Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении «открытого» типа

Работа №28186

Тип работы

Диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы182
Год сдачи2005
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
672
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы формирования культуры здорового образа жизни ребёнка в «открытом» дошкольном образовательном учреждении 14
1.1 Историко-педагогический анализ проблемы формирования культуры здорового образа жизни старших дошкольников в научной литературе 14
1.2 Понятие и сущность «открытого» дошкольного образовательного
учреждения 37
1.3 Моделирование деятельности «открытого» дошкольного
образовательного учреждения по формированию культуры здорового образа жизни дошкольника 62
ГЛАВА 2. Совершенствование содержания и организации деятельности «открытого» дошкольного учреждения по формированию культуры здорового образа жизни ребёнка 88
2.1 Направление деятельности «открытого» дошкольного образовательного
учреждения по формированию культуры здорового образа жизни старших дошкольников 88
2.2 Организационно-содержательная модель формирования культуры
здорового образа жизни в деятельности «открытого» дошкольного образовательного учреждения 109
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по деятельности «открытого» образовательного учреждения в формировании культуры
здорового образа жизни старшего дошкольника 133
Заключение 155
Библиография 158
Приложения 173


Актуальность темы и постановка проблемы исследования. Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании» (ст.51), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60 % детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10 % детей приходят в школу абсолютно здоровыми (2004).
Общеизвестно, что здоровье человека на 20 % зависит от наследственных факторов, на 20 % - от природного окружения, на 7 - 10 % - от уровня здравоохранения и на 50 % - от образа жизни человека. (Ю.П.Лисицын, Г.К.Зайцев и др.).
В связи с этим, проблема сохранения здоровья дошкольников и воспитания культуры здорового образа жизни у детей представляет особый интерес для исследователей.
Вопросы формирования и воспитания культуры здорового образа жизни детей рассмотрены в работах Н.П.Абаскаловой, Н.М.Амосова, В.К.Бальсевича, И.И.Брехмана, М.Я.Виленского, Г.К.Зайцева, А.Г.Комкова, Г.М.Соловьева, Л.Г.Татарниковой, О.Л.Трещевой и др.
Ученый Г.М.Соловьев, выделил пять основных направлений воспитания культуры здорового образа жизни: формирование знаний и интеллектуальных способностей; мотивационно-ценностных ориентаций; физической культуры; социально-духовных ценностей; приобщение к оздоровительной деятельности.
«Актуальной задачей физического воспитания
Концепции, - является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях». Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть сведены к узкомедицинским и узкопедагогическим мероприятиям. Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребёнка в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).
Ситуация со здоровьем детей продолжает оставаться главной стратегической проблемой в области образования. Серьезную озабоченность вызывает рост детей с ослабленным соматическим и психоневрологическим здоровьем. (Л.И.Губарева, В.Ф.Вишнякова, С.С.Зверева, Д.М.Рудьева).
Социально-гинетические, эпидемиологические, клинико-социальные и другие исследования убедительно доказали, что здоровье человека, в первую очередь, зависит от здорового образа жизни его самого. По данным Ю.П.Лисицина, Ю.М.Комарова и других отечественных ученых, образ жизни формирует здоровье и занимает примерно 50-55 % удельного веса всех факторов, обусловливающих здоровье населения.
Эффективность творческой, преобразующей профессиональной, спортивной деятельности полностью обусловлена здоровьем человека, основы которого закладываются на ранних этапах индивидуального развития. Но для сохранения здоровья на долгие годы, кроме здоровой наследственности, необходим целый комплекс мероприятий, включающий физическую культуру (с достаточной двигательной активностью, закаливанием и др.), рациональный режим труда, отдыха, питания, отказ от вредных привычек, то есть весь комплекс составляющих здорового образа жизни.
Главным результатом культуры здорового образа жизни является высокий уровень здоровья, умственной и физической работоспособности, психоэмоциональная устойчивость и способность противостоять разнообразным стрессовым факторам, неблагоприятным экологическим и внешнесредовым воздействиям.
Реализация важнейших положений Концепции, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей. Большую работу в этом направлении провели такие известные в сфере дошкольного образования учёные, как Т.И.Алиева,B. Г.Алямовская, О.М.Дьяченко, Е.А.Екжанова, М.Н.КузнецоваC. М.Мартынов, Л.А.Парамонова, Е.А.Сагайдачная и др.
История отечественного и зарубежного образования свидетельствует, что проблема здоровья подрастающего поколения рассматривалась по- разному.
В средневековую эпоху задачи воспитания сливались с задачами оздоровления души, но в трудах философов-богословов встречались редкие для того времени советы гигиенического характера, рекомендации по укреплению здоровья детей (А.Августин, С.Боэций, И.Златоуст и др.).
Идея гармонии души и тела как основы здоровья возникла в глубокой древности. Этой идеей в своё время воспользовался английский философ- педагог Д.Локк, и именно ему принадлежит известное выражение «здоровый дух в здоровом теле».
К проблеме здоровья ребёнка в разное время обращались многие учёные (В.Г.Белинский, П.П.Блонский, А.Г.Болотов, А.И.Герцен, Н.А.Добролюбов, С.Г.Зыбелин, В.П.Казначеев, П.Ф.Лесгафт, Н.И.Новиков, Л.А.Оганесян, Н.И.Пирогов, Б.Н.Смольский, А.И.Суворов, В.Н.Татищев, К.Д.Ушинский и др.).
Проблема психологического и психического здоровья детей и школьников занимает одно из центральных мест в разработке научных основ детской практической психологии и в деятельности психологической службы образования (Р.И.Айзман, О.А.Ахвердова, В.И.Бондин, Э.М.Козин, К.С.Коссов, В.П.Озеров и др.).
Вместе с тем, учёные (Л.И.Анцыферова, Л.И.Божович, И.С.Кон, А.В.Петровский и др.) отмечают ряд психологических условий, которые определяют степень эффективности социального воздействия извне на субъект. В первую очередь, это формирование у личности позитивного отношения к миру.
Следует отметить, что сохранению и укреплению здоровья способствует система здоровьесберегающих форм жизнедеятельности человека - здоровый образ жизни, который закладывается с раннего возраста. На формирование системы знаний и умений в области познания ребенка самого себя, своих возможностей и способов их развития наибольшее влияние оказывают образовательные учреждения, на которые возлагаются задачи по формированию культуры здорового образа жизни, исходя из социальных основ здоровья и осознания ответственности общества за здоровье детей.
Современные условия жизни и профессиональной деятельности предъявляют исключительно высокие требования к состоянию здоровья психической устойчивости, физическому развитию подготовленности человека. Эффективность творческой, профессиональной, спортивной деятельности полностью обусловлена здоровьем человека.
Анализ литературы свидетельствует, что недостаточно проработаны педагогические модели формирования культуры здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях «открытого» ДОУ. Новые подходы к организации и содержанию деятельности ДОУ выражаются в переходе их в режим открытости (открытости к жизни, миру, культуре, природе, сфере социальных действий, другим людям, открытости для различных убеждений, диалога, межличностного и межгруппового общения) (В.Н.Гуров,Т.М.Коростелева, А.А.Майер, В.В.Чечет).
В последние годы выдвигаются требования пересмотра и коренного изменения программ, средств и методов гигиенического обучения и воспитания, внедрения принципов культуры здорового образа жизни, приведения их в соответствие с изменившимися социально-экономическими условиями жизни населения.
В качестве основной выдвигается задача выработать и закрепить у детей старшего дошкольного возраста в период их пребывания в ДОУ целесообразные для их возраста гигиенические навыки и привычки, осознанное отношение к здоровью, личной и общественной безопасности.
Гуманистические тенденции развития нашего общества, личностно-ориентированный, культурологический подходы позволяют переосмыслить в соответствии с современными требованиями физкультурно-оздоровительные и гигиено-профилактические направления педагогического процесса ДОУ и определения его значимости в обществе.
Для достижения здоровья и гармоничного развития дошкольника через формирование культуры здорового образа жизни необходимо соответствующее построение педагогического процесса, совместных усилий всего коллектива ДОУ, а также большая работа педагогов и воспитателей над собой.
В этой связи можно выделить ряд социальных противоречий, требующих своего разрешения:
- между общественным признанием необходимости формирования культуры здорового образа жизни подрастающего поколения и теоретической и практической неразработанностью данной проблемы в системе дошкольного образования;
- между наличием большого количества различных дошкольных образовательных учреждений и недостаточной разработанностью организационно-содержательных и методических условий в формировании культуры здорового образа жизни старших дошкольников;
- между имеющимся воспитательным потенциалом социума, семьи и недостаточной степенью использования его в деятельности ДОУ в формировании культуры здорового образа жизни дошкольников.
Учитывая сложившиеся противоречия между общественной потребностью в здоровой личности, в ведении каждым членом общества здорового образа жизни и недостаточной разработанностью условий и технологий формирования такой личности, начиная с дошкольного образовательного учреждения, данное исследование весьма актуально.
Объект исследования: деятельность «открытого» ДОУ.
Предмет исследования: формирование культуры здорового образа жизни старших дошкольников в условиях «открытого» ДОУ.
Цель: разработать и теоретически обосновать содержание, организацию и методику деятельности «открытого» ДОУ по формированию культуры здорового образа жизни старшего дошкольника.
Гипотеза исследования основана на том, что достижение эффективности формирования культуры здорового образа жизни старших дошкольников возможно, если:
- «открытое» ДОУ в своей деятельности использует потенциал различных социумов, которые влияют на увеличение социальных контактов и успешность формирования культуры здорового образа жизни старших дошкольников;
- в содержание образовательного процесса ДОУ внедряются инновационные технологии, способствующие формированию у старших дошкольников стремления к ведению культуры здорового образа;
- деятельность всех служб ДОУ направлена на создание условий для формирования культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста;
- приоритетным направлением в работе ДОУ с семьей является ее участие в формировании культуры здорового образа жизни.
Исходя из цели, объекта и предмета нашего исследования, были определены следующие задачи.
1. Проанализировать современное состояние проблемы формирования культуры здорового образа жизни старших дошкольников в педагогической теории и практике деятельности образовательных учреждений.
2. Обосновать (выявить) возможности «открытого» ДОУ в формировании культуры здорового образа жизни старших дошкольников.
3. Раскрыть содержание, организацию и методику деятельности «открытого» ДОУ в формировании культуры здорового образа жизни старших дошкольников.
Методологическую основу исследования составили положения диалектического материализма о взаимосвязи социальных и природных факторов, обусловливающих развитие здоровой личности, понятия здоровья как социально-педагогической и психологической категории; современные философские, социально-педагогические концепции, определяющие сущность, содержание и организационные формы процесса формирования культуры здорового образа жизни.
Теоретической основой исследования являются: теоретико-методологические положения о сущности культуры здорового образа жизни и теоретические основы его формирования (Н.А.Амосов, Е.А.Андрианова, М.В.Антропова, В.М.Бехтерев, М.М.Борисов, К.Н.Вентцель, В.В.Волков,
A. А.Киколов, В.Е.Коган, А.Т.Никитина, Т.И.Прокопенко, М.В.Соколов, Г.М.Соловьев, А.Г.Сухарев и др.); современные исследования в области валеологии (И.А.Аршавский, М.И.Брехман, И.М.Воронцов, Г.К.Зайцев,
B. П.Казначеев, В.В.Колбанов, В.П.Озеров, В.П.Петленко, Л.Г.Татарникова и др.); теоретические положения о сущности целостного педагогического процесса и его обусловленности социальными, педагогическими факторами (В.П.Беспалько, В.Н.Гуров, В.А.Сластёнин, А.В.Спирин, П.А.Флоренский, А.Л.Чижевский и др.); исследования, направленные на решение проблем физкультурно-оздоровительных работ с детьми в условиях дошкольных образовательных учреждений (В.П.Богданов, Л.Л.Головина, А.А.Гужановский и др.), сущности педагогического знания, философии образования (М.В.Богуславский, М.С.Каган, И.А.Колесникова, З.М.Марков, В.Т.Пуляев и др.).
Методы исследования. В соответствии с логикой исследования для достижения цели и решения поставленных задач использовался комплекс методов:
- теоретические методы: теоретический анализ и синтез (моделирование, ретроспективный, сравнительно-сопоставительный и др.); обобщение опыта;
- эмпирические методы: наблюдение (прямое, косвенное); опрос (очный, заочный); тестирование; эксперимент (констатирующий и формирующий); контент-анализ (изучение документации и результатов деятельности старших дошкольников и всего социума ДОУ);
- статистические методы: количественная и качественная обработка материалов методами математической статистики, шкалирование, педагогическое измерение.
Организация и этапы исследования. Научно-исследовательская деятельность осуществлялась с 1998 по 2005 гг. и проводилась в три этапа.
На первом этапе - поисково-теоретическом (1998 г.) - изучались и анализировались философская, социологическая и психолого-педагогическая литература по проблеме, передовой педагогический опыт различных регионов страны, в том числе Ставропольского края. Целью данного этапа стало определение теоретического и практического уровней разработанности обозначенной проблемы и выявление возможностей её решения в ДОУ. Полученный материал позволил сформулировать рабочую гипотезу, наметить программу эксперимента, определить цель, задачи, объект и предмет исследования.
На втором этапе - экспериментальном (1999-2003 гг.) - была развёрнута широкая опытно-экспериментальная работа по реализации организационно-содержательной модели формирования культуры здорового образа жизни, систематизировались и оформлялись полученные данные, анализировались результаты и формулировались предварительные выводы.
На третьем этапе - обобщающем (2005 г.) - осуществлялись осмысление материалов опытно-экспериментальной работы по проблеме и оформление диссертационного исследования.
Научная новизна исследования. Впервые выявлены особенности организации и содержательной деятельности «открытого» ДОУ в формировании культуры здорового образа жизни старших дошкольников; обоснованы направления организационной работы по обеспечению целостного подхода к сохранению, укреплению и формированию физического, психического и духовного здоровья детей. Впервые создана модель двигательного режима старших дошкольников, включающая нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительной и гигиено-профилактической деятельности педагогов по формированию культуры здорового образа жизни старших дошкольников. Впервые разработана и апробирована методика совместной деятельности педагогов и родителей старших дошкольников по формированию у них умений и навыков культуры здорового образа жизни. Впервые осуществлено целостное осмысление обозначенной проблемы с выходом на ее системное понимание.
Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования существенно дополняют теории формирования здоровой личности и развивают представление о возможности «открытого» ДОУ в решении обозначенной проблемы. Предложена система работы «открытого» ДОУ и социума, позволяющая повысить общие показатели работы любого вида ДОУ и реализовать на муниципальном уровне подходы к формированию культуры здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы доведены до конкретных методических рекомендаций, внедрение которых повышает эффективность деятельности ДОУ любого вида по формированию культуры здорового образа жизни старших дошкольников; разработаны и апробированы упражнения, игры, занятия, направленные на формирование культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.
Высокая эффективность созданной нами модели двигательного режима, направленного на формирование культуры здорового образа жизни старших дошкольников, позволяет рекомендовать ее руководителям ДОУ, воспитателям, социальным работникам, педагогам дошкольных образовательных учреждений и предусматривает обеспечение целостного влияния на личность средствами взаимодействия социально-педагогических служб, ДОУ, семьи и социума по формированию культуры здорового образа жизни.
Достоверность результатов исследования, содержащихся в диссертации, обеспечена совокупностью его методологических и теоретических положений, позволивших наметить научные подходы к исследованию проблемы и доказать выдвинутую гипотезу применением разнообразных взаимодополняемых и адекватных предмету, цели и задачам исследования методов, а также экспериментальной проверкой эффективности формирования культуры здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ «открытого» типа.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлены посредством публикации научных статей и тезисов, выступлений на семинарах, совещаниях и конференциях различного уровня: Международных (Ростов-на-Дону, 2003; Пятигорск, 2004), региональных (Ставрополь, 2001, 2002, 2003), краевых (Ставрополь, 2004), университетских (Ставрополь, 2005).
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Модель «открытого» ДОУ по формированию культуры здорового образа жизни старших дошкольников, содержащая целевой, организационный, содержательный, технологический и кадровый компоненты.
2. Интеграция деятельности ДОУ, семьи и социума обеспечивает высокую эффективность и целостное влияние на личность средств формирования культуры здорового образа жизни старших дошкольников.
3. Система форм, методов, средств формирования культуры здорового образа жизни старших дошкольников в «открытом» ДОУ.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Диссертационное исследование изложено на 157 страницах машинописного текста, содержит 47 таблиц и 2 схемы. Список литературы включает 228 источников, в том числе 4 зарубежных авторов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современные условия жизни и профессиональной деятельности предъявляют высокие требования к состоянию здоровья, психической устойчивости, физическому развитию личности. Эффективность творческой, профессиональной деятельности полностью обусловлена здоровьем человека. Поэтому идеи ценности здоровья как основы всех дальнейших успехов в развитии человеческой личности, самопознания и самосовершенствования должны сегодня доминировать и быть постоянным «фоном» в работе с детьми дошкольного возраста.
Социально-гинетические, эпидимиологические, клинико-социальные и другие исследования убедительно доказали, что здоровье человека, в первую очередь, зависит от здорового образа жизни самого человека. По данным известных отечественных ученых (Ю.П. Лисицин, Ю.М. Комаров и др.), образ жизни формирует здоровье и занимает примерно 50-55 % удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения.
Результаты сравнительного анализа по формированию культуры здорового образа жизни старших дошкольников подтвердили, что консолидация совместных усилий ДОУ и семьи по формированию у детей осознанного отношения к своему здоровью как к бесценному дару и умению сохранять его - есть стабилизация и повышение уровня их здоровья.
Приведенные в нашей работе результаты свидетельствуют о том, что у старших дошкольников и их родителей знания о факторах, активно воздействующих на здоровье человека, значительно расширились и углубились. Одновременно актуализировались проблемы комплексного подхода к изучению состояния здоровья детей, повысилось внимание к поведенческим и психосоциальным аспектам помощи детям, начиная от пересмотра привычных методов воспитания ребенка и заканчивая созданием организационной модели, направленной на профилактику отклонений от здорового образа жизни.
Проведенное исследование позволило сделать ряд общих выводов:
1. Усилия «открытого» ДОУ в решении проблемы формирования культуры здорового образа жизни старших дошкольников являются важнейшим фактором многообразного и интенсивного раскрытия воспитательно-образовательного потенциала и детского сада и социума. ДОУ, как открытая социально - педагогическая система, имеет возможность показать и реализовать как на занятиях, так и вне занятий свои возможности в решении вышеобозначенной проблемы, предоставить детям, их родителям, различным формам общественности пространственное взаимодействие. Для детей и взрослых создается возможность получить новые знания по формированию культуры здорового образа жизни, обрести более широкий круг деятельности и общения.
2. Организация и содержание деятельности «открытого» ДОУ по формированию культуры здорового образа жизни старших дошкольников нацелена на создание здоровьесберегающей среды в учреждении, усовершенствованной модели двигательного режима старших дошкольников; внедрение здоровьесберегающих технологий, предусматривающих нетрадиционные формы и методы физкультурно-оздоровительной и гигиено¬профилактической деятельности педагогов.
3. Потенциал ДОУ и семьи сориентированы, в сущности, на решение одной, общей для них задачи: формирование физически, психически и социально здоровой личности. При этом ДОУ, влияя на социум, на детей и взрослых, не ограничивает их свободу к самореализации. Наоборот, создаются благоприятные условия для решения этой задачи. Принципиально важно при этом их взаимодействие, взаимовлияние.
4. Эффективное взаимодействие «открытого» ДОУ и социума в решении проблемы формирования здоровой личности во многом зависит от детского сада, ее сотрудничества с различными социальными службами, сориентированными на решение этой проблемы. Важным при этом является то, что ДОУ объединяет в совместной деятельности людей разных возрастов - детей и взрослых.
5. Обоснованная и экспериментально проверенная в ходе исследования модель формирования физически, психологически и социально здоровой личности ребенка реалистична. Это подтверждено, с повышением общих показателей работы ДОУ. Разработанная модель муниципальна, но при необходимой корректировке ее можно использовать и в других ДОУ города и края.
Полученные нами результаты и выводы открывают новые возможности для дальнейшего исследования формирования культуры здорового образа жизни дошкольников в различных типах ДОУ, что крайне важно в нынешний переходный период. Эти и другие исследования будут способствовать дальнейшей теоретической разработке и практическому решению проблемы формирования культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.



1. Аванесов B.C. Тесты в социологическом исследовании. - М., 1982.
2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М., 1985.
3. Айзман Р.И. Валеология: учебная программа для общеобразовательных школ. - Новосибирск: НГГТУ, 1996.
4. Айзман Р.И., Абаскалова Н.П. Медико-социальные и психологические
аспекты формирования здоровья. // Валеологическое образование
(проблемы, поиски, решения) Сб. науч. тр. - Липецк, 1996.
5. Айзман Р.И. Психологическая и медицинская валеология - цели и задачи // Научно-практический журнал «Валеология», 1997.
6. Акбашев Т.Ф. Валеопедагогика как система // Проблемы педагогической валеологии. Сб. науч. тр. СПб.: СПб ГУПМ, 1996.
7. Акилов М.В. «Индивидуальный стиль здорового образа жизни - цель обучения в системе физкультурного образования» // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2000. - №2.
8. Актуальные проблемы валеологии в образовании: Материалы Первой всероссийской конференции.-М.: АПКиПРО, 1997.
9. Актуальные проблемы развития физической культуры в современных условиях: Материалы научно-практической конференции. - Ставрополь: СГУ, 1998.
10. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М., 1993.
11. Амоношвили Ш.А., Алексин А.Г. и др. Педагогика здоровья. - М.: Педагогика - 1990.
12. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1987.
13. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977.
14. Ананьев В.А. Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников, Томский университет, 2000
15. Андерсон П. Пути решения проблем, связанных с употреблением алкоголя. - СПб.: МАЛО, 1995.
16. Антонов Ю.Е., Иванова Е.Ю. Основные положения программы «Здоровый дошкольник» // Ж. «Обруч», 1996, № 1.
17. Апанасенко Г. Л., Попова Л. А., Медицинская валеология. - Ростов - на - Дону.: Феникс, 2000.
18. Апанасенко Г.Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики. // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - СПб.: Наука, 1993.
19. Арнольдов А.И. Живой мир социальной педагогики. - М.: Педагогика, 1999.
20. Бабанский Ю.К. Педагогический процесс // Избр. пед. труды / Сост. М.Ю. Бабанский. - М., 1989.
21. Байер К., Шейнбург Л. Здоровый образ жизни. - М.: Физкультура и спорт, 1991
22. Баевский P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. - М.: Медицина, 1979.
23. Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. - М., 2000.
24. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека // Теория и практика физической культуры. - 1990. - №1.
25. Баранов В.М. В мире оздоровительной физической культуры. - Киев: Здоровья, 1991.
26. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: Редакционно - издательский центр Консорциума « Социальное здоровье России», 1999.
27. Березин И.П. Некоторые аспекты психики и психофизиологической адаптации человека. Владивосток, 1980.
28. Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. - М., 1991.
29. Бехтерев В.М. Вопросы общественного воспитания. - М., 1910.
30. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х т. / Под ред. А.В. Петровского - М.: Педагогика.
31. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование. - М.: Просвещение, 1968.
32. Бондин В.И. «Концептуальные основы валеологического образования» // Научно-практический журнал «Валеология», 1997.
33. Бондин В.И. Сущность и содержание валеологического образования педагога. // Валеология. - Ростов - на - Дону, 1998. - № 2.
34. Бочарова В.Г. О некоторых методологических подходах к пониманию целостного процесса социализации, воспитания и развития личности. /Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2-х т., М - Тула: АСОПиР, 1993.
35. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - 2-е изд., доп., перераб. - М.: Физкультура и спорт, 1990.
36. Брехман И .И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - Л: Наука, 1987.
37. Брехман И.И. Валеология. Сборник статей. - СПб.: 1993.
38. Буева Л.П. Человек, деятельность и общение. - М.: Мысль, 1979.
39. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость.- М.: Просвещение, 1981.
40. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. М, 1953.
41. Вайнер Э.Н. Общая валеология. - Липецк, 1998.
42. Валеологическое образование: состояние и пути совершенствования. /Материалы Всерос. научн.-практ. конф. Омск, 1997.
43. Варламов Ю.А., Соломин В.П., Попов Л.А. Валеология и её значение в
обеспечении безопасности жизнедеятельности людей в чрезвычайных ситуациях. // 3-й Национальный Конгресс по профилактической
медицине и валеологии. 1996. (С-Петербург, Россия): Тезисы доклада. СПб, 1996.
44. Вересаев В. Записки врача. М., 1936.
45. Вержбицкая Н.А. Массаж - одно из средств физического воспитания (из
опыта работы преподавателя МПК г. Мурманска) //Дошкольное воспитание. - 1999. - № 3.
46. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
47. Виленский М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры. - 1994. - №9.
48. Виленский М.Я., Соловьев Г.М. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2001. - №3.
49. Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. - М., 1996.
50. Висневская Л.Я., Данилова Е.А. Пьют родители - страдают дети. - М.: Медицина, 1997.
51. Воспитатели и дети: источники роста./ Под ред. В.А. Петровского. - М.: Аспект-пресс, 1994.
52. Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. - М.: Новая школа, 1994.
53. Вульфов Б.З., Семёнов В.Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. М., 1981.
54. Выготский Л.С. Собрание сочинений. / Гл. ред. А.В. Запорожцев - М.: Педагогика. - 1982, - Т. 4: Детская психология. / Под ред. Д.Б.Эльконина. 1984.
55. Гигиена подростков и детей: Учебник. / Под ред. Г.Н. Сердгоковской. - М.: Медицина, 1989.
56. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам. - М.: Владос, 1999.
57. Глухов В.И. Физическая культура в формировании здорового образа жизни. - Киев: Здоровья, 1989.
58. Громова С. Сюжетные физкультурные занятия с элементами коррегирующей гимнастики. //Ж. «Дошкольное воспитание» - 1996. - №№ 6, 8, 10.
59. Гуманизация воспитания в современных условиях / Под ред. Газмана О.С., Костенчука Н.А. - М., 1995.
60. Гутникова Л. Спорт + игра = радость. //Ж. «Дошкольное воспитание» - 2001. № 12.
61. Гуров В.Н. Теория и методика социальной работы с семьёй: Монография - М. - Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998.
62. Гуров В.Н., Селюкова Л.Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа: Учебное пособие. Ставрополь: СКИУУ, 1993.
63. Гуров В.Н., Галяпина В.Н., Селюкова Л.Я., Черевко В.М., Переверзева Т.А. Содержание и организация социальной адаптации личности ребенка в дошкольном учреждении. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1999.
64. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М.: Просвещение, 1987.
65. Донской Д.Д. Развитие идеи П.Ф. Лесгафта о физическом упражнении как двигательном действии. Сб.: Физ. культ, и спорт, здоровье нации, СПб., 1996.
66. Доронова Т.Н. Право на охрану здоровья //Ж «Дошкольное воспитание» - 2001, № 9.
67. Егоров Б.Б., Змановский Ю.Ф. Система эффективного закаливания // Ж. «Начальная школа», 2000, № 7.
68. Епифаний Славиняцкий «Гражданство обычаев детских».
69. Ерофеева Т.И, Современные образовательные программы для дошкольных учреждений // М, 1999.
70. Ефименко Н.Н. Театр физического оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М., 1999.
71. Ешин М.Б. Культура в системе общества // Культура в общественной системе социализма. - М.: Наука, 1984.Ерофеева Т.И, Современные образовательные программы для дошкольных учреждений // М, 1999.
72. Закон Российской Федерации «Об образовании» - М.,2001.
73. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. Расти здоровым. - СПб.: Акцидент, 1995.
74. Зайцев Г.К. Валеологические проблемы педагогической деятельности.// Валеология. - 1997. - №2.
75. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. - Л.: Медицина, 1992.
76. Здоровьесберегающие технологии в системе общего образования
Ставропольского края. / Под ред. Г.М. Соловьева. - Ставрополь: Сервисшкола, 2003.
77. Здоровый город - здоровые дети: материалы региональной конференции. /Под ред. Сергеевой Т.Е. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999.
78. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХ1 века. Авторы-составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. - М.: АРКТИ, 2000.
79. Зелинская Д. Школа здоровья - М., 1995, т.2.
80. Змановский Ю.Ф. К здоровью без лекарств. - М.:Советский спорт, 1991.
81. Змановский Ю.Ф., Кузнецова М.Н. Комплексное закаливание в дошкольных учреждениях. Методические рекомендации Минобразования РФ. - Нижний Новгород, 1992.
82. Змановский Ю.Ф., Кузнецова М.Н., Баранова Н.В. Оздоровительно-профилактический комплекс в дошкольном учреждении // Ж. «Дошкольное воспитание», 1991, № 10.
83. Змановский Ю.Ф., Лукьянов Ю.Е. Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей. Труды 1 Международной научно¬практической конференции. / Под ред. Ю.Ф. Змановского.: Дубна, 1992.
84. Змановский Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных
учреждениях. Концептуальные положения. // Ж. «Дошкольное воспитание», 1993, № 9.
85. Из опыта работы образовательных учреждений г.Ставрополя по
программе «Образование и здоровье» /Под ред. Муравьёвой В.А. - Ставрополь, 2000.
86. Изуткин Д.А. Социалистический образ жизни и здоровье населения. - М.:Медицина, 1977.
87. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. - М.:
Просвещение, 1987.
88. Ильин Е.П. От культуры физической - к культуре здоровья. // Теория и практика физической культуры. - 1994. - № 7.
89. Исаев Д.Н., Коган В.Е. Психогигиена пола у детей. - Л.: Медицина,1986.
90. Искусство быть здоровым. / Авт. - сое. A.M. Чайкойский, СБ.
Шенкман. - М.: Физкультура и спорт, 1987.
91. История педагогики и образования: Учеб. пособие для пед.уч.зав. /Под
ред. А.Н. Пискунова. - 2-е изд. - М.: Сфера, 2001.
92. Кабаева В.М. Организация психолого-педагогического исследования
осознанного отношения подростков к собственному здоровью: методические рекомендации для педагогов-психологов. - М.:
АПКиПРО, 2002.
93. Кабанов С.А., Исаев А.П., Мишаров Н.З. Информационные
педагогические технологии в системе физкультурного образования и спорта - Челябинск: ООО ИПП «Фотохудожник», 2001.
94. Каганов Л .С. Развиваем выносливость. - М. Знание, 1990. - (Новое
в жизни, науке, технике. Серия «Физкультура и спорт», № 5).
95. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. «Основы индивидуального
здоровья человека»: Введение в общую и прикладную валеологию. - М., 2000. - 120с.
96. Казьмин В.Д. Дыхательные гимнастики. - Ростов - на - Дону // «Феникс»,2000.
97. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские народные подвижные игры. - М.:Просвещение, 1995.
98. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теогия и методика физического воспитания
детей дошкольного возраста. М., «Просвещение» 1972.
99. Колесников Л.Ф., Гурченко В.Н., Борисова Д.Г. Эффективность
образования, - М.: Педагогика, 1991
100. Кротков Ф.Г. Быховский А.В. Условия жизни и здоровье. М.: «Знание», 1967.
101. Куликов Л.В. Психология настроения. СПб., 1998.Кудрявцева В.Т. Развивающая педагогика оздоровления. - М.: Линка - Пресс, 2000.
102. Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни. - М.: Профиздат.,1987.
103. Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей. - М.: Просвещение,1987.
104. Латохина Л.И. Как быть здоровым душой и телом // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 10.
105. Латохина Л.И. Хатха - йога для детей. - М.: Просвещение, 1993.
106. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика,1988.
107. Лесгафт.П..Ф. // Руководство по физическому образованию детей дошкольного возраста//. М., 1952, т. 2.
108. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение. / Послесл. Е.с. Буха. - М.: Педагогика, 1991. (Б-ка учителя и воспитателя)
109. Летунов СП., Мотылянская Р.Е. Истоки здоровой жизни. - М.: Знание, 1974.
110. Лисицын Ю.П. (ред.) // Комплексные социально-гигиенические
исследования, концепция формирования ЗОЖ: Сборник научных трудов. - М.: Медицина, 1991г.
111. Лисицын Ю.П. Концепция формирования ЗОЖ // Сборник научных трудов. - М.: Медицина, 1991.
112. Лисицын Ю.П. Основной вопрос медицины. Образ жизни. Общественное здоровье. Санология.// Актовая речь. - М.: ВНИИМИ, 1987.
113. Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. - М.: Медицина, 1993.
114. Логинова В.И, Бабаева Т.И. // Детство. С-П, 1997. Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. - СПб.: Деан,1999.
115. Лубышева Л.И. Концепции формирования физической культуры человека. - М.: ГЦИФК, 1992.
116. Лях В.И., Мейксон Г.Б., Кофман Л.Б. Концепция физического воспитания и здоровья детей и подростков. - М., 1992.
117. Майер А.А. Структурно-функциональная модель деятельности
дошкольного образовательного учреждения как открытой и развивающейся системы // Современное дошкольное и начальное образование: пути развития. Часть 1: Педагогика и психология дошкольного и начального обучения: Материалы Международной научно¬практической конференции, 20 - 21 марта 2003 г., посвященной 300-летию Санкт-Петербурга. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003.
129. Макаренко А.С. О воспитании в семье. Избр. пед. произведения. - М: Учпедгиз, 1955.
130. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней:
Учебное пособие для студентов высших пед. заведений. - М.:
Издательский центр «Академия», 2001.
131. Мартынов С.М. Здоровье ребенка в ваших руках. - М.: Просвещение, 1991.
132. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. - М., 2000.
133. Миронов А.М. Критические периоды детства. - М.: Просвещение, 2000.
134. Моделирование воспитательных систем: теория и практика. - М.: Просвещение, 1995.
135. Морозова СИ., Баранчукова Г.А., Гупракова Н.С., Вязовская Т.С. Валеология женщины: воспитание и образование девочки, девушки в школе // 3-й Национальный конгресс по профилактической медицине и валеологии (май 1996. С-Петербург, Россия): Тезисы доклада. - СПб., 1996. С. 106-107.
136. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Центр «Академия», 1999.
137. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - Пенза, 1994.
132.Назаров И.Т. Культура воли, система воспитания здоровой личности. - М.: Просвещение, 1979.
138. Найдин В.Л. Десять тысяч шагов к здоровью - М.: Физкультура и спорт, 1978. (Физкультура и здоровье).
139. Неклюдова Н.А. Формирование здорового образа жизни в
воспитательной системе школы. - Вологда: Русь, 2000.
140. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - Кн.З: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. Новая энциклопедия здоровья ребенка: Перевод с англ. - М.: НИИЛокид, 1995.
141. Новиков Н.И. Избранные педагогические сочинения./Под ред. М.Ф.Шабаевой. - М.: Учпедгиз, 1959.
142. Новиков A.M. Как работать над диссертацией. - М.: Педагогический поиск, 1994.
143. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
144. Общие основы методики социальной работы. / Под ред. Г.И. Филонова. - М: ЦСП РАО, 1996. «Народное образование» Ж. № 9, 1999.
145. Основы безопасности дошкольников / Под ред. В.А. Ананьева. - М.: Академия, 2000.
146. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 1986.
147. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Физические упражнения и подвижные игры дошкольников. - М.: Просвещение, 1971.
148. Обижесвет Р.П., Касаткин В.П. Настольная книга медсестры. - М.: Линка - Пресс, 1998.
149. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1984.
150. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др. - М.: Школа-Пресс, 1998.
151. Петленко В.П. Основной закон валеологии. // Здоровье и образование: проблемы педагогической валеологии. Материалы 1-й Всероссийской научно-практической конференции. - СПб., 1995.
152. Программа развития дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы МДОУ № 90): Учебно-методическое пособие. / Авторский коллектив ДОУ № 90 под рук. и науч. ред. А.А. Майера. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2003.
153. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. Сост. и вводная статья В.З. Смирнова.- М: Изд-во Акад. Пед. наук РСФСР, 1953.
154. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. М: Педагогика, 1987.
155. Полунин B.C. Календарь здорового образа жизни. М.: Арбат, 1997.
156. Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А. Сластенина. - М., 1990.
157. Психология / Под ред. А.А. Крылова - М.: «Проспект», 1998.
158. Развитие, социализация и воспитание личности: Региональная концепция. / Науч. ред. В.А.Шаповалов. - Ставрополь, СГПИ, 1993.
159. Рвачёва Г.М., Овечкина А.В. и др. Медико-педагогические аспекты валеологии. // 3-й Национальный Конгресс по профилактической медицине и валеологии, 1996. (С-Петербург, Россия): Тезисы доклада. - СПб,1996.
160. Рекомендации Всероссийской научно-практической конференции
«Актуальные вопросы валеологии в образовании» // Вестник образования. - 1997. - № 1.
161. Родионов Е.Б. Валеологический аспект гимназического курса физической
культуры. // Здоровье и образование. Проблемы педагогической валеологии.
162. Романова Н.Т. Как вырасти здоровыми и приспособленными к жизни. // Народное образование 1995. - №2.
163. Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья / Пер.
164. Рунова М. Сохранение и укрепление здоровья ребенка // Ж. «Дошкольное воспитание» - 1999, № 6.
165. Рунова М. Формирование дыхательной активности // Ж. «Дошкольное воспитание». - 2000. - № 6.
166. «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации» М.
2000.
167. Синцова Л.К., Давыдова О.И., Майер А.А. Практикум по этнопедагогике, социальной педагогике и социальной работе (тесты, задания, упражнения, педагогические ситуации): Учебно-методическое пособие. - Барнаул: Изд- во БГПУ, 2003.
168. Соловьев Г.М. Здоровый образ жизни: научно-теоретические и методические основы: Учебное пособие. Часть 1. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001.
169. Социально-психолого-педагогическое сопровождение профессиональной
подготовки студентов к педагогической деятельности: Учебное пособие. С.Я. Ромашина, О. И. Давыдова, Е.В. Шарапановская, Ю.В. Атемаскина, А.А. Майер - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. Малая советская энциклопедия. 3-е издание. - М., 1958. - Т.1.
170. Спирина В.П. Закаливание детей. - М.: Просвещение, 1978.
171. Стасюк А.М., Журавлева Н.А. О системе физкультурно-оздоровительной работы. // Ж. «Дошкольное воспитание», 1997, № 9.
172. Социальная технология научно-практической школы им.
Ю.Ф.Змановского: Здоровый дошкольник. /Авторы-составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н, Марченко Т.И., Пронина Е.И. - М.: АРКТИ, 2001.
173. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. - М.: Академия, 2000.
174. Сонькин В.Д., Зайцева В.В. Валеологический мониторинг детей и подростков//Теория и практика физ. культуры. - 1998. - № 7.
175. Сонькин В.Д., Зайцева В.В. Проблемы тестирования в оздоровительной физической культуре.// Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 8.
176. Ставицкая А.Б., Арон О.И. методика исследования физического развития детей и подростков. М., 1959.
177. Станкин М.И. Психолого-педагогические основы физического
воспитания: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1987.
178. Столяров В.И., Быковская И.М., Лубышева Л.И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) // Теория и практика физ. культуры. - 1998. - № 5.
179. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.: Медицина, 1991.Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - Москва.: Педагогика, 1989.
180. Сухомлинский В.А. О воспитании. Выдержки из книг и статей. / Сост. С. Соловейчик - М.: Политиздат, 1973.
181. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. СПб.: Петроградский и К° , 1995.
182. Татарникова Л.Г. Российская школа здоровья и индивидуального развития детей. - СПб.: Санкт-Пб ГУПМ, 1993. 118 с.
183. Татарникова Л.Г. Валеология - основа безопасности жизни ребенка. - СПб.: Петрос, 1997.
184. Тель Л.З. Валеология: Учение о здоровье, болезни и выздоровлении. В 3т. - М.: ООО «Издательство ACT»; «Астрель», 2001. - Т 1. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении - М., 2001.
185. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. / Под ред. Яркиной Т.Ф., Бочаровой В.Г.: в 2 Т. - Москва - Тула, АСОПиР 1998, Т .1.
186. Терентьева А.В., Ивашин О.И., Москвичев В.В. Реабилитационная программа «Перекресток». - М.: НМЦ ДАР, 2000.
187. Толковый словарь русского языка. М., 2002.
188. Устав ВОЗ // Основные документы ВОЗ. - Женева, 1986.
189. Ушинский Д.К. Т.1. О народности в общественном воспитании. Педагогические сочинения: В 6 т. - М.: Педагогика, 1988.
190. Физическая культура и современные проблемы физического
совершенствования человека: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Ереван, май 1984 / Под общ. ред.
Л.П.Матвеева и др. - М.: ГЦОЛИФК, 1985.
191. Филонов Г.Н. Воспитание личности школьника. - М.: Педагогика, 1995.
192. Филонов Г.Н., Яркина Т.Ф. Актуальные проблемы социальной работы в России. // Педагогика. - 1993. - № 6.
193. Филиппова С.К. К вопросу о программах физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ // Ж «Дошкольное воспитание». - 1999. - № 12.
194. Фрейд 3. Психология «Я» и защитные механизмы.: пер. с англ. - М.: Педагогика Пресс,1993. - 140 с.
195. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьников. М: Просвещение, 1988.
196. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Девочка - подросток - девушка. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981. 159 с.
197. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Мальчик - подросток - юноша. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982. - 207 с.
198. Царегородцев Г.И. Здоровье населения как социально-гигиеническая проблема. Общество и здоровье человека./ Под ред. Г.И. Царегорцева. - М.: Медицина, 1973. С. 23-27.
199. Целостный мир современной молодежи на пути к мировой интеграции. / Под ред. Криворученко В.К., Долгова В.В. - М., 1994.
200. Чайцев В.Г. Практическая валеология. Принципы сохранения, укрепления здоровья и долголетия. - Рязань, 1997.
201. Чернышевский. Что делать? ПСС - М.:1953, т.1. - 476 с.
202. Чечельницкая С.М., Родионов В.А. Без секрета всему свету... - М.: НМЦ ДАР, 2000.
203. Чечельницкая С.М., Родионов В.А. Подростковая наркомания и СПИД: концептуальный подход. - М.: НМЦ ДАР, 2000.
204. Чумаков Б.Н. Валеология. - М.: Психологическое общество России, 1999. - С41-43.
205. Шацкий СТ. Педагогические сочинения в 4т. / Под ред. И.А. Каироваи др. - М.:Просвещение, 1964. - т.3 Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. - М.: Просвещение, 1984.
206. Хухлаева О.В. Лесенка радости. - М.: «Совершенство», 1998.
207. Щербак А. К гармонии через движение! //Ж. «Дошкольное воспитание». - 1998. - №№ 6, 8.
208. Щебенко В.И.// Физическое воспитание дошкольника. М, 1998.
209. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья: методологические аспекты. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1989. - 136с.
210. Энциклопедия здоровья. / Под. Ред. В.И. Покровского. - М.: ИПО «Автор», 1992, Т 1. - 761 с, Т. 2.Яковлева Л., Юдина Р. Работаем по программе «Старт». // Ж. «Дошкольное воспитание». - 1996. - №№ 1-12; 1997. - № № 1-12.
211. Haywood K.M. The role of physical education in the development of active lifestiles // Research Quarterly for Exercise and Sport. - 1991. - 5.
212. Health Behavior in School-Aged Children: A WHO Cross-National Survey. Research protocol for the 1993-94 Study. - Copenhagen, Denmark, 1993.
213. Komkov A.G., Kirrilova E.G., Batt S.D. Assessment of Physical Activity Level in School-Aged Children and Effectiveness of Physical Education Curriculum // The Second Annual Congress of European College of Sport Science. Abstracts I. Copenhagen, Demark, 1997.
214. The Health of Youth. A Cross-National Survey. - WHO Regional Publication, European Series No.69, Printed in Canada, 1996.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ