Определение конкурентоспособности промышленного предприятия (на примере предприятий -производителей асбестовых технических изделий)
|
ВВЕДЕНИЕ
1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ И
ФАКТОРЫ ЕЕ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ
1.1. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ КОНКУРЕНЦИЯ, КАЧЕСТВО
И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ 8
1.2. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ 27
1.3. ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 42
2. МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 67
2.1. КЛАССИФИКАЦИЯ И АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 67
2.2. РАЗРАБОТКА ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 91
3. ОЦЕНКА И ПУТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ - ПРОИЗВОДИТЕЛЯ АСБЕСТОВЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ - ИЗДЕЛИЙ .
3.1. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ-ПРОИЗВОДИТЕЛЯ
АСБЕСТОВЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ 118
3.2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ-ПРОИЗВОДИТЕЛЯ АСБЕСТОВЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ 145
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ....
1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ И
ФАКТОРЫ ЕЕ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ
1.1. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ КОНКУРЕНЦИЯ, КАЧЕСТВО
И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ 8
1.2. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ 27
1.3. ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 42
2. МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 67
2.1. КЛАССИФИКАЦИЯ И АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 67
2.2. РАЗРАБОТКА ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 91
3. ОЦЕНКА И ПУТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ - ПРОИЗВОДИТЕЛЯ АСБЕСТОВЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ - ИЗДЕЛИЙ .
3.1. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ-ПРОИЗВОДИТЕЛЯ
АСБЕСТОВЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ 118
3.2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ-ПРОИЗВОДИТЕЛЯ АСБЕСТОВЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ 145
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ....
Актуальность проблемы. В условиях формирования рыночной экономики России особое внимание уделяется возможности функционирования и дальнейшего развития отечественной промышленности. Механизм конкуренции, до сих пор реально невостребованный, должен способствовать изменению поведения предприятий в сторону рыночных стимулов. Однако развитие конкуренции в российской экономике затруднено сложившейся монополизированной структурой промышленного производства и недостаточной активностью антимонопольных органов, призванных поддерживать конкурентную среду на внутренних товарных рынках. Закономерен исследовательский интерес к вопросам конкуренции и конкурентоспособности промышленных предприятий.
Стремление российских товаропроизводителей выйти на международный рынок, усиливающийся приток зарубежной продукции на отечественный рынок делают жизненно необходимым выпуск конкурентоспособной продукции, товаров и услуг, которые можно рассматривать как конкретные, осязаемые проявления конкурентоспособности предприятия, что также вызывает практическую необходимость изучения темы конкурентоспособности в различных ее аспектах. Ориентация отечественных производителей на мировые стандарты качества в области продукции, технологий вызывает потребность в научно-теоретической разработке и практической реализации данной проблемы.
О масштабности поставленной задачи свидетельствуют попытки многих российских предприятий сохранить и улучшить свои позиции на рынке. Вместе с тем существующая практика обеспечения конкурентоспособности предприятий в условиях формирования рынка России не имеет должной теоретической базы.
Зарубежные исследования (И. Ансофф, М. Портер, Ж.-Ж. Ламбен и другие) посвящены разработке данной проблемы применительно к сложившемуся рынку. Условия деятельности российских предприятий несколько иные, соответственно данная специфика должна отразиться в решении этой проблемы. Отечественные авторы лишь приступили к разработке вопроса конкурентоспособности, при этом основное внимание уделяется оценке конкурентоспособности продукции и предприятий добывающих отраслей промышленности. Данные работы представлены отдельными статьями, имеющими справочный характер, докладами, отсутствуют достаточно весомые теоретические обоснования, обобщения, методические рекомендации.
Слабо изучен вопрос определения конкурентоспособности производителя в условиях формирования рыночного хозяйства и применительно к отдельным отраслям, подотраслям и предприятиям, в частности, выпускающим асбестовые технические изделия. Положение в подотрасли, производящей асбестовые технические изделия, непосредственно влияет на уровень конкурентоспособности автомобильной промышленности страны в целом, поскольку АТИ преимущественно используются для комплектации автотранспортных средств. Данная подотрасль создавалась в соответствии с планами первых пятилеток и ее сегодняшнее критическое положение во многом обусловлено большой степенью изношенности производственных фондов, отсталостью технологических процессов и недостатком средств, необходимых для перевооружения производства.
Кроме того, отсутствие единого подхода к такому основополагающему понятию, как конкурентоспособность, обусловило существование различных вариантов ее анализа и оценки, что вызывает потребность в их классификации с целью дальнейшего развития и применения на практике. Используемые методические приемы, как правило, методологически слабо обоснованы и не имеют практической апробации. Недостаточно исследован категориальный аппарат, а также не выявлены взаимосвязи таких основополагающих экономических категорий как конкуренция, качество и конкурентоспособность продукции, товаров, предприятий, отраслей, стран. Это приводит к неоднозначной трактовке и, со¬ответственно, оценке конкурентоспособности объектов.
Отсутствует должная теоретическая платформа определения и взаимосвязи факторов конкурентоспособности предприятия и товара. Вследствие этого усложняется работа по разработке оценки и выбора путей обеспечения конкурентоспособности производителя. Нет научной и практической проработки проблем поиска путей достижения и повышения конкурентоспособности предприятий, выпускающих асбестовые технические изделия. В определенной степени это объясняется закрытостью производственно-хозяйственной деятельности заводов, ставших самостоятельными. Вместе с тем решение данной проблемы жизненно необходимо для выживания и развития промышленных предприятий в рыночной экономике.
Теоретическая и практическая неразработанность проблемы конкурентоспособности не позволяет предприятиям адекватно оценить свою продукцию и деятельность в сравнении с конкурентами, учитывая мнение потребителей. Сложившаяся ситуация получает субъективно-искаженную трактовку и, как следствие, принимаются неэффективные управленческие решения. Особую важность достоверный сравнительный анализ приобретает в случае стремления получить заемные средства для капиталовложений.
Таким образом, проблема конкурентоспособности предприятий выступает как одна из наиболее значимых для отечественного производства. Она актуальна и важна в научно-исследовательском отношении.
Цели и задачи исследования. Основной целью диссертационного исследования является разработка теоретической концепции и методики, а также практических рекомендаций по оценке конкурентоспособности предприятий подотрасли, выпускающей асбестовые технические изделия (АТИ), нефтехимической отрасли.
Достижение поставленной цели предопределило необходимость решения следующих основных задач:
- систематизация и уточнение определений конкурентоспособности применительно к различным экономическим объектам;
- корректировка экономической категории конкурентоспособность промышленного предприятия;
- выявление взаимосвязи между основополагающими категориями рыночной экономики: конкуренция, качество и конкурентоспособность продукции, товара, предприятия, страны;
- разработка обобщенной классификации факторов и оценки их влияния на конкурентоспособность промышленного предприятия;
- анализ и классификация существующих методик оценки конкурентоспособности предприятия, предлагаемых в современной отечественной и зарубежной научной литературе;
- разработка методики и построение экономико-математической модели оценки конкурентоспособности предприятий, выпускающих асбестовые технические изделия;
- определение возможных путей повышения конкурентоспособности промышленных предприятий, в частности, заводов АТИ.
Предметом диссертационного исследования являются:
- совокупность теоретических и методических вопросов по оценке конкурентоспособности продукции, товара, промышленного предприятия;
- действующая практика оценки конкурентоспособности объектов разного уровня.
Объект диссертационного исследования - отечественные промышленные предприятия, выпускающие асбестовые технические изделия.
Методологическую основу исследования составляют работы отечественных и зарубежных экономистов, материалы научно-практических конференций по проблемам конкуренции, качества и конкурентоспособности продукции, товаров, предприятий, отраслей, стран; нормативно-правовые и методические документы по вопросам конкуренции и монополизма, сертификации и стандартизации, в том числе МС ИСО серий 9000-9004 и 14000, ОСТ 38014200-80 и ОСТ 3801420-80; материалы международных конвенций и документы Европейского сообщества.
Исследование построено на основе системного метода, в том числе экономического моделирования; индуктивного и дедуктивного, исторического и логического методов. В работе использовались специальные методы - методы статистической обработки информации, методы экономического анализа, в том числе метод экспертных оценок и сравнительного анализа.
Аналитическая часть работы выполнена на основе первичного статистического материала по отечественным предприятиям - производителям асбестовых технических изделий, использовались международные данные, отражающие развитие асбестовой технической промышленности в мире, а также характеризующие тенденции отечественного и мирового рынка автомобилестроения, материалы по оценке конкурентоспособности стран Международного института развития управления и Всемирного экономического форума.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- разработана система определений экономической категории конкурентоспособности применительно к объектам различного уровня;
- выявлена взаимосвязь между основополагающими рыночными категориями: конкуренцией, качеством и конкурентоспособностью продукции, товара, предприятий, стран;
- исследованы и обобщены применяемые подходы к характеристике понятий конкурентоспособность страны и конкурентоспособность предприятий;
- проанализированы и дополнены существующие классификации факторов, определяющих конкурентоспособность промышленного предприятия;
- предложена классификация отечественных и зарубежных методов оценки конкурентоспособности промышленных предприятий;
- разработана методика и модель оценки конкурентоспособности отечественных предприятий, выпускающих асбестовые технические изделия;
- определены возможные пути обеспечения конкурентоспособности предприятий, в том числе отечественных производителей АТИ.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что основные теоретические положения и выводы доведены до уровня конкретных практических рекомендаций и могут быть использованы для дальнейших научно-теоретических исследований; в процессе анализа конкурентоспособности производителей, в частности выпускающих асбестовые технические изделия, а также в ходе выработки стратегии развития промышленного предприятия.
Предложенная система определений конкурентоспособности объектов различного уровня, обобщенные классификации факторов конкурентоспособности предприятия и методов оценки конкурентоспособности, представленная методика и модель оценки конкурентоспособности предприятий - производите¬лей асбестовых технических изделий расширяют и дополняют существующие научно-методические разработки по данной теме.
Основные результаты исследования представлены в 15 публикациях, используются в учебном процессе. Центральные аспекты работы применяются на основе разработанных методических указаний при изучении курса “Стратегический менеджмент” в Ярославском государственном университете им. П.Г. Демидова.
Апробация работы. Основные теоретические положения работы и ее практические результаты представлены автором в выступлениях на научных конференциях в Москве (Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 1997г., Государственная академия управления, 1996г.), Санкт-Петербурге (ежегодная научная сессия профессорско- преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов; Санкт- Петербургский университет экономики и финансов, 1997г., международная конференция студентов и аспирантов СПбГУ, 1996г.), Ярославле (Ярославский государственный университет, 1995 - 1997гг.), Иваново (международная научная конференция, Ивановский энергетический университет, 1996г.; всероссийская научно-практическая конференция, Ивановский госуниверситет, 1996г.), Костроме (конференция молодых ученых, Костромской госпедуниверситет, 1996г.), Сыктывкаре (Всероссийская научная конференция, Сыктывкарский госуниверситет, 1997г.).
Публикации. По теме диссертации опубликованы 15 научных работ, отражающие ее основное содержание, в том числе в сборниках научных трудов СПбУЭФ, ГАУ (Москва), Иваново, Костромы, Ярославля.
Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, включая 27 рисунков и 30 таблиц, заключения, списка литературы (182 наименования) и приложений.
Стремление российских товаропроизводителей выйти на международный рынок, усиливающийся приток зарубежной продукции на отечественный рынок делают жизненно необходимым выпуск конкурентоспособной продукции, товаров и услуг, которые можно рассматривать как конкретные, осязаемые проявления конкурентоспособности предприятия, что также вызывает практическую необходимость изучения темы конкурентоспособности в различных ее аспектах. Ориентация отечественных производителей на мировые стандарты качества в области продукции, технологий вызывает потребность в научно-теоретической разработке и практической реализации данной проблемы.
О масштабности поставленной задачи свидетельствуют попытки многих российских предприятий сохранить и улучшить свои позиции на рынке. Вместе с тем существующая практика обеспечения конкурентоспособности предприятий в условиях формирования рынка России не имеет должной теоретической базы.
Зарубежные исследования (И. Ансофф, М. Портер, Ж.-Ж. Ламбен и другие) посвящены разработке данной проблемы применительно к сложившемуся рынку. Условия деятельности российских предприятий несколько иные, соответственно данная специфика должна отразиться в решении этой проблемы. Отечественные авторы лишь приступили к разработке вопроса конкурентоспособности, при этом основное внимание уделяется оценке конкурентоспособности продукции и предприятий добывающих отраслей промышленности. Данные работы представлены отдельными статьями, имеющими справочный характер, докладами, отсутствуют достаточно весомые теоретические обоснования, обобщения, методические рекомендации.
Слабо изучен вопрос определения конкурентоспособности производителя в условиях формирования рыночного хозяйства и применительно к отдельным отраслям, подотраслям и предприятиям, в частности, выпускающим асбестовые технические изделия. Положение в подотрасли, производящей асбестовые технические изделия, непосредственно влияет на уровень конкурентоспособности автомобильной промышленности страны в целом, поскольку АТИ преимущественно используются для комплектации автотранспортных средств. Данная подотрасль создавалась в соответствии с планами первых пятилеток и ее сегодняшнее критическое положение во многом обусловлено большой степенью изношенности производственных фондов, отсталостью технологических процессов и недостатком средств, необходимых для перевооружения производства.
Кроме того, отсутствие единого подхода к такому основополагающему понятию, как конкурентоспособность, обусловило существование различных вариантов ее анализа и оценки, что вызывает потребность в их классификации с целью дальнейшего развития и применения на практике. Используемые методические приемы, как правило, методологически слабо обоснованы и не имеют практической апробации. Недостаточно исследован категориальный аппарат, а также не выявлены взаимосвязи таких основополагающих экономических категорий как конкуренция, качество и конкурентоспособность продукции, товаров, предприятий, отраслей, стран. Это приводит к неоднозначной трактовке и, со¬ответственно, оценке конкурентоспособности объектов.
Отсутствует должная теоретическая платформа определения и взаимосвязи факторов конкурентоспособности предприятия и товара. Вследствие этого усложняется работа по разработке оценки и выбора путей обеспечения конкурентоспособности производителя. Нет научной и практической проработки проблем поиска путей достижения и повышения конкурентоспособности предприятий, выпускающих асбестовые технические изделия. В определенной степени это объясняется закрытостью производственно-хозяйственной деятельности заводов, ставших самостоятельными. Вместе с тем решение данной проблемы жизненно необходимо для выживания и развития промышленных предприятий в рыночной экономике.
Теоретическая и практическая неразработанность проблемы конкурентоспособности не позволяет предприятиям адекватно оценить свою продукцию и деятельность в сравнении с конкурентами, учитывая мнение потребителей. Сложившаяся ситуация получает субъективно-искаженную трактовку и, как следствие, принимаются неэффективные управленческие решения. Особую важность достоверный сравнительный анализ приобретает в случае стремления получить заемные средства для капиталовложений.
Таким образом, проблема конкурентоспособности предприятий выступает как одна из наиболее значимых для отечественного производства. Она актуальна и важна в научно-исследовательском отношении.
Цели и задачи исследования. Основной целью диссертационного исследования является разработка теоретической концепции и методики, а также практических рекомендаций по оценке конкурентоспособности предприятий подотрасли, выпускающей асбестовые технические изделия (АТИ), нефтехимической отрасли.
Достижение поставленной цели предопределило необходимость решения следующих основных задач:
- систематизация и уточнение определений конкурентоспособности применительно к различным экономическим объектам;
- корректировка экономической категории конкурентоспособность промышленного предприятия;
- выявление взаимосвязи между основополагающими категориями рыночной экономики: конкуренция, качество и конкурентоспособность продукции, товара, предприятия, страны;
- разработка обобщенной классификации факторов и оценки их влияния на конкурентоспособность промышленного предприятия;
- анализ и классификация существующих методик оценки конкурентоспособности предприятия, предлагаемых в современной отечественной и зарубежной научной литературе;
- разработка методики и построение экономико-математической модели оценки конкурентоспособности предприятий, выпускающих асбестовые технические изделия;
- определение возможных путей повышения конкурентоспособности промышленных предприятий, в частности, заводов АТИ.
Предметом диссертационного исследования являются:
- совокупность теоретических и методических вопросов по оценке конкурентоспособности продукции, товара, промышленного предприятия;
- действующая практика оценки конкурентоспособности объектов разного уровня.
Объект диссертационного исследования - отечественные промышленные предприятия, выпускающие асбестовые технические изделия.
Методологическую основу исследования составляют работы отечественных и зарубежных экономистов, материалы научно-практических конференций по проблемам конкуренции, качества и конкурентоспособности продукции, товаров, предприятий, отраслей, стран; нормативно-правовые и методические документы по вопросам конкуренции и монополизма, сертификации и стандартизации, в том числе МС ИСО серий 9000-9004 и 14000, ОСТ 38014200-80 и ОСТ 3801420-80; материалы международных конвенций и документы Европейского сообщества.
Исследование построено на основе системного метода, в том числе экономического моделирования; индуктивного и дедуктивного, исторического и логического методов. В работе использовались специальные методы - методы статистической обработки информации, методы экономического анализа, в том числе метод экспертных оценок и сравнительного анализа.
Аналитическая часть работы выполнена на основе первичного статистического материала по отечественным предприятиям - производителям асбестовых технических изделий, использовались международные данные, отражающие развитие асбестовой технической промышленности в мире, а также характеризующие тенденции отечественного и мирового рынка автомобилестроения, материалы по оценке конкурентоспособности стран Международного института развития управления и Всемирного экономического форума.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- разработана система определений экономической категории конкурентоспособности применительно к объектам различного уровня;
- выявлена взаимосвязь между основополагающими рыночными категориями: конкуренцией, качеством и конкурентоспособностью продукции, товара, предприятий, стран;
- исследованы и обобщены применяемые подходы к характеристике понятий конкурентоспособность страны и конкурентоспособность предприятий;
- проанализированы и дополнены существующие классификации факторов, определяющих конкурентоспособность промышленного предприятия;
- предложена классификация отечественных и зарубежных методов оценки конкурентоспособности промышленных предприятий;
- разработана методика и модель оценки конкурентоспособности отечественных предприятий, выпускающих асбестовые технические изделия;
- определены возможные пути обеспечения конкурентоспособности предприятий, в том числе отечественных производителей АТИ.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что основные теоретические положения и выводы доведены до уровня конкретных практических рекомендаций и могут быть использованы для дальнейших научно-теоретических исследований; в процессе анализа конкурентоспособности производителей, в частности выпускающих асбестовые технические изделия, а также в ходе выработки стратегии развития промышленного предприятия.
Предложенная система определений конкурентоспособности объектов различного уровня, обобщенные классификации факторов конкурентоспособности предприятия и методов оценки конкурентоспособности, представленная методика и модель оценки конкурентоспособности предприятий - производите¬лей асбестовых технических изделий расширяют и дополняют существующие научно-методические разработки по данной теме.
Основные результаты исследования представлены в 15 публикациях, используются в учебном процессе. Центральные аспекты работы применяются на основе разработанных методических указаний при изучении курса “Стратегический менеджмент” в Ярославском государственном университете им. П.Г. Демидова.
Апробация работы. Основные теоретические положения работы и ее практические результаты представлены автором в выступлениях на научных конференциях в Москве (Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 1997г., Государственная академия управления, 1996г.), Санкт-Петербурге (ежегодная научная сессия профессорско- преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов; Санкт- Петербургский университет экономики и финансов, 1997г., международная конференция студентов и аспирантов СПбГУ, 1996г.), Ярославле (Ярославский государственный университет, 1995 - 1997гг.), Иваново (международная научная конференция, Ивановский энергетический университет, 1996г.; всероссийская научно-практическая конференция, Ивановский госуниверситет, 1996г.), Костроме (конференция молодых ученых, Костромской госпедуниверситет, 1996г.), Сыктывкаре (Всероссийская научная конференция, Сыктывкарский госуниверситет, 1997г.).
Публикации. По теме диссертации опубликованы 15 научных работ, отражающие ее основное содержание, в том числе в сборниках научных трудов СПбУЭФ, ГАУ (Москва), Иваново, Костромы, Ярославля.
Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, включая 27 рисунков и 30 таблиц, заключения, списка литературы (182 наименования) и приложений.
Исследование существующих концепций определения и оценки конкурентоспособности продукции, товара, предприятия и страны позволили разработать и применить на практике методологию и методику оценки конкурентоспособности предприятий, производящих асбестовые технические изделия. В диссертационной работе впервые была дана обоснованная характеристика категории “конкурентоспособность” применительно к различным объектам, включая промышленное предприятие. Раскрыты содержание и сущность данного понятия, выявлено место, занимаемое им среди таких экономических категорий, как конкуренция и качество.
Конкурентоспособность промышленного предприятия мы рассматриваем как динамично развивающийся процесс, предполагающий выпуск конкурентоспособной продукции, товара и учитывающий финансовую конкурентоспособность предприятия. Этот процесс вызывает усложнение коммерческих и некоммерческих отношений, развитие от простого к сложному, его своеобразными этапами выступают конкурентоспособность товара и финансовая конкурентоспособность предприятия.
Под конкурентоспособностью товара понимаем экономическую категорию, указывающую на способность товара удовлетворять всем требованиям ее потребителей более полно, чем аналог конкурента.
Как показало проведенное исследование категория “конкурентоспособность предприятия” - не статическая, а динамическая. Она указывает на отличие данного производителя от конкурентов по степени удовлетворения потребителей своим товаром и учитывает эффективность финансово-хозяйственной деятельности.
Для целей анализа конкурентоспособности предприятия необходимо изучение конкурентной среды существования производителя. Для этого нами были рассмотрены наиболее общие черты рыночных моделей и установлено, что отечественный рынок преимущественно характеризуется действием олигополий. Это относится, в частности, к производителям асбестовых технических изделий.
В работе дана оценка взаимосвязи категорий конкурентоспособности, конкуренции и качества. Конкурентоспособность - неотъемлемая характеристика рынка. Она тесно связана с понятием конкуренции, поскольку с одной стороны, нельзя говорить о конкурентоспособности объекта в условиях отсутствия конкуренции, а с другой - конкурентная среда - основа обеспечения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. Между видами конкуренции и конкурентоспособностью продукции можно установить определенную взаимосвязь, которая имеет явный характер в случае предметной и видовой конкуренции и скрытый при функциональной конкуренции. Существует прямая зависимость между уровнем конкуренции и конкурентоспособностью экономики, хозяйствующих субъектов: чем острее конкуренция и разнообразнее формы ее проявления на национальном (международном) рынке, тем обычно выше уровень конкурентоспособности. Методы, функции, виды конкуренции, рассмотренные нами, выступают необходимыми элементами при построении модели оценки конкурентоспособности предприятия и определения путей обеспечения конкурентоспособности.
Качество оказывает прямое влияние на конкурентоспособность производителя. Во-первых, в условиях неконкурентоспособности предприятия затруднительно обеспечить устойчивый рост качества выпускаемой продукции, во- вторых, качество является неотъемлемым элементом конкурентоспособности продукции, товара и, соответственно, влияет на конкурентоспособность пред¬приятия через конкурентоспособность товара. Выделенная нами двусторонняя связь этих категорий также важна в методологическом плане.
В работе предложен собственный подход к определению категорий конкурентоспособности продукции и товара, разграничены понятия продукция, товар, конкурентоспособная продукция, конкурентоспособный товар.
Конкурентоспособность продукции - отличие продукции (продукта труда как совокупности потребительных стоимостей) от аналогичной продукции конкурента по степени соответствия конкретной общественной потребности. Говоря о товаре как единстве потребительной стоимости и стоимости, под его конкурентоспособностью мы понимаем относительную характеристику товара, где отражается его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение; при этом подчеркивается зависимость конкурентоспособности товара от стоимости и потребительной стоимости продукции, а применительно к конкурентоспособности продукции - от потребительной стоимости.
Таким образом, данные определения впервые позволяют однозначно говорить о конкурентоспособности продукции и товара как различных категориях. Нами обоснована необходимость рассмотрения конкурентоспособности то¬вара в единстве потребительной стоимости и стоимости, поскольку их обособленное исследование существует в рамках анализа экономических отношений, а в реальной действительности они представлены в синтезе.
Конкурентоспособность товара есть единство интересов производителя и потребителя. Она определяется реальной способностью товара быть проданным на конкретном рынке (в том случае, когда достигается равенство спроса и предложения, соответствие объема производства и емкости рынка).
В работе отмечается, что понятие конкурентоспособность товара находит разное проявление с позиций потребителя и производителя. Так, для потребителя конкурентоспособность товара рассматривается как превосходство от аналогов по ряду критериев (собственно конкурентоспособность товара), для производителя конкурентоспособность товара рассматривается прежде всего в цене (затратах), которая предопределяет финансовые результаты и финансовое со¬стояние предприятия (или иначе говоря характеризует финансовую конкурентоспособность предприятия).
В работе конкурентоспособность предприятия изучена, во-первых, с точки зрения его внутренней сущности как процесса развития, где начальный этап - конкурентоспособность товара; во-вторых - с позиций потребителя и производителя.
Потребитель, приобретая данный товар на рынке, тем самым оценивает его конкурентоспособность, и, соответственно, конкурентоспособность пред¬приятия. При этом конкурентоспособность предприятия становится реальной и для потребителя, и для производителя. Она позволяет предприятию достичь определенных финансовых результатов хозяйственной деятельности и финансово¬го состояния, то есть влияет на финансовую конкурентоспособность предприятия. В научной литературе фактически отсутствует акцент на взаимосвязь конкурентоспособности предприятия с его финансовой конкурентоспособностью.
Финансовая конкурентоспособность предприятия выступает проявлением потенциальной конкурентоспособности предприятия. Финансовая конкурентоспособность может перейти в реальную (найти свое проявление в конкурентоспособности товара) в случае эффективного использования финансовых ресурсов, в частности, направлений капиталовложений; в случае эффективной организации производства и управления, использования достижений Н'Ш и т.д. На финансовую конкурентоспособность может оказывать влияние проведение финансовых вложений, что может и не привести к изменению реальной конкурентоспособности предприятия (конкурентоспособности товара ).
Финансовая конкурентоспособность предприятия- относительная характеристика финансового состояния предприятия, отражающая его отличие от конкурентов по ряду важнейших показателей финансового положения и финансовых результатов. Выпуск конкурентоспособного товара в конечном итоге отразится на финансовых результатах и финансовом положении предприятия.
Таким образом, понятия конкурентоспособности товара и финансовой конкурентоспособности предприятия тесно взаимосвязаны и рассматриваются нами как система в динамике.
Исходя из сегментированности исследуемой категории в работе сформулированы подходы к построению взаимосвязей между различными уровнями конкурентоспособности (продукции, товара, предприятия, страны). Проанализированы макро- и микроуровни понятия. Центральное место среди них занимает конкурентоспособность производителя, что и послужило решающим моментом в выборе объекта исследования.
В работе были выявлены и систематизированы преимущества и недостатки различных трактовок понятия конкурентоспособность предприятия. На¬ми объединяются два теоретических уровня исследования, основанных на методах индукции и дедукции. Сформулированное в диссертации определение конкурентоспособности предприятия как экономической категории, указываю¬щей на отличие данного производителя от конкурентов по степени удовлетворения потребителей своим товаром и учитывающей эффективность финансово¬хозяйственной деятельности, подчеркивает значимость выпуска конкурентоспособной продукции и товара. Предложенный нами подход к конкурентоспособности предприятия, как динамичному процессу развития, позволил далее перейти к рассмотрению вопроса о факторах конкурентоспособности предприятия, тесно взаимосвязанных с факторами конкурентоспособности продукции. Выступая как факторные условия деятельности, они классифицированы нами по различным признакам.
Анализ научной литературы показал, что под факторами конкурентоспособности обычно подразумевают факторные условия, влияющие на деятельность субъекта. Отдельно выделяют факторы успеха предприятия или его конкурентные преимущества, обладая ими оно становится конкурентоспособным. Факторы успеха или основные возможности предприятия предполагают наличие специальных знаний, навыков, умения, технологического ноу-хау и стратегических процессов, необходимых для выпуска изделий, работ и услуг пред¬приятия.
Часть факторных условий при благоприятном направлении использования может превратиться в факторы успеха предприятия, иначе говоря, факторы успеха - это факторные условия на более высоком уровне развития. Факторы успеха и факторные условия могут рассматриваться в анализе как часть и целое. Факторы успеха, с одной стороны используются при оценке конкурентоспособности объекта, с другой стороны - при определении возможных путей или методов достижения конкурентоспособности. Избыток благоприятных факторных условий может привести к подрыву конкурентных преимуществ, а недостаток - усилить стремление предприятия вырваться в лидеры.
Многообразие факторов конкурентоспособности предприятия по природе, характеру, степени воздействия вызывают потребность в их систематизации и классификации, предшествующую анализу механизма их влияния. Рациональная классификация факторов позволяет установить наиболее полную номенклатуру факторов, упорядочить и выявить максимально значимые из них, что особенно важно при проведении анализа в конкретной производственной ситуации.
С учетом различных мнений факторные условия конкурентоспособности по источнику происхождения нами представлены в виде внешних факторов конкурентоспособности (уровень обслуживания отраслей, численность занятых, уровень развития научно-технической базы, колебания валютного курса, масштабы государственной поддержки отраслей, специфика отрасли - ее капиталоемкость, фондоемкость, материалоемкость и т.д.); внутренних факторов конкурентоспособности (стратегия, культура фирмы, фондовооруженность производства, энергоемкость, уровень развития используемой техники и технологии, рабочей силы и т.д.).
Предложенная в работе классификация факторов конкурентоспособности предприятия по различным группам является наиболее полной по сравнению с существующими в научных исследованиях. Впервые отмечена взаимосвязь факторных условий деятельности и факторов успеха предприятия.
В целом, исследование категорий и уровней конкурентоспособности во взаимосвязи, разработка классификации факторов конкурентоспособности предприятия и подробное рассмотрение основной типологической группы позволили перейти к изучению методологии оценки конкурентоспособности промышленного предприятия.
В работе проанализированы и обобщены концепции отечественных и зарубежных исследователей как с теоретических позиций, так и с точки зрения практической применимости. Отмечены их ограниченность, односторонность, оторванность теоретических построений от практики.
В экономической теории существуют неоднозначные суждения по поводу способа исследования общего понятия конкурентоспособности. Они объединены и представлены нами в виде основных концепций, составивших методологическую классификацию. Эти подходы вырабатывались на протяжении дли¬тельного времени и соответствовали определенному уровню развития производства, техники, технологии, организации производства и управления.
Методологические подходы предполагают использование определенных методов оценки. Разработана классификация отечественных и зарубежных методов оценки конкурентоспособности, в которой указаны их преимущества и недостатки.
В диссертации методы оценки конкурентоспособности сгруппированы в зависимости, во-первых, от качества показателей, положенных в основу определения конкурентоспособности объекта, на общие (они используются при определении конкурентоспособности предприятий, отраслей, товара вне зависимости от сферы их деятельности или области применения) и частные, которые употребляются при оценке конкурентоспособности предприятий (отраслей) как субъектов конкретной сферы (например, строительство, грузовой автомобильный транспорт, авиатранспорт, угледобывающая промышленность); товара как продукции с особыми свойствами; во-вторых, от количества показателей, положенных в основу расчета конкурентоспособности объекта на методы, использующие какой-либо частный показатель; методы, опирающиеся на систему показателей; методы, использующие комплексный показатель.
В диссертации предложена методология, включая экономико¬математическую модель, определения конкурентоспособности предприятия как динамичного процесса развития от конкурентоспособности товара до финансовой конкурентоспособности. В качестве теоретической базы использовались теория эффективной конкуренции и теория качества или конкурентоспособности изделий. Разработаны алгоритм оценки уровня конкурентоспособности предприятия, который включает определение конкурентов, их типов и стадий жизненного цикла применительно к превалирующему рыночному сегменту, расчет системы показателей оценки конкурентоспособности предприятия. Определяющим критерием выступает конкурентоспособность товара, корректируемая с учетом стадии жизненного цикла и финансовой конкурентоспособности предприятия. Применительно к производителям асбестовых технических изделий, учитывая специфику выпускаемой продукции, данный показатель соответствует доле поставок основной продукции (комплектующих) крупнейшим предприятиям - потребителям. Проведенный анализ позволил составить рейтинг производителей асбестовых технических изделий за 1996г. по уровню их реальной конкурентоспособности.
Преимущества разработанной в диссертации модели связаны с тем, что она учитывает основополагающий критерий конкурентоспособности промышленного предприятия - уровень конкурентоспособности выпускаемых изделий. Метод не требует огромного количества информации и основан на использовании небольшого числа показателей, определяемых расчетным путем, предлагается единый показатель для оценки конкурентоспособности изделий, поставляемых нескольким крупным потребителям. Данная модель является динамической, поскольку учитывает стадии жизненного цикла предприятия и его потенциальную конкурентоспособность. Кроме того, полученный результат позволяет наметить конкретные пути обеспечения конкурентоспособности предприятия и разработать стратегию его развития, что было продемонстрировано на приме¬ре ОАО “ФРИТЕКС”.
В работе проанализированы возможные варианты повышения конкурентоспособности предприятия и обоснована необходимость решения данной проблемы на уровне конкретных производств, отраслей при непосредственной поддержке государства. Выделены общие направления повышения конкурентоспособности предприятия и обусловленные спецификой деятельности. В рамках последнего справедливо отслеживал» основные факторы успеха ведущих отечественных и зарубежных конкурентов, что было рассмотрено в диссертации на примере ОАО “ФРИТЕКС”.
Стратегия ОАО “ФРИТЕКС” исследована в разрезе ведущих стратегических позиций с составлением матрицы “Стратегии предприятий- производителей асбестовых технических изделий”, где указана занимаемая позиция на 1998г. и возможности ее изменения с учетом влияния на уровень потенциальной и реальной конкурентоспособности предприятия. Так, в области снабжения стратегия должна ориентироваться на внутренних производителей асбеста, если технология производства будет продолжать базироваться на применении асбеста. Анализ деятельности конкурентов ОАО “ФРИТЕКС”, главным образом его основного конкурента ОАО “УралАТИ”, указывает на необходимость использования в производстве комбинированной стратегии, ориентирующей на сочетание стратегий дифференциации, повышения качества продукции и снижения затрат. В области технологии - учитывая мировые тенденции к ограниченному использованию асбеста или его запрету - необходима постепенная переориентация технологического процесса на безасбестовую основу. Сбытовая политика должно быть направлена не только на отечественных потребителей асбестовых изделий в лице автомобильной промышленности, но и на за¬рубежных в случае повышения качества, сертификации и изменения технологии производства. В сфере управления и финансов, учитывая ограниченность ресурсов, необходимость совершенствования технологического процесса и повышения качества, предприятию необходимо вести поиск партнеров для совместной деятельности, включая возможность создания стратегических альянсов, в том числе с научно-исследовательскими учреждениями, и тем самым для обеспечения своей конкурентоспособности на рынке асбестовых технических изделий. Таким образом, разработана стратегия на долгосрочный период, которая содержит предложения по всем основным направлениям производственно¬хозяйственной деятельности. Анализ деятельности ОАО “ФРИТЕКС”, выбор стратегии, ее реализация применимы и для других предприятий, стремящихся обеспечить свою конкурентоспособность.
В целом, задача обеспечения конкурентоспособности предприятия может быть решена только путем сохранения и поддержания имеющихся сильных сторон его деятельности и создания новых преимуществ в конкурентной борьбе.
Конкурентоспособность промышленного предприятия мы рассматриваем как динамично развивающийся процесс, предполагающий выпуск конкурентоспособной продукции, товара и учитывающий финансовую конкурентоспособность предприятия. Этот процесс вызывает усложнение коммерческих и некоммерческих отношений, развитие от простого к сложному, его своеобразными этапами выступают конкурентоспособность товара и финансовая конкурентоспособность предприятия.
Под конкурентоспособностью товара понимаем экономическую категорию, указывающую на способность товара удовлетворять всем требованиям ее потребителей более полно, чем аналог конкурента.
Как показало проведенное исследование категория “конкурентоспособность предприятия” - не статическая, а динамическая. Она указывает на отличие данного производителя от конкурентов по степени удовлетворения потребителей своим товаром и учитывает эффективность финансово-хозяйственной деятельности.
Для целей анализа конкурентоспособности предприятия необходимо изучение конкурентной среды существования производителя. Для этого нами были рассмотрены наиболее общие черты рыночных моделей и установлено, что отечественный рынок преимущественно характеризуется действием олигополий. Это относится, в частности, к производителям асбестовых технических изделий.
В работе дана оценка взаимосвязи категорий конкурентоспособности, конкуренции и качества. Конкурентоспособность - неотъемлемая характеристика рынка. Она тесно связана с понятием конкуренции, поскольку с одной стороны, нельзя говорить о конкурентоспособности объекта в условиях отсутствия конкуренции, а с другой - конкурентная среда - основа обеспечения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. Между видами конкуренции и конкурентоспособностью продукции можно установить определенную взаимосвязь, которая имеет явный характер в случае предметной и видовой конкуренции и скрытый при функциональной конкуренции. Существует прямая зависимость между уровнем конкуренции и конкурентоспособностью экономики, хозяйствующих субъектов: чем острее конкуренция и разнообразнее формы ее проявления на национальном (международном) рынке, тем обычно выше уровень конкурентоспособности. Методы, функции, виды конкуренции, рассмотренные нами, выступают необходимыми элементами при построении модели оценки конкурентоспособности предприятия и определения путей обеспечения конкурентоспособности.
Качество оказывает прямое влияние на конкурентоспособность производителя. Во-первых, в условиях неконкурентоспособности предприятия затруднительно обеспечить устойчивый рост качества выпускаемой продукции, во- вторых, качество является неотъемлемым элементом конкурентоспособности продукции, товара и, соответственно, влияет на конкурентоспособность пред¬приятия через конкурентоспособность товара. Выделенная нами двусторонняя связь этих категорий также важна в методологическом плане.
В работе предложен собственный подход к определению категорий конкурентоспособности продукции и товара, разграничены понятия продукция, товар, конкурентоспособная продукция, конкурентоспособный товар.
Конкурентоспособность продукции - отличие продукции (продукта труда как совокупности потребительных стоимостей) от аналогичной продукции конкурента по степени соответствия конкретной общественной потребности. Говоря о товаре как единстве потребительной стоимости и стоимости, под его конкурентоспособностью мы понимаем относительную характеристику товара, где отражается его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение; при этом подчеркивается зависимость конкурентоспособности товара от стоимости и потребительной стоимости продукции, а применительно к конкурентоспособности продукции - от потребительной стоимости.
Таким образом, данные определения впервые позволяют однозначно говорить о конкурентоспособности продукции и товара как различных категориях. Нами обоснована необходимость рассмотрения конкурентоспособности то¬вара в единстве потребительной стоимости и стоимости, поскольку их обособленное исследование существует в рамках анализа экономических отношений, а в реальной действительности они представлены в синтезе.
Конкурентоспособность товара есть единство интересов производителя и потребителя. Она определяется реальной способностью товара быть проданным на конкретном рынке (в том случае, когда достигается равенство спроса и предложения, соответствие объема производства и емкости рынка).
В работе отмечается, что понятие конкурентоспособность товара находит разное проявление с позиций потребителя и производителя. Так, для потребителя конкурентоспособность товара рассматривается как превосходство от аналогов по ряду критериев (собственно конкурентоспособность товара), для производителя конкурентоспособность товара рассматривается прежде всего в цене (затратах), которая предопределяет финансовые результаты и финансовое со¬стояние предприятия (или иначе говоря характеризует финансовую конкурентоспособность предприятия).
В работе конкурентоспособность предприятия изучена, во-первых, с точки зрения его внутренней сущности как процесса развития, где начальный этап - конкурентоспособность товара; во-вторых - с позиций потребителя и производителя.
Потребитель, приобретая данный товар на рынке, тем самым оценивает его конкурентоспособность, и, соответственно, конкурентоспособность пред¬приятия. При этом конкурентоспособность предприятия становится реальной и для потребителя, и для производителя. Она позволяет предприятию достичь определенных финансовых результатов хозяйственной деятельности и финансово¬го состояния, то есть влияет на финансовую конкурентоспособность предприятия. В научной литературе фактически отсутствует акцент на взаимосвязь конкурентоспособности предприятия с его финансовой конкурентоспособностью.
Финансовая конкурентоспособность предприятия выступает проявлением потенциальной конкурентоспособности предприятия. Финансовая конкурентоспособность может перейти в реальную (найти свое проявление в конкурентоспособности товара) в случае эффективного использования финансовых ресурсов, в частности, направлений капиталовложений; в случае эффективной организации производства и управления, использования достижений Н'Ш и т.д. На финансовую конкурентоспособность может оказывать влияние проведение финансовых вложений, что может и не привести к изменению реальной конкурентоспособности предприятия (конкурентоспособности товара ).
Финансовая конкурентоспособность предприятия- относительная характеристика финансового состояния предприятия, отражающая его отличие от конкурентов по ряду важнейших показателей финансового положения и финансовых результатов. Выпуск конкурентоспособного товара в конечном итоге отразится на финансовых результатах и финансовом положении предприятия.
Таким образом, понятия конкурентоспособности товара и финансовой конкурентоспособности предприятия тесно взаимосвязаны и рассматриваются нами как система в динамике.
Исходя из сегментированности исследуемой категории в работе сформулированы подходы к построению взаимосвязей между различными уровнями конкурентоспособности (продукции, товара, предприятия, страны). Проанализированы макро- и микроуровни понятия. Центральное место среди них занимает конкурентоспособность производителя, что и послужило решающим моментом в выборе объекта исследования.
В работе были выявлены и систематизированы преимущества и недостатки различных трактовок понятия конкурентоспособность предприятия. На¬ми объединяются два теоретических уровня исследования, основанных на методах индукции и дедукции. Сформулированное в диссертации определение конкурентоспособности предприятия как экономической категории, указываю¬щей на отличие данного производителя от конкурентов по степени удовлетворения потребителей своим товаром и учитывающей эффективность финансово¬хозяйственной деятельности, подчеркивает значимость выпуска конкурентоспособной продукции и товара. Предложенный нами подход к конкурентоспособности предприятия, как динамичному процессу развития, позволил далее перейти к рассмотрению вопроса о факторах конкурентоспособности предприятия, тесно взаимосвязанных с факторами конкурентоспособности продукции. Выступая как факторные условия деятельности, они классифицированы нами по различным признакам.
Анализ научной литературы показал, что под факторами конкурентоспособности обычно подразумевают факторные условия, влияющие на деятельность субъекта. Отдельно выделяют факторы успеха предприятия или его конкурентные преимущества, обладая ими оно становится конкурентоспособным. Факторы успеха или основные возможности предприятия предполагают наличие специальных знаний, навыков, умения, технологического ноу-хау и стратегических процессов, необходимых для выпуска изделий, работ и услуг пред¬приятия.
Часть факторных условий при благоприятном направлении использования может превратиться в факторы успеха предприятия, иначе говоря, факторы успеха - это факторные условия на более высоком уровне развития. Факторы успеха и факторные условия могут рассматриваться в анализе как часть и целое. Факторы успеха, с одной стороны используются при оценке конкурентоспособности объекта, с другой стороны - при определении возможных путей или методов достижения конкурентоспособности. Избыток благоприятных факторных условий может привести к подрыву конкурентных преимуществ, а недостаток - усилить стремление предприятия вырваться в лидеры.
Многообразие факторов конкурентоспособности предприятия по природе, характеру, степени воздействия вызывают потребность в их систематизации и классификации, предшествующую анализу механизма их влияния. Рациональная классификация факторов позволяет установить наиболее полную номенклатуру факторов, упорядочить и выявить максимально значимые из них, что особенно важно при проведении анализа в конкретной производственной ситуации.
С учетом различных мнений факторные условия конкурентоспособности по источнику происхождения нами представлены в виде внешних факторов конкурентоспособности (уровень обслуживания отраслей, численность занятых, уровень развития научно-технической базы, колебания валютного курса, масштабы государственной поддержки отраслей, специфика отрасли - ее капиталоемкость, фондоемкость, материалоемкость и т.д.); внутренних факторов конкурентоспособности (стратегия, культура фирмы, фондовооруженность производства, энергоемкость, уровень развития используемой техники и технологии, рабочей силы и т.д.).
Предложенная в работе классификация факторов конкурентоспособности предприятия по различным группам является наиболее полной по сравнению с существующими в научных исследованиях. Впервые отмечена взаимосвязь факторных условий деятельности и факторов успеха предприятия.
В целом, исследование категорий и уровней конкурентоспособности во взаимосвязи, разработка классификации факторов конкурентоспособности предприятия и подробное рассмотрение основной типологической группы позволили перейти к изучению методологии оценки конкурентоспособности промышленного предприятия.
В работе проанализированы и обобщены концепции отечественных и зарубежных исследователей как с теоретических позиций, так и с точки зрения практической применимости. Отмечены их ограниченность, односторонность, оторванность теоретических построений от практики.
В экономической теории существуют неоднозначные суждения по поводу способа исследования общего понятия конкурентоспособности. Они объединены и представлены нами в виде основных концепций, составивших методологическую классификацию. Эти подходы вырабатывались на протяжении дли¬тельного времени и соответствовали определенному уровню развития производства, техники, технологии, организации производства и управления.
Методологические подходы предполагают использование определенных методов оценки. Разработана классификация отечественных и зарубежных методов оценки конкурентоспособности, в которой указаны их преимущества и недостатки.
В диссертации методы оценки конкурентоспособности сгруппированы в зависимости, во-первых, от качества показателей, положенных в основу определения конкурентоспособности объекта, на общие (они используются при определении конкурентоспособности предприятий, отраслей, товара вне зависимости от сферы их деятельности или области применения) и частные, которые употребляются при оценке конкурентоспособности предприятий (отраслей) как субъектов конкретной сферы (например, строительство, грузовой автомобильный транспорт, авиатранспорт, угледобывающая промышленность); товара как продукции с особыми свойствами; во-вторых, от количества показателей, положенных в основу расчета конкурентоспособности объекта на методы, использующие какой-либо частный показатель; методы, опирающиеся на систему показателей; методы, использующие комплексный показатель.
В диссертации предложена методология, включая экономико¬математическую модель, определения конкурентоспособности предприятия как динамичного процесса развития от конкурентоспособности товара до финансовой конкурентоспособности. В качестве теоретической базы использовались теория эффективной конкуренции и теория качества или конкурентоспособности изделий. Разработаны алгоритм оценки уровня конкурентоспособности предприятия, который включает определение конкурентов, их типов и стадий жизненного цикла применительно к превалирующему рыночному сегменту, расчет системы показателей оценки конкурентоспособности предприятия. Определяющим критерием выступает конкурентоспособность товара, корректируемая с учетом стадии жизненного цикла и финансовой конкурентоспособности предприятия. Применительно к производителям асбестовых технических изделий, учитывая специфику выпускаемой продукции, данный показатель соответствует доле поставок основной продукции (комплектующих) крупнейшим предприятиям - потребителям. Проведенный анализ позволил составить рейтинг производителей асбестовых технических изделий за 1996г. по уровню их реальной конкурентоспособности.
Преимущества разработанной в диссертации модели связаны с тем, что она учитывает основополагающий критерий конкурентоспособности промышленного предприятия - уровень конкурентоспособности выпускаемых изделий. Метод не требует огромного количества информации и основан на использовании небольшого числа показателей, определяемых расчетным путем, предлагается единый показатель для оценки конкурентоспособности изделий, поставляемых нескольким крупным потребителям. Данная модель является динамической, поскольку учитывает стадии жизненного цикла предприятия и его потенциальную конкурентоспособность. Кроме того, полученный результат позволяет наметить конкретные пути обеспечения конкурентоспособности предприятия и разработать стратегию его развития, что было продемонстрировано на приме¬ре ОАО “ФРИТЕКС”.
В работе проанализированы возможные варианты повышения конкурентоспособности предприятия и обоснована необходимость решения данной проблемы на уровне конкретных производств, отраслей при непосредственной поддержке государства. Выделены общие направления повышения конкурентоспособности предприятия и обусловленные спецификой деятельности. В рамках последнего справедливо отслеживал» основные факторы успеха ведущих отечественных и зарубежных конкурентов, что было рассмотрено в диссертации на примере ОАО “ФРИТЕКС”.
Стратегия ОАО “ФРИТЕКС” исследована в разрезе ведущих стратегических позиций с составлением матрицы “Стратегии предприятий- производителей асбестовых технических изделий”, где указана занимаемая позиция на 1998г. и возможности ее изменения с учетом влияния на уровень потенциальной и реальной конкурентоспособности предприятия. Так, в области снабжения стратегия должна ориентироваться на внутренних производителей асбеста, если технология производства будет продолжать базироваться на применении асбеста. Анализ деятельности конкурентов ОАО “ФРИТЕКС”, главным образом его основного конкурента ОАО “УралАТИ”, указывает на необходимость использования в производстве комбинированной стратегии, ориентирующей на сочетание стратегий дифференциации, повышения качества продукции и снижения затрат. В области технологии - учитывая мировые тенденции к ограниченному использованию асбеста или его запрету - необходима постепенная переориентация технологического процесса на безасбестовую основу. Сбытовая политика должно быть направлена не только на отечественных потребителей асбестовых изделий в лице автомобильной промышленности, но и на за¬рубежных в случае повышения качества, сертификации и изменения технологии производства. В сфере управления и финансов, учитывая ограниченность ресурсов, необходимость совершенствования технологического процесса и повышения качества, предприятию необходимо вести поиск партнеров для совместной деятельности, включая возможность создания стратегических альянсов, в том числе с научно-исследовательскими учреждениями, и тем самым для обеспечения своей конкурентоспособности на рынке асбестовых технических изделий. Таким образом, разработана стратегия на долгосрочный период, которая содержит предложения по всем основным направлениям производственно¬хозяйственной деятельности. Анализ деятельности ОАО “ФРИТЕКС”, выбор стратегии, ее реализация применимы и для других предприятий, стремящихся обеспечить свою конкурентоспособность.
В целом, задача обеспечения конкурентоспособности предприятия может быть решена только путем сохранения и поддержания имеющихся сильных сторон его деятельности и создания новых преимуществ в конкурентной борьбе.
Подобные работы
- Определение конкурентоспособности
промышленного предприятия
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 1999



