ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В КОНТЕКСТЕ НООСФЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ)
|
Введение
Глава 1 Теоретические основы проблемы интеграции дисциплин естественнонаучного, профессионального и гуманитарного циклов в контексте ноосферного мышления.
1.1. Философское осмысление интегративного обучения и проблемы перспективного развития интеграционных процессов.
1.2. Становление ноосферного мышления и его педагогическая интерпретация.
1.3. Роль межпредметных связей в процессе интеграции
учебных дисциплин естественнонаучного, профессионального и гуманитарного циклов.
1.4. Интегративные дисциплины как средство междисциплинарного диалога.
Выводы по первой главе
Глава 2 Разработка и экспериментальное обоснование концепции интегрированного обучения на примере специального курса "Материаловедческая химия и экология" в средних профессиональных учебных заведениях.
2.1. Критерии и принципы отбора содержания
интегрированного курса.
2.2. Интегративно-модульная стратегия формирования
специального курса "Материаловедческая химия и экология".
2.3. Содержание лекционных занятий интегрированного
курса и некоторые методические рекомендации по их проведению.
2.4. Проверка эффективности внедрения
интегрированного курса в учебный процесс, обобщенные результаты опытно-экспериментальной работы.
Выводы по второй главе 157
Заключение 161
Литература 164
Приложения 176
Глава 1 Теоретические основы проблемы интеграции дисциплин естественнонаучного, профессионального и гуманитарного циклов в контексте ноосферного мышления.
1.1. Философское осмысление интегративного обучения и проблемы перспективного развития интеграционных процессов.
1.2. Становление ноосферного мышления и его педагогическая интерпретация.
1.3. Роль межпредметных связей в процессе интеграции
учебных дисциплин естественнонаучного, профессионального и гуманитарного циклов.
1.4. Интегративные дисциплины как средство междисциплинарного диалога.
Выводы по первой главе
Глава 2 Разработка и экспериментальное обоснование концепции интегрированного обучения на примере специального курса "Материаловедческая химия и экология" в средних профессиональных учебных заведениях.
2.1. Критерии и принципы отбора содержания
интегрированного курса.
2.2. Интегративно-модульная стратегия формирования
специального курса "Материаловедческая химия и экология".
2.3. Содержание лекционных занятий интегрированного
курса и некоторые методические рекомендации по их проведению.
2.4. Проверка эффективности внедрения
интегрированного курса в учебный процесс, обобщенные результаты опытно-экспериментальной работы.
Выводы по второй главе 157
Заключение 161
Литература 164
Приложения 176
Переход к новой общечеловеческой планетарной стратегии устойчивого развития требует нового качества человека, нового сознания, нового качества образования. Необходимость качественного обновления образования побуждает к поиску новых подходов к оценке его эффективности и основным направлениям модернизации, учитывающих взаимодействие внутренних закономерностей формирования и развития образовательных систем с внешними законами функционирования и развития их системного окружения - социума, экономики, государства, цивилизации (А. Субетто). На Конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 году дан глубокий анализ ситуации и сформирована концепция устойчивого развития. В широком смысле стратегия устойчивого развития направлена на достижение равновесия в отношениях между людьми обществом и природой. В Йоханнесбурге в 2002 году правительства 179 государств в области стратегии устойчивого развития наметили магистральные пути спасения человечества от природных катастроф, от экологического и социально¬экономического кризисов. При переходе России на модель устойчивого развития образование и просвещение населения приобретают приоритетное значение.
Качественная сторона дальнейшего развития системы образования предполагает фундаментализацию образования, преодоление разобщенности естественнонаучного и гуманитарного знания, а также слишком узкой специализации многих учебных дисциплин. Под термином фундаментализация понимается повышение качества образования и уровня образованности людей за счет соответствующего изменения содержания изучаемых дисциплин и технологии реализации учебного процесса. Фундаментализация образования предполагает все большую ориентацию на изучение фундаментальных законов природы и общества, а также природы и назначения самого человека.
В системе образования должны доминировать информационные компоненты, выпускники этой системы начинают жить в информационном обществе, где приоритетную роль играют фундаментальные знания об информационных процессах в природе и обществе, новые информационные технологии. Мы, все в большей мере, начинаем осознавать факт, что информация - это не второстепенный атрибут нашей деятельности, а стратегически важный ресурс развития общества, использование которого позволяет экономить другие виды ресурсов - энергетические, материальные, людские. Сегодня возникла объективная необходимость построения качественно иной, ноосферной системы образования и воспитания, которая включает новые знания об окружающем мире и человеке, новые психолого-педагогические и производственные технологии, новые нормы поведения людей, основанные на ноосферных общечеловеческих ценностях.
Мы считаем, что приближение к ноосфере возможно формированием у людей ноосферного мышления, обеспечивающее устойчивое развитие общества и сохранение жизни на Земле, посредством интеграции знания, информатизации и гуманизации процесса обучения. Обосновывая этот подход, мы делаем акцент на формирование у людей способностей находить и реализовывать надежные решения выживания человека и природы в условиях функционирования природно-промышленного комплекса.
Для современного образования особо актуальной является проблема поиска путей интеграции знания с целью формирования разносторонней, нравственной, активной, творческой личности, способной философию выживания превратить в конкретные дела.
Химия, являясь одной из фундаментальных дисциплин современного естествознания, представляет по своим объектам и предметам познания связующее звено между физическими и биологическими науками и лежит в основе понимания и предотвращения многих экологических кризисных ситуаций. Среди множества задач, стоящих перед современным химическим образованием, одной из основных является формирование у обучающихся активного понимания взаимосвязи фундаментальных законов и достижений химии с технологическими, биологическими, экологическими, социальными и другими проблемами устойчивого развития человечества.
Качественное усвоение знаний учебных дисциплин требует усилить подготовку учащихся с учетом важнейших тенденций развития природы и общества, достижений химии, на основе интеграции естественнонаучных, профессиональных и гуманитарных дисциплин, формируя тем самым зачатки ноосферного мышления.
Актуальность данного направления диктуется следующими противоречиями:
• между структурой и содержанием естественнонаучного образования и отсутствием должного социального базиса для обеспечения экологически безопасного устойчивого развития страны;
• между объективно нарастающим объемом научных знаний и не возможностью их системного усвоения в современных условиях структурирования и преподавания дисциплин;
• между существующим предметным подходом к организации профессиональной подготовки и задачей формирования целостных представлений об окружающем мире;
• между объективно усиливающейся ролью химических знаний в современном обществе и производстве и отсутствием понимания этой роли у учащихся;
• между процессом интеграции знаний в современном обществе и недостаточной научной обоснованностью дидактических основ и условий интеграции естественнонаучных, профессиональных и гуманитарных дисциплин.
Роль интегрированной информации в развитии гибкого мышления, универсальности знаний и умений студентов в системе профессионального образования определена и доказана многими учеными (А.П. Беляева, М.Н.
Берулава, В.И.Загвязинский, Б.М. Кедров, Ю.А. Кустов, О.М. Сичивица, И.П. Яковлев и др.). Однако вопросами интеграции дисциплин в контексте ноосферного мышления занималось ограниченное число исследователей.
В соответствии с изложенным мы определили проблему исследования: каковы дидактические основы интеграции
естественнонаучных, профессиональных и гуманитарных дисциплин в контексте ноосферного мышления, отвечающие современным требованиям при обучении в средних профессиональных учебных заведениях.
Для решения этой проблемы имеется основательная теоретическая и экспериментальная база, созданная педагогами, психологами и методистами: философское учение о развитии, основным источником которого является разрешение противоречий и теория деятельности (В.И.Вернадский, Г.Гегель, И.Кант, М.С.Каган, В.Д.Комаров, И.Р.Пригожин, И.Фихте, Ф.Энгельс);
теория ноосферного образования (Б.А.Астафьев, Н.В.Маслова, В.М. Назаренко, Ю.А.Урманцев, И.Н.Шванева);
теория непрерывного образования и педагогической интеграции (А.С.Асмолов, В.С.Безрукова, А.П.Беляева, М.Н. Берулава, А.Л.Бусыгина,A. А.Вербицский, И.Т.Герасимов, С.Н.Глазачев, С.Б.Ельцов, А.П.Зайцев, И.Д.Зверев, В.С.Леднев, О.М.Кузнецова, Ю.А.Кустов, М.И.Махмутов, B. М.Монахов, И.В.Непрокина, Н.Ф.Реймерс, Н.В.Савина, Ю.С.Тюнников, В.Н.Федорова, Н.К.Чапаев, Г.А.Ягодин);
теория отбора содержания образования (Ю.К.Бабанский, С.Я.Батышев, В.И.Гинеценский, В.В.Давыдов, Г.А.Ильин, Г.П.Корнев, С.В.Леднев, М.Н.Скаткин, Г.Ф.Хасанова);
теория системного (В.Г.Афанасьев, Д.М.Гвишиани, Г.М. Ильмушкин, Ф.Ф.Королев, Н.В.Кузьмина, Ю.А.Кустов, К.К.Платонов, А.И.Субетто, В.Д.Шадриков, У.Эшби, В.А.Якунин), личностно-ориентированного (Ш.А,Амонашвили, Л.Г.Вяткин, В.В.Сериков, В.С.Сухомлинский, И.С.Якиманская), и деятельностного (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, В.С.Мерлин, С.Л.Рубинштейн) подходов к организации процесса обучения, с опорой на принципы целостности, историзма, конкретности и непрерывности;
психологическая теория деятельности (А.В.Брушлинский,П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, В.П.Зинченко, А.В.Леонтьев, С.Л.Рубенштейн и др.);
современные концептуальные идеи о демократизации и гуманизации образовательного процесса (О.С.Газман, И.П.Иванов, Г.И.Железовская, Л.И.Новикова);
концепция моделирования и конструирования педагогического процесса (С.А.Архангельский, В.С.Безрукова, В.П.Беспалько, А.Г.Бусыгин, В.В.Давыдов, В.М.Кларин, В.Н.Михелькевич, И.В.Непрокина,Н.Ф.Талызина, Ю.К.Чернова, А.Н.Ярыгин);
теория творческого развития и саморазвития личности (В.И.Андреев, Л.Г.Вяткин, М.А.Галагузова, И.А.Зимняя, Г.Н.Тараносова, Н.Ш.Чинкина, В.И.Щеголь).
Актуальность и социальная значимость проблемы, педагогическая целесообразность ее решения обусловили выбор темы нашего исследования: «Интеграция учебных дисциплин в контексте ноосферного мышления (на примере обучения в средних профессиональных учебных заведениях)».
Объект исследования: система подготовки специалистов в средних профессиональных учебных заведениях.
Предмет исследования: процесс интеграции содержания дисциплин естественнонаучного, профессионального и гуманитарного блоков в контексте ноосферного мышления, направленный на улучшение профессиональной подготовки будущих специалистов в средних профессиональных учебных заведениях.
Цель исследования: разработка дидактических основ интеграции естественнонаучных, профессиональных и гуманитарных дисциплин в контексте ноосферного мышления, отвечающие современным требованиям при обучении в средних профессиональных учебных заведениях.
Гипотеза исследования: Формирование профессиональных знаний и умений студентов как основы развития ноосферного мышления будет более успешным, если:
• интегрированное содержание обучения и организация его усвоения учащимися будут осуществляться на основе системного, аксиологического и личностно-деятельностного подходов;
• в основу отбора содержательной интеграции будут положены принципы информационной емкости, прогностической ценности и конструктивно-практической значимости изучаемого материала;
• структурно-функциональная модель процесса интеграции учебных дисциплин в СПУЗах будет спроектирована с учетом специфики данных учреждений, и будет воспроизводить характеристики целостного образовательного процесса и отдельных его составляющих;
• содержание интегрированного курса будет опираться одновременно на стандарт общего среднего образования по химии и на модель специалиста;
• программно - методическое и технологическое обеспечение будет включать авторскую программу интегрированного курса, средства диагностики уровня развития практических навыков и умений обучаемых, валидные показатели результатов внедрения интегративно-модульной технологии.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. По материалам зарубежной и отечественной печати выявить преобладающие тенденции и основные подходы к исследованию интеграционных процессов в обучении.
2. Провести анализ используемых дефиниций ноосферного мышления и предложить рабочее определение исследуемого понятия.
3. Выявить дидактические основы, определить принципы предметно-содержательной интеграции дисциплин.
4. Спроектировать структурно-функциональную модель процесса интеграции при обучении в СПУзах.
5. Теоретически обосновать и представить концепцию интеграции учебных дисциплин в контексте ноосферного мышления на примере специального курса в средних профессиональных учебных заведениях и экспериментально проверить ее эффективность.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
методы теоретического исследования - изучение и анализ философской, естественнонаучной, социальной, психологической, педагогической и методической литературы с целью осмысления изучаемой проблемы и определения необходимых дидактических условий интеграции дисциплин для формирования профессиональных знаний и умений студентов как основы развития ноосферного мышления;
эмпирические методы - беседа, анкетирование, наблюдение, изучение документации, тестирование; педагогический эксперимент, который позволил получить данные об уровне сформированности знаний и умений студентов и соответственно о приближении к ноосферному мышлению;
математические методы - статистическая обработка полученных данных.
Этапы исследования. Исследование проводилось в несколько этапов, начиная с 1997года.
На первом этапе - ориентировочно-поисковом (1997-1999г.г.) осуществлялось теоретическое обоснование и поиск подходов к формированию ноосферного мышления студентов, анализ основных исследований в этой области. Изучалась методическая литература, анализировались программы по дисциплинам при подготовке специалистов в средних профессиональных учебных заведениях. Результатом этого этапа явилось предположение о необходимости интегрированного подхода для целенаправленного формирования ноосферного мышления студентов.
На втором - теоретико-проектировочном этапе (2000-2001г.г.) осмыслялись теоретико-методологические основы исследования, определялись и уточнялись объект, предмет, цель и гипотеза исследования. Была разработана и апробирована программа курса, основанного на интеграции естественнонаучных, профессиональных и гуманитарных дисциплин. Этот этап был связан с поиском и определением специфики построение модульных программ, разрабатывался учебно-методический комплекс для студентов СПУЗов, включенный в дальнейшем в практику работы.
Третий этап - экспериментально-обобщающий (2002-2004) был посвящен проверке выдвинутой гипотезы и эффективности разработанной комплексной программы интегрированного курса, позволяющего сформировать зачатки ноосферного мышления, проведены анализ и обобщения экспериментов. Данный этап сопровождался участием соискателя в научных и научно-методических конференциях, опубликованием статей по теме исследования, оформлялась диссертационная работа.
Анализ материалов зарубежной и отечественной печати по исследованию интеграционных процессов в обучении, проблемам формирования ноосферного мышления и экологоцентрического мировоззрения позволил сделать вывод о том, что существует реальная возможность разработки такого интегрированного курса, который на основе обновления содержания образования путем интеграции дисциплин естественнонаучного профессионального и гуманитарного циклов будет способствовать воспитанию общественно- активной творческой личности с ноосферным мышлением, способной философию выживания превратить в конкретные дела.
На основе выделенного направления может быть построена структурно-содержательная модель курса, в основу которой положен процесс стержнезации знаний, основой которых выступает химия и создание учебных модулей.
Содержательные идеи курса могут быть представлены в виде трех модулей:
Первый модуль включает фундаментальные законы и понятийную базу интегрированных дисциплин; Он позволяет критически мыслить и самостоятельно использовать информационные технологии, уметь находить необходимую для своих задач информацию.
Второй модуль включает основы ноосферного мышления, на основе химического осмысления наук о материалах, оценки токсичности, создании новых материалов и утилизации отходов. При создании программы курса выбран вариант, когда изложение материала тесно связано с логикой периодической системы. Такой подход позволяет изложить проблемы химического материаловедения на основе фундаментальных химических законов. Самостоятельное изучение учебного материала модуля предполагает использование компьютеризированных программных продуктов по интегрируемым дисциплинам.
Третий модуль - анализ и применение малоотходных и ресурсосберегающих технологий.
Эта модель взаимосвязанных модулей, реализующих органическое единство естественнонаучных, экологических и социальных проблем общества, частично реализует актуальную задачу современности - формирование ноосферного интеллекта личности.
Обосновывая содержание интегрированного курса как существенной составной части профессиональной подготовки специалистов мы можем сформулировать следующие исходные предположения:
• усвоение интегрированного знания создает возможность для формирования у учащихся ноосферного мышления, взглядов и убеждений, необходимых современному человеку;
• в процессе обучения возникают не только знания, умения и навыки, но и их психологический эквивалент - мыслительные (познавательные) структуры, сквозь которые человек смотрит на мир, видит и понимает его, а результаты этого выражаются в его жизнедеятельности: мышлении, речи, памяти, поведении, профессиональной деятельности;
• интегрированный курс ориентирован на реальную жизнь, на те проблемы, которые предстоит решать человечеству, в первую очередь - экологическую дилемму: либо погибнуть вместе с природой, либо отыскать пути совместной эволюции.
Анализ содержательной информации интегрированного курса позволяет прийти к выводу о возможности и целесообразности его изучения с использованием модульной технологии. Аргументами в пользу такого вывода является то, что модульная технология позволяет:
• осуществлять генерализацию знаний, выделяя инвариантную и вариативную компоненты и соединяя учебный материал фундаментального и прикладного характера (В .Г. Разумовский, А. А. Пинский, Г.П. Корнев),
• использовать теорию поэтапного формирования умственных действий (И.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина),
• учитывать теорию деятельности (Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, ВБ. Краевский, И.Я. Лернер, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн),
• руководствоваться теорией развивающего обучения (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.В. Эльконин),
• использовать идеи программированного обучения (В.П. Беспалько, Н.Д.Никандров, Н.Ф. Талызина),
• опираться на методику организации и проведения самостоятельной работы со студентами, методику формирования у них обобщенных умений и навыков (А.В. Усова, Л.С. Хижнякова, Н.С. Пурышева, Г.И. Саранцев).
Модульная технология успешно применяется в школе (М.Д. Миронова, Т.Н. Шамова), в вузе (М.А. Андиенко, В.Ю. Ковальчук, И.В.Непрокина, В.Ю. Пасвянскене, М.Г. Тересявичене, Ю.А. Устынюк, П.А. Юцявичене) и в системе повышения квалификации (Э. Лабутене, С.-Э. Лапейка, И. Прокопенко, Г. Радзявичюс), но, несмотря на достаточно широкое применение теории модульного обучения, многие проблемы в использовании этой системы в целях развития творческих способностей обучаемых остаются неисследованными, требует развития и проблема использования модульного обучения как средства формирования ноосферного мышления студентов.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые исследован интегративный компонент содержания естественнонаучных, профессиональных и гуманитарных дисциплин в СПУЗах.
Обозначено понятие ноосферного мышления и дано его рабочее определение, соответствующее педагогической интерпретации.
Выявлены дидактические основы интеграции содержания учебных дисциплин в СПУЗах.
Теоретически разработана структурно-функциональная модель процесса интеграции при обучении в СПУзах. Системообразующим фактором интеграции являются цели обучения: формирование ноосферного мышления, которое предполагает формирование интегративно-целостного мышления, экологоцентрического мировоззрения, основ научных знаний и умений, совершенствование профессиональной подготовки. Решение указанных задач достигается разработкой интегрированного курса.
Определены дидактические принципы построения содержания интегрированного курса:
• логико-научная и профессиональная обусловленность содержания;
• информационная емкость и прогностическая ценность;
• конструктивно - практическая ценность;
• интегративно-модульный подход.
Разработана система повышения профессиональных знаний и умений студентов в контексте ноосферного мышления, состоящая из программы курса, интегративно-модульной технологии его реализации, методики диагностики технологии интегрированного обучения.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что сформулированы и содержательно аргументированы теоретические основы интеграции предметных областей естественнонаучных, профессиональных и гуманитарных дисциплин в СПУЗах.
В ходе исследования произведен анализ педагогического подхода к понятию «ноосферное мышление», предпринята попытка, сформулировать используемую в исследовании дефиницию.
Практическая значимость исследования заключается в разработке научно-методического комплекса, который представляет программу интегрированного курса, средства диагностики уровня развития практических навыков и умений обучаемых, результаты внедрения интегративно-модульной технологии.
Разработанные интегрированный курс «Материаловедческая химия и экология» и технология его реализации внедрены в современную практику работы системы среднего профессионального образования. Основное содержание исследования изложено в одиннадцати публикациях, в том числе в одном учебно-методическом пособии и одной монографии.
Разработанные по результатам исследования методические рекомендации курса «Материаловедческая химия и экология» могут быть использованы в практике работы школ, ССУЗов, ВУЗов города и области.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях - (Тольятти, 2001, 2002, 2003; Тюмень, 2001; Барнаул 2002; Самара 2001, 2002, 2003), использовались при разработке программы интегрированного курса и технологии его реализации, внедрялись в практику в период научного руководства выполнением творческих договоров по проблемам образования и экспериментальной работы в учебных заведениях Тольятти, обобщались и докладывались на заседаниях научно-методического совета кафедры педагогики, психологии и методики преподавания Тольяттинского государственного университета.
Достоверность и обоснованность результатов научной работы обеспечивается методологической основой исследования, согласованностью его основных результатов с современными требованиями к подготовке специалистов, реализацией системы методов исследования, адекватных его задачам, длительностью педагогического эксперимента и использованием математического аппарата обработки полученных данных.
На защиту выносятся:
1. Теоретическая концепция интеграции естественнонаучных, профессиональных и гуманитарных дисциплин в контексте ноосферного мышления, которая включает:
• понятие ноосферного мышления и его рабочее определение, соответствующее педагогической интерпретации;
• совокупность дидактических принципов отбора содержания учебных дисциплин в СПУЗах.
2. Структурно-функциональная модель процесса интеграции учебных дисциплин при обучении в средних профессиональных учебных заведениях;
• структура и содержание интегрированного курса;
• интегративно-модульная технология изучения интегрированного содержания курса.
3. Программно-методическое обеспечение для формирования ноосферного мышления студентов (программа спецкурса, теоретический материал, лабораторный практикум, система тестовых заданий, контрольные работы, проектные задания).
Качественная сторона дальнейшего развития системы образования предполагает фундаментализацию образования, преодоление разобщенности естественнонаучного и гуманитарного знания, а также слишком узкой специализации многих учебных дисциплин. Под термином фундаментализация понимается повышение качества образования и уровня образованности людей за счет соответствующего изменения содержания изучаемых дисциплин и технологии реализации учебного процесса. Фундаментализация образования предполагает все большую ориентацию на изучение фундаментальных законов природы и общества, а также природы и назначения самого человека.
В системе образования должны доминировать информационные компоненты, выпускники этой системы начинают жить в информационном обществе, где приоритетную роль играют фундаментальные знания об информационных процессах в природе и обществе, новые информационные технологии. Мы, все в большей мере, начинаем осознавать факт, что информация - это не второстепенный атрибут нашей деятельности, а стратегически важный ресурс развития общества, использование которого позволяет экономить другие виды ресурсов - энергетические, материальные, людские. Сегодня возникла объективная необходимость построения качественно иной, ноосферной системы образования и воспитания, которая включает новые знания об окружающем мире и человеке, новые психолого-педагогические и производственные технологии, новые нормы поведения людей, основанные на ноосферных общечеловеческих ценностях.
Мы считаем, что приближение к ноосфере возможно формированием у людей ноосферного мышления, обеспечивающее устойчивое развитие общества и сохранение жизни на Земле, посредством интеграции знания, информатизации и гуманизации процесса обучения. Обосновывая этот подход, мы делаем акцент на формирование у людей способностей находить и реализовывать надежные решения выживания человека и природы в условиях функционирования природно-промышленного комплекса.
Для современного образования особо актуальной является проблема поиска путей интеграции знания с целью формирования разносторонней, нравственной, активной, творческой личности, способной философию выживания превратить в конкретные дела.
Химия, являясь одной из фундаментальных дисциплин современного естествознания, представляет по своим объектам и предметам познания связующее звено между физическими и биологическими науками и лежит в основе понимания и предотвращения многих экологических кризисных ситуаций. Среди множества задач, стоящих перед современным химическим образованием, одной из основных является формирование у обучающихся активного понимания взаимосвязи фундаментальных законов и достижений химии с технологическими, биологическими, экологическими, социальными и другими проблемами устойчивого развития человечества.
Качественное усвоение знаний учебных дисциплин требует усилить подготовку учащихся с учетом важнейших тенденций развития природы и общества, достижений химии, на основе интеграции естественнонаучных, профессиональных и гуманитарных дисциплин, формируя тем самым зачатки ноосферного мышления.
Актуальность данного направления диктуется следующими противоречиями:
• между структурой и содержанием естественнонаучного образования и отсутствием должного социального базиса для обеспечения экологически безопасного устойчивого развития страны;
• между объективно нарастающим объемом научных знаний и не возможностью их системного усвоения в современных условиях структурирования и преподавания дисциплин;
• между существующим предметным подходом к организации профессиональной подготовки и задачей формирования целостных представлений об окружающем мире;
• между объективно усиливающейся ролью химических знаний в современном обществе и производстве и отсутствием понимания этой роли у учащихся;
• между процессом интеграции знаний в современном обществе и недостаточной научной обоснованностью дидактических основ и условий интеграции естественнонаучных, профессиональных и гуманитарных дисциплин.
Роль интегрированной информации в развитии гибкого мышления, универсальности знаний и умений студентов в системе профессионального образования определена и доказана многими учеными (А.П. Беляева, М.Н.
Берулава, В.И.Загвязинский, Б.М. Кедров, Ю.А. Кустов, О.М. Сичивица, И.П. Яковлев и др.). Однако вопросами интеграции дисциплин в контексте ноосферного мышления занималось ограниченное число исследователей.
В соответствии с изложенным мы определили проблему исследования: каковы дидактические основы интеграции
естественнонаучных, профессиональных и гуманитарных дисциплин в контексте ноосферного мышления, отвечающие современным требованиям при обучении в средних профессиональных учебных заведениях.
Для решения этой проблемы имеется основательная теоретическая и экспериментальная база, созданная педагогами, психологами и методистами: философское учение о развитии, основным источником которого является разрешение противоречий и теория деятельности (В.И.Вернадский, Г.Гегель, И.Кант, М.С.Каган, В.Д.Комаров, И.Р.Пригожин, И.Фихте, Ф.Энгельс);
теория ноосферного образования (Б.А.Астафьев, Н.В.Маслова, В.М. Назаренко, Ю.А.Урманцев, И.Н.Шванева);
теория непрерывного образования и педагогической интеграции (А.С.Асмолов, В.С.Безрукова, А.П.Беляева, М.Н. Берулава, А.Л.Бусыгина,A. А.Вербицский, И.Т.Герасимов, С.Н.Глазачев, С.Б.Ельцов, А.П.Зайцев, И.Д.Зверев, В.С.Леднев, О.М.Кузнецова, Ю.А.Кустов, М.И.Махмутов, B. М.Монахов, И.В.Непрокина, Н.Ф.Реймерс, Н.В.Савина, Ю.С.Тюнников, В.Н.Федорова, Н.К.Чапаев, Г.А.Ягодин);
теория отбора содержания образования (Ю.К.Бабанский, С.Я.Батышев, В.И.Гинеценский, В.В.Давыдов, Г.А.Ильин, Г.П.Корнев, С.В.Леднев, М.Н.Скаткин, Г.Ф.Хасанова);
теория системного (В.Г.Афанасьев, Д.М.Гвишиани, Г.М. Ильмушкин, Ф.Ф.Королев, Н.В.Кузьмина, Ю.А.Кустов, К.К.Платонов, А.И.Субетто, В.Д.Шадриков, У.Эшби, В.А.Якунин), личностно-ориентированного (Ш.А,Амонашвили, Л.Г.Вяткин, В.В.Сериков, В.С.Сухомлинский, И.С.Якиманская), и деятельностного (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, В.С.Мерлин, С.Л.Рубинштейн) подходов к организации процесса обучения, с опорой на принципы целостности, историзма, конкретности и непрерывности;
психологическая теория деятельности (А.В.Брушлинский,П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, В.П.Зинченко, А.В.Леонтьев, С.Л.Рубенштейн и др.);
современные концептуальные идеи о демократизации и гуманизации образовательного процесса (О.С.Газман, И.П.Иванов, Г.И.Железовская, Л.И.Новикова);
концепция моделирования и конструирования педагогического процесса (С.А.Архангельский, В.С.Безрукова, В.П.Беспалько, А.Г.Бусыгин, В.В.Давыдов, В.М.Кларин, В.Н.Михелькевич, И.В.Непрокина,Н.Ф.Талызина, Ю.К.Чернова, А.Н.Ярыгин);
теория творческого развития и саморазвития личности (В.И.Андреев, Л.Г.Вяткин, М.А.Галагузова, И.А.Зимняя, Г.Н.Тараносова, Н.Ш.Чинкина, В.И.Щеголь).
Актуальность и социальная значимость проблемы, педагогическая целесообразность ее решения обусловили выбор темы нашего исследования: «Интеграция учебных дисциплин в контексте ноосферного мышления (на примере обучения в средних профессиональных учебных заведениях)».
Объект исследования: система подготовки специалистов в средних профессиональных учебных заведениях.
Предмет исследования: процесс интеграции содержания дисциплин естественнонаучного, профессионального и гуманитарного блоков в контексте ноосферного мышления, направленный на улучшение профессиональной подготовки будущих специалистов в средних профессиональных учебных заведениях.
Цель исследования: разработка дидактических основ интеграции естественнонаучных, профессиональных и гуманитарных дисциплин в контексте ноосферного мышления, отвечающие современным требованиям при обучении в средних профессиональных учебных заведениях.
Гипотеза исследования: Формирование профессиональных знаний и умений студентов как основы развития ноосферного мышления будет более успешным, если:
• интегрированное содержание обучения и организация его усвоения учащимися будут осуществляться на основе системного, аксиологического и личностно-деятельностного подходов;
• в основу отбора содержательной интеграции будут положены принципы информационной емкости, прогностической ценности и конструктивно-практической значимости изучаемого материала;
• структурно-функциональная модель процесса интеграции учебных дисциплин в СПУЗах будет спроектирована с учетом специфики данных учреждений, и будет воспроизводить характеристики целостного образовательного процесса и отдельных его составляющих;
• содержание интегрированного курса будет опираться одновременно на стандарт общего среднего образования по химии и на модель специалиста;
• программно - методическое и технологическое обеспечение будет включать авторскую программу интегрированного курса, средства диагностики уровня развития практических навыков и умений обучаемых, валидные показатели результатов внедрения интегративно-модульной технологии.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. По материалам зарубежной и отечественной печати выявить преобладающие тенденции и основные подходы к исследованию интеграционных процессов в обучении.
2. Провести анализ используемых дефиниций ноосферного мышления и предложить рабочее определение исследуемого понятия.
3. Выявить дидактические основы, определить принципы предметно-содержательной интеграции дисциплин.
4. Спроектировать структурно-функциональную модель процесса интеграции при обучении в СПУзах.
5. Теоретически обосновать и представить концепцию интеграции учебных дисциплин в контексте ноосферного мышления на примере специального курса в средних профессиональных учебных заведениях и экспериментально проверить ее эффективность.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
методы теоретического исследования - изучение и анализ философской, естественнонаучной, социальной, психологической, педагогической и методической литературы с целью осмысления изучаемой проблемы и определения необходимых дидактических условий интеграции дисциплин для формирования профессиональных знаний и умений студентов как основы развития ноосферного мышления;
эмпирические методы - беседа, анкетирование, наблюдение, изучение документации, тестирование; педагогический эксперимент, который позволил получить данные об уровне сформированности знаний и умений студентов и соответственно о приближении к ноосферному мышлению;
математические методы - статистическая обработка полученных данных.
Этапы исследования. Исследование проводилось в несколько этапов, начиная с 1997года.
На первом этапе - ориентировочно-поисковом (1997-1999г.г.) осуществлялось теоретическое обоснование и поиск подходов к формированию ноосферного мышления студентов, анализ основных исследований в этой области. Изучалась методическая литература, анализировались программы по дисциплинам при подготовке специалистов в средних профессиональных учебных заведениях. Результатом этого этапа явилось предположение о необходимости интегрированного подхода для целенаправленного формирования ноосферного мышления студентов.
На втором - теоретико-проектировочном этапе (2000-2001г.г.) осмыслялись теоретико-методологические основы исследования, определялись и уточнялись объект, предмет, цель и гипотеза исследования. Была разработана и апробирована программа курса, основанного на интеграции естественнонаучных, профессиональных и гуманитарных дисциплин. Этот этап был связан с поиском и определением специфики построение модульных программ, разрабатывался учебно-методический комплекс для студентов СПУЗов, включенный в дальнейшем в практику работы.
Третий этап - экспериментально-обобщающий (2002-2004) был посвящен проверке выдвинутой гипотезы и эффективности разработанной комплексной программы интегрированного курса, позволяющего сформировать зачатки ноосферного мышления, проведены анализ и обобщения экспериментов. Данный этап сопровождался участием соискателя в научных и научно-методических конференциях, опубликованием статей по теме исследования, оформлялась диссертационная работа.
Анализ материалов зарубежной и отечественной печати по исследованию интеграционных процессов в обучении, проблемам формирования ноосферного мышления и экологоцентрического мировоззрения позволил сделать вывод о том, что существует реальная возможность разработки такого интегрированного курса, который на основе обновления содержания образования путем интеграции дисциплин естественнонаучного профессионального и гуманитарного циклов будет способствовать воспитанию общественно- активной творческой личности с ноосферным мышлением, способной философию выживания превратить в конкретные дела.
На основе выделенного направления может быть построена структурно-содержательная модель курса, в основу которой положен процесс стержнезации знаний, основой которых выступает химия и создание учебных модулей.
Содержательные идеи курса могут быть представлены в виде трех модулей:
Первый модуль включает фундаментальные законы и понятийную базу интегрированных дисциплин; Он позволяет критически мыслить и самостоятельно использовать информационные технологии, уметь находить необходимую для своих задач информацию.
Второй модуль включает основы ноосферного мышления, на основе химического осмысления наук о материалах, оценки токсичности, создании новых материалов и утилизации отходов. При создании программы курса выбран вариант, когда изложение материала тесно связано с логикой периодической системы. Такой подход позволяет изложить проблемы химического материаловедения на основе фундаментальных химических законов. Самостоятельное изучение учебного материала модуля предполагает использование компьютеризированных программных продуктов по интегрируемым дисциплинам.
Третий модуль - анализ и применение малоотходных и ресурсосберегающих технологий.
Эта модель взаимосвязанных модулей, реализующих органическое единство естественнонаучных, экологических и социальных проблем общества, частично реализует актуальную задачу современности - формирование ноосферного интеллекта личности.
Обосновывая содержание интегрированного курса как существенной составной части профессиональной подготовки специалистов мы можем сформулировать следующие исходные предположения:
• усвоение интегрированного знания создает возможность для формирования у учащихся ноосферного мышления, взглядов и убеждений, необходимых современному человеку;
• в процессе обучения возникают не только знания, умения и навыки, но и их психологический эквивалент - мыслительные (познавательные) структуры, сквозь которые человек смотрит на мир, видит и понимает его, а результаты этого выражаются в его жизнедеятельности: мышлении, речи, памяти, поведении, профессиональной деятельности;
• интегрированный курс ориентирован на реальную жизнь, на те проблемы, которые предстоит решать человечеству, в первую очередь - экологическую дилемму: либо погибнуть вместе с природой, либо отыскать пути совместной эволюции.
Анализ содержательной информации интегрированного курса позволяет прийти к выводу о возможности и целесообразности его изучения с использованием модульной технологии. Аргументами в пользу такого вывода является то, что модульная технология позволяет:
• осуществлять генерализацию знаний, выделяя инвариантную и вариативную компоненты и соединяя учебный материал фундаментального и прикладного характера (В .Г. Разумовский, А. А. Пинский, Г.П. Корнев),
• использовать теорию поэтапного формирования умственных действий (И.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина),
• учитывать теорию деятельности (Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, ВБ. Краевский, И.Я. Лернер, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн),
• руководствоваться теорией развивающего обучения (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.В. Эльконин),
• использовать идеи программированного обучения (В.П. Беспалько, Н.Д.Никандров, Н.Ф. Талызина),
• опираться на методику организации и проведения самостоятельной работы со студентами, методику формирования у них обобщенных умений и навыков (А.В. Усова, Л.С. Хижнякова, Н.С. Пурышева, Г.И. Саранцев).
Модульная технология успешно применяется в школе (М.Д. Миронова, Т.Н. Шамова), в вузе (М.А. Андиенко, В.Ю. Ковальчук, И.В.Непрокина, В.Ю. Пасвянскене, М.Г. Тересявичене, Ю.А. Устынюк, П.А. Юцявичене) и в системе повышения квалификации (Э. Лабутене, С.-Э. Лапейка, И. Прокопенко, Г. Радзявичюс), но, несмотря на достаточно широкое применение теории модульного обучения, многие проблемы в использовании этой системы в целях развития творческих способностей обучаемых остаются неисследованными, требует развития и проблема использования модульного обучения как средства формирования ноосферного мышления студентов.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые исследован интегративный компонент содержания естественнонаучных, профессиональных и гуманитарных дисциплин в СПУЗах.
Обозначено понятие ноосферного мышления и дано его рабочее определение, соответствующее педагогической интерпретации.
Выявлены дидактические основы интеграции содержания учебных дисциплин в СПУЗах.
Теоретически разработана структурно-функциональная модель процесса интеграции при обучении в СПУзах. Системообразующим фактором интеграции являются цели обучения: формирование ноосферного мышления, которое предполагает формирование интегративно-целостного мышления, экологоцентрического мировоззрения, основ научных знаний и умений, совершенствование профессиональной подготовки. Решение указанных задач достигается разработкой интегрированного курса.
Определены дидактические принципы построения содержания интегрированного курса:
• логико-научная и профессиональная обусловленность содержания;
• информационная емкость и прогностическая ценность;
• конструктивно - практическая ценность;
• интегративно-модульный подход.
Разработана система повышения профессиональных знаний и умений студентов в контексте ноосферного мышления, состоящая из программы курса, интегративно-модульной технологии его реализации, методики диагностики технологии интегрированного обучения.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что сформулированы и содержательно аргументированы теоретические основы интеграции предметных областей естественнонаучных, профессиональных и гуманитарных дисциплин в СПУЗах.
В ходе исследования произведен анализ педагогического подхода к понятию «ноосферное мышление», предпринята попытка, сформулировать используемую в исследовании дефиницию.
Практическая значимость исследования заключается в разработке научно-методического комплекса, который представляет программу интегрированного курса, средства диагностики уровня развития практических навыков и умений обучаемых, результаты внедрения интегративно-модульной технологии.
Разработанные интегрированный курс «Материаловедческая химия и экология» и технология его реализации внедрены в современную практику работы системы среднего профессионального образования. Основное содержание исследования изложено в одиннадцати публикациях, в том числе в одном учебно-методическом пособии и одной монографии.
Разработанные по результатам исследования методические рекомендации курса «Материаловедческая химия и экология» могут быть использованы в практике работы школ, ССУЗов, ВУЗов города и области.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях - (Тольятти, 2001, 2002, 2003; Тюмень, 2001; Барнаул 2002; Самара 2001, 2002, 2003), использовались при разработке программы интегрированного курса и технологии его реализации, внедрялись в практику в период научного руководства выполнением творческих договоров по проблемам образования и экспериментальной работы в учебных заведениях Тольятти, обобщались и докладывались на заседаниях научно-методического совета кафедры педагогики, психологии и методики преподавания Тольяттинского государственного университета.
Достоверность и обоснованность результатов научной работы обеспечивается методологической основой исследования, согласованностью его основных результатов с современными требованиями к подготовке специалистов, реализацией системы методов исследования, адекватных его задачам, длительностью педагогического эксперимента и использованием математического аппарата обработки полученных данных.
На защиту выносятся:
1. Теоретическая концепция интеграции естественнонаучных, профессиональных и гуманитарных дисциплин в контексте ноосферного мышления, которая включает:
• понятие ноосферного мышления и его рабочее определение, соответствующее педагогической интерпретации;
• совокупность дидактических принципов отбора содержания учебных дисциплин в СПУЗах.
2. Структурно-функциональная модель процесса интеграции учебных дисциплин при обучении в средних профессиональных учебных заведениях;
• структура и содержание интегрированного курса;
• интегративно-модульная технология изучения интегрированного содержания курса.
3. Программно-методическое обеспечение для формирования ноосферного мышления студентов (программа спецкурса, теоретический материал, лабораторный практикум, система тестовых заданий, контрольные работы, проектные задания).
Исследование теоретических и методических основ системы профессиональной подготовки специалистов в средних профессиональных учебных заведениях имеет важное значение как для теории, так и для практики. В данной работе обоснована и экспериментально подтверждена сформулированная выше гипотеза исследования.
В процессе теоретического и экспериментального исследования в соответствии с его целью и задачами получены следующие выводы и результаты.
1. Обоснована необходимость введения в учебный процесс СПУЗ интегрированного содержания обучения.
Инновационное образование, охватившее педагогический процесс всех школ, способствует изменению, дополнению и модернизации традиционных предметов, на сегодняшний день интегрированное содержание обучения и методика его изложения в процессе подготовки специалистов являются весьма актуальными.
2. Приближение специалистов к ноосферному мышлению является необходимым условием обеспечения устойчивого развития страны. Нами обозначено понятие ноосферного мышления и дано его рабочее определение, соответствующее педагогической интерпретации.
Интеграция дисциплин естественнонаучного профессионального и гуманитарного циклов, информатизация и гуманизация процесса обучения являются основой формирования ноосферного мышления студентов.
3. Разработана структурно-функциональная модель процесса интеграции учебных дисциплин в контексте ноосферного мышления при обучении в СПУЗах. Мы считаем, что для развития ноосферного интеллекта, творческого мышления специалистов, способных философию выживания превратить в конкретные дела необходимо, чтобы содержание обучения способствовало:
• фундаментализации знаний;
• формированию экологоцентрического мышления;
• формированию ноосферных общечеловеческих качеств личности;
• повышению профессионального уровня специалиста.
Мы убеждены, что формирование интегрированных курсов может быть подчинено следующему:
• в основу интегрированного курса должны быть положены принципы системного подхода и учтена специфика изучаемого материала;
• цель теоретического синтеза - разработка целостной теории, отражающей роль химических знаний в жизни общества, формирующей экологоцентрическое мировоззрение и реализующей прогностическую функцию;
• следует использовать систему модульного обучения курса, при которой в первом модуле формируется ядро образования на базе фундаментальных законов интегрированных дисциплин, во втором - закладываются основы ноосферного мышления на базе создания новых материалов и утилизации отходов, в третьем - способность анализировать и применять химические технологии.
4. Разработана технология проектирования содержания интегрированного курса «Материаловедческая химия и экология», в основу которой положен принцип интеграции естественнонаучных,профессиональных и гуманитарных дисциплин.
Использование идеи стержневой интеграции позволило спроектировать программу, главной основой которой являются тенденции взаимопроникновения и взаимообогащения учебных дисциплин, комплексностью, системностью и уплотнением знаний.
5. Наиболее целесообразной формой реализации интегрированного содержания является модульное, основное достоинство которого - максимальное удовлетворение профессиональных и личностных потребностей обучаемых, динамичность, гибкость, принцип деятельности, осознанной перспективы. Модульное обучение способствует повышению качества знаний и умений специалистов, формированию ноосферного мышления, проявлению активности и самостоятельности в решении актуальных проблем современности.
6. Создан и апробирован программно-методический комплекс интегрированного курса «Материаловедческая химия и экология» в СПУЗах.
Используя качественный и количественный анализ результатов, их статистическая обработка позволили сделать достаточно обоснованные выводы о положительном влиянии интегрированного курса «Материаловедческая химия и экология» на качество знаний и умений студентов, на развитие у них ноосферного мышления, творческих способностей и самостоятельной профессиональной деятельности.
В процессе теоретического и экспериментального исследования в соответствии с его целью и задачами получены следующие выводы и результаты.
1. Обоснована необходимость введения в учебный процесс СПУЗ интегрированного содержания обучения.
Инновационное образование, охватившее педагогический процесс всех школ, способствует изменению, дополнению и модернизации традиционных предметов, на сегодняшний день интегрированное содержание обучения и методика его изложения в процессе подготовки специалистов являются весьма актуальными.
2. Приближение специалистов к ноосферному мышлению является необходимым условием обеспечения устойчивого развития страны. Нами обозначено понятие ноосферного мышления и дано его рабочее определение, соответствующее педагогической интерпретации.
Интеграция дисциплин естественнонаучного профессионального и гуманитарного циклов, информатизация и гуманизация процесса обучения являются основой формирования ноосферного мышления студентов.
3. Разработана структурно-функциональная модель процесса интеграции учебных дисциплин в контексте ноосферного мышления при обучении в СПУЗах. Мы считаем, что для развития ноосферного интеллекта, творческого мышления специалистов, способных философию выживания превратить в конкретные дела необходимо, чтобы содержание обучения способствовало:
• фундаментализации знаний;
• формированию экологоцентрического мышления;
• формированию ноосферных общечеловеческих качеств личности;
• повышению профессионального уровня специалиста.
Мы убеждены, что формирование интегрированных курсов может быть подчинено следующему:
• в основу интегрированного курса должны быть положены принципы системного подхода и учтена специфика изучаемого материала;
• цель теоретического синтеза - разработка целостной теории, отражающей роль химических знаний в жизни общества, формирующей экологоцентрическое мировоззрение и реализующей прогностическую функцию;
• следует использовать систему модульного обучения курса, при которой в первом модуле формируется ядро образования на базе фундаментальных законов интегрированных дисциплин, во втором - закладываются основы ноосферного мышления на базе создания новых материалов и утилизации отходов, в третьем - способность анализировать и применять химические технологии.
4. Разработана технология проектирования содержания интегрированного курса «Материаловедческая химия и экология», в основу которой положен принцип интеграции естественнонаучных,профессиональных и гуманитарных дисциплин.
Использование идеи стержневой интеграции позволило спроектировать программу, главной основой которой являются тенденции взаимопроникновения и взаимообогащения учебных дисциплин, комплексностью, системностью и уплотнением знаний.
5. Наиболее целесообразной формой реализации интегрированного содержания является модульное, основное достоинство которого - максимальное удовлетворение профессиональных и личностных потребностей обучаемых, динамичность, гибкость, принцип деятельности, осознанной перспективы. Модульное обучение способствует повышению качества знаний и умений специалистов, формированию ноосферного мышления, проявлению активности и самостоятельности в решении актуальных проблем современности.
6. Создан и апробирован программно-методический комплекс интегрированного курса «Материаловедческая химия и экология» в СПУЗах.
Используя качественный и количественный анализ результатов, их статистическая обработка позволили сделать достаточно обоснованные выводы о положительном влиянии интегрированного курса «Материаловедческая химия и экология» на качество знаний и умений студентов, на развитие у них ноосферного мышления, творческих способностей и самостоятельной профессиональной деятельности.
Подобные работы
- ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В КОНТЕКСТЕ НООСФЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ)
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЛАСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - Интеграция учебных дисциплин в контексте ноосферного мышления
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Бакалаврская работа, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Формирование экологической культуры студентов колледжа во внеучебной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2021



