Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовое регулирование коммерческой концессии в Российской Федерации

Работа №28162

Тип работы

Диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы207
Год сдачи2004
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
638
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
I. Коммерческая концессия: теоретический и исторический анализ 20
1.1. Коммерческая концессия, франчайзинг, франшиза: соотношение понятий -
1.2. История возникновения и развития коммерческой концессии 33
1.3. Сущность коммерческой концессии как способа осуществления
предпринимательской Деятельности 39
II. Правовое регулирование коммерческой концессии: становление и
развитие 61
2.1. Основные направления и тенденции правового регулирования
коммерческой концессии в иностранных государствах -
2.2. Коммерческая концессия в современном российском
законодательстве 79
III. Договор коммерческой концессии: проблемы и противоречия
законодательного регулирования 90
3.1. Понятие и характеристика договора коммерческой концессии
3.2. Содержание договора коммерческой концессии 148
3.3. Срок действия, изменение и прекращение договора коммерческой концессии 163
Заключение 179
Список использованных источников (нормативных правовых актов и литературы) 184
Приложения:
Приложение № 1 - Схемы 193
Приложение № 2 - Таблица изменений в нормы ГК РФ, регулирующие коммерческую концессию, предлагаемых автором 194
Приложение № 3 - Модельный закон УНИДРУА о раскрытии информации о франшизе (в переводе автора) 197
Приложение № 4 - Типовой договор коммерческой концессии, разработанный автором 203


В недавнее время наше государство в ходе кардинальных политико-экономических реформ осуществило переход от административной, планово-распределительной экономики к экономике рыночной. Это повлекло за собой существенные изменения в производственных, финансовых и прочих экономических отношениях между субъектами народного хозяйства. Российская Федерация становится неотъемлемой частью единого мирового экономического пространства, интегрируясь в такие международные образования как Европейский Союз, Всемирная торговая организация.
В экономике России стали появляться и развиваться методы и способы ведения предпринимательской деятельности, ранее возникшие и успешно практикующиеся в иностранных государствах. Одним из таких способов является ведение бизнеса по схеме коммерческой концессии (или франчайзинга) . В самых общих чертах коммерческая концессия - это вид взаимоотношений субъектов предпринимательской деятельности, в рамках которых одна сторона (правообладатель) предоставляет другой стороне (пользователю) за вознаграждение право использовать в деятельности последнего на условиях, согласованных сторонами, комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, а именно: право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие объекты исключительных прав (например, на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания, объекты авторских прав и т.п.).
Изменения экономических, производственных отношений - “базиса” неотвратимо влекут за собой изменения правовой “надстройки”, регламентирующей данные отношения. С одной стороны, правовая надстройка является выражением существующих в государстве и обществе экономических отношений. С другой стороны, правовая система в государстве должна служить становлению, укреплению и развитию сильной, устойчивой экономической системы, способной обеспечивать повседневные потребности граждан данного государства.
Успех развития экономики во многом зависит от законодательного регулирования. Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и отдельных граждан. Она не обеспечивает социально справедливого распределения дохода, не 3 гарантирует права на труд и поддержки незащищенных слоев населения .
Для оптимального сочетания интересов участников рынка, государства и потребителей необходимо сбалансированное правовое регулирование, направленное в целом на развитие экономики государства.
Актуальность темы исследования.Коммерческая концессия как способ осуществления предпринимательской деятельности чрезвычайно выгодна для обеих сторон договора. Правообладателю она позволяет с минимальными издержками стремительно расширить бизнес и увеличить долю своего присутствия на рынке. Пользователю коммерческая концессия предоставляет возможность открыть собственное дело по заранее разработанной и апробированной технологии, с повышенной вероятностью того, что вновь открываемое предприятие окажется успешным и не потерпит крах.
Эти выводы подтверждает и опыт иностранных государств. Так, по данным фирмы “Mr. Doors Home Inc.” в США после пяти лет деятельности на рынке выживают 23 процента частных предприятий, а после десяти лет их остается лишь 18, в то время как среди предприятий, работающих по системе франчайзинга, через пять лет распадается только 8 предприятий из 100, а через 10 лет - 10 из 100 .
В США, где франчайзинг переживает настоящий бум, объем продаж по системе франчайзинга составляет порядка одного триллиона долларов, при этом 40% розничных продаж приходится на франчайзинг. В Великобритании оборот в сфере франчайзинга за 1999 год составил 8,9 млрд. фунтов стерлингов, доля франчайзинга в секторе розничной торговли находилась на уровне 29,4%, 90% всех франшиз отмечали прибыльность своего бизнеса. Оборот франчайзинговой системы в Германии в 1997 году находился на уровне 17452 млн. долларов США и 18700 - в 1998 году. По данным на 1998 г. Емкость франчайзингового рынка во Франции оценивалась в 32,5 миллиарда долларов США. В Италии даже в ситуации экономической стагнации франчайзинг стал одним из немногочисленных секторов, продемонстрировавших положительные тенденции в динамике роста .
Коммерческая концессия представляет собой уникальную возможность становления и развития предпринимательства, особенно для малого и среднего бизнеса, который является основой экономики в развитых государствах. Таким образом, развитие коммерческой концессии в Российской Федерации может способствовать укреплению российской экономики в целом.
Коммерческая концессия является относительно новым для России способом осуществления предпринимательской деятельности. Практика применения правовых норм, регулирующих коммерческую концессию, обнажает ряд проблем и указывает на несовершенство законодательства в данной области. Несмотря на экономическую эффективность,“привлекательность” коммерческой концессии, а также на то, что законодательная база для развития коммерческой концессии в России появилась еще в 1996 г. (с введением в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации), коммерческая концессия в России развивается достаточно умеренными темпами. И одной из главных причин низкой динамики развития коммерческой концессии в России, по мнению ряда ведущих специалистов и практиков в данной области, являются недостатки правового регулирования.
В теории современного российского гражданского права также существует ряд проблем, противоречий и вопросов, касающихся правового регулирования коммерческой концессии.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется:
- во-первых, высокой эффективностью коммерческой концессии как способа осуществления предпринимательской деятельности и его значением для развития экономики государства в целом. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость становления, развития данного способа в предпринимательской практике в России и его поддержку со стороны государства;
- во-вторых, несовершенством правового регулирования коммерческой концессии,
- в-третьих, необходимостью в разрешении существующих противоречий и в выработке новых теоретических положений и практических рекомендаций в рамках темы исследования.
Вышеизложенные соображения предопределили выбор темы диссертации.
Степень научной разработанности темы исследования.Тема настоящей работы ранее поднималась в научных исследованиях. Наибольшее внимание в них было уделено изучению договора коммерческой концессии. В частности, вопросам правового регулирования договора коммерческой концессии посвящены научные труды таких видных российских цивилистов, как М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, А.П. Сергеев, Е.А. Суханов, Б.И. Пугинский.
Заслуживают внимания и научные работы Л.Ю. Василевской, А.А. Иванова, И.В. Рыковой, Л.А. Трахтенгерц, посвященные проблемам правового регулирования коммерческой концессии в России.
В 2000 г. Н.В. Месяшной была защищена диссертационная работа на соискание степени кандидата юридических наук “Вопросы правового регулирования франчайзинга в России”, в которой был исследован процесс развития отношений льготного предпринимательства (франчайзинга - авт.) в России, опосредованных договором коммерческой концессии. В 2003 г. О.А. Орлова защитила диссертацию на соискание степени кандидата юридических наук “Договор коммерческой концессии по российскому и зарубежному законодательству”, предметом которой является правовая конструкция договора коммерческой концессии, закрепленная в главе 54 Гражданского кодекса РФ, а также нормы зарубежного законодательства в области франчайзинга и практика их применения.
Однако, в имеющихся трудах о коммерческой концессии, несмотря на их безусловную научную ценность, не в полной мере решены отдельные теоретические и практические задачи, существующие в рамках темы исследования. В частности, по мнению автора, мало внимания было уделено анализу экономической сущности коммерческой концессии, не был изучен вопрос о необходимости наличия специального правового регулирования общественных отношений коммерческой концессии. Недостаточно проанализирована правоприменительная практика в сфере коммерческой концессии, а также предложения по совершенствованию правового регулирования коммерческой концессии и замечания, поступающие от специалистов и предпринимателей в данной области. Кроме того, в теоретических положениях о коммерческой концессии продолжают существовать отдельные проблемы и противоречия.
Цель исследования -на основе комплексного, всестороннего анализа коммерческой концессии как многоаспектной категории:
- устранить существующие противоречия в определении понятия коммерческой концессии,
- разрешить ряд теоретических вопросов: о возможности передачи прав на фирменное наименование по договору коммерческой концессии, о правовом статусе коммерческого обозначения, сущности охраняемой коммерческой информации, месте договора коммерческой концессии в системе гражданско-правовых договоров,
- определить роль специального правового регулирования отношений коммерческой концессии и сформулировать основные задачи и принципы такого регулирования,
- разработать обоснованные предложения по совершенствованию законодательства о коммерческой концессии и практические рекомендации для предпринимателей, использующих в своей деятельности коммерческую концессию.
Цель исследования предопределила постановку следующих задач исследования:
- разработка и обоснование терминологического и понятийного аппарата в рамках исследуемой темы: выявление содержания терминов и соотношения соответствующих им понятий;
- изучение истории возникновения коммерческой концессии;
- определение экономической сущности коммерческой концессии как способа осуществления предпринимательской деятельности;
- исследование основных направлений и тенденций правового регулирования коммерческой концессии в иностранных экономически развитых государствах;
- анализ действующего законодательства РФ о коммерческой концессии.
На основе проведенных исследований разработать:
а) новые научно-теоретические положения и устранить существующие теоретические противоречия, касающиеся коммерческой концессии,
б) предложения по совершенствованию правового регулирования коммерческой концессии и улучшению правоприменительной практики в данной сфере,
в) практические рекомендации по использованию субъектами коммерческой концессии действующих правовых норм и по оптимизации договорного регулирования отношений субъектов коммерческой концессии.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в предпринимательской деятельности, осуществляемой с применением коммерческой концессии.
Предмет исследования - коммерческая концессия как многоаспектная категория; правовые нормы, регулирующие коммерческую концессию, проблемы их применения и совершенствования.
Теоретическая база исследования.Кроме научных работ М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, А.П. Сергеева, Е.А. Суханова, Б.И. Пугинского, Л.Ю. Василевской, А.А. Иванова, Н.В. Месяшной, О.А.Орловой, И. В. Рыковой, Л. А. Трахтенгерц, диссертантом использовались научные труды как дореволюционных цивилистов: А.И. Каминки, Д.И. Мейера, Г. Ф. Шершеневича, так и современных российских правоведов: В. А. Дозорцева, И.А. Зенина, В.О. Калятина, О.Н. Садикова, Ю.К. Толстого, и других. Также в работе использованы труды российских практиков в области франчайзинга: В.В. Довганя, Председателя совета директоров Российской ассоциации франчайзинга А.З. Майлера, О.В. Новосельцева. В процессе подготовки диссертации были изучены и специализированные издания о франчайзинге зарубежных авторов: М. Мендельсона, П. и Д. Борояна, Дж. Кинча и Дж. Хейза, Дж. Стенворта и Б. Хейза.
При написании диссертационной работы автор использовал действующее законодательство РФ, судебную практику (постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, постановления Федеральных арбитражных судов) и другие специализированные материалы, предоставленные автору Российской ассоциацией франчайзинга.
Методологическая основа исследования.Методологическую основу исследования составляют как общенаучные методы (диалектический метод познания, статистический и социологический методы, сравнение, анализ, синтез, дедукция, индукция, классификация), так и методы, характерные для юриспруденции, как самостоятельной отрасли знания (историко-правовой метод, сравнительный правовой анализ, аналогия права).
Научная новизна исследования состоит в комплексном изучении коммерческой концессии как многоаспектной категории. При этом автором была изучена экономическая сущность отношений коммерческой концессии, на основе чего выработаны новые теоретические положения, а также практические предложения и рекомендации по совершенствованию правового регулирования коммерческой концессии.
Новизна работы проявляется в следующих основных научно-теоретических выводах, выносимых на защиту:
1. Коммерческую концессию как категорию необходимо рассматривать в четырех аспектах, а именно как:
а) способ осуществления предпринимательской деятельности,
б) совокупность общественных отношений, возникающих в сфере предпринимательства;
в) двустороннюю гражданско-правовую сделку - договор коммерческой концессии;
г) институт российского гражданского права.
2. Понятие “коммерческая концессия” (использованное в российском законодательстве) и понятие “франчайзинг” (известное в зарубежной практике предпринимательской деятельности) не являются синонимами, а соотносятся, соответственно, как видовое и родовое понятия. Коммерческая концессия является аналогом одной из разновидностей франчайзинга - франчайзинга бизнес-формата. В настоящее время в мировой практике осуществления предпринимательской деятельности наиболее широко распространен именно данный вид франчайзинга. Общие положения, касающиеся франчайзинга, применимы и к коммерческой концессии.
3. Коммерческая концессия как способ осуществления предпринимательской деятельности не только предоставляет определенные преимущества всем участникам, вовлеченным в отношения коммерческой концессии, и благотворно влияет на экономику государства в целом, но и обладает недостатками, вследствие чего становится возможным наступление негативных последствий. В связи с этим представляется, что отношения, возникающие в связи с применением коммерческой концессии, должны быть урегулированы нормами права. Правовое регулирование коммерческой концессии должно, с одной стороны, позволять наиболее эффективно использовать преимущества коммерческой концессии и извлекать из указанных отношений максимальную пользу для всех вовлеченных в них участников, а с другой стороны - нейтрализовать недостатки коммерческой концессии.
4. Правовое регулирование коммерческой концессии может осуществляться как общими правовыми нормами различных отраслей права, так и специальными нормами, посвященными регулированию именно коммерческой концессии. Специальное законодательство о франчайзинге зарубежных государств направлено, в основном, на защиту прав и законных интересов потенциальных франчайзи (в русскоязычной терминологии - пользователей), которые фактически выступают в качестве инвесторов, а в ряде случаев - и на охрану публичных интересов - например, на защиту конкуренции при заключении франчайзинговых соглашений.
5. История показывает, что франчайзинг появляется вне зависимости от наличия, либо отсутствия специального правового регулирования, там, где для этого созрели экономические условия и что успешное развитие франчайзинга возможно, в принципе, в государствах, не имеющих специального законодательства о франчайзинге. Однако практика свидетельствует, что наличие специального правового регулирования коммерческой концессии обеспечивает более эффективную защиту как прав и законных интересов субъектов, вовлеченных в отношения коммерческой концессии, так и публичных интересов, а также способствует предотвращению нарушений и злоупотреблений в сфере коммерческой концессии.
6. Российская Федерация относится к числу стран, имеющих специальное законодательство о коммерческой концессии. В российском гражданском праве сформировался новый самостоятельный институт коммерческой концессии, однако отдельные нормы данного института требуют изменений.
Представляется, что при совершенствовании специального правового регулирования коммерческой концессии в России необходимо:
- осуществлять ясное и четкое регулирование, согласованное (в том числе с точки зрения терминологии) с действующим законодательством РФ и его основными принципами;
- поддерживать разумный и справедливый баланс частных интересов сторон договора коммерческой концессии: с одной стороны - правообладателя и, с другой стороны, пользователя;
- поддерживать разумный и справедливый баланс, с одной стороны - частных интересов предпринимателей, использующих в своей деятельности схему коммерческой концессии и, с другой стороны - публичных интересов;
- учитывать практику правового регулирования франчайзинга в экономически развитых зарубежных государствах, поскольку они имеют обширный опыт, накопленный в процессе такого регулирования, и для успешной интеграции Российской Федерации в единое мировое экономическое пространство.
7. Договор коммерческой концессии является самостоятельным видом гражданско-правовых договоров. Одним из наиболее значимых критериев, позволяющих отграничить договор коммерческой концессии от других видов договоров, является особая цель договора коммерческой концессии - предоставление пользователю разработанной правообладателем технологии ведения предпринимательской деятельности по реализации товаров (работ, услуг), включая права на использование принадлежащих правообладателю средств индивидуализации участников гражданского оборота и других объектов исключительных прав, в обмен на долю в доходах, получаемых пользователем от использования такой технологии.
8. По договору коммерческой концессии передается право на фирменное наименование, а не само фирменное наименование, поскольку фирменное наименование неотчуждаемо от владеющего им субъекта, за исключением случаев реорганизации субъекта. При этом по договору коммерческой концессии обычно передается право на вспомогательную часть фирменного наименования, то есть оригинальное название, индивидуализирующее субъекта, указываемое после основной части фирменного наименования (организационно-правовой формы юридического лица).
9. Под охраняемой коммерческой информацией, права на использование которой передаются по договору коммерческой концессии, подразумевается информация, составляющая коммерческую (служебную) тайну. Одной из разновидностей коммерческой (служебной) тайны являются секреты промысла (ноу-хау), которые в подавляющем большинстве случаев и передаются по договору коммерческой концессии.
Содержание охраняемой коммерческой информации, права на которую передаются по договору коммерческой концессии, составляют способы и методы осуществления предпринимательской деятельности (продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг), разработанные правообладателем и направленные на оптимизацию деятельности, относительно гарантированное извлечение прибыли и достижение максимального эффекта от осуществления данного вида деятельности.
10. Регистрация договора коммерческой концессии является необходимой процедурой, поскольку в рамках регистрации проверяется правосубъектность сторон, принадлежность правообладателю объектов исключительных прав, права на использование которых передаются по договору коммерческой концессии. Регистрация договора коммерческой концессии минимизирует возможность возникновения в последующем споров и разногласий между сторонами договора, причинения сторонам серьезных убытков и в конечном итоге отвечает интересам самих сторон договора. Кроме того, регистрация договоров коммерческой концессии направлена и на защиту публичных интересов. Она является превентивной мерой, направленной на недопущение заключения договоров коммерческой концессии, условия которых противоречат императивным нормам законодательства РФ. В частности, регистрация позволяет предотвратить заключение договоров коммерческой концессии ненадлежащими субъектами, введение потребителей в заблуждение и другие подобные нарушения.
Новизна работы проявляется также в следующих практических предложениях и рекомендациях автора по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в сфере коммерческой концессии, выработанных по итогам исследования:
1. Несмотря на то, что в действующем законодательстве РФ содержится указание на коммерческое обозначение как на самостоятельный объект исключительных прав, в законодательстве отсутствуют нормы, регламентирующие его правовой режим. В российском законодательстве уже содержатся правовые нормы, направленные на защиту исключительных прав как на средства индивидуализации субъектов - юридических лиц (фирменные наименования), так и на средства индивидуализации продукции, выполняемых работ и услуг (товарные знаки и знаки обслуживания). С другой стороны, в международных конвенциях по вопросам защиты прав на интеллектуальную собственность, в которых участвует Российская Федерация, не содержатся нормы, обязывающие стран-участниц вводить правовую охрану коммерческих обозначений.
Во избежание терминологической несогласованности и правовых конфликтов между субъектами гражданского оборота, следует отказаться от понятия коммерческого обозначения и внести соответствующие изменения в соответствующие нормативные правовые акты.
2. Учитывая зарубежную практику правового регулирования франчайзинга, неопределенность правового режима коммерческих обозначений, а также возможные проблемы при защите исключительных прав на фирменное наименование, необходимо скорректировать положения об обязательных объектах, права на использование которых передаются по договору коммерческой концессии, и внести в законодательство соответствующие изменения. При этом в качестве договоров коммерческой концессии следует рассматривать договоры, в соответствии с условиями которых правообладателем пользователю передаются права на фирменное наименование и (или) товарный знак (знак обслуживания) и охраняемую коммерческую информацию.
3. С целью обеспечения охраны коммерческой информации правообладателя, права на использование которой передаются пользователю, представляется целесообразным предусматривать в договоре коммерческой концессии:
- обязательства пользователя по включению в трудовые договоры со всеми своими сотрудниками условий о неразглашении охраняемой коммерческой информации,
- положения о неустойке в конкретном размере за незаконное разглашение такой информации по вине пользователя (в связи с проблематичностью доказывания размера ущерба, причиненного незаконным разглашением информации).
4. Необходимо исключить из обязанностей правообладателя по договору коммерческой концессии предоставление лицензий пользователю и их оформление в установленном порядке. Данная обязанность:
- во-первых, дублирует обязанность правообладателя по регистрации договора на передачу объектов промышленной собственности в Российском агентстве по патентам и товарным знакам (либо лишается смысла в случае, когда обязанность по регистрации договора - т.е. оформление лицензии в установленном порядке, возложена на пользователя) и,
- во-вторых, ввиду неудачной формулировки влечет смешение понятий “лицензия на право использования объекта промышленной собственности” и “лицензия - разрешение государства на право осуществления определенного вида деятельности”.
5. Предлагается снять запрет на закрепление права правообладателя определять цену товаров (работ, услуг), реализуемых пользователем по договору коммерческой концессии. Указанный запрет необоснованно (так как данное условие по общему правилу не причиняет ущерба конкуренции) ограничивает волю сторон на формулирование взаимоприемлемых условий договора коммерческой концессии. Кроме того, на практике данный запрет можно обойти заключением между правообладателем и пользователем договора комиссии, по которому правообладатель-комитент будет вправе диктовать условие о цене пользователю-комиссионеру.
6. Необходимо установить обязанность правообладателя по раскрытию перед потенциальными пользователями до подписания договора коммерческой концессии определенной информации и закрепить перечень такой информации в соответствии с рекомендациями, сформулированными в Модельном законе о раскрытии информации о франшизе (Model franchise disclosure law), который был разработан экспертами Международного института унификации частного права (УНИДРУА) в 2002 г.
В условиях, когда законом не закреплены обязанности правообладателя по предоставлению потенциальным пользователям информации, пользователю желательно самостоятельно до заключения договора коммерческой концессии затребовать такие сведения от правообладателя с целью принятия взвешенного решения о целесообразности заключения договора коммерческой концессии.
7. Необходимо предусмотреть, что ответственность правообладателя по требованиям, предъявляемым к пользователю (субсидиарная, либо солидарная), может наступать только в случае предъявления таких требований со стороны потребителей (т.е. граждан, приобретающих товары, работы, услуги для личных нужд, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности). Также необходимо закрепить право правообладателя на предъявление регрессных требований к пользователю в случае удовлетворения обоснованных претензий потребителей товаров (работ, услуг) пользователя.
8. Условие о вознаграждении по договору коммерческой концессии является существенным условием договора. В связи с тем, что законодатель предусматривает лишь возможные варианты установления вознаграждения по договору коммерческой концессии (ст. 1030 ГК РФ), условия о порядке исчисления и уплаты вознаграждения должны быть наиболее полно и точно определены сторонами в договоре.
9. Право пользователя на заключение договора коммерческой концессии на новый срок на тех же условиях является необоснованным ущемлением интересов правообладателя. Более справедливым представляется предусмотреть, что пользователь (при условии надлежащего исполнения им своих обязательств по предыдущему договору) имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами по окончании срока действия договора коммерческой концессии заключить договор на новый срок.
Такое изменение, конечно же, в меньшей степени учитывает интересы добросовестного пользователя, который является более слабой стороной в договоре коммерческой концессии. Однако при этом расширяется возможность для сторон самостоятельно регулировать данный вопрос в договоре коммерческой концессии (в соответствии с основным методом цивилистики - диспозитивным).
Научная и практическая значимость диссертационной работы. Основные выводы и положения диссертации позволяют более глубоко осмыслить коммерческую концессию как многоаспектную категорию. Результаты работы могут быть использованы в преподавательской работе по курсам “Гражданское право”, “Предпринимательское право”, “Торговое право”.
Предложения по изменению нормативных правовых актов о коммерческой концессии, содержащиеся в работе, могут быть использованы в деятельности органов государственной власти для совершенствования правового регулирования общественных отношений в сфере коммерческой концессии и для улучшения правоприменительной практики.
Практические рекомендации, изложенные в настоящей диссертации, могут быть использованы субъектами предпринимательской деятельности с целью наиболее оптимального применения действующих правовых норм о коммерческой концессии, а также для юридической регламентации отношений сторон. В частности, автором в процессе исследования была разработана типовая форма договора коммерческой концессии.
Апробация результатов исследования.Содержание, основные положения и выводы диссертации были одобрены на заседаниях кафедры коммерческого права Российского государственного торгово-экономического университета, на международных научных и научно-практических конференциях в Российском государственном торгово-экономическом университете в г. Москве.
Результаты исследования были апробированы автором настоящего исследования в процессе исполнения им должностных обязанностей руководителя юридической службы организации, осуществляющей создание российской межрегиональной сети розничных книготорговых организаций. Отдельные организации сети являются юридически независимыми субъектами, отношения с которыми строятся с использованием коммерческой концессии. Результаты исследования внедряются при юридическом оформлении отношений с указанными субъектами.
Структура работы предопределена изложенными выше целью и задачами исследования.
Работа состоит из введения, трех глав, разделенных на восемь параграфов, заключения, библиографии, а также приложений, наглядно демонстрирующих отдельные выводы и результаты исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование показывает, что коммерческая концессия является высокоэффективным способом осуществления предпринимательской деятельности, который обладает рядом неоспоримых выгод и преимуществ для связанных с ним участников: предпринимателей, потребителей, государства и общества.
Сравнительный анализ позволяет сделать вывод о том, что понятие “коммерческая концессия”, сформулированное в действующем законодательстве РФ, не является синонимом понятия “франчайзинг”, широко известного в иностранных государствах. Коммерческая концессия является одной из разновидностей франчайзинга, а именно - аналогом франчайзинга бизнес-формата. Следует отметить, что в мире наибольшее развитие получил именно франчайзинг бизнес-формата. Таким образом, коммерческая концессия является аналогом того вида франчайзинга, который в настоящее время практически применяется в зарубежных государствах. При этом общие положения о франчайзинге применимы и к коммерческой концессии.
Франчайзинг как способ осуществления предпринимательской деятельности в его современном виде впервые появился в США, после чего развивался стремительными темпами и получил признание во всех экономически развитых странах мира.
Сущность коммерческой концессии как способа осуществления предпринимательской деятельность можно кратко сформулировать следующим образом. Правообладатель, разработавший и успешно испробовавший на практике определенную технологию осуществления предпринимательской деятельности, а также являющийся обладателем исключительных прав на хорошо известные потребителям средства индивидуализации субъектов гражданского оборота и производимых ими товаров (работ, услуг), предоставляет указанную технологию и права на использование средств индивидуализации пользователю (т.е. делится с пользователем своим коммерческим опытом и деловой репутацией) в обмен на долю в доходах, извлеченных пользователем от использования полученных прав.
Один из основных вопросов, затронутых в исследовании - влияние специального правового регулирования на состояние и развитие коммерческой концессии. История наглядно демонстрирует, что франчайзинг появляется там, где для этого, в первую очередь, созрели экономические условия, отсутствие специального законодательства не может сдержать развитие франчайзинга. Отдельные специалисты в области коммерческой концессии и предприниматели высказывают мнение, что наличие специального правового регулирования коммерческой концессии, напротив, сдерживает ее развитие. Однако при этом практика показывает, что специальное правовое регулирование коммерческой концессии обеспечивает большие правовые гарантии субъектам, вовлеченным в отношения коммерческой концессии, и направлено на предотвращение нарушений и злоупотреблений со стороны недобросовестных субъектов, а также на защиту ряда публичных интересов. В общественные отношения, возникающие в рамках применения коммерческой концессии, помимо предпринимателей, вовлечены также такие участники, как потребители, общество и государство. Таким образом, развитие коммерческой концессии как способа предпринимательской деятельности является не единственной задачей государства. Следовательно, коммерческая концессия требует сбалансированного специального правового регулирования.
Российская Федерация относится к числу стран, имеющих специальное законодательство о коммерческой концессии, которое состоит, в основном, из норм главы 54 ГК РФ, посвященной регулированию договора коммерческой концессии.
Анализ правоприменительной практики и теоретического материала показывает, что в действующее российское законодательство о коммерческой концессии необходимо внести следующие конкретные изменения:
- изменить перечень обязательных объектов, передаваемых по договору коммерческой концессии: исключить из перечня таких объектов коммерческое обозначение, и, напротив, включить в него товарный знак;
- прямо предусмотреть, что несоблюдение требования о регистрации договора коммерческой концессии в органе, зарегистрировавшем правообладателя, не влечет его недействительности;
- установить, что правообладатель несет дополнительную ответственность (субсидиарную или солидарную) исключительно по требованиям, предъявляемым к пользователю со стороны потребителей в соответствии с Законом РФ о защите прав потребителей, а после удовлетворения таких требований правообладатель вправе предъявить соответствующие регрессные требования к пользователю;
- закрепить обязанность правообладателя по предоставлению потенциальным пользователям информации в соответствии со специальным законом о раскрытии информации о коммерческой концессии и принять соответствующий закон, основываясь на рекомендациях УНИДРУА, изложенных в Модельном законе о раскрытии информации о франшизе 2002 г. (см. Приложение 3 к настоящей работе);
- предусмотреть, что пользователь, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по договору коммерческой концессии, имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение договора коммерческой концессии на новый срок (а не на новый срок на не менее выгодных условиях).
Сравнительная таблица изменений в нормы главы 54 ГК РФ, предлагаемых автором, приведена в Приложении 2 к настоящей работе.
До внесения в действующее законодательство соответствующих изменений, предприниматели могут оптимальным образом использовать действующие правовые нормы и вправе самостоятельно регулировать свои взаимоотношения при помощи договора коммерческой концессии, составленного с учетом их интересов. В частности, определенную ценность может представлять типовой договор коммерческой концессии, разработанный автором для регулирования отношений коммерческой концессии в рамках сети розничных книготорговых организаций (см. Приложение 4 к настоящей работе).
Кроме этого, представляется возможным сформулировать следующие практические рекомендации для предпринимателей, работающих или желающих работать с использованием коммерческой концессии:
- в связи с тем, что действующим законодательством обязанности правообладателя по предоставлению потенциальным пользователям информации о коммерческой концессии не предусмотрены, пользователю желательно самостоятельно до заключения договора коммерческой концессии затребовать такие сведения (по перечню, изложенному в Модельном законе УНИДРУА о раскрытии информации о франшизе) от правообладателя с целью принятия взвешенного решения о целесообразности заключения договора коммерческой концессии;
- с целью обеспечения охраны коммерческой информации правообладателя, права на использование которой передаются пользователю, правообладателю целесообразно включать в договор коммерческой концессии следующие условия:
а) обязательства пользователя по включению в трудовые договоры со всеми своими сотрудниками условий о неразглашении охраняемой коммерческой информации,
б) положения о неустойке в конкретном размере за незаконное разглашение такой информации по вине пользователя (в связи с проблематичностью доказывания размера ущерба, причиненного незаконным разглашением информации);
- в связи с тем, что законодатель предусматривает лишь возможные варианты установления вознаграждения по договору коммерческой концессии (ст. 1030 ГК РФ), условия о порядке исчисления и уплаты вознаграждения должны быть наиболее полно и точно определены сторонами в договоре во избежание последующих разногласий и споров сторон.
Представляется, что предложения и рекомендации, сформулированные в настоящем исследовании, в случае их реализации смогут улучшить правоприменительную практику в сфере коммерческой концессии, повысить правовые гарантии для предпринимателей - субъектов договора коммерческой концессии, а также для остальных участников отношений коммерческой концессии (например, потребителей) и установить наиболее оптимальный баланс их взаимных интересов. Это, в свою очередь, будет способствовать привлечению в отношения коммерческой концессии большего количества лиц, желающих самостоятельно заниматься предпринимательской деятельностью, развитию предпринимательства в России, и в конечном итоге - оказать благотворное влияние на российскую экономику в целом.


1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. - М.: “Юридическая литература”, 1993.
2. Конвенция по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883 г.) (по состоянию на 14 июля 1967 г.) // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1996, № 2.
3. Конвенция, учреждающая Всемирную Организацию
Интеллектуальной Собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 г.).
Ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 сентября 1968 г. Текст Конвенции официально опубликован не был.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. - М: Издательство “СПАРК”, 1996 г. (с последующими изменениями и дополнениями).
5. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. № 31 ст. 3824, Собрание законодательства Российской Федерации от 7 августа 2000 г. № 32 ст. 3340.
6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изменениями от 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г.) // "Российская газета" от 31 декабря 2001 г. № 256.
7. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в ред. Федерального закона от 23 июня 2003 г. № 76-ФЗ) // “Российская газета” от 25 июня 2003 г. № 122.
8. Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" (с изменениями от 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 30 июня 2003 г.) // "Российская газета" от 10 февраля 1996 г.
9. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями от 13, 21 марта, 9 декабря 2002 г., 10 января, 27 февраля, 11, 26 марта 2003 г.) // "Российская газета" от 10 августа 2001 г. № 153.
10. Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-I "Об авторском праве и смежных правах" (с изменениями от 19 июля 1995 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 12 августа 1993 г., № 32, ст. 1242.
11. Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (с изменениями от 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. № 3, ст. 140.
12. Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-I "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (с изменениями от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 11, 24 декабря 2002 г.) // Ведомости Съезда Народных Депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации № 42 от 22 октября 1992 г., ст. 2322.
13. Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3523-I "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" (с изменениями от 24 декабря 2002 г.) // Ведомостях Съезда Народных Депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации № 42 от 22 октября 1992 г., ст. 2325.
14. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изменениями от 24 июня 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 9 октября 2002 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 18 апреля 1991 г., № 16, ст. 499.
15. Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-I "О товарных биржах и биржевой торговле" (с изменениями от 24 июня 1992 г., 30 апреля 1993 г., 19 июня 1995 г., 21 марта 2002 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 7 мая 1992 г., № 18, ст. 961.
16. Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3517-I (с изменениями от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 7 февраля 2003 г.) // Ведомости Съезда Народных Депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 22 октября 1992 г. № 42 ст. 2319.
17. Постановлении Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. № 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" (с изменениями от 3 октября 2002 г.) // Собрание постановлений Правительства Российской Федерации, № 1-2, 1992 г., ст. 7.
18. Постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. № 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (с изменениями от 12 августа 2002 г., 25 апреля, 16 сентября 2003 г.) // "Российская газета", 22 мая 2002 г., № 89.
19. Постановление Центрального Исполнительного Комитета СССР и Совета Народных Комиссаров СССР от 22 июня 1927 г. "О введении в действие положения о фирме" (в ред. от 17 августа 1927 г.) // Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР, 1927 г., № 40, ст. 394, 395.
20. Постановление ВС РФ от 14 февраля 1992 г. № 2355-I "О порядке использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в названиях организаций и других структур" (с изменениями от 19 мая 1995 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 5 марта 1992 г., № 10, ст. 470.
21. Приказ Минфина РФ от 16 октября 2000 г. № 91н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000" // "Экономика и жизнь", декабрь 2000 г., № 48.
22. Приказ МНС РФ от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-09/730 "О
регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии)" //
“Российская газета” от 25 января 2003 г. № 15 (специальный выпуск).
23. Приказ Роспатента от 29 апреля 2003 г. № 64 "О Правилах регистрации договоров о передаче исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированную топологию интегральной микросхемы и права на их использование, полной или частичной передаче исключительного права на программу для электронных вычислительных машин и базу данных" // "Российская газета" от 3 июня 2003 г. № 106 (специальный выпуск).
Обзоры судебной практики, постановления органов судебной власти:
24. Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 мая 1992 г. № С-
13/ОПИ-122 "Об отдельных решениях совещаний по арбитражной
практике"// Вестник ВАС РФ № 1, 1992 г.
25. Постановление Президиума ВАС РФ № 4193/01 от 05 марта 2002 г. // "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2002 г., № 6.
26. Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.01.2003 № Ф03-А73/02-1/2898 // Справочная правовая система “Консультант +”.
27. Постановление Федерального арбитражного суда Западно-сибирского округа от 02.10.2001 № Ф04/2965-975/А45-2001, Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29.09.2000 № Ф09- 1427/2000-ГК // Справочная правовая система “Консультант+”.
28. Постановление Федерального арбитражного суда Западно-сибирского округа от 02.10.2001 № Ф04/2965-975/А45-2001 // Справочная правовая система “Консультант+”.
29. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10.09.2001 № КА-А40/4873-01 // Справочная правовая система “Консультант +”.
30. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25 января 2001 г. № КА-А40/6520-00 // Справочная правовая система “Гарант”.
31. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29.09.2000 № Ф09-1427/2000-ГК // Справочная правовая система “Консультант+”.
32. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21.12.1998 N Ф09-1100/98-ГК, от 28.09.1998 № Ф09-821/98-ГК // Справочная правовая система “Консультант +”.
Список использованной литературы:
Книги, монографии:
1. А. З. Майлер, С. А. Куликов. Пособие по франчайзингу. - М.: Российская Ассоциация развития франчайзинга, 2001.
2. А. П. Сергеев. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. - М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2001.
3. Большой англо-русский словарь. Том I. - М.: “Русский язык”, 1987.
4. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. - М.: ИНФРА-М, 1998.
5. Брагинский М. И, Витрянский В. В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. - М.: “Статут”, 2002.
6. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО. Учебник. Часть I / Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. - М.: Издательство ТЕИС, 1996.
7. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО. Учебник. Часть II / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М.: “ПРОСПЕКТ”, 1997.
8. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО. Учебник. Часть III / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М.: ПРОСПЕКТ, 1998.
9. Гражданское право. В 2 т. Том I: Учебник / отв. ред. проф. Е.А. Суханов - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК, 1998.
10. Гражданское право: В 2 т. Том II полутом 1: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. 2-е изд., переработанное и дополненное - М., 1999.
11. Довгань В.В. Франчайзинг: путь к расширению бизнеса. - Тольятти: Издательская фирма “Дока-Пресс”, 1994.
12. Калятин В. О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права): Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2000.
13. Каминка А.И. Очерки торгового права - СПб, 1912.
14. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части первой (постатейный). Под ред. д.ю.н., проф. О.Н. Садикова. - М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ; ИНФРА-М, 1997.
15. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части второй (постатейный) Под ред. д.ю.н., проф. О.Н. Садикова) - М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ, издательская группа ИНФРА-М - НОРМА, 1996.
16. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части второй (постатейный). - 4-е изд, испр. и доп. с использованием судебно¬арбитражной практики /Рук. авт. коллектива и отв. ред. д-р юрид. наук, проф. О.Н. Садиков. - М.: Юридическая фирма “КОНТРАКТ”: ИНФРА-М, 2003.
17. Коммерческая концессия (франчайзинг). Учебное пособие / И.П. Янушкевич - М.: ИНИЦ Роспатента, 2000.
18. Коммерческое (торговое) право: Учебник / Под ред. Ю.Е. Булатецкого и В. А. Язева. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002.
19. Мартин Мендельсон. Руководство по франчайзингу. - М.: “Сибли Интернэшнл, Инк.”, 1995.
20. Мейер Д.И. Русское гражданское право (в 2 ч.). По исправленному и дополненному 8-му изд., 1902. Изд. 2-е, испр. М.: “Статут”, 2000.
21. Пугинский Б. И. Коммерческое право России. - М., 2000.
22. Рыкова И.В. Франчайзинг: новые технологии, методология, договоры - М.: Современная экономика и право, 2000.
23. Стэнворт Дж., Смит Б. Франчайзинг в малом бизнесе / Пер. с английского под редакцией Л.Н. Павловой -М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996.
24. С.И. Ожегов. Словарь русского языка. - М.: “Русский язык”, 1990.
Диссертации, научные статьи и публикации:
25. А. Грибанов. Предприятие и фирменное наименование. //“Хозяйство и право” № 11 ноябрь 2000.
26. А. Майлер. Анализ правовых основ франчайзинга // Сборник. Материалы международной конференции “Франчайзинг: мировой опыт и его применение в российской торговле и сфере услуг”. - М.:, 2002.
27. А. Шишков. Франчайзинг в торговле. // Оборудование, рынок, предложение, цены (приложение к журналу “Эксперт”), февраль 2001 №2 (50).
28. В.А. Дозорцев. Понятие секрета промысла (ноу-хау) // Вестник ВАС РФ № 7 (104) июль 2001 г.
29. В. Бублик. Правовое регулирование предпринимательства: частные и публичные начала. // “Хозяйство и право” № 9 сентябрь 2000.
30. В. Бузанов. Право на фирму как объект гражданского оборота. // “Хозяйство и право” № 8 август 2002 г.
31. В.Ю. Бузанов. Правовой режим коммерческих обозначений. // “Законодательство”, 2002, № 8.
32. Д. Дьяченко. Фатальный успех концессии. // “Бизнес адвокат” № 5 (77) март 2000.
33. Д. Ивлиев. Плюсы и минусы коммерческой тайны // “Бизнес адвокат” № 12 (156) июнь 2003.
34. Евдокимова В. Франшиза и договор коммерческой концессии в Гражданском кодексе РФ. // “Хозяйство и право”, 1997 г., № 12.
35. Е. Дряхлов. Законодательство и нормы в области франчайзинга. // Оборудование, рынок, предложение, цены (приложение к журналу “Эксперт”), февраль 2001 №2 (50).
36. И. Рыкова. Споры о знаках на интеллектуальном фронте // “Бизнес адвокат”, № 5 март 2002 г.
37. И. Рыкова. “Коммерческая концессия = франчайзинг?” //
Оборудование, рынок, предложение, цены (приложение к журналу “Эксперт”), февраль 2001 №2 (50).
38. И. Рыкова. Особенности национального франчайзинга. “Бизнес адвокат”, № 11 2002 г.
39. Ирина Минеева. Успех и неуспех франшизы - составляющие очевидны. // “Бизнес Адвокат” № 6 (78) март 2000.
40. Иванов В. Нужны изменения // Оборудование, рынок, предложение, цены (приложение к журналу “Эксперт”), февраль 2001 №2 (50).
41. Л. Чиканова. Трудовой договор // “Хозяйство и право”, № 5 2002 г.
42. Месяшная Н.В. Вопросы правового регулирования франчайзинга в России. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М., 2000.
43. Мировая практика развития франчайзинга. Опыт франчайзинга в странах Европы и США. // Оборудование, рынок, предложение, цены (приложение к журналу “Эксперт”), февраль 2001 №2 (50).
44. Новосельцев О.В. Оценка коммерческой концессии. // Хозяйство и право, 2000 г., № 3.
45. С.И. Ненашев. “Технологи франчайзинга: условия и принципы его
успешного применения” // Сборник. Материалы международной
конференции “Франчайзинг: мировой опыт и его применение в российской торговле и сфере услуг”. - М.:, 2002.
46. Франчайзинг в России // Оборудование, рынок, предложение, цены (приложение к журналу “Эксперт”), февраль 2001 №2 (50).
47. Э. Гаврилов. К вопросу об охране коммерческой, служебной и личной тайны. Гражданско-правовые аспекты. // Хозяйство и право № 5 май 2003.
Литература на иностранных языках:
48. Franchising. Aspects of the Market Economy. // Stam Verlag, Koln, Munchen, 1996.
49. Kinch, John E. with Hayes, John P. Franchising: The inside Story. - Wilmington, TriMark Publishing Co. Inc., 1986.
50. Martin Mendelsohn. Franchising in Europe - London: Cassell, 1993.
51. Martin Mendelsohn. The Guide to Franchising - London: Cassell, 1996.
52. Sherman, Andrew. Franchising and licensing: two ways to build your business. - New York: AMACOM, 1991.
53. The Franchise Advantage. Make it work for you. By Donald D. Boroian and Patrick J. Boroian, Chicago, IL : Prism Creative Groups, 1987.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ