ПОЛИТИКО-ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЭВОЛЮЦИИ ГРУЗИНО-ОСЕТИНСКОГО КОНФЛИКТА
|
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………1
ГЛАВА I. Теоретические и идеологические аспекты изучения
грузино- осетинского конфликта……………………………………………16
1.1 . Объективные противоречия в грузино-осетинских отношениях
как предпосылка развертывания конфликта………………………….16
1.2. Столкновение позиций сторон в условиях кризиса советской
государственности……………………………………………………….46
1.3. Две парадигмы национализма как идейная основа эскалации
грузино-осетинского конфликта………………………………………..74
1.4. Грузино-осетинский конфликт как конфликт идентичностей………...94
ГЛАВА II. Политико-идеологические противоречия в контексте
эволюции грузино-осетинского конфликта………………………………119
2.1. Этнонациональные цели как фактор внутриполитической
консолидации………………………………………….………………119
2.2. Внутриполитическая борьба и её роль в эволюции
конфликтных отношений……………………………………………..140
2.3. Политические интересы новых этнических элит и
механизмы этнополитической мобилизации………………………….163
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….192
Библиографический список использованной литературы……………...198
ГЛАВА I. Теоретические и идеологические аспекты изучения
грузино- осетинского конфликта……………………………………………16
1.1 . Объективные противоречия в грузино-осетинских отношениях
как предпосылка развертывания конфликта………………………….16
1.2. Столкновение позиций сторон в условиях кризиса советской
государственности……………………………………………………….46
1.3. Две парадигмы национализма как идейная основа эскалации
грузино-осетинского конфликта………………………………………..74
1.4. Грузино-осетинский конфликт как конфликт идентичностей………...94
ГЛАВА II. Политико-идеологические противоречия в контексте
эволюции грузино-осетинского конфликта………………………………119
2.1. Этнонациональные цели как фактор внутриполитической
консолидации………………………………………….………………119
2.2. Внутриполитическая борьба и её роль в эволюции
конфликтных отношений……………………………………………..140
2.3. Политические интересы новых этнических элит и
механизмы этнополитической мобилизации………………………….163
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….192
Библиографический список использованной литературы……………...198
Актуальность темы исследования. Распад Советского Союза как сложной
этнофедеральной системы способствовал углублению кризиса в
межнациональных отношениях на всей его бывшей территории. Замалчивание и
искусственное удержание в латентном состоянии многих проблем в сфере
межнациональных отношений на протяжении длительного периода
способствовали резкому обострению отношений между этническими общностями
в изменившихся условиях. Во многих регионах это обострение вылилось в
межэтнические конфликты в разных формах, в том числе в открытые
столкновения людей. Тому примером стала, наряду с другими республиками
бывшего СССР, Грузинская ССР конца 1980-х - начала 1990-х гг., для которой
стало характерно резкое ухудшение межнациональных отношений между
титульным грузинским и почти всеми негрузинскими этносами. Наиболее
кризисная ситуация сложилась в политических автономиях, на территории
которых в указанный период произошли два серьезных вооруженных конфликта:
грузино-осетинский 1991-1992 гг. и грузино-абхазский 1992-1993 гг.
Грузино-осетинский конфликт остаётся на сегодняшний день
неурегулированным. Несмотря на попытки обеих заинтересованных сторон, а
также активную помощь посредников (Россия и международные организации, в
первую очередь ОБСЕ), переговорный процесс за более чем десятилетний период
после окончания боевых действий так и не смог перешагнуть результаты
московского Меморандума 1996 г. о неприменении насильственных акций.
Конфликт практически находится в замороженном состоянии, и сохраняются все
предпосылки к возобновлению открытой фазы при соответствующем стечении
обстоятельств. Это означает, что конфликтогенные факторы, вызвавшие в свое
время открытое межэтническое столкновение, продолжают действовать в скрытой
форме и подспудно влиять на ситуацию.2
Неурегулированность конфликта порождает серьезные проблемы для обеих
сторон, оказывает дестабилизирующее воздействие на общественнополитическую и социально-психологическую обстановку как в центральной части
Грузии, так и в Южной Осетии.
Во-первых, это проблема беженцев и вынужденных переселенцев (31800
человек в Северной Осетии и около 10 тыс. человек в Грузии). При этом их
возвращение в места прежнего проживания затруднительно, а порой нереально.
Во-вторых, это проблема восстановления разрушенной в период конфликта
экономики в зоне боевых действий.
В-третьих, это тяжелейшая демографическая ситуация, в особенности для
Южной Осетии, население которой по сравнению с предконфликтным периодом
сократилось более чем в два раза.
Наиболее значительной, однако, является проблема политического статуса
Южной Осетии, который до сих пор не определен. С одной стороны, Грузия,
стремящаяся к восстановлению территориальной целостности, не желает
признавать в своем составе Южную Осетию в качестве какой-либо автономной
единицы. С другой стороны, независимость Южной Осетии не признается
международным сообществом и ее независимый статус с точки зрения
международного права нелегитимен де-юре и де-факто.
В научно-теоретическом плане наиболее актуальной остается проблема
уточнения типологических признаков грузино-осетинского конфликта, который
на сегодняшний день типологизирован как территориальный (Я.Я.Этингер),
культурно-языковый с переходом в территориальный (А.Н.Ямсков) или же как
статусный (А.А.Цуциев).
С учетом перечисленных и других аспектов проблемы данная тема
представляется актуальной для научного исследования как в практикополитическом, так и теоретическом аспектах.3
Степень научной разработанности проблемы. Систематическое научное
изучение этнических конфликтов относится примерно ко второй половине ХХ в. и
начинается на Западе, преимущественно в США. Одной из наиболее популярных
работ в этой области явилась книга Дональда Хоровица «Этнические группы в
конфликте», сохраняющая по сегодняшний день свою ценность и признание. Этой
книгой автор подвёл своеобразный итог становлению этнической конфликтологии
в 1960-е – 1970-е гг.1 Основная причина развития этнической конфликтологии в
этот период связана с охватившим западные страны в 1960-е гг. «этническим
ренессансом» - серьезным ростом этнического фактора и роли этничности в
социальных процессах. Именно в этот период публикуются работы М.Бэнтона,
К.Дойча, Г.Кона, Д.Кемпбелла, Р.ЛеВайна, Г.Сетон-Уотсона, в значительной
степени определившие теоретико-методологические контуры новой научной
отрасли.2
С середины 1980-х годов «этническая революция» охватывает и Советский
Союз, оказывая значительное влияние на его распад. В этих условиях происходит
становление и развитие отечественной этнической конфликтологии: этнические
конфликты постсоветского пространства закономерно оказались в центре
внимания ведущих российских исследователей этнонациональных и
политических отношений и процессов: Р.Г. Абдулатипова, Ю.Д. Анчабадзе, Ю.В.
Арутюняна, К.С. Гаджиева, А.В. Глуховой, А.В. Дмитриева, Л.М. Дробижевой,
А.К. Зайцева, А.Г. Здравомыслова, В.Н. Иванова, Н.В. Косолапова, М.М.
Лебедевой, Э.И. Паина, Л.С. Рубан, Е.И. Степанова, А.А. Сусоколова, В.А.
этнофедеральной системы способствовал углублению кризиса в
межнациональных отношениях на всей его бывшей территории. Замалчивание и
искусственное удержание в латентном состоянии многих проблем в сфере
межнациональных отношений на протяжении длительного периода
способствовали резкому обострению отношений между этническими общностями
в изменившихся условиях. Во многих регионах это обострение вылилось в
межэтнические конфликты в разных формах, в том числе в открытые
столкновения людей. Тому примером стала, наряду с другими республиками
бывшего СССР, Грузинская ССР конца 1980-х - начала 1990-х гг., для которой
стало характерно резкое ухудшение межнациональных отношений между
титульным грузинским и почти всеми негрузинскими этносами. Наиболее
кризисная ситуация сложилась в политических автономиях, на территории
которых в указанный период произошли два серьезных вооруженных конфликта:
грузино-осетинский 1991-1992 гг. и грузино-абхазский 1992-1993 гг.
Грузино-осетинский конфликт остаётся на сегодняшний день
неурегулированным. Несмотря на попытки обеих заинтересованных сторон, а
также активную помощь посредников (Россия и международные организации, в
первую очередь ОБСЕ), переговорный процесс за более чем десятилетний период
после окончания боевых действий так и не смог перешагнуть результаты
московского Меморандума 1996 г. о неприменении насильственных акций.
Конфликт практически находится в замороженном состоянии, и сохраняются все
предпосылки к возобновлению открытой фазы при соответствующем стечении
обстоятельств. Это означает, что конфликтогенные факторы, вызвавшие в свое
время открытое межэтническое столкновение, продолжают действовать в скрытой
форме и подспудно влиять на ситуацию.2
Неурегулированность конфликта порождает серьезные проблемы для обеих
сторон, оказывает дестабилизирующее воздействие на общественнополитическую и социально-психологическую обстановку как в центральной части
Грузии, так и в Южной Осетии.
Во-первых, это проблема беженцев и вынужденных переселенцев (31800
человек в Северной Осетии и около 10 тыс. человек в Грузии). При этом их
возвращение в места прежнего проживания затруднительно, а порой нереально.
Во-вторых, это проблема восстановления разрушенной в период конфликта
экономики в зоне боевых действий.
В-третьих, это тяжелейшая демографическая ситуация, в особенности для
Южной Осетии, население которой по сравнению с предконфликтным периодом
сократилось более чем в два раза.
Наиболее значительной, однако, является проблема политического статуса
Южной Осетии, который до сих пор не определен. С одной стороны, Грузия,
стремящаяся к восстановлению территориальной целостности, не желает
признавать в своем составе Южную Осетию в качестве какой-либо автономной
единицы. С другой стороны, независимость Южной Осетии не признается
международным сообществом и ее независимый статус с точки зрения
международного права нелегитимен де-юре и де-факто.
В научно-теоретическом плане наиболее актуальной остается проблема
уточнения типологических признаков грузино-осетинского конфликта, который
на сегодняшний день типологизирован как территориальный (Я.Я.Этингер),
культурно-языковый с переходом в территориальный (А.Н.Ямсков) или же как
статусный (А.А.Цуциев).
С учетом перечисленных и других аспектов проблемы данная тема
представляется актуальной для научного исследования как в практикополитическом, так и теоретическом аспектах.3
Степень научной разработанности проблемы. Систематическое научное
изучение этнических конфликтов относится примерно ко второй половине ХХ в. и
начинается на Западе, преимущественно в США. Одной из наиболее популярных
работ в этой области явилась книга Дональда Хоровица «Этнические группы в
конфликте», сохраняющая по сегодняшний день свою ценность и признание. Этой
книгой автор подвёл своеобразный итог становлению этнической конфликтологии
в 1960-е – 1970-е гг.1 Основная причина развития этнической конфликтологии в
этот период связана с охватившим западные страны в 1960-е гг. «этническим
ренессансом» - серьезным ростом этнического фактора и роли этничности в
социальных процессах. Именно в этот период публикуются работы М.Бэнтона,
К.Дойча, Г.Кона, Д.Кемпбелла, Р.ЛеВайна, Г.Сетон-Уотсона, в значительной
степени определившие теоретико-методологические контуры новой научной
отрасли.2
С середины 1980-х годов «этническая революция» охватывает и Советский
Союз, оказывая значительное влияние на его распад. В этих условиях происходит
становление и развитие отечественной этнической конфликтологии: этнические
конфликты постсоветского пространства закономерно оказались в центре
внимания ведущих российских исследователей этнонациональных и
политических отношений и процессов: Р.Г. Абдулатипова, Ю.Д. Анчабадзе, Ю.В.
Арутюняна, К.С. Гаджиева, А.В. Глуховой, А.В. Дмитриева, Л.М. Дробижевой,
А.К. Зайцева, А.Г. Здравомыслова, В.Н. Иванова, Н.В. Косолапова, М.М.
Лебедевой, Э.И. Паина, Л.С. Рубан, Е.И. Степанова, А.А. Сусоколова, В.А.
Исследование идейно-политических предпосылок грузино-осетинского
конфликта, проведенное в настоящей диссертационной работе, позволяет
сформировать определенную точку зрения на факторы разворачивания и
происхождение этого конфликта и указать основные источники эскалации
вооруженного противостояния между Южной Осетией и Грузией в период конца
1980-х – начала 1990-х гг.
Суть авторской концепции происхождения грузино-осетинского конфликта
иллюстрируется рядом основных положений.
Действие этнического фактора в грузино-осетинском конфликте
проявилось при исследовании объективных противоречий в грузино-осетинских
отношениях и изучении роли национализма в их обострении.
Анализ объективных противоречий грузино-осетинского противостояния
вывил существенный объективно сформировавшийся в осетино-грузинских
отношениях на момент развала Советского Союза конфликтный потенциал,
обусловленный неразрешенностью основных межэтнических противоречий в
предшествующий период. Основное содержание этих противоречий имело
объективный характер, формировалось в течение довольно длительного
промежутка времени и выразилось в противоположных и взаимоисключающих
позициях сторон по предмету этнотерриториального статуса Южной Осетии.
Согласно грузинской позиции Южная Осетия представляет собой историческую
часть Грузии, неделимую и неотчуждаемую от основной её территории, тогда как
осетинская позиция рассматривала Южную Осетию в качестве составной части
единой Осетии, разделенной Главным Кавказским хребтом на Северную и
Южную.
Фактор этнонационализма как политической доктрины
нациестроительства, актуализировавшейся в Грузии в период обретения ею193
политической независимости, активизировал грузино-осетинский конфликтный
потенциал, несколько приглушенный в советский период, и способствовал
столкновению этнических позиций сторон в условиях распада СССР. Это было
обусловлено этноцентристской направленностью двух основных парадигм
грузинского этнонационализма:
-во-первых, этнокультурная парадигма формировала основную идею
этнической консолидации в виде этнонации, основанной на принципе «права
крови» и приводящей к исключению всех негрузинских этносов из процесса
нациестроительства в Грузии;
-во-вторых, политическая парадигма этнонационализма формировала идею
государственной консолидации Грузии в виде унитарного государства без
автономных образований.
Этнонационализм явился также идейной основой столкновения этнических
ценностей в грузино-осетинском конфликте, способствовав, таким образом,
усилению роли этнического фактора в конфликте. Именно благодаря влиянию
двух его этноцентристских парадигм грузино-осетинское противостояние
приобрело отчетливо выраженные признаки конфликта ценностей, или же
идентичностей, обусловленного несовместимостью двух элементов грузинской и
осетинской идентичностей: различных этностатусных представлений и
разнонаправленных политических ориентаций.
Столкновение этнических интересов сторон привело, в свою очередь, к
формированию в конце 1980-х – начале 1990-х гг. в грузино-осетинских
отношениях конфликтной ситуации, когда стороны пришли к осознанию
несовместимости своих интересов и конечных целей. В условиях такой ситуации
стало формироваться конфликтное взаимовосприятие и стали закладываться
социально-психологические основы и предпосылки будущего конфликтного
взаимодействия сторон, такие как: рост межэтнической напряженности и
отчуждения друг от друга, доминирование в общественном массовом сознании194
различного рода спекуляций, мифов и негативных этностереотипов, в первую
очередь, образа врага, небывалый всплеск коллективных эмоций и т.д.
Конфликтная ситуация в грузино-осетинских отношениях свидетельствовала со
своей стороны о протекании внутри обоих обществ социальнодезорганизационных процессов, о необратимой дезинтеграции важнейших
общественных структур, обеспечивавших политическую стабильность.
Подобные явления в сфере массовой психологии и общественной жизни
создавали довольно благоприятную почву для инициирования конфликтных
акций сторон и перерастания, таким образом, конфликтной ситуации в фазу
открытого конфликта. И решающее значение в этом процессе по нашему мнению
приобретало поведение политических элит Грузии и Южной Осетии,
ответственных за судьбы своих этносов и за разрешение межэтнических
противоречий в частности.
Действие политического фактора в грузино-осетинском конфликте
проявилось при исследовании политического поведения этнических элит в
условиях резкого обострения грузино-осетинских противоречий.
Процесс национально-государственной дезинтеграции СССР,
сопровождавшийся также разрушением и его социально-политической системы,
привел к значительной дестабилизации положения политических элит в
национальных регионах, в том числе, как в Грузии, так и в Южной Осетии.
Внутриполитическая жизнь обоих регионов под влиянием процессов
общесоюзного распада оказалась в состоянии ожесточенной борьбы за власть и
собственность, остававшейся в наследство от СССР, между старыми, терявшими
эффективность и легитимность политическими элитами, и новыми этническими
элитами, формировавшимися в качестве контрэлит на базе этнонациональных
программ.
Основным содержанием политических интересов новых этнических элит
явилась задача взятия, удержания и сохранения политической власти внутри195
своих этносов в условиях развала социально-политической системы СССР и
обострения межэтнических противоречий. Решение этой задачи обеспечивалось
через использование двух основных механизмов этнополитической мобилизации:
этнонациональной риторики и разыгрывания этнических карт. Поэтому
формирование таких элит неизбежно способствовало переносу межэтнических
противоречий в сферу внутренней и межэтнической политики и политизации,
таким образом, как самих этносов, так и конфликтной ситуации в межэтнических
отношениях.
Однако неизбежное в условиях ожесточенной политической борьбы за
власть использование этнонациональных целей и задач придало дополнительный
импульс конфликтной ситуации, а осуществленные в процессе этой борьбы
политические акции новых этнических элит привели, в конечном счете, к
обострению конфликтной ситуации и её перерастанию в открытый вооруженный
конфликт. При этом использование новыми элитами в политической борьбе
механизмов этнополитической мобилизации способствовало переводу конфликта
интересов в конфликт ценностей и вовлечению, таким образом, неэлитных слоев
населения в вооруженное противоборство. Следовательно, политическая борьба
между новыми и старыми элитами, приведшая к смене элит в обоих регионах,
явилась непосредственной причиной трансформации конфликтной ситуации в
межэтнических отношениях в открытую фазу противостояния, или же
вооруженный конфликт, между Грузией и Южной Осетией.
Таким образом, определяя соотношение этнического и политического
факторов в грузино-осетинском конфликте, можно заключить, что действие
этнического фактора имело более долговременный и базовый характер, тогда как
политический фактор в большей степени характеризовался ситуативностью и
конъюнктурностью, хотя именно он сыграл решающую роль в инициировании
вооруженного противостояния. Данное обстоятельство позволяет говорить об
этническом содержании и политической форме грузино-осетинского196
противостояния, когда «этнический конфликт выступает…как содержание
конфликта, которое приобретает политическое оформление».1 Подобное
заключение на наш взгляд дает возможность идентифицировать грузиноосетинский конфликт как этнополитический конфликт – «наиболее
распространенный тип этнического конфликта в современном мире».2
Приоритетное определение роли этнического фактора в грузино-осетинском
конфликте по сравнению с политическим фактором наиболее очевидно
проявляется в ситуации постконфликтных попыток его урегулирования.
Отсутствие в постконфликтный период ситуации борьбы политических элит
за власть и достижение относительно стабильного политического правления в
Южной Осетии и Грузии, или же прекращение действия политического фактора в
конфликте, теоретически создает определенные политические предпосылки для
урегулирования грузино-осетинского противостояния.
Однако, вся постконфликтная и современная грузино-осетинская
межэтническая конъюнктура делает практически невозможным политическое
урегулирование и окончательное разрешение грузино-осетинского
противостояния в силу определенных причин.
С одной стороны, это обусловлено грузинскими позициями. Грузия
отказывается по-прежнему признавать существование в своем составе
этнотерриториальных автономий и югоосетинскую в частности. Южная Осетия до
сих пор как и раньше идентифицируется грузинской элитой и в массовом
этническом сознании как Самачабло - бывшее владение грузинских феодалов XIX
века, Шида Картли- внутренняя Грузия, или же просто как Цхинвальский регион.
Такая идентификация противоположной стороны делает принципиально
невозможным достижение каких-либо взаимоприемлемых договоренностей в
межэтнических отношениях. Более того, подобная позиция весьма осложняет
1 Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы. – Ставрополь, 2001. – С. 208.
2 Там же. – С. 208.197
даже сам переговорный процесс, поскольку грузинская сторона фактически
отказывается признавать Южную Осетию в качестве равноправного партнера по
переговорам.
С другой стороны, - это югоосетинские позиции. Южная Осетия не желает
даже вести переговоры о каком-либо ее политическом статусе без признания
грузинской стороной ее политических прав и в первую очередь политической
автономии. Более того, осетинская сторона, считающая основным виновником
произошедшего конфликта грузинскую сторону, требует от нее представления
официальных политико-правовых оценок трагических событий на территории
автономии. Поэтому на сегодняшний день югоосетинская элита и общественное
мнение предпочитают не обсуждать каких-либо вариантов определения
политического статуса Южной Осетии в составе Грузии вообще.
Сохранение по сегодняшний день подобных позиций сторон делает
практически бесперспективным даже ведение политического диалога между
ними. Такая ситуация в грузино-осетинских отношениях на наш взгляд
свидетельствует о значительной и преобладающей роли этнического фактора в
грузино-осетинском конфликте.
Дальнейшее исследование грузино-осетинского конфликта на наш взгляд
целесообразно осуществить в плане изучения проблем его урегулирования и
возможного разрешения и роли в этом России и международных организацийпосредников. В плане исходных предпосылок грузино-осетинского
противостояния несомненный интерес представляет изучение роли третьей
стороны-Союзного Центра в его инициировании, а также проследить механизмы
дальнейшей эскалации и факторы спада конфликта. Несомненный
исследовательский интерес представляют также международно-правовые аспекты
изучаемого конф
конфликта, проведенное в настоящей диссертационной работе, позволяет
сформировать определенную точку зрения на факторы разворачивания и
происхождение этого конфликта и указать основные источники эскалации
вооруженного противостояния между Южной Осетией и Грузией в период конца
1980-х – начала 1990-х гг.
Суть авторской концепции происхождения грузино-осетинского конфликта
иллюстрируется рядом основных положений.
Действие этнического фактора в грузино-осетинском конфликте
проявилось при исследовании объективных противоречий в грузино-осетинских
отношениях и изучении роли национализма в их обострении.
Анализ объективных противоречий грузино-осетинского противостояния
вывил существенный объективно сформировавшийся в осетино-грузинских
отношениях на момент развала Советского Союза конфликтный потенциал,
обусловленный неразрешенностью основных межэтнических противоречий в
предшествующий период. Основное содержание этих противоречий имело
объективный характер, формировалось в течение довольно длительного
промежутка времени и выразилось в противоположных и взаимоисключающих
позициях сторон по предмету этнотерриториального статуса Южной Осетии.
Согласно грузинской позиции Южная Осетия представляет собой историческую
часть Грузии, неделимую и неотчуждаемую от основной её территории, тогда как
осетинская позиция рассматривала Южную Осетию в качестве составной части
единой Осетии, разделенной Главным Кавказским хребтом на Северную и
Южную.
Фактор этнонационализма как политической доктрины
нациестроительства, актуализировавшейся в Грузии в период обретения ею193
политической независимости, активизировал грузино-осетинский конфликтный
потенциал, несколько приглушенный в советский период, и способствовал
столкновению этнических позиций сторон в условиях распада СССР. Это было
обусловлено этноцентристской направленностью двух основных парадигм
грузинского этнонационализма:
-во-первых, этнокультурная парадигма формировала основную идею
этнической консолидации в виде этнонации, основанной на принципе «права
крови» и приводящей к исключению всех негрузинских этносов из процесса
нациестроительства в Грузии;
-во-вторых, политическая парадигма этнонационализма формировала идею
государственной консолидации Грузии в виде унитарного государства без
автономных образований.
Этнонационализм явился также идейной основой столкновения этнических
ценностей в грузино-осетинском конфликте, способствовав, таким образом,
усилению роли этнического фактора в конфликте. Именно благодаря влиянию
двух его этноцентристских парадигм грузино-осетинское противостояние
приобрело отчетливо выраженные признаки конфликта ценностей, или же
идентичностей, обусловленного несовместимостью двух элементов грузинской и
осетинской идентичностей: различных этностатусных представлений и
разнонаправленных политических ориентаций.
Столкновение этнических интересов сторон привело, в свою очередь, к
формированию в конце 1980-х – начале 1990-х гг. в грузино-осетинских
отношениях конфликтной ситуации, когда стороны пришли к осознанию
несовместимости своих интересов и конечных целей. В условиях такой ситуации
стало формироваться конфликтное взаимовосприятие и стали закладываться
социально-психологические основы и предпосылки будущего конфликтного
взаимодействия сторон, такие как: рост межэтнической напряженности и
отчуждения друг от друга, доминирование в общественном массовом сознании194
различного рода спекуляций, мифов и негативных этностереотипов, в первую
очередь, образа врага, небывалый всплеск коллективных эмоций и т.д.
Конфликтная ситуация в грузино-осетинских отношениях свидетельствовала со
своей стороны о протекании внутри обоих обществ социальнодезорганизационных процессов, о необратимой дезинтеграции важнейших
общественных структур, обеспечивавших политическую стабильность.
Подобные явления в сфере массовой психологии и общественной жизни
создавали довольно благоприятную почву для инициирования конфликтных
акций сторон и перерастания, таким образом, конфликтной ситуации в фазу
открытого конфликта. И решающее значение в этом процессе по нашему мнению
приобретало поведение политических элит Грузии и Южной Осетии,
ответственных за судьбы своих этносов и за разрешение межэтнических
противоречий в частности.
Действие политического фактора в грузино-осетинском конфликте
проявилось при исследовании политического поведения этнических элит в
условиях резкого обострения грузино-осетинских противоречий.
Процесс национально-государственной дезинтеграции СССР,
сопровождавшийся также разрушением и его социально-политической системы,
привел к значительной дестабилизации положения политических элит в
национальных регионах, в том числе, как в Грузии, так и в Южной Осетии.
Внутриполитическая жизнь обоих регионов под влиянием процессов
общесоюзного распада оказалась в состоянии ожесточенной борьбы за власть и
собственность, остававшейся в наследство от СССР, между старыми, терявшими
эффективность и легитимность политическими элитами, и новыми этническими
элитами, формировавшимися в качестве контрэлит на базе этнонациональных
программ.
Основным содержанием политических интересов новых этнических элит
явилась задача взятия, удержания и сохранения политической власти внутри195
своих этносов в условиях развала социально-политической системы СССР и
обострения межэтнических противоречий. Решение этой задачи обеспечивалось
через использование двух основных механизмов этнополитической мобилизации:
этнонациональной риторики и разыгрывания этнических карт. Поэтому
формирование таких элит неизбежно способствовало переносу межэтнических
противоречий в сферу внутренней и межэтнической политики и политизации,
таким образом, как самих этносов, так и конфликтной ситуации в межэтнических
отношениях.
Однако неизбежное в условиях ожесточенной политической борьбы за
власть использование этнонациональных целей и задач придало дополнительный
импульс конфликтной ситуации, а осуществленные в процессе этой борьбы
политические акции новых этнических элит привели, в конечном счете, к
обострению конфликтной ситуации и её перерастанию в открытый вооруженный
конфликт. При этом использование новыми элитами в политической борьбе
механизмов этнополитической мобилизации способствовало переводу конфликта
интересов в конфликт ценностей и вовлечению, таким образом, неэлитных слоев
населения в вооруженное противоборство. Следовательно, политическая борьба
между новыми и старыми элитами, приведшая к смене элит в обоих регионах,
явилась непосредственной причиной трансформации конфликтной ситуации в
межэтнических отношениях в открытую фазу противостояния, или же
вооруженный конфликт, между Грузией и Южной Осетией.
Таким образом, определяя соотношение этнического и политического
факторов в грузино-осетинском конфликте, можно заключить, что действие
этнического фактора имело более долговременный и базовый характер, тогда как
политический фактор в большей степени характеризовался ситуативностью и
конъюнктурностью, хотя именно он сыграл решающую роль в инициировании
вооруженного противостояния. Данное обстоятельство позволяет говорить об
этническом содержании и политической форме грузино-осетинского196
противостояния, когда «этнический конфликт выступает…как содержание
конфликта, которое приобретает политическое оформление».1 Подобное
заключение на наш взгляд дает возможность идентифицировать грузиноосетинский конфликт как этнополитический конфликт – «наиболее
распространенный тип этнического конфликта в современном мире».2
Приоритетное определение роли этнического фактора в грузино-осетинском
конфликте по сравнению с политическим фактором наиболее очевидно
проявляется в ситуации постконфликтных попыток его урегулирования.
Отсутствие в постконфликтный период ситуации борьбы политических элит
за власть и достижение относительно стабильного политического правления в
Южной Осетии и Грузии, или же прекращение действия политического фактора в
конфликте, теоретически создает определенные политические предпосылки для
урегулирования грузино-осетинского противостояния.
Однако, вся постконфликтная и современная грузино-осетинская
межэтническая конъюнктура делает практически невозможным политическое
урегулирование и окончательное разрешение грузино-осетинского
противостояния в силу определенных причин.
С одной стороны, это обусловлено грузинскими позициями. Грузия
отказывается по-прежнему признавать существование в своем составе
этнотерриториальных автономий и югоосетинскую в частности. Южная Осетия до
сих пор как и раньше идентифицируется грузинской элитой и в массовом
этническом сознании как Самачабло - бывшее владение грузинских феодалов XIX
века, Шида Картли- внутренняя Грузия, или же просто как Цхинвальский регион.
Такая идентификация противоположной стороны делает принципиально
невозможным достижение каких-либо взаимоприемлемых договоренностей в
межэтнических отношениях. Более того, подобная позиция весьма осложняет
1 Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы. – Ставрополь, 2001. – С. 208.
2 Там же. – С. 208.197
даже сам переговорный процесс, поскольку грузинская сторона фактически
отказывается признавать Южную Осетию в качестве равноправного партнера по
переговорам.
С другой стороны, - это югоосетинские позиции. Южная Осетия не желает
даже вести переговоры о каком-либо ее политическом статусе без признания
грузинской стороной ее политических прав и в первую очередь политической
автономии. Более того, осетинская сторона, считающая основным виновником
произошедшего конфликта грузинскую сторону, требует от нее представления
официальных политико-правовых оценок трагических событий на территории
автономии. Поэтому на сегодняшний день югоосетинская элита и общественное
мнение предпочитают не обсуждать каких-либо вариантов определения
политического статуса Южной Осетии в составе Грузии вообще.
Сохранение по сегодняшний день подобных позиций сторон делает
практически бесперспективным даже ведение политического диалога между
ними. Такая ситуация в грузино-осетинских отношениях на наш взгляд
свидетельствует о значительной и преобладающей роли этнического фактора в
грузино-осетинском конфликте.
Дальнейшее исследование грузино-осетинского конфликта на наш взгляд
целесообразно осуществить в плане изучения проблем его урегулирования и
возможного разрешения и роли в этом России и международных организацийпосредников. В плане исходных предпосылок грузино-осетинского
противостояния несомненный интерес представляет изучение роли третьей
стороны-Союзного Центра в его инициировании, а также проследить механизмы
дальнейшей эскалации и факторы спада конфликта. Несомненный
исследовательский интерес представляют также международно-правовые аспекты
изучаемого конф
Подобные работы
- ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И КРИЗИСЫ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ В КОНЦЕ XX - НАЧ. XXI ВВ. (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКО-ГРУЗИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017 - ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И КРИЗИСЫ НА
ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ В КОНЦЕ XX - НАЧ. XXI ВВ.
(НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКО-ГРУЗИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ ИМИДЖА РОССИИ В СМИ США (1991-2020 ГГ.)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - РОССИЙСКО-ГРУЗИНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В 1992-2008 ГГ.
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОПЕРНИЧЕСТВО РОССИИ И НАТО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2023 - Ислам в системе государственно-конфессиональных отношений в Северной Осетии (1920 - начало XXI в.)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2020



