СЕВЕРОАФРИКАНСКАЯ ИММИГРАЦИЯ ВО ФРАНЦИИ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ И КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ
|
Введение
Глава I. Основные этапы формирования североафриканской ]б
иммиграции во Франции.
1. Начало миграционного потока во Францию (конец XIX в.- 16
1931).
2. Предвоенный и послевоенный периоды (1931-1954). 23
3. Основной этап формирования магрибинской иммиграции во 27 Франции (1954-1974).
4. Формирование североафриканской иммиграции на 36
современном этапе (1975-1990-е).
Глава II. Социокультурные аспекты североафриканской 48
иммиграции во Франции.
1. Основные направления формирования и последствия новой 48 иммиграционной политики.
2. Интеграция иммигрантов в социально-экономическую 60
структуру Франции.
3. Препятствия интеграционным процессам и стереотипы 95
восприятия друг друга.
Глава III. Конфессиональный аспект иммиграционной ситуации 110 во Франции.
1. Ислам во Франции. 112
2. Отношение католицизма к исламу (II Ватиканский собор). 119
3. Исламо-христианский диалог после II Ватиканского собора. 129
4. Католическая Церковь в дебатах об иммиграции. 139
Заключение 149
Приложение
Глава I. Основные этапы формирования североафриканской ]б
иммиграции во Франции.
1. Начало миграционного потока во Францию (конец XIX в.- 16
1931).
2. Предвоенный и послевоенный периоды (1931-1954). 23
3. Основной этап формирования магрибинской иммиграции во 27 Франции (1954-1974).
4. Формирование североафриканской иммиграции на 36
современном этапе (1975-1990-е).
Глава II. Социокультурные аспекты североафриканской 48
иммиграции во Франции.
1. Основные направления формирования и последствия новой 48 иммиграционной политики.
2. Интеграция иммигрантов в социально-экономическую 60
структуру Франции.
3. Препятствия интеграционным процессам и стереотипы 95
восприятия друг друга.
Глава III. Конфессиональный аспект иммиграционной ситуации 110 во Франции.
1. Ислам во Франции. 112
2. Отношение католицизма к исламу (II Ватиканский собор). 119
3. Исламо-христианский диалог после II Ватиканского собора. 129
4. Католическая Церковь в дебатах об иммиграции. 139
Заключение 149
Приложение
Наиболее крупными потребителями иностранной рабочей силы, которая значительно дешевле местной, сегодня являются такие страны, как Соединенные Штаты Америки, Канада, Великобритания, Франция, Федеративная Республика Германия, Скандинавские страны. Среди поставщиков - страны Латинской Америки, Азии, Северной Африки. В некоторых странах иммигранты составляют до 10% рабочей силы (США, ФРГ), а в отдельных отраслях экономики этих и других государств, особенно с применением в больших масштабах ручного труда (текстильная,
♦ кожевенная, пищевая, строительная и другие отрасли промышленности), «пришлые» рабочие составляют до половины, а то и больше, занятых малоквалифицированным трудом. В этих отраслях занято, как минимум, на 15% больше иностранцев, чем местного населения.
затрагивает так или иначе историю многих французских семей. На последних президентских выборах весной 2002 г. «иммиграционный» вопрос имел особое звучание. Были приняты экстраординарные меры для предотвращения столкновений сторонников ультраправого кандидата Ж.-М. Ле Пена и кандидата-правоцентриста Ж.Ширака. Результаты первого тура голосования, когда националист Ж.-М. Ле Пен получил 17,5% голосов, тем самым сократив разрыв между собой и Ж.Шираком до двух с половиной процентов, всколыхнули всю Францию. Поэтому исследование влияния миграционных потоков на общественно-политическую, культурную и религиозную жизнь принимающей стороны приобретает в наши дни особую актуальность.
Обострившийся после террористических актов в США 11 сентября 2001 г. вопрос «столкновения» западного и исламского мира и выдвигаемая некоторыми политиками доктрина «непосредственной опасности», якобы исходящей от мусульман, < подталкивают исследователей к анализу реальной ситуации в
регионах проживания иммигрантов-мусульман и изучению процессов их адаптации и самоидентификации.
Актуальность исследования определяется, прежде всего, научной и практической значимостью проблем взаимодействия
Предметом данного исследования является анализ формирования североафриканской иммиграции во Франции, а также исследование различных форм взаимодействия иммигрантов с принимающей стороной и его исторические последствия.
Хронологические рамки диссертации. В основной части работы рассматривается период с конца 50-х годов до конца 1990-х годов XX века. Первая граница обусловлена началом систематической североафриканской эмиграции во Францию, вторая — с современной иммиграционной ситуацией в стране. Однако ряд проблем, относящихся, в частности, к этапам формирования магрибинской иммиграции во Франции, рассматривается на материале более раннего периода. Это позволило также проанализировать причины и предпосылки современных проблем.
Главной целью и задачами диссертации является Ф объективный анализ формирования и эволюции магрибинской
иммиграции во Франции, определение её роли и места в современной общественно-политической и религиозной жизни страны. Для достижения поставленных целей потребовалось решение ряда конкретных взаимосвязанных задач:
-определение основных этапов формирования магрибинской иммиграции во Франции;
-изучение ее современных социокультурных аспектов, а
4 также возможностей и перспектив интеграции иммигрантов во
французское общество;
-исследование исламо-христианских отношений во Франции на современном этапе; в частности, определение позиции французской католической церкви по иммиграционному вопросу.
Научная новизна исследования заключается в том, что сделана попытка многостороннего анализа этапов формирования магрибинской иммиграции во Франции и возможностей интеграции иммигрантов в общественно-политическую, культурную и религиозную жизнь страны. В работе нашли отражение многие аспекты проблемы современного положения североафриканских иммигрантов во Франции, в частности, впервые исследована позиция французской католической Церкви в отношении иммиграционного вопроса.
Научно-практическая значимость исследования. Фактический материал и теоретические выводы диссертации могут быть использованы в научной работе и при подготовке курса лекций по новейшей истории Франции и стран Северной Африки, политологии, социологии, а также спецкурсов этноконфессионального профиля.
Методологической основой диссертации являются принципы исторического подхода, а также элементы системного анализа. Предлагаемое исследование имеет историческую основу и в определенной мере носит междисциплинарный характер.
♦ Источниковая база исследования. Для раскрытия
поставленных целей и задач был изучен и использован широкий круг источников, которые условно можно разделить на несколько групп.
К первой группе относятся сборники международных правовых документов, регулирующих вопросы миграции, гражданские кодексы Французской Республики, папские энциклики и решения II Ватиканского Собора в отношении нехристианских религий и иммиграционного вопроса. В работе использованы Библия и Коран.
Ко второй группе относятся источники статистического характера: опубликованные данные переписей населения Национального института статистики и экономических исследований Франции (INSEE), ежегодные статистические сборники Франции (Annuaires statistiques de la France), где в цифрах и таблицах нашла свое отражение современная история страны и, в частности, иммиграционная ситуация, демографические ежегодники ООН (Demografic Yearbooks) и ft, статистика Института демографии Франции. Богатый
статистический материал содержат официальные информационные сайты Интернет государственных учреждений Франции.
Третью группу составляют мемуары и источники эпистолярного характера. Среди них можно выделить сборник М.Грегуар, «Франция и ее иммигранты»1 и работу Прожогиной I
С.В. «Иммигрантские истории» (М.,2001), в которых собраны
♦ воспоминания и высказывания различных политических деятелей по вопросу иммиграции, а также письма и интервью самих иммигрантов. По содержанию в эту группу источников можно отнести также материал документальных и художественных фильмов, снятых французскими и североафриканскими кинематографистами и отражающих иммиграционную проблематику, как, например, «Воспоминания иммигрантов: магрибинское наследие»2 или «От отца к сыну: Франция и её иностранцы»3.
Автор опирался также на материалы личных встреч и бесед с представителями французских государственных, общественных и религиозных организаций, а также с североафриканскими иммигрантами во Франции.
Историография. Работ, посвященных проблеме североафриканской иммиграции во Франции, в отечественной историографии не так много. О положении иностранных рабочих во Франции в 70-80-е годы писали Ибрашев Ж.Н., Лашова Г.А. В монографии «Алжир и Франция, 1962-1971» (М.,
*
1 Gregoire М. La France et ses immigres. P.s 1988.
2 Memoires d’immigres : Fheritage maghrebin. Realisateur Benguigui Y. 160 min. France, 1998.
3 De pere en fils: la France et ses etrangers. Realisateurs Guidicelli J.-C., Weil P., Weider A. 1 h45 min. France, 1993.
1973) Кирей Н.И. освящены проблемы экономических и политических отношений между двумя странами. Наибольший интерес представляет монография Михайлова Е.М.
• «Иностранная рабочая сила во Франции» (М., 1977), где на примере Франции он исследует экономические, социальные и политические вопросы, связанные с использованием дешевой иностранной рабочей силы. В работе рассматривается социально-экономическое положение иностранных трудящихся, а также роль иммиграции в экономическом и социальном развитии Франции. Заслуживает внимания и монография Фролкина Н.М. «Трудовая иммиграция во Франции в новейшее время» (Киев, 1975). Михайлов Е.М. и Фролкин Н.М. относят всех новоприбывших иммигрантов к категории рабочих, а их численность приплюсовывают к числу находившихся здесь ранее иностранных трудящихся.
Определенный интерес представляют материалы, содержащиеся в работах Солонской Л.А. «Международная миграция рабочей силы в условиях современного капитализма» (Л., 1986) и Шлепакова А.Н. и Анохина Г.И. «Национальные меньшинства и иммигранты в современном капиталистическом мире» (Киев, 1984). Написанные с определенных
• методологических позиций, тем не менее они и сегодня не утратили свою актуальность с точки зрения фактического материала и научных набюдений.
В монографии Ионцева В.А. «Международная миграция населения: теория и история изучения» (М., 1999)
научная литература, дающая возможность выявления исторических и культурных условий, оказавших большое влияние на причины магрибинской эмиграции во Францию. Большое внимание при изучении истории Алжира, Туниса и Марокко было уделено работам известных исследователей Ланды Р.Г. и Черкасова П.П., а также Пономаренко Л.В., содержащих серьёзный и объективный анализ происходящих там процессов.
Что касается работ отечественных авторов, непосредственно посвященных проблемам магрибинской иммиграции во Франции, то это труды Пономаренко Л.В., которая исследует, в частности, вопрос ислама во Франции, Павлуцкой Э.В., занимающейся этапами формирования североафриканской иммиграции во Франции, и Прожогиной С.В., которая обратилась к проблемам самоопределения и самоидентификации магрибинских иммигрантов.
В последние годы появились интересные работы молодых е исследователей. Акинин В.Е. в диссертации на соискание
ученой степени кандидата исторических наук «Африканцы в Европе. Африканская диаспора во Франции и Великобритании в 60-80-х годах XX века» (М., 1996) анализирует положение выходцев из стран южнее Сахары во Франции и
Великобритании. В диссертации Деменцевой Е.Б. «Магрибинцы во Франции: история эмиграции и эволюция диаспоры» (М., 2002) сделана попытка анализа нового социального и • культурного феномена «второго поколения» североафриканских
иммигрантов, т.н. «бёров».
Для исследования позиции католической Церкви по отношению к исламу большую помощь оказало изучение работ Журавского А.В., центральное место среди которых занимает монография «Христианство и ислам. Социокультурные проблемы диалога» (М., 1990). Журавский А.В. показывает, что инициативы Церкви после II Ватиканского собора свидетельствуют о том, что ее призыв к диалогу с исламом не политико- идеологический жест, продиктованный сиюминутными интересами, а долгосрочный, всесторонне разработанный курс. Проблемы межконфессиональных отношений затрагиваются также в работах Пономаренко Л.В., Кямилева С.Х. и Смилянской И.М., Родионова М.А.
Изучение магрибинской иммиграции во Франции ведется на протяжении последних десятилетий. Имеющаяся исследовательская литература позволяет рассматривать североафриканское сообщество с позиций различных научных дисциплин: истории, культурологии, политологии, социологии, психологии.
Поэтому при написании диссертации неоценимую помощь оказали труды французских, североафриканских и американских исследователей. Среди авторов, работы которых охватывают
проблему в целом, особое место принадлежит зам. директора Департамента по связям с общинами иммигрантов при Министерстве солидарности, здоровья и социальной защиты Г.
• Ле Муаню (G. Le Moigne) и члену редакции «Европейского
журнала международных миграций» А.Лебону (Andre Lebon). Их монография «Иммиграция во Франции»4 посвящена комплексному анализу различных аспектов проблемы иностранного присутствия во Франции: правовым,
экономическим, социокультурным. Исследованию тех же проблем посвящена монография Р.Жоржа «Иммиграция во Франции: факты и проблемы»5.
Следует выделить ряд работ французских авторов по отдельным аспектам иммиграционного процесса.
Изменение иммиграционной политики Франции в связи с экономической ситуацией исследует Р.Е.Вераерн в своей монографии «Алжирская иммиграция и экономический кризис во Франции»6. Он подчеркивает взаимозависимость экономического подъема и роста иммиграции, и, напротив, экономического кризиса и запретительных мер правительства в отношении иммиграции. В своих статьях он развивает мысль о том, что некоторые отрасли экономики Франции не смогли бы
* нормально функционировать без труда иммигрантов.
Исследованием экономических проблем, связанных с
4 Le Moigne G., Lebon A. L’immigration en France. P., 1999.
5 George P. L’immigration en France: faits et problemes. P., 1986.
6 Verhaern R.E. L’immigration algerienne et la crise economique en France. P., 1985.
Il
иностранным и, в частности, с североафриканским присутствием занимались также Ж.Моко , Ж.Зингер-Ререль , С.Витол де Венден , Ш.Гранж .
• Проблемам жилья иммигрантов посвящены работы Ж.-
П.Буто , М.Таллара и Б.Жусселана , В.Де Риддера . В них сделан анализ особенностей формирования иммигрантских городских окраин и условий проживания североафриканцев во Франции. Все указанные авторы приходят к выводу, что большинство иммигрантов вынуждены жить в гораздо худших условиях, чем коренные французы: в домах, где часто отсутствуют горячая вода, отопление, газ, а иммигрантским кварталам крупных мегаполисов свойственна значительная перенаселенность.
Г
Взаимоотношения христианства и ислама - основной религии иммигрантов из стран Магриба - и отношение французской католической Церкви к проблеме иммиграции исследуются в трудах А.Коста, Ж.Кепеля, Д.Эль Язами и Ж.Куврёра. А.Кост в статье «Католическая Церковь в дебатах об иммиграции» пишет о решающей роли II Ватиканского собора в изменении отношения церкви к иммиграционному вопросу. Ж.Кепель в монографии «Окраины ислама» замечает, что современное отношение французской католической церкви к мусульманам определяется двумя аспектами: исламо-христианским диалогом и антирасистским сотрудничеством. Д.Эль Язами в труде «Мусульманское присутствие во Франции» дает конкретные цифры соотношения мусульман- иммигрантов и христианского населения страны, показывая, что различия в вере приводят к возникновению непонимания и конфликтов.
При написании диссертации была использована научная публицистика и работы, носящие характер политического прогнозирования, как, например, статьи Жозетт Алья , где она пишет о попытках крайне правых использовать проблему иммигрантов для создания политического капитала, книга бывшего министра иностранных дел Франции Мишеля
Понятовски «Пусть выживет Франция» , где он выражает обеспокоенность по поводу угрозы самобытности Франции из-за смешения культур, обзор Патрика Уэйя о новой ft иммиграционной политике Франции.
Известную помощь оказала также справочная литература: «Франкоскопия» под редакцией Ж. Мерме , «Новый путеводитель по Франции» , «Робер - словарь современности» и «Робер - словарь имен собственных» .
Французские периодические издания — «Hommes et Migrations», «Le Nouvel Observateur», «Economie et Humanisme», «Problemes economiques», «Les Temps Modemes», «Revue fran^aise d’administration publique», «Revue europeenne des * migrations internationales» - затрагивают широкий спектр
вопросов современного положения и проблем иммигрантов, выступая против расизма и проявлений ксенофобии, тем самым способствуя формированию объективного общественного мнения.
Научная достоверность диссертации обеспечивается тщательным подбором и анализом широкого круга разноплановых оригинальных источников и изучением
отечественной и иностранной историографии проблемы.
Структура и основное содержание диссертации. Цели и задачи, поставленные автором, источниковая база и изученная литература определили структуру и содержание работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и библиографии.
В первой главе раскрываются основные этапы формирования североафриканской иммиграции во Франции.
Вторая глава посвящена социокультурным аспектам североафриканской иммиграции во Франции.
В третьей главе рассматривается конфессиональный аспект иммиграционной ситуации во Франции.
В заключении подводятся итоги исследования и суммируются основные выводы.
Диссертация снабжена тремя приложениями.
Библиография (179 позиций) представлена кругом работ отечественных, французских, американских и
североафриканских исследователей, а также литературными произведениями, документами и видеоматериалами, имеющими непосредственное отношение к целям диссертации.
♦ кожевенная, пищевая, строительная и другие отрасли промышленности), «пришлые» рабочие составляют до половины, а то и больше, занятых малоквалифицированным трудом. В этих отраслях занято, как минимум, на 15% больше иностранцев, чем местного населения.
затрагивает так или иначе историю многих французских семей. На последних президентских выборах весной 2002 г. «иммиграционный» вопрос имел особое звучание. Были приняты экстраординарные меры для предотвращения столкновений сторонников ультраправого кандидата Ж.-М. Ле Пена и кандидата-правоцентриста Ж.Ширака. Результаты первого тура голосования, когда националист Ж.-М. Ле Пен получил 17,5% голосов, тем самым сократив разрыв между собой и Ж.Шираком до двух с половиной процентов, всколыхнули всю Францию. Поэтому исследование влияния миграционных потоков на общественно-политическую, культурную и религиозную жизнь принимающей стороны приобретает в наши дни особую актуальность.
Обострившийся после террористических актов в США 11 сентября 2001 г. вопрос «столкновения» западного и исламского мира и выдвигаемая некоторыми политиками доктрина «непосредственной опасности», якобы исходящей от мусульман, < подталкивают исследователей к анализу реальной ситуации в
регионах проживания иммигрантов-мусульман и изучению процессов их адаптации и самоидентификации.
Актуальность исследования определяется, прежде всего, научной и практической значимостью проблем взаимодействия
Предметом данного исследования является анализ формирования североафриканской иммиграции во Франции, а также исследование различных форм взаимодействия иммигрантов с принимающей стороной и его исторические последствия.
Хронологические рамки диссертации. В основной части работы рассматривается период с конца 50-х годов до конца 1990-х годов XX века. Первая граница обусловлена началом систематической североафриканской эмиграции во Францию, вторая — с современной иммиграционной ситуацией в стране. Однако ряд проблем, относящихся, в частности, к этапам формирования магрибинской иммиграции во Франции, рассматривается на материале более раннего периода. Это позволило также проанализировать причины и предпосылки современных проблем.
Главной целью и задачами диссертации является Ф объективный анализ формирования и эволюции магрибинской
иммиграции во Франции, определение её роли и места в современной общественно-политической и религиозной жизни страны. Для достижения поставленных целей потребовалось решение ряда конкретных взаимосвязанных задач:
-определение основных этапов формирования магрибинской иммиграции во Франции;
-изучение ее современных социокультурных аспектов, а
4 также возможностей и перспектив интеграции иммигрантов во
французское общество;
-исследование исламо-христианских отношений во Франции на современном этапе; в частности, определение позиции французской католической церкви по иммиграционному вопросу.
Научная новизна исследования заключается в том, что сделана попытка многостороннего анализа этапов формирования магрибинской иммиграции во Франции и возможностей интеграции иммигрантов в общественно-политическую, культурную и религиозную жизнь страны. В работе нашли отражение многие аспекты проблемы современного положения североафриканских иммигрантов во Франции, в частности, впервые исследована позиция французской католической Церкви в отношении иммиграционного вопроса.
Научно-практическая значимость исследования. Фактический материал и теоретические выводы диссертации могут быть использованы в научной работе и при подготовке курса лекций по новейшей истории Франции и стран Северной Африки, политологии, социологии, а также спецкурсов этноконфессионального профиля.
Методологической основой диссертации являются принципы исторического подхода, а также элементы системного анализа. Предлагаемое исследование имеет историческую основу и в определенной мере носит междисциплинарный характер.
♦ Источниковая база исследования. Для раскрытия
поставленных целей и задач был изучен и использован широкий круг источников, которые условно можно разделить на несколько групп.
К первой группе относятся сборники международных правовых документов, регулирующих вопросы миграции, гражданские кодексы Французской Республики, папские энциклики и решения II Ватиканского Собора в отношении нехристианских религий и иммиграционного вопроса. В работе использованы Библия и Коран.
Ко второй группе относятся источники статистического характера: опубликованные данные переписей населения Национального института статистики и экономических исследований Франции (INSEE), ежегодные статистические сборники Франции (Annuaires statistiques de la France), где в цифрах и таблицах нашла свое отражение современная история страны и, в частности, иммиграционная ситуация, демографические ежегодники ООН (Demografic Yearbooks) и ft, статистика Института демографии Франции. Богатый
статистический материал содержат официальные информационные сайты Интернет государственных учреждений Франции.
Третью группу составляют мемуары и источники эпистолярного характера. Среди них можно выделить сборник М.Грегуар, «Франция и ее иммигранты»1 и работу Прожогиной I
С.В. «Иммигрантские истории» (М.,2001), в которых собраны
♦ воспоминания и высказывания различных политических деятелей по вопросу иммиграции, а также письма и интервью самих иммигрантов. По содержанию в эту группу источников можно отнести также материал документальных и художественных фильмов, снятых французскими и североафриканскими кинематографистами и отражающих иммиграционную проблематику, как, например, «Воспоминания иммигрантов: магрибинское наследие»2 или «От отца к сыну: Франция и её иностранцы»3.
Автор опирался также на материалы личных встреч и бесед с представителями французских государственных, общественных и религиозных организаций, а также с североафриканскими иммигрантами во Франции.
Историография. Работ, посвященных проблеме североафриканской иммиграции во Франции, в отечественной историографии не так много. О положении иностранных рабочих во Франции в 70-80-е годы писали Ибрашев Ж.Н., Лашова Г.А. В монографии «Алжир и Франция, 1962-1971» (М.,
*
1 Gregoire М. La France et ses immigres. P.s 1988.
2 Memoires d’immigres : Fheritage maghrebin. Realisateur Benguigui Y. 160 min. France, 1998.
3 De pere en fils: la France et ses etrangers. Realisateurs Guidicelli J.-C., Weil P., Weider A. 1 h45 min. France, 1993.
1973) Кирей Н.И. освящены проблемы экономических и политических отношений между двумя странами. Наибольший интерес представляет монография Михайлова Е.М.
• «Иностранная рабочая сила во Франции» (М., 1977), где на примере Франции он исследует экономические, социальные и политические вопросы, связанные с использованием дешевой иностранной рабочей силы. В работе рассматривается социально-экономическое положение иностранных трудящихся, а также роль иммиграции в экономическом и социальном развитии Франции. Заслуживает внимания и монография Фролкина Н.М. «Трудовая иммиграция во Франции в новейшее время» (Киев, 1975). Михайлов Е.М. и Фролкин Н.М. относят всех новоприбывших иммигрантов к категории рабочих, а их численность приплюсовывают к числу находившихся здесь ранее иностранных трудящихся.
Определенный интерес представляют материалы, содержащиеся в работах Солонской Л.А. «Международная миграция рабочей силы в условиях современного капитализма» (Л., 1986) и Шлепакова А.Н. и Анохина Г.И. «Национальные меньшинства и иммигранты в современном капиталистическом мире» (Киев, 1984). Написанные с определенных
• методологических позиций, тем не менее они и сегодня не утратили свою актуальность с точки зрения фактического материала и научных набюдений.
В монографии Ионцева В.А. «Международная миграция населения: теория и история изучения» (М., 1999)
научная литература, дающая возможность выявления исторических и культурных условий, оказавших большое влияние на причины магрибинской эмиграции во Францию. Большое внимание при изучении истории Алжира, Туниса и Марокко было уделено работам известных исследователей Ланды Р.Г. и Черкасова П.П., а также Пономаренко Л.В., содержащих серьёзный и объективный анализ происходящих там процессов.
Что касается работ отечественных авторов, непосредственно посвященных проблемам магрибинской иммиграции во Франции, то это труды Пономаренко Л.В., которая исследует, в частности, вопрос ислама во Франции, Павлуцкой Э.В., занимающейся этапами формирования североафриканской иммиграции во Франции, и Прожогиной С.В., которая обратилась к проблемам самоопределения и самоидентификации магрибинских иммигрантов.
В последние годы появились интересные работы молодых е исследователей. Акинин В.Е. в диссертации на соискание
ученой степени кандидата исторических наук «Африканцы в Европе. Африканская диаспора во Франции и Великобритании в 60-80-х годах XX века» (М., 1996) анализирует положение выходцев из стран южнее Сахары во Франции и
Великобритании. В диссертации Деменцевой Е.Б. «Магрибинцы во Франции: история эмиграции и эволюция диаспоры» (М., 2002) сделана попытка анализа нового социального и • культурного феномена «второго поколения» североафриканских
иммигрантов, т.н. «бёров».
Для исследования позиции католической Церкви по отношению к исламу большую помощь оказало изучение работ Журавского А.В., центральное место среди которых занимает монография «Христианство и ислам. Социокультурные проблемы диалога» (М., 1990). Журавский А.В. показывает, что инициативы Церкви после II Ватиканского собора свидетельствуют о том, что ее призыв к диалогу с исламом не политико- идеологический жест, продиктованный сиюминутными интересами, а долгосрочный, всесторонне разработанный курс. Проблемы межконфессиональных отношений затрагиваются также в работах Пономаренко Л.В., Кямилева С.Х. и Смилянской И.М., Родионова М.А.
Изучение магрибинской иммиграции во Франции ведется на протяжении последних десятилетий. Имеющаяся исследовательская литература позволяет рассматривать североафриканское сообщество с позиций различных научных дисциплин: истории, культурологии, политологии, социологии, психологии.
Поэтому при написании диссертации неоценимую помощь оказали труды французских, североафриканских и американских исследователей. Среди авторов, работы которых охватывают
проблему в целом, особое место принадлежит зам. директора Департамента по связям с общинами иммигрантов при Министерстве солидарности, здоровья и социальной защиты Г.
• Ле Муаню (G. Le Moigne) и члену редакции «Европейского
журнала международных миграций» А.Лебону (Andre Lebon). Их монография «Иммиграция во Франции»4 посвящена комплексному анализу различных аспектов проблемы иностранного присутствия во Франции: правовым,
экономическим, социокультурным. Исследованию тех же проблем посвящена монография Р.Жоржа «Иммиграция во Франции: факты и проблемы»5.
Следует выделить ряд работ французских авторов по отдельным аспектам иммиграционного процесса.
Изменение иммиграционной политики Франции в связи с экономической ситуацией исследует Р.Е.Вераерн в своей монографии «Алжирская иммиграция и экономический кризис во Франции»6. Он подчеркивает взаимозависимость экономического подъема и роста иммиграции, и, напротив, экономического кризиса и запретительных мер правительства в отношении иммиграции. В своих статьях он развивает мысль о том, что некоторые отрасли экономики Франции не смогли бы
* нормально функционировать без труда иммигрантов.
Исследованием экономических проблем, связанных с
4 Le Moigne G., Lebon A. L’immigration en France. P., 1999.
5 George P. L’immigration en France: faits et problemes. P., 1986.
6 Verhaern R.E. L’immigration algerienne et la crise economique en France. P., 1985.
Il
иностранным и, в частности, с североафриканским присутствием занимались также Ж.Моко , Ж.Зингер-Ререль , С.Витол де Венден , Ш.Гранж .
• Проблемам жилья иммигрантов посвящены работы Ж.-
П.Буто , М.Таллара и Б.Жусселана , В.Де Риддера . В них сделан анализ особенностей формирования иммигрантских городских окраин и условий проживания североафриканцев во Франции. Все указанные авторы приходят к выводу, что большинство иммигрантов вынуждены жить в гораздо худших условиях, чем коренные французы: в домах, где часто отсутствуют горячая вода, отопление, газ, а иммигрантским кварталам крупных мегаполисов свойственна значительная перенаселенность.
Г
Взаимоотношения христианства и ислама - основной религии иммигрантов из стран Магриба - и отношение французской католической Церкви к проблеме иммиграции исследуются в трудах А.Коста, Ж.Кепеля, Д.Эль Язами и Ж.Куврёра. А.Кост в статье «Католическая Церковь в дебатах об иммиграции» пишет о решающей роли II Ватиканского собора в изменении отношения церкви к иммиграционному вопросу. Ж.Кепель в монографии «Окраины ислама» замечает, что современное отношение французской католической церкви к мусульманам определяется двумя аспектами: исламо-христианским диалогом и антирасистским сотрудничеством. Д.Эль Язами в труде «Мусульманское присутствие во Франции» дает конкретные цифры соотношения мусульман- иммигрантов и христианского населения страны, показывая, что различия в вере приводят к возникновению непонимания и конфликтов.
При написании диссертации была использована научная публицистика и работы, носящие характер политического прогнозирования, как, например, статьи Жозетт Алья , где она пишет о попытках крайне правых использовать проблему иммигрантов для создания политического капитала, книга бывшего министра иностранных дел Франции Мишеля
Понятовски «Пусть выживет Франция» , где он выражает обеспокоенность по поводу угрозы самобытности Франции из-за смешения культур, обзор Патрика Уэйя о новой ft иммиграционной политике Франции.
Известную помощь оказала также справочная литература: «Франкоскопия» под редакцией Ж. Мерме , «Новый путеводитель по Франции» , «Робер - словарь современности» и «Робер - словарь имен собственных» .
Французские периодические издания — «Hommes et Migrations», «Le Nouvel Observateur», «Economie et Humanisme», «Problemes economiques», «Les Temps Modemes», «Revue fran^aise d’administration publique», «Revue europeenne des * migrations internationales» - затрагивают широкий спектр
вопросов современного положения и проблем иммигрантов, выступая против расизма и проявлений ксенофобии, тем самым способствуя формированию объективного общественного мнения.
Научная достоверность диссертации обеспечивается тщательным подбором и анализом широкого круга разноплановых оригинальных источников и изучением
отечественной и иностранной историографии проблемы.
Структура и основное содержание диссертации. Цели и задачи, поставленные автором, источниковая база и изученная литература определили структуру и содержание работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и библиографии.
В первой главе раскрываются основные этапы формирования североафриканской иммиграции во Франции.
Вторая глава посвящена социокультурным аспектам североафриканской иммиграции во Франции.
В третьей главе рассматривается конфессиональный аспект иммиграционной ситуации во Франции.
В заключении подводятся итоги исследования и суммируются основные выводы.
Диссертация снабжена тремя приложениями.
Библиография (179 позиций) представлена кругом работ отечественных, французских, американских и
североафриканских исследователей, а также литературными произведениями, документами и видеоматериалами, имеющими непосредственное отношение к целям диссертации.
Североафриканская эмиграция во Францию берет свое начало в конце XIX — начале XX века. Замедление темпов естественного прироста населения и нехватка рабочей силы на фоне экономического подъема вызывали необходимость привлечения иностранной рабочей силы. На протяжении последних ста лет можно проследить тесную взаимосвязь между экономическим подъемом и ростом иммиграции, которая являлась надежным способом заполнения пустующих рабочих мест: так, подъемы экономики периода Второй империи (1852- 1870), 1920-х годов, 1960-х годов полностью соответствуют основным этапам иммиграции. И, наоборот, заметно обратное влияние, когда экономические кризисы конца XIX века, 1930-х годов и 1980-х годов приводили к стабилизации количества иммигрантов.
Иностранные рабочие составляют около 7% экономически активного населения Франции и размещаются в основном в трех районах страны с центрами в Париже, Лионе и Марселе. Главными сферами применения труда иммигрантов являются строительство (20%), отрасли промышленности с применением поточно-конвейерного производства (29%) и сфера обслуживания и торговли (48,8%). В силу худшей профессиональной подготовки выходцы из Северной Африки становятся первыми кандидатами в армию безработных. В 1996 году средний уровень безработицы среди иностранцев - выходцев из стран Магриба составлял 32%.
По прошествии 20-30 лет иностранцы стали неотъемлемой частью рабочей силы Франции. С прекращением наплыва новых эмигрантов происходит стабилизация иностранной общины с высоким уровнем рождаемости. В период экономического кризиса иммиграция переходит от «производства» к «воспроизводству», то есть центр тяжести перемещается от рабочих-иммигрантов к их женам и детям, от первого поколения ко второму. В семьях иммигрантов образовалась некая субкультура, которая представляет собой сплав традиций Востока и европейской культуры. Североафриканская молодежь обладает признаками, с одной стороны, культуры, унаследованной от родителей, а с другой, культуры западной, окружающей её на протяжении всей жизни. Критическое отношение и к Западу, и к Востоку свидетельствует о кризисных формах самоощущения этого поколения магрибинцев во Франции. Ислам для детей иммигрантов, которые впервые взяли в руки Коран во Франции, представляет собой лишь часть культуры предков.
Невысокий образовательный уровень большинства иммигрантов ведет к «маргинализации» общей культуры населения страны. В этой связи имело бы смысл оценить сведения об изменении интеллектуального уровня местного населения, но, к сожалению, подобные данные не всегда доступны.
Значительная часть магрибинцев превратилась в стабильный этнический элемент. Их социально-экономическое положение создает новую политическую реальность, которую вынуждены учитывать власти. Наложение социальных проблем на проблемы экономические провоцирует появление нетерпимости и ненависти к иностранцам. Лозунги националистических партий повторяются слово в слово во время каждого экономического кризиса, будь то лозунг Барре в 1893 году «Долой иностранцев!» или высказывания лидера Национального фронта Ж.-М. Ле Пена в рамках предвыборной президентской кампании 2002 г. - «Сначала французы!».
К обвинениям в росте преступности в последнее время прибавились опасения о будущем страны в демографическом плане из-за высокой рождаемости у североафриканцев и плане культурном - в «многокультурном» обществе велика вероятность растворения французской «самобытности».
Эволюция североафриканской иммиграции протекает под воздействием двух тенденций:
- ассимиляции, которая осуществляется через межэтнические браки и натурализацию и которая предполагает постепенное усвоение этническими группами чуждой для них культуры;
- интеграции, предполагающей активное участие иммигрантов в общественной жизни, несмотря на наличие у них различных этнических, культурных, социальных и психологических особенностей.
Принимая во внимание особый менталитет североафрианцев, их психологические особенности, культуру и традиции политика Франции в отношении североафриканских иммигрантов направлена в первую очередь на интеграцию магрибинцев в общественно-политическую жизнь страны. Так как ислам - неотъемлемая часть не только культуры, но и социально-политической жизни североафриканских
иммигрантов, то ассимиляция воспринимается ими как своего рода угроза отказа от ислама и необходимость принятия христианства.
Позиция Католической церкви Франции в отношении мусульман направлена на налаживание диалога между двумя религиями. С 50-х годов Церковь принимает самое активное участие в дебатах об иммиграции. На ее точку зрения влияли различные социальные и политические события, как, например, война в Алжире (1954-1962), проведение II Ватиканского Собора (1962-65), волнения мая 1968 года.
Документы II Ватиканского Собора определяют современное отношение Церкви к проблеме иммиграции и исламу в целом. Основываясь на неотъемлемом праве каждого человека исповедовать религию, иметь родину и переезжать в другие страны и исходя из решений II Ватиканского собора, Церковь осуждает проявления расизма и дискриминации в отношении североафриканских иммигрантов.
В послесоборном католицизме выделяется три тенденции в подходе к исламу. Сторонники основной из них обосновывают свою позицию решениями Собора и последующими понтификальными документами. Они исходят из признания «духовной связи», существующей между двумя религиями, и по мысли теологов, взаимопонимание и сотрудничество христиан и мусульман должны основываться на доктрине «социальной справедливости и мира». Сторонники второго направления также полагают возможным диалог между двумя религиями, но ограничивают его рамки чисто мирской сферой, абстрагируясь от религиозной проблематики, которая связывает церковь и ислам¬скую общину. Установки третьего направления характеризуются крайне враждебным отношением к исламу (следует отметить, что подобная позиция для современного католицизма не характерна).
Инициативы послесоборной Церкви свидетельствуют о том, что ее призыв к диалогу с исламом не политико-идеологический жест, продиктованный сиюминутными интересами, а долгосрочный, всесторонне разработанный курс.
Несмотря на очевидные позитивные сдвиги в отношениях католической церкви с мусульманским миром, диалог осуществляется пока преимущественно на уровне элитарном, а не массовом. Существенным препятствием остается психологический барьер, который разделяет две религиозные общности, — наследие многовековой истории взаимного
>
непонимания и религиозной нетерпимости*
Общественное мнение Франции и правительственная политика по иммиграционному вопросу находятся в русле понимания проблемы мировым сообществом в отношении того, что проблемы иммиграции можно решить только комплексными мерами. Еще в 70-е годы западные страны занялись решением проблем иммиграции (равно как экологических и др. проблем) путем переноса вредных и опасных производств в разви¬вающиеся страны, созданию дочерних компаний промышленных гигантов. Уменьшению потока мигрантов может способствовать помощь экономическому развитию стран эмиграции и повышение в них жизненного уровня.
Спрос на рабочую силу в будущем, вероятно, останется на низком уровне, а число иммигрантов станет достаточно большим и будет угрожать занятости местного населения. Поэтому политика иммиграции смягчаться не будет. Основной задачей станет не привлечение новых рабочих, а улучшение условий и адаптация оставшихся здесь на постоянное место жительства, в связи с чем возрастет доля женщин и экономически неактивного населения. В перспективе возможно появление угрожающе большой иностранной общины во всей Европе. В странах Магриба, а также и в других средиземноморских странах и странах Южнее Сахары в XXI веке можно ожидать комбинации демографического взрыва, оттока сельского населения в города и острой нехватки продовольствия. Сохранится существующий разрыв в душевом доходе между странами Западной Европы и арабскими странами Средиземноморья. Таким образом, экономические причины миграционных потоков на европейской континент останутся в силе.
Изучение реалий иммиграционной ситуации во Франции наводит на мысль о том, что европейская цивилизация проявляет неспособность противостоять «медленному завоеванию» со стороны более «молодых» цивилизаций. Открытое общество, равные возможности для всех, расовая терпимость, социальная гармония не выдерживают столкновения с жестокой реальностью. Идет естественный исторический процесс вытеснения одной слабеющей цивилизации другой, с более высоким потенциалом, и Франция не может, не хочет и не готова в этом признаться.
С полным основанием можно утверждать, что иммиграция оказывает влияние на все стороны общественной жизни современной Франции - экономическую, юридическую, политическую и религиозную. Слова французского президента Жака Ширака как нельзя лучше характеризуют современную иммиграционную ситуацию во Франции: «При современной экономической ситуации бессмысленно принимать новых иностранцев, которым мы уже не можем дать то, что они ищут, а именно работу. Позволить им приехать в страну и обещать работу - значит лицемерить и потерять уважение в их глазах. Тем же, кто уже обосновался во Франции на законных основаниях, мы должны дать гарантию безопасности и уважения. Кроме того, мы должны обеспечить право на стабильность пребывания и полноценную семейную жизнь; наконец, мы должны увеличить их возможности интеграции во французское общество через школу, образование, жилищную политику и т.д. Проблемы, которые ставит иммиграция, являются, прежде всего, проблемами гуманитарными, и это требует особого внимания со стороны правительства, должно превалировать над идеологией и догматизмом» .
Иностранные рабочие составляют около 7% экономически активного населения Франции и размещаются в основном в трех районах страны с центрами в Париже, Лионе и Марселе. Главными сферами применения труда иммигрантов являются строительство (20%), отрасли промышленности с применением поточно-конвейерного производства (29%) и сфера обслуживания и торговли (48,8%). В силу худшей профессиональной подготовки выходцы из Северной Африки становятся первыми кандидатами в армию безработных. В 1996 году средний уровень безработицы среди иностранцев - выходцев из стран Магриба составлял 32%.
По прошествии 20-30 лет иностранцы стали неотъемлемой частью рабочей силы Франции. С прекращением наплыва новых эмигрантов происходит стабилизация иностранной общины с высоким уровнем рождаемости. В период экономического кризиса иммиграция переходит от «производства» к «воспроизводству», то есть центр тяжести перемещается от рабочих-иммигрантов к их женам и детям, от первого поколения ко второму. В семьях иммигрантов образовалась некая субкультура, которая представляет собой сплав традиций Востока и европейской культуры. Североафриканская молодежь обладает признаками, с одной стороны, культуры, унаследованной от родителей, а с другой, культуры западной, окружающей её на протяжении всей жизни. Критическое отношение и к Западу, и к Востоку свидетельствует о кризисных формах самоощущения этого поколения магрибинцев во Франции. Ислам для детей иммигрантов, которые впервые взяли в руки Коран во Франции, представляет собой лишь часть культуры предков.
Невысокий образовательный уровень большинства иммигрантов ведет к «маргинализации» общей культуры населения страны. В этой связи имело бы смысл оценить сведения об изменении интеллектуального уровня местного населения, но, к сожалению, подобные данные не всегда доступны.
Значительная часть магрибинцев превратилась в стабильный этнический элемент. Их социально-экономическое положение создает новую политическую реальность, которую вынуждены учитывать власти. Наложение социальных проблем на проблемы экономические провоцирует появление нетерпимости и ненависти к иностранцам. Лозунги националистических партий повторяются слово в слово во время каждого экономического кризиса, будь то лозунг Барре в 1893 году «Долой иностранцев!» или высказывания лидера Национального фронта Ж.-М. Ле Пена в рамках предвыборной президентской кампании 2002 г. - «Сначала французы!».
К обвинениям в росте преступности в последнее время прибавились опасения о будущем страны в демографическом плане из-за высокой рождаемости у североафриканцев и плане культурном - в «многокультурном» обществе велика вероятность растворения французской «самобытности».
Эволюция североафриканской иммиграции протекает под воздействием двух тенденций:
- ассимиляции, которая осуществляется через межэтнические браки и натурализацию и которая предполагает постепенное усвоение этническими группами чуждой для них культуры;
- интеграции, предполагающей активное участие иммигрантов в общественной жизни, несмотря на наличие у них различных этнических, культурных, социальных и психологических особенностей.
Принимая во внимание особый менталитет североафрианцев, их психологические особенности, культуру и традиции политика Франции в отношении североафриканских иммигрантов направлена в первую очередь на интеграцию магрибинцев в общественно-политическую жизнь страны. Так как ислам - неотъемлемая часть не только культуры, но и социально-политической жизни североафриканских
иммигрантов, то ассимиляция воспринимается ими как своего рода угроза отказа от ислама и необходимость принятия христианства.
Позиция Католической церкви Франции в отношении мусульман направлена на налаживание диалога между двумя религиями. С 50-х годов Церковь принимает самое активное участие в дебатах об иммиграции. На ее точку зрения влияли различные социальные и политические события, как, например, война в Алжире (1954-1962), проведение II Ватиканского Собора (1962-65), волнения мая 1968 года.
Документы II Ватиканского Собора определяют современное отношение Церкви к проблеме иммиграции и исламу в целом. Основываясь на неотъемлемом праве каждого человека исповедовать религию, иметь родину и переезжать в другие страны и исходя из решений II Ватиканского собора, Церковь осуждает проявления расизма и дискриминации в отношении североафриканских иммигрантов.
В послесоборном католицизме выделяется три тенденции в подходе к исламу. Сторонники основной из них обосновывают свою позицию решениями Собора и последующими понтификальными документами. Они исходят из признания «духовной связи», существующей между двумя религиями, и по мысли теологов, взаимопонимание и сотрудничество христиан и мусульман должны основываться на доктрине «социальной справедливости и мира». Сторонники второго направления также полагают возможным диалог между двумя религиями, но ограничивают его рамки чисто мирской сферой, абстрагируясь от религиозной проблематики, которая связывает церковь и ислам¬скую общину. Установки третьего направления характеризуются крайне враждебным отношением к исламу (следует отметить, что подобная позиция для современного католицизма не характерна).
Инициативы послесоборной Церкви свидетельствуют о том, что ее призыв к диалогу с исламом не политико-идеологический жест, продиктованный сиюминутными интересами, а долгосрочный, всесторонне разработанный курс.
Несмотря на очевидные позитивные сдвиги в отношениях католической церкви с мусульманским миром, диалог осуществляется пока преимущественно на уровне элитарном, а не массовом. Существенным препятствием остается психологический барьер, который разделяет две религиозные общности, — наследие многовековой истории взаимного
>
непонимания и религиозной нетерпимости*
Общественное мнение Франции и правительственная политика по иммиграционному вопросу находятся в русле понимания проблемы мировым сообществом в отношении того, что проблемы иммиграции можно решить только комплексными мерами. Еще в 70-е годы западные страны занялись решением проблем иммиграции (равно как экологических и др. проблем) путем переноса вредных и опасных производств в разви¬вающиеся страны, созданию дочерних компаний промышленных гигантов. Уменьшению потока мигрантов может способствовать помощь экономическому развитию стран эмиграции и повышение в них жизненного уровня.
Спрос на рабочую силу в будущем, вероятно, останется на низком уровне, а число иммигрантов станет достаточно большим и будет угрожать занятости местного населения. Поэтому политика иммиграции смягчаться не будет. Основной задачей станет не привлечение новых рабочих, а улучшение условий и адаптация оставшихся здесь на постоянное место жительства, в связи с чем возрастет доля женщин и экономически неактивного населения. В перспективе возможно появление угрожающе большой иностранной общины во всей Европе. В странах Магриба, а также и в других средиземноморских странах и странах Южнее Сахары в XXI веке можно ожидать комбинации демографического взрыва, оттока сельского населения в города и острой нехватки продовольствия. Сохранится существующий разрыв в душевом доходе между странами Западной Европы и арабскими странами Средиземноморья. Таким образом, экономические причины миграционных потоков на европейской континент останутся в силе.
Изучение реалий иммиграционной ситуации во Франции наводит на мысль о том, что европейская цивилизация проявляет неспособность противостоять «медленному завоеванию» со стороны более «молодых» цивилизаций. Открытое общество, равные возможности для всех, расовая терпимость, социальная гармония не выдерживают столкновения с жестокой реальностью. Идет естественный исторический процесс вытеснения одной слабеющей цивилизации другой, с более высоким потенциалом, и Франция не может, не хочет и не готова в этом признаться.
С полным основанием можно утверждать, что иммиграция оказывает влияние на все стороны общественной жизни современной Франции - экономическую, юридическую, политическую и религиозную. Слова французского президента Жака Ширака как нельзя лучше характеризуют современную иммиграционную ситуацию во Франции: «При современной экономической ситуации бессмысленно принимать новых иностранцев, которым мы уже не можем дать то, что они ищут, а именно работу. Позволить им приехать в страну и обещать работу - значит лицемерить и потерять уважение в их глазах. Тем же, кто уже обосновался во Франции на законных основаниях, мы должны дать гарантию безопасности и уважения. Кроме того, мы должны обеспечить право на стабильность пребывания и полноценную семейную жизнь; наконец, мы должны увеличить их возможности интеграции во французское общество через школу, образование, жилищную политику и т.д. Проблемы, которые ставит иммиграция, являются, прежде всего, проблемами гуманитарными, и это требует особого внимания со стороны правительства, должно превалировать над идеологией и догматизмом» .
Подобные работы
- Североафриканская иммиграция во Франции: социокультурный и конфессиональный аспекты
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2002 - Миграционная политика Франции в 1918 - 1992 годах (Всемирная история, Кемеровский Государственный Университет)
Курсовые работы, история . Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИММИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА
ПУБЛИЧНУЮ ПОЛИТИКУ В ГЕРМАНИИ И ФРАНЦИИ.
ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ФРАНЦИИ В ОТНОШЕНИИ
БЫВШИХ СЕВЕРОАФРИКАНСКИХ КОЛОНИЙ В 1960-2020-ЫЕ ГГ.
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4630 р. Год сдачи: 2021 - АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИММИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017



