Введение ………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Проблемы монетарных отношений и личностной зрелости в
современной психологии…………………………………….…………………. 12
1.1. Монетарные установки, потребности, мотивы, монетарная
удовлетворенность ……………………………………………………………... 12
1.2. Развитие личности и уровни личностной зрелости ………………. 44
1.3. Параметры монетарных отношений личностно зрелых людей ….. 66
Глава 2. Программа исследования монетарных отношений ……..…… 81
2.1 Задачи и общая схема исследования …………………………...…… 81
2.2 Методы и параметры исследования ……………………………….... 86
2.3. Способы обработки и анализа данных …………………………….. 99
Глава 3. Особенности отношений к деньгам личностно зрелых людей
……………………………………………………………………………………. 103
3.1. Ценность денег в группах …………………………………………... 103
3.2. Потребность в деньгах и монетарная удовлетворенность ………... 107
3.3. Монетарные мотивы и направленность личности ……………….....118
3.4. Жизненные правила как социальные установки по отношению к
деньгам …………………………………………………………………………… 131
3.5 Сравнительная характеристика отношения к деньгам у личностно
зрелых и обычных людей ……………………………………………………….. 140
Выводы ……………………………………………………………………. 147
Заключение ………………………………………………………………... 150
Список литературы ……………………………………………………….. 152
Приложения ……………………………………………………………….. 169
Актуальность темы исследования определяется, с одной стороны,
существенными изменениями, происходящими в экономике страны, и
требованиями к высокой экономической эффективности граждан, а с другой -
необходимостью учитывать социально-психологические феномены отношения
к деньгам, поскольку эти отношения во многом определяют экономическое
поведение. Отношение к деньгам является важным компонентом
экономического сознания групп и конкретных людей. От экономических
представлений о всеобщей эквивалентности денег гуманитарные науки
переходят к изучению специфических особенностей отношения людей к
деньгам. В социальной психологии такими особенностями являются
монетарные ценности, потребности, мотивы, социальные установки, а также
экономическое мышление и экономические представления (Журавлев А.Л.,
Купрейченко А. Б., 2003; Позняков В.П., 2004).
Отношение граждан к деньгам - существенная детерминанта
экономического роста нации, и учитывается, например, Всемирным банком
реконструкции и развития при выделении финансовой помощи развивающимся
странам (Tang T. L.-P., Luk V. W.-M., Chiu R. K., 2000). Монетарные отношения
являются серьезным фактором, воздействующим на психическое здоровье
(Goldberg H., Lewis R.T., 1978; Holmes J., 1998; Furnham A., Okamura R., 1999) и
на взаимоотношения между людьми (Маданес К., 1998; Coleman J. W., 1992).
Согласно современным концепциям постиндустриального общества
(Иноземцев В.Л., 2000), преодоление экономических ограничений социума
возможно не через трансформацию социальных структур, а вследствие
духовной и интеллектуальной эволюции людей, личностного роста. Однако
исследований взаимосвязи личностного роста и отношения к деньгам не
проводилось.
Исследования, проведенные В.В. Новиковым, С.И. Ериной и др. (Люди
и деньги, 1999), показывают, что монетарное поведение зависит как от
происходящих социальных изменений, так и от индивидуальнопсихологических особенностей людей. В психологических и педагогических4
работах выделяется проблема формирования "гармоничных отношений" к
деньгам (Дейнека О.С., 2003; Буренина С.Ю., 2000; Фенько А.Б., 2004 и др.),
ставится вопрос о процессах экономической социализации и задачах
экономического воспитания. Поэтому рассматриваемая проблематика
оказывается важной для каждой российской семьи, заинтересованной в
воспитании экономически эффективного и личностно зрелого человека.
Отношение к деньгам взаимосвязано с потребительским поведением и
часто его определяет. Личностная зрелость как один из критериев
типологизации потребителей широко используется за рубежом в маркетинге
стилей жизни (Энджел Дж.Ф. и др., 2000), является одним из критериев
социальной стратификации.
Формирование в России с девяностых годов двадцатого века новых
социально-экономических отношений ставит проблему адаптации к рынку
зрелых людей, у которых экономическое сознание формировалось при
социализме. Трансформация экономической среды, возникновение различных
форм собственности, финансовое расслоение общества приводит к
дифференциации экономического сознания и экономических отношений, в том
числе к появлению различных социально-психологических типов людей по
отношению к деньгам. Для одних деньги - цель жизни, для других - условие
существования, и каждому типу отношений соответствует специфическое
монетарное поведение (Хащенко В.А., 2003).
Ряд отечественных и зарубежных психологов обращают внимание на то,
что отношение к деньгам изменяется по мере развития личности и
самоактуализации (Капустин А.А., 2001; Poduska B., 1992). В результате
анализа опубликованных за последние двадцать пять лет работ сведений об
эмпирической проверке таких предположений не обнаружено. Мы считаем, что
понимание сущности отношения людей к деньгам получит свое развитие за
счет сравнительного анализа монетарных отношений у людей с разным
уровнем личностной зрелости. Кроме того, необходимо уточнить понятия
"монетарная потребность" и "монетарная удовлетворенность", соотнести
понятия "монетарное" и "материальное".5
Таким образом, мы считаем необходимым расширить существующее
понимание природы, функций и свойств монетарных отношений, их места во
взаимоотношении человека с окружающей средой.
Цель работы: выявление и описание социально-психологических
особенностей отношения к деньгам у людей с разным уровнем личностной
зрелости. Цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Осуществить теоретический анализ основных социальнопсихологических подходов в исследовании отношений к деньгам.
2. Уточнить понятия и определить теоретические основания для
проведения эмпирического социально-психологического исследования
особенностей отношения к деньгам у людей с разным уровнем личностной
зрелости.
3. Выделить социально-психологические характеристики и параметры
отношения к деньгам, подобрать и апробировать методический комплекс для
эмпирического социально-психологического исследования денежных
отношений.
4. Описать существенные структурные, количественные и качественные
особенности отношения к деньгам у людей с разным уровнем личностной
зрелости.
Гипотезы исследования:
1. Существуют разные социально-психологические типы отношений
людей к деньгам. В основе типов монетарных отношений лежит такая
характеристика, как личностная зрелость. Различия в типах монетарных
отношений носят как количественный, так и качественный характер,
проявляются в ценностях, потребностях и их удовлетворенности, социальных
установках, связанных с деньгами, мотивах расходования денег.
2. Люди с разным уровнем личностной зрелости различаются по уровню
ценности денег, силе монетарных потребностей и степени их удовлетворения.
3. В мотивах расходования денег у личностно зрелых людей в большей
степени представлены мотивы самореализации, творчества, познания,
саморазвития, альтруистической помощи другим людям.6
4. Социальные установки по отношению к деньгам у личностно зрелых
людей имеют ряд особенностей: они более дифференцированы, подвижны,
рациональны.
Объект исследования: система социально-экономических отношений
как одна из форм отношений между людьми.
Исследуемая выборка состояла из двух групп людей в возрасте от 40 до
65 лет. Мы исходим из того, что в этом возрасте люди достигли
хронологической зрелости, уже сложилось устойчивое отношение к деньгам, а
также часть людей достигла личностной зрелости. Первая группа - обычные
люди, вторая - личностно зрелые люди. Всего в исследовании приняло участие
307 человек.
Предмет исследования: Структурные, качественные и количественные
особенности отношения к деньгам людей с разным уровнем личностной
зрелости.
Методологической основой проведенного исследования являются
общенаучные принципы психологии, в частности, принцип единства сознания и
деятельности (Рубинштейн С.Л., 1989), концепция системной детерминации
психических явлений (Ломов Б.Ф., 1984), принцип развития. Теоретической
основой исследования стали базовые положения психологической концепции
В.Н. Мясищева (1995) об отношении и диспозиционной концепции В.А. Ядова
(Саморегуляция…, 1979) применительно к изучению психологических
особенностей монетарных отношений, а также теории личностного развития
(Маслоу А., 1999; Анцыферова Л.И., 1999).
Методы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач
использован экспериментальный план межгруппового сравнения (Готтсданкер
Р., 1982). Группы эквивалентны по полу, возрасту, образованию и доходу.
Применялись тесты, опросники и стандартизированное интервью. В основной
диагностический комплекс вошли следующие методики:
1. Методики исследования личностной зрелости: 1)
"Самоактуализационный тест" (Гозман Л.Я. и др., 1995); 2) авторская анкета
для отбора испытуемых в экспериментальную группу личностно зрелых людей.
2. Методики исследования отношения к деньгам: 1) авторский вариант
методики “Завершение предложения”; 2) методика "Ретроспективная анкета7
монетарных установок" - авторский вариант методики "Ретроспективная анкета
установок" Н.А. Низовских (1995); 3) авторская шкала денежной
удовлетворенности; 4) методика "Уровень соотношения "ценности" и
"доступности" Е.Б. Фанталовой (1992).
Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивается
методологической обоснованностью применяемых подходов и методов
исследования, использованием взаимодополняющих методик, специальным
отбором испытуемых и проверкой корректности выборки испытуемых,
контролем процедуры эмпирического исследования, сравнительным анализом
результатов.
Научная новизна работы заключается в следующем:
1. Сформулирован новый подход к понятию “монетарные отношения”, в
соответствии с которым они рассматриваются как компонент целостной
системы отношений личности, отражающий ее индивидуальный, субъективнооценочный, избирательный подход к деньгам как объекту действительности и
представляющий собой интериоризированный опыт обращения с деньгами и
взаимодействия с другими людьми по поводу денег в специфической
социокультурной ситуации. Монетарные отношения личности отличаются
относительной устойчивостью и обобщенностью, характеризуют жизненную
позицию человека относительно денег, содержат в себе систему более частных
монетарных отношений. Монетарные отношения имеют трехкомпонентную
структуру: когнитивный (монетарные представления), эмоциональный (оценка
денег) и регуляторный или мотивационно-волевой компонент (монетарные
ценности, мотивы, социальные установки, нормы поведения).
2. Получены эмпирические доказательства того, что у личностно зрелых
людей существуют свои особенности в отношении к деньгам, которые носят
как количественный, так и качественный характер, проявляются на уровне
ценностей, потребностей и их удовлетворенности, социальных установок,
связанных с деньгами, мотивах расходования денег.
3. Показана связь личностной зрелости и монетарных отношений.
Можно утверждать, что именно связанные с личностным ростом изменения в
направленности и ценностях как ведущих регуляторных образованиях явились
причиной трансформации монетарных отношений. Существенные изменения в8
монетарных отношениях у личностно зрелых людей проявились на разных
уровнях, что свидетельствует о системном характере этих изменений.
4. Апробированы новые и адаптированные психодиагностические
методики, предназначенные для описания и оценки монетарных отношений:
авторская анкета для отбора личностно зрелых людей на основе экспертной
оценки, авторский вариант методики "Завершение предложения", авторский
вариант "Ретроспективной анкеты монетарных установок", авторская шкала
монетарной удовлетворенности.
Теоретическая значимость определяется тем, что в работе был
выработан новый подход в понимании монетарных отношений, базирующийся
на психологической концепции В. Н. Мясищева об отношении,
диспозиционной концепции В. А. Ядова и структуре экономического сознания,
разработанной А. Л. Журавлевым, В.П. Позняковым. Этот подход показал свою
правомерность и позволил расширить существующие в отечественной
социальной психологии традиции понимания монетарных отношений с точки
зрения социальной перцепции.
Уточнено понятие "монетарная потребность", которая понимается как
квазипотребность, выступающая по отношению ко многим другим
потребностям в качестве средства удовлетворения. Монетарная потребность
рассматриваются как генерализованная квазипотребность, в которой
аккумулирован энергетический потенциал других потребностей. Такой подход
позволяет объяснить феномены фетишизации денег, возникновения связанных
с деньгами психических расстройств, низкой степени удовлетворения
монетарной потребности. Кроме того, предложено уточненное понятие
"монетарной удовлетворенности", которая понимается как диспозиция,
выражающая положительное отношение к денежному достатку как фактору
жизни, финансовым условиям жизни, сформировавшееся в результате
неоднократно испытываемого удовольствия от получения денег и
гарантированного, с точки зрения субъекта, получения их впредь.
В работе обобщены и представлены основные элементы и параметры
отношения к деньгам.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные
результаты легли в основу исследования механизмов формирования9
монетарных отношений. Выявленная специфика отношения к деньгам
позволяет провести дифференциацию этих отношений на уровне ценностей,
потребностей и их удовлетворенности, мотивов использования денег и
социальных установок. Разработанный и апробированный в рамках нашего
исследования психодиагностический инструментарий может применяться для
диагностики и прогнозирования особенностей формирования отношения к
деньгам.
Особенности отношения к деньгам личностно зрелых людей могут стать
основой для формирования социальных норм монетарных отношений,
учитываться при изучении и педагогическом сопровождении экономической
социализацией молодежи, в процессе адаптации молодежи к рынку.
Обобщенные данные по особенностям отношения к деньгам у различных групп
людей могут быть использованы для социального нормирования и социального
планирования, для коррекции отношения к деньгам и прогнозирования
поведения потребителей, при разработке новых психолого-дидактических форм
обучения, в индивидуальном психологическом консультировании.
Полученные результаты являются востребованными в деятельности
финансовых организаций: банков, страховых и инвестиционных компаний, а
также любыми предприятиями при изучении и управлении поведением
потребителей.
Положения, выносимые на защиту:
1. Существуют особенности в отношении к деньгам у людей, имеющих
разный уровень личностной зрелости. Отличия в отношении к деньгам у людей,
имеющих высокий уровень личностной зрелости, проявляются в
специфической иерархии ценностей. Происходящие в человеке изменения,
обусловленные личностным ростом, приводят к снижению ценности денег,
повышается уровень монетарной удовлетворенности.
2. В мотивах расходования денег у людей, имеющих высокий уровень
личностной зрелости, в большей степени представлены мотивы творчества,
познания, саморазвития, альтруистической помощи другим людям.
3. У личностно зрелых людей формируется более рациональное и
осознанное отношение к деньгам, преобладают установки на рациональное
потребительское поведение.10
4. Личностно зрелые люди быстрее обучаются новым правилам
поведения в экономически нестабильной среде, в ситуации финансовых
затруднений чаще ориентированы на объективное и рациональное восприятие
сложившейся ситуации и поиск решения проблемы.
5. Связанные с личностным ростом изменения в направленности и
ценностях, как ведущих регуляционных образованиях, явились причиной
трансформации монетарных отношений. Существенные изменения в
монетарных отношениях у личностно зрелых людей проявились на разных
уровнях, что свидетельствует о системном характере этих изменений.
Апробация работы. Основные теоретические положения и результаты
диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедры
политической и социальной психологии факультета психологии ЯрГУ, на
заседании кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета
гуманитарного образования ОмГТУ, а также на V международном конгрессе
"Социальная психология XXI века" (Ярославль, 2003), на международной
научной конференции "Гендерные исследования и гендерное образование в
высшей школе" (Иваново, 2002); на VIII Всероссийской междисциплинарной
конференции "Традиционные и инновационные процессы в образовании:
стратегии личностного развития" (Томск, 2003); на научной конференции
"Современное общество", посвященной 25-летию Омского государственного
университета (Омск, 1999), на межвузовской методической конференции
СибАДИ "Проблемы и перспективы образования инновационного типа в
современных условиях" (Омск, 2003).
Внедрение результатов исследования происходило в деятельности
образовательных и финансовых учреждений г. Омска. По результатам
диссертационной работы разработан спецкурс для студентов Омского
государственного технического университета. Отдельные выводы и
рекомендации, сформулированные на основе исследования, внедрены в
деятельность брокерской компании "Октан-брокер" и Центра активных методов
обучения "Грант".
Публикации. По материалам диссертационного исследования
опубликовано 10 печатных работ общим объемом 34 страницы.11
Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из
введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. Текст
иллюстрирован таблицами и рисунками. Общий объем диссертационной
работы 178 страниц машинописного текста. Библиографический список
содержит 219 наименований, из них 34 - на иностранном языке.
Во введении обосновывается актуальность темы, дается характеристика
объекта, предмета, гипотез, целей и задач настоящего исследования,
определяются практическая значимость и научная новизна работы, излагаются
основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе "Проблемы монетарных отношений и личностной
зрелости в современной психологии" представлен обзор социальнопсихологических исследований отношения к деньгам, уточнены основные
понятия, описывающие монетарные отношения; определены основные
критерии личностной зрелости; сформулированы особенности монетарных
отношений у личностно зрелых людей; определен предмет исследования, даны
формулировки рабочих понятий.
Во второй главе "Программа исследования монетарных отношений"
представлено обоснование плана и процедуры эмпирического исследования,
методов сбора данных и выборки, а также способов обработки и анализа
данных.
В третьей главе "Особенности отношения к деньгам у личностно зрелых
людей" описываются результаты эмпирического исследования.
В приложении приведены примеры методического материала,
использованного в исследовании, отдельные таблицы с результатами.
О безусловном нарастании интереса к проблеме психологии денег
свидетельствует следующий факт: за период с сентября 2003 г. по март 2004 г.,
т.е., за 7 месяцев число электронных документов, найденных в русскоязычном
Интернете с помощью поисковой системы “Yandex” по ключевому слову
“психология денег”, увеличилось в 3 раза — с 200 до 600. Обращает на себя
внимание рост связанных с деньгами психических расстройств,
распространение гемблинга в молодежной среде. Это ставит задачу активного
вмешательства государства в экономическую социализацию молодежи,
формирование “гармоничных” монетарных отношений. Все это еще раз
подтверждает актуальность выбранной темы.
Результаты нашего исследования показали, что формирование
осознанных норм обращения с деньгами и монетарных социальных установок
происходит в периоды 15-20 лет и 27-30 лет. Поэтому изучение особенностей
монетарных отношений в данные возрастные периоды может дать важные
сведения о механизмах формирования отношения к деньгам.
Требует более тщательного, экспериментального изучения выявленный
феномен генерализации монетарных потребностей. Остаются за рамками
исследований и вопросы влияния подсознательных установок на монетарное
поведение, соотношение вербальных и поведенческих уровней исследования.
Обзор литературы показал, что в настоящее время необходима работа по
систематизации результатов исследований монетарных отношений российскими
психологами в рамках экономической психологии. Акцент в исследованиях
монетарных отношений смещается с анализа особенностей отношений к
деньгам и определяющих их факторов в сторону раскрытия механизмов.
Как нам кажется, представляет безусловный интерес проверка на
российской выборке результатов экспериментов, выполненных за рубежом.
Диагностические возможности используемых в работе методик могут
быть усилены за счет стандартизации процедур исследования и выработки норм
для различных социально-демографических групп. Кроме того, перевод и
адаптация зарубежных опросников позволит значительно интенсифицировать
исследования монетарных отношений, даст возможность для кросс-культурных151
сравнений. На наш взгляд, очень важным является изучение особенностей
монетарных отношений в связи с православной этикой и сравнение результатов
с данными, полученными в странах с протестанской и другими религиозными
конфессиями.
Остались не решенными, на наш взгляд, следующие задачи: точная
дифференциация промежуточных уровней личностной зрелости; определение
места монетарных ценностей в системе ценностей человека; влияние
неосознаваемых установок и мотивов на монетарное поведение; соотношение
вербальных реакций и реального монетарного поведения.
Логическим продолжением данной работы может явиться сопоставление
различных уровней личностной зрелости и экономической эффективности.
Выводы, полученные в данной работе, могут быть положены в основу
программ коррекции монетарных отношений, в том числе и семейных
монетарных отношений; использоваться в консультационной практике
психологов при работе как с индивидуальными клиентами, так и
корпоративными (банки, страховые и инвестиционные компании и т.п.).
Популяризация научных знаний и трансляция результатов данного
исследования, возможно, подтолкнет людей задуматься о своих собственных
особенностях в отношении к деньгам, о том, как они учат обращаться с
деньгами своих детей.
Абрамова, С.Б. Деньги как социальная ценность: поколенческий срез
проблемы/ Абрамова С.Б.// Социологические исследования.- 2000.- № 7.- С. 37-
41.
Автономов, В.С. Человек в зеркале экономической теории/ Автономов
В.С.- М.: Наука, 1993.- 176 с.
Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии/ Адлер А.- М.:
Прогресс, 1995.- 292 с.
Александрова, З.Е. Словарь синонимов русского языка: Ок. 9000
синонимических рядов/ Александрова З.Е.; под ред. Л.А. Чешко.- 5-е изд.,
стереотип.- М.: Рус. яз., 1986.- 600 с.
Алешина, Ю.Е. Социально-психологические методы исследования
супружеских отношений: спецпрактикум по социальной психологии/ Алешина
Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.- 68 с.
Альбуханова-Славская, К.А. Стратегия жизни/ Альбуханова-Славская
К.А.- М.: Мысль, 1991.- 240 с.
Альманах психологических тестов/ Под ред. С. А. Римский, Р. Р.
Римский.- М.: КСП, 1995.- 400 с.
Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания/ Ананьев Б.Г.- Л.: Изд-во
ЛГУ, 1968.- 338 с.
Анастази, А. Психологическое тестирование.- Пер. с англ. К.М. Гуревича,
В.И. Лубовского.- М.: Педагогика, 1982.- Кн. 2.- 336 с.
Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных
заведений/ Андреева Г.М.- М.: Аспект Пресс, 1998.- 492 с.
Анцыферова, Л.И. Способность личности к преодолению деформаций
своего развития/ Анцыферова Л.И.// Психологический журнал.- 1999.- Т. 20.- №
1.- С. 6-19.
Аристотель. Политика. Афинская полития.- М.: Мысль, 1997.- 462 с.
Асмолов, А.Г. Деятельность и установка/ Асмолов А.Г.- М.: Изд-во Моск.
ун-та, 1979.- 150 с.
Асмолов, А.Г. Психология личности: Учебник/ Асмолов А.Г.- М.: Изд-во
МГУ, 1990.- 367 с.153
Безменова, И.К. Аттитьюды и их взаимосвязь с поведением/ Безменова
И.К., Гулевич О.А.- М.: РПО, 1999.- 144 с.
Белицкая, Г.Э. Особенности отношения к деньгам: деньги как предмет
личностного осмысления/ Белицкая Г.Э.// Ежегодник Российского
психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда
психологов 25-28 июня 2003 года: В 8 т.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003.-
Т. 1.- С. 120-125.
Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих
взаимоотношений/ Берн Э.- СПб.: Лениздат, 1992.- 400 с.
Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание/ Бернс, Р.- М.: Прогресс,
1986.- 422 с.
Божович, Л.И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка/
Божович Л.И.// Психология личности в трудах отечествунных психологов /Сост.
и общ. Ред. Л. В, Куликова.- СПб.: Питер, 2001.- 480 с.- С. 160-166.
Братусь, Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте/ Братусь
Б.С.// Вестник Московского университета. Сер. Психлогия.- 1980.- № 2.- С. 3-11.
Бубнова, С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная
нелинейная система/ Бубнова С.С.// Психологический журнал.- 1999.- Т. 20, №
5.- С. 38-44.
Бурая, Л.В. Творческая самореализация школьника в системе
интегрированных уроков искусства: Автореф. дис.… канд. пед. наук.- Белгород:
Белгород. гос. ун-т, 2002.- 22 с.
Буренина, С.Ю. Влияние денег на процессы социализации современных
подростков. Автореф. дис. … канд. пед. наук.- СПб, 2000.- 24 с.
Бююль А., Цёфель П. SPSS: искусство обработки информации. Анализ
статистических данных и восстановление скрытых закономерностей: Пер. с
нем./ А. Бююль, П. Цёфель. - СПб.: ООО "ДиаСофтЮП", 2002.- 608 с.
Васильев, Ю.П. Воспитание у школьников способности к творческой
самореализации/ Васильев Ю.П.- Самара: Изд-во Сам. ин-та повышения
квалификации и переподгот. работников образования, 2000.- 144 с.
Васильчук, Ю.А. Социальные функции денег/ Васильчук Ю.А.// Мировая
экономика и международные отношения.- 1995.- № 2.- С. 5-22.154
Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления
критических ситуаций)/ Василюк Ф.Е.- М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984.- 200 с.
Веблен, Т. Теория праздного класса/ Веблен Т.- М.: Прогресс, 1984.- 210
с.
Верховин, В.И. Структура и функции монетарного поведения/ Верховин
В.И.// Социологические исследования.- 1993.- № 10.- С. 67-73.
Воронов, Ю.П. Страницы истории денег/ Воронов Ю.П.- Новосибирск:
Наука, 1986.- 175 с.
Гаах Н.А. Социальная самореализация военнослужащих-женщин
Вооруженных Сил Российской Федерации: Социально-философский анализ:
Автореф. дис.… канд. филос. наук.- М.: Военный ун-т, 2001.- 24 с.
Галажинский, Э.В. Системная детерминация самореализации личности:
Автореф. дис. … д-ра психол. наук.- Барнаул: Барнаул. гос. пед. ун-т, 2002.- 43
с.
Гальперин, П.Я. Психология как объективная наука: Избр. психол. тр./
Гальперин, П.Я.- М.: Ин-т практ. психологии, 1998.- 479 с.
Гилинский, Я.И. Стадии социализации индивида/ Гилинский Я.И.//
Человек и общество/ под ред. Б.Г. Ананьев.- Л.: ЛГУ, 1971. 197 с.- С. 48-56.
Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2-х т./ Годфруа Ж. - М.: Мир, 1992.-
Т. 1.- 496 с.
Гозман, Л.Я. Самоактуализационный тест/ Гозман Л.Я., Кроз М.В.,
Латинская М.В.- М.: Российское педагогическое агентство, 1995.- 43 с.
Головаха, Е.И. Психологическое время личности/ Головаха Е.И., Кроник
А.А.- Киев: Наукова думка, 1984.- 207 с.
Голубчикова, М.Г. Самоактуализация сельских школьников в условиях
дифференцированного обучения: Автореф. дис.… канд. пед. наук.- Иркутск:
Иркутский. гос. пед. ун-т, 2003.- 26 с.
Гомезо, М.В. Возрастная психология: личность от молодости до старости:
Учебное пособие/ Гомезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М.-
М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом "Ноосфера", 1999.- 272
с.
Горинков, В.П. Эмпирические классификации жизненных ценностей
россиян в постсоветский период/ Горинков В.П.// Полис.- 1996.- № 4.- С. 47-55.155
Горяев, В.Г. Психологические аспекты профессиональной
самореализации учителя музыки/ Горяев В.Г.- Тверь: ТвГУ, 1999.- 116 с.
Готтсданкер, Р. Основы психологического эксперимента/ Готтсданкер Р.-
М.: Изд-во МГУ, 1982.- 486 с.
Давыдова, Н.М. Депривационный подход в оценках бедности/ Давыдова
Н.М.// Социологические исследования. - 2003.- № 6.- С. 88-96.
Дейнека, О.С. Динамика макроэкономических компонентов образа денег
в обыденном сознании/ Дейнека О.С.// Психологический журнал.- 2002.- Т. 23.-
№ 2.- С. 36-46.
Дейнека, О.С. Экономическая психология: Учеб. Пособие/ Дейнека О.С.-
СПб: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2000.- 160 с.
Дейнека, О.С. Динамика отношения российских предпринимателей к
деньгам/ Дейнека О.С.// Ежегодник Российского психологического общества:
Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 года: В 8
т.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003.- Т. 2.- С. 28-33.
Джидарьян, И.А. Счастье в представлениях обыденного сознания/
Джидарьян И.А.// Психологический журнал.- 2000.- Т. 21.- № 2.- С. 40-48.
Диттмар, Х. Экономические представления подростков/ Диттмар Х.//
Иностранная психология.- 1997.- № 9.- С. 25-36.
Дьяченко, М.И. Психология высшей школы/ Дьяченко М.И., Кандыбович
Л.А.- Минск: Изд-во БГУ, 1981.- 383 с.
Жириновский, В.В. Новые деньги для России и мира/ Жириновский В.В.,
Юровицкий В.М.- М.: Издательский дом "Грааль", 1998.- 511 с.
Журавлев, А.Л. Нравственно-психологическая регуляция экономической
активности/ Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б.- М.: Изд-во "Институт
психологии РАН", 2003.- 436 с.
Журавлев, А.Л. Социально-психологические трудности становления
малого бизнеса в России (анализ группового мнения предпринимателей)/
Журавлев А.Л., Позняков В.П.// Психологический журнал.- 1993.- Т. 14. - № 6.-
С. 23-34.
Зараковский, Г.М. Потребности населения и критерии качества жизни/
Зараковский Г.М.// Проблемы психологии и эргономики.- 2001.- № 3.- С. 54-58.156
Заславская, Т. Доходы социальных групп и слоев: уровень и динамика/
Заславская Т.// Экономические и социальные перемены.- 1996.- № 2.- С. 7-13.
Здравомыслов, А.Г. Потребности. Интересы. Ценности/ Здравомыслов
А.Г.- М.: Политиздат, 1986.- С. 24.
Зеленская, О.В. Профессиональная самореализация воспитателей ДОУ/
Зеленская О.В.// Ежегодник Российского психологического общества:
Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 года: В 8 т.
- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003.- Т. 3.- С. 58-61.
Зиммель, Г. Философия денег/ Зиммель Г.// Теория общества.- М., 1999.-
С. 33-89.
Золотухина, И.В. Творческая самореализация учителя/ Золотухина И.В.-
Йошкар-Ола: Мар. ин-т образования, 1999.- 96 с.
Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы/ Ильин Е.П.- СПб: Издательство
"Питер", 2000.- 512 с.
Ильясов, Ф.Н. Удовлетворенность трудом (анализ структуры, изменения,
связь с производственным поведением)/ Ильясов, Ф.Н. Под ред. В. Г.
Андреенкова. - А.: Ылым, 1988.- 100 с.
Иноземцев, В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа,
противоречия, перспективы/ Иноземцев В.Л.- М.: "Логос", 2000.- 204 с.
Исурина, Г.Л. Развитие личности как осознание себя/ Исурина Г.Л.//
Психологическая газета.- 1999.- № 7.- С. 18-20.
Капустин, А.А. Отношение различных социальных групп к деньгам: На
основе комплексного социально-психологического исследования: Автореф. дис.
… канд. психол. наук.- Ярославль: Ярослав. гос. ун-т им. П. Г. Демидова, 2001.-
25 с.
Квитков М.Г. Педагогические условия самореализации молодежи в
общественных организациях: Автореф. дис. … канд. пед. наук.- Омск: Омск.
гос. пед. ун-т, 2000.- 24 с.
Кибизова, Л.Ю. Деньги как средство распространения власти/ Кибизова
Л.Ю.// Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го
Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 года: В 8 т.- СПб.: Изд-во
С.-Петерб. ун-та, 2003.- Т. 4.- С. 18-23.157
Китов, А.И. Экономическая психология/ Китов А.И.- М.: Экономика,
1987.- 303 с.
Клочко, В.Е. Самореализация личности: системный взгляд/ Клочко В.Е.,
Галажинский Э.В.- Томск: ТГУ, 1999.- 153 с.
Клюева, Н.В. Жизненные цели молодежи постсоветской России и стран
Европы/ Клюева Н.В.// Прикладная психология.- 1998.- № 3.- С. 18-24.
Козлова, Е.В. Актуальные проблемы отношения собственности/ Козлова
Е.В.// Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го
Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 года: В 8 т.- СПб.: Изд-во
С.-Петерб. ун-та, 2003.- Т. 4.- С. 56-60.
Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание/ Кон И.С.- М.:
Политиздат, 1984.- 334 с.
Кон, И.С. Социология личности/ Кон И.С.- М.: Политиздат, 1967.- 383 с.
Коростылева, Л.А. Развитие потенциала педагога и личности подростка:
Учеб. пособие/ Л.А. Коростылева, Е.Ю. Коржова, Н.Н. Королева; Рос. гос. пед.
ун-т им. А.И. Герцена. - СПб.: Б.и., 1996.- 70 с.
Коростылева, Л.А. Пути профессиональной и личностной самореализации
человека: Учеб. Пособие/ Коростылева Л.А., Кравченко Н.Е.- СПб.: Центр. ин-т
повышения квалификации руководящих работников и специалистов проф.
образования, 1997.- 72 с.
Кравченко, А.И. Социология М. Вебера: труд и экономика/ Кравченко
А.И.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998.- 188 с.
Лапик, В.В. Самоактуализация личности педагога в процессе обучения
человековедческим технологиям: Автореф. дис. … канд. пед. наук.- М.: Ин-т
повышения квалификации и переподгот. работников нар. образования Моск.
обл., 2002.- 26 с.
Ларина, Е.А. Творческая самоактуализация как фактор личностнопрофессионального развития будущих учителей начальных классов: Автореф.
дис. … канд. пед. наук.- Курск: Курский гос. пед. ун-т, 2001.- 23 с.
Лебедев, А.Н. Влияние ролевой установки на экономическое поведение
российских потребителей/ Лебедев А.Н., Боковиков А.К.// Вопросы
психологии.- 1995.- № 3.- С. 46-58.158
Левин, К. Теория поля в социальных науках.: Пер. с англ.- СПб.: Сенсор,
2000.- 368 с.
Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ Леонтьев А.Н.- М.:
Политиздат, 1977.- 304 с.
Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции/ Леонтьев А.Н.- М.: Изд-во
Моск. ун-та, 1991.- 40 с.
Леонтьев, Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций/ Леонтьев
Д.А.- М: "Смысл", 1992.- 17 с.
Леонтьев, Д.А. Самореализация и сущностные силы человека/ Леонтьев
Д.А.// Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в
постсоветской психологии.- М.: Смысл, 1997.- С. 156-176.
Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика
смысловой реальности/ Леонтьев Д.А.- М.: Смысл, 1999.- 487 с.
Леонтьев, Д.А. Личностная зрелость как опосредствование личностного
роста// Культурно-историческая психология развития/ Леонтьев Д.А.//
Материалы первых чтений памяти Л. С. Выготского, Москва, 15-17 ноября
2000/ Под ред. И. А. Петуховой.- М.: Смысл, 2001.- 287 с.- С. 154-161.
Леонтьев, Д.А. Гордон Олпорт - архитектор психологии личности/
Леонтьев Д.А.// Психологический журнал.- 2002.- Т. 23.- № 3.- С. 23-30.
Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии/
Ломов Б.Ф.- М.: Наука, 1984.- 444 с.
Лопатин, В.В. Русский толковый словарь: Ок. 35 000 слов/ Лопатин В.В.,
Лопатина Л.Е.- 3-е изд., испр. и доп.- М.: Рус. яз., 1994.- 832 с.
Люди и деньги/ Под ред. В.В. Новикова, С.И. Ериной. - Ярославль: ЯрГУ,
1999.
Магун, В.И. Потребности и психология социальной деятельности
личности/ Магун В.И.- Л.: Наука: Ленингр. отд-ние, 1983.- 244 с.
Маданес, К. Тайное значение денег/ Пер. с англ. А. Д. Иорданского.- М.:
Независимая фирма "Класс", 1998.- 348 с.
Майерс, Д. Социальная психология, 5-е межд. Издание/ Майерс, Д.- СПб,
Изд-во "Питер ", 2000.- 684 с.159
Малахов, С.В. "Экономический человек" и рациональность
экономической деятельности/ Малахов С.В.// Психологический журнал.- 1990.-
Т. 11.- № 6.- С. 38-46.
Малахов, С.В. Интраэкономическая модель экономического поведения и
"иллюзия прибыльности"/ Малахов С.В.// Психологический журнал.- 1991.- Т.
12.- № 4.- С. 53-55.
Маркс, К. Конспект книги Дж. Милля “Основы политической экономии”/
Маркс К., Энгельс Ф.- Соч. 2-е изд.- М.: Политиздат, 1955.- Т. 42.- 535 с.
Маркс, К. Экономическо-философские рукописи 1844 года/ Маркс К.,
Энгельс Ф.// Из ранних произведений.- М.: Государственное издательство
политической литературы, 1956.- 689 с.
Марченко, Т.А. Потребность как социальное явление/ Марченко Т.А.- М.:
Высш. Школа. 1990.- 264 с.
Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики/ Маслоу А.- СПб.:
Издат. группа "Евразия", 1997 а.- 430 с.
Маслоу, А. Психология бытия: Пер. с англ.- М.: "Рефл-бук", "Ваклер",
1997.- 304 с.
Маслоу, А. Мотивация и личность/ Маслоу А.- СПб.: Евразия, 1999.- 412
с.
Меграбян, А.А. Личность и ее сознание: (в норме и патологии)/ Меграбян
А.А.- М.: Медицина, 1978.- 174 с.
Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности/
Мерлин В.С.- М.: Педагогика, 1986.- 256 с.
Методики психодиагностики в спорте: Учеб. Пособие /В. Л. Марищук, Ю.
М. Блуднов, В. А. Плахтиенко, Л. К. Серова.- М.: Просвещение, 1990.- 256 с.
Мильман, В.Э. Социально-экономическая ситуация и индивидуальная
мотивация/ Мильман В.Э.// Ежегодник Российского психологического
общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003
года: В 8 т.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003.- Т. 4.- С. 132-137.