтности спортивной команды требует применения адекватных мер по преодолению межличностных конфликтов.
Проблемы общей теории конфликта, в которой раскрыты различные методологические подходы, классификация, динамика, предупреждение и разрешение конфликтов, находят отражение в работах зарубежных ученых: К. Боулдинга, Р. Дарендорфа, Э. Дюркгейма, В. Зигерта, Л. Козера, X. Корнелиус В. Ланге, Р. Макка, Е. Мелибурды, А. Раппорта, Дж. Скотта, Р. Снайдера.
Большую теоретическую ценность и практическую значимость для теории конфликта представляют работы отечественных специалистов: А. Я. Анцупова, Ф. М. Бородкина, Н. В. Гришиной, А. И. Донцова, А. А. Ершова, В. И. Журавлева, Н. М. Коряк, Н. В. Крогиуса, В. Н. Кудрявцева, Л. А. Петровской,A. В. Петровского, Г. М. Потанина, Т. А. Полозовой, Е. И. Степанова, С. С. Фролова, Е. Е. Тонкова, А. И. Шипилова и др.
Проблемы профессионально-педагогической деятельности тренера в спортивных командах раскрываются А. В. Гомельским, В. Г. Горбуновым, В. Д. Гончаровым, С. М. Вайцеховским, А. А. Деркачом, А. А. Исаевым, Л. Лазаре¬вичем, В. Параносичем, Ю. М. Портновым, И. Н. Решетень, М. И. Фроловой и ДР-
Психологические аспекты подготовки высококвалифицированных спортсменов и формирования межличностных отношений рассматриваются К. Варданяном, В. И. Вороновой, Т. Т. Джамгаровым, Е. П. Ильиным, Б. Кретти, Р. Л. Кричевским, А. Лалаяном, А. В. Мальчиковым, Р. М. Найдиффером, А. Л. Поповым, А. Ц. Пуни, А. В. Родионовым, М. М. Рыжак и др.
Детальному изучению конфликтов в спортивно-игровой деятельности посвящены исследования А. В. Дмитриева, В. С. Келлера, Ю. А. Коломейцева, И. И. Сулейманова, Ю. Л. Ханина, в которых авторы определяют понятие конфликта в спорте, выделяют основные причины, обусловливающие его возникновение, разрабатывают пути предупреждения, управления или разрешения конфликтов. Отдельные аспекты теории спортивного конфликта представлены в работах Г. Д. Бабушкина, А. С. Горбатенко, Е. С. Жарикова, Н. В. Жмарева,
B.Н. Петровского, В. С. Рогова, Ю. В. Сысоева, А. С. Шигаева.
Вместе с тем целый ряд вопросов остается не охваченным вниманием ученых и тренеров-практиков. Например, не определены границы конструктивных, смешанных и деструктивных межличностных конфликтов; не разработан подход к разрешению конфликтов с учетом индивидуально-психологических особенностей и конфликтности членов спортивного коллектива; разрешение межличностных конфликтов носит эпизодический характер; не разрабатываются методы предупреждения конфликтов в профессиональной и спортивной деятельности; не рассматриваются уровни межличностной конфликтности в спортивной команде.
Все вышеперечисленное позволяет выделить противоречия между необходимостью преодоления конфликтов и формирования благоприятных взаимоотношений в практике педагогической деятельности тренера, с одной стороны, и недостаточной разработанностью этой проблемы в теории - с другой. Это противоречие определяет проблему нашего исследования - разработка модели преодоления межличностных конфликтов в спортивной команде, основанной на организационно-процессуальных этапах применительно к условиям спортивно-игровой деятельности.
Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: межличностные конфликты в спортивной команде.
Предмет исследования: процесс преодоления межличностных конфликтов в профессионально-педагогической деятельности тренера.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования решаются следующие задачи:
1. Раскрыть сущность, понятие, структуру и функции межличностного конфликта в спортивной деятельности.
2. Выявить причины и уровни конфликтности спортивных команд.
3. Разработать модель преодоления межличностных конфликтов.
4. Экспериментально проверить эффективность разработанной модели преодоления межличностных конфликтов в профессионально-педагогической деятельности тренера спортивной команды.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что предупреждение и разрешение деструктивных межличностных конфликтов позволят сформировать благоприятные межличностные отношения, повысить сплоченность спортивной команды, а также окажут конструктивное влияние на результативность спортивной деятельности. Этот процесс будет реально возможен и объективно закономерен, если:
- применить модель преодоления межличностных конфликтов в профессионально-педагогической деятельности тренера;
- организовать деятельность тренера таким образом, чтобы в спортивной команде рационально сочетались профессиональное взаимодействие и неформальные взаимоотношения на основе педагогических принципов управления конфликтами и учитывались индивидуально-психологические особенности, результат, показываемый спортсменом, а также реальные возможности команды;
- реализовать способы и приемы предупреждения и разрешения деструктивных тенденций во взаимоотношениях между членами спортивной команды;
- систематически использовать анализ межличностных отношений с раз¬работкой и применением комплексного, целенаправленного педагогического воздействия тренера на дисфункциональные проявления в команде.
Методологическую основу исследования составляют основополагающие идеи философии, психологии, социологии и педагогики о конфликте; организационный и деятельностный подход к конфликту; системный подход к межличностному конфликту в спортивной команде; системный подход к спортивной команде; научные теории о педагогической деятельности тренера спортивной команды; психолого-педагогический подход к тренировочному и соревновательному процессу с коррекцией межличностных отношений в спортивном коллективе.
деятельности тренеров и спортсменов, педагогическое моделирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Опытно-экспериментальную базу исследования обеспечивала деятельность мужских спортивных команд по баскетболу, волейболу, гандболу, футболу г. Белгорода и Белгородской области. Исследованием было охвачено 96 спортсменов [44 мастера спорта; 41 кандидат в мастера спорта; 11 спортсменов первого разряда] и 64 тренера [2 Заслуженных тренера РСФСР, 8 Заслуженных тренеров России; 17 Заслуженных работников физической культуры, 37 тренеров-преподавателей высшей категории]. Основная опытно-экспериментальная работа в виде формирующего эксперимента проведена на базе баскетбольной команды "Оскол-94" г. Старого Оскола и гандбольной команды "Сокол" г. Белгорода.
Организация исследования носила последовательный характер, включала научно-теоретический анализ и опытно-экспериментальную работу и осуществлялась в несколько этапов.
Первый этап [1995 - 1997 гг.]. Практическое знакомство с проблемой конфликта в спортивных командах; изучение и анализ зарубежной, отечественной научной философской, психологической, социологической, педагогической и спортивной литературы; осмысление методологических и теоретических основ исследования; определение исходных позиций и направлений исследования; разработка и начало констатирующего эксперимента.
Второй этап [1997 - 1999 гг.]. Завершение опытно-экспериментальной работы в качестве констатирующего эксперимента; разработка модели преодоления межличностных конфликтов; определение спортивных команд для формирующего эксперимента; внедрение модели преодоления межличностных конфликтов в профессионально-педагогическую деятельность тренера; проведение формирующего эксперимента.
Третий этап [1999 - 2000 гг.]. Завершение формирующего эксперимента; обобщение, анализ и систематизация данных, полученных в ходе опытно¬ экспериментальной работы; оформление результатов исследования в виде диссертации.
Научная новизна и теоретическое значение исследования заключаются в том, что в работе обоснован новый концептуальный подход к проблеме межличностных конфликтов; уточнено понятие "конфликт" в спорте; раскрыты сущность, функции, причины, динамика и симптоматика спортивного межличностного конфликта; определены характеристики конструктивного, деструктивного и смешанного межличностных конфликтов в спорте; разработаны уровни конфликтности спортивных команд; построена модель преодоления межличностных конфликтов, раскрыты ее этапы, сущность, содержание и структура.
Практическая значимость исследования определяется возможностью применения модели преодоления межличностных конфликтов в профессионально-педагогической деятельности тренера спортивной команды любого уровня подготовки, в работе учителей физической культуры. Полученные данные могут использоваться для улучшения спортивных результатов команды и повышения квалификации педагога. В системе профессионального образования результаты исследования могут использоваться в виде методических рекомендаций по диагностике межличностных отношений и в качестве спецкурсов в учебной программе вузов.
Достоверность полученных результатов обеспечивается обоснованностью исходных методологических позиций; применением различных методов, соответствующих целям и задачам исследования; достаточным объемом выборки испытуемых; статистической значимостью результатов опытно-экспериментальной работы; контрольным сопоставлением полученных результатов с обычной методикой педагогической деятельности спортивных тренеров.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Межличностный конфликт - вид социально-психологического взаимодействия, проявляющийся в противодействии двух субъектов спортивной команды. Дестабилизация межличностных отношений индивидов на стадии конфликта проявляется в общении, поведении или совместной деятельности.
2. Деструктивность межличностного конфликта в спортивно-игровой деятельности характеризуется значительной протяженностью, личностной направленностью, выбором сторонами преимущественно негативного способа взаимоотношений и взаимодействия, а также детерминацией в предсоревновательной подготовке или в соревновательном процессе.
3. Спортивная команда достигнет большего результата, если:
- уровень конфликтности низкий или средний;
- деструктивные и смешанные межличностные конфликты отсутствуют или своевременно разрешаются;
- преимущественную направленность в межличностных отношениях имеют конструктивные конфликты;
> - преобладают высокая сплоченность среди спортсменов и конструктивные отношения с тренером.
4. Профессионально-педагогическая деятельность тренера будет более эффективна, если предупреждаются и конструктивно разрешаются деструктивные и смешанные межличностные конфликты; используются позитивные функции конфликтов для оптимизации решения задач индивидуальной и командной подготовки; последовательно и целенаправленно формируются благоприятные межличностные отношения и сплоченность в спортивной команде.
5. Особенность педагогической деятельности тренера при предупреждении и разрешении межличностных конфликтов заключается в использовании совокупности педагогических принципов управления конфликтами; системного подхода к конфликту и спортивной команде; деятельностного и организационного подходов к межличностному конфликту; индивидуального подхода к личностным и функциональным возможностям спортсменов; коррекции общения,поведения и взаимодействия субъектов спортивной команды; своевременного изменения программы подготовки на различных этапах.
Апробация и внедрение результатов исследования нашли отражение в ряде статей, докладов и тезисов на международных конференциях [1998, 1999] "Физическое воспитание в системе гармонического развития личности" [Воронеж, 1998]; "Современные психолого-педагогические технологии в подготовке специалистов по физической культуре и спорту" [Белгород, 1999]; на межвузовских научно-практических конференциях [1997 - 1999] "Социальные и педагогические технологии" [Белгород, 1997]; "Проблемы отклоняющегося поведения личности в юношеском возрасте и пути его преодоления" [Белгород, 1997]; "Научно-практические проблемы преподавания физической культуры в высших учебных заведениях" [Белгород, 1998]; "Профессиональная подготовка педагогов-специалистов в области физической культуры и спорта" [Москва - Малаховка, 1999]; на ежегодных конференциях по итогам научной работы БелГУ [1997 - 2000]; на заседаниях кафедры педагогики и кафедры спортивных дисциплин БелГУ. Материалы исследования используются в учебно-тренировочном процессе команд высокой квалификации, в учебном процессе факультета физической культуры и спорта БелГУ и на курсах повышения квалификации тренерско-преподавательского состава при методическом объединении г. Белгорода.
Структура диссертации определялась логикой исследования, постав-ленными задачами, содержанием и результатами исследования. Диссертационная работа включает введение, две главы, заключение, библиографический спи-сок, приложения. Общий объем диссертации составляет 236 страницы.
Во введении обосновываются общая характеристика работы, актуальность и выбор темы исследования, рассматриваются основные характеристики научного аппарата: цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, методологическая основа, методы и опытно-экспериментальная база исследования. Раскрываются научная новизна и практическая значимость, излагаются положения, выносимые на защиту.
В первой главе "Научно-теоретическая оценка конфликтов в спортивно-игровой деятельности" проблема исследования рассматривается в философском, психологическом, социологическом и педагогическом аспектах. Уточняется и дополняется понятие "конфликт" в спорте; определяются структура, функции, особенности динамики и симптоматики межличностных конфликтов; выявляются основные причины возникновения конфликтов, разрабатываются уровни конфликтности спортивных команд; анализируются научно- теоретические положения о предупреждении и разрешении межличностного конфликта.
Во второй главе "Педагогические основы преодоления межличностных конфликтов в спортивной команде" отражены результаты изучения межличностных отношений в спортивных командах; описаны этапы констатирующего и формирующего экспериментов; разработана модель преодоления межличностных конфликтов в спортивной команде; внедрена и экспериментально проверена разработанная модель преодоления конфликтов в практической деятельности тренера.
В заключении в обобщённой форме излагаются результаты теоретического и экспериментального анализа преодоления межличностных конфликтов, намечаются основные направления дальнейшего изучения данной проблемы.
Библиография составляет 226 наименований, из них 15 на иностранном языке.
Приложение содержит отдельные исследовательские и научно- практические материалы, диагностические методики, применяемые в модели преодоления межличностных конфликтов в спортивных командах, тематический план и содержание спецкурса: "Конфликтологические аспекты спортивно-игровой деятельности". Всего 26 наименований.
Проблема межличностных конфликтов в спортивной команде на современном этапе развития общества, является особенно актуальной, ее решение имеет важное практическое значение для каждого индивида и коллектива в целом. Это требует от руководителя способности предупреждать, своевременно разрешать возникшие межличностные конфликты, что имеет глубокий педагогический смысл.
Под конфликтом в спорте следует понимать реальное ситуационное про-явление осознанного социально-психологического противоречия субъектов спортивной деятельности. На стадии конфликта под действием негативных эмоций происходит деформация по одному или нескольким параметрам в общении, поведении, деятельности субъектов, что не исключает возможности конструктивного исхода конфликта при его завершении.
В соответствии с теоретическим анализом феномена конфликта в спортивной деятельности, сделан вывод о том, что в виду возникновения множества конфликтов, различающихся между собой по степени оказываемого воздействия на различные компоненты взаимоотношений и взаимодействий, невозможно однозначно утверждать, какие функции может нести тот или иной конфликт. Возможность разделения функциональной направленности конфликта в спорте следует рассматривать через основные [конструктивную, деструктивную или смешанную] и общие [специальную, информационную, диагностическую и предупреждающую] функции.
В спортивной команде выявлены факты возникновения конфликтов различающихся между собой по количеству участвующих в нём субъектов, но наибольшее распространение получают межличностные конфликты. Межличностный конфликт представляет собой ситуацию, в которой обусловлено противостояние двух субъектов. Он имеет определенную динамику развития, характеризуется временными, пространственными и внутрисистемными граница-ми, а также может протекать в открытой или скрытой формах. Структура межличностного конфликта состоит из следующих элементов: участники конфликта, условий протекания, причины конфликта и конфликтного поведения.
Спортивная команда отличается направленностью на достижение победы над соперником, имеет сложную структуру взаимоотношений, взаимодействий и ее следует рассматривать с точки зрения системного подхода.
Межличностный конфликт в спортивной команде возникает из-за целого ряда объективных и субъективных причин. По мнению спортивных специалистов и самих спортсменов, наиболее часто выделяются как основные следующие причины конфликтов: неблагополучное материальное стимулирование; "звёздная болезнь" спортсменов-лидеров; невыполнение спортсменами необходимых действий в учебно-тренировочном процессе и соревнованиях; стиль руководства и некомпетентность тренера; конкуренция; физическое и психическое напряжение; нарушение спортивного режима.
Уровень конфликтности спортивных команд определяется рядом критериев и показателей. Критерии рассматриваются нами как принцип, на основе которого происходит оценка, суждение, а показатель определяется как характеристика какого либо критерия. К ним следует отнести:
- количество конфликтов [низкое, среднее, высокое];
- направленность конфликта [деловая, личностно-деловая, личностная];
- продолжительность конфликта [кратковременные, длительные, затяжные].
В спортивных командах на основании проявлений межличностных конфликтов с учетом критериев и показателей следует выделять пять уровней конфликтности: низкий, средний, высокий, высший и особый.
Предложенный нами конструктивный подход к разрешению и предупреждению межличностных конфликтов, реализуется через педагогическую деятельность тренера и имеет практическую направленность. Преодоление конфликтов, применяемое в спортивной команде, позволяет спортивному педагогу организовать систему эффективного межличностного взаимодействия и общения, обеспечивает рациональное разрешение противоречий и повышает уровень сплочённости в коллективе. Предупреждение и разрешение межличностных конфликтов является комплексным процессом решения педагогических задач профессиональной подготовки и формирования благоприятных межличностных отношений в команде под руководством тренера.
Констатирующий эксперимент позволил выявить в спортивных командах следующие педагогические факты: наблюдается высокий уровень индивидуальной конфликтности отдельных субъектов спортивных команд; выявлены некоторые объективные и субъективные причины конфликтов; определены высшие и высокие уровни конфликтности в спортивных командах; выявлена динамика межличностных конфликтов и сплоченности на протяжении тренировочного и соревновательного периодов в спортивных командах; фиксируется авторитаризм в педагогических воздействиях тренера при межличностных конфликтах со спортсменами; отсутствует целенаправленное формирование благоприятных межличностных отношений и сплоченности; наблюдается отсутствие исследований межличностных отношений с определением проблемных зон.
Модель преодоления межличностных конфликтов основывается на совокупности педагогических условий, обеспечивающих снижение негативных по-следствий конфликтов. К таким условиям относятся:
- восприятие преодоления конфликтов в команде как одной из основных составляющих профессионально-педагогической деятельности тренера;
- формирование индивидуальной готовности тренера к целенаправленной антиконфликтной деятельности;
- целесообразная дифференциация антиконфликтной деятельности на предупреждающую [соответствующую и усиливающую программу подготовки команды] и разрешающую [изменяющую, но не противодействующую программе подготовке команды];
- согласование педагогических воздействий тренера в профессиональной деятельности, неформальном общении, а так же через "третьих" лиц;
- использование индивидуального подхода к спортсменам на основе личностных особенностей и системного подхода к спортивной команде;
- освоение и инициирование бесконфликтного общения и поведения спортсменами.
Выявление и реализация совокупности педагогических условий определили необходимость разработки модели преодоления межличностных конфликтов, которую следует дифференцировать на разрешение и предупреждение конфликтов.
Модель разрешения межличностных конфликтов между членами спортивной команды включает следующие этапы: действия срочного вмешательства в межличностный конфликт, действия диагностического характера, принятие решения, организация исполнения решения, оценка эффективности принятия и исполнения решений.
Модель предупреждения межличностных конфликтов включает шесть последовательных этапов, соответствующих подготовке команды: 1. формирующий [переходный период]; 2. оценочно-прогностический [общеподготовительный период]; 3. экспериментальный [период специальной подготовки]; 4. бесконфликтных отношений [период предсоревновательной подготовки];
5. творческой реализации [период соревнования]; 6. стабилизирующий этап [по-ел соревновательный период].
На каждом этапе модели предупреждения конфликтов рассмотрена структура, состоящая из: цели, содержания, действий тренера, спортсменов, экспериментатора [психолога, медиатора] и результата взаимодействия. Последние три этапа повторяются в модели преодоления межличностных конфликтов в зависимости от планируемого количества выступлений команды на соревнованиях. Стабилизирующий этап дифференцирован от результата соревнования.
Внедрение модели преодоления межличностных конфликтов в профессионально-педагогическую деятельность тренеров спортивной команды составляло содержание формирующего эксперимента.
Непосредственное внедрение модели преодоления межличностных конфликтов было реализовано в мужской баскетбольной команде в процессе профессионально-педагогического взаимодействия тренеров и спортсменов на протяжении подготовительного и соревновательного периода. Взаимодействия и взаимоотношения в спортивной команде строились по этапам предупреждения конфликтов, с применением модели разрешения конфликтов при детерминации деструктивных и смешанных противоборств. Тренерский состав экспериментальной команды систематически информировался о результатах контрольных исследований межличностных отношений и существовании проблемных ситуаций, что на основе консультации экспертного совета позволяло внести коррективы в программу подготовки, повысить сплоченность между спортсменами.
Полученные в процессе формирующего эксперимента данные свидетельствуют об эффективности применения модели преодоления межличностных конфликтов в профессионально-педагогической деятельности тренера. Положительная динамика обнаружена в сравнении с достижениями прошлого сезона в компонентах, отражающих эффективность спортивной деятельности: увеличение успешных выступлений в соревновании; повышение надежности в технических действиях спортсменов; увеличение времени участия в соревнованиях игроков маргинального состава и глубокого запаса команды; увеличение обще¬го коэффициента полезного действия баскетбольной команды. Кроме этого, изучение динамики коэффициента индивидуальной конфликтности и индивидуального коэффициента полезного действия спортсменов показало, что про¬изошло статистически достоверное положительное изменение к окончанию формирующего эксперимента.
Полученные данные в системе "тренер - спортсмен" свидетельствуют о том, что к окончанию эксперимента спортсмены баскетбольной команды более высоко оценивают тренеров команды по деловым, личностным и поведенческим параметрам.
Изучение конфликтности спортивной команды позволяет заключить, что имеются положительные тенденции: снижение количества межличностных конфликтов [с 2 до 0]; преобладание конструктивных межличностных конфликтов; возрастание с последующим снижением количества смешанных конфликтов; понижение уровня конфликтности спортивной команды.
Контрольное сопоставление межличностных отношений в экспериментальной и контрольной команде выявило дифференцированное изменение в коэффициентах конфликтности, отношениях спортсменов к тренерам и сплоченности.
В коэффициентах конфликтности отмечены следующие изменения:
- коэффициент конфликтности экспериментальной команды снизился , в контрольной - возрос;
- коэффициент односторонности межличностных конфликтов в баскетбольной команде понизился [Р<0,05];
- коэффициент межличностных конфликтов в экспериментальной команде снизился на 36 %.
После применения модели преодоления межличностных конфликтов в экспериментальной команде возросли оценки спортсменами тренеров как спортивных специалистов [от 10 до 15%], как личности [от 10 до 20%] и их реального поведения [от 13 до 14%]. В контрольной команде значительных конструктивных тенденций не обнаружено.
Анализ результатов показал, что сплоченность спортсменов в экспериментальной команде возросла до высокого уровня [Р<0,05] и незначительно снизилась в контрольной.
Таким образом, использование модели преодоления межличностных конфликтов в профессионально-педагогической деятельности тренера способствует конструктивным тенденциям в спортивной деятельности и межличностных отношениях, что убедительно подтверждает правомерность и обоснованность выдвинутой нами гипотезы.
Выполненное исследование не исчерпало полностью все аспекты освещаемой нами проблемы. Перспективы дальнейших исследований мы видим в разработке концепции искусственных конфликтов с деловой направленностью и изучение конфликтологического влияния физической нагрузки.
Под конфликтом в спорте следует понимать реальное ситуационное про-явление осознанного социально-психологического противоречия субъектов спортивной деятельности. На стадии конфликта под действием негативных эмоций происходит деформация по одному или нескольким параметрам в общении, поведении, деятельности субъектов, что не исключает возможности конструктивного исхода конфликта при его завершении.
В соответствии с теоретическим анализом феномена конфликта в спортивной деятельности, сделан вывод о том, что в виду возникновения множества конфликтов, различающихся между собой по степени оказываемого воздействия на различные компоненты взаимоотношений и взаимодействий, невозможно однозначно утверждать, какие функции может нести тот или иной конфликт. Возможность разделения функциональной направленности конфликта в спорте следует рассматривать через основные [конструктивную, деструктивную или смешанную] и общие [специальную, информационную, диагностическую и предупреждающую] функции.
В спортивной команде выявлены факты возникновения конфликтов различающихся между собой по количеству участвующих в нём субъектов, но наибольшее распространение получают межличностные конфликты. Межличностный конфликт представляет собой ситуацию, в которой обусловлено противостояние двух субъектов. Он имеет определенную динамику развития, характеризуется временными, пространственными и внутрисистемными граница-ми, а также может протекать в открытой или скрытой формах. Структура межличностного конфликта состоит из следующих элементов: участники конфликта, условий протекания, причины конфликта и конфликтного поведения.
Спортивная команда отличается направленностью на достижение победы над соперником, имеет сложную структуру взаимоотношений, взаимодействий и ее следует рассматривать с точки зрения системного подхода.
Межличностный конфликт в спортивной команде возникает из-за целого ряда объективных и субъективных причин. По мнению спортивных специалистов и самих спортсменов, наиболее часто выделяются как основные следующие причины конфликтов: неблагополучное материальное стимулирование; "звёздная болезнь" спортсменов-лидеров; невыполнение спортсменами необходимых действий в учебно-тренировочном процессе и соревнованиях; стиль руководства и некомпетентность тренера; конкуренция; физическое и психическое напряжение; нарушение спортивного режима.
Уровень конфликтности спортивных команд определяется рядом критериев и показателей. Критерии рассматриваются нами как принцип, на основе которого происходит оценка, суждение, а показатель определяется как характеристика какого либо критерия. К ним следует отнести:
- количество конфликтов [низкое, среднее, высокое];
- направленность конфликта [деловая, личностно-деловая, личностная];
- продолжительность конфликта [кратковременные, длительные, затяжные].
В спортивных командах на основании проявлений межличностных конфликтов с учетом критериев и показателей следует выделять пять уровней конфликтности: низкий, средний, высокий, высший и особый.
Предложенный нами конструктивный подход к разрешению и предупреждению межличностных конфликтов, реализуется через педагогическую деятельность тренера и имеет практическую направленность. Преодоление конфликтов, применяемое в спортивной команде, позволяет спортивному педагогу организовать систему эффективного межличностного взаимодействия и общения, обеспечивает рациональное разрешение противоречий и повышает уровень сплочённости в коллективе. Предупреждение и разрешение межличностных конфликтов является комплексным процессом решения педагогических задач профессиональной подготовки и формирования благоприятных межличностных отношений в команде под руководством тренера.
Констатирующий эксперимент позволил выявить в спортивных командах следующие педагогические факты: наблюдается высокий уровень индивидуальной конфликтности отдельных субъектов спортивных команд; выявлены некоторые объективные и субъективные причины конфликтов; определены высшие и высокие уровни конфликтности в спортивных командах; выявлена динамика межличностных конфликтов и сплоченности на протяжении тренировочного и соревновательного периодов в спортивных командах; фиксируется авторитаризм в педагогических воздействиях тренера при межличностных конфликтах со спортсменами; отсутствует целенаправленное формирование благоприятных межличностных отношений и сплоченности; наблюдается отсутствие исследований межличностных отношений с определением проблемных зон.
Модель преодоления межличностных конфликтов основывается на совокупности педагогических условий, обеспечивающих снижение негативных по-следствий конфликтов. К таким условиям относятся:
- восприятие преодоления конфликтов в команде как одной из основных составляющих профессионально-педагогической деятельности тренера;
- формирование индивидуальной готовности тренера к целенаправленной антиконфликтной деятельности;
- целесообразная дифференциация антиконфликтной деятельности на предупреждающую [соответствующую и усиливающую программу подготовки команды] и разрешающую [изменяющую, но не противодействующую программе подготовке команды];
- согласование педагогических воздействий тренера в профессиональной деятельности, неформальном общении, а так же через "третьих" лиц;
- использование индивидуального подхода к спортсменам на основе личностных особенностей и системного подхода к спортивной команде;
- освоение и инициирование бесконфликтного общения и поведения спортсменами.
Выявление и реализация совокупности педагогических условий определили необходимость разработки модели преодоления межличностных конфликтов, которую следует дифференцировать на разрешение и предупреждение конфликтов.
Модель разрешения межличностных конфликтов между членами спортивной команды включает следующие этапы: действия срочного вмешательства в межличностный конфликт, действия диагностического характера, принятие решения, организация исполнения решения, оценка эффективности принятия и исполнения решений.
Модель предупреждения межличностных конфликтов включает шесть последовательных этапов, соответствующих подготовке команды: 1. формирующий [переходный период]; 2. оценочно-прогностический [общеподготовительный период]; 3. экспериментальный [период специальной подготовки]; 4. бесконфликтных отношений [период предсоревновательной подготовки];
5. творческой реализации [период соревнования]; 6. стабилизирующий этап [по-ел соревновательный период].
На каждом этапе модели предупреждения конфликтов рассмотрена структура, состоящая из: цели, содержания, действий тренера, спортсменов, экспериментатора [психолога, медиатора] и результата взаимодействия. Последние три этапа повторяются в модели преодоления межличностных конфликтов в зависимости от планируемого количества выступлений команды на соревнованиях. Стабилизирующий этап дифференцирован от результата соревнования.
Внедрение модели преодоления межличностных конфликтов в профессионально-педагогическую деятельность тренеров спортивной команды составляло содержание формирующего эксперимента.
Непосредственное внедрение модели преодоления межличностных конфликтов было реализовано в мужской баскетбольной команде в процессе профессионально-педагогического взаимодействия тренеров и спортсменов на протяжении подготовительного и соревновательного периода. Взаимодействия и взаимоотношения в спортивной команде строились по этапам предупреждения конфликтов, с применением модели разрешения конфликтов при детерминации деструктивных и смешанных противоборств. Тренерский состав экспериментальной команды систематически информировался о результатах контрольных исследований межличностных отношений и существовании проблемных ситуаций, что на основе консультации экспертного совета позволяло внести коррективы в программу подготовки, повысить сплоченность между спортсменами.
Полученные в процессе формирующего эксперимента данные свидетельствуют об эффективности применения модели преодоления межличностных конфликтов в профессионально-педагогической деятельности тренера. Положительная динамика обнаружена в сравнении с достижениями прошлого сезона в компонентах, отражающих эффективность спортивной деятельности: увеличение успешных выступлений в соревновании; повышение надежности в технических действиях спортсменов; увеличение времени участия в соревнованиях игроков маргинального состава и глубокого запаса команды; увеличение обще¬го коэффициента полезного действия баскетбольной команды. Кроме этого, изучение динамики коэффициента индивидуальной конфликтности и индивидуального коэффициента полезного действия спортсменов показало, что про¬изошло статистически достоверное положительное изменение к окончанию формирующего эксперимента.
Полученные данные в системе "тренер - спортсмен" свидетельствуют о том, что к окончанию эксперимента спортсмены баскетбольной команды более высоко оценивают тренеров команды по деловым, личностным и поведенческим параметрам.
Изучение конфликтности спортивной команды позволяет заключить, что имеются положительные тенденции: снижение количества межличностных конфликтов [с 2 до 0]; преобладание конструктивных межличностных конфликтов; возрастание с последующим снижением количества смешанных конфликтов; понижение уровня конфликтности спортивной команды.
Контрольное сопоставление межличностных отношений в экспериментальной и контрольной команде выявило дифференцированное изменение в коэффициентах конфликтности, отношениях спортсменов к тренерам и сплоченности.
В коэффициентах конфликтности отмечены следующие изменения:
- коэффициент конфликтности экспериментальной команды снизился , в контрольной - возрос;
- коэффициент односторонности межличностных конфликтов в баскетбольной команде понизился [Р<0,05];
- коэффициент межличностных конфликтов в экспериментальной команде снизился на 36 %.
После применения модели преодоления межличностных конфликтов в экспериментальной команде возросли оценки спортсменами тренеров как спортивных специалистов [от 10 до 15%], как личности [от 10 до 20%] и их реального поведения [от 13 до 14%]. В контрольной команде значительных конструктивных тенденций не обнаружено.
Анализ результатов показал, что сплоченность спортсменов в экспериментальной команде возросла до высокого уровня [Р<0,05] и незначительно снизилась в контрольной.
Таким образом, использование модели преодоления межличностных конфликтов в профессионально-педагогической деятельности тренера способствует конструктивным тенденциям в спортивной деятельности и межличностных отношениях, что убедительно подтверждает правомерность и обоснованность выдвинутой нами гипотезы.
Выполненное исследование не исчерпало полностью все аспекты освещаемой нами проблемы. Перспективы дальнейших исследований мы видим в разработке концепции искусственных конфликтов с деловой направленностью и изучение конфликтологического влияния физической нагрузки.
Подобные работы
- Преодоление межличностных конфликтов в спортивной команде
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2000 - ПРЕОДОЛЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В СПОРТИВНОЙ КОМАНДЕ (13.00.01)
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2000 - ПРЕОДОЛЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В СПОРТИВНОЙ КОМАНДЕ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2000 - Преодоление межличностных конфликтов в
спортивной команде
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - Профилактика межличностных конфликтов среди подростков в спортивном коллективе
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - Психологические особенности конфликтных ситуаций в спортивной команде (Южно-Уральский Государственный Гуманитарно-Педагогический Университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СПОРТА: МИРОВОЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2019 - КОНФЛИКТЫ В КОМАНДЕ НА СТАДИЯХ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ: ТЕХНИКИ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2021 - Психологическая подготовка баскетболистов
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2017



