СТАНОВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы повышения информационной
культуры студентов технологического вуза
1.1 Информационная культура как фактор становления
личности человека 13
1.2 Роль информационного пространства в формировании
ценностных ориентиров учащейся молодежи 37
1.3 Потенциал педагогического компонента в повышении
информационной культуры студентов 62
Глава 2. Педагогические условия эффективного повышения
информационной культуры студентов
2.1 Организация информационного социокультурного
образовательного процесса в вузе 92
2.2 Эффективность повышения информационной культуры
будущих специалистов в процессе их обучения в вузе 118
Заключение 146
Библиографический список использованной литературы 152
Приложение 167
Глава 1. Теоретические основы повышения информационной
культуры студентов технологического вуза
1.1 Информационная культура как фактор становления
личности человека 13
1.2 Роль информационного пространства в формировании
ценностных ориентиров учащейся молодежи 37
1.3 Потенциал педагогического компонента в повышении
информационной культуры студентов 62
Глава 2. Педагогические условия эффективного повышения
информационной культуры студентов
2.1 Организация информационного социокультурного
образовательного процесса в вузе 92
2.2 Эффективность повышения информационной культуры
будущих специалистов в процессе их обучения в вузе 118
Заключение 146
Библиографический список использованной литературы 152
Приложение 167
Развитие нашего общества на современном этапе сопряжено с интенсивным нарастанием научно-технической, социально-культурной информацией, что требует от индивида достаточно высокого уровня информационной культуры, позволяющей продуктивно регулировать, систематизировать информационные потоки. Система образования в настоящее время выступает одной из сфер, в своем развитии связанная с информационной культурой учителя и ученика, преподавателя и студента.
Неслучайно информатизация образования стала объектом внимания педагогов, психологов еще с конца 80-х годов XX века (Бахтина О.И., Мона¬хов В.М., Попов В.В., Рубцов В.В. и др.). Потенциальные возможности современных информационных технологий находят свое отражение в исследованиях, посвященных интенсификации и активизации обучения (Алдушенков
B. Н., Алехина И.В., Габай Т.В., Елисеева Е.В., Рубина Г. В., Христочевский
C. А. и др.), гуманизации образовательного процесса (Габай Т.В., Зусман Ю.А., Калашников М.Б., Плеухова Л.Ф., Сидорова И.В., и др.).
Потребности профессионального образования в повышении информационной культуры будущего специалиста до уровня, адекватного перспективе развития, как самой личности, так и сферы профессиональной деятельности человека, предопределяют поиск оптимальных педагогических условий решения данной проблемы. Сегодня проблема воспитания информационной культуры у учащейся молодежи рассматривается в качестве приоритетной такими учеными как Анисимов Н.М., Антонова С.Г., Афонасьев М.Ю., Буга П.П., Бутенко И.А., Воробьев Г.Г., Вохрышева М.Г., Гуртова А.В., Заинчковский И.А., Зазнобина Л.С., Иконникова С.Н., Киева О.В., Когдов Н.М., Кули¬ков Ю.П., Макарова Н.В., Рубина Г.В., Скуратович Э.К., Урсул А.Д. и др. Однако, мы не обнаружили специальных исследований, в которых рассматривался бы процесс повышения информационной культуры студентов технологического вуза с помощью актуализации педагогических условий вне- учебной деятельности будущих специалистов.
- интенсивным развитием в настоящее время компьютерных технологий в образовательном процессе вуза и низкой общей информационной культурой студентов и определенной части преподавателей;
- более развитым информационным пространством города (городских студентов) и менее развитым информационным пространством села (сельских студентов);
- существующими традициями повышения информационной культуры студентов в учебной деятельности и отсутствием их продолжения во внеучебное время;
- наличием достаточного количества научно-методической литературы о современных информационных технологиях обучения и недостаточностью литературы о воспитательных технологиях студентов вуза;
- готовностью вузовского преподавателя использовать информационные технологии в процессе обучения и слабой готовностью многих педагогов развивать информационные технологии в процессе воспитания будущих специалистов.
Таким образом, разрешение вышеперечисленных противоречий ориентирует на создание в вузе таких педагогических условий повышения информационной культуры будущих специалистов, которые будут сочетать разнообразные информационные технологии обучения и воспитания, развивать культуру мышления, чувств, речи, коммуникативной культуры, поведения, профессиональных знаний, приобретаемых в образовательном процессе. Это составило проблему нашего исследования, предопределило выбор темы - «Становление информационной культуры будущего специалиста в условиях высшего технологического образования».
Целью исследования стало определение комплекса педагогических мер, направленных на понимание места и роли информационной культуры будущего специалиста как системы личностных, социальных и профессиональных знаний об информационном пространстве, источниках информации, информационных технологиях; овладение информационными технологиями в учебное и внеучебное время; проявление устойчивого интереса к разнообразным источникам информации, информационным технологиям.
Неслучайно информатизация образования стала объектом внимания педагогов, психологов еще с конца 80-х годов XX века (Бахтина О.И., Мона¬хов В.М., Попов В.В., Рубцов В.В. и др.). Потенциальные возможности современных информационных технологий находят свое отражение в исследованиях, посвященных интенсификации и активизации обучения (Алдушенков
B. Н., Алехина И.В., Габай Т.В., Елисеева Е.В., Рубина Г. В., Христочевский
C. А. и др.), гуманизации образовательного процесса (Габай Т.В., Зусман Ю.А., Калашников М.Б., Плеухова Л.Ф., Сидорова И.В., и др.).
Потребности профессионального образования в повышении информационной культуры будущего специалиста до уровня, адекватного перспективе развития, как самой личности, так и сферы профессиональной деятельности человека, предопределяют поиск оптимальных педагогических условий решения данной проблемы. Сегодня проблема воспитания информационной культуры у учащейся молодежи рассматривается в качестве приоритетной такими учеными как Анисимов Н.М., Антонова С.Г., Афонасьев М.Ю., Буга П.П., Бутенко И.А., Воробьев Г.Г., Вохрышева М.Г., Гуртова А.В., Заинчковский И.А., Зазнобина Л.С., Иконникова С.Н., Киева О.В., Когдов Н.М., Кули¬ков Ю.П., Макарова Н.В., Рубина Г.В., Скуратович Э.К., Урсул А.Д. и др. Однако, мы не обнаружили специальных исследований, в которых рассматривался бы процесс повышения информационной культуры студентов технологического вуза с помощью актуализации педагогических условий вне- учебной деятельности будущих специалистов.
- интенсивным развитием в настоящее время компьютерных технологий в образовательном процессе вуза и низкой общей информационной культурой студентов и определенной части преподавателей;
- более развитым информационным пространством города (городских студентов) и менее развитым информационным пространством села (сельских студентов);
- существующими традициями повышения информационной культуры студентов в учебной деятельности и отсутствием их продолжения во внеучебное время;
- наличием достаточного количества научно-методической литературы о современных информационных технологиях обучения и недостаточностью литературы о воспитательных технологиях студентов вуза;
- готовностью вузовского преподавателя использовать информационные технологии в процессе обучения и слабой готовностью многих педагогов развивать информационные технологии в процессе воспитания будущих специалистов.
Таким образом, разрешение вышеперечисленных противоречий ориентирует на создание в вузе таких педагогических условий повышения информационной культуры будущих специалистов, которые будут сочетать разнообразные информационные технологии обучения и воспитания, развивать культуру мышления, чувств, речи, коммуникативной культуры, поведения, профессиональных знаний, приобретаемых в образовательном процессе. Это составило проблему нашего исследования, предопределило выбор темы - «Становление информационной культуры будущего специалиста в условиях высшего технологического образования».
Целью исследования стало определение комплекса педагогических мер, направленных на понимание места и роли информационной культуры будущего специалиста как системы личностных, социальных и профессиональных знаний об информационном пространстве, источниках информации, информационных технологиях; овладение информационными технологиями в учебное и внеучебное время; проявление устойчивого интереса к разнообразным источникам информации, информационным технологиям.
В современном мире человек является частью информационной среды, которая играет колоссальную роль социализации, профессиональном становлении индивида. «Взрывной» характер появления техносферы привел к тому, что чрезвычайную популярность приобрели электронные средства информации, которые существенно потеснили традиционные для людей источники информации — печатное слово, речь, искусство и др. Электронные источники информации создали в настоящее время мощный поток неформального образования людей, который содержит в себе как позитивные, так и негативные стороны. К последним относятся такие проявления, как снижение читательского интереса у молодежи, ориентация молодых людей на развлекательную досуговую деятельность, превращение многих источников информации в рекламу товаров и т.д. Позитивные признаки роли информационных технологий в данном разделе работы мы перечислять не будем, потому что часть из них нашла свое отражение в содержании работы.
Это говорит о том, что современный человек должен обладать более высоким уровнем информационной культуры, который позволит ему гармонично сочетать разнообразные источники информации, использовать наиболее эффективную их интеграцию в целях обучения, развития, воспитания личности. В полной мере данное обстоятельство относится к профессиональному образованию. Наше обращение к студенческой аудитории обусловлено тем, что в этом возрасте формируются многие ценные личностные, социальные, профессиональные качества индивида, закладываются досуговые интересы, потребности, детерминированные развитием информационной среды.
Досуговые ценности в нашем исследовании выступают одним из показателей информационной культуры молодого человека. При этом использование досуга студентами зависит, в основном, от трех факторов: объективных возможностей образовательного учреждения в создании условий для выбора формы деятельности; богатства духовного мира личности молодого
человека; состояния молодежной социально-культурной микросреды, в которой находится обучающийся. Поскольку информационное пространство студенчества не всегда является сбалансированным (превалируют развлекательные виды досуговой деятельности, компьютерные технологии; меньшее распространение получили виды досуга, связанные с посещением театра, концертов, чтение книг не по учебной программе и др.), то профессиональное образование должно выступать стабилизирующим, корректирующим фактором систематизации восприятия источников информации. Именно в вузе формируется информационная культура будущего специалиста, под которой мы понимаем существующую в определенный исторический период развития общества систему социальных, профессиональных норм и ценностей, научное знание о совокупности источников информации, оперативное умение работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи оптимальные информационные технологии.
Это говорит о том, что современный человек должен обладать более высоким уровнем информационной культуры, который позволит ему гармонично сочетать разнообразные источники информации, использовать наиболее эффективную их интеграцию в целях обучения, развития, воспитания личности. В полной мере данное обстоятельство относится к профессиональному образованию. Наше обращение к студенческой аудитории обусловлено тем, что в этом возрасте формируются многие ценные личностные, социальные, профессиональные качества индивида, закладываются досуговые интересы, потребности, детерминированные развитием информационной среды.
Досуговые ценности в нашем исследовании выступают одним из показателей информационной культуры молодого человека. При этом использование досуга студентами зависит, в основном, от трех факторов: объективных возможностей образовательного учреждения в создании условий для выбора формы деятельности; богатства духовного мира личности молодого
человека; состояния молодежной социально-культурной микросреды, в которой находится обучающийся. Поскольку информационное пространство студенчества не всегда является сбалансированным (превалируют развлекательные виды досуговой деятельности, компьютерные технологии; меньшее распространение получили виды досуга, связанные с посещением театра, концертов, чтение книг не по учебной программе и др.), то профессиональное образование должно выступать стабилизирующим, корректирующим фактором систематизации восприятия источников информации. Именно в вузе формируется информационная культура будущего специалиста, под которой мы понимаем существующую в определенный исторический период развития общества систему социальных, профессиональных норм и ценностей, научное знание о совокупности источников информации, оперативное умение работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи оптимальные информационные технологии.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ /музыкально-эстетический аспект/
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ
ИНЖЕНЕРОВ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА В ПРОЦЕССЕ
ГУМАНИТАРНОЙ ПОДГОТОВКИ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - Формирование информационной культуры будущих инженеров лесного комплекса в процессе гуманитарной подготовки
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2002 - Формирование информационной культуры старшеклассников в школьном интернет-клубе как воспитательной организации
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - Педагогический потенциал курса «Информационная культура» и
условия повышения его эффективности
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Педагогический потенциал курса «Информационная культура» и
условия повышения его эффективности
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2004 - Развитие информационной культуры педагога общеобразовательной школы в условиях введения ФГОС общего образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



