Введение 3
Глава I. Теоретико-педагогические основы деятельности колледжа в новых социально-экономических условиях 11
1.1. Социальный заказ общества и требования рынка труда к подготовке
специалистов в новых социально-экономических условиях 11
1.2. Проектная деятельность в современной практике подготовки специалистов 26
1.3. Проектирование как условие профессиональной подготовки
студентов 41
1.4. Использование компьютерных технологий в проектной деятельности
по формированию информационной культуры студентов 50
Выводы по первой главе 72
Глава II. Условия организации проектной деятельности по формированию информационной культуры студентов в технико-экономическом колледже 75
2.1. Подготовка педагогического коллектива к участию в проектной деятельности 75
2.2. Организация участия студентов в проектной деятельности 94
ф 2.3. Программно-методическое обеспечение организации проектной деятельности по формированию информационной культуры студентов 115
2.4. Анализ эффективности результатов организации проектной деятельности по формированию информационной культуры студентов 134
Выводы по второй главе 162
Заключение 164
Библиография 166
Приложения
Актуальность исследования. В конце XX - го века человечество вступило в стадию развития, получившую название постиндустриальное или информационное общество. Формирование нового информационного, экономического, правового и политического пространства в России вызвало повышенную потребность в постоянном обновлении имеющихся у специалистов профессиональных знаний и навыков в их готовности к усвоению инновационных форм и технологий профессиональной деятельности.
Проблемы организации подготовки специалистов на основе инновационных технологий обучения с использованием проектной деятельности рассматриваются в трудах М.В. Артюхова, В.С. Безруковой, В.П. Беспалько, Г.А. Вер- жицкого, О.А. Добрыниной, О.И. Генисаретского, Ю.В. Громыко, В.С. Лазаре¬ва, А.М. Моисеева, Т.Г. Новиковой, М.М. Поташника, А.С. Прудченкова, В.П. Симонова, П.И. Третьякова, Ю.К. Черновой, Л.И. Фишмана, Г.П. Щедровицкого, Е.А. Ямбурга.
Исследования вопросов формирования информационной культуры, рассматривающие деятельностные и личностные подходы к понятию информационной культуры, обсуждаются в научных статьях А.М. Атаян, Г.В. Дранниковой, В.П. Казанцевой, К.Р. Овчинниковой, Л.А. Прониной, Н.М. Розенберга, В.В. Самохваловой, Э.Э. Слабуновой, С.В. Федоровой.
Состояние и перспективы широкого применения компьютерных телекоммуникаций и глобальной сети Интернет в практике преподавания и формирования информационной культуры педагогов и студентов рассматриваются в работах М.Ю. Бухаркиной, М.В. Булановой-Топорковой, А.В. Духавневой, И.Г. За- харовой, В.С. Кукушина, М.В. Моисеевой, А.Е. Петровой, Е.С. Полата, Г.В. Сучкова.
Вопросам профессионального развития, теории профессиональной педагогики и методики подготовки специалистов посвящены труды С.Я. Батышева,
Б.С. Гершунского, Г.П. Мухаметзяновой, Е.С. Полата, А.С. Потапова, Е.А. Тусновой, В.А. Скакуна.
Отдавая должное значимости проведенных исследований, отмечаем, что профессиональное образование сегодня все в большей степени ориентируется на удовлетворение потребностей рынка труда, конкретных запросов работодателей, становится инструментом решения экономических проблем общества. Выпускник учреждения среднего профессионального образования должен обладать определенным набором универсальных умений и навыков, необходимых как для практического применения имеющихся знаний, так и для поиска новых знаний в режиме самообразования или последующего обучения в высшей профессиональной школе.
Новые требования к специалисту среднего звена изложены в «Программе развития среднего профессионального образования России на 2000-2005 годы», где отмечается, что «перспективы развития экономики и социальной сферы требуют от специалиста среднего звена новых профессиональных и личностных качеств, среди которых следует выделить системное мышление, умение осознавать себя и предъявить другим; способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, приобретению новых знаний; творческую активность и ответственность за выполняемую работу».
В результате теоретического исследования проблемы организации проектной деятельности по формированию информационной культуры студентов с позиций деятельностного подхода к обучению и разработки возможных способов и средств ее решения мы пришли к мнению, что формирование информационной культуры студентов может быть успешным при особых условиях организации проектной деятельности: подготовке педагогического коллектива к участию в проектной деятельности; разнообразных формах участия студентов в проектной деятельности; использовании компьютерных технологий при организации проектной деятельности; что подтвердило авторскую гипотезу и позволило сформулировать следующие выводы:
1. Выявлен социальный заказ общества и требования работодателей к бухгалтерам, экономистам, коммерсантам, техникам-программистам, предопределяющие необходимость формирования у них умений самостоятельного анализа и решения возникающих проблем; развития критического мышления и творческих инициатив; владения и широкого использования ими компьютерной техники, как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни; воспитания информационной культуры.
2. Уточнена сущность понятий: «компьютерная грамотность», под которой понимается умение находить и воспринимать информацию, конструировать объекты реального мира с помощью компьютера; «информационная культура личности», под которой понимается этика использования компьютера в контексте общечеловеческий ценностей, связанных с формированием черт и качеств личности человека необходимых для эффективного и безопасного для него и других использования электронной информации, свободной ориентации в информационном обществе и адаптации к нему.
3. Разработаны условия эффективной организации проектной деятельности колледжа по формированию информационной культуры студентов, заключающиеся в подготовке педагогического коллектива к участию в проектной
деятельности; внедрении разнообразных форм участия студентов в проектной деятельности; использовании компьютерных технологий при организации проектной деятельности.
4. Разработана и внедрена модель формирования информационной куль¬туры студентов, позволяющая выделить уровни сформированности информационной культуры и применить их для оценки результатов процесса формирования информационной культуры студента.
1. Абулкаирова Е.Д. Информатизация вуза и информационная культура сту¬дентов: [электронный ресурс] // www.conf.freenet.kz/pages/2_l_8.html
2. Алексеева Л.Ф. Активность в жизнедеятельности человека. - Томск, Изд. Томского ЦНТИ, 2000. - 319 с.
3. Амонашвили Щ.А. Основания педагогики сотрудничества. В кн. "Новое педагогическое мышление". - М.: Педагогика, 1989. - 280 с.
4. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: Изд. Каз. унив., 1996. - 567 с.
5. Андреева С.Ю. Дидактические условия и технология активизации познава¬тельной, творческой деятельности учащихся (на примере курса химии): Автореф. дисс.... канд. пед. наук. - Томск, 2003. - 17 с.
6. Артюхов М.В. Дифференцированное обучение учащихся в условиях про¬мышленно-развитого региона: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Ново¬кузнецк, 1996.-23 с.
7. Артюхов М.В., Ракитных М.Б., Цукер А.А. Выпускник среднего общеобра¬зовательного учреждения конца 20 века: Социальный портрет. - Новокуз¬нецк: Изд-во ИПК, 2000. - 138 с.
8. Атаян А.М. Информационная культура личности в условиях информатиза¬ции общества: [электронный ресурс] // www.viu-online.ru/science/publ /bulletin7/page9.html
9. Атаян А.М. Информационная культура личности как условие существова¬ния и развития в информационном обществе: [электронный ресурс] // www.is.tstu.tver.ru/3/article/artOO 18.html
10. Атаян А.М. К вопросу о формировании информационной культуры: [элек¬тронный ресурс] // www.ito.edu.ni/1998-99/a/atayan-t.html
11. Атрашенко А.Н., Копытов А.Д., Хутарянский И.И. Демократизация муни¬ципальной системы общего образования: теория, методология, практика: Учебное пособие. - Томск, 2001. - 122 с.
12. Атрашенко А.Н., Копытов А.Д., Хутарянский И.И. Региональные пробле¬мы развития образования в современных хозяйственно-экономических ус¬ловиях. -Томск: ТОИПКРО, 1999.- 144 с.
13. Афанасьев В.Г. Общество, системность, познание и управление. - М.: Изд. полит, лит-ры., 1981.- 432 с.
14. Ахмеджанов Э.Р. Психологические тесты: составление, подготовка, биб¬лиография. - М.: «Лист», 1996. - 320 с.
15. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1985. - 208 с.
16. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методи¬ческие основы. - М., 1982. - 348 с.
17. Батышев С.Я. Энциклопедия профессионального образования. - М., РАО, "Профессиональное образование", 1998. - 3 т., т. 1 - 560 с., т. 2 - 440 с.
18. Бедерханова В.П., Бондарев П.Б. Педагогическое проектирование в инно¬вационной деятельности: [электронный ресурс] // www. benran. ru/Magazin/cgi-bin/Sb_01/prO 1 .ехе?! 29
19. Безрукова В.С. Педагогика. Учебное пособие. - Екатеринбург: "Деловая книга", 1996. - 344 с.
20. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. — Воронеж: Изд. Воронежского университета, 1977. - 304 с.
21. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Изд. Педа¬гогика, 1989. - 192 с.
22. Боровик Г.А., Конюхов А.Н., Щепотин А.Ф. Формирование исследователь¬ских умений студента колледжа как фактор подготовки конкурентоспособ¬ного специалиста. Научно-практическое пособие. - М.: И11Р СПО, 2004. - 104с.
23. Бочкарев А.И. Природа в разных аспектах. Учебное пособие. — Тольятти: п/п Современник, 1997. - 80 с.
24. Буйлова Л.Н. Проектирование образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей. - М.: ЦРСДОД, 2001. - 64 с.
25. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. - М.: СИНТЕГ-ГЕО,
1997. - 56 с.
26. Васильева Е.Ю. Опыт проектирования образовательных программ (Мето¬дические рекомендации). - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004. - 64 с.
27. Васильева Н.К. Нужна ли преемственность на всех ступенях образования // Народное образование. - 2000. - № 2. - С. 153-154.
28. Весьма далеки от реальности (о реформировании образования) И Народное образование. - 1998. - № 1. - С. 20-24.
29. Воропаев В.И. Управление проектами в России. - М.: Алане, 1995. - 84с.
30. Второй международный конгресс по техническому и профессиональному образованию // Предпринимательство и занятость юных. - 1999. - № 2-3. -
С. 3-5.
31. Выготкий Л.С. Собр. Соч. В 6 т. Т. 3. - М., 1989. - 286 с.
32. Гальперин П.Я. Введение в психологию. — М.: МГУ, 1976. - 150 с.
33. Ганелин Ш.И. О преемственности и межпредметных связях И Преемствен¬ность в обучении и взаимосвязь между учебными предметами в 5-7 клас¬сах. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - С. 15-39.
34. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. — Санкт-Петербург: Изд. СПГУ, 1992. - 154 с.
35. Гмурман В.Е. Теория вероятности и математическая статистика. — М.: Высш, школа, 1977. - 479 с.
36. Голубева Л.М. О проблеме диагностики учебных достижений школьников // Педагогический вестник Томского педагогического университета. - 2000. -№ 8.-С. 41-43.
37. Горелова Т.И. Дидактическая готовность педагогов профессиональных школ к эффективной образовательной деятельности: Автореф. дис. ... док¬тора пед. наук. - Томск, 2002. - 41 с.
38. Гражданское образование и социальное проектирование. Пособие для пре¬подавателей школ, учреждений дополнительного образования, организато¬ров воспитательной работы. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». - М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003. - 160 с.
39. Грибоедова Т.П. Нравственное развитие школьника: подходы к диагности¬ке. - Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2001.- 126с.
40. Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образова¬ния. - М.: МАРО, 1996.- 86 с.
41. Делор Ж. Образование: открытое сокровище. - Париж: ЮНЕСКО, 1997. -
С. 91-92.
42. Деминг В. Едвардс. Выход из кризиса. — Тверь: изд. фирма "Альба", 1994. -498 с.
43. Дерябо С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной сре¬ды (пособие для учителя) Под редакцией В.П. Лебедевой, В.И. Панова. - М.: 1997.-222 с.
44. Диагностика изменений в образовании / Монографический сборник под ред. Г.П. Прозументовой. - Томск, ЦПКЖК, 2002. - 192 с.
45. Дмитриенко В.А. Вопросы общей теории науки. - М.: 1974.
46. Дмитриенко В.А. Стратегия развития образования в преддверии XXI века // Современные образовательные стратегии и духовное развитие личности. Материалы Всеросс. научной конф. 4.1. - Томск: ТГПУ, 1996. - 144 с.
47. Дранникова Г.В. Развитие и формирование информационной культуры специалиста в системе непрерывного образования: [электронный ресурс] // www.libconfs.narod.ru/2004/s9/s9_p 15 .html
48. Загвязинский В.И., Атаханов Р.Г. Методология и методы психолого¬педагогического исследования: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 208 с.
49. Загвязинский В.И. Теория обучения современная интерпретация: Учебное пособие для студ. высш. пед. учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия»,2004. - 192 с.
50. Занковский А.Н. Организационная психология. - М.: Флинта, 2000. - 232 с.
51. Затепякин О.А. Теоретико-педагогические основания управления развити¬ем персонала образовательного учреждения в современных условиях: Ав-
S' тореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Томск, 2002. - 22 с.
52. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учебное посо¬бие для студ. высш. пед. учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192с.
53. Иванов С.Н. Дифференциация обучения как средство индивидуализации целостного педагогического процесса. И Дифференцированное обучение учащихся в городских школах. - Минск, 1990. - С. 110-115.
54. Ивлев С.А. Вхождение в естественное экспериментирование // Завуч. -
1998. -№ 1.-С. 86-93.
55. Ильенко Л.П. Новые модели методической службы в общеобразователь¬ных учреждениях. - М.: Изд-во АРКТИ, 2000. - 68 с.
56. Ильенко Л.П. Программа развития школы: структура, содержание, пер¬спективное планирование работы: опытно-ориентированная монография/ Пособие для руководителей различных типов образовательных учрежде¬ний. 3-е изд. исправленное и дополненное. - М.: АРКТИ, 2003. - 128 с.
А 57. Исследования по общей теории систем: Сборник переводов / Общая ред. и
вступ. ст. В.Н. Садовского и Э.Г. Юдина. - М., 1969. - С. 252-282.
58. Ишутин В.А. Некоторые аспекты применения мультимедийных приложе¬ний в процессе обучения И Педагогический вестник Томского педагогиче¬ского университета. - 2000. - № 8. - С. 43-45.
59. Казанцева В.П. Подготовка пользователей к работе с информационными ресурсами: [электронный ресурс] // www.library.isu.ru/nauka/bv03/kgtu.html
60. Кичигина Л. Современные информационные технологии в процессе обуче- ния по курсу "Основы информационной культуры": [электронный ресурс] // www.benran.ru/Magazin/cgi-bin/Sb_01/pr01.exe?! 29
61. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ за¬рубежного опыта. - М., 1989. -164 с.
62. Коган Е.Я., Первин Ю.А. Программа курса "Информационная культура": [электронный ресурс] // www.school.ort.spb.ru/(Eng)/library/informatica /inf_cultura.html
63. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для сту¬дентов высших и средних педагогических учебных заведений. - М.: Изда¬тельский центр «Академия», 2003. - 176с.
64. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и мето¬дика их использования: Учебное пособие для студ. высш. пед. учебных за¬ведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 256 с.
65. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. Книга для учителя / Сост. В.М. Коротов. - М.: Просвещение, 1987. - С. 27-33.
66. Коложвари М., Сеченикова Л. Интегрированный курс, как его разработать. // Народное образование. - 1999. - № 1-2. - С. 219-223.
67. Комплексные проекты в образовании / Под ред. Вержицкого Г.А., Добры¬ниной О.А. - Новокузнецк: ИПК, 2001. - 165 с.
68. Консультационное сопровождение образовательных проектов: Методиче¬ское пособие / Под. ред. И.Ю. Малковой. Томск, ЦПКЖК, 2002. - 104с.
69. Концепция общего среднего образования как базового в единой системе непрерывного образования. Всесоюзный съезд работников образования // Народное образование. - 1989. - № 2. - С. 3-17.
70. Концепция создания и функционирования профессиональных образова¬тельных учреждений Кемеровской области/ Под ред. Жигаловой И.А., Ка¬саткиной Н.Э.. Паниной Т.С. Отпечатано в типографии ГОУ «КРИРПО», Кемерово, 2004. - 64 с.
71. Качество профессионального образования: опыт, проблемы, перспективы: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (Кемеро¬во, 8 - 9 декабря 2004). // I / Ред. Коллегия: И.А. Жигалова, О.И. Малоро- сиянова, Т.С. Панина, В.П. Щенников. - Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2004. - 245 с.
72. Копытов А.Д., Атрашенко Н.Н., Жуков В.К. Психолого-педагогические ас¬пекты профессионального образования: Учебно-методическое пособие. - Томск, ЦПКЖК, 2001.- 188 с.
73. Копытов А.Д., Куровский В.Н., Черепанова Т.Б. Интеграция общего и про¬фессионального образования в сельской школе. - Томск: ЦНТИ, 2003. - 214 с.
74. Копытов А.Д. Проблемы развития образовательной науки за Уралом // Об¬разование в Сибири. - 2002. - № 1(9) - С. 11-18.
75. Копытов А.Д., Турченко В.Н. Проблемы развития образования в рыночных отношениях теория и практика на материалах Сибирского региона. - Томск: изд-во ТГУ, 1998. - 238 с.
76. Копытов А.Д., Федотова Е.Е. Международные образовательные програм¬мы: Учебное пособие. - Томск: ТОИПКРО, 1999. - 204 с.
77. Копытов А.Д., Федотова Е.Е. Образование для карьеры Современный аме¬риканский опыт. - Томск: Изд-во Томского университета, 1998. - 148с.
78. Коркин Н.И. Дидактические условия проектирования и реализации систе¬мы многоуровневой профессиональной подготовки учащихся в профессио¬нальном лицее: Автореф. дисс.... канд. пед. наук. - СПб, 1998. - 28 с.
79. Коростылева Н.Я. Интеграция и гуманизация в концепции современной школы: Теоретический анализ // Завуч. - 1999. - № 3. - С. 91-95.
80. Коршунов С.М. и др. Программа Развития учебно-исследовательской дея¬тельности учащихся: Методические рекомендации. - М.: Изд-во Заочная физико-техническая школа при МФТИ, 1997.- 90 с.
81. Кравец В.А., Кухаренко В.Н. Вопросы формирования информационной культуры: [электронный ресурс] // www.edc.samara.ru/~infcult/res_rus.html
82. Кравцов А., Инякин Ю. Реализация программы «школа - ВУЗ» ... // Вне¬школьник. - 1997. - № 7-8. - С. 28-29.
83. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера про¬изводственного обучения. - М., Изд-во АРКТИ, 1990. - С. 41-53.
84. Кулешов В.Р. Психолого-педагогическое обеспечение личностного роста обучающихся профессионально-технического лицея: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Томск, 2002. - 23 с.
85. Лебедева В.П., Орлов В.А. Психодидактические аспекты проектирования образовательной среды... // Дополнительное образование. - 1999. - № 3-4. -С. 16-25.
86. Лернер Д.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981.-181 с.
87. Лизинский В.М. Идеи к проектам и практика управления школой. - М.: Образовательный Центр «Педагогический поиск», 1999. - 160 с.
88. Липатова С.Н. Организационно-педагогические условия социализации личности подростка в детско-юношеском клубе по месту жительства: Ав¬тореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Томск, 2004. - 18 с.
89. Макареня А.А. Является ли развитие атрибутом бытия? / Природа и дух: Мир философских проблем. Кн.1 / Под ред. В.Л. Обухова. - СПб, 1995. - С. 24-53.