Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМЫ ПОНИМАНИЯ МЕХАНИЗМА ЮРИДИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

Работа №28154

Тип работы

Диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы208
Год сдачи2003
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
601
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ ПОНИМАНИЯ ПРАВ И СВОБОД КАК
ВАЖНЕЙШИХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА
1. Права и свободы как важнейшие элементы правового
статуса человека 13
2. Соотношение понятий правового статуса человека и
правового статуса гражданина 39
3. Основные формы правового закрепления прав и свобод
человека 60
ГЛАВА II. ПОНЯТИЕ, ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА
ЮРИДИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Судебная защита прав и свобод человека в РФ 93
2. Внесудебная защита прав и свобод человека в РФ 120
3. Проблемы юридической защиты прав и свобод человека в
правоприменительной деятельности 165
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 185
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 192

Актуальность темы исследования. Важнейшим вопросом теории и
практики строительства правового государства является вопрос защиты
прав и свобод человека, которые служат своеобразным индикатором
состояния и уровня развития гражданского общества и государства.
«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -
обязанность государства»1. Данное конституционное положение должно
быть основополагающим при исследовании всего комплекса проблем,
связанных с защитой конституционных прав и свобод человека в
российском обществе. Провозглашение прав и свобод человека высшей
ценностью подразумевает их эффективное осуществление, но на практике
для этого необходим действенный, реально функционирующий механизм
их юридической защиты.
Права и свободы человека - это универсальные правовые ценности,
для которых характерно установление единых международно-правовых
стандартов в области их охраны. Но права и свободы человека пока еще
нарушаются, а способы их защиты не всегда достаточно эффективны. Вот
почему возникает необходимость совершенствования уже имеющихся
методов и средств, а также создания новых институтов, гарантирующих и
охраняющих права и свободы человека, мировая практика
свидетельствует, что чем больше таких институтов, тем эффективнее
обеспечение прав и свобод человека в современном мире.
Вхождение России в мировое сообщество и прогрессивные
демократические преобразования внутри страны требуют нового
отношения к правам человека, а также нового осмысления соотношения
государства и человека. Со вступлением России в Совет Европы нормы
1
Конституция РФ. Ст.2. // «Российская газета», № 237, 25.12.1993.4
европейского права стали активно влиять на российскую правовую
систему, и она приобретает новое содержание. В российском обществе
формируются, хотя и медленно, демократическое правосознание и система
новых правоотношений, основанных на идеях гуманизма, уважения
человеческого достоинства, признания и защиты основных прав и свобод
человека и гражданина, приоритета общечеловеческих ценностей и
идеалов.
Впервые Россия провозгласила права, свободы человека в 1991 году,
приняв Декларации прав и свобод человека и гражданина, а в 1993 году
они получили более глубокое развитие в Конституции РФ, существенно
повысившей роль и значение юридических гарантий основных прав,
свобод и обязанностей граждан. При этом Конституция РФ увязала права,
свободы и обязанности с общепризнанными принципами и нормами
Международного права, то есть Международно-правовыми стандартами.
Современная жизнь поставила перед юридической наукой и
практикой ряд конкретных задач, связанных с необходимостью
исследования проблем защиты прав и свобод человека, среди которых на
первый план выступает такая многоплановая и сложная проблема как
механизм юридической защиты прав и свобод человека, без решения
которой сами права и свободы остаются фикцией.
Увеличение числа научных работ по вопросам защиты прав и свобод
человека за последние несколько лет означает одно: неподдельный интерес
исследователей, ученых к этой проблеме. Этот процесс в определенной
степени связан с тем, что с принятием Конституции России 1993г.
возникли новые проблемы, связанные с построением в стране
демократического правового государства, ведь именно такая цель
сформулирована в Основном законе страны. Складывается ситуация, когда
возникающие проблемы приходится решать «на ходу», нередко ошибаясь
и часто сомневаясь в правильности выбранного пути. Усугубляется это
тем, что в России еще не накоплен достаточный опыт для быстрого и
правильного решения проблем, и вместе с тем - должной защиты и5
гарантированности норм права. В данном случае следует опираться на
опыт в построении эффективно действующих ныне демократических
систем мира, брать все лучшее из механизмов защиты прав и свобод
человека и гражданина в зарубежных странах.
Важность всестороннего и глубокого исследования системы прав и
свобод человека и вместе с тем конституционных гарантий её
юридической защиты, в достаточно сложных социально-экономических и
политических условиях реформирования российского общества не
вызывает никакого сомнения.
Цель работы состоит в исследовании проблем механизма
юридической защиты прав и свобод человека, комплексном выявлении его
специфики, прогнозировании форм и методов этой работы. Важным
элементом исследования является моделирование возможных вариантов
действующего законодательства, предложения по его изменению.
На основе этой основной цели ставятся подцели исследования:
1. Выявление критериев становления механизма юридической защиты
прав и свобод человека.
2. Раскрытие принципов и факторов проблемы необходимости защиты
прав и свобод человека.
3. Показ места и роли конституционных новелл и норм
обновляющегося законодательства России, значения эффективного
правового регулирования полномочий органов государственной власти в
целях укрепления и совершенствования системы охраны, защиты и
восстановления нарушенных прав и свобод человека.
Задачи работы вытекают из поставленной цели и могут быть
определены следующим образом:
1. С позиции теории права и государства, на основе таких отраслевых
юридических наук, как конституционное, административное, уголовное,
уголовно-процессуальное право исследовать теоретико-методологические
основы механизма юридической защиты прав и свобод человека в России.6
2. Обосновать содержание новых подходов к процессу юридической
защиты прав и свобод человека в РФ, при современном
совершенствовании российского законодательства.
3. Синтезировать основные подходы к рассмотрению проблемы
юридической защиты прав и свобод человека в современной юридической
науке.
4. Охарактеризовать специфические проблемы защиты прав и свобод
человека в современный, переходный период развития России.
5. Проанализировать деятельность органов законодательной,
исполнительной и судебной власти по охране, защите, восстановлению
нарушенных прав и свобод человека, формированию общей и правовой
культуры населения, выработать рекомендации по ее совершенствованию.
Объект и предмет исследования.
Объектом исследования является механизм юридической защиты прав
и свобод человека, как важнейший вид государственной деятельности, в
условиях демократизации российского общества.
Предметом исследования являются проблемы понимания и
функционирования юридической защиты прав и свобод человека.
Методологической основой диссертации являются традиционные
методы научного познания. Основным методом, на основе которого
проводилось исследование, является метод материалистической
диалектики с использованием функционального и структурного аспектов
системного анализа. Также применялись методы универсального характера
(историко–логический, диалектический, социально-психологический,);
формально-логического характера (анализ, синтез, индукция, дедукция,
абстрагирование, обобщение, сравнение); частнонанучного характера в
области правовых исследований (метод догматического толкования:
грамматическое, логическое, системное толкование; конкретносоциологический (анализ правовых нормативных актов и судебной
практики)). Применение указанных методов позволило реализовать в
процессе достижения вышеупомянутых целей определённую7
консолидацию разнообразных аспектов проявления механизма реализации
гарантий прав и свобод личности, под углом зрения его гармонизации и
становления действенной стройной системой.
Именно это определило возможность логически аргументировать и
предложить варианты решения проблем, сформированных в диссертации, а
также достижения поставленных целей.
Теоретической основой исследования послужили труды
отечественных и зарубежных учёных, в том числе специалистов по теории
права и государства, истории права и государства, и других наук, а также
философии. Монографические исследования, журнальные статьи по
общим проблемам правовой защиты личности, а также вопросам,
связанным с ней.
В процессе работы над диссертацией автор стремился по возможности
более полно изучить и проанализировать труды отечественных и
зарубежных учёных по данной проблематике.
В диссертации использованы труды наиболее авторитетных и
крупных учёных по теме исследования, таких как: Агапов А.Б., Алексеев
С.С., Анисимов С.Ф., Бабаев В.К., Баглай М.В., Бахрах Д.Н., Бойцова В.В.,
Ванеева Л.А., Витрук Н.В., Воеводин Л.Д., Горшкова С.А., Гойман В.И.,
Иванников И.А., Карташкин В.А., Кистяковсковский Б.А., Коваленко А.И.,
Купцова Э.Ф., Кучин М.В., Лебедев В.М., Лившиц Р.З., Лукашева Е.А.,
Малько А.В., Мальцев Г.В., Манов Б.Г., Матузов Н.И., Мовчан А.С.,
Мордовец А.С., Мюллерсон Р.А., Нерсесянц В.С., Островский Я.А.,
Павлова Е.С., Придворов Н.А., Савицкий В.М., Сапун В.А., Соловьёв В.А.,
Топорнин Б.Г., Фарбер И.Е., Хаманева Н.Ю., Чалиддзе В.М., Чиркин В.Е.,
Чхиквадзе В.М., Шапсугов Д.Ю., Эбзеев Б.С., Энтин М.Л.и других.
Особо необходимо отметить труды, посвящённые концептуальным
вопросам проблемы защиты прав и свобод человека.
В частности работы Алексеева С.С., Ванеевой Л.А., Витрука Н.В.,
Иванникова И.А., Карташкина В.А., Лившица Р.З., Лукашевой Е.А.,
Малько А.В., Мальцева Г.В., Матузова Н.И., Мовчана А.С., Мордовец8
А.С., Мюллерсона Р.А., Нерсесянца В.С., Хаманевой Н.Ю., Чалидзе В.М.,
Чхиквадзе В.М., Шапсугова Д.Ю., Эбзеева Б.С., Фарбер И.Е. и других.
Для полноты исследования теоретических аспектов рассматриваемой
проблематики привлекались труды выдающихся российских и зарубежных
учёных, творивших в прошлые эпохи: Иеринга Р., Конта О., Коркунова
Н.М., Чичерина Б.Н., Шершеневича Г.Ф., Эсмен А. и других.
Из числа современных иностранных авторов изучались работы таких
мыслителей, как: Бергер Уорен Е., Бутрос-Гали Б., Гомиен Д., Дженис М.,
Зваак Л., Кофи А. Аннан, Кэй Р., Люшер Ф., Тейяр де Шарден, Харис Д.,
Шопенгауэр А. и других.
Информационной базой исследования являются нормативно-правовые
акты различного уровня, правоприменительные акты, постановления
Верховного Суда РФ, Послания Президента РФ.
Работа направлена на анализ нормативного и теоретического
материала в исследуемой области и подчинена логике
правоприменительной деятельности.
Научная новизна диссертационного исследования изложена в ряде
положений и выводов:
- формулируется понятие механизма юридической защиты прав и
свобод человека, под которым понимается система институциональных,
нормативных, процедурно-организационных и контрольных элементов,
взаимодействующих и определяющих эффективность правовой
защищённости прав и свобод человека.
- определяется структура механизма юридической защиты прав и
свобод человека, включающая в себя следующее: правомерную
деятельность субъектов права, общественное мнение, нормативные,
процедурно-организационные мероприятия, ответственность, контроль.
- разграничиваются понятия правового статуса человека и правового
статуса гражданина.
- выделяются принципы механизма юридической защиты прав и
свобод человека, такие как: законность, доступность, гласность, равенство,9
целостность, участие граждан, гласность, обеспечение права на защиту и
др.
- определена зависимость механизма юридической защиты прав и
свобод человека от разнообразных по характеру факторов, каждый из
которых выступает важным элементом его эффективности.
- в диссертации, на основании анализа и обобщения
правоприменительной практики в сфере юридической защиты прав и
свобод человека, делается вывод о несоответствии, противоречивости,
неэффективности действующих нормативных положений об охране,
защите, а в случаях нарушения немедленном восстановлении нарушенных
прав и свобод человека. В связи с этим автором высказаны следующие
предложения:
1. Законодательно закрепить полный перечень органов внесудебной
защиты с указанием принципов их функционирования.
2. Ввести процессуальные формы осуществления разбирательства в
соответствующих органах внесудебной защиты на основе принципов
судебного производства, что существенно повысит эффективность
внесудебной защиты.
3. Установить административную ответственности должностных лиц
за немотивированный отказ в предоставлении гарантированных законом
форм внесудебной защиты.
4. Законодательно исключить возможность пересылки жалобы в
нижестоящую инстанцию, при условии соблюдения заявителями
очередности подачи жалобы.
5. Дальнейшее укрепление специализированных органов по защите
отдельных прав человека, с передачей соответствующих полномочий от
прокуратуры.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Правовой статус гражданина и правовой статус человека
соотносятся как часть и целое, т.к. правовой статус человека как10
интеграционная категория, включает и отражает взаимоотношения
человека, гражданина и государства.
2. Принципы демократического, правового государства предполагают
наличие и эффективное использование механизма юридической защиты
прав и свобод человека, который является результатом
общедемократических завоеваний и выступает в качестве
общечеловеческой ценности.
3. Под условиями эффективности механизма юридической защиты
прав и свобод человека предлагается понимать, с одной стороны,
совокупность обстоятельств, учитывающих человека как высшую
ценность, а с другой - факторы, от наличия и изменения которых зависят
уровень, способы и методы действия человека, а также социальных
институтов по реализации этой высшей ценности. Так, повышению
эффективности рассматриваемого механизма способствуют
экономические, политические и идеологические факторы. Экономические
факторы - это фактическое равенство всех форм собственности как
важнейшее условие повышения деловой активности человека.
Политические факторы - это дальнейшая демократизация общественной
жизни, формирование гражданского общества. Идеологические факторы -
это систематическая целенаправленная пропаганда идей о приоритетности
прав и свобод человека. Данные факторы определяют пути
совершенствования механизма юридической защиты прав и свобод
человека на межгосударственном и национальном уровнях.
4. Отражены прогрессивные начала законодательства России в
области судебного контроля за законностью действий и решений,
нарушающих права и свободы человека.
5. Внесудебная защита прав и свобод человека - это закрепленная
законодательством деятельность по обеспечению защиты прав и свобод
человека, без участия судебных органов. Внесудебная защита является
дополнительным средством по защите прав и свобод человека в
российском обществе.11
6. Внесудебная защита в РФ является востребованным элементом
обеспечения прав и свобод человека.
7. Высказаны предложения по совершенствованию действующего
федерального законодательства в области внесудебной защиты прав и
свобод человека.
8. Всеобъемлющей формой солидарности людей может быть только
правовое государство, цель которого – защита прав и свобод человека, и на
формирование такого государства должны направляться усилия всего
российского общества.
Теоретическая и практическая значимость диссертации видится в
её нацеленности на решение актуальных проблем защиты прав и свобод
человека, повышения эффективности этой защиты на всём пространстве
Российской Федерации. Исходя из этого, ряд предложений и
концептуальных выводов могут быть использованы в дальнейших научных
исследованиях по теории права и государства, истории права и
государства, конституционному (государственному) праву. Положения
исследования могут быть привлечены в качестве сравнительного
материала при корректировке нормативно - правовой базы как на
федеральном уровне, так и на региональном; материалы диссертации
могут быть применены в процессе преподавания теории права и
государства, истории права и государства, конституционного
(государственного) права, а также использованы в программах подготовки,
переподготовки и повышения квалификации депутатов, государственных и
муниципальных служащих.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе
выступлений автора с сообщениями и докладами на научно-практических
конференциях, научно-теоретических симпозиумах, заседаниях кафедры,
на совещаниях различных уровней.
По проблематике диссертации были опубликованы статьи и тезисы в
сборниках материалов научных конференций общим объёмом __п.л.12
Диссертация подготовлена и обсуждена на кафедре истории и теории
государства и права юридического факультета Северо – Кавказского
государственного технического университета.
Структура диссертации.
Цели и основные задачи, поставленные в диссертационном
исследовании, определили её структуру, которая состоит из введения, двух
глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка
использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что механизм
юридической защиты прав и свобод человека - это самостоятельное
научное понятие, интегрирующее в себе философские, этические,
политические и правовые идеи. Ему присущи своеобразные структура,
цели, задачи, функции. Структура механизма юридической защиты прав и
свобод человека включает в себя следующее: правомерную деятельность
субъектов права, общественное мнение, нормативные, процедурноорганизационные процедуры, ответственность, контроль.
Главной целью функционирования рассматриваемого механизма
является защита прав и свобод человека; его задачами - охрана, защита,
восстановление нарушенных прав человека, формирование общей и
правовой культуры населения; его функциями - охранительная,
компенсационная, информационная, воспитательная. Движущей силой
механизма юридической защиты прав и свобод человека являются
интересы и общественно полезные потребности индивидов. Отмечая
значение потребности в генезисе человеческого поведения, К. Маркс
писал: «Никто не может сделать что-нибудь, не делая этого вместе с тем
ради какой-либо из своих потребностей и ради органа этой потребности» 1.
1
Кистяковский Б. Государство правовое и социалистическое // Вопросы философии.
1990. № 6. С. 142.
1
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 245.186
Под механизмом юридической защиты прав и свобод человека
предлагается понимать систему институциональных, нормативных,
процедурно-организационных и контрольных элементов,
взаимодействующих и определяющих эффективность правовой
защищённости прав и свобод человека. Проблема эффективности
механизма юридической защиты прав и свобод человека универсальна.
Она затрагивает многогранные аспекты: материальные, процессуальные,
международные нормы и принципы, а также нормативно-правовые акты,
международные соглашения и договоры; деятельность разнообразных
социальных институтов гражданского общества, включая государство и
его институты; международные правительственные и
неправительственные, а также внутригосударственные
неправительственные правозащитные организации; процедурно-политикоправовые механизмы охраны и защиты прав и свобод человека;
международные и внутригосударственные механизмы контроля
(правительственные и неправительственные) за обеспечением прав и
свобод человека.
Измерить эффективность рассматриваемого механизма - значит,
обогатить его научную характеристику; создать предпосылки для
практического подхода к совершенствованию средств охраны и защиты
прав человека; определить ценностные приоритеты интересов человека в
различных сферах: экономической, политической, культурной; выявить
степень готовности граждан отстаивать свои права и свободы, а также
отношение индивидов к провозглашенным Конституцией РФ правам и
свободам; разработать систему показателей эффективности правосудия,
деятельности правоохранительных органов, иных правозащитных
институтов государства и международного сообщества.
Основополагающими началами механизма юридической защиты прав
и свобод человека, обуславливающие его как важнейший вопрос теории и
практики строительства правового государства и характеризующие
рассматриваемый механизм как правовое явление, должны быть187
законность, доступность, равенство, целостность, участие граждан,
гласность, обеспечение права на защиту и др.
В последнее десятилетие в российском общественном сознании
прочно утвердилась идея прав и свобод человека, что закономерно связано
с общими процессами демократизации страны в эти годы. О правах и
свободах человека много говорят и пишут, они постоянно у всех на слуху,
активно обсуждаются на всех уровнях - от президента до рядовых граждан.
Тема прав человека как одна из наиболее злободневных и «модных» не
сходит со страниц газет и журналов, экранов телевизоров, неизменно
присутствует в речах государственных деятелей, политических лидеров,
парламентариев, в докладах участников различных научных конференций.
Новая Россия, следуя курсом реформ, восприняла основные
требования, принципы и стандарты мирового сообщества в гуманитарной
сфере, взяла на себя определенные обязательства по соблюдению прав
человека, согласилась с тем, что эти права являются естественными и
неотчуждаемыми, даны человеку от природы, обязательны для всех, и,
прежде всего, для самой власти, призванной гарантировать их
беспрепятственное осуществление. Она безоговорочно признала
соответствующие международно-правовые акты в данной области,
приняла собственную Декларацию прав человека и гражданина. В
Конституции РФ закреплено положение о том, что права человека
являются высшей социальной ценностью, что их соблюдение - первейшая
обязанность государства. Впервые в отечественной истории введен
специальный пост Уполномоченного по правам человека, т.е. появился
новый правозащитный институт.
В юридической науке концепция естественного права уже не
отвергается, как раньше, а, напротив, всячески отстаивается и
пропагандируется. Давно преодолен взгляд, согласно которому права
человека «даруются» государством, носят сугубо октроированный
(пожалованный) характер - власть может дать те или иные права, но может
и произвольно отнять их. Тезис о естественном и самостоятельном188
характере прав человека в современной юридической литературе является
общепризнанным. Права человека выступают своеобразным
ограничителем государственной власти, сдерживающим началом.
Поиск оптимальных моделей взаимоотношений государства и
личности всегда представлял собой сложнейшую проблему. Эти модели в
решающей степени зависели от характера общества, типа собственности,
уровня экономики, развитости демократии, культуры, других объективных
условий. Но во многом они определялись также властью, законами,
правящими элитами, т.е. субъективными факторами, в сочетании с
действующими закономерностями. Эта мысль четко проводится в научной
литературе 1. Главная трудность заключалась и заключается в
установлении такой системы и такого порядка, при которых, с одной
стороны, личность должна иметь возможность беспрепятственно развивать
свой потенциал (способности, талант, интеллект), а с другой - должны
признаваться и должным образом почитаться общегосударственные цели -
то, что объединяет всех. Подобный оптимальный баланс как раз и
получает свое выражение в правах, свободах и обязанностях человека.
Именно поэтому высокоразвитые страны и народы, мировое сообщество
рассматривают права человека, их уважение, соблюдение и защиту в
качестве универсального идеала, основы прогрессивного развития и
процветания, предпосылки устойчивости и стабильности, считают, что
данные права не должны зависеть от периодически меняющихся властей.
Они выше, за ними приоритет, верховенство. Весь современный мир
движется по такому магистральному пути. Исходя из этого, в основе всех
проводимых в России преобразований, реформ, провозглашаемых
1 См.: Лукашёва Е.А.Права человека в истории человечества и в современном мире.
М., 1989; Эбзеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека. М., 1992; Права
человека накануне XXI века. М., 1994; Права человека: история, теория, практика. М.,
1996; Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном
праве. М., 1995; Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997;
Институт прав человека в России / Колл. авторов. Саратов, 1998.189
лозунгов и целей, выработки экономических программ, политического
курса должно лежать, прежде всего, человеческое измерение. Ведь давно
сказано: «человек - мера всех вещей»; «все процессы реакционны, если
рушится человек». Эти древние истины бесспорны и очевидны.
Сегодня в области теории прав и свобод человека наблюдается пусть
небольшой, но все же прогресс, особенно в смысле законодательного их
оформления, общественного внимания, политического и философского
осмысления, научных заделов. Вместе с тем реальность такова, что эти
права грубо и повсеместно нарушаются, не соблюдаются, игнорируются,
слабо защищены, не обеспечены экономически. А ведь хорошо известно,
что мало провозгласить определенные права и свободы, главное - их
материализовать и претворить в жизнь, что является более сложной
задачей. В условиях возникшего в стране глубокого экономического,
политического и духовного кризиса естественные и неотъемлемые права
человека подвергаются серьезным испытаниям. С одной стороны,
общество, наконец, осознало необходимость и безусловную ценность
указанных прав человека, присущих ему от рождения, с другой - оно пока
не в состоянии обеспечить их полное и гарантированное осуществление.
Эти права лишь продекларированы.
Данное трудноразрешимое противоречие становится все более острым
и болезненным, выступает одним из сильнейших социальных
раздражителей, источником недовольства и протестов людей. Это значит,
что следует различать теорию и практику прав человека. Права и свободы
человека легко постулируются на бумаге, но очень трудно реализуются в
жизни. В президентском Послании Федеральному Собранию 1995 года
отмечается: «Нам удалось провозгласить многие права и свободы граждан.
С гарантиями этих прав дела обстоят значительно хуже» 1. Сегодня словам,
написанным на бумаге, мало кто верит, так как высокие идеи и суровая
1
Послание Президента РФ Федеральному Собранию. 1995 год. // Российская газета.
№ 36. 17.02.95.190
действительность расходятся. «Не секрет, что Россия в настоящее время
находится далеко не на первом месте по уровню жизни, и ряд социальноэкономических прав человека, входящих в международный стандарт,
государство физически не может обеспечить»2. В этом - особенность
сложившейся ситуации. Мешают осуществлению прав все те неурядицы и
катаклизмы, которые происходят в обществе, - социальная напряженность,
политическая нестабильность, усложнение криминогенной обстановки,
юридический нигилизм, трудности вхождения в рыночные отношения,
противоречия между целями и тактикой реформ, противоборство
различных структур власти, коррупция и другие аномалии. В частности,
права и законные интересы граждан ущемляются проявлениями некоторых
форм неравенства и несправедливости. Для нормального
функционирования прав человека в России не только не создана
надлежащая среда, напротив, положение все более усугубляется
непродуманными действиями и социальной политикой властей. В
экстремальных же условиях даже традиционные элементарные
юридические возможности, предоставляемые субъектам законом, не могут
быть на практике реализованы. Сплошь и рядом возникают ситуации,
когда право есть, а блага нет, закон действует, а цели его не достигаются.
В настоящее время в России более или менее полно реализуются лишь
политические права и свободы. Люди могут открыто выражать свои
мнения, убеждения, объединяться в различные общественные организации,
политические партии, участвовать в выборах, прибегать практически к
любым формам протеста с любыми лозунгами, включая
антиправительственные и антипрезидентские. Что же касается социально-экономических прав, то тут все, мягко
говоря, сложнее. Для значительной части населения стали недоступными
высшее образование, медицинское обслуживание, отдых, жильё, лекарства,
санаторное лечение. Дает о себе знать безработица, неадаптированность к
2 Дмитриев Ю.А., Златопольский А.А. Гражданин и власть. М., 1994. С.15.191
рыночным отношениям. Положение усугубляется быстрым расслоением
общества на «очень богатых» и «очень бедных».
На «круглом столе» журнала «Государство и право», посвященном
обсуждению темы «Конституция РФ и совершенствование юридических
механизмов защиты прав человека», справедливо отмечалось (доклад
Е.А.Лукашевой), что прямое действие Конституции вовсе не означает
автоматической реализации её норм о правах граждан, нужны конкретные
процедуры, инструменты, содействие. Нынешнее государство, его органы
проявляют крайнее безразличие к правам и свободам человека.
Чиновничья бюрократия даже не утруждает себя заверениями в
приверженности им, чувствуя безнаказанность и свободу от любой
ответственности. Отсюда - нарушения прав человека. Законы, указы
Президента абсолютно бессильны перед всевластием бюрократии.
Поэтому конституционные записи о правах и свободах человека как
высшей ценности, об их соблюдении и государственной защите пока
остаются на бумаге и резко контрастируют с действительностью 1.
В завершении отметим, что мы находимся в очень трудном
положении. Россия признала универсальную концепцию прав человека.
Приняты Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 года,
глава 2 Конституции РФ, ряд демократических законов. При этом самые
значительные достижения в области прав человека - в сфере свободы
устного слова. Происходит формирование многопартийной системы и
демократического избирательного права. Но все это мы получили за счет
развала страны. Карабах, Приднестровье, Таджикистан, русские беженцы,
Чечня, сокращается население России - вот цена российских
демократических свобод. И у нас колоссальные поражения в области
экономических, социальных и культурных прав человека: массовая
невыплата зарплаты, невероятная нищета населения, наступление на
бесплатное образование, господство рекламных компаний над средствами192
массовой информации, преступные синдикаты действуют на территории
нашей страны. Если Россия свернет с пути грабительского, бандитского
капитализма, по которому сейчас идет, вырвется из плена негативной
рассудочной свободы, основанной на воле как на желании, мнении,
произволе многих как в теоретической, так и в практической сфере,2
многое встанет на свои места. Во главе любого государственного решения
должен стоять человек. Как сказано в Конституции РФ, человек и его
права являются высшей ценностью (ст. 21). Обеспечение и соблюдение
прав человека - обязанность всех государственных органов. И все решения
должны проводиться сквозь призму прав человека. Государство обязано
обеспечить нормальный уровень жизни (ст.7 Конституции определяет
наше государство как социальное). Если все реформы и решения будут
приниматься только в этих рамках, у нас появится будущее. Развитие прав
человека в XXI веке может столкнуться с вышеназванными проблемами в
еще более обостренном виде. Их решение зависит от политики
государства, от воли народа, от прогрессивных международных,
политических организаций и движений.
В завершении автор отмечает, что Россия сумеет преодолеть все
стоящие перед ней угрозы, если будет претворять в жизнь
основополагающую концепцию защиты прав и свобод человека. Она
состоит в том, что человек, его права и свободы, стоят всегда выше любой
власти.


«Устав ООН» 1945г. // Сборник действующих договоров,
соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными
государствами. Выпуск XII.- М., 1956. С. 14-47.
2. «Международный пакт о гражданских и политических правах»
1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. №. 12. 1994. С. 5-11.
3. «Международный пакт об экономических, социальных и
культурных правах» 1966г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. №. 12. 1994.
С. 1-5.
4. «Американская Конвенция о правах человека» 1969г.
//Международные акты о правах человека. Сборник документов. - М.:
Норма - ИНФРА – М, 1998. С. 720 – 736.
5. «Африканская Хартия прав человека и народов» 1981г.
//Международные акты о правах человека. Сборник документов. Изд. 2.-
М.: Норма – ИНФРА - М, 2002. С. 887 - 899.
6. «Протокол № 6 к Конвенции о защите прав человека и
основных свобод. Относительно отмены смертной казни» (ETS) 1983г.
//Действующее международное право. Т.2.– М.: Московский независимый
институт международного права, 1997. С. 130-132.
7. «Второй факультативный протокол к Международному пакту о
гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной
казни» 1989 г. // Международное публичное право. Сборник документов.
Т.1. – М.: БЕК, 1996. С. 485-487.
8. «Всеобщая Декларация прав человека» 1948 года. // Российская
газета. 1995. 5 апреля.
9. «Декларация о принципах международного права, касающихся
дружественных отношений и сотрудничества между государствами в194
соответствии с уставом ООН» 1970г. // Международное публичное право.
Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. С. 2 - 8.
10. «Конституция Российской Федерации» 1993г. // Российская
газета. № 237. 25 декабря 1993г.
11. Федеральный конституционный закон «О Конституционном
Суде РФ» от 12 июля 1994 г. // СЗ РФ. 25.07.1994, № 13, ст. 1447.
12. Федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ»
от 14 мая 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.
13. Федеральный конституционный закон «Об уполномоченном
по правам человека в РФ» от 12 февраля 1997 г. // СЗ РФ.1997. №9.Ст.1011.
14. Федеральный закон «Об основах государственной службы
Российской Федерации» от 5 июля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. N 31. Ст. 2990.
15. Федеральный закон «О государственной тайне» от 21 июля
1993 г., с изм. и доп. закона РФ «О внесении изменений и дополнений в
закон Российской Федерации «О государственной тайне» от 19 сентября
1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 41. Ст. 4673, 8220-8235.
16. «Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях» от 20 декабря 2001 г. // Российская газета. №256. 2001.
31 декабря.
17. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)»
от 21 октября 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
18. Закон РФ «О милиции» от 18 апреля1991 г. // Ведомости СНД
и ВС РСФСР 1991. № 16. Ст. 503.
19. Федеральный закон «О прокуратуре РФ» от 17 января 1992 г.,
в ред. Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в закон
Российской Федерации «О прокуратуре РФ» от 18 октября 1995 г., с изм. и
доп. от 13 сентября 2002 г.//СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472, СЗ. 2002. № 40.
Ст.3853.
20. Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 5
июля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.195
21. Федеральный закон «Об органах федеральной службы
безопасности в РФ» от 22 февраля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. №. 15. Ст. 1269.
22. Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав
граждан при её оказании» от 2 июля 1992г. // Ведомости СНД и ВС РФ.
1992. № 33. Ст. 1913.
23. «Основы законодательства РФ о нотариате» от 11 февраля
1993 г. // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 10. Ст. 357.
24. Указ Президента РФ «О дополнительных гарантиях прав
граждан на информацию» от 31 декабря 1993 г. // Собрание актов
Президента и Правительства РФ. 10.01.1994. № 2. Ст.74.
25. Указ Президента РФ «О мерах по укреплению дисциплины в
системе государственной службы» от 6 июня 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 24.
Ст. 2868.
26. Указ Президента РФ «Об утверждении положения о
Министерстве внутренних дел Российской Федерации» от 18 июля 1996 г.,
№1039. // СЗ РФ. 1996. № 30. Ст. 3605.
27. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О
рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие
права и свободы граждан». № 10, п. 6 от 21.12.93., п. 6. // Бюллетень
Верховного Суда РФ. № 3. 1994.
28. Постановление ВС РФ «О декларации прав и свобод человека
и гражданина» от 22 ноября 1991 г. № 1920-1. // Ведомости СНД РСФСР и
ВС РСФСР. 26.12.91. N 52. Ст. 1865.
29. «Конституция Италии» 1947г. // Конституции зарубежных
государств. – М.: БЕК, 1996. С. 243-279.
30.«Основной закон Федеративной Республики Германии» 1949г. //
Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные
акты. Пер. с нем. / Под ред. Ю.П. Урьяса. — М.: Прогресс, 1991. -
Приводится по: Конституции государств Европейского Союза / Под общей
редакцией Л.А. Окунькова. - М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА,
1997. – С. 181-234.196
31. «Декларация прав человека и гражданина Франции» 1789г. //Французская
республика. Конституция и законодательные акты. – М.: Прогресс, 1989. С. 26-29.
32. Аверкиев И.В. Отказ в получении гарантированной
внесудебной защиты нарушенных прав. Интернет – сайт
http://www.prpc.ru/doclad 98/d_27.shtml.
33. Агапов А.Б. Административная ответственность. - М.:
СТАТУТ, 2000. – 250 с.
34. Алексеев С. С. Общие дозволения и общие запреты в
советском праве. - М.: Юридическая литература, 1989.- 286 с.
35. Алексеев С.С. Теория права. 2-е изд. - М.: БЕК, 1995.- 312 с.
36. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. - М.: Мысль,1979.-142 с.
37. Ануфриев В.А. Социальный статус и активность личности. -
М.: Юридическая литература, 1984. – 268 с.
38. Арифулин.А.Специализированные суды: оптимистический
взгляд в будущее. //Российская юстиция. - 2001. - №9. - С.7.
39. Баглай М. В. Конституционное право РФ. Учебник для вузов.
- М.: НОРМА, 2001. – 800 с.
40. Баглай М.В. Конституционное правосудие в России
состоялось. //Российская юстиция. - 2001. - №10. - С. 2-5.
41. Барнашов А. М. Теория разделения властей: становление,
развитие, применение. – Томск: Издательство Томского университета,
1988. – 101 с.
42. Бахрах Д.Н. Административное право. - М.: Бек, 1993. – 301
с.
43. Бергер Уоррен Е. С чего начинался «Билль о правах» //
Комсомольская правда. - 1991. - 11 декабря.
44. Бехтерев В. М. Мозг и его деятельность. М., Л.: 1928. С. 302.
45. Бойков А.Д. Третья власть в России. М.: Бек, 1997 – 298 с.
46. Бойцова В. В. Омбудсмен как защитник фундаментальных
личных прав. – Тверь: Тверское издательство, 1994. – 97 с.197
47. Бойцова В.В. Правовой институт омбудсмена в системе
взаимодействия государства и гражданского общества: Автореф. дисс....
докт. юрид. наук. М., 1995. – 40 с.
48. Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права: От истоков этики и
права к мировоззрению. - М.: Юрайт, 1998. – 336 с.
49. Бутрос-Гали Б. Организация Объединенных Наций и права
человека. М.: Прогресс, 1995. – 159 с.
50. Бутрос-Гали Б. Послание Генерального секретаря. //
Международный Билль о правах человека. - Нью-Йорк: Организация
Объединенных Наций. - 1995. - С.7-10.
51. Бюллетень Верховного Суда РФ. N 11. 1992.
52. Ванеева Л.А. Реализация конституционного права граждан
СССР на судебную защиту в гражданском судопроизводстве: Автореф.
дисс. .. докт. юрид. наук. - Л., 1988. – 38 с.
53. Васильев A.M. Правовые категории. Методологические
аспекты разработки системы категорий теории права. - М.: Юридическая
литература, 1976. – 265 с.
54. Ведомости Верховного Совета СССР. 1968. № 17. Ст.144.
55. Ведомости РФ. 1992. № 22. Ст. 1216.
56. Ведомости РФ. 1992. № 7. Ст. 300.
57. Ведомости РФ. 1993. № 19. Ст. 685; 1995. № 51. Ст. 4970
58. Ведомости РФ.1993.№32.Ст.1227
59. Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 10. Ст. 457.
60. Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 45. Ст. 2542.
61. Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 46. Ст. 2615.
62. Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 19. Ст. 685.
63. Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 26.12.91. № 52. Ст.
1865.
64. Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 26.12.91. №52.
Ст.1865.198
65. Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета
РФ. 1993. № 10. Ст. 375.
66. Вестник Конституционного Суда РФ. 1995. № 5.
67. Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в
социалистическом обществе. - М.: Наука, 1979. – 228 с.
68. Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР. – М.:
Юридическая литература, 1985. - 174 с.
69. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. - М.:
ИНФА-М-НОРМА, 1997.– 300 с.
70. Гаврилов Э.П. Комментарий Закона об авторских и смежных
правах. - М.: Правовая культура, 1996. – 249 с.
71. Гегель Г. Философия права. - М.: Мысль, 1990. – 526 с.
72. Гойман В.И. Действие права: Методологический анализ. М.:
Теис, 1992. – 245 с.
73. Гомьен Д. Путеводитель по Европейской Конвенции о защите
прав человека. Страсбург, 1994. – 259 с.
74. Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о
правах человека и Европейская социальная хартия: право и политика. М.:
ИНФА-М-НОРМА, 1998. – 523 с.
75. Горшкова С.А. Россия и юридические последствия решений
Европейского суда по правам человека. //Журнал Российского права. -
2000. - № 5-6. - С. 91-102.
76. Государственная Дума. Стенограмма заседаний. //Бюллетень
№ 20 (162). - 1996. - 12 апреля. - C. 6.
77. Декларация о принципах международного права, касающихся
дружественных отношений и сотрудничества между государствами в
соответствии с Уставом ООН. 1970г. // Действующее международное
право. Т. 1. - М.: Московский независимый институт международного
права, 1996. С. 65-73.
78. Дженис М., Кэй Р., Брэдли Э. Европейское право в области
прав человека: Практика и комментарии. Перевод с английского. - М.,199
Будапешт: «Права человека»; Институт по Конституционной и
законодательной политике (COLPI), 1997. – 608 с.
79. Jayawicrama N. Hong Kong and the International Protection of
Human Rights. Human Rights in Hong Kong. 1992. P. 160.
80. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях
знаменитых философов. 2 –е издание. - М.: Мысль, 1986. – 570 .
81. Дмитриев Ю.А., Златопольский А.А. Гражданин и власть. М.:
ТЕИС, 1994. – 163 с.
82. Ermacora F. Grundriss der Menschenrechte in Osterreich. Wien,
1988. S. 309.
83. Зайцев И.М. Процессуальные функции гражданского
судопроизводства. – Саратов: Издательство Саратовского университета,
1990. – 137 с.
84. Иванников И.А. Проблемы государства и права России
начала ХХI века. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского
университета, 2003. – 352 с.
85. Иеринг Р. Борьба за право. СПб.: изд. Вестник знания, 1912.
– 71 с.
86. Институт прав человека в России / Колл. авторов. Саратов:
Издательство Саратовского университета, 1998. – 325 с.
87. Исаков В., Козулин А. «Государственная воля» или «мера
свободы»? // Коммунист. - 1990. - № 12. - С. 99 -100.
88. Карташкин В. А. Международная защита прав человека. - М.:
Международные отношения, 1976. – 221 с.
89. Карташкин В.А. Всеобщая декларация и права человека в
современном мире. // Советский ежегодник международного права. - М.,
1989. - С.39 – 42.
90. Карташкин В.А. Права человека в международном и
внутригосударственном праве. - М.: 1995. – 135 с.200
91. Кистяковский Б. Государство правовое и социалистическое //
Вопросы философии. - 1990. - № 6. - С. 142 -147.
92. Коваленко А.И. Основы конституционного права РФ.
Учебное пособие. - М.: ТЕИС, 1994. – 96 с.
93. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Под
редакцией Топорнина Б.Н. Вступительная статья. М.: Юридическая
литература, 1997. – 195 с.
94. Конституционное (государственное) право зарубежных стран.
Учебник для вузов. Т.1. / Отв. редактор Б.А. Страшун. - М.: БЕК, 1993. -
246 с.
95. Конституция РФ. Комментарий. М.: Юридическая
литература, 1994. – 198 с.
96. Конт О. Курс положительной философии. Т. 1. М.: изд.
Лобанов-Ростовский, 1876, 176 с.
97. Коркунов Н.М. История философии права. СПб.: изд. Н.К.
Мартынова, 1908, 456 с.
98. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. Издание 8-е.
СПб.: изд. Н.К. Мартынова 1909, 364 с.
99. Кофи А. Аннан. Обновление на переходном этапе: Годовой
доклад о работе Организации. 1997. - Нью-Йорк: Организация
Объединенных Наций, 128 с.
100. Кудрявцев В.Н., Керимов Д.А. Право и государство: Опыт
философско-правового анализа. М.: Юристъ, 1993. – 245 с.
101. Купцова Э.Ф. Уголовный процесс России - истина и
состязательность. //Законность. - 2002. - №9. - С. 74-75.
102. Кучин М. В. Нормотворческая деятельность судебных
органов Российской Федерации и судебный прецедент. // Право и
политика. - 2000. - № 5. - С. 5-7.
103. Кучинский В.А. Личность, свобода, право. - М.: Юридическая
литература, 1978. – 207 с.201
104. Лапаева В.В. Конкретно-социологические исследования в
праве. - М.: Юридическая литература, 1987. – 144 с.
105. Лебедев В.М. Судейская беспристрастность и социальный
контроль за судом. //Российская юстиция. 2001. № 7. С.2 - 4.
106. Лившиц Р.З. Теория права. - М.: БЕК, 1994. – 224 с.
107. Лукашева Е.А. Права человека в истории человечества и в
современном мире. М.: Наука, 1989. – 197 с.
108. Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. - М.: Наука, 1986. -
262 с.
109. Лукашева Е.А. Социалистическое право и личность. - М.:
Наука, 1987. - 158 с.
110. Лукашева Е.А. Эффективность юридических механизмов
защиты прав человека: политические, экономические, социальнопсихологические аспекты // Государство и право. - 1994. - №10. - С.4-5.
111. Лукшин А.В. Реализация прав граждан на информацию и
неприкосновенность частной жизни при осуществлении их права на
подачу обращений. // Интернет - сайт http://konstantin – palace.
spb.ru/EUROPE/851400262. html – 1H .
112. Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности /
Пер. с фр. - М.: Прогресс, 1993. – 384 с.
113. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. Саратов:
Издательство Саратовского университета, 1994. – 268 с.
114. Мальцев Г.В. Иллюзия равноправия. - М.: Мысль, 1982. – 271
с.
115. Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. – М.:
Прометей, 1999. – 419 с.
116. Мальцев Г.В. Правовая система субъекта Российской
Федерации //Материалы научно - практической конференции
“Государственность и право республики в составе Российской
Федерации”. 10-11 апреля 1996 г. - Нальчик-Ростов-н/Д. - 1996. - С.5.202
117. Мальцев Г.В. Роль государства и права в научно-технической
революции: // Влияние научно-технического прогресса на юридическую
жизнь. - М., 1988. - С. 40-43.
118. Мальцев Г.В. Права личности: юридическая норма и
социальная действительность. Конституция СССР и правовое положение
личности. М.: Мысль, 1979. – 159 с.
119. Мальцев Г.В. Советское государство и личность. - М.:
Общество «Знание» РСФСР, 1969. – 41 с.
120. Мальцев Г.В. Социалистическое право и свобода личности.
М.: Мысль, 1982. – 177 с.
121. Манов Б.Г. ООН и содействие осуществлению соглашений о
правах человека. - М.: Наука, 1986. - 110 с.
122. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. М.: Государственное
издательство политической литературы, 1955. - 629 с.
123. Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия: Теоретические
проблемы субъективного права. – Саратов: Издательство Саратовского
университета, 1972. – 292 с.
124. Матузов Н.И. Правовая система и личность. – Саратов:
Издательство Саратовского университета, 1987. – 293 с.
125. Мельников А.А. Правовое положение личности в советском
гражданском процессе. - М.: Наука, 1969. – 246 с.
126. Мовчан А. П. Права человека и международные отношения. -
М.: Наука, 1982. – 145 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ