ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования ценностного отношения к здоровью 12
1.1. Здоровье как базовая категория исследования 12
1.2. Сохранение и укрепление здоровья как проблема «отношения» 26
1.3. Ценностное отношение к здоровью: структура и развитие 42
Глава 2. Экспериментальное исследование ценностного отношения к здоровью у студентов 65
2.1. Программа развития ценностного отношения к здоровью 65
2.2. Описание контингента и методов исследования 71
2.3. Анализ данных констатирующего эксперимента 93
2.4. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 106
2.5. Анализ данных самонаблюдения и оценка эффективности
эксперимента 125
Заключение 138
Список литературы 142
Приложение
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования ценностного отношения к здоровью 12
1.1. Здоровье как базовая категория исследования 12
1.2. Сохранение и укрепление здоровья как проблема «отношения» 26
1.3. Ценностное отношение к здоровью: структура и развитие 42
Глава 2. Экспериментальное исследование ценностного отношения к здоровью у студентов 65
2.1. Программа развития ценностного отношения к здоровью 65
2.2. Описание контингента и методов исследования 71
2.3. Анализ данных констатирующего эксперимента 93
2.4. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 106
2.5. Анализ данных самонаблюдения и оценка эффективности
эксперимента 125
Заключение 138
Список литературы 142
Приложение
Актуальность. С начала 1990-ых годов здоровье населения России стало резко ухудшаться. К 1994 году значительно увеличилась заболеваемость сразу всеми основными болезнями: крови и кроветворных органов на 86%, мочеполовой системы - на 37%, органов кровообращения, пищеварения, нервной системы на 15-20%. Число вновь выявленных инфекционных больных выросло на 25%. Это привело к тому, что динамика смертности резко изменила предшествующую траекторию и направилась почти вертикально вверх. Ее уровень поднялся в полтора раза по сравнению с серединой 1980-ых годов. Пик подъема пришелся на 1994 год, составив 15,7 случаев на 1000 жителей [40].
Исследования ряда ученых (Белоконь А.В., Боровиковой М.П., Щербак С.Н., Щербака Н.П. и др.) показывают, что за последние 10 лет положи¬тельной динамики в здоровье детей и молодежи не наблюдается [16, 24, 153, 159]. В свою очередь медицина, призванная проявлять заботу о здоровье чело¬века, в современных условиях не способна преодолеть существующий кризис. Сегодня медицина рассматривает в качестве объекта уже больного человека, являясь медициной «болезней и симптомов». Цель такой медицины - снять объективно существующие симптомы. Подобный подход приводит к формированию «панацейной», «таблеточной» психологии [77]. Таким образом, проблема здоровья не просто существует, а как никогда актуальна.
В связи со сложившейся критической ситуацией обсуждаемая проблема должна быть заявлена как проблема сохранения (поддержания имеющегося уровня ресурсов организма) и укрепления (улучшения ресурсов организма) здоровья. Теоретический анализ состояния проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет выделить такие ее особенности как всеобъемлющий характер, высокая степень напряженности, непосредственное влияние на будущее человечества, отсутствие эффективных решений. Вышеописанная специфика проблемы здоровья привела к активному поиску путей ее решения, со стороны разных социальных институтов (в том числе и школы) и многочисленным по-пыткам научного обоснования.
Школа как социальный институт, охватывающий всех без исключения граждан в течение длительного промежутка времени, имеет широкие возможности для внедрения эффективных путей решения проблемы сохранения и укрепления здоровья. Однако на практике она выступает как кризисное для здоровья учащихся учреждение (Колбанов В.В., Тюмасева З.И. и другие), что, не в последнюю очередь, обусловлено недостаточной профессиональной подготовкой учителя к валеологической работе. В решении коллегии Министерства Образования РФ (февраль 2003 г.) отмечался низкий уровень готовности выпускников ВУЗов к обеспечению в школе условий для сохранения здоровья детей.
Тот факт, что здоровье человека на 40-50% зависит от образа жизни [75], то есть от поведения, указывает на необходимость рассмотрения проблемы здоровья как проблемы изменения поведения человека, то есть проблемы психологической. Поведение человека (в том числе и в области здоровья), по мнению М.Ю. Кондратьева и С.Д. Дерябо, определяется тремя подструктурами сознания: подструктурой знаний и представлений, стратегий и технологий, отношений. Современная система образования ориентирована на работу по развитию представлений о здоровье (часто сводимых к знаниям - информационный подход), а также работу по формированию стратегий и технологий в области здоровья (в лучшем случае сводимых к умениям и навыкам), а вот развитию «нужного» обществу отношения к здоровью внимания практически не уделяется. Вместе с тем, приобретаемые знания, представления, умения и навыки не способны на длительное время изменить поведение человека в области здоровья, если они не подкреплены соответствующим отношением. Именно от¬ношение определяет желание человека вести себя тем или иным образом.
В настоящее время окончательно нерешен вопрос о том, какое отношение к здоровью «нужно» обществу. Для обозначения такого отношения используют целый ряд терминов: «осознанное» (Кабаева В.М.), «ответственное» (Колесов Д.В.), «ценностное» (Зайцев Г.К. и др.) и другие (правильное, грамотное, рациональное, позитивное). Изучению проблемы ценностного отношения к здоровью посвящены исследования Зайцева Г.К., Овчинниковой Л.С., Водне- вой Е.В., Кучменко В.С., Беленова В.Н. и др.). Вместе с тем накопленный опыт изучения проблемы оставляет открытыми вопросы, касающиеся механизма психологических составляющих (внутриличностных условий и средств) развития ценностного отношения к здоровью. Решение поставленных вопросов является необходимым для эффективного осуществления процесса развития ценностного отношения к здоровью.
Таким образом, напряженность и отсутствие эффективных решений проблемы здоровья, недостаточная профессиональная подготовленность учителя к валеологической работе, отсутствие должного внимания к развитию ценностного отношения к здоровью в современном образовании, низкая освещенность вопросов, касающихся психологической сущности, механизмов, внутриличностных условий и средств развития ценностного отношения к здоровью, подтверждают актуальность настоящей работы.
Объект исследования - ценностное отношение к здоровью с позиций психологического подхода к решению проблемы его сохранения и укрепления.
Предмет исследования - психологические составляющие развития ценностного отношения к здоровью у студентов педагогического ВУЗа.
Цель исследования - определение психологических составляющих развития ценностного отношения к здоровью у студентов педагогического ВУЗа.
Гипотеза исследования. Психологическим механизмом развития ценностного отношения к здоровью является целенаправленная активная деятельность субъекта по преодолению противоречия между осознанием ценности здоровья и реальным поведением, опосредуемая внутриличностными условия¬ми и применяемыми средствами развития.
Гипотеза и цель исследования определили его задачи.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа литературных источников определить и обосновать психологическую сущность и механизм процесса развития ценностного отношения к здоровью.
2. Определить и обосновать внутриличностные условия, влияющие на результат развития ценностного отношения к здоровью.
3. Выявить средства, способствующие развитию ценностного отношения к здоровью.
4. Разработать программу развития ценностного отношения к здоровью у студентов педагогического ВУЗа и оценить её эффективность в ходе экспериментального исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- обоснована психологическая сущность процесса развития ценностного отношения к здоровью, представляющая собой совокупность многократно повторяющихся последовательных изменений на уровне сознания и поведения;
- описан один из центральных механизмов развития ценностного отношения к здоровью, состоящий в целенаправленной активной деятельности субъекта по разрешению противоречия между осознанием ценности здоровья и реальным поведением;
- определен ряд внутриличностных условий (система потребностей, индивидуальные характеристики, усвоенные нормы, эталоны и ценности), влияющих на результат развития ценностного отношения к здоровью;
- выявлены средства развития ценностного отношения к здоровью, под которым понимаются направленные социальные воздействия на подструктуры сознания, определяющие поведение.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- выявлена и обоснована сущность психологического подхода к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья, заключающаяся в развитии ценностного отношения личности к здоровью;
- определено, конкретизировано и обосновано содержание ряда психологических категорий (психологическая сущность, условия, механизм, средства развития), способствующих наиболее полному описанию процесса развития ценностного отношения личности к здоровью.
Практическая значимость исследования определяется тем, что:
- предлагаемая автором программа развития ценностного отношения к здоровью, включающая исходно-диагностический, содержательно-деятельностный, оценочно-результирующий и определяюще-перспективный компоненты, может быть включена в профессиональную подготовку студентов педагогического ВУЗа в составе курсов, изучаемых по выбору студента, а также адаптирована к использованию в практической деятельности учителей средних школ и в системе дополнительного профессионального образования;
- разработанные автором анкеты могут использоваться для изучения особенностей отношения личности к собственному здоровью;
- материалы исследования могут широко применяться в лекционных, практических курсах, при организации психологических тренингов по развитию ценностного отношения к здоровью, а также при создании комплексной модели процесса развития ценностного отношения к здоровью;
- положения, результаты и выводы исследования могут быть использованы при создании программ развития ценностного отношения к здоровью.
Положения, выносимые на защиту:
1. Психологическая сущность процесса развития ценностного отношения к здоровью заключается в многократном повторении последовательных изменений на уровне сознания и поведения личности:
- изменения в подструктурах сознания, определяющих поведение;
- изменение состояния организма на эмоциональном уровне;
- осознание собственного состояния и поиск его причин;
- позитивное изменение отношения к здоровью;
- позитивное изменение поведения личности с целью сохранения и укрепления здоровья;
- использование новых позитивных способов поведения;
- превращение новых способов поведения в привычные.
Механизмом развития ценностного отношения к здоровью является активная самостоятельная деятельность субъекта по разрешению противоречия между осознанием ценности здоровья и реальным поведением.
2. Внутриличностными условиями (значимыми обстоятельствами, влияющими на результат развития ценностного отношения к здоровью) выступают:
- потребности как форма связи организма с объектами и явлениями окружающего мира;
- индивидуальные характеристики как основа своеобразия реакции личности на воздействия извне;
- усвоенные нормы, ценности и эталоны как составляющие прошлого опыта, определяющие специфику исходного отношения личности к здоровью.
3. Средствами, способствующими развитию ценностного отношения к здоровью, являются направленные социальные воздействия, заключающиеся в предоставлении испытуемым значимой информации о здоровье. Критериями выбора содержания информации являются ее соответствие специфике потребности в здоровье данной группы испытуемых и возможность использования в будущей профессиональной деятельности. Способом, повышающим значимость получаемой информации, выступает активизация деятельности испытуемых, направленной на самопознание, рефлексию, расширение представлений о выбранной профессии, коллективное и индивидуальное творчество через использование интерактивных методов.
4. Реализация авторской программы развития ценностного отношения к здоровью, включающей исходно-диагностический, содержательно¬деятельностный, оценочно-контролирующий и определяюще-перспективный компоненты, позволяет добиваться значительного улучшения показателей ряда характеристик отношения к здоровью: сформированности основных понятий по проблеме исследования, сформированности умения планировать коррекционную деятельность, характера ценности здоровья, осознанности отношения к здоровью, позитивной активности в отношении здоровья.
Методологическую основу исследования составили:
- аксиологический подход к исследованию проблемы здоровья (К. С. Хруцкий), согласно которому исследование ценностных отношений представляет собой одно из приоритетных направлений ее разработки;
- комплексный подход (Б. Г. Ананьев, А. А. Деркач), определяющий ориентацию на единство изучения и развития ценностного отношения к здоровью;
- системный подход (Б. Ф. Ломов), позволяющий рассматривать ценностное отношение к здоровью как многомерную (существующую одновременно в разных системах измерения), многоуровневую категорию;
- субъектный подход (К.А. Альбуханова-Славская), исходя из которого человек (как субъект) способен превращать свою жизнедеятельность в предмет практического преобразования; принцип активности (как один из базовых в субъектном подходе), который предусматривает доминирующую роль личности в определении траектории развития отношения к здоровью;
- принципы детерминизма и развития (К.А. Альбуханова-Славская, С.Л. Рубинштейн), согласно которым внешняя детерминация развития ценностного отношения к здоровью (принимаемые социальные воздействия) опосредуется внутренней (внутриличностными условиями), определяющей индивидуальный характер данного процесса;
- теория потребностей П.В. Симонова, исходя из которой потребности человека (их индивидуальная композиция и внутренняя иерархия) определяют его личность, а, следовательно, могут быть рассмотрены как одно из внутри- личностных условий, влияющих на развитие ценностного отношения к здоровью;
- информационно-потребностный подход к решению проблемы здоровья (Г.К. Зайцев), согласно которому предоставляемая информация должна соответствовать специфике содержания потребности испытуемых в здоровье;
- положение о наличии сензитивных периодов (Г. Крайг, Д. Бокум), исходя из которого, в онтогенезе существуют возрастные периоды, в течение которых развитие ценностного отношения будет происходить наиболее эффективно;
- теории отношений, согласно которым отношение может быть рассмотрено как принцип изучения человека (В.М. Мясищев, Б.Г. Ананьев, А.А. Бода-лев); как подструктура сознания, определяющая поведение (М.Ю. Кондратьев, С.Д. Дерябо); как сложная, многоуровневая категория, имеющая определенную структуру (В.Н. Мясищев, А.Ф. Лазурский, С.Д. Дерябо, Г.С. Никифоров, Б.Ф. Ломов, В.М. Кабаева, Д.В. Колесов, Л.Н. Овчинникова и др.); как способный к развитию элемент субъективной реальности человека (С. Д. Дерябо, В.М. Мясищев, Г.К. Зайцев и соавторы).
Методы и организация исследования. В ходе выполнения данной работы использовались общенаучные (логический и аналитический), а также психологические методы (моделирование, сравнительно-сопоставительный и экспериментальный). При сборе информации преимущественно применялись анкетирование, самонаблюдение, методы психодиагностики (изучение самооценки, уровня притязаний, уровня субъективного контроля, мотивации к успеху и избеганию неудач). При обработке данных формирующего эксперимента использовался метод контент-анализа.
Исследование развития ценностного отношения студентов к здоровью проводилось поэтапно в течение 5-ти лет (с 2000 по 2004 годы). Экспериментальное исследование состояло из двух этапов: констатирующего и формирующего. В общей сложности при проведении эксперимента было задействовано 307 человек (237 студентов 1-3-го курсов и 70 учителей средних школ). В роли основной группы испытуемых выступили 150 студентов биолого¬химического факультета КГПУ имени К.Э. Циолковского.
На первом этапе (2000 г.) уточнялись подходы и позиции, на основании анализа литературы изучалась проблема, оценивалась ее актуальность, обосновывалась и формулировалась цель, определялись задачи, выдвигалась гипотеза исследования.
На втором этапе (2000-01 гг.) разрабатывалась теоретическая модель, отражающая психологическую сущность процесса развития ценностного отношения к здоровью, его условия, механизм и средства, осуществлялся выбор контингента исследования.
На третьем этапе (2001-2003 гг.) на основе предложенной модели была создана программа развития ценностного отношения к здоровью у студентов педагогического ВУЗа, разработаны ее конкретные компоненты: исходно-диагностический (констатирующий эксперимент), содержательно¬деятельностный (формирующий эксперимент), оценочно-контролирующий и определяюще-перспективный, проведена ее апробация (2002-2003 гг.).
На четвертом, заключительном этапе (2004 г.) проводились статистическая обработка, обобщение и систематизация данных исследования.
Достоверность данных, полученных в работе, обеспечивалась четкостью исходных методологических позиций, обоснованным применением метода статистической обработки данных, апробацией и оценкой внедрения полученных результатов.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования докладывались на Всероссийских научно-практических конференциях «Образование в России: медико-психологический аспект» (г. Калуга, 2002, 2003, 2004 гг.), на Международном конгрессе «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке» (г. Москва, 2004 г.). Основные результаты исследования обсуждались на заседаниях научно-практического семинара кафедры Психологии профессиональной деятельности и управления непрерывным педагогическим образованием Калужского государственного педагогического университета им.
К.Э. Циолковского (2002-2004 гг.) и на педагогическом совете в МОУ «Средняя школа №18» г. Калуги, где учитывались при составлении и реализации учебно-воспитательных планов по блоку «Здоровье».
Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, включающего 169 источника, из них 11 - на иностранных языках, приложения. Текст содержит 19 таблиц и 19 рисунков. Объем основного текста диссертации, включая список литературы, составляет 157 страниц.
Исследования ряда ученых (Белоконь А.В., Боровиковой М.П., Щербак С.Н., Щербака Н.П. и др.) показывают, что за последние 10 лет положи¬тельной динамики в здоровье детей и молодежи не наблюдается [16, 24, 153, 159]. В свою очередь медицина, призванная проявлять заботу о здоровье чело¬века, в современных условиях не способна преодолеть существующий кризис. Сегодня медицина рассматривает в качестве объекта уже больного человека, являясь медициной «болезней и симптомов». Цель такой медицины - снять объективно существующие симптомы. Подобный подход приводит к формированию «панацейной», «таблеточной» психологии [77]. Таким образом, проблема здоровья не просто существует, а как никогда актуальна.
В связи со сложившейся критической ситуацией обсуждаемая проблема должна быть заявлена как проблема сохранения (поддержания имеющегося уровня ресурсов организма) и укрепления (улучшения ресурсов организма) здоровья. Теоретический анализ состояния проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет выделить такие ее особенности как всеобъемлющий характер, высокая степень напряженности, непосредственное влияние на будущее человечества, отсутствие эффективных решений. Вышеописанная специфика проблемы здоровья привела к активному поиску путей ее решения, со стороны разных социальных институтов (в том числе и школы) и многочисленным по-пыткам научного обоснования.
Школа как социальный институт, охватывающий всех без исключения граждан в течение длительного промежутка времени, имеет широкие возможности для внедрения эффективных путей решения проблемы сохранения и укрепления здоровья. Однако на практике она выступает как кризисное для здоровья учащихся учреждение (Колбанов В.В., Тюмасева З.И. и другие), что, не в последнюю очередь, обусловлено недостаточной профессиональной подготовкой учителя к валеологической работе. В решении коллегии Министерства Образования РФ (февраль 2003 г.) отмечался низкий уровень готовности выпускников ВУЗов к обеспечению в школе условий для сохранения здоровья детей.
Тот факт, что здоровье человека на 40-50% зависит от образа жизни [75], то есть от поведения, указывает на необходимость рассмотрения проблемы здоровья как проблемы изменения поведения человека, то есть проблемы психологической. Поведение человека (в том числе и в области здоровья), по мнению М.Ю. Кондратьева и С.Д. Дерябо, определяется тремя подструктурами сознания: подструктурой знаний и представлений, стратегий и технологий, отношений. Современная система образования ориентирована на работу по развитию представлений о здоровье (часто сводимых к знаниям - информационный подход), а также работу по формированию стратегий и технологий в области здоровья (в лучшем случае сводимых к умениям и навыкам), а вот развитию «нужного» обществу отношения к здоровью внимания практически не уделяется. Вместе с тем, приобретаемые знания, представления, умения и навыки не способны на длительное время изменить поведение человека в области здоровья, если они не подкреплены соответствующим отношением. Именно от¬ношение определяет желание человека вести себя тем или иным образом.
В настоящее время окончательно нерешен вопрос о том, какое отношение к здоровью «нужно» обществу. Для обозначения такого отношения используют целый ряд терминов: «осознанное» (Кабаева В.М.), «ответственное» (Колесов Д.В.), «ценностное» (Зайцев Г.К. и др.) и другие (правильное, грамотное, рациональное, позитивное). Изучению проблемы ценностного отношения к здоровью посвящены исследования Зайцева Г.К., Овчинниковой Л.С., Водне- вой Е.В., Кучменко В.С., Беленова В.Н. и др.). Вместе с тем накопленный опыт изучения проблемы оставляет открытыми вопросы, касающиеся механизма психологических составляющих (внутриличностных условий и средств) развития ценностного отношения к здоровью. Решение поставленных вопросов является необходимым для эффективного осуществления процесса развития ценностного отношения к здоровью.
Таким образом, напряженность и отсутствие эффективных решений проблемы здоровья, недостаточная профессиональная подготовленность учителя к валеологической работе, отсутствие должного внимания к развитию ценностного отношения к здоровью в современном образовании, низкая освещенность вопросов, касающихся психологической сущности, механизмов, внутриличностных условий и средств развития ценностного отношения к здоровью, подтверждают актуальность настоящей работы.
Объект исследования - ценностное отношение к здоровью с позиций психологического подхода к решению проблемы его сохранения и укрепления.
Предмет исследования - психологические составляющие развития ценностного отношения к здоровью у студентов педагогического ВУЗа.
Цель исследования - определение психологических составляющих развития ценностного отношения к здоровью у студентов педагогического ВУЗа.
Гипотеза исследования. Психологическим механизмом развития ценностного отношения к здоровью является целенаправленная активная деятельность субъекта по преодолению противоречия между осознанием ценности здоровья и реальным поведением, опосредуемая внутриличностными условия¬ми и применяемыми средствами развития.
Гипотеза и цель исследования определили его задачи.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа литературных источников определить и обосновать психологическую сущность и механизм процесса развития ценностного отношения к здоровью.
2. Определить и обосновать внутриличностные условия, влияющие на результат развития ценностного отношения к здоровью.
3. Выявить средства, способствующие развитию ценностного отношения к здоровью.
4. Разработать программу развития ценностного отношения к здоровью у студентов педагогического ВУЗа и оценить её эффективность в ходе экспериментального исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- обоснована психологическая сущность процесса развития ценностного отношения к здоровью, представляющая собой совокупность многократно повторяющихся последовательных изменений на уровне сознания и поведения;
- описан один из центральных механизмов развития ценностного отношения к здоровью, состоящий в целенаправленной активной деятельности субъекта по разрешению противоречия между осознанием ценности здоровья и реальным поведением;
- определен ряд внутриличностных условий (система потребностей, индивидуальные характеристики, усвоенные нормы, эталоны и ценности), влияющих на результат развития ценностного отношения к здоровью;
- выявлены средства развития ценностного отношения к здоровью, под которым понимаются направленные социальные воздействия на подструктуры сознания, определяющие поведение.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- выявлена и обоснована сущность психологического подхода к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья, заключающаяся в развитии ценностного отношения личности к здоровью;
- определено, конкретизировано и обосновано содержание ряда психологических категорий (психологическая сущность, условия, механизм, средства развития), способствующих наиболее полному описанию процесса развития ценностного отношения личности к здоровью.
Практическая значимость исследования определяется тем, что:
- предлагаемая автором программа развития ценностного отношения к здоровью, включающая исходно-диагностический, содержательно-деятельностный, оценочно-результирующий и определяюще-перспективный компоненты, может быть включена в профессиональную подготовку студентов педагогического ВУЗа в составе курсов, изучаемых по выбору студента, а также адаптирована к использованию в практической деятельности учителей средних школ и в системе дополнительного профессионального образования;
- разработанные автором анкеты могут использоваться для изучения особенностей отношения личности к собственному здоровью;
- материалы исследования могут широко применяться в лекционных, практических курсах, при организации психологических тренингов по развитию ценностного отношения к здоровью, а также при создании комплексной модели процесса развития ценностного отношения к здоровью;
- положения, результаты и выводы исследования могут быть использованы при создании программ развития ценностного отношения к здоровью.
Положения, выносимые на защиту:
1. Психологическая сущность процесса развития ценностного отношения к здоровью заключается в многократном повторении последовательных изменений на уровне сознания и поведения личности:
- изменения в подструктурах сознания, определяющих поведение;
- изменение состояния организма на эмоциональном уровне;
- осознание собственного состояния и поиск его причин;
- позитивное изменение отношения к здоровью;
- позитивное изменение поведения личности с целью сохранения и укрепления здоровья;
- использование новых позитивных способов поведения;
- превращение новых способов поведения в привычные.
Механизмом развития ценностного отношения к здоровью является активная самостоятельная деятельность субъекта по разрешению противоречия между осознанием ценности здоровья и реальным поведением.
2. Внутриличностными условиями (значимыми обстоятельствами, влияющими на результат развития ценностного отношения к здоровью) выступают:
- потребности как форма связи организма с объектами и явлениями окружающего мира;
- индивидуальные характеристики как основа своеобразия реакции личности на воздействия извне;
- усвоенные нормы, ценности и эталоны как составляющие прошлого опыта, определяющие специфику исходного отношения личности к здоровью.
3. Средствами, способствующими развитию ценностного отношения к здоровью, являются направленные социальные воздействия, заключающиеся в предоставлении испытуемым значимой информации о здоровье. Критериями выбора содержания информации являются ее соответствие специфике потребности в здоровье данной группы испытуемых и возможность использования в будущей профессиональной деятельности. Способом, повышающим значимость получаемой информации, выступает активизация деятельности испытуемых, направленной на самопознание, рефлексию, расширение представлений о выбранной профессии, коллективное и индивидуальное творчество через использование интерактивных методов.
4. Реализация авторской программы развития ценностного отношения к здоровью, включающей исходно-диагностический, содержательно¬деятельностный, оценочно-контролирующий и определяюще-перспективный компоненты, позволяет добиваться значительного улучшения показателей ряда характеристик отношения к здоровью: сформированности основных понятий по проблеме исследования, сформированности умения планировать коррекционную деятельность, характера ценности здоровья, осознанности отношения к здоровью, позитивной активности в отношении здоровья.
Методологическую основу исследования составили:
- аксиологический подход к исследованию проблемы здоровья (К. С. Хруцкий), согласно которому исследование ценностных отношений представляет собой одно из приоритетных направлений ее разработки;
- комплексный подход (Б. Г. Ананьев, А. А. Деркач), определяющий ориентацию на единство изучения и развития ценностного отношения к здоровью;
- системный подход (Б. Ф. Ломов), позволяющий рассматривать ценностное отношение к здоровью как многомерную (существующую одновременно в разных системах измерения), многоуровневую категорию;
- субъектный подход (К.А. Альбуханова-Славская), исходя из которого человек (как субъект) способен превращать свою жизнедеятельность в предмет практического преобразования; принцип активности (как один из базовых в субъектном подходе), который предусматривает доминирующую роль личности в определении траектории развития отношения к здоровью;
- принципы детерминизма и развития (К.А. Альбуханова-Славская, С.Л. Рубинштейн), согласно которым внешняя детерминация развития ценностного отношения к здоровью (принимаемые социальные воздействия) опосредуется внутренней (внутриличностными условиями), определяющей индивидуальный характер данного процесса;
- теория потребностей П.В. Симонова, исходя из которой потребности человека (их индивидуальная композиция и внутренняя иерархия) определяют его личность, а, следовательно, могут быть рассмотрены как одно из внутри- личностных условий, влияющих на развитие ценностного отношения к здоровью;
- информационно-потребностный подход к решению проблемы здоровья (Г.К. Зайцев), согласно которому предоставляемая информация должна соответствовать специфике содержания потребности испытуемых в здоровье;
- положение о наличии сензитивных периодов (Г. Крайг, Д. Бокум), исходя из которого, в онтогенезе существуют возрастные периоды, в течение которых развитие ценностного отношения будет происходить наиболее эффективно;
- теории отношений, согласно которым отношение может быть рассмотрено как принцип изучения человека (В.М. Мясищев, Б.Г. Ананьев, А.А. Бода-лев); как подструктура сознания, определяющая поведение (М.Ю. Кондратьев, С.Д. Дерябо); как сложная, многоуровневая категория, имеющая определенную структуру (В.Н. Мясищев, А.Ф. Лазурский, С.Д. Дерябо, Г.С. Никифоров, Б.Ф. Ломов, В.М. Кабаева, Д.В. Колесов, Л.Н. Овчинникова и др.); как способный к развитию элемент субъективной реальности человека (С. Д. Дерябо, В.М. Мясищев, Г.К. Зайцев и соавторы).
Методы и организация исследования. В ходе выполнения данной работы использовались общенаучные (логический и аналитический), а также психологические методы (моделирование, сравнительно-сопоставительный и экспериментальный). При сборе информации преимущественно применялись анкетирование, самонаблюдение, методы психодиагностики (изучение самооценки, уровня притязаний, уровня субъективного контроля, мотивации к успеху и избеганию неудач). При обработке данных формирующего эксперимента использовался метод контент-анализа.
Исследование развития ценностного отношения студентов к здоровью проводилось поэтапно в течение 5-ти лет (с 2000 по 2004 годы). Экспериментальное исследование состояло из двух этапов: констатирующего и формирующего. В общей сложности при проведении эксперимента было задействовано 307 человек (237 студентов 1-3-го курсов и 70 учителей средних школ). В роли основной группы испытуемых выступили 150 студентов биолого¬химического факультета КГПУ имени К.Э. Циолковского.
На первом этапе (2000 г.) уточнялись подходы и позиции, на основании анализа литературы изучалась проблема, оценивалась ее актуальность, обосновывалась и формулировалась цель, определялись задачи, выдвигалась гипотеза исследования.
На втором этапе (2000-01 гг.) разрабатывалась теоретическая модель, отражающая психологическую сущность процесса развития ценностного отношения к здоровью, его условия, механизм и средства, осуществлялся выбор контингента исследования.
На третьем этапе (2001-2003 гг.) на основе предложенной модели была создана программа развития ценностного отношения к здоровью у студентов педагогического ВУЗа, разработаны ее конкретные компоненты: исходно-диагностический (констатирующий эксперимент), содержательно¬деятельностный (формирующий эксперимент), оценочно-контролирующий и определяюще-перспективный, проведена ее апробация (2002-2003 гг.).
На четвертом, заключительном этапе (2004 г.) проводились статистическая обработка, обобщение и систематизация данных исследования.
Достоверность данных, полученных в работе, обеспечивалась четкостью исходных методологических позиций, обоснованным применением метода статистической обработки данных, апробацией и оценкой внедрения полученных результатов.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования докладывались на Всероссийских научно-практических конференциях «Образование в России: медико-психологический аспект» (г. Калуга, 2002, 2003, 2004 гг.), на Международном конгрессе «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке» (г. Москва, 2004 г.). Основные результаты исследования обсуждались на заседаниях научно-практического семинара кафедры Психологии профессиональной деятельности и управления непрерывным педагогическим образованием Калужского государственного педагогического университета им.
К.Э. Циолковского (2002-2004 гг.) и на педагогическом совете в МОУ «Средняя школа №18» г. Калуги, где учитывались при составлении и реализации учебно-воспитательных планов по блоку «Здоровье».
Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, включающего 169 источника, из них 11 - на иностранных языках, приложения. Текст содержит 19 таблиц и 19 рисунков. Объем основного текста диссертации, включая список литературы, составляет 157 страниц.
В рамках исследования была затронута проблема, связанная с необходимостью развития ценностного отношения к здоровью у студентов педагогического ВУЗа, будущая профессия которых непосредственным образом связана с воспитанием подрастающего поколения. Напряженность и всеобъемлющий характер проблемы сохранения и укрепления здоровья, отсутствие эффективных путей ее решения, а также недостаточная изученность психологических составляющих процесса развития ценностного отношения к здоровью определили актуальность данного исследования.
В диссертационном исследовании была выявлена и обоснована психологическая сущность развития ценностного отношения к здоровью, описан один из центральных механизмов данного процесса, выявлены, обоснованы и экспериментально изучены его психологические составляющие (внутриличностные условия и средства развития). В ходе работы создана и апробирована практико-ориентированная программа развития ценностного отношения к здоровью, которая может быть включена в профессиональную подготовку студентов педагогического ВУЗа, а также адаптирована к использованию в практической деятельности учителей средних школ и в системе дополнительного профессионального образования.
По результатам диссертационного исследования сделаны следующие выводы:
1. В ходе теоретического анализа литературных источников установлено, что психологическая сущность процесса развития ценностного отношения к здоровью заключается в многократном повторении последовательных изменений на уровне сознания и поведения личности. А именно: изменения в под¬структурах сознания, определяющих поведение; изменение состояния организма на эмоциональном уровне; осознание собственного состояния и поиск его причин; позитивное изменение отношения к здоровью; позитивное изменение поведения в области здоровья; использование новых позитивных способов по¬ведения; превращение новых способов поведения в привычные. Механизмом развития ценностного отношения к здоровью является целенаправленная активная деятельность субъекта по преодолению противоречия между осознанием ценности здоровья и реальным поведением. Понимание психологической сущности и механизма изучаемого процесса позволило создать (определить компоненты программы, их задачи, содержание и методы) и реализовать про-грамму развития ценностного отношения к здоровью (определить частоту про-ведения занятий, сроки самонаблюдения, объем диагностических процедур), объяснить результаты ее использования (в первую очередь, отсутствие 100%- ного результата).
2. Определен ряд внутриличностных условий, влияющих на результат развития ценностного отношения к здоровью, а именно: индивидуальные характеристики как основа своеобразия реакции личности на воздействия извне; потребности как форма связи организма с объектами и явлениями окружающего мира; усвоенные нормы, ценности и эталоны как составляющие прошлого опыта, определяющие специфику исходного отношения личности к здоровью. Особое внимание уделено изучению системы индивидуальных характеристик (самооценки, уровня притязаний, уровня субъективного контроля, мотивации к избеганию неудач, мотивации к успеху) путем выявления центральной детерминанты отношения к здоровью. Установлено, что указанной детерминантой является уровень субъективного контроля личности. У испытуемых с разными значениями показателей уровня субъективного контроля (экстерналы, интерналы, группа «нормы») обнаружены отличия в проявлении других индивидуальных характеристик (самооценки, уровня притязаний, мотивации к избеганию неудач), а также в интенсивности позитивных изменений ряда характеристик подструктур сознания, определяющих поведение (осознанности отношения к здоровью, характера ценности здоровья). Полученные результаты подтверждают, что уровень субъективного контроля является одной из центральных детерминант процесса развития ценностного отношения к здоровью в системе индивидуальных характеристик личности, и позволяют сделать вывод о том, что подход к развитию ценностного отношения к здоровью у испытуемых с отличающимися значениями показателей уровня субъективного контроля должен быть различным. В качестве необходимого элемента содержания программы развития ценностного отношения к здоровью может быть рекомендовано создание и использование заданий, направленных на развитие представлений о внутренней (при работе с экстерналами) и внешней (при работе с интерналами) причинности событий.
3. В ходе анализа экспериментальных данных установлено, что выбранные средства развития ценностного отношения к здоровью (направленные социальные воздействия, заключающиеся в предоставлении испытуемым значимой информации о здоровье) приводят к позитивным изменениям характеристик подструктур сознания, определяющих поведение (подструктура знаний и представлений: сформированность основных понятий по проблеме исследования; подструктура стратегий и технологий: сформированность умения планировать коррекционную деятельность; подструктура отношений: осознанность отношения к здоровью, место здоровья в системе ценностей, характер ценности здоровья). Полученные данные подтверждают эффективность выбранных средств развития ценностного отношения к здоровью, а также свидетельствуют о действенности применяемого способа повышения значимости информации (активизация деятельности испытуемых, направленной на самопознании, рефлексию, расширение представлений о выбранной профессии, коллективное и индивидуальное творчество через использование интерактивных методов).
4. Анализ данных, полученных в ходе реализации разработанной автором программы развития ценностного отношения к здоровью у студентов педагогического ВУЗа, показал, что предлагаемая программа эффективна, поскольку позволяет добиваться улучшения показателей ряда характеристик отношения к здоровью (подструктура знаний и представлений: сформированность основных понятий по проблеме исследования; подструктура стратегий и технологий: сформированность умения планировать коррекционную деятельность, подструктура отношений: характер ценности здоровья, осознанность отношения к здоровью, позитивная активность в отношении здоровья.
Таким образом, выдвинутая гипотеза подтверждена, основные задачи решены. Однако настоящее исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы развития ценностного отношения к здоровью. Можно выделить ряд направлений дальнейшей разработки указанной проблемы:
- создание дескриптивной модели процесса развития ценностного отношения к здоровью и соответствующих ей эффективных программ, ориентированных на различные социальные группы;
- изучение процесса развития ценностного отношения к здоровью с позиции представлений о составляющих и образующих линиях развития;
- создание концепции развития валеологической культуры личности учителя и учащегося.
В диссертационном исследовании была выявлена и обоснована психологическая сущность развития ценностного отношения к здоровью, описан один из центральных механизмов данного процесса, выявлены, обоснованы и экспериментально изучены его психологические составляющие (внутриличностные условия и средства развития). В ходе работы создана и апробирована практико-ориентированная программа развития ценностного отношения к здоровью, которая может быть включена в профессиональную подготовку студентов педагогического ВУЗа, а также адаптирована к использованию в практической деятельности учителей средних школ и в системе дополнительного профессионального образования.
По результатам диссертационного исследования сделаны следующие выводы:
1. В ходе теоретического анализа литературных источников установлено, что психологическая сущность процесса развития ценностного отношения к здоровью заключается в многократном повторении последовательных изменений на уровне сознания и поведения личности. А именно: изменения в под¬структурах сознания, определяющих поведение; изменение состояния организма на эмоциональном уровне; осознание собственного состояния и поиск его причин; позитивное изменение отношения к здоровью; позитивное изменение поведения в области здоровья; использование новых позитивных способов по¬ведения; превращение новых способов поведения в привычные. Механизмом развития ценностного отношения к здоровью является целенаправленная активная деятельность субъекта по преодолению противоречия между осознанием ценности здоровья и реальным поведением. Понимание психологической сущности и механизма изучаемого процесса позволило создать (определить компоненты программы, их задачи, содержание и методы) и реализовать про-грамму развития ценностного отношения к здоровью (определить частоту про-ведения занятий, сроки самонаблюдения, объем диагностических процедур), объяснить результаты ее использования (в первую очередь, отсутствие 100%- ного результата).
2. Определен ряд внутриличностных условий, влияющих на результат развития ценностного отношения к здоровью, а именно: индивидуальные характеристики как основа своеобразия реакции личности на воздействия извне; потребности как форма связи организма с объектами и явлениями окружающего мира; усвоенные нормы, ценности и эталоны как составляющие прошлого опыта, определяющие специфику исходного отношения личности к здоровью. Особое внимание уделено изучению системы индивидуальных характеристик (самооценки, уровня притязаний, уровня субъективного контроля, мотивации к избеганию неудач, мотивации к успеху) путем выявления центральной детерминанты отношения к здоровью. Установлено, что указанной детерминантой является уровень субъективного контроля личности. У испытуемых с разными значениями показателей уровня субъективного контроля (экстерналы, интерналы, группа «нормы») обнаружены отличия в проявлении других индивидуальных характеристик (самооценки, уровня притязаний, мотивации к избеганию неудач), а также в интенсивности позитивных изменений ряда характеристик подструктур сознания, определяющих поведение (осознанности отношения к здоровью, характера ценности здоровья). Полученные результаты подтверждают, что уровень субъективного контроля является одной из центральных детерминант процесса развития ценностного отношения к здоровью в системе индивидуальных характеристик личности, и позволяют сделать вывод о том, что подход к развитию ценностного отношения к здоровью у испытуемых с отличающимися значениями показателей уровня субъективного контроля должен быть различным. В качестве необходимого элемента содержания программы развития ценностного отношения к здоровью может быть рекомендовано создание и использование заданий, направленных на развитие представлений о внутренней (при работе с экстерналами) и внешней (при работе с интерналами) причинности событий.
3. В ходе анализа экспериментальных данных установлено, что выбранные средства развития ценностного отношения к здоровью (направленные социальные воздействия, заключающиеся в предоставлении испытуемым значимой информации о здоровье) приводят к позитивным изменениям характеристик подструктур сознания, определяющих поведение (подструктура знаний и представлений: сформированность основных понятий по проблеме исследования; подструктура стратегий и технологий: сформированность умения планировать коррекционную деятельность; подструктура отношений: осознанность отношения к здоровью, место здоровья в системе ценностей, характер ценности здоровья). Полученные данные подтверждают эффективность выбранных средств развития ценностного отношения к здоровью, а также свидетельствуют о действенности применяемого способа повышения значимости информации (активизация деятельности испытуемых, направленной на самопознании, рефлексию, расширение представлений о выбранной профессии, коллективное и индивидуальное творчество через использование интерактивных методов).
4. Анализ данных, полученных в ходе реализации разработанной автором программы развития ценностного отношения к здоровью у студентов педагогического ВУЗа, показал, что предлагаемая программа эффективна, поскольку позволяет добиваться улучшения показателей ряда характеристик отношения к здоровью (подструктура знаний и представлений: сформированность основных понятий по проблеме исследования; подструктура стратегий и технологий: сформированность умения планировать коррекционную деятельность, подструктура отношений: характер ценности здоровья, осознанность отношения к здоровью, позитивная активность в отношении здоровья.
Таким образом, выдвинутая гипотеза подтверждена, основные задачи решены. Однако настоящее исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы развития ценностного отношения к здоровью. Можно выделить ряд направлений дальнейшей разработки указанной проблемы:
- создание дескриптивной модели процесса развития ценностного отношения к здоровью и соответствующих ей эффективных программ, ориентированных на различные социальные группы;
- изучение процесса развития ценностного отношения к здоровью с позиции представлений о составляющих и образующих линиях развития;
- создание концепции развития валеологической культуры личности учителя и учащегося.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Психологические составляющие развития ценностного отношения к здоровью у студентов педагогических вузов
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - Взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей личности студентов-программистов и их отношения к ценности «собственное здоровье»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5100 р. Год сдачи: 2024 - Методическое обеспечение ориентирования подростков на ценность «здоровье»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Внутренняя картина здоровья и отношение к учению у старшеклассников со сколиозом
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО
ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ УЧАЩИХСЯ ВОСЬМЫХ КЛАССОВ
НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Сравнительный анализ ценностно-смысловой сферы студентов педагогических вузов и бойцов студенческого отряда охраны правопорядка «Барс»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - Блог как средство формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Влияние организационной культуры учреждения на психологическое здоровье сотрудников
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2018



