ВВЕДЕНИЕ 3-14
ГЛАВА 1. Научно-педагогические условия профессиональной
деятельности кураторов студенческой группы колледжа 15-79
1.1. Повышение квалификации кураторов в аспекте проблем теории и
методики профессионального образования 15-40
1.2. Доминантные понятия диссертационного исследования 40-56
1.3. Состояние процесса повышения квалификации кураторов
студенческой группы в колледже 56-78
Выводы 78-79
ГЛАВА 2. Реализация процесса повышения квалификации кураторов студенческой группы колледжа 80-161
2.1. Научное и учебно-методическое обеспечение процесса повышения
квалификации кураторов студенческой группы колледжа 80-112
2.2. Педагогические технологии повышения квалификации кураторов
студенческой группы 112-137
2.3. Результаты экспериментальной деятельности методической службы
колледжа по повышению квалификации кураторов 137-159
Выводы 159-161
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 162-164
ЛИТЕРАТУРА
Актуальность темы исследования. В условиях формирования новых социально-экономических отношений особое значение приобретает проблема научно обоснованной адаптации системы образования. При этом в педагогической науке и практике актуализируются вопросы, определяющие задачи успешности модернизации профессионального образования. В их число справедливо включаются проблемы научно¬педагогических исследований, посвященные изучению процесса повышения квалификации педагогов. Институты повышения квалификации как государственные учреждения дополнительного профессионального образования обеспечивают профессиональный рост специалистов образовательных учреждений и развитие новых методов обучения и воспитания. Подчеркивая важность их деятельности, следует отметить, что данная работа значительно более результативна, если она имеет логическое продолжение в самом учреждении профессионального образования. В соответствии с этим, задачей современной педагогики становится создание педагогических условий повышения квалификации кураторов студенческой группы в колледже. Решив ее, образовательное учреждение сможет четко сформулировать педагогическое кредо при определении своей образовательной политики, которая материализуется через новые педагогические программы, технологии, конструкции и структуры воспитательных процессов, соответствующие требованиям времени.
Среди факторов, которые обуславливают выбор темы настоящего исследования, выделяются высокая степень научно-практической и социальной значимости, неразработанность темы в педагогической науке, проблемы повышения квалификации кураторов студенческой группы, требующие безотлагательного решения. Перечисленные факторы свидетельствуют в пользу актуальности диссертационного исследования.
Расценивая повышение квалификации кураторов студенческой группы как составную часть непрерывного профессионального образования, Министерство образования Российской Федерации [179, C.7- 35] предлагает сосредоточить внимание учёных на проблемах, связанных с научно-методическим обеспечением развития и функционирования системы непрерывного педагогического образования в Российской Федерации. Решение вопроса «кадрового обеспечения развития воспитания на всех уровнях» предполагает результаты: «обеспечение образовательных учреждений разных типов педагогическими и руководящими кадрами для организации воспитательной деятельности» [147, С.3]. Какого уровня социальной компетентности достигнут сегодняшние воспитанники, учащиеся, студенты на каждой ступени образования во многом зависит от готовности педагогических кадров к решению воспитательных задач [181, С.3], формирующейся, в частности, в процессе повышения квалификации кураторов студенческой группы. Министерство образования Российской Федерации отмечает, что «обеспечение готовности специалистов системы образования к решению проблем и современных задач воспитания детей и учащейся молодежи - ключевой вопрос всей предстоящей работы». [88, С.2.]
Изученная научная литература свидетельствует о том, что проблемы повышения квалификации работников образования, занимающихся воспитанием, привлекали внимание исследователей в различные периоды развития педагогики, в частности, подготовка классных руководителей общеобразовательной школы. Однако следует различать организацию и содержание повышения квалификации классных руководителей школ и кураторов колледжей. Известно, что система повышения квалификации специалистов, организующих воспитательную работу в школах, строится на знаниях учителей, полученных в педагогических высших и средних образовательных учреждениях, на опыте работы с учащимися. Подобная же система в колледжах учитывает отсутствие педагогического образования и опыта работы со студентами у преподавателей специальных дисциплин, мастеров производственного обучения, выполняющих функции кураторов. Педагоги колледжей нередко испытывают дефицит знаний в области теории и методики организации учебно-воспитательного процесса. Важно и то, что колледжи являют собой новый тип учреждений профессионального образования в нашей стране, они требуют педагогической поддержки, научно обоснованного сопровождения методиками и технологиями воспитания. Эти обстоятельства дают основания для развития особого подхода к проблеме создания педагогических условий повышения квалификации кураторов студенческой группы в колледже, которая до настоящего времени не была предметом специального исследования.
В отечественной педагогике вопросы повышения квалификации классных руководителей, мастеров производственного обучения, преподавателей, развития у них знаний о профессиональном подходе к воспитанию обоснованы в работах С.Я.Батышева, Л.А.Байковой,
A. В.Беляева, В.И.Боголюбова, Н.И.Болдырева, Е.В.Бондаревской,B. П.Борисенкова, Е.Д.Варнаковой, О.С.Газмана, А.К.Гребенкиной, Л.И.Григорьевой, В.И.Горовой, В.Н.Гурова, В.И.Журавлева, И.А.Зязюна,З.К.Шнекендорф, Л.В.Шелестовой, Н.Е.Щурковой и других.
Существенной предпосылкой исследования стали труды по общим вопросам непрерывного образования А.А.Вербицкого, А.П.Владиславлева,
Б.С.Гершунского, В.А.Гороховой, Г.П.Зинченко, Л.Н.Кохановой,В.Г.Онушкина, Д.С.Рухадзе, Ф.Г.Филиппова и других.
В работах С.А.Беличевой, И.А.Зимней, Ю.А.Лобейко, Б.Ю.Шапиро, В.К.Шаповалова, И.А.Шаповаловой определены гуманистические и культурологические подходы к решению педагогических проблем, используемые при подготовке кураторов.
Процесс повышения квалификации кураторов, особенности их формирования как специалистов в системе профессионального обучения и воспитания рассмотрены в работах В.Г.Бочаровой, М.А.Галагузовой, В.Н.Гурова, Н.Ю.Клименко, М.Н.Костиковой, В.А.Сластенина, Л.Л.Султановой, С.В.Тетерского, В.А.Фокина.
Авторы Н.С.Татарникова, Т.М.Тищенко, Н.В.Пашкова, Н.Б.Хачина исследовали разноплановую подготовку педагога, занимающегося воспитательной деятельностью, в системе его непрерывного образования.
Модели профессиограммы педагогов-воспитателей в научной педагогической литературе предложены: А.И.Кочетовым, М.У.Пискуновым, М.В.Никитиным, В.И.Боголюбовым, И.П.Раченко,A.Т.Маленко и других.
В психологической литературе представлены широкие возможности для осуществления процесса повышения квалификации кураторов студенческой группы. Это труды С.К.Бондыревой, А.Г.Ковалева,B. А.Крутецкого,А.А.Леонтьева, А.В.Петровского, К.К.Платонова, А.И.Щербакова, Д.И.Фельдштейна, Л.М.Фридмана и других.
Исторический аспект, учитывающий опыт, традиции, преемственность процесса повышения квалификации кураторов отражен в работах П.Барта, Э.Д.Днепрова, Е.Г.Жураковского, Н.А.Константинова, П.А.Лебедева, А.И.Пискунова, К.Д.Ушинского, М.Ф.Шабаевой.
При формировании доминантных понятий предмета исследования использовалась литература следующих авторов: А.Г.Ахвердова,
C.И.Введенского, С.В.Данилова и Е.И.Казаковой, И.А.Зязюна, Т.А.Ильиной и И.Т.Огородникова, В.А.Караковского, М.И.Кондакова, Н.В.Кузьминой, А.С.Макаренко, В.М.Монахова, А.В.Мудрика, К.К.Платонова, А.М.Прохорова, И.П.Раченко, В.А.Сластенина, Н.М.Таланчука и других.
В составлении учебных программ повышения квалификации кураторов студенческой группы, касающихся педагогической технологии и техники, большое значение имеют результаты исследований И.А.Зязюна,B.А.Кан-Калика, Г.М.Соловьева, Н.Е.Щурковой, иностранных ученых C.Судзуки, М.Меера, Б.Хега и других.
В настоящем исследовании предпринята попытка развить научные идеи повышения квалификации кураторов в условиях колледжа при поддержке плодотворной научно-педагогической работы ученых и практиков Ставропольского края О.А.Ахвердовой, Н.И.Бутенко, В.И.Горовой, В.А.Казначеева, А.Е.Шабалдаса, В.А.Шаповалова, В.К.Шаповалова, И.А.Шаповаловой и других.
Актуальность и теоретическая неразработанность рассматриваемых проблем, а также настоящая потребность практики в разработке, обобщении и систематизации накопленного опыта обусловили выбор темы исследования «Педагогические условия повышения квалификации кураторов студенческой группы в колледже».
Проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия повышения квалификации кураторов студенческой группы в колледже?
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и опытной проверке педагогических условий, обеспечивающих эффективность повышения квалификации кураторов студенческой группы в колледже.
Объектом исследования явился процесс повышения квалификации кураторов студенческой группы в колледже как составной части их непрерывного профессионального образования.
Предметом исследования является комплексная программа повышения квалификации кураторов студенческой группы в условиях колледжа.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что подготовка кураторов в колледже будет эффективной и позволит обеспечить учебно-воспитательный процесс специалистами, владеющими методами воспитательной работы, психолого-педагогическими технологиями, если:
- включить в деятельность колледжа реализацию комплексной программы повышения квалификации, адекватную целям, задачам и содержанию работы кураторов студенческой группы;
- использовать современные достижения педагогической науки в теоретической и практической подготовке кураторов;
- выявить и сформулировать основные трудности кураторов студенческой группы в работе, на основе этого определить и создать педагогические условия повышения их квалификации в колледже.
Задачи исследования обусловлены его целью, объектом, предметом и гипотезой данной диссертации:
1. Представить анализ процесса повышения квалификации кураторов в аспекте проблем теории и методики профессионального образования.
2. Определить характеристику сущности и содержания доминантных понятий предмета исследования на основе теоретического анализа философской, педагогической и психологической литературы.
3. Выявить и сформулировать проблемы повышения квалификации кураторов студенческой группы в колледже.
4. Разработать научное и учебно-методическое обеспечение процесса повышения квалификации кураторов студенческой группы колледжа.
5. Апробировать комплексную программу повышения квалификации кураторов студенческой группы в условиях колледжа.
Методологическими основами исследования являются гуманистические ценности отечественной педагогики, реалистичный и всесторонний подход к анализу развития и реализации педагогической мысли о повышении квалификации работников системы образования; философские, педагогические, психологические концепции,раскрывающие категории «повышение квалификации», «педагогическая деятельность», «педагогическое мастерство», «непрерывное педагогическое образование»; принципы научной объективности и системности; отказ от монополии на педагогическую истину.
Теоретической основой диссертации служат исследования ученых, принадлежащих к различным направлениям и школам, в которых существенное концептуальное значение имеют:
- методология и методы исследования профессионального образования, управления подготовкой и повышением квалификации специалистов (Ю.К.Бабанский, В.Г.Воробьев, Н.К.Гончаров, В.Н.Гуров, В.И.Журавлев, В.В.Краевский, А.И.Пискунов, М.Н.Скаткин и другие);
- философские положения о видах деятельности, теории познания, формирования личности, становления профессионализма (П.П.Блонский, В.А.Кан-Калик, А.Г.Ковалев, А.А.Леонтьев, К.К.Платонов, И.П.Радченко, Д.И.Фельдштейн, И.Ф.Харламов, В.А.Шаповалов и другие);
- теории системного и личностно-деятельного подходов к изучению педагогических явлений во взаимосвязи ступеней профессионального образования, теория непрерывного профессионального образования (А.П.Беляева, А.Т.Глазунов, В.И.Горовая, И.Д.Клочков, Н.Е.Кузнецова, М.И.Махмутов, В.А.Сластенин, Ю.С.Тюнников, О.Ф.Фёдорова, В.Д.Шадриков и другие);
- теория и методика подготовки куратора (Н.И.Болдырев, С.В.Волженский, А.Т.Маленко, А.С.Макаренко, В.Я.Портных,И. Ф. Харламов и другие);
- опыт разработки педагогической технологии (В.П.Беспалько, Т.С.Назарова, В.П.Озеров, Г.К.Селевко, В.А.Сластенин, Н.Е.Щуркова и другие);
- теоретические положения педагогического проектирования воспитания (А.В.Беляев, Е.В.Бондаревская, С.К.Бондырева, В.П.Борисенков, В.Г.Бочарова, И.А.Малашихина, З.А.Малькова, В.М.Монахов, Н.Д.Никандров, Ю.С.Тюнников и другие).
В исследовании применялись следующие методы:
- теоретические: анализ, обобщение и сравнение научной нормативной, методической литературы;
- диагностические: анкетирование, беседа, экспертная оценка, обобщение независимых характеристик;
- праксиметрические: анализ продуктов деятельности, учебной и учебно-методической документации;
- экспериментальные: проектирование, моделирование, организация и анализ опытной работы;
- статистические.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что в нем: представлен анализ педагогических условий повышения квалификации кураторов в аспекте проблем теории и методики профессионального образования; обоснованы содержание и структура педагогических условий повышения квалификации кураторов в колледже; уточнена сущность понятий «повышение квалификации», «педагог-куратор», «непрерывное образование»; выявлены и решены научно-практические проблемы повышения квалификации кураторов студенческой группы в образовательном учреждении нового типа - колледже; разработано научное и учебно-методическое обеспечение процесса повышения квалификации кураторов студенческой группы; апробирована комплексная программа повышения квалификации кураторов студенческой группы колледжа.
Практическая значимость исследования определяется востребованностью разработанной и экспериментально апробированной технологии, формирующей процесс повышения квалификации кураторов студенческой группы учреждений профессионального образования. Комплекс педагогических условий создает реальные возможности для включения системы повышения квалификации кураторов в деятельность колледжа. Внедрение в практику полученных результатов позволит повысить профессиональную компетентность специалистов,
занимающихся воспитанием студентов, что в конечном итоге положительно отразится на воспитательной работе в колледжах. Данные исследования могут быть использованы в развитии теории и практики непрерывного профессионального образования педагогов, в деятельности учреждений образования.
Положения, выносимые на защиту:
1. Педагогические условия повышения квалификации кураторов студенческой группы в колледже характеризуются содержанием, структурой и функциями, учитывающими специфику кадрового состава данного типа учреждений профессионального образования.
2. Реализация комплексной программы повышения квалификации кураторов студенческой группы в условиях колледжа обеспечивает учебно-воспитательный процесс специалистами,владеющими методами воспитательной работы, психолого¬педагогическими технологиями.
3. В процессе повышения квалификации кураторов как составной части их непрерывного педагогического образования формируется профессиональная компетентность, от которой наибольшим образом зависит эффективность воспитательной работы в колледже.
Организация и база исследования. Исследования выполнялись поэтапно с 2001 года по 2004 год. На этапе констатирующего эксперимента (2001 -2002 годы) изучались теория и практика повышения квалификации кураторов в условиях колледжа, в учреждениях системы начального и среднего профессионального образования; выявлялись проблемы повышения квалификации кураторов студенческой группы; анализировались исторические аспекты данной проблемы; обосновывалась актуальность темы исследования; анализировались нормативные и правовые акты в области повышения квалификации кураторов, определялась рабочая гипотеза.
Формирующий эксперимент проводился с 2002 по 2003 год. На данном этапе осуществлялась теоретическая разработка и опытная реализация программно-методической документации повышения квалификации кураторов студенческой группы в условиях колледжа.
На завершающем этапе исследования - контрольном (2003 - 2004 годы) продолжалась экспериментальная реализация диссертационного исследования, проводилась коррекция, была доказана справедливость гипотезы, обобщались результаты опытной работы, формировались выводы, свидетельствующие о решении задач и достижении цели исследования.
Экспериментальная работа осуществлялась на базе Пятигорского государственного регионального колледжа «Интеграл», в исследовании приняли участие кураторы учебных групп колледжей Ставропольского края городов Лермонтов, Пятигорск, Георгиевск, Минеральные Воды. Всего исследованием было охвачено 280 педагогов-кураторов и 1600 студентов.
Достоверность и обоснованность полученных теоретических и экспериментальных результатов обеспечивалась четкостью методологических позиций исследования; комплексным подходом к проблеме создания педагогических условий повышения квалификации кураторов студенческой группы в колледже с помощью применения разработок и методов, адекватных целям, задачам исследования, пролонгированным этапом опытной работы.
Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялась в форме обсуждения основных положений и выводов на краевых и региональных научно-практических и научно-методических конференциях «Оптимизация учебно-воспитательного процесса в системе профессионального образования на основе инновационных технологий» (Пятигорск, 2001, Пятигорский государственный региональный колледж «Интеграл»), «Теоретические и методические исследования в области педагогики, психологии и гуманитарных наук» (Невинномысск, 2002, Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт), «Развитие художественно-эстетического творчества в сфере дополнительного образования» (Георгиевск, 2004, Георгиевский государственный региональный колледж «Интеграл»), на научно-практических семинарах «Управление качеством профессионального образования» (Ставрополь, 2003, Ставропольский краевой институт повышения квалификации работников образования), «Информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса - гарант качества образования» (Лермонтов, 2004, Региональный многопрофильный колледж), на кафедре педагогики Невинномысского государственного гуманитарно-технического института, на научно-методических семинарах Ассоциации учреждений профессионального образования Кавказских Минеральных Вод (Пятигорск, 2003; Лермонтов, 2004), на заседаниях методических объединений и педагогического совета Пятигорского государственного регионального колледжа «Интеграл» (Пятигорск, 2001 - 2004).
Публикации. По теме диссертации опубликовано 7 печатных работ.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 243 наименования. Работа содержит 25 таблиц и 2 рисунка. Общий объем рукописи 183 страницы.
Результаты проведенного исследования дают основания утверждать, что вследствие произошедшей переоценки сущности процесса воспитания, одной из основных задач современной педагогики становится создание педагогических условий повышения квалификации специалистов, занимающихся непосредственно воспитательной работой, в частности, кураторов студенческой группы в колледже.
Анализ сложившейся в истории отечественного образования системы повышения квалификации кураторов, проблем, связанных с ним, позволяет говорить о том, что в современном социуме именно колледж является важнейшим звеном в реализации пролонгированного процесса повышения квалификации кураторов.
Выстраивая практику повышения квалификации кураторов в колледже, был сделан вывод, что, данный процесс станет эффективным при соблюдении определенных педагогических условий, это подтверждает выдвинутую гипотезу.
Проанализировав повышение квалификации кураторов в аспекте проблем теории и методики профессионального образования, сделано заключение о том, что отдельные вопросы повышения квалификации работников образования, занимающихся воспитанием обучающихся, привлекали внимание ученых в предшествующее время. При проведении диссертационного исследования использовались уже имеющиеся достижения педагогической науки в теоретической и практической подготовке специалистов, организующих воспитательную работу. Однако к моменту начала данного исследования не были обнаружены монографии, диссертации по проблеме создания педагогических условий повышения квалификации кураторов студенческой группы в колледже, эта проблема нуждалась в научной разработке. Поэтому и был проведен настоящий эксперимент.
При характеристике доминантных понятий предмета исследования уточнено толкование сорока четырех определений, использованных в работе. Изучение доминантных понятий предмета исследования позволяет сделать вывод, что в официальной научной и справочной литературе, он представлен достаточно полно. Такие понятия, как «педагог-куратор», «педагогическое кураторство» были сформулированы и дополнены автором в ходе исследования.
Анализ состояния и проблем повышения квалификации кураторов студенческой группы колледжа с учетом исторического опыта повышения квалификации классных наставников в отечественной образовательной системе дает возможность констатировать, что вопросы повышения квалификации кураторов были актуальны во все периоды развития российского образования, оставаясь тесно связанными с конкретной ситуацией. Использование исторического опыта повышения квалификации в системе образования нашей страны способствовало квалифицированной организации процесса повышения квалификации кураторов студенческой группы в колледже, созданию педагогических условий для формирования профессионализма и раскрытия творческих способностей кураторов. Передовой опыт в организации повышения квалификации педагогических работников прошлого, занимавшихся воспитательной деятельностью, позволил глубже изучить данную проблему, с учетом современных требований. Сказанное свидетельствует о неразрывной связи и преемственности процесса повышения квалификации классных наставников дореволюционной России, классных руководителей советской школы, воспитателей системы начального и среднего профессионального образования, кураторов колледжей. Изучение опыта повышения квалификации кураторов в контексте исторического развития нашего государства открывает возможности совершенствования и прогнозирования тенденции его развития в системе образования современной России.
На основе проведенного анализа была определена программа решения существующих проблем:
- найдены пути и подходы к решению проблемы создания педагогических условий повышения квалификации кураторов студенческой группы в колледже;
- созданы педагогические условия для осуществления процесса повышения квалификации кураторов студенческой группы в колледже;
- создана и реализована комплексная программа повышения квалификации кураторов студенческой группы в условиях колледжа;
- созданы и апробированы в качестве нормативных актов положение о повышении квалификации кураторов студенческой группы в колледже, положение о кураторе, профессиограмма куратора;
- создана и реализована учебная программа повышения квалификации кураторов студенческой группы в колледже;
- созданы и апробированы рекомендации по повышению квалификации кураторов студенческой группы в колледже;
- реализован процесс повышения квалификации кураторов студенческой группы в условиях колледжа в форме Школы кураторов.
- подведены итоги экспериментальной работы повышения квалификации кураторов студенческой группы в колледже, полученные результаты позволяют говорить об эффективном характере данного процесса.
Диссертационное исследование «Педагогические условия повышения квалификации кураторов студенческой группы в колледже» может служить основой для комбинирования самых разнообразных вариантов повышения квалификации с учетом условий конкретного образовательного учреждения.
1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Кн. для учителя. - М.: Просвещение,1984. - 190с.
2. Айзек Г. Проверьте свои способности. - М.,1972. - 19с.
3. Андреева В.В. Деятельность классного руководителя в
гуманистической воспитательной системе школы.//Классный руководитель. - 1998. - №2. - с.15-23.
4. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. - М.: Академия, 1999. - 173с.
5. Антология педагогической мысли России 18 в./Сост. И.А. Соловков.- М.,1985. - 247с.
6. Ахвердова О.А. Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология развития и возрастная психология»: Учебное пособие/О.А. Ахвердова, К.С. Гюлушанян, О.Н. Козлитин; МО РФ; СГУ. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. - 528с.
7. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М., 1989.-560 с.
8. Байкова Л.А. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. - М.,1999. - 68с.
9. Байкова Л.А., Орлова Е.А. Гуманизация школы: Теория и опыт. - Рязань,1999.-ч.1. - 152с.
10. Барт П. История социально-педагогической идеи. - Киев,1923. - 87с.
11. Батышев С.Я. Педагогические основы изучения, обобщения и внедрения передового опыта. - М: «Профессиональное образование»,1998.- 126с.
12. Батышев С.Я. Подготовка инженеров-педагогов - проблема комплексная.//Профессионально техническое образование. - 1976.- №3. - 14с.
13. Барышников Е.Н., Колесникова И.А. О воспитании и воспитательных системах. - С-Пб.,1996. - 96с.
14. Беляев А.В. Воспитание гражданина в демократической России: Пособие для самостоятельной работы/М-во образования РФ, СГУ - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000 - 25с.
15. Беляева А.П. Перспектива развития профессиональной школы. - М.: Педагогика,1992. - 28с.
16. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.,1989. - 94с.
17. Блонский П.П. Курс педагогики. - М.,1916. - 217с.
18. Блохина Л.А. Формирование мотивационно-ценностного отношения будущих учителей к воспитательной деятельности. - М.,1992. - 57с.
19. Боголюбов В.И. Введение в педагогическую технологию. Учебное пособие. - Пятигорск: Издательство ПГЛУ,1996. - 163с.
20. Боголюбов В.И. Система подготовки педагогов-технологов: инновационные технологии в педагогике. - Пятигорск: ПГЛУ, 2000. - 42с.
21. Богуславский М.В., Корнетов Г.Б. О педагогических парадигмах// Магистр. - 1992. - май. - с.11-13.
22. Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя. - М.,1984. - 75с.
23. Болдырев Н.И. и др. Педагогика. - М.: «Просвещение»,1968. - 643с.
24. Болдырев Н.И. Очерки по методике работы классного руководителя. Изд.2-е.-М.:Учпедгиз,1962.-280с.
25. Борисовский П. Чего надо желать для нашего общественного воспитания. К вопросу о современном состоянии и улучшении нашего школьно-учебного и воспитательного дела. - Могилев на Днепре,1895.-84с.
26. Булгаков А.А. Профессионально-техническое образование в СССР на современном этапе. - М.: Высшая школа,1977. - 87с.
27. В помощь методическому работнику профессионального образования (справочные материалы). - М.,1997.-103с.
28. Васильева Л.М. Реализация процесса повышения квалификации кураторов студенческой группы в условиях колледжа. Методические рекомендации./Под ред. доктора педагогических наук И.А. Шаповаловой.
- Ставрополь: СКИПКРО, 2004. - 48с.
29. Варнакова Е.Д. Роль воспитания в профессиональной подготовке рабочих. - М.,1982. - 114с.
30. Веселов А.П. Профессиональное образование в СССР. - М., «Трудрезервиздат»,1956. - 153с.
31. Возростная и педагогическая психология/Под ред. А.В. Петровского.-М.,1979. - 84с.
32. Волженский С.В. Сердечное слово. Обязанности и круг деятельности народного наставника. - М.,1895.-30с.
33. Вопросы воспитательной направленности профессиональной подготовки рабочих на производстве/Под ред. Е.Д. Варнаковой и И.И. Леоновича. - Москва «Высшая школа»,1983. - 213с.
34. Вопросы воспитания: теория и практика. Материалы для учителей, преподавателей ВУЗов, студентов. - Пятигорск: ПГЛУ,2000. - 254с.
35. Воробьев Г.В. Совершенствование процесса и структуры научного исследования в педагогике/Под. Ред. П.Р. Атутова.-М.,1985. - 52с.
36. Всемирно-исторический педагогический процесс. Концепции, модели, историография/Под ред. Г.Б.Корнетова. М.,1996. - 171 с.
37. Всероссийский семинар «Воспитание обучающихся в учреждениях НПО».//Профессионал. - 2000. - №4.- с. 4-9.
38. Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя). Методические рекомендации. - М.,1992.- 193с.
39. Ганелин Ш.И, Голант Е.Я. История педагогики. - М: Учпедгиз,1940.- 275с.
40. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Учебное пособие для ВУЗов.-М.,1995.- 447с.
41. Глазунов А.Т. Педагогические технологии и педагогический профессионализм. - Москва-Ноябрьск,1998. - 237с.
42. Глоссарий терминов по технологии образования. Отдел образования ЮНЕСКО. - Париж,1986. - 126с.
43. Гончаров Н. К. Из истории русской школы (роль и место классных наставников и надзирателей в дореволюционной школе).//Советская педагогика. - 1938. - №6. - с.120 -137.
44. Гончаров Н.К. Основы педагогики. - М.: Учпедгиз, 1947.- 408с.
45. Горленко В. П. Воспитательная работа классного руководителя. - М., 1998. - 74с.
46. Горовая В.И. Высшее педагогическое образование. Проблемы и перспективы. - Ставрополь, 1995. - 160с.
47. Гребенкина Л.К., Анциферова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. - М.,2000. - 48с.
48. Григорьева А. И. Педагог как профессиональный воспитатель. - Тула,1999. - 55с.
49. Григорьева А.И. Становление профессиональной позиции педагога- воспитателя в системе после вузовской подготовки: Диссертация канд. пед. наук.-М.,1998. - 192с.
50. Губарева Л.И. Экология человека: Практикум для вузов/Губарева Любовь Ивановна, О.М. Мизирева, Т.М. Чурилова. - М: Владос, 2003. - 112с.
51. Давыдов В.В. О понятии личности в современной психологии.// Психологический журнал. -1988. - №4.- с.16-19.
52. Данилов М.А. Современные методологические проблемы педагогики. - М.,1965. - 241с.
53. Данилов С.В., Казакова Е.И. Концепция эффективного воспитания.// Классный руководитель.-1998. - №2. - с. 21-25.
54. Днепров Э.Д. Советская историография отечественной школы и педагогики (1918-1977 гг.). - М.,1981.- 137с.
55. Дружинин И.А. Заботы и радости классного руководителя. - М.: Просвещение,1982. - 242с.
56. Дулов А.И. Классное руководство в У-УШ классах. - М.: Учпедгиз, 1955. - 146с.
57. Евгеньева А.П. Словарь русского языка: В 4-х т. - М.: Издательство «Русский и язык»,1983.т.3.-182с.
58. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения, поведения учителя (Педагогика как практическая режиссура). Пособие для учителя. - Воронеж, 1995. - 178с.
59. Журавлев В.И. Общественный прогресс и система педагогических наук.- М.: «Российское педагогическое агентство»,1996. - 95с.
60. Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. - М., 1988. - 155с.
61. Заир-Бек Е.С., Е.И. Казакова Педагогические ориентиры успеха (актуальные проблемы развития образовательного процесса).-Санкт- Петербург, изд. «Петроградский и К»,1995.- 25с.
62. Закон Российской Федерации «Об образовании», Учительская газета, 1996 №5, 1-10с.
63. Здоровьесберегающие технологии в системе образования Ставропольского края./Под редакцией Г.М. Соловьева. - Ставрополь: Сервисшкола, 2003.
64. Змеев С.И. Технология обучения взрослых. Учебное пособие. - М.: Академия, 2002. - 63с.
65. Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная с трудными учащимися. - М.: Высшая школа, 1982. - 12с.
66. Зязюн И.А. Учитель: Экспериментальная целевая программа «Школа - педвуз - школа». - Полтава,1985. - 28с.
67. Иванов Е.В. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин.//Профессионал. - 2002. - №1. - с. 14-19.
68. Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи.//Классный руководитель. - 2002. - №4. - с. 5-11.
69. Иванова Э.Г. Формирование готовности студентов педагогических институтов к воспитательной работе. - Ташкент,1988. - 57с.
70. Иванцова А.А. Наследие советских педагогов 20-30-х гг. в подготовке будущего учителя. - М.,1995. - 144с.
71. Из предложения министра народного просвещения попечителям учебных округов 19-го июня 1871года.//Сборник постановлений и распоряжений по гимназиям прогимназиям Московского учебного округа за 1871-1895 годы. - М.,1895.-103с.
72. Ильина Т.А., Огородников И.Т. Педагогика. - М.,1984. - 236с.
73. Инструкция для воспитателей Московского Коммерческого училища. М.,1882.-15с.
74. Кабуш Т.В. Человек: Программно-методические рекомендации по воспитанию учащихся. - Минск,1995.- 63с.
75. Калюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. - М.,1985. - 137с.
76. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение, 1987. - 368с.
77. Капинос В.В. Об оценке воспитательной работы.//Специалист. - 2002. - №1. - с 21-27.
78. Караковский В.А. Управление воспитательной системой школы. - М.,1999. - 49с.
79. Качан Г.А. Личностно-педагогическая саморегуляция как фактор повышения педагогической культуры учителя. 13.0.01. Теория и история педагогики. Автореферат дис. на соис. уч. ст. к.п.н. Ростов-на-Дону,1995. - 22с.
80. Классный руководитель. Пособие для кл. руков. ср. школ./Под ред.
Н.И.Болдырева. Изд. 3-е.-М.:Учпедгиз,1957.-280с.
81. Классное руководство. Учебное пособие. (Научный редактор Журавлев В.И.).- М.,1987. - 253с.
82. Классному руководителю /Под ред. М.И. Рожкова. - М.,1999. - 248с.
83. Ковалев А.Г. О работе классного руководителя по изучению юности школьника. - Симферополь, 1949.-120с.
84. Ковалев А.Г. Психология личности. - М.:Педагогика,1970.-180с.
85. Кованько П.Л. Педагогический авторитет. - Киев, 1905.- 26с.
86. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.-156с.
87. Колесников Н.А., А.Н. Власенко, Акатова Р.В. Педагогическое творчество преподавателей и обученность студентов колледжа в условиях рынка. - Пятигорск, 1997.- 57с.
88. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года от 29.12.2001 №1756-р. - 6с.
89. Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя.//Вестник образования. Справочно-информационное издание Министерства образования РСФСР. - М.,1991. - №8. - с. 3-9.
90. Корнетов Г.Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. - М., 1994.-265с.
91. Королева К.П. Семейное воспитание и школа в России в мемуарной и художественной литературе (середина XIX - начало XX в.): пособие для педвузов. М.,1994.-160 с.
92. Коротов В.М. Самоуправление школьников. Изд. 3-е.-М.:Просвещение,1981.-208 с.
93. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. Изд. 2-е. - Минск, 1996.-328с.
94. Кравцов Н.И. Содержание методической работы в системе профессионально-технического образования. - М.: «Высшая школа»,1977.-342с.
95. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. - Самара,1994.-165с.
96. Краткий педагогический словарь пропагандиста./Под ред. М. И. Кондакова. - М.,1989. - 345с.
97. Краткий педагогический словарь/Сост. А.В.Мудрик. - Пермь,1994. - 169с.
98. Крикунова Т.К. Практическая педагогика. Воспитательная работа в среднем специальном учебном заведении. Учебное пособие. - М.: Академия, 1999. - 314с.
99. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. - М.:Педа- гогика,1972.-320с.
100. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. - М.,1976. - 363с.
101. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. - Л.: Издательство ЛГУ,1967. - 85с.
102. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности.
- Л.: Издательство ЛГУ,1970. - 63с.
103. Кулагин Т.В. Основы профессиональной диагностики. - М.,1984. - 53с.
104. Культура конкурентоспособного рабочего./Под ред. Профессора И.А. Шаповаловой. - Ставрополь: СКИПКРО, 2003. - 148с.
105. Куриленко Т.М. Основы учебно-воспитательной работы со студентами младших курсов. - Минск: Вышэйшая школа,1978. - 32с.
106. Куриленко Т..М. Задачи и упражнения по педагогике. - Минск: Вышэйшая школа,1978. - 54с.
107. Лебедев П.А. Антология педагогической мысли России. - М.,1987. - 354с.
108. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.-67с.
109. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Изд. 3-е.-М.:Педагогика, 1972.-320с.
110. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М.:Знание,1979. - 37с.
111. Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей//Научное творчество/Под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского. - М.: Наука, 1969.- 446с.
112. Лизинский В.М., Е.В. Макарова Школа управленческого мастерства. - М.:Центр «Педагогический поиск»,2003. - 173с.
113. Лисовский В.Т., Дмитриев А.В. Личность студента. - Л.:
Издательство ЛГУ,1974. - 67с.
114. Лицей выбирает здоровье./Под ред. Гурова В.Н. - Ставрополь: СКИПКРО, 2000.
115. Лихачев Б.Т., Коротов В.М., Гордин Л.Ю. Педагогика. - М.,1993. - 435с.
116. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Изд. 2-е.-М.,1996.- 464с.
117. Ломакина Т.Ю. Проблемы и перспективы подготовки мастеров производственного обучения. - М.: «Профессиональное образование», 1998.- 85с.
118. Макаев В.В. К вопросу о методологии педагогического исследования//Технология развития педагогического творчества. - Пяти-горск: изд-во ПГПИИЯ. - 1994. - с.74-82.
119. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса/ Пед. соч. в 8-ми томах. - М.: Педагогика, 1983. - Т.1. - с.267-329.
120. Маленко А.Т. Задачи по профессиональной педагогики. - М.: Высшая школа, 1982. - 175с.
121. Маленко А.Т. Подготовка инженерно-педагогических кадров для системы профессионально-технического образования. - Минск: Вышэйшая школа, 1980. - 69с.
122. Маленко А.Т. Формирование педагогического мастерства у инженера-педагога. - Магнитогорск,1988. - 132с.
123. Малькова З.А. Методы управления ученическими организациями в средней школе Соединенных Штатов Америки.//Народное образование. - 1986. - №8. - с. 63-64.
124. Мальцева Н. Воспитательные и образовательные задачи школы.// Народный учитель. - 1913. - №1. - с.4-7.
125. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. - Кустанай,1997. - 84с.
126. Методика воспитательной работы. /Под ред. В.А. Сластенина. - М., 2002. - 143с.
127. Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя. //Классный руководитель. - 2001. - №8. - 4-7с.
128. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России,1998.- 164с.
129. Миронов В.Б. Образование в странах Запада в конце 20 века //Сов. Педагогика. -1990. - №2. - 15-18с.
130. Монахов В.М. Программирование. Факультативный курс. - М: Просвещение, 1974. - 175с.
131. Назарова Т.С. Педагогические технологии: Новый этап эволюции?// Педагогика.-1997. - №3.- 14с.
132. Национальные ценности образования: история и современность. Материалы ХУП сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки. - М., 1996.-296 с.
133. Нестерова И.Ф. Проблема воспитательного обучения в советской школе 20-х годов. - Калинин,1971. - 95с.
134. Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике//Советская педагогика. - 1990. - №9. - с.41-47.
135. Никитин М.В. Воспитание профессионализма. - М.,1997. - 115с.
136. Новое педагогическое мышление./Под ред. А.В. Петровского. - М., 1989.-280 с.
137. Новые исследования в профессиональном образовании. Сборник научных статей./Под ред. А.Т. Глазунова. - Москва-Ноябрьск,1998. - 215с.
138. О программе развития непрерывного педагогического образования на 2001-2010гг.: Письмо Минобразования России от 24.01.2001года,№17- 51-21/15.
139. О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении: Письмо Минобразования России от 02.04.2002 года, № 13-5-28/13.
140. О программе развития среднего педагогического образования: Письмо Минобразования России от 25 января 2000 года № 16-51-19ин/16- 13 // Среднее профессиональное образование. Сб. нормативных правовых документов/Сост. П.Ф. Анисимов, Т.Д. Барер, С.В. Васильева, Н.Л. Гунявина, А.Л. Коломенская, Р.И. Петухова, В.А. Подвойский, В.Я. Смущенко, Н.Г. Ярошенко. Под ред. П.Ф. Анисимова. - М.: 2000.-141с.
141. О составлении учебных программ. Утверждено Президиумом Комитета по высшей технической школе при ЦИК СССР 14 мая 1933 г.// Бюллетень Комитета по высшей технической школе.-1933.-№ 4.-6-7с.
142. О состоянии подготовки педагогических кадров в высших и средних профессиональных учебных заведениях России: Приказ Министерства образования Российской Федерации от 01.02.2000 г. № 301//Бюллетень Министерства образования Российской Федерации.-2000.-№ 3.-21-23с.
143. Об утверждении Федеральной программы развития образования: Федеральный Закон Российской Федерации от 10.04.2000 г. № 51-Фз// Нормативно-правовой справочник по бухгалтерскому учету в сфере образования и науки. Изменение и дополнение № 9 (по состоянию на
01.06.2000 г. - М.: МГИУ, 2000. - 29с.
144. Образование: идеалы и ценности. Историко-теоретический
аспект./Под ред. З.И.Равкина. - М., 1995 - 63с.
145. Озеров В.П. Практическая психология: Сборник программ/Озеров В.П.; О.В. Соловьева, М.М. Мишина; М-во образования РФ; СГУ. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - 152с.
146. Орлов А.А. Педагогическое образование: поиск путей повышения качества.//Педагогика.-2002.- № 10.- 60с.
147. Основные направления и план действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 годы. //Профессионал. - 2002 - №2. - с. 3-12.
148. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие/Под ред. И.А. Зязюна. - М.: Просвещение,1989. - 265с.
149. Осипенко О. Как можно провести совещание классных руководителей.//Воспитание школьников. - 2001. - №2. - с. 29-20.
150. ОСТ 29.130 - 97 Издания. Термины и определения//Стандарты по издательскому делу/Сост.: А.А. Джиго, С.Ю.Калинин.-М.:Юристъ,1998.- 290с.
151. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец 19- начало 20 в./Под ред. Э.Д. Днепрова и др. - М.,1991. - 148с.
152. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина 19 в./Отв. ред. А.И. Пискунов. - М.,1976. - 29с.
153. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 18 в.
- первая половина 19 в./Отв. ред. М.Ф. Шабаева.-М.,1976. - 111с.
154. Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в СССР. - М., 1975. - 98с.
155. Пашкова Н. В. Система работы ИПК по совершенствованию подготовки преподавателей.- Киев,1992. - 137с.
156. Педагогика высшей и средней специальной школы. Межведомственный сборник Белгородского государственного университета. /Под ред. М.У. Пескунова. - Минск: Университетское издательство,1987. - 122с.
157. Педагогическое образование. Сборник статей по современным проблемам педагогического образования. Выпуск 2. - М.: Издательство Прометей, 1990. - 153с.
158. Педагогическая диагностика в школе/Под ред. А.И. Кочетова. - Минск: Народная асвета,1987. - 48с.
159. Педагогика / Под.ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1996.- 602с.
160. Педагогика / Под. Ред. В.А. Сластенина. - М.,2002. - 39с.
161. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений./В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Лещенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс,1997. - 74с.
162. Педагогика. Педагогическая энциклопедия. - М.,1966.
163. Педагогическая энциклопедия. - М.,1968. - 368с.
164. Педагогическая энциклопедия, 2-е изд., - М.,1962-1964. - 413с.
165. Педагогическая энциклопедия. Гл. ред. ИА. Каиров и Ф.И. Петров. - М.,1965.-739 с.
166. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе / Под ред. Т.И. Шамавой, П.И. Третьякова.-М.,1994. - 142с.
167. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей /Под общей ред. В.С. Кукушкина. - Серия «Педагогическое образование».- Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2002.- 95 с.
168. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.,1982- 204с.
169. Петрушкин С.Ф. Формирование профессиональной готовности будущих учителей к воспитательной работе в школе. - Брянск,1992. - 35с.
170. Писаренко В.И., Писаренко И.Я. Педагогическая этика. - Минск: Народная асвета,1977. - 22с.
171. Платонов К.К. Вопросы психологии труда. - М.,1968.- 41с.
172. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М.: Высшая школа,1984 -174с.
173. Платонов К.К. Психологический практикум. - Москва: «Высшая школа»,1980. -63с.
174. По поводу нового Устава гимназий и прогимназий.//ЖМНП. - 1864. - №12. - с. 9.
175. Поляков С.Д. Классный руководитель, каков он.//Классный руководитель. - 2002. - №7. - с. 5-6.
176. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания - М.: Новая школа, 1996. - 162с.
177. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М.: «Просвещение», 1976. - 187с.
178. Портных В.Я. Методические советы по организации воспитательной работы. - М., 1990. - 162с.
179. Портных В.Я. Методическое обеспечение воспитательной работы в учебной группе. Учебно-методическое пособие для преподавателей техникумов. - М.: Высшая школа,1990. - 43с.
180. Проблемы воспитания в истории педагогики. Сборник научных статей. - Пятигорск,1995. - 217с.
181. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2002 гг.//Воспитание школьников. - 2000. - №1. - с.3-14.
182. Программа приоритетного развития начального профессионального образования на 2002-2006 годы.//Профессионал. - 2002. - №2. - с. 9-14.
183. Профессиональная педагогика. - М.: «Профессиональное образование»,1997. - 334с.
184. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по специальностям и направлениям. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. - 134с.
185. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. Учебник-справочник. - М., 1995. - 96с.
186. Психология деятельности//Общая психология/Под ред. В.В. Богоявленского и др. - М., 1981. - 140с.
187. Психология труда и личности учителя/Под. Ред. А.И. Щербакова.- Л.:Изд-во Ленингр. пед. ин-та, 1976. - 67с.
188. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. - Ростов н/Д.: изд-во «Феникс»,1998.- 272 с.
189. Раченко И.П. Диагностика педагогической компетентности. Методические советы. - Пятигорск: ПГПИЯ, 1990. - 37с.
190. Раченко И.П. Диагностика развития педагогического творчества учителя. - Пятигорск,1992. - 198с.
191. Романцев М.П. Подготовка инженеров - педагогов профессиональной школы. - М.: «Профессиональное образование»,1998. - 117с.
192. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т./Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.,1993.т.2.- 41 с.
193. Сборник материалов по учебно-методической работе в
профессионально-технических учебных заведениях. - М.: Высшая школа,1980. - 223 с.
194. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. - 129 с.
195. Селевко Т.К., Басов А.В. Новое педагогическое мышление: педагогический поиск и экспериментирование. - Ярославль, 1991. - 113с.
196. Сергеева В.П. Рабочая тетрадь классного руководителя. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 9 с.
197. Сибирская М.П. Инновационные технологии повышения
квалификации специалистов профессионального образования. - М.:
«Профессиональное образование», 1998. - 138с.
198. Симончик Л.В. Подготовка студентов педвуза к воспитательной работе с трудными школьниками. - Минск, 1990. - 74с.
199. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М., 1997. - 165с.
200. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. - М.: Просвещение, 1980. - 144 с.
201. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических
исследований. - М.: Педагогика, 1986 -150 с.
202. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. - М.: Педагогическое общество России,2000. - 49с.
203. Соловьев Г.М. Основы здорового образа жизни и методика
оздоровительной физической культуры: Учебное пособие. Ч.2. -Ставрополь: СГУ, 1998. - 146с.
204. Соловьев Г. М. Образование и здоровье: Комплексная программа Ставропольского государственного университета. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. - 48с.
205. Спирин Л.Ф. и др. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и
решение педагогических задач/Под ред. В.А. Сластенина. -Ярославль,1974. - 141 с.
206. Станичкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 39с.
207. Степашко Л.А. Философия и история образования. - М.,1999.-272 с.
208. Степанов Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. - М.: «Педагогическое общество России», 2001. - 155с.
209. Стрезикозин В.П. Руководство учебно-воспитательным процессом в школе. - М.: «Просвещение», 1972 - 164с.
210. Судзуки С. Реформа образования в Японии.//Педагогика. - 1992. -№4. - 24с.
211. Супрунова Л.Л. Проблемы и перспективы поликультурного образования на Северном Кавказе//Проблемы развития образования на Северном Кавказе. Пятигорск: Изд. ПГЛУ. - 1998. - с.80-87.
212. Сухомлинский В.А. Избр. произ-я: в 5-ти т.т. - Киев, 1978-1980. - т.4. - 51 с.
213. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования РФ. Приложение 2 к постановлению Минтруда России от 17.08.95 № 46 (с изменениями и дополнениями)//Аттестация педагогических кадров. Справочник. 4-е изд., испр. и доп -М.: ИФ «Образование в документах», 2002. - 93с.
214. Татарникова Н.С. Организационно-педагогические основы совершенствования деятельности педагога-воспитателя в системе непрерывного образования. - Н. Новгород, 1998. - 88с.
215. Тищенко Т. М. Дифференцированный подход к повышению квалификации учителей. - М.,1990. - 85с.
216. Ушинский К.Д. Полн. собр. соч. т.2.-М.,1974. - 231с.
217. Федорова О.Ф. Опыт внутришкольного руководства. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955. - 148с.
218. Фельдштейн Ф.И. Психология становления личности. - М.: Международная психологическая академия, 1994. - 192с.
219. Философский словарь. - М., 1989. - 332с.
220. Философский словарь. - М., 1994. - 162с.
221. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - 215с.
222. Хавроничев В.И. Работа с педагогическим коллективом в процессе управления. - М.: Новая школа, 1992. - 196 с.
223. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие. - М.: Гардарики, 2000. - 520с.
224. Хачина Н.Б. Профессиональное самосовершенствование педагога как субъекта воспитательной деятельности в процессе аттестации.- Кострома, 2000 .- 115 с.
225. Худоминский П. В. Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров советской общеобразовательной школы (1917¬1981). - М.: Педагогика, 1986. - 85с.
226. Чебышева В.В. Основные направления и содержание воспитательной работы в среднем профессионально-техническом училище. - М.: «Молодая гвардия», 1975. - 265 с.
227. Чепурных Е. От культуры полезности к культуре достоинства.// Воспитание школьников. - 1999. - №5. - с. 8 -9.
228. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособие для вузов. - М.: Юнити-Дана, 2002 -253с.
229. Шакуров Р.Х. О создании благоприятного социально¬психологического климата в коллективе педагогов. - Минск: Вышэшай школа, 1980. - 97с.
230. Шаповалов В.А. Высшее образование в системе культуры: Научное издание/М-во общ.и проф. Образования РФ; СГУ; Академия социальных наук. - Ставрополь: СГУ, 1996. - 68с.
231. Шнекендорф З.К., Елизаров А.А. Формы воспитательной работы классного руковолителя.-М.,1992.- 237с.
232. Шелестова Л.В. Подготовка будущего инженера-педагога к решению педагогических задач. - Волгоград, 1993. - 77с.
233. Шелехова Н.И. Техника педагогического общения/Под ред. М.Р.
Гинзбурга. - М.: Институт практической психологии, 1998. - 228с.
234. Шиянов Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя. - Москва - Ставрополь, 1991. - 42с.
235. Школа 2000. Концепция и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы./Под ред. А.А. Леонтьева. - М.: Баллас, С- Инфо, 1997. - 124с.
236. Щукина Г.И. Проблема воспитательного интереса в педагогики. - М.: Педагогика, 1971. - 41с.
237. Щуркова М.И. Классное руководство (Теория, методика, технология). - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 119с.
238. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 250с.
239. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. - М.: Новая школа, 1993. - 213с.
240. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. - М., 2000. - 183с.
241. Энциклопедический словарь./Гл. ред. Б.А. Введенский, т.2.-М.: Государственное научное издательство «Большая советская энциклопедия», 1954. - 758с.
242. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т./Под ред.
С.Я. Батышева - М., 1999. т.2. - 133с.
243. Эрдниев П.М. Системность знаний и укрупнение дидактической единицы. //Советская педагогика. - 1975. - № 4. - 72с.