ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы методики обучения синтаксису простого предложения на основе развивающего обучения
§ 1. Дидактико-психологические и лингвометодические основы развивающего обучения 16
§ 2. Лингвистические основы преподавания синтаксиса
простого предложения на уроках башкирского языка 31
§ 3. Урок родного языка и роль учителя-предметника при реализации основных принципов развивающего обучения 41
§ 4. Основные принципы развивающего обучения, применяемые
при изучении синтаксиса простого предложения. . . ГЛАВА II. Изучение синтаксиса простого предложения башкирского языка на основе развивающего обучения
§ 1. Анализ программ, учебников по родному языку для 7 классов
§ 2. Дидактическая модель преподавания синтаксиса простого предложения
родного языка на основе развивающего обучения 78
§ 3. Система работы по обучению синтаксису
простого предложения 100
§ 4. Результаты экспериментального исследования, анализ результатов обучающего эксперимента по реализации
методов и приемов развивающего обучения 128
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 164
ПРИЛОЖЕНИЯ 177
Современный этап профессионального труда учителя протекает при наличии ряда объективных условий: необходимости и объективности становления демократического общества; значительного повышения в педагогической деятельности новаций, возрастания приоритета личности ученика, необходимости совершенствования подготовки будущего учителя к работе в современной школе с учетом изменения содержания образования и обогащения дидактических принципов, то есть развитие образования в современных условиях характеризуется существенными изменениями, затрагивающими все компоненты педагогического процесса. Ускорение темпов развития социума, науки привело к резкому увеличению объёма научной и производственной информации, обусловило интенсивное «старение» или обесценивание какойто части ранее накопленных человеком знаний и умений.
Выход из положения виделся поначалу в периодическом повышении квалификации профессиональных работников, затем в непрерывном повышении квалификации и, наконец, в необходимости непрерывного «пожизненного» образования и самообразования человека.
Формула современного образования определяется не столько объёмом знаний человека, но, в большей мере, его общим развитием, высокой культурой мышления, способностью творчески и оперативно включать знания в практическую деятельность, применять их в новых условиях. В педагогической практике наметился переход:
— с экстенсивного на интенсивный путь построения содержания и способов образования, который ориентирован не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образы и способы мышления, на преодоление формализма, на развитие познавательных сил и творческого потенциала человека, его духовной нравственной сферы;
— от традиционного обучения с авторитарной ролью учителя и пассивными методами к деятельностно-развивающему, личностно-ориентированному
обучению с более широкой учебной автономией учеников и активными методами;
- от концепции и технологий, в которых учащийся выступает «объектом» обучающих воздействий, к таким, которые направлены на организацию, поддержку и стимулирование познавательной деятельности субъекта учения, создание атмосферы сотрудничества, сотворчества;
- от «потребительской» позиции учащихся в обучении к созидательной, деятельностной.
Ценностной установкой инновационного обучения является не усвоение знаний как таковых, а содействие процессам интеллектуального и нравственного развития личности каждого школьника, т.е. меняются приоритеты в деятельности учителя. Знание из цели образования превращается в средство развития познавательных и личностных качеств учащихся, учитель из «передатчика» информации - в организатора учебно-познавательной деятельности.
Настоящее диссертационное исследование является попыткой разработки методики, направленной не только на повышение развивающей эффективности обучения, но и на решение задач развития учащихся. Была выдвинута и подтверждена гипотеза: преподавание курса синтаксиса положительно скажется на усвоении знаний и овладении синтаксическими учебно-языковыми умениями,формированию языковой компетенции учащихся, если для этого:
-установить, что эффективность изучения синтаксиса простого предложения башкирского языка достигается организацией системы работы, основанной на принципах деятельностного подхода к обучению языку;
- теоретически обосновать основы методической системы изучения синтаксиса простого предложения родного языка на основе принципов развивающего
О обучения;
- с целью повышения уровня языковой компетенции разработать систему обучающих и контролирующих упражнений, тестов, создающих базу для эффективного речепроизводства и способствующих творческому мышлению учащихся.
Гипотеза проверялась методом анализа объекта исследования, которым явился процесс динамического всестороннего развития учащихся в условиях развивающего обучения.
Анализ педагогических, психологических трудов позволил определить основные принципы развивающего обучения применительно к изучению родного языка.
Анализ состояния преподавания родного языка позволил наметить методические пути, прежде всего ведущие к активизации познавательной деятельности и развитию связной речи учащихся, формированию учебной О деятельности.
При формировании учебной деятельности для решения проблемы понимания цели учащимися был сформулирован ряд требований:
- выяснить, понимает ли ученик смысл учебной задачи в том же кон¬тексте, что и учитель;
- использовать в случае необходимости аналогии, примеры из прошло¬го опыта;
- выяснить, какая дополнительная информация требуется для понимания учебной задачи;
- установить соответствия учебной задачи уровню возможностей ученика.
1. А.И.Бодуэн де Куртене. Избранные труды по общему языкознанию. - М., 1963.-С. 7.
2. А?набаевЭ.М. Башкорт телен ейрэтеузэ системайы // Башкортостан укытыусыйы, 1979, № 3. - 25-27-се бит.
3. А?набаев Э.М. Башкорт телендэ айырымланган эйэрсэн
° кисэктэр. — Офо, 1965.
4. А?набаев Э.М., Сабитова С.А. 7 синыф есен «Эсэ теле» дэ- реслегенэ методик курЬэтмэлэр. — 0фе, 2001. - 33, 104, 114-се б.
5. Абдуллина М.Г. Инноватика в образовательном процессе. Инноватика об-разования в республики Башкортостан. Выпуск 3. - Уфа, 2000. - С. 5, 29.
6. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в систему выс¬шего педагогического образования. — М., 1996. - С. 81.
7. Активные формы организации обучения русскому языку // Сборник науч- О
но-методических трудов. - Тверь, 1994. - 145 с.
8. Актуальные проблемы башкирского национального образования в инно-вационных образовательных учреждениях. Тезисы и материалы научно- практической конференции. - Уфа, 2001. 143 с.
9. Алгушаева В.Р. Формирование у младших школьников умения оценивать учебную деятельность / Автореф. дисс... канд. пед. наук. - РГПУ им. А.И.Герцена. - 1997. - 18 с.
С Ю.Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процес¬
са. - Минск. 1990. - С. 7.
11 .Аникина Л.В. Использование графической наглядности при изучении синтаксиса современного русского языка // Вопросы теории и методики преподавания русского языка в высшей и средней школе. - Тверь, 1991. -
С. 113-118.
12. Арефьева С.А. Комплексное решение вопросов и воспитание в процессе ft- самостоятельной работы учащихся: На материале темы «Типы сказуемого
в простом предложении». - М., 1989. - С. 75-85.
13. Ахияров К.Ш. Формирование познавательной активности студентов в процессе обучения. - Уфа, 1988. - С. 67.
14. Ахияров К.Ш. Формирование познавательной активности студентов в процессе обучения. - Уфа. 1988. - С. 30.
13. Бабайцева В.В. Система членов предложений в современном русском языке. - М., 1988.
16. Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д. Комплексный анализ текста на уроке русско¬го языка (VI1-XI классы) // Русская словесность, 1997, № 3. С. 57-61.
17. Бабанский Ю.Н. Оптимизация процесса обучения. - М., 1974.
13.Базелевская В.Б. Дифференциация лингвистических принципов при изу¬чении пунктуации в средней школе // Принципы и проблемы филологиче¬ской дидактики. — Пермь, 1994. - С. 95-102.
19. Барышников А.А. Классификация текстов в русском языке на основе се-мантического анализа текста: Дисс... канд. филол. наук. - М., 1988.
20. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. - М., 1996.
21. Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти. Книга для учителя. - М.,
1994. -С. 138-139.
22. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1982. - С. 142.
23. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно- воспитательного процесса. - М.: Высшая школа, 1989.-С. 174.
24. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчест¬ва. - Ростов Н/Д, 1983. - С. 102.
25. Богоявленская Д.Н. Интеллектуальная активность как проблема творчест¬ва. - Ростов Н/Д, 1983. - С. 35.
26. Богоявленская Д.Н. Пути к творчеству. - М., 1986. - С. 172.
27. Бондаревская Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реали¬зации школьной реформы. - Ростов Н/Д, 1986. —С. 201.
28. Брунер Дж. Психология познания. - М.: Прогресс, 1997. — С. 409.
29. Будагов Р.А. Язык, история и современность. - М., 1971. - С. 179.
30. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. - М., 1992.
C‘
31 .Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка: Пособие для. учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 128 с.
32. Виноградов В.В. Проблемы литературных языков и закономерности обра-зования и развития. - М„ 1967. - С. 15.
33. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку: Пособие для учи¬теля. - М.: Просвещение, 1983.-С. 17.
34. Власенков А.И. О курсе практической русской словесности // Русский язык в школе, 1996, № 6. - С. 13-15.
35. Возрастные возможности усвоения знаний. Под редакцией Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. - М.: Просвещение, 1966. — С. 101.
36. Возрастные и индивидуальные особенности мышления подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В.Драгуновой. - М., 1987. - 304 с.
37. Варданян А.У., Вардянан Г.А. Сущность учебной деятельность при фор-мировании творческого мышления школьников в учебной деятельности. - Уфа: БГПИ, 1985.-С. 23-39.
О
38. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б.Элько- нина-В.В.Давыдова. - М.: Ц.ПРО “Развитие личности, 1998. - С. 371.
39. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. — М., 1956. - С. 17.
40. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 2. - М.: Педагогика, 1982-С. 37.
41. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка. — М., 1985.-С.45.
£ 42.Глебова Е.Ф. Особенности обновления курса синтаксиса в общеобразова¬
тельной школе // Особенности изучения синтаксиса в средней общеобра-зовательной школе. - Горький, 1989.-С. 5-14.
43. Гоноболин Ф.Н. Воля, характер, деятельность. - Минск, 1966.-С. 21.
44. Государственная программа сохранения, изучения и развития языков на¬родов РБ на 2000-2005 гг. - Уфа, 2000. - С. 5.
45. Грамматика современного башкирского литературного языка / Ответ, ред. А.А.Юлдашев. - М.: Наука, 1981.
С-
46. Грамматика карачаево-балкарского языка / Ответ, ред. Н.А.Баскаков. - Нальчик: Эльбрус, 1976.-570 с.
47. Грамматика современного якутского языка. Синтаксис. - Новосибирск: Наука. 1995. - 333 с.
48. Гранин Г.Г., Бондаренко С.М. О типах учебных текстов. - ПШУ, выпуск 3, 1975.
49. Грузинская И.А. Упражнения в 5, 6, 7 и 8 классах // ИЯШ, 1940, № 3.
50. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. - М., 1972. - С. 28.
51. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретический и экспериментальные психологические исследования. - М., 1986. - С. 19, 69.
52. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996. - С 28, 45.
53. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. Сборник статей. - Томск: Пеленг, 1995.-С. 19.
54. Давыдов В.В. Современное состояние и перспективы развивающего обу¬чения. - М.: Педагогика, 1990.— С. 183.
55. Давыдов В.В., Репкин В.В. Организация обучения в 5-9 классах средней с
школы // Межрегиональный вестник школ развития личности “Феникс”, в
5. - М.: Изд-во “Русская энциклопедия”, 1996. - С. 6-37.
56. Данилов М.А. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы совре¬менной дидактики. - М., 1975.-С. 105.
57. Дейкина А.Д., Новожилова Ф.А. Тексты-миниатюры на уроках русского языка: Пособие для учителя. 2-е издание. - М.: Наука, 2000. - 144 с.
58. Деятельностный подход к обучению - путь к прочным знаниям. Методи- ческие указания / Сост. Л.П.Разбегаева, В.М.Целуйко. - Волгоград: ВГПИ, 1990.-С. 59.
59. Деятельностный подход к развитию творческой личности ребенка в школе // Материалы региональной научной практической конференции, г. Са¬ранск, 20 марта 1998 г. - С. 88.
60. Дидактика средней школы / Под редакцией Скаткина. - М.: Просвещение, 1982.-С.319.
61. Дмитриев Н.К. Грамматика башкирского языка. - М.-Л„ 1948. - С. 98.
С
62. Донская Т.К. Методические основы развивающего обучения. Автореф. Дисс... докт. пед. наук. - М., 1990. - С. 7.
63. Дудников А.В. Пути активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. Вопросы активизации учебного процесса на уроках русского языка и литературы в средней школе. Сборник трудов. - М„ 1974.-С. 6.
64. Дусавицкий А.К. Развивающее обучение: принципы системы и подготовка
С учителей // Межрегиональный вестник школ развития личности “Феникс”,
с. в. 5. - М.: Изд-во “Русская энциклопедия”, 1996. - С. 38-49.
65. Душина И.В. и др. Наш дом - Земля. - М., 1997. - С. 68.
66. Дьяченко В.Н. Сотрудничество в обучении. — М.: Просвещение, 1991.
67. Жарова Л.В. Учить самостоятельной деятельности. Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1993. —С. 205.
68. Жинкин Н.И., Загузов Н.ИП. Теоретико-методологические аспекты подго¬товки к защите кандидатской диссертации по педагогическим наукам. Ме- тодические рекомендации в помощь аспиранту и соискателю ученой степени. - Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. пед. университета, 1995. - С. 34.
69.Зайнуллин М.В. Модальность как функционально-семантическая катего¬рия. - Саратов, 1986. - С. 44.
70.3анков Л.В. Дидактика и жизнь. - М., 1968. — С. 67.
71 .Занков Л.В. Обучение и развитие. Избранные психологические труды. 4.1, гл.З.-М., 1990.-С. 17,25.
72.3акирьянов К.З. Типы уроков развития речи // Башкортостан укытыусыБы, 1998, № 7. - С. 33-36.
73. Закиев М.З. Татарская грамматика. Синтаксис. Т. III. - Казань, 1992.-487 с.
74.Захарова А.В. Развитие контроля и оценка в процессе формирования учебной деятельности / Формирование учебной деятельности школьников. -М., 1982.-С. 107-114.
75.Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие для вузов. - Ростов Н/Д, 1997.-С. 5.
76. Зотов 10.Б. Организация современного урока. Книга для учителя. - М.. 1984.
77. Игнатьева Г.А. Технология формирования учебной деятельности учащих¬ся в процессе изучения единого курса “География России”. Автореф. Дисс... канд. пед. наук. - М., 1996. - С. 17.
78. Ильенко З.Г. Синтаксические единицы в тексте. - М., 1989. - 61 с.
79. Ильенков Э.В. Философия и культура. — М., 1991. - С. 307.
80. Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М., 1986. - С. 111.
81 .Инноватика образования в Республике Башкортостан. Ежегодный бюлле¬тень. Выпуск № 3. - Уфа, 2000.
82. Исламова Л.А. Связные тексты и их роль в развитии речи учащихся в ус¬ловиях двуязычия // Русский язык в башкирской школе, 1983, № 2. - С. 24-25
83. Кабанова- Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. - М., 1981.-С. 67-96.
84. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классов. — 2-е из-дание. - М.: Просвещение, 2000. - 192 с.
85. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. - М., 1979.
86. Кириллова Г.Д. Процесс развивающего обучения как целостная система: Учебное пособие. - М., 1991.- 135 с.
87. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности. - М., 1986. - С. 13.
88. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: (Анализ за-рубежного опыта). - М.: Знание, 1989. - С. 77.
89. Коротяев Б.И. Учение - процесс творческий. - М.: Просвещение, 1989. - С. 160.
90. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. - Самара: Изд-во Сам.ГПИ, 1994.-С. 105.
91. Кушнир А. Хватит экспериментов // Учительская газета, 1999, № 19. - С. 3.
92. Леднев В.С. Содержание образования. - М.: Высшая школа, 1989. - С. 36.
93. Леонтьев А.И. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977. - С. 71.
94. Леонтьев А.Н. Анализ деятельности // Вестник Московского университе¬та. Серия 14. Психология, 1983, № 2. - С. 9.
ft’
95. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. 2-е изд. — М.: Политиз¬дат, 1977. - С. 304.
96. Лернер И.Л. Учебный предмет, тема, урок. - М., 1987. - С. 65.
97. Лернер И.Л. Процесс обучения и его закономерности. - М., 1980. - С. 37. 38, 96.
98. Лернер И.Я. Поиск доказательств и познавательная самостоятельность учащихся // Советская педагогика, 1974, № 7. - С. 28-37.
ft' 99.Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагоги¬
ка, 1998, №2.
100. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. 2-е изд. испр. и доп. — М.: Про¬метей, 1996.-С. 463.
101. Маликова Р.С., Сухов В.П. Технология деятельностного подхода в кур¬се географии 6 класса. - Уфа, 1997. - С. 6.
102. Маликова Р.С.. Формирование учебной деятельности учащихся в педа-гогическом процессе общеобразовательной школы (на материале изуче-
CJ'
ния географии). Дисс... канд. пед. наук. - Уфа, 1999. - 197 с.
103. Марёв И. Методологические основы дидактики. - М.: Педагогика,
1987. -С. 22.
104. Маркова А.Н. Мотивация учения и её воспитание у школьников. - М.,
1983. -С. 63.
105. Маркова А.Н., Матис Е.А., Орлова А.Б. Формирование мотивации уче¬ния. М. Просвещение. 1990. с 192.
106. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983. — С. 96.
107. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.
1972. -С. 188.
108. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в обучении. - М., 1972. - С. 207.
109. Махмутов М.Н. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. - М.: Педагогика. 1975. - С. 368.
110. Махмутов М.И. Современный урок. Второе издание. - М., 1985. - С. 67.
111. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического раз¬вития ребёнка. - М., 1998. - С. 44.
112. Методика преподавания башкирского языка в 5-9 классах / Под ред. Р.Г.Азнагулова. - Уфа., 1996.
113. Методика преподавания русского языка в 5-9 классах башкирской школы. - Уфа: Китап, 1996.
114. Минина Е.Н. Современный урок русского языка // Нестандартные формы организации обучения русскому языку. - Тверь, 1994.
115. Новиков А.М. Гуманизация профессионального образования / Совет¬ская педагогика, 1989, № 5. - С. 23-27.
116. Новиков А.М. Как работать над диссертацией / Пособие в помощь на-чинающему педагогику исследователю. - М.: Педагогический поиск,
1994. -С. 123.
117. Оконь В. Введение в общую дидактику. - М., 1990. - С. 87.
118. Омарова Г. Взаимное обучение // Народное образование, 1991, № 7. -
С. 45-46.
119. Онищук В.А. Урок в современной школе: пособие для учителей. - М., 1981.
120. Панфилов В.З. Взаимоотношение языка и мышления. - М., 1971.
121. Парубченко Л. Без царя в голове / Учительская газета, 1999, № 44. - С. 3.
122. Педагогика / Под ред. Бабанского Ю.К. - М.: Просвещение, 1988. - С. 478.
123. Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И. - М.: Российское педагогиче¬ское агенство, 2002. - 637 с.
124. Педагогические технологии адаптивной школы. - М„ 1998. - С. 5, 38.
125. Петров А.В. Развивающее обучение. - Челябинск: Изд-во ЧИПУ “Факел”, 1997.-261 с.
126. Пешковский А.М. Избранные труды. - М., 1959. - С. 2.
127. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальные исследования. - М.: Педагогика, 1990.-240 с.
128. Пидкасистый П.И., Коротяев Б.И. Организация деятельности ученика на уроке. - М.: Знание, 1985. - 80 с.
129. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии в'системе образо¬вания. - М.: Академия, 1990.
130. Подольский А.И. Модель педагогической системы развивающего обу¬чения. - Магнитогорск, 1998. - С. 3.
131. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред.
В.Д.Шадрикова. - М.: Просвещение, 1990.-С. 141.
132. Познавательные процессы и способности. Под редакцией
B. Д.Шадрикова. - М.: Просвещение, 1990.-С. 142.
133. Поиски и находки. Сборник статей. - Набережные Челны, 2000. - С. 4.
134. Полякова А.В. Дидактические требования к учебному материалу учеб¬ника для начальных классов в условиях развивающего обучения. Тезисы первого Общенационального конгресса по чтению - 18-21 августа 1992 г. -М., 1992.
135. Полякова А.В. Развивающая функция вариативных заданий в учебни¬ках русского языка для начальных классов // Проблемы школьного учеб¬ника. - М.: Просвещение, 1991, выпуск 20.
136. Поспелов Н.Н. Формирование мыслительных операций. - М., 1989. -
C. 13, 150.
137. Поташкин М.М. Инновационные школы России: Становление и развитие: Опыт программно-целевого упражнения: Пособие для руководителей об-разовательных учреждений. Российская академия образования, Институт управления образованием. - М.: Новая школа, 1916. - 310 с.
138. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. - М., 1985. - С. 11.
139. Потемкина О.Ф. Как сделать урок интересным для учителя и для уче¬ников: пособие для учителей и школьных психологов. - М., 1993.
140. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. - М., 1980.
141. Расулов Иномджон. Односоставные предложения в современном уз¬бекском языке. Автореф. Дисс... докт. фил. наук. - Ташкент, 1973. - 41 с.
142. Рахимов А.3. Педагогическая технология деятельностного подхода в обучении. - Уфа, 1991. - С. 57.
143. Репкин В.В. Развивающее обучение и учебная деятельность: цикл лек¬ций / Под центр “Эксперимент”. - Рига: Пеленг, 1992. - 42 с.