Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Работа №28132

Тип работы

Диссертация

Предмет

психология

Объем работы174
Год сдачи2005
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
790
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования ценностного отношения к здоровью 12
1.1. Здоровье как базовая категория исследования 12
1.2. Сохранение и укрепление здоровья как проблема «отношения» 26
1.3. Ценностное отношение к здоровью: структура и развитие 42
Глава 2. Экспериментальное исследование ценностного отношения к здоровью у студентов 65
2.1. Программа развития ценностного отношения к здоровью 65
2.2. Описание контингента и методов исследования 71
2.3. Анализ данных констатирующего эксперимента 93
2.4. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 106
2.5. Анализ данных самонаблюдения и оценка эффективности
эксперимента 125
Заключение 138
Список литературы 142
Приложение


Актуальность. С начала 1990-ых годов здоровье населения России стало резко ухудшаться. К 1994 году значительно увеличилась заболеваемость сразу всеми основными болезнями: крови и кроветворных органов на 86%, мочеполовой системы - на 37%, органов кровообращения, пищеварения, нервной системы на 15-20%. Число вновь выявленных инфекционных больных выросло на 25%. Это привело к тому, что динамика смертности резко изменила предшествующую траекторию и направилась почти вертикально вверх. Ее уровень поднялся в полтора раза по сравнению с серединой 1980-ых годов. Пик подъема пришелся на 1994 год, составив 15,7 случаев на 1000 жителей [40].
Исследования ряда ученых (Белоконь А.В., Боровиковой М.П., Щербак С.Н., Щербака Н.П. и др.) показывают, что за последние 10 лет положи¬тельной динамики в здоровье детей и молодежи не наблюдается [16, 24, 153, 159]. В свою очередь медицина, призванная проявлять заботу о здоровье чело¬века, в современных условиях не способна преодолеть существующий кризис. Сегодня медицина рассматривает в качестве объекта уже больного человека, являясь медициной «болезней и симптомов». Цель такой медицины - снять объективно существующие симптомы. Подобный подход приводит к формированию «панацейной», «таблеточной» психологии [77]. Таким образом, проблема здоровья не просто существует, а как никогда актуальна.
В связи со сложившейся критической ситуацией обсуждаемая проблема должна быть заявлена как проблема сохранения (поддержания имеющегося уровня ресурсов организма) и укрепления (улучшения ресурсов организма) здоровья. Теоретический анализ состояния проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет выделить такие ее особенности как всеобъемлющий характер, высокая степень напряженности, непосредственное влияние на будущее человечества, отсутствие эффективных решений. Вышеописанная специфика проблемы здоровья привела к активному поиску путей ее решения, со стороны разных социальных институтов (в том числе и школы) и многочисленным по-пыткам научного обоснования.
Школа как социальный институт, охватывающий всех без исключения граждан в течение длительного промежутка времени, имеет широкие возможности для внедрения эффективных путей решения проблемы сохранения и укрепления здоровья. Однако на практике она выступает как кризисное для здоровья учащихся учреждение (Колбанов В.В., Тюмасева З.И. и другие), что, не в последнюю очередь, обусловлено недостаточной профессиональной подготовкой учителя к валеологической работе. В решении коллегии Министерства Образования РФ (февраль 2003 г.) отмечался низкий уровень готовности выпускников ВУЗов к обеспечению в школе условий для сохранения здоровья детей.
Тот факт, что здоровье человека на 40-50% зависит от образа жизни [75], то есть от поведения, указывает на необходимость рассмотрения проблемы здоровья как проблемы изменения поведения человека, то есть проблемы психологической. Поведение человека (в том числе и в области здоровья), по мнению М.Ю. Кондратьева и С.Д. Дерябо, определяется тремя подструктурами сознания: подструктурой знаний и представлений, стратегий и технологий, отношений. Современная система образования ориентирована на работу по развитию представлений о здоровье (часто сводимых к знаниям - информационный подход), а также работу по формированию стратегий и технологий в области здоровья (в лучшем случае сводимых к умениям и навыкам), а вот развитию «нужного» обществу отношения к здоровью внимания практически не уделяется. Вместе с тем, приобретаемые знания, представления, умения и навыки не способны на длительное время изменить поведение человека в области здоровья, если они не подкреплены соответствующим отношением. Именно от¬ношение определяет желание человека вести себя тем или иным образом.
В настоящее время окончательно нерешен вопрос о том, какое отношение к здоровью «нужно» обществу. Для обозначения такого отношения используют целый ряд терминов: «осознанное» (Кабаева В.М.), «ответственное» (Колесов Д.В.), «ценностное» (Зайцев Г.К. и др.) и другие (правильное, грамотное, рациональное, позитивное). Изучению проблемы ценностного отношения к здоровью посвящены исследования Зайцева Г.К., Овчинниковой Л.С., Водне- вой Е.В., Кучменко В.С., Беленова В.Н. и др.). Вместе с тем накопленный опыт изучения проблемы оставляет открытыми вопросы, касающиеся механизма психологических составляющих (внутриличностных условий и средств) развития ценностного отношения к здоровью. Решение поставленных вопросов является необходимым для эффективного осуществления процесса развития ценностного отношения к здоровью.
Таким образом, напряженность и отсутствие эффективных решений проблемы здоровья, недостаточная профессиональная подготовленность учителя к валеологической работе, отсутствие должного внимания к развитию ценностного отношения к здоровью в современном образовании, низкая освещенность вопросов, касающихся психологической сущности, механизмов, внутриличностных условий и средств развития ценностного отношения к здоровью, подтверждают актуальность настоящей работы.
Объект исследования - ценностное отношение к здоровью с позиций психологического подхода к решению проблемы его сохранения и укрепления.
Предмет исследования - психологические составляющие развития ценностного отношения к здоровью у студентов педагогического ВУЗа.
Цель исследования - определение психологических составляющих развития ценностного отношения к здоровью у студентов педагогического ВУЗа.
Гипотеза исследования. Психологическим механизмом развития ценностного отношения к здоровью является целенаправленная активная деятельность субъекта по преодолению противоречия между осознанием ценности здоровья и реальным поведением, опосредуемая внутриличностными условия¬ми и применяемыми средствами развития.
Гипотеза и цель исследования определили его задачи.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа литературных источников определить и обосновать психологическую сущность и механизм процесса развития ценностного отношения к здоровью.
2. Определить и обосновать внутриличностные условия, влияющие на результат развития ценностного отношения к здоровью.
3. Выявить средства, способствующие развитию ценностного отношения к здоровью.
4. Разработать программу развития ценностного отношения к здоровью у студентов педагогического ВУЗа и оценить её эффективность в ходе экспериментального исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- обоснована психологическая сущность процесса развития ценностного отношения к здоровью, представляющая собой совокупность многократно повторяющихся последовательных изменений на уровне сознания и поведения;
- описан один из центральных механизмов развития ценностного отношения к здоровью, состоящий в целенаправленной активной деятельности субъекта по разрешению противоречия между осознанием ценности здоровья и реальным поведением;
- определен ряд внутриличностных условий (система потребностей, индивидуальные характеристики, усвоенные нормы, эталоны и ценности), влияющих на результат развития ценностного отношения к здоровью;
- выявлены средства развития ценностного отношения к здоровью, под которым понимаются направленные социальные воздействия на подструктуры сознания, определяющие поведение.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- выявлена и обоснована сущность психологического подхода к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья, заключающаяся в развитии ценностного отношения личности к здоровью;
- определено, конкретизировано и обосновано содержание ряда психологических категорий (психологическая сущность, условия, механизм, средства развития), способствующих наиболее полному описанию процесса развития ценностного отношения личности к здоровью.
Практическая значимость исследования определяется тем, что:
- предлагаемая автором программа развития ценностного отношения к здоровью, включающая исходно-диагностический, содержательно-деятельностный, оценочно-результирующий и определяюще-перспективный компоненты, может быть включена в профессиональную подготовку студентов педагогического ВУЗа в составе курсов, изучаемых по выбору студента, а также адаптирована к использованию в практической деятельности учителей средних школ и в системе дополнительного профессионального образования;
- разработанные автором анкеты могут использоваться для изучения особенностей отношения личности к собственному здоровью;
- материалы исследования могут широко применяться в лекционных, практических курсах, при организации психологических тренингов по развитию ценностного отношения к здоровью, а также при создании комплексной модели процесса развития ценностного отношения к здоровью;
- положения, результаты и выводы исследования могут быть использованы при создании программ развития ценностного отношения к здоровью.
Положения, выносимые на защиту:
1. Психологическая сущность процесса развития ценностного отношения к здоровью заключается в многократном повторении последовательных изменений на уровне сознания и поведения личности:
- изменения в подструктурах сознания, определяющих поведение;
- изменение состояния организма на эмоциональном уровне;
- осознание собственного состояния и поиск его причин;
- позитивное изменение отношения к здоровью;
- позитивное изменение поведения личности с целью сохранения и укрепления здоровья;
- использование новых позитивных способов поведения;
- превращение новых способов поведения в привычные.
Механизмом развития ценностного отношения к здоровью является активная самостоятельная деятельность субъекта по разрешению противоречия между осознанием ценности здоровья и реальным поведением.
2. Внутриличностными условиями (значимыми обстоятельствами, влияющими на результат развития ценностного отношения к здоровью) выступают:
- потребности как форма связи организма с объектами и явлениями окружающего мира;
- индивидуальные характеристики как основа своеобразия реакции личности на воздействия извне;
- усвоенные нормы, ценности и эталоны как составляющие прошлого опыта, определяющие специфику исходного отношения личности к здоровью.
3. Средствами, способствующими развитию ценностного отношения к здоровью, являются направленные социальные воздействия, заключающиеся в предоставлении испытуемым значимой информации о здоровье. Критериями выбора содержания информации являются ее соответствие специфике потребности в здоровье данной группы испытуемых и возможность использования в будущей профессиональной деятельности. Способом, повышающим значимость получаемой информации, выступает активизация деятельности испытуемых, направленной на самопознание, рефлексию, расширение представлений о выбранной профессии, коллективное и индивидуальное творчество через использование интерактивных методов.
4. Реализация авторской программы развития ценностного отношения к здоровью, включающей исходно-диагностический, содержательно¬деятельностный, оценочно-контролирующий и определяюще-перспективный компоненты, позволяет добиваться значительного улучшения показателей ряда характеристик отношения к здоровью: сформированности основных понятий по проблеме исследования, сформированности умения планировать коррекционную деятельность, характера ценности здоровья, осознанности отношения к здоровью, позитивной активности в отношении здоровья.
Методологическую основу исследования составили:
- аксиологический подход к исследованию проблемы здоровья (К. С. Хруцкий), согласно которому исследование ценностных отношений представляет собой одно из приоритетных направлений ее разработки;
- комплексный подход (Б. Г. Ананьев, А. А. Деркач), определяющий ориентацию на единство изучения и развития ценностного отношения к здоровью;
- системный подход (Б. Ф. Ломов), позволяющий рассматривать ценностное отношение к здоровью как многомерную (существующую одновременно в разных системах измерения), многоуровневую категорию;
- субъектный подход (К.А. Альбуханова-Славская), исходя из которого человек (как субъект) способен превращать свою жизнедеятельность в предмет практического преобразования; принцип активности (как один из базовых в субъектном подходе), который предусматривает доминирующую роль личности в определении траектории развития отношения к здоровью;
- принципы детерминизма и развития (К.А. Альбуханова-Славская, С.Л. Рубинштейн), согласно которым внешняя детерминация развития ценностного отношения к здоровью (принимаемые социальные воздействия) опосредуется внутренней (внутриличностными условиями), определяющей индивидуальный характер данного процесса;
- теория потребностей П.В. Симонова, исходя из которой потребности человека (их индивидуальная композиция и внутренняя иерархия) определяют его личность, а, следовательно, могут быть рассмотрены как одно из внутри- личностных условий, влияющих на развитие ценностного отношения к здоровью;
- информационно-потребностный подход к решению проблемы здоровья (Г.К. Зайцев), согласно которому предоставляемая информация должна соответствовать специфике содержания потребности испытуемых в здоровье;
- положение о наличии сензитивных периодов (Г. Крайг, Д. Бокум), исходя из которого, в онтогенезе существуют возрастные периоды, в течение которых развитие ценностного отношения будет происходить наиболее эффективно;
- теории отношений, согласно которым отношение может быть рассмотрено как принцип изучения человека (В.М. Мясищев, Б.Г. Ананьев, А.А. Бода-лев); как подструктура сознания, определяющая поведение (М.Ю. Кондратьев, С.Д. Дерябо); как сложная, многоуровневая категория, имеющая определенную структуру (В.Н. Мясищев, А.Ф. Лазурский, С.Д. Дерябо, Г.С. Никифоров, Б.Ф. Ломов, В.М. Кабаева, Д.В. Колесов, Л.Н. Овчинникова и др.); как способный к развитию элемент субъективной реальности человека (С. Д. Дерябо, В.М. Мясищев, Г.К. Зайцев и соавторы).
Методы и организация исследования. В ходе выполнения данной работы использовались общенаучные (логический и аналитический), а также психологические методы (моделирование, сравнительно-сопоставительный и экспериментальный). При сборе информации преимущественно применялись анкетирование, самонаблюдение, методы психодиагностики (изучение самооценки, уровня притязаний, уровня субъективного контроля, мотивации к успеху и избеганию неудач). При обработке данных формирующего эксперимента использовался метод контент-анализа.
Исследование развития ценностного отношения студентов к здоровью проводилось поэтапно в течение 5-ти лет (с 2000 по 2004 годы). Экспериментальное исследование состояло из двух этапов: констатирующего и формирующего. В общей сложности при проведении эксперимента было задействовано 307 человек (237 студентов 1-3-го курсов и 70 учителей средних школ). В роли основной группы испытуемых выступили 150 студентов биолого¬химического факультета КГПУ имени К.Э. Циолковского.
На первом этапе (2000 г.) уточнялись подходы и позиции, на основании анализа литературы изучалась проблема, оценивалась ее актуальность, обосновывалась и формулировалась цель, определялись задачи, выдвигалась гипотеза исследования.
На втором этапе (2000-01 гг.) разрабатывалась теоретическая модель, отражающая психологическую сущность процесса развития ценностного отношения к здоровью, его условия, механизм и средства, осуществлялся выбор контингента исследования.
На третьем этапе (2001-2003 гг.) на основе предложенной модели была создана программа развития ценностного отношения к здоровью у студентов педагогического ВУЗа, разработаны ее конкретные компоненты: исходно-диагностический (констатирующий эксперимент), содержательно¬деятельностный (формирующий эксперимент), оценочно-контролирующий и определяюще-перспективный, проведена ее апробация (2002-2003 гг.).
На четвертом, заключительном этапе (2004 г.) проводились статистическая обработка, обобщение и систематизация данных исследования.
Достоверность данных, полученных в работе, обеспечивалась четкостью исходных методологических позиций, обоснованным применением метода статистической обработки данных, апробацией и оценкой внедрения полученных результатов.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования докладывались на Всероссийских научно-практических конференциях «Образование в России: медико-психологический аспект» (г. Калуга, 2002, 2003, 2004 гг.), на Международном конгрессе «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке» (г. Москва, 2004 г.). Основные результаты исследования обсуждались на заседаниях научно-практического семинара кафедры Психологии профессиональной деятельности и управления непрерывным педагогическим образованием Калужского государственного педагогического университета им.
К.Э. Циолковского (2002-2004 гг.) и на педагогическом совете в МОУ «Средняя школа №18» г. Калуги, где учитывались при составлении и реализации учебно-воспитательных планов по блоку «Здоровье».
Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, включающего 169 источника, из них 11 - на иностранных языках, приложения. Текст содержит 19 таблиц и 19 рисунков. Объем основного текста диссертации, включая список литературы, составляет 157 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках исследования была затронута проблема, связанная с необходимостью развития ценностного отношения к здоровью у студентов педагогического ВУЗа, будущая профессия которых непосредственным образом связана с воспитанием подрастающего поколения. Напряженность и всеобъемлющий характер проблемы сохранения и укрепления здоровья, отсутствие эффективных путей ее решения, а также недостаточная изученность психологических составляющих процесса развития ценностного отношения к здоровью определили актуальность данного исследования.
В диссертационном исследовании была выявлена и обоснована психологическая сущность развития ценностного отношения к здоровью, описан один из центральных механизмов данного процесса, выявлены, обоснованы и экспериментально изучены его психологические составляющие (внутриличностные условия и средства развития). В ходе работы создана и апробирована практико-ориентированная программа развития ценностного отношения к здоровью, которая может быть включена в профессиональную подготовку студентов педагогического ВУЗа, а также адаптирована к использованию в практической деятельности учителей средних школ и в системе дополнительного профессионального образования.
По результатам диссертационного исследования сделаны следующие выводы:
1. В ходе теоретического анализа литературных источников установлено, что психологическая сущность процесса развития ценностного отношения к здоровью заключается в многократном повторении последовательных изменений на уровне сознания и поведения личности. А именно: изменения в под¬структурах сознания, определяющих поведение; изменение состояния организма на эмоциональном уровне; осознание собственного состояния и поиск его причин; позитивное изменение отношения к здоровью; позитивное изменение поведения в области здоровья; использование новых позитивных способов по¬ведения; превращение новых способов поведения в привычные. Механизмом развития ценностного отношения к здоровью является целенаправленная активная деятельность субъекта по преодолению противоречия между осознанием ценности здоровья и реальным поведением. Понимание психологической сущности и механизма изучаемого процесса позволило создать (определить компоненты программы, их задачи, содержание и методы) и реализовать про-грамму развития ценностного отношения к здоровью (определить частоту про-ведения занятий, сроки самонаблюдения, объем диагностических процедур), объяснить результаты ее использования (в первую очередь, отсутствие 100%- ного результата).
2. Определен ряд внутриличностных условий, влияющих на результат развития ценностного отношения к здоровью, а именно: индивидуальные характеристики как основа своеобразия реакции личности на воздействия извне; потребности как форма связи организма с объектами и явлениями окружающего мира; усвоенные нормы, ценности и эталоны как составляющие прошлого опыта, определяющие специфику исходного отношения личности к здоровью. Особое внимание уделено изучению системы индивидуальных характеристик (самооценки, уровня притязаний, уровня субъективного контроля, мотивации к избеганию неудач, мотивации к успеху) путем выявления центральной детерминанты отношения к здоровью. Установлено, что указанной детерминантой является уровень субъективного контроля личности. У испытуемых с разными значениями показателей уровня субъективного контроля (экстерналы, интерналы, группа «нормы») обнаружены отличия в проявлении других индивидуальных характеристик (самооценки, уровня притязаний, мотивации к избеганию неудач), а также в интенсивности позитивных изменений ряда характеристик подструктур сознания, определяющих поведение (осознанности отношения к здоровью, характера ценности здоровья). Полученные результаты подтверждают, что уровень субъективного контроля является одной из центральных детерминант процесса развития ценностного отношения к здоровью в системе индивидуальных характеристик личности, и позволяют сделать вывод о том, что подход к развитию ценностного отношения к здоровью у испытуемых с отличающимися значениями показателей уровня субъективного контроля должен быть различным. В качестве необходимого элемента содержания программы развития ценностного отношения к здоровью может быть рекомендовано создание и использование заданий, направленных на развитие представлений о внутренней (при работе с экстерналами) и внешней (при работе с интерналами) причинности событий.
3. В ходе анализа экспериментальных данных установлено, что выбранные средства развития ценностного отношения к здоровью (направленные социальные воздействия, заключающиеся в предоставлении испытуемым значимой информации о здоровье) приводят к позитивным изменениям характеристик подструктур сознания, определяющих поведение (подструктура знаний и представлений: сформированность основных понятий по проблеме исследования; подструктура стратегий и технологий: сформированность умения планировать коррекционную деятельность; подструктура отношений: осознанность отношения к здоровью, место здоровья в системе ценностей, характер ценности здоровья). Полученные данные подтверждают эффективность выбранных средств развития ценностного отношения к здоровью, а также свидетельствуют о действенности применяемого способа повышения значимости информации (активизация деятельности испытуемых, направленной на самопознании, рефлексию, расширение представлений о выбранной профессии, коллективное и индивидуальное творчество через использование интерактивных методов).
4. Анализ данных, полученных в ходе реализации разработанной автором программы развития ценностного отношения к здоровью у студентов педагогического ВУЗа, показал, что предлагаемая программа эффективна, поскольку позволяет добиваться улучшения показателей ряда характеристик отношения к здоровью (подструктура знаний и представлений: сформированность основных понятий по проблеме исследования; подструктура стратегий и технологий: сформированность умения планировать коррекционную деятельность, подструктура отношений: характер ценности здоровья, осознанность отношения к здоровью, позитивная активность в отношении здоровья.
Таким образом, выдвинутая гипотеза подтверждена, основные задачи решены. Однако настоящее исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы развития ценностного отношения к здоровью. Можно выделить ряд направлений дальнейшей разработки указанной проблемы:
- создание дескриптивной модели процесса развития ценностного отношения к здоровью и соответствующих ей эффективных программ, ориентированных на различные социальные группы;
- изучение процесса развития ценностного отношения к здоровью с позиции представлений о составляющих и образующих линиях развития;
- создание концепции развития валеологической культуры личности учителя и учащегося.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. ВУЗов.- М.: Изд. центр «Академия», 1999.- 672 с.
2. Акмеология: Учебное пособие / А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин.- СПб.: Питер, 2003.- 256 с.
3. Алкоголь и здоровье населения России, 1900-2000: Материалы Всерос. форума по политике в обл. обществ. здоровья «Алкоголь и здоровье» / Под ред. А.К. Демина. - М.: Росс. ассоц. обществ. здоровья, 1998.- 400 с.
4. Альбуханова-Славская К.А. Стратегия жизни.- М.: Мысль, 1991.- 306 с.
5. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова.- М.: Педагогика, 1980.- Т.1- 230 с.- Т.2.- 287 с.
6. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья.- СПб.: Балтийская Педагогическая академия, 1998.- 148 с.
7. Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровья человека.- СПб.: МГП «Петрополис», 1992.- 123 с.
8. Апанасенко Г.Л., Казакевич В.К., Коровина Л.Д. Уровень соматического здоровья, его связь с физическим развитием и прогнозирование заболеваемости подростков // Валеология.- 2003.- №1.- С. 19-24.
9. Асеев В.Г. Личность и значимость побуждений / РАН, институт психологии.- М., 1993.- 223 с.
10. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии: нейропсихологический подход // Вопросы психологии.- 2001.- №4.- С. 101-110.
11. Баевский Р.М., Кириллов О.И., Клеукин С.З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе.- М.: Наука, 1984.- 221 с.
12. Бароненко В.А. Концептуальный подход к проблеме культуры здоровья // Валеология.- 2002.- №3.- С. 74-77
13. Басалаева Н.М., Савкин В.М. Здоровье нации: стратегия и тактика // Валеология.- 1996.- №2.- С. 35-37.
14. Бездухов В.П., Бездухов А.В. Ценностный подход к формированию педагогической направленности студента - будущего учителя.- Самара: Изд- во СамГПУ, 2000.- 185 с.
15. Беленов В.Н. Формирование ценностного отношения старшеклассников к здоровью в процессе физического воспитания: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 Самара, 2000.- 163 с.
16. Белоконь А.В., Кураев Г.А., Морозова Г.И. Анализ состояния проблемы сохранения здоровья ВУЗов Южного федерального округа // Валеология.- 2002.- №2.- С. 6-10.
17. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.- М.: Прогресс, 1986.- 422 с.
18. Бехтерев В.М. Мозг и его деятельность / Под ред. А.В. Гервера.- М.- Л.: Гос. изд-во, 1928.- 327 с.
19. Блонский П.Г. Память и мышление.- СПб: Питер, 2001.- 287 с.
20. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Введение в акмеологию.- Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2001.- 145 с.
21. Бодалев А.А. Воспитание и акме (к проблеме структурно-содержательной характеристики развития способности, возможности и действительности акме в онтогенезе) // Мир психологии.- 2000.- №3.- С. 253-260.
22. Бодалев А.А. Психология общения: избранные психологические труды.- М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «Мо- дэк», 2002.- 256 с.
23. Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1976. - т. 24. - кн. 1. - 608 с.
24. Боровикова М.П., Агеева Г.В., Темникова Е.И., Антонов А.Ф. Состояние здоровья школьников Калужской области // IX Всероссийская научно-практическая конференция «Образование в России: медико-психологический аспект»: материалы конференции.- Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолков-ского, 2004, с. 5-10.
25. Бундзен П.В., Баландин В.И., Евдокимова О.М., Загранцев В.В. Современные технологии валеометрии и укрепление здоровья населения // Теория и практика физической культуры.- 1998.- №9.- С. 7-11.
26. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающей среды в системе общего образования // Валеология.- 2004.- №1.- С. 21-25.
27. Валеология человека: Здоровье - любовь - красота. В 5 томах / Валеологический семинар академика В.П. Петленко.- СПб.: Изд-во «Петроград¬ский и К», 1996.- Т. 1.- 281 с.
28. Валеология: Сб. науч. тр. / Дальневосточное отделение РАН, Тихоокеанский океанол. ин-т. Отв. ред. И.И. Брехман. Вып. 1.- СПб: Наука, 1993.¬267 с.
29. Вальцев В.В., Балыкин М.В., Бондарь С.Б., Писанец А.Г. Просветительская работа среди педагогов как неотъемлемый элемент системы валеологического образования // Материалы 2-ой Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы валеологии в образовании».- Липецк: Липецкий госпедуниверситет, 1999.- С. 38-39.
30. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки.- М.: Академия, 2001.- 462 с.
31. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека.- М.: Изд-во МГУ, 1990.- 288 с.
32. Воднева Е.В. Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 Смоленск, 2003.- 207 с.
33. Волынская Е.В. Валеологическая подготовка учителя // Материалы 2-й межрегион. научно-практ. конф. «Здоровье ребенка и пути его формирования и защиты».- Липецк: Изд-во ЛГПУ, 2000.- С. 30-32.
34. Воронцов И.М. К обоснованию некоторых общеметодологических и частных подходов для формирования валеологических концепций в педиатрии и педологии // Методология и идеология педиатрии: Сборник научных трудов.- СПб., 1991.- С. 5-27.
35. Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М.: Педагогика, 1991.¬467 с.
36. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры.- СПб.: Изд-во СПГУ, 1996.- 148 с.
37. Гаркави Л.Х., Квакина Т.С., Кузьменко Е.Б. Антистрессорные реакции и активационная терапия. Реакция активации как путь к здоровью через процессы самоорганизации.- М.: Имедис, 1998.- 655 с.
38. Гревцова Е.А., Буробина Л.Н., Николаева А.Д. Формирование здорового образа жизни будущего учителя // IX Всероссийская научно-практическая конференция «Образование в России: медико-психологический аспект»: материалы конференции.- Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2004, с. 113-115.
39. Гридусова Н.А. Информационная теория эмоций П.В. Симонова // Психологические механизмы регуляции активности личности: Сборник научных трудов. Ч.1.- Новосибирск: Новосиб. гос. пед. ун-т, 2001.- С. 123-127
40. Гундаров И. А. Духовное неблагополучие и демографическая катастрофа // Общественные науки и современность. - №5. - 2001. - С. 58-65.
41. Гуров В.И., Истомина Ю.Н. Школьная тревожность и заболеваемость первоклассников при развивающем обучении // Материалы VII Всероссий¬ской научно-практической конференции «Образование в России: медико-психологический аспект».- Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2002.- С. 60-63.
42. Данилова Г.И. О возрастной динамике состояния здоровья педагогов Ростовской области // Валеология.-2002.- №1.- С. 42-46.
43. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания.- М.: Моск. психолого-социальный институт, 1999.- 310 с.
44. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология.- Ростов н/Д: Феникс, 1996.- 469 с.
45. Дичковский Л.И., Павлова И.А. Санитарно-техническое состояние муниципальных образовательных учреждений и влияние условий обучения на здоровье детского населения г. Калуги // Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции «Образование в России: медико-психологический аспект».- Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2002.- С. 68-70.
46. Ершова Н.Г. Методические аспекты психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в период адаптации студентов к обучению в высшей школе // Теория и практика физической культуры.- 2000.- №5.- С. 14-17.
47. Журавишкина Е.Г., Неделяева А.В., Кузнецова И.А. О некоторых аспектах адаптационного процесса у учащейся молодежи // Материалы VII Всерос-сийской научно-практической конференции «Образование в России: медико-психологический аспект».- Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского,2002.- С. 82-84.
48. Журавлев А.Л. Социально-психологические проблемы управления // Прикладные проблемы социальной психологии: Сб. ст. АН СССР.- М.: МГУ, 1983.- 296 с.
49. Журавлева В.И. Явление переориентации в жизненных планах поступающих в ВУЗы // Высшее образование в жизненных планах молодежи.- М., 1975.
50. Журавлева И.В. Здоровье подростков: социологический анализ.- М.: Изд- во института социологии РАН, 2002.- 240 с.
51. Журавлева Н.С. Восприятие здоровья студентами и их родителями // Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции «Образо-вание в России: медико-психологический аспект».- Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2002.- С. 85-86.
52. Зайцев А. К. Философия космического сознания. - Калуга: Эйдос, 2001.¬145 с.
53. Зайцев Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей.- СПб.: Детство-пресс, 2001.- 112 с.
54. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье: Регуляция психики.- СПб.: Детство-Пресс, 2000.- 96 с.
55. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье: Укрепление организма.- СПб.: Детство-Пресс, 1997.- 112 с.
56. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье: Формирование сексуальности.- СПб.: Детство-Пресс, 2000.- 72 с.
57. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г., Брадик Г.М. Валеология подростков: Дополнительное образование школьников 5-8 классов.- СПб: Детство-Пресс, 2000.- 80 с.
58. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г., Хаптанова Т.Г. Половое воспитание подростков: ценностное отношение к здоровью // Вопросы психологии.- 2001.- №3.- С.33-40.
59. Заруба Н.А., Никифорова О.А. Система коррекционно-развивающих мероприятий как элемент валеологизации учебного процесса // Физиология и психофизиология мотиваций.- 1999.- №3.- с. 115-117.
60. Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б., Мазур Е.С. Саморегуляция поведения в норме и патологии // Психологический журнал.- 1989.- №2 (т. 10).
61. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.- 178 с.
62. Игнатькова С.А., Филиппова А.Г., Артюнина Г.П. Орлова Л.С., Вангородский С.Н., Мельников И.Е. Состояние здоровья и образ жизни студентов // IX Всероссийская научно-практическая конференция «Образование в Рос-сии: медико-психологический аспект»: материалы конференции.- Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2004, с. 121-122.
63. Изард К.Э. Психология эмоций / Пер. с англ.- СПб: Издательство «Питер», 2000.- 464 с.
64. Изучение личности школьника: Методические рекомендации / Сост.: А.Э. Штейнмец.- Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 1992.- 22 с.
65. Использование психолого-педагогических знаний в практической деятельности учителя / Под ред. Г.С. Сухобской, П.М. Божко, В.Н. Козцева.- М.: Педагогика, 1983.- 236 с.
66. Кабаева В.М. Организация психолого-педагогического исследования осознанного отношения подростков к собственному здоровью: Методические рекомендации для педагогов-психологов.- М.: АПКиПРО, 2002.¬56 с.
67. Кабаева В.М. Формирование осознанного отношения к собственному здоровью у подростков : Автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 М.: 2002.- 31 с.
68. Каган М.С. Философская теория ценности.- СПб., 1997.- 205 с.
69. Казакова Н.Е. Роль образования в преодолении амбивалентности ценностных ориентаций // Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции «Образование в России: медико-психологический аспект».- Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2003.- С. 121-123.
70. Казин Э.М., Заруба Н.А. Методологические и организационные основы проблемы формирования здоровья в системе образования промышленного региона // Валеология.- 1996.- №1.- С. 28-34
71. Казин Э.М., Федоров А.И., Петухов С.И. Проблема сохранения здоровья и развития учащихся в системе образования в условиях ее модернизации (на примере Кузбасса) // Валеология.- 2002.- №2.- С. 10-15
72. Кириченко А.В. Современные психологические технологии влияния на личность в профессиональных целях / Научн. ред. А.А. Деркач.- Минск: Тесей, 2003.- 224 с.
73. Колбанов В.В. Саморегуляция на основе биологической обратной связи как средство повышения психо-эмоциональной устойчивости человека // Валеология.- 2002.- №2.- С. 27-29.
74. Колесов Д.В. Здоровье через образование // Биология в школе.- 2000.- №2.- С. 20-22.
75. Кондратьев М.Ю., Дерябо С.Д. Психологические рекомендации по усвоению программы «Здоровье» // Школа здоровья.- 2000.- №4.- С. 22-27.
76. Кондратьева С.В. Психолого-педагогические аспекты проблемы понимания людьми друг друга // Психология межличностного познания: Сб. ста¬тей / Под ред. А.А. Бодалева.- М.: Педагогика, 1981.- с. 158-174.
77. Коновалов В. Кризис медицины на рубеже XX-XXI веков и пути его преодоления // Человек.- 1996.- №1.- С. 106-119.
78. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития.- СПб.: Питер, 2004.- 940 с.
79. Куликов В.П. Трехмерная модель здоровья. Сантивность и пативность // Валеология.- 2000.- №1.- С. 15-21.
80. Культура - человек - философия: К проблеме интеграции и развития // Вопросы философии.- 1982.- №1.- С. 34-35
81. Кучменко В.С. Решение проблемы формирования ценностного отношения школьников к здоровью в педагогической теории и практике: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 Москва, 2003.- 144 с.
82. Кывырялг А.А. Вопросы методики педагогических исследований. В 2 ч.- Таллинн: Валгус, 1971.- Ч.1.- 134 с.- Ч.2.- 227 с.
83. Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Книга первая. Система полевой саморегуляции.- СПб: Академия парапсихологии, 1996.- 160 с.
84. Лазурский А.Ф. Классификация личностей / Сост. К.В. Сельченок.- Мн.: Харвест.- М.: АСТ, 2002.- 592 с.
85. Левада Ю.А. «Человек советский» десять лет спустя // ВЦИОМ. Мониторинг общественного мнения.- 1999.- №3.
86. Леви Л. Определения и концептальные аспекты охраны здоровья в связи с работой // Психологические факторы и охрана здоровья.- Женева: ВОЗ, 1989.- С. 18-22
87. Леонгард К. Акцентуированные личности.- Киев: Вища школа, 1981.¬324 с.
88. Леонова А.Б. Психологические средства оценки и регуляции функциональных состояний человека: Автореф. дис. ... докт. псих. Наук. - М.: МГУ, 1989.- 41 с.
89. Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности.- М., 1981.- 346 с.
90. Лисицин Ю.П. Здоровье населения и современные теории медицины.- М.: Медицина, 1982.- 328 с.
91. Лихтерман Л. Б. Время и пациенты: Записки невропатолога. - Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1985.- 132 с.
92. Лукина С.Ф., Копосова Т.С. Адаптивные возможности детей, обучающих¬ся по разным образовательным программам // Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции «Образование в России: медико-психологический аспект».- Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2003.- С. 188-190.
93. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя.- М.: Просвещение, 1985.¬278 с.
94. Маджуга А.Г., Мамадияров М.Д., Ткаченко С.В. Формирование валеологической культуры в контексте совместно-диалогической здравотворческой деятельности субъектов образовательного процесса // Валеология.-
2003. - №12.- С. 58-61.
95. Маликова Р.Н., Акимова Е.А. Педагогическая практика. Учебно-методическое пособие.- Калуга: Изд-во КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2000.- 126 с.
96. Маркова А.К. Психология труда учителя.- М.: Просвещение, 1993.- 190 с.
97. Мартынова Н.М. Критический анализ методологии изучения и оценки здоровья человека // Философские науки.- 1991.- №2.- С. 74-82.
98. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию.- М.: Моск. психолого-социальный институт; Флинта, 1997.- 240 с.
99. Медведев Р. Катастрофа здоровья нации // Фармация.- 1997.- №6(57).¬304 с.
100. Медицинская валеология // Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова.- Ростов н/Д: Феникс, 2000.- 243 с.
101. Мельник Ю.И. Психология здоровья // Журнал прикладной психологии.- 2000.- №3.- С. 11-14.
102. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов.- М.: Наука, 1999.- 349 с.
103. Митина Л. М. Формирование профессионального самосознания учителя // Советская педагогика.- 1989.- №12.- С. 36-39.
104. Муздыбаев К. Психология ответственности / Под ред. В.Е. Семенова.- Л.: Наука, 1983.- 240 с.
105. Мурзабеков Г.И. Психологические механизмы отношения государственных служащих к здоровью: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13.- Москва, 1998.- 102 с.
106. Мясищев В.Н. Психологические отношения: избранные психологические труды / Под ред. А.А. Бодалева.- М.: Изд-во института практич. психологии; Воронеж: НПО «Модэк», 1995.- 356 с.
107. Нистрян Д. Х. Некоторые вопросы человека в условиях научно-технического прогресса // Здоровый образ жизни. Социально¬философские и медико-биологические проблемы.- Кишинев, 1991.- с.40¬63.
108. Овчинникова Л.Н. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у будущего педагога: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 Екатеринбург, 2003.- 194 с.
109. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал.- 2001.- т. 22.- С. 90-101.
110. Осипов В.П. Вопросы нормы и патологии в психиатрии // Невропатология и психиатрия.- 1939.- Т.8. (Вып. 1).- С. 3-19
111. Основы вузовской педагогики / Под ред. Н.В. Кузьминой.- Л.: ЛГУ, 1973.- 267 с.
112. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.- СПб.: Питер, 1998.- 705 с.
113. Основы психологии: Практикум / Под ред. Л.Д. Столяренко.- Ростов н/Д.: Феникс, 2001.- 704 с.
114. Палеев Г.И. О возрастной динамике состояния здоровья педагогов Ростовской области // Валеология.- 2002.- №1.- С. 42-46.
115. Панина Т.С., Вашлаева Л.П. О подготовке педагогов-валеологов в системе повышения квалификации // Актуальные проблемы валеологии в образовании: Материалы 1 Всероссийской научно-практической конференции.- М.: Изд-во АПКиПРО, 1997.- С. 22-27.
116. Прийма Г.Я., Карташев Н.Н., Лапина З.М. Руководство к занятиям по кур¬су физиологии человека и животного.- М.: Просвещение, 1969.- 136 с.
117. Психология здоровья: Учебник для ВУЗов / Под ред. Г.С. Никифорова.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000.- 504 с.
118. Психология и педагогика развития личности: Монография / Под ред. Е.Н. Шлянова и др.- М.: Илекса, 2002.- 568 с.
119. Психология развития / Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова и др. Под ред. Т.Д. Марцинковской.- М.: Изд. центр «Академия», 2001.¬352 с.
120. Репьева И. Дорога к здоровью длинна // Учительская газета.- 2003.- №2.- С. 7.
121. Романова Т.П. Место и содержание работы классного руководителя в обеспечении здоровья школьников // Материалы 2-й межрегиональной научно-практической конференции «Здоровье ребенка и пути его формирования и защиты».- Липецк: ЛГПУ, 2000.- С. 104-105.
122. Ротенберг В.С., Бонпаренко С.М. Мозг, обучение и здоровье.- М.: Педагогика, 1989.- 298 с.
123. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.- М.: Педагогика, 1976.¬308 с.
124. Самарина О.В. Особенности состояния здоровья и резервных возможностей детей в условиях техногенного обучения // Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции «Образование в России: ме- дико-психологический аспект».- Калуга: КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2002.- С. 194-196.
125. Самойлова И.Р. К вопросу о формировании понятия «Здоровый образ жизни» // Материалы региональной научно-практической конференции «Проблемы преподавания безопасности жизнедеятельности для учреждений образования».- Калуга, 2000.- С. 46-47.
126. Семенов В. С. Культура и развитие человека // Вопросы философии.- 1982.- №1.- С. 34-53.
127. Симонов П.В. Мотивированный мозг: Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии.- М.: Наука, 1987.- 266 с.
128. Симонов П.В. Созидающий мозг: Нейробиологические основы творчества.- М.: Наука, 1993. - С. 112
129. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе.- М.: Школьная пресса, 2000.- 416 с.
130. Смирнов И.Н. Здоровье человека как философская проблема // Вопросы философии.- 1985.- №7.- С 83-93.
131. Соловейчик С. Л. Педагогика для всех.- М.: Изд-во «Первое сентября», 2000.- 496 с.
132. Сревцова Е. А. Медицинские и социально-педагогические аспекты труда учителя общеобразовательной школы // Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции «Образование в России: медико-психологический аспект».- Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2002.- С. 58-60.
133. Сущенко Т.В. Здоровье как жизненная ценность руководителя образовательного учреждения : Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01, 19.00.07 Москва, 2002.- 142 с.
134. Текутов П.Ф. Практикум по физиологии человека и животного.- М.: Гос-нное учебно-педагогич. изд-во МП РСФСР, 1962.- 231 с.
135. Толковый словарь русского языка 80000 слов и фразеол. выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова; Рос. акад. наук, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова.- М.: Азбуковник, 1997.- 939 с.
136. Торохова Е.Н. Валеология: Словарь.- М.: Флинта: Наука, 1999.- 248 с.
137. Трещева О.Л. Системная организация валеологического образования школьников // Теория и практика физической культуры.- 1997.- №8.- С. 22-27.
138. Тюмасева З. И. Готовность выпускников педвузов к оздоровительной работе в школе - как научная проблема и практика педвузовского образования // Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции «Образование в России: медико-психологический аспект».- Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2003.- С. 295-299.
139. Тюмасева З.И. Объективные и субъективные основания здоровья и оздоровление, или Валеология как фактор самооздоровления биоэко- социальных систем // Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции «Образование в России: медико-психологический аспект».- Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2002.- С. 224-227.
140. Узнадзе Д.Н. Психология установки.- СПб.: Питер, 2001.- 416 с.
141. Физиология центральной нервной системы и сенсорных систем. Хрестоматия. / Сост. Г.Е. Россолино, И.А. Москвина-Тарханова, Л.Б. Рыбалов.- М.: Московский психолого-социальный институт, 1999.- 576 с.
142. Фролов И.Т. , Гуревич П.С. Человековедение // Человек.- 1994.- №6.- С.10
143. Хруцкий, Константин Станиславович. Аксиологический подход в современной валеологии: Дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13.- Великий Новгород, 2000.- 170 с.
144. Хруцкий, Константин Станиславович. Аксиологический подход в современной валеологии: Автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13.- Великий Новгород, 2000.- 25 с.
145. Ценностное сознание личности в период преобразования общества: Сбор-ник статей / Ред. Дорофеев Е. Д. и др.- М.: Изд-во Института психологии РАН, 1997.- 95 с.
146. Чайников С.А. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни педагогов высшей школы в условиях Кольского Севера: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 Мурманск, 2004.- 160 с.
147. Чайнова Л.Д. Функциональные состояния и функциональный комфорт / Под ред. В.М. Мунипова и др.- М.: МГУ, 1977.- 300 с.
148. Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии.- 1997.- №2.- С. 3-14.
149. Ческидов А.Г., Шепелева Н.В., Шляпникова И.А. Структура ценностей и некоторые аспекты ее изучения // Психология на рубеже веков: Материалы научно-практической конференции студентов.- Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999.- С. 69-70.
150. Шаханова А.В., Чермит К.Д., Хасанова Н.Н., Паунок А.А., Куашева Д.А., Калашникова О.К. Физиолого-гигиеническая характеристика морфо-функционального развития и физической подготовленности школьников, обучающихся по системе Л.В. Занкова при разных формах организации двигательной деятельности // Валеология.- 2001.- №2.- С. 46-55
151. Шорохова Е.В. Проблема «Я» и самосознание // Проблемы сознания.- М.: МГУ, 1966.- 368 с.
152. Щербак Н.П. Алкоголь и генеративная функция девушки // Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции «Образование в Рос¬сии: медико-психологический аспект».- Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2002.- С. 258-259.
153. Щербак С.Н. Возможности «молодежных центров» в охране репродуктивного здоровья // Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции «Образование в России: медико-психологический аспект».- Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2002.- С. 356-358.
154. Щербакова Т.Н. Профессиональные установки педагога и здоровье личности // Валеология.- 1998.- №2.- С. 12-13.
155. Эколого-социально-медицинские технологии формирования популяционного здоровья: Курс лекций / Под ред. Е.А. Меерсон.- Волгоград: Изд-во ВГУ, 1999.- 460 с.
156. Юматов Е.А., Кузьменко В.А., Бадиков В.И., Глазачев О.С., Иванова Л.И. Экзаменационный эмоциональный стресс у студентов // Физиология человека.- 2001.- т. 27 (№2).- С. 104-111.
157. Яковлева А.А. Развитие категории отношений в психологических концепциях А.Ф. Лазурского // Материалы VIII Международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов-2001».- М.: Изд-во МГУ, 2001.
158. Яцун С. Мотивация - на здоровый образ жизни. Медико-педагогические проблемы здоровья школьников // Учитель.- 2001.- №2.- С. 69-70.
159. Ananin A. Homeless children in Russia // J. Psychologist.- 1999.- 27, №1.- C. 56-58.
160. Anderson R., Church O. Maranjian. Managed care in the substance abuse arena: Challenges and choices // J. Subst. Use.- 2000.- 4, №4.- C. 234-238.
161. Bradizza Clara M., Reifman Alan, Barnes Grace M. Social and coping reasons for drinking: Predicting alcohol in adolescents //J. Stud. Alcohol.- 1999.- 60, №4.- C. 491-499.
162. Broadbent D.E. The clinical impact of job design // Brit. J. of Clinical Psychol.- 1985.- Vol. 24.- 289 p.
163. Bumpus Minnette A., Olberter Sharon, Glover Saundra H. Influences of situ-ational characteristics on intrinsic motivation // J. Psychol.- 1998.- 132, №4.- С. 451-463.
164. Hamachek D.E. What Research Tells Us about the Characteristics of “Good” and “Bad” Teachers // Human Dynamics in Psychology and Education. Se¬lected Readings. Ed. by D.E. Hamachek.- Boston: Allyn&Bacon, 1969.- 309 p.- P. 187-203.
165. Huchreich D. Defensive externality and attribution of responsibility // J. of Per-sonality.- 1974.- 421 p.
166. Levi L. Socieety, stress and disease. Vol. 4: Working life. London, 1981.¬255 p.
167. Maslach Christina, Schaufeli Wilmar B., Leiter Michael P. Job burnout // An¬nual Review of Psychology.- 2001.- Vol. 52.- C. 397-422.
168. Social psychology // Sears D., Peplan L., Fridmen J., Taylor S.- New Jersy, 1989.
169. Tiedemann J. Sozial-emotionales Schulerverhalten: Verhaltensauffalligkeiten in der Schule.- Mnchen, Basel: E. Reinhardt, 1980.- 186 s.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ