Вступление
Глава I. Волконская и Мериан
Глава II. Первые литературные успехи в Москве
Глава III. "Романтическая Пери"
Глава IV. Коринна
Глава V. Становление литературной репутации
Глава VI. Салон: постоянные посетители
Глава VII. Климена. Анонимные эпиграммы
Глава VIII. "Московский Вестник"
Глава IX. Пушкин
Глава X.Мицкевич
Заключение
Приложение
Библиография
Московский салон кн. З.А.Волконской просуществовал немногим более четырех лет, с конца 1824 по начало 1829 года, и занял одно из центральных мест в литературной и культурной жизни русской дворянской элиты первой четверти XIX века. Имена многих посетителей его известны и значимы. Некоторые эпизоды истории салона стали хрестоматийными, равно как и образ его хозяйки, вокруг которой "веяла и трепетала атмосфера искусства" [1, 8]. С именем Волконской неразрывно связаны произведения поэтов, прославленных и не очень известных, оно часто встречается в переписке и в воспоминаниях современников. О ее салоне упоминали и упоминают все, кто в той или иной мере занят изучением литературы и культуры пушкинской эпохи или просто испытывает потребность почувствовать атмосферу, "тот воздух, которым эта эпоха дышала" [1, 111]. Распыленность архивного наследия Волконской по архивам мира неизбежно будет порождать новые исследования, дополняющие историю салона или по-иному обрисовывающие взаимоотношения хозяйки со своими посетителями. Подтверждение тому - новейшие статьи и книги таких авторов, как И.Канторович, изучавшей ту часть архива Волконской, что оказалась в Гарварде [2], исследователей итальянской "волконскианы" И.П.Бочарова и Ю.П.Глушаковой [3], В.М.Фридкина [4], Б.Арутюновой, отыскавшей новые письма к Волконской Александра I [5].
Количество исследований о Волконской значительно, но, как заметил М.К.Азадовский, отчасти "мы имеем дело с
панегирической литературой" [6, 202], и эта тенденция заметна по сей день [7].
Историко-литературные исследования, посвященные Зинаиде Волконской, можно разделить на несколько групп.
30 января 1829 года Волконская выехала из Москвы в Петербург и спустя месяц, "оттуда в Дрезден, а там и во Флоренцию" [220]. Переезд, вызванный причинами нездоровья, обозначил конец блестящего московского периода, породившего много легенд. Однако рубежом следующего периода жизни Волконской следует считать 1832 год, год тяжелой болезни, послужившей, по собственным словам княгини, "связующей нитью между <нею> и Господом" [228]. В эти тяжелые минуты рядом с ней снова были представители "архивной" компании - Шевырев, Рожалин и "отчасти" Соболевский [37]. "Наш ангел был готов отлететь на небеса, но друзья удержали его за крылья и Господь нам его оставил, оттого что пребывание добрых необходимо здесь" [229], - писал Мицкевичу Шевырев после всех событий, в которых ему пришлось участвовать. В 1829 году Шевырев единственный сочинил на отъезд княгини очень бодрые стихи, отнюдь не напоминающие "эпитафии" остальных и подчеркивающие ее посредническую межкультурную миссию. Оптимизм этого посвящения был продиктован не в последнюю очередь его собственным отъездом в Рим при сыне княгини, Александре Никитиче. Благодарность Волконской Шевырев сохранил в душе на всю жизнь, несмотря на несходство некоторых их жизненно важных взглядов [230].
В Россию после своего отъезда в начале 1829 года княгиня приезжала трижды. Первый раз - в конце июня 1836 года, пробыла здесь до конца сентября и посетила Петербург и Москву [231, 266], потом в 1838 году [48, 165] и, наконец, весной 1840 года [231, 273].
С/рганизуя свой салон в конце 1824 - начале 1825 года, Зинаида
Волконская прежде всего поспешила зарекомендовать себя в Москве как талантливая исполнительница европейского музыкального •. репертуара, обладательница уникального голоса. Первым
общемосковским мероприятием с участием Волконской стал концерт 8 декабря "в пользу наводненных", послуживший ее знакомству с московскими "аматерами", которые впоследствии принимали участие в музыкальных мероприятиях салона Волконской - "Танкред", "Итальянка в Алжире"; водевиль Веневитинова "Нежданный праздник", концерты, - становившихся событиями столичного значения.