Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая адаптация к иной социокультурной среде (на материале исследования удмуртского и коми-пермяцкого этносов)

Работа №28177

Тип работы

Диссертация

Предмет

психология

Объем работы170
Год сдачи2004
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
546
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ТЕОРИИ АДАПТАЦИИ 9
1.1. ПОНЯТИЕ АДАПТАЦИИ 9
1.2. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В РУСЛЕ КРОСС- КУЛЬТУРНОЙ ПСИХОЛОГИИ 23
1.3. ДИНАМИКА И ИНДИКАТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ. ОСОБЕННОСТИ АВТОРСКОГО ПОДХОДА К ПОНИМАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К ИНОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ 36
ГЛАВА II. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА КАК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ ПОЛЕ 44
2.1. ПОНЯТИЕ СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ 44
2.2. О МЕСТЕ И РОЛИ ЦЕННОСТЕЙ В СМЫСЛОВОЙ СФЕРЕ ЛИЧНОСТИ 47
2.3. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ 51
ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 53
3.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПЫТУЕМЫХ 53
3.2. МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 55
3.2.1. Методики изучения процесса адаптации 55
3.2.2. Методики изучения индивидуальных свойств 57
3.2.3. Методики изучения свойств личности 58
3.2.4. Методики изучения социально-психологических свойств 65
3.3. МАТЕМАТИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 67
ГЛАВА IV. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 68
4.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЫРАЖЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЭТНИЧЕСКИХ ИНДИВИДОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ АДАПТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 68
4.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИНАМИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ .71
4.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРУКТУРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ АДАПТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 78
4.4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ АДАПТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 88
4.5. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СВЯЗИ АДАПТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ С НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИМИ И ПСИХОДИНАМИЧЕСКИМИ СВОЙСТВАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ 123
ВЫВОДЫ 135
РЕКОМЕНДАЦИИ 138
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 140
ПРИЛОЖЕНИЯ 157


Актуальность изучения проблемы психологической адаптации человека к изменениям социокультурной среды обусловлена рядом причин: вследствие интенсификации межэтнических контактов (экономические и образовательные миграции, взаимодействия, опосредованные средствами массовой коммуникации) в XX веке произошло мощное соприкосновение, даже столкновение различных культур (А. Г. Здравомыслов, 1996, Н. М. Лебедева, 1999б, Д. А. Леонтьев, 2002, Сухарев А.В., 2002). Данные столкновения часто противоречащих друг другу картин мира, различных систем ценностей, ранее не соприкасавшихся или мало соприкасавшихся, привели к необходимости их сопряжения на уровне индивидуального сознания, психологической адаптации к иной системе смыслов и ценностей . Другой причиной является качественное изменение форм жизни: противоречивость и нестабильность социальной ситуации, увеличение скорости технического прогресса и накопления информации, отмеченные практически всеми исследователями (Г. М. Андреева, 1998, А. Г. Асмолов, 2001, И. Калайков, 1984, М. В. Ромм, 2002, Г. У. Солдатова, 1998, Т. Г. Стефаненко, 2000, А. В. Сухарев, 2002, А. Тоффлер, 1997 и др.), — которое приводит к росту числа людей, не способных контролировать эти изменения (информационный невроз, И. Калайков, 1984, «синдром футурошока», или потрясения от перемен, А. Тоффлер, 1997), т.е. не способных адаптироваться, прежде всего психологически, к неопределенности и неустойчивости современного общества.
Необходимость изучения психологической адаптации к иной социокультурной среде связана с недостаточной разработанностью проблемы: ведутся дискуссии вокруг толкования понятия психологической адаптации к иной социокультурной среде, сущности явления, компонентов структуры, критериев адаптированности/дезадаптированности.
Научная новизна связана с изучением феномена психологической адаптации к иной социокультурной среде как самостоятельного явления — со своими специфическими признаками, проявлениями, процессом протекания (стадиями) и результатом; с изучением структуры психологической адаптации к иной социокультурной среде как сочетания стабильного (сохранения своих этнических ценностей) и динамического (включения в структуру ценностей индивида ценностей иной культуры) компонентов, а также изменения этой структуры в процессе адаптации человека к иной культуре; с рассмотрением адаптации к инокультурной среде как вхождения в иное ценностно-смысловое поле и интериоризации этих ценностей и смыслов.
Теоретическое значение работы заключается в обогащении теоретических знаний по проблеме психологической адаптации к иной социокультурной среде: выделены стадии психологической адаптации к иной социокультурной среде, уточнено определение психологической адаптации к иной социокультурной среде, показана роль этносемантических и ценностных согласований в процессе становления психологической адаптации к иной социокультурной среде. Установлено, что психологическая адаптация к иной социокультурной среде возникает при включении в ценностно-смысловую структуру индивида ценностей как своей этнической группы, так и иной социокультурной среды. Полученные результаты могут быть использованы для дальнейшей разработки теоретического концепта психологической адаптации человека к изменению социокультурной среды.
Практическое значение работы: эмпирически выделены критерии психологической адаптации к иной социокультурной среде (включение в ценностно-смысловую структуру ценностей как своей этнической группы, так и принимающей среды), что позволит на практике осуществлять научно обоснованное сопровождение психологической адаптации личности к иной социокультурной среде через различные социальные институты. Данные практические критерии можно применять в психолого-педагогической практике, в системе образования с целью оптимизации учебного процесса студентов, обучающихся на национальных факультетах и отделениях вузов; для подготовки национальных программ по гуманитарным дисциплинам с включением этнорегиональных компонентов (этнопсихология, этнопедагогика, этнология, культурология и др.); для построения концепции национальной политики в республике Удмуртия и Пермской области.
Объектом исследования является психологическая адаптация к иной социокультурной среде.
Предмет исследования: структура и динамика психологической адаптации к иной социокультурной среде.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что динамику психологической адаптации к иной социокультурной среде можно рассматривать как изменяющиеся представления человека о своем метаиндивидуальном мире в ходе приобщения к иной социокультурной среде. Структуру психологической адаптации к иной социокультурной среде можно описать через участное сочетание стабильного (сохранение своих этнических ценностей) и динамического (включение в структуру индивидуальных ценностей ценностей иной культуры) компонентов. Структура психологической адаптации может иметь отличительные особенности: включение/не включение в индивидуальную структуру ценностей как своей культуры, так и ценностей принимающей социокультурной среды в выборке высокоадаптированных и низкоадаптированных индивидов.
Целью исследования стало изучение динамики и структуры психологической адаптации к инокультурной среде студентов финно-угорской этнической группы (удмуртского и коми-пермяцкого этносов).
Данная цель определила следующие задачи исследования:
1. Разработать теоретический концепт психологической адаптации к иной социокультурной среде: раскрыть сущность понятия и динамику протекания психологической адаптации к иной социокультурной среде.
2. Эмпирически изучить стадии протекания психологической адаптации к иной социокультурной среде.
3. Эмпирически изучить структуру психологической адаптации к иной социокультурной среде.
4. Эмпирически изучить соотношение психологический адаптации/дезадаптации к иной социокультурной среде и особенностей межгруппового восприятия.
5. Эмпирически выявить компенсаторные механизмы, обусловливающие успешность психологической адаптации к иной социокультурной среде.
Методологической основой исследования явились принцип антропности (выхода на значимые человеческие смыслы) Д. А. Леонтьева, Дж. Барроу и Ф. Типлера; принцип двойственности качественной определенности человека и его жизненного мира М. Бубер, Л. Я. Дорфмана; принцип относительности Н. Бора (понимание относительности выявленных психологических закономерностей вследствие невозможности учета всех влияний на объект и предмет исследования).
Теоретической основой исследования явились положения культурной обусловленности психики и смыслового строения сознания Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, концепция личностных смыслов А. Н. Леонтьева, Д. А. Леонтьева, концепция превращенных форм М. Бубера, М. М. Бахтина, Л. Я. Дорфмана, Д. А. Леонтьева, В. Ю. Хотинец.
Основные положения, выносимые на защиту
1. Динамика психологической адаптации к иной социокультурной среде есть изменяющиеся представления человека о своем метаиндивидуальном мире в ходе приобщения к иной социокультурной среде.
2. Психологическая адаптация к иной социокультурной среде представляет собой целостное психологическое образование, структура которого характеризуется как стабильным (сохранение ценностей своей культуры), так и динамическим (включение к индивидуальным ценностям ценностей иной социокультурной среды) компонентами, находящимися в различном соотношении.
3. Психологическим механизмом становления адаптации к иной социокультурной среде является согласование ценностей своей и другой культуры.
4. Психологическая адаптация к иной социокультурной среде как включение в ценностно-смысловую структуру индивида ценностей как своей этнической группы, так и ценностей иной социокультурной среды, оказывает эффекты на позитивность межэтнической перцепции.
Апробация работы. Основные положения и результаты проведенного исследования докладывались и обсуждались на Международном конгрессе «Проблемы толерантности в изменяющемся мире» (г. Екатеринбург, 2002), на Международной научно-практической конференции «Толерантность и проблема идентичности» (г. Ижевск, 2002); на Международной научно¬практической конференции (г. Ижевск, 2004); на XVII и XIX Мерлинских чтениях (г. Пермь, 2002, 2004); на V региональной научно-практической конференции «Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе» (г. Пермь, 2003); на заседаниях кафедры общей психологии УдГУ (г. Ижевск, 2002, 2003, 2004).
По теме исследования в психологических изданиях опубликовано 7 работ.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, рекомендаций, списка литературы и приложений. Работа изложена на 182 страницах машинописного текста, содержит 44 таблицы и 21 рисунок. Список литературы насчитывает 184 наименований, в том числе 25 на иностранном языке.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Применение принципа двойственности качественной определенности человека и его жизненного мира позволило представить психологическую адаптацию к иной социокультурной среде как процесс вхождения в иное ценностно-смысловое поле и интериоризации иных ценностей и смыслов.
2. Особенности динамики психологической адаптации как изменяющихся представлений человека о своем метаиндивидуальном мире в ходе приобщения к иной социокультурной среде проявляются в значимом возрастании значений показателей Я-Авторского и Я-Превращенного между 1 и 4 курсами в выборке удмуртских студентов, значений показателя Я-Авторского между 1—2 и 3 курсами в выборке коми-пермяцких студентов.
Таким образом, динамика психологической адаптации проявляется в возрастании самостоятельности (обособления), автономности,самоопределения, независимости, авторства, креативности (Я-Авторское), самостоятельности (обособления), терпимости (Я-Превращенное).
3. Психологическая адаптация представляет собой целостное психологическое образование, структура которого характеризуется как стабильным (сохранение ценностей своей культуры), так и динамическим (включение в ценности индивида ценностей иной социокультурной среды) компонентами. Эмпирически выявлена структура психологической адаптации в группе высокоадаптированных (высокоадаптированных удмуртов, коми- пермяков, русских): включение в свои ценности общих для трех этнических групп ценностей (ценностей, заданных нахождением групп в едином географическом пространстве), ценностей финно-угорской этнической группы, ценностей русской группы (части ценностей русских для удмуртской и коми- пермяцкой групп) и собственных ценностей отдельно для каждой подвыборки (высокоадаптированных коми-пермяков, высокоадаптированных удмуртов, высокоадаптированных русских).
Таким образом, структура психологической адаптации характеризуется сохранением ценностей своей культуры (стабильный компонент) и расширением поля своих ценностей за счет ценностей иной социокультурной среды (динамический компонент).
4. Наличие в структуре психологической адаптации участного сочетания двух компонентов: стабильного и динамического — подтверждается эмпирически выявленной структурой психологической дезадаптации, которая характеризуется или только стабильным (сохранение ценностей своей культуры) или только динамическим (включение в ценности индивида ценностей иной социокультурной среды) компонентами. Структура психологической дезадаптации в группе низкоадаптированных удмуртов и русских характеризуется включением в свои ценности общих для трех этнических групп ценностей (ценностей, заданных нахождением групп в едином географическом пространстве), ценностей своей культуры, ценностей группы низкоадаптированных и собственных ценностей отдельно для каждой подвыборки (низкоадаптированных удмуртов, низкоадаптированных русских). Ценности респондентов группы низкоадаптированных (низкоадаптированных удмуртов и русских) включают только ценности, общие для всех трех этнических групп, ценности своей культуры и специфические ценности группы низкоадаптированных; и не включают этнически специфические ценности других культур.
Эмпирически выявленная структура психологической дезадаптации в группе низкоадаптированных коми-пермяков отличается включением в свои ценности общих для трех этнических групп ценностей (ценностей, заданных нахождением групп в едином географическом пространстве), ценностей финно-угорской этнической группы, ценностей русской группы (части индивидуалистских ценностей русских для коми-пермяцкой группы), ценности, общей для низкоадаптированных, ценности, характерной для финно-угорской группы низкоадаптированных, и большого набора собственных ценностей как аллоцентрической, так и идиоцентрической направленности. Для группы низкоадаптированных коми-пермяков характерно значительное расширение поля своих ценностей за счет ценностей своей культуры, культуры иной этнической группы, ценностей как высокоадаптированных, так и низкоадаптированных представителей данных этнических групп (русских, удмуртов, коми-пермяков) и блока собственных многочисленных ценностей как идиоцентрической, так и аллоцентрической направленности.
На основании полученных данных можно рассматривать структуру психологической дезадаптации как сохранение ценностей только своей культуры (стабильный компонент) или несформированность (размытость) ценностной структуры (чрезмерное усиление динамического компонента).
5. Психологическая адаптация как включение в индивидуальную ценностно-смысловую структуру ценностей как своей, так и иной социокультурной среды оказывает эффекты на позитивность межэтнической перцепции.
6. Формирование компенсаторных механизмов, обусловливающих успешность психологической адаптации к иной социокультурной среде, проявляется в компенсации отрицательной связи показателя адаптивных способностей и показателя психодинамического свойства эмоциональности коммуникативной в группе низкоадаптированных удмуртов и коми-пермяков. Эта компенсация проявляется в появлении у высокоадаптированных удмуртов и коми-пермяков новых значимых связей между показателем адаптивных способностей и показателями нейродинамических и психодинамических свойств: отрицательной значимой связи с показателем эмоциональности моторной и положительной значимой связи — с коммуникативной эргичностью и силой возбуждения нервных процессов.



1. Абишева А. К. О понятии ценность //Вопросы философии. 2002. № 3. С. 139—146.
2. Абульханова-Славская К. А. Личность в процессе деятельности и общения //Психология личности: Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «Бахрах- М», 2002. Т. 2. С. 301—330.
3. Абульханова-Славская К. А., Гордиенко Е. В. Представления личности об отношении к ней значимых других //Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 5. С . 38—47.
4. Агафонов А. Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб.: Издательство «Речь», 2003. 296 с.
5. Агафонов А. Ю. Человек как смысловая модель мира. Пролегомены к психологической теории смысла. Самара — Москва, 2000. 336 с.
6. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1998. 376 с.
7. Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики /Под общей редакцией И. Б. Ханиной. М.: Наука; Смысл, 1999. 350 с.
8. Асмолов А. Г. Историко-эволюционный подход к пониманию личности: проблемы и перспективы исследования //Вопросы психологии. 1986. № 1. С. 28—40.
9. Асмолов А. Г. Как встроить мигранта в общество: кризис утраты смысла существования //Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-аналитический бюллетень № 2. М.: Смысл, 2001. С. 12—20.
10. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, ИЦ «Академия», 2002. 416 с.
11. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности //Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 92—100.
12. Балл Г. А. «Мотив»: уточнение понятия //Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 4. С. 56—65.
13. Баранов А. А., Фефилов А. В. Практикум по курсу «Дифференциальная психология личности»: Учебно-методическое пособие. Ижевск: Изд. дом «Удмуртский университет», 2002. Часть 1. С. 73—87.
14. Бахтин М. М. К философии поступка //Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984—1985. М.: Наука, 1986. С. 80—160.
15. Бахтин М. М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. 336 с.
16. Бердяев Н. А. Философия свободы /Сост., вступ. ст. и коммент. В. В. Шкоды. Харьков: Фолио; М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. 736 с.
17. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. 270 с.
18. Березина Т. Н. Многомерная психика: внутренний мир личности. М.: ПЭР СЭ, 2001. 319 с.
19. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978. 312 с.
20. Бодров В. А., Ложкин Г. В., Плющ А. Н. Нелинейная модель мотивационной сферы личности //Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 2. С. 90—100.
21. Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 301 с.
22. Братусь Б. С. Психология личности //Психология личности: Хрестоматия. Т. 2. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2002а. С. 385—456.
23. Братусь Б. С. Смысловая сфера личности и психическое здоровье //Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно¬аналитический бюллетень № 4. М.: Смысл, 2002б. С. 46—58.
24. Бубер М. Два образа веры. М.: ООО «Фирма “Издательство АСТ”», 1999. 592 с.
25. Бубнова С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система //Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 5. С. 38—44.
26. Будалина Е. Е. Зависимость черт национального характера от культурных ценностей (на материале исследования коми-пермяцкого и русского этносов) //Cogito. Сборник научных статей по педагогике и психологии /Сост. и ред. С. Ф. Сироткин, А. А. Баранов. Ижевск, УдГУ, 2001. Вып. 4. С. 145—157.
27. Будинайте Г. Л., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта //Вопросы психологии. 1993. № 5. С. 99—105.
28. Буякас Т. М. Проблема и психотехника самоопределения личности //Вопросы психологии. 2002. № 2. С. 28—39.
29. Буякас Т. М. Личностное развитие в условиях работы самопонимания, опосредованной символами //Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 96—108.
30. Буякас Т. М., Зевина О. Г. Внутренняя активность субъекта в процессе амплификации индивидуального сознания //Вопросы психологии. 1999. № 5. С. 50—61.
31. Буякас Т. М., Зевина О. Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей - культурных смыслов - в индивидуальном сознании //Вопросы психологии.1997. № 5. С. 44—56.
32. Бызова В. М. Жизненные ценности молодежи республики Коми на рубеже веков //Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 1. С. 101—112.
33. Валитов В. Н. Социальные сети беженцев и лиц, ищущих убежище, из Афганистана и Ирака //Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы /Под ред. Г. У. Солдатовой. М.: Смысл, 2001. С. 175—191.
34. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 200 с.
35. Весна Е. Б. Психологические закономерности и механизмы процесса социализации-индивидуализации в онтогенезе: Дисс. д-ра психол. наук. М.,1998. 490 с.
36. Витенберг Е. В. Социально-психологические факторы адаптации к
социальным и культурным изменениям: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. СПб, 1994. 16 с.
37. Волочков А. А., Ермоленко Е. Г. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности //Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 2. С. 17—26.
38. Выготский Л. С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.
39. Выскочил А. П. Кросс-культурное исследование взаимосвязи этнической идентичности и этнической толерантности в северо-западной части Башкирии //Идентичность и толерантность: Сб. статей /Отв. ред. Н. М. Лебедева. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2002. С. 88—148.
40. Гаюрова Ю. А. Культурные ценности как детерминанты межэтнической толерантности-интолерантности. Ценности культуры: подходы к пониманию //Идентичность и толерантность: Сб. статей /Отв. ред. Н. М. Лебедева. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2002. С. 214—242.
41. Гинзбург М. Г. Психологическое содержание личностного самоопределения //Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 43—52.
42. Городилова Е. Н. Самоактуализация и ее связь с интегральной индивидуальностью: Дисс. канд. психол. наук. Пермь, 2002. 244 с.
43. Грибов В. Н Адаптация молодежи малого сибирского города к условиям обучения в вузе: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Тюмень, 1999.
44. Гриценко В. В. Влияние культурных различий на адаптацию переселенцев из стран ближнего зарубежья в России //Психологический журнал. 2000а. Т. 21. № 1. С. 78—86.
45. Гриценко В. В. Роль индивидуальных различий в процессе адаптации вынужденных мигрантов //Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы /Под ред. Г. У. Солдатовой. М.: Смысл, 2001. С. 112—138.
46. Гриценко В. В. Социально-психологическая адаптация переселенцев в России. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002. 252 с.
47. Гриценко В. В. Эмоциональное состояние русских вынужденных мигрантов //Психологический журнал. 2000б. Т. 21. № 4. С. 22—31.
48. Гулевич О. А., Онучин А. Н. Изучение эффектов межгруппового восприятия //Вопросы психологии. 2002. № 3. С. 132—145.
49. Данилова З. А. Социальная адаптация населения в условиях кризиса (региональный аспект): Дисс. канд. социол. наук. СПб, 1999. 340 с.
50. Дермантова И. Б., Коростылева Л. А. Некоторые аспекты феномена
самореализации //Психологические проблемы самореализации личности /Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб.: ЦИБКО, 1997. С. 20— 37.
51. Джидарьян И. А. Представление о счастье в российском менталитете. СПб.: Алетейя, 2001. 242 с.
52. Дорфман Л. Я. Дивергенция и конструкт Я //Личность, креативность,
искусство /Отв. ред. Е. А. Малянов, Н. Н. Захаров, Е. М. Березина, Л. Я. Дорфман, В. М. Петров, К. Мартиндейл. Пермь: Пермский
государственный институт искусства и культуры, Прикамский социальный институт, 2002. С. 141—184.
53. Дорфман Л. Я. Я: и быть, и иметь //XV Мерлинские чтения /Науч. ред.
Б. А. Вяткин, М. Р. Щукин. Пермь: Пермский государственный педагогический университет, 2000. С. 67—69.
54. Дорфман Л. Я., Рябикова М. В., Гольдберг И. М., Быков А. Н., Ведров А. А.
Новая версия Пермского вопросника Я //Творчество в образовании, культуре, искусстве /Ред. колл. Е. А. Малянов, Л. А. Шипицина,
Л. Я. Дорфман, С. И. Корниенко, К. Мартиндейл. Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, 2000. С. 179—183.
55. Журавлев И. В. Психолого-лингвистический анализ субъективности
//Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 4. С. 66—74.
56.Зверева Т. Р. Концепт «эмоции» во фразеологической картине мира русского и удмуртского народов //Толерантность и проблемы идентичности: Материалы Международной научно-практической конференции (27— 29 июня 2002 г.). Ежегодник Российского психологического общества /Отв. ред. Н. И. Леонов, С. Ф. Сироткин. Москва — Ижевск, 2002. Т. 9. Вып. 4. С. 199—204.
57. Здравомыслов А. Г. Межэтнические конфликты в постсоветском пространстве. М.: Аспект Пресс, 1996. 286 с.
58.Зинченко В. П. Мысль и слово Густава Шпета (возвращение из изгнания). М. Изд-во УРАО, 2000. 208 с.
59.Зинченко В. П. От классической к органической психологии //Вопросы психологии. 1996. № 5. С.7—20. № 6. С. 6—24.
60.Знаков В. В. Понимание как проблема психологии человеческого бытия //Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 2. С. 7—15.
61.Зобов Р. А., Келасьев В. Н., Шаров А. Н. Человек и реформа: Драма взаимодействия: Учебное пособие. СПб.: Изд-во С.- Петербургского ун-та,1999. 56 с.
62.Зотова О. И., Кряжева И. К. Некоторый аспекты социально-психологической адаптации личности //Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979. С. 219—233.
63. Иванова Е. А. Стиль адаптации к новым условиям учебной деятельности (на материале исследования младших школьников и подростков): Автореф. дисс. . канд. психол. наук. Пермь, 2000. 18 с.
64. Ивашкин В. С., Онуфриева В. В. Об одной из форм преадаптивного поведения в филогенезе и онтогенезе //Вопросы психологии. 2002. № 2. С. 57—63.
65. Калайков И. Д. Цивилизация и адаптация /Под общей ред. И. Б. Новика. М.: Прогресс, 1984. 240 с.
66. Карелова Г. Н. Гендерная адаптация: структурные и процессуальные аспекты исследования (на примере анализа адаптации российских женщин в условиях социальной реформации 90-х гг. XX века): Автореф. дисс. . д-ра социол. наук. М., 1999.
67. Кирилова Н. А. Изучение ценностных ориентаций: Автореф. дисс. . канд. психол. наук. Пермь, 1995.
68. Кирилова Н. А. Индивидуальная структура ценностных ориентаций
личности студентов-заочников зрелого возраста //Вестник Пермского государственного педагогического университета. Серия I. Психология. 2004. № 1—2. С . 95—101.
69. Ключникова Л. В. Взаимосвязь социально-психологической адаптации переселенцев и межгруппового восприятия (на примере немцев, выехавших из стран СНГ на постоянное место жительства в Германию): Автореф. дисс. . канд. психол. наук. М., 2001. 25 с.
70. Ковтун Л. В. Социальная адаптация личности в условиях межкультурного общения: Дисс. канд. культуролог. наук. М., 1999. 137 с.
71. Крупник Е. П., Тагирова Р. А. Преодоление проблемно-конфликтных
ситуаций в различных социально-этнических условиях //Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 6. С. 36—43.
72. Ларцев М. А., Наврузова С. К., Багдасарова М. Г., Колощук О. П.
Особенности психологической адаптации участников локальных военных конфликтов на Северном Кавказе //Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы /Под ред. Г. У. Солдатовой. М.: Смысл, 2001. С. 139—153.
73. Лебедева Н. М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века
//Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 3. С. 73—87.
74. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: Учеб. пособ. для студентов психол. и этнол. специальностей. М.: Изд. дом «Ключ-С», 1999а. 224 с.
75. Лебедева Н. М. Новые возможности одной известной концепции
//Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 2. С. 56—62.
76. Лебедева Н. М. Социальная психология аккультурации этнических групп: Автореф. дисс. . докт. психол. наук. М., 1997. 57 с.
77. Лебедева Н. М. Социально-психологические факторы этнической
толерантности-интолерантности в Карачаево-Черкесии //Идентичность и толерантность: Сб. статей /Под ред. Н. М. Лебедевой. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2002. С. 149—177.
78. Лебедева Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла //Психологический журнал. 1999б. Т. 20. № 3. С. 48—58.
79. Лебедева Н. М. Ценностно-мотивационная структура личности в российской культуре //Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 3. С. 26—36.
80. Лебедева Н. М., Татарко А. Н. Социально-психологические факторы
этнической толерантности и стратегии межгруппового взаимодействия в поликультурных регионах России //Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С . 31—44.
81. Леонтьев А. А. Деятельный ум (Деятельность. Знак. Личность). М.: Смысл,2001. 392 с.
82. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Наука, 1975. 240 с.
83. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2001. 511 с.
84. Леонтьев Д. А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности //Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. 1996. № 4. С. 35—44.
85. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. 487 с.
86. Леонтьев Д. А. Самореализация и сущностные силы человека //Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии /Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. С. 156— 177.
87. Леонтьев Д. А. Симбиоз и адаптация или автономия и трансценденция: выбор личности в непредсказуемом мире //Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества /Под ред. Е. И. Яцуты. Кемерово: ИПК «Графика», 2002. С. 3—34.
88. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт
многомерной реконструкции //Вопросы философии. 1996. № 4.
89. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных ситуациях //Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. С. 16—24.
90. Мамардашвили М. К. Кантианские вариации. М.: Аграф, 2000. 320 с.
91. Маханько Н. В. Социокультурная адаптация в трансформационных
процессах культуры: Автореф. дисс. . канд. филос. наук. Краснодар, 2001.
92. Мацумото Д. Психология и культура. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. 416 с.
93. Мельникова Н. Н. Стратегии поведения в процессе социально¬
психологической адаптации: Дисс. канд. психол. наук. СПб, 2001. 194 с.
94. Михайлова Н. Б. Психологическое исследование ситуации эмиграции //Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 1. С. 26—38.
95. Муздыбаев К. Переживание времени в период кризисов //Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 4. С. 5—21.
96. Мусхелишвили Н. Л., Шрейдер Ю. А. Понимаю, ибо абсурдно. К эвристике абсурда //Человек. 1998. № 6.
97. Мусхелишвили Н. Л., Шрейдер Ю. А. Значение текста как внутренний образ //Вопросы психологии. 1997. № 3. С. 79—91.
98. Назарова Е. А. Социальная адаптация вынужденных переселенцев и беженцев в Российской Федерации. Социологический анализ: Автореф. дисс. . канд. социол. наук. М., 1998.
99. Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) /Отв. ред. Э. А. Александрян. Ереван: Изд-во АН АРМССР, 1988. 264 с.
100. Никонов А. В. Социальная адаптация в условиях аномии общества: Дисс. канд. филос. наук. Волгоград, 1998. 161 с.
101. Офицеркина Н. С. Социально-психологическая адаптация молодежи в рыночной экономике: Дисс. канд. психол. наук. М., 1997. 130 с.
102. Ощуркова Н. А. Динамика социально-психологической адаптации:
Автореф. дисс. . канд. психол. наук. М., 1995. 20 с.
103. Павленко В. Н. Аккультурационные стратегии и модели трансформации идентичности у мигрантов //Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы /Под ред. Г. У. Солдатовой. М.: Смысл, 2001. С. 25—39.
104. Пас О. Освящение мига: Поэзия. Философская эссеистика /Составл. и предисл. В. Резник. СПб.: Симпозиум, 2000. 411 с.
105. Первин Л., Джон О. Психология личности: теория и исследования /Пер. с англ. М. С. Жамкочьян. Под ред. В. С. Магуна. М.: Аспект Пресс, 2001. 607 с.
106. Петренко В. Ф. Основы психосемантики: Учебное пособие. Смоленск: Изд-во СГУ, 1997. 400 с.
107. Петренко В. Ф. Психосемантические исследования мотивации //Вопросы психологии. 1983. № 3. С. 29—39.
108. Петренко В. Ф. Экспериментальная психосемантика //Вопросы психологии. 1982. № 5. С. 23—35.
109. Петренко В. Ф. Психосемантический анализ геополитических
представлений России //Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 2. С. 49— 69.
110. Петренко В. Ф., Митина О. В., Бердников К. В., Кравцова А. Р.,
Осипова В. С. Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости. М.: Смысл, 2000. 73 с.
111. Пибоди Д., Шмелев А. Г., Андреева М. К., Граменицкий А. Е. Психосемантический анализ стереотипов русского характера: кросс- культурный аспект //Вопросы психологии. 1993 № 3. С. 101—109.
112. Поздняков В. П., Ключникова Л. В. Социально-психологическая
адаптация мигрантов (на примере немцев, выехавших из России и стран СНГ в Германию) //Этническая психология и общество /Отв. ред. Н. М. Лебедева. М., 1997. С. 335—340.
113. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие /Редактор-составитель Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 1998. С. 149—153, 549—558, 637—641.
114. Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы /Под ред. Г. У. Солдатовой. М.: Смысл, 2001. 279 с.
115. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации: Учебно-научное издание. СПб.: Медицинская пресса, 2002. 352 с.
116. Рогов М. Г., Алишев Б. С. Психологическая природа ценностей
//Толерантность и проблемы идентичности: Материалы Международной научно-практической конференции (27—29 июня 2002 г.). Ежегодник Российского психологического общества /Отв. ред. Н. И. Леонов,
С. Ф. Сироткин. Москва — Ижевск, 2002. Т. 9. Вып. 4. С. 65—69.
117. Ромм М. В. Адаптация личности в социуме: теоретико-методологический аспект. Новосибирск: Наука; Сибирская издательская фирма РАН, 2002. 275 с.
118. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 512 с.
119. Русалов В. М. Опросник структуры темперамента: Методическое пособие. Психодиагностическая серия. Вып. 3. М.: Смысл, 1992.
120. Рябикова М. В., Дорфман Л. Я. Я и этноаффилиативные мотивы удмуртских и русских студенток //Личность, креативность, искусство. Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, Прикамский социальный институт, 2002. С. 238—257.
121. Савотина Н. А. Социальная адаптация личности в условиях студенческой среды: Дисс. канд. пед. наук. М., 1997. 176 с.
122. Самбуева С. Б. Этнопсихологические факторы развития
стрессоустойчивости личности (на этническом материале учителей бурятской национальности): Автореф. дисс. . канд. психол. наук. Новосибирск, 1999. 28 с.
123. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм //Сумерки богов /Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. М.: Политиздат, 1989. С. 319—344.
124. Северцов А. Н. Эволюция и психика //Психологический журнал. 1982. № 4. С. 149—159.
125. Селье Г. Некоторые аспекты учения о стрессе //Хрестоматия по общей психологии /Под общей ред. В. В. Петухова. М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2000. Выпуск II. С. 159—153.
126. Славская А. Н. Личность как субъект интерпретации. Дубна: Феникс+,2002. 240 с.
127. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Личность как реальность для других //Психология личности: Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «Бахрах- М», 2002. Т. 2. С. 489—508.
128. Соколов Э. В. Культура и личность. Л.: Наука, 1972. 228 с.
129. Соколова Е. Т. Модель психологической помощи вынужденным
мигрантам в контексте проблематики насилия и расстройств
самоидентичности //Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-аналитический бюллетень № 2. М.: Смысл, 2001. С. 21—43.
130. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл,1998. 389 с.
131. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А. Социально-психологическая адаптация вынужденных мигрантов //Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы /Под ред. Г. У. Солдатовой. М.: Смысл, 2001. С. 66—101.
132. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Бенедиктова В. В., Кравцова О. А. Мигранты из дальнего зарубежья в зеркале социально-психологического опроса //Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы /Под ред. Г. У. Солдатовой. М.: Смысл, 2001. С. 154—174.
133. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М.: ИП РАН, Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 320 с.
134. Столович Л. Н. Об общечеловеческих ценностях //Вопросы философии.2004. № 7. С. 86—97.
135. Сухарев А. В. Этнофункциональный подход к проблеме психического развития человека //Вопросы психологии. 2002. № 2. С. 40—57.
136. Торчинская Е. Е. Роль ценностно-смысловых образований личности в адаптации к хроническому стрессу //Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 2. С . 27—35.
137. Тоффлер А. Футурошок. СПб.: Лань, 1997. 464 с.
138. Тумалаева З. Н. Психосоматические аспекты депрессии у вынужденных переселенцев //Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-аналитический бюллетень № 2. М.: Смысл, 2001. С. 64—74.
139. Улыбина Е. В. Психология обыденного сознания. М.: Смысл, 2001. 263 с.
140. Урманцев Ю. А. Природа адаптации (системная экспликация) //Вопросы философии. 1998. № 12. С. 21—36.
141. Философские проблемы теории адаптации /Под ред. Г. И. Царегородцева.
М.: Мысль, 1975. 277 с.
142. Фомина Т. К. Адаптация в инонациональной среде как социальная проблема: Автореф. дисс. . канд. филос. наук. Волгоград, 1998.
143. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник /Общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
144. Шариков А. В., Баранова Э. А. О связи ценностных ориентаций и массово-коммуникационных ориентаций //Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 3. С. 28—47.
145. Шарова О. Д. Стратегии поведения детей вынужденных мигрантов в ситуации межкультурного взаимодействия //Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы /Под ред. Г. У. Солдатовой. М.: Смысл, 2001. С. 102—111.
146. Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002.480 с.
147. Шустова Н. Е. Социальная адаптация личности: социальная структура, социальные институты и процессы: Автореф. дисс. . канд. социол. наук. Саратов, 1999.
148. Харламенкова Н. Е., Бабанова И. В. Стратегии самоутверждения и ценностные предпочтения одинокого человека //Психологический журнал.1999. Т . 20. № 2. С . 21—28.
149. Хартманн Х. Эго-психология и проблема адаптации /Под общей ред. М. В. Ромашевича. М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2002. 160 с.
150. Хотинец В. Ю. Индивидуально-психологический фактор становления
этнической толерантности //Психологические исследования этнической толерантности /Н. М. Лебедева, В. Ю. Хотинец, А. А. Выскочил,Ю. А. Гаюрова. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003. С. 200—224.
151. Хотинец В. Ю. О возможности отражения в этнических стеротипах типичных черт национального характера //Идентичность и толерантность: Сб. статей /Под ред. Н. М. Лебедевой. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2002. С. 266—284.
152. Хотинец В. Ю. О психологическом исследовании этнического характера //Cogito. Сборник научных статей по педагогике и психологии /Сост. и ред. С. Ф. Сироткин, А. А. Баранов. Ижевск, УдГУ, 2001. Вып. 4. С. 137—145.
153. Хотинец В. Ю. Этническая идентичность и толерантность. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. 124 с.
154. Хотинец В. Ю. Этническое самосознание в структуре интегральной индивидуальности (на материале исследования студентов-удмуртов): Автореф. дисс. . канд. психол. наук. Пермь, 1995.
155. Эко У. Пять эссе на темы этики. СПб.: Симпозиум, 2000. 160 с.
156. Эльконин Б. Д. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 144 с.
157. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. /Общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. 344 с.
158. Яблоков А. В., Юсупов А. Г. Эволюционное учение: Учеб. пособие для студентов ун-тов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. школа, 1981. 343 с.
159. Berry J. W. Immigration, acculturation and adaptation //Applied Psychology: An international review. — 1997. — vol. 46, № 1. — P.5—34.
160. Berry J. W., Poortinga Y. H., Segall M. H., Dasen P. R. Cross-cultural psychology: research and applications.— Cambridge: Cambridge University Press, 1992.— 459 p.
161. Dunbar E., Saiz J. L., Stela K., Saez R. Personality and social group value determinants of out-group bias. A cross-national comparison of gough's Pr/To Scale //Journal of Cross-cultural Psychology.— 2000.— March, vol. 31, No. 2.— P.267—275.
162. Church A. T. Culture and personality: toward an integrated cultural traits psychology //Journal of Personality.— 2000.— August, vol. 68, No. 4.— P. 651— 703.
163. Cole M., Bruner J. S. Cultural differences and inferences about psychological processes /Culture and cognition: readings in cross-cultural psychology //Ed. by Berry J. W., Dasen P. R. — London: Methuen and Co LTD, 1974. — P. 231— 246.
164. Eagly A. H., Chaiken S. The psychology of attitudes.— USA: Hartcourt Brace College Publishers, 1993.— 794 p.
165. Feather N. T. Values, valences, and choice: The Influence of values on the perceived attractiveness and choice of alternatives //Journal of Personality and Social Psychology.— 1995.— June, vol. 68, No. 6.— P. 1135—1151.
166. Furnham A., Bochner S. Culture shock. Psychological reactions to unfamiliar environments.— London — New York: Methuen, 1986.— 298 p.
167. Greenfield P. Three approaches to the psychology of culture: Where do they come from? //Asian Journal of Social Psychology.— 2000.— No. 3. — P. 223— 240.
168. Hermans H. J. M. The dialogocal Self: toward a theory of personal and cultural positioning //Culture and psychology.— 2001. — vol. 7, No. 3.— P. 243—281.
169. Kozulin A., Venger A. Immigration without adaptation: the psychological word of Russian immigrants in Israel //Mind, Culture and Activity.— 1994.— № 4.— P. 230—238.
170. Montreuil A., Bourhis R. Y. Majority acculturation orientations toward «valued» and «devalued» immigrants //Journal of Cross-cultural Psychology.— 2001.— November, vol. 32, No. 6.— P. 698—719.
171. Neckerman K. M., Carter P., Lee J. Segmented assimilation and minority cultures of mobility //Ethnic and racial studies.— 1999.— November, vol. 22, No. 6.— P. 945—965.
172. Nutnik N. Ethnic minority identity. A social psychological perspective.— Oxford, 1991.— 174 p.
173. Oberg K. Culture shock: Adjustment to new cultural environments //Practical Antropology.— 1960.— No. 7.— P. 177—182.
174. Peabody D. National characteristics. .—Cambridge, 1985.— 256 p.
175. Portes A., Zhou M. Gaining the upper hand: economic mobility among immigrant and domestic minorities //Ethnic and racial studies.— 1992.— vol. 15, No. 4.— P. 491—522.
176. Rokeach M. Beliefs, attitudes, and values. A theory of organization and change.— San Francisco: Jossey-Bass, Inc., 1968. — 214 p.
177. Schwartz S. H., Melech G., Lehmann A., Burgess S., Harris M., Owens V. Extending the cross-cultural validity of the theory of basic human values with a different method of measurement //Journal of Cross-cultural Psychology.— 2001.— September, vol. 32, No. 5. — P. 519—542.
178. Schwartz S. H., Bardi A. Value hierarchies across cultures. Taking a Similarities Perspective //Journal of Cross-cultural Psychology.— 2001.— May, vol. 32, No. 3.— P. 268—290.
179. Schwartz S. H., Bardi A., Bianch G. Value adaptation to the imposition and collapse of communist regimes East-Central Europe //Political psychology. Cultural and cross-cultural foundations /Ed. by Renshon S. A., Duckitt J. — London, 2000. — р. 217—237.
180. Smith P. B., Peterson M. F., Schwartz S. H. Cultural values, sources of guidance, and their relevance managerial behavior //Journal of Cross-cultural Psychology.— 2002.— March, vol. 33, No. 2.— P. 188—208.
181. Triandis H. S. Individualism-collectivism and personality //Journal of Personality.— 2001.— December, vol. 69, No. 6. — P. 907—924.
182. Triandis H. S., Leung K., Villareal M., Clack F. L. Allocentric vs. idiocentric tendencies: Convergent and discriminant validation //Journal of Research in Personality.— 1985.— Vol. 19.— P. 395—415.
183. Vertovec S. Conceiving and researching transnationalism //Ethnic and racial studies.— 1999.— March, vol. 22, No. 2.— P. 447—462.
184. Ward C., Rana-Deuba A. Acculturation and Adaptation Revisited //Journal of Cross-cultural Psychology.— 1999.— July, vol. 30, No. 4.— P. 422—442.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ