ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ
|
Введение 3
Глава I. Теоретико-педагогические основы деятельности колледжа в новых социально-экономических условиях 11
1.1. Социальный заказ общества и требования рынка труда к подготовке
специалистов в новых социально-экономических условиях 11
1.2. Проектная деятельность в современной практике подготовки специалистов 26
1.3. Проектирование как условие профессиональной подготовки
студентов 41
1.4. Использование компьютерных технологий в проектной деятельности
по формированию информационной культуры студентов 50
Выводы по первой главе 72
Глава II. Условия организации проектной деятельности по формированию информационной культуры студентов в технико-экономическом колледже 75
2.1. Подготовка педагогического коллектива к участию в проектной деятельности 75
2.2. Организация участия студентов в проектной деятельности 94
ф 2.3. Программно-методическое обеспечение организации проектной деятельности по формированию информационной культуры студентов 115
2.4. Анализ эффективности результатов организации проектной деятельности по формированию информационной культуры студентов 134
Выводы по второй главе 162
Заключение 164
Библиография 166
Приложения
Глава I. Теоретико-педагогические основы деятельности колледжа в новых социально-экономических условиях 11
1.1. Социальный заказ общества и требования рынка труда к подготовке
специалистов в новых социально-экономических условиях 11
1.2. Проектная деятельность в современной практике подготовки специалистов 26
1.3. Проектирование как условие профессиональной подготовки
студентов 41
1.4. Использование компьютерных технологий в проектной деятельности
по формированию информационной культуры студентов 50
Выводы по первой главе 72
Глава II. Условия организации проектной деятельности по формированию информационной культуры студентов в технико-экономическом колледже 75
2.1. Подготовка педагогического коллектива к участию в проектной деятельности 75
2.2. Организация участия студентов в проектной деятельности 94
ф 2.3. Программно-методическое обеспечение организации проектной деятельности по формированию информационной культуры студентов 115
2.4. Анализ эффективности результатов организации проектной деятельности по формированию информационной культуры студентов 134
Выводы по второй главе 162
Заключение 164
Библиография 166
Приложения
Актуальность исследования. В конце XX - го века человечество вступило в стадию развития, получившую название постиндустриальное или информационное общество. Формирование нового информационного, экономического, правового и политического пространства в России вызвало повышенную потребность в постоянном обновлении имеющихся у специалистов профессиональных знаний и навыков в их готовности к усвоению инновационных форм и технологий профессиональной деятельности.
Проблемы организации подготовки специалистов на основе инновационных технологий обучения с использованием проектной деятельности рассматриваются в трудах М.В. Артюхова, В.С. Безруковой, В.П. Беспалько, Г.А. Вер- жицкого, О.А. Добрыниной, О.И. Генисаретского, Ю.В. Громыко, В.С. Лазаре¬ва, А.М. Моисеева, Т.Г. Новиковой, М.М. Поташника, А.С. Прудченкова, В.П. Симонова, П.И. Третьякова, Ю.К. Черновой, Л.И. Фишмана, Г.П. Щедровицкого, Е.А. Ямбурга.
Исследования вопросов формирования информационной культуры, рассматривающие деятельностные и личностные подходы к понятию информационной культуры, обсуждаются в научных статьях А.М. Атаян, Г.В. Дранниковой, В.П. Казанцевой, К.Р. Овчинниковой, Л.А. Прониной, Н.М. Розенберга, В.В. Самохваловой, Э.Э. Слабуновой, С.В. Федоровой.
Состояние и перспективы широкого применения компьютерных телекоммуникаций и глобальной сети Интернет в практике преподавания и формирования информационной культуры педагогов и студентов рассматриваются в работах М.Ю. Бухаркиной, М.В. Булановой-Топорковой, А.В. Духавневой, И.Г. За- харовой, В.С. Кукушина, М.В. Моисеевой, А.Е. Петровой, Е.С. Полата, Г.В. Сучкова.
Вопросам профессионального развития, теории профессиональной педагогики и методики подготовки специалистов посвящены труды С.Я. Батышева,
Б.С. Гершунского, Г.П. Мухаметзяновой, Е.С. Полата, А.С. Потапова, Е.А. Тусновой, В.А. Скакуна.
Отдавая должное значимости проведенных исследований, отмечаем, что профессиональное образование сегодня все в большей степени ориентируется на удовлетворение потребностей рынка труда, конкретных запросов работодателей, становится инструментом решения экономических проблем общества. Выпускник учреждения среднего профессионального образования должен обладать определенным набором универсальных умений и навыков, необходимых как для практического применения имеющихся знаний, так и для поиска новых знаний в режиме самообразования или последующего обучения в высшей профессиональной школе.
Новые требования к специалисту среднего звена изложены в «Программе развития среднего профессионального образования России на 2000-2005 годы», где отмечается, что «перспективы развития экономики и социальной сферы требуют от специалиста среднего звена новых профессиональных и личностных качеств, среди которых следует выделить системное мышление, умение осознавать себя и предъявить другим; способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, приобретению новых знаний; творческую активность и ответственность за выполняемую работу».
Проблемы организации подготовки специалистов на основе инновационных технологий обучения с использованием проектной деятельности рассматриваются в трудах М.В. Артюхова, В.С. Безруковой, В.П. Беспалько, Г.А. Вер- жицкого, О.А. Добрыниной, О.И. Генисаретского, Ю.В. Громыко, В.С. Лазаре¬ва, А.М. Моисеева, Т.Г. Новиковой, М.М. Поташника, А.С. Прудченкова, В.П. Симонова, П.И. Третьякова, Ю.К. Черновой, Л.И. Фишмана, Г.П. Щедровицкого, Е.А. Ямбурга.
Исследования вопросов формирования информационной культуры, рассматривающие деятельностные и личностные подходы к понятию информационной культуры, обсуждаются в научных статьях А.М. Атаян, Г.В. Дранниковой, В.П. Казанцевой, К.Р. Овчинниковой, Л.А. Прониной, Н.М. Розенберга, В.В. Самохваловой, Э.Э. Слабуновой, С.В. Федоровой.
Состояние и перспективы широкого применения компьютерных телекоммуникаций и глобальной сети Интернет в практике преподавания и формирования информационной культуры педагогов и студентов рассматриваются в работах М.Ю. Бухаркиной, М.В. Булановой-Топорковой, А.В. Духавневой, И.Г. За- харовой, В.С. Кукушина, М.В. Моисеевой, А.Е. Петровой, Е.С. Полата, Г.В. Сучкова.
Вопросам профессионального развития, теории профессиональной педагогики и методики подготовки специалистов посвящены труды С.Я. Батышева,
Б.С. Гершунского, Г.П. Мухаметзяновой, Е.С. Полата, А.С. Потапова, Е.А. Тусновой, В.А. Скакуна.
Отдавая должное значимости проведенных исследований, отмечаем, что профессиональное образование сегодня все в большей степени ориентируется на удовлетворение потребностей рынка труда, конкретных запросов работодателей, становится инструментом решения экономических проблем общества. Выпускник учреждения среднего профессионального образования должен обладать определенным набором универсальных умений и навыков, необходимых как для практического применения имеющихся знаний, так и для поиска новых знаний в режиме самообразования или последующего обучения в высшей профессиональной школе.
Новые требования к специалисту среднего звена изложены в «Программе развития среднего профессионального образования России на 2000-2005 годы», где отмечается, что «перспективы развития экономики и социальной сферы требуют от специалиста среднего звена новых профессиональных и личностных качеств, среди которых следует выделить системное мышление, умение осознавать себя и предъявить другим; способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, приобретению новых знаний; творческую активность и ответственность за выполняемую работу».
В результате теоретического исследования проблемы организации проектной деятельности по формированию информационной культуры студентов с позиций деятельностного подхода к обучению и разработки возможных способов и средств ее решения мы пришли к мнению, что формирование информационной культуры студентов может быть успешным при особых условиях организации проектной деятельности: подготовке педагогического коллектива к участию в проектной деятельности; разнообразных формах участия студентов в проектной деятельности; использовании компьютерных технологий при организации проектной деятельности; что подтвердило авторскую гипотезу и позволило сформулировать следующие выводы:
1. Выявлен социальный заказ общества и требования работодателей к бухгалтерам, экономистам, коммерсантам, техникам-программистам, предопределяющие необходимость формирования у них умений самостоятельного анализа и решения возникающих проблем; развития критического мышления и творческих инициатив; владения и широкого использования ими компьютерной техники, как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни; воспитания информационной культуры.
2. Уточнена сущность понятий: «компьютерная грамотность», под которой понимается умение находить и воспринимать информацию, конструировать объекты реального мира с помощью компьютера; «информационная культура личности», под которой понимается этика использования компьютера в контексте общечеловеческий ценностей, связанных с формированием черт и качеств личности человека необходимых для эффективного и безопасного для него и других использования электронной информации, свободной ориентации в информационном обществе и адаптации к нему.
3. Разработаны условия эффективной организации проектной деятельности колледжа по формированию информационной культуры студентов, заключающиеся в подготовке педагогического коллектива к участию в проектной
деятельности; внедрении разнообразных форм участия студентов в проектной деятельности; использовании компьютерных технологий при организации проектной деятельности.
4. Разработана и внедрена модель формирования информационной куль¬туры студентов, позволяющая выделить уровни сформированности информационной культуры и применить их для оценки результатов процесса формирования информационной культуры студента.
1. Выявлен социальный заказ общества и требования работодателей к бухгалтерам, экономистам, коммерсантам, техникам-программистам, предопределяющие необходимость формирования у них умений самостоятельного анализа и решения возникающих проблем; развития критического мышления и творческих инициатив; владения и широкого использования ими компьютерной техники, как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни; воспитания информационной культуры.
2. Уточнена сущность понятий: «компьютерная грамотность», под которой понимается умение находить и воспринимать информацию, конструировать объекты реального мира с помощью компьютера; «информационная культура личности», под которой понимается этика использования компьютера в контексте общечеловеческий ценностей, связанных с формированием черт и качеств личности человека необходимых для эффективного и безопасного для него и других использования электронной информации, свободной ориентации в информационном обществе и адаптации к нему.
3. Разработаны условия эффективной организации проектной деятельности колледжа по формированию информационной культуры студентов, заключающиеся в подготовке педагогического коллектива к участию в проектной
деятельности; внедрении разнообразных форм участия студентов в проектной деятельности; использовании компьютерных технологий при организации проектной деятельности.
4. Разработана и внедрена модель формирования информационной куль¬туры студентов, позволяющая выделить уровни сформированности информационной культуры и применить их для оценки результатов процесса формирования информационной культуры студента.
Подобные работы
- Проектные технологии как средство формирования информационной культуры студентов педагогического колледжа
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2020 - КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ИСТОРИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПО РАЗРАБОТКЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ КВЕСТ-ИГР В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2024 - ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2017 - Педагогическое образование к организации проектной деятельности школьников при обучении физике
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2019 - Проектная деятельность как средство развития культуры личности
учащихся младшего и среднего возраста
Бакалаврская работа, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021



