Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Работа №28105

Тип работы

Диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы151
Год сдачи1999
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
612
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА
УЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ 14
§ 1.1 СУЩНОСТЬ И СЛАГАЕМЫЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ 14
§ 1.2 УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА
И КОМПОНЕНТ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ 24
§ 1.3 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА УЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ 35
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 62
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА
ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ЛИЧНОСТНО¬ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ 64
§ 2.1 ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТА 64
§ 2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 79
§ 2.3 ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ 113
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 133
ЛИТЕРАТУРА 136

Актуальность темы исследования обусловлена объективной необходимостью повышения на этапе радикальных преобразований в обществе эффективности обучения как особой формы организации социальных процессов и межличностных отношений. При этом проблема личности как субъекта проектировочной деятельности становится одной из центральных в гуманитарных и смежных с ними науках в связи с демократизацией и гуманизацией школьного образования, подготовкой подрастающего поколения к жизни и труду.
Важное качество человека (в том числе ученика-старшеклассника) быть субъектом, творцом своего собственного жизненного пути, инициативно и ответственно осуществлять все специфические виды активности (творческой, нравственной, познавательной и др.) в прежней системе обучения практически игнорировалось. Гуманистическая трактовка человека (ученика) как субъекта (индивидуального, группового, коллективного) противостоит пониманию его как «винтика» государственно-производственной машины, как продукта развития общества (А.В.Брушлинский, 1979). Поэтому система становления субъектов образовательного процесса должна прежде всего опираться на личностно-ориентированные факторы их развития.
В контексте задач гуманизации и оптимизации образования особое место занимает педагогическое проектирование учебной деятельности старшеклассников при изучении общественно-научных дисциплин, являющихся базовыми в формировании научного мировоззрения личности, которое рассматривается как «творческий процесс, который ставит под сомнение предпосылки, лежащие в основе старых форм, и требует совершенно новых взглядов и подхода, чтобы получить совершенно новые решения...» (Дж. ван Гиг, 1981). Одновременно педагогическое проектирование - это мотивированный способ изменения педагогической действительности, основанием которого является результат самоопределения его создателя в ценностно-смысловом педагогическом пространстве.
Отсюда, педагогическое проектирование - это процесс создания педагогических проектов (планов, замыслов) педагогической деятельности, от построения которой зависит конечный результат обучения и воспитания.
Решение названной проблемы обусловлено многими обстоятельствами и прежде всего тем, что «образовательное проектирование имеет социальный характер и соответствующие особенности» (Г.Н.Филонов, 1977); необходимостью признания личности обучающегося субъектом познания и творческой деятельности на всех этапах её становления и развития; потребностью в разработке прогрессивных, научно обоснованных методик и технологий обучения, конструировании многообразия обучающе-воспитательных систем, обеспечивающих эффективность педагогического процесса; тем, что объяснительно-рецептивная (традиционная) система построения учебно-воспитательного процесса в массовой школе и даже в образовательных учреждениях инновационного типа (лицеи, колледжи, гимназии и др.) с организационной и методических позиций не может характеризоваться как оптимальная и целостная.
Одновременно отметим, что современные тенденции развития образовательного процесса, нацеленного на положительный реальный результат, закономерно предполагают:
- реформирование классно-урочной системы в целом и отдельных её компонентов;
- ориентацию педагогической деятельности на её моделирование, проектирование и конструирование, обеспечивающие в единстве формирование у учащихся интегральных новообразований;
- разработку личностно-ориентированных технологий и способов обучения при обеспечении сотрудничества всех субъектов образовательного процесса.
Анализируя состояние исследований в этой области, можно отметить, что пока еще не выработана единая точка зрения на природу педагогического проектирования вообще, хотя в отечественной педагогике существуют отдельные направления и школы, внесшие значительный вклад в разработку данной проблемы (С.И.Архангельский, В.С.Безрукова, В.П.Беспалько, С.И.Высоцкая, Е.С.Заир-Бек, Ю.Н.Кулюткин, В.М.Монахов, Н.Н.Суртаева, А.П.Тряпицына, А.И.Уман и др.).
Из многочисленных решений проблемы дидактического проектирования наиболее полное представление о нем дают работы сравнительно недавнего времени (А.П.Аношкин, В.И.Богомолов, А.С.Границкая, В.В.Гузеев, И.И.Ильясов, О.Г.Прикот, И.Б.Сенновский, М.А.Чошанов, Т.И.Шамова, Н.Р.Юсуфбекова и др.). В своем большинстве они определяют педагогическое проектирование как механизм разработки технологий обучения в теории и практике, что наиболее полно отражает и наши взгляды.
Важную роль для данного исследования сыграли работы известных философов, так или иначе рассматривавших вопросы проектирования разного ро¬да систем и их компонентов (Н.М.Амосов, В.Г.Афанасьев, В.А.Веников, В.М.Глушков, А.И.Уемов, А.А.Штофф, Э.Г.Юдин и др.).
Особый интерес нами был проявлен к трудам отечественных психологов, чьи идеи могут быть реализованы в проектировочной деятельности педагогов и учащихся (В.В.Давыдов, П.Я.Гальперин, З.И.Калмыкова, А.Н.Леонтьев,A. В.Петровский, Л.М.Фридман и др.).
На проектирование как проявление творчества в деятельности педагогов указывается в ряде работ и других ученых (В. И. Андреев, А. С. Белкин,B. А.Бухвалов, В.И.Загвязинский, М.М.Поташник, В.А.Черкасов и др.).
на совершенствование отдельных аспектов проблемы и не раскрывают её на уровне целостности. В то же время школьная практика нуждается в уточнении научных понятий: «дидактическое проектирование», «личностно-ориентированное обучение», «проектирование учебной деятельности» - и определении условий, при которых учение старшеклассников будет наиболее эффективным и качественным; в обоснованных рекомендациях по педагогическому проектированию учебной деятельности учащихся третьей ступени школьного образования на уроках общественно-научных дисциплин. Актуальность и недостаточная теоретическая и практическая разработка указанной проблемы и определили выбор темы исследования: «Проектирование учебной деятельности старшеклассников в условиях личностно-ориентированного обучения».
Цель исследования заключается в обосновании возможностей проектирования учебной деятельности старшеклассников на уроках при изучении общественно-научных дисциплин как средства, обеспечивающего положительный конечный результат.
Объектом исследования является процесс личностно-ориентированного обучения предметам гуманитарного цикла в старших классах современной общеобразовательной школы.
Предмет исследования - проектирование учебной деятельности старшеклассников на уроке в системе личностно-ориентированного обучения.
Анализ психолого-педагогической литературы, практики работы школы позволил сформулировать следующую гипотезу: проектирование учебной деятельности старшеклассников в системе личностно-ориентированного обучения на уроках общественно-научных дисциплин обеспечивает эффективность образовательного процесса и его качественный реальный результат, если оно:
- имеет целенаправленный и организованный характер, рассматривается как пошагово-целевая, полифункциональная деятельность педагогов и учащихся;
- предполагает реформирование традиционной структуры урока;
- базируется на свободе выбора учащимися и педагогами цели, содержания и способов действий в конкретных учебных ситуациях;
- опирается на современную субъект-субъектную психолого-педагогическую парадигму, предполагающую ориентацию в обучении на личность ученика, его активную позицию, способность к саморазвитию, личностное взаимодействие и сотрудничество субъектов образовательного процесса.
Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы были определены следующие задачи:
1. Проанализировать состояние данной проблемы в педагогической теории и практике, выявить её перспективы и тенденции.
2. Уточнить научный статус педагогического проектирования и ведущих понятий, связанных с ним: «дидактическое проектирование», «личностно-ориентированное обучение», «проектирование учебной деятельности».
3. Определить содержание проектировочной деятельности субъектов личностно-ориентированного обучения на уроках при изучении общественно¬научных дисциплин.
4. Провести педагогический эксперимент по организации личностно-ориентированного обучения на основе проектирования учебной деятельности старшеклассников.
5. Разработать методические рекомендации для практических работников школ по проектированию учебной деятельности старшеклассников в условиях личностно-ориентированного обучения на материале общественно-научных дисциплин.
Методологической основой исследования явились философские идеи о соотношении сознания, деятельности и развития личности; о единстве теории и практики; о системном подходе к изучаемым процессам и явлениям; идеи демократизации и гуманизации процесса обучения.
Исследование опирается на концепции:
- педагогического проектирования (А. П. Аношкин, С. И. Архангельский, В.С.Безрукова, В.П.Беспалько, Е.С.Заир-Бек, Н.Н.Суртаева, А.П.Тряпицына, А. И. Уман и др.);
- личностно-ориентированного обучения (В.В.Давыдов, А.А.Кирсанов, А.В.Петровский, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.);
- системного подхода в организации учебно-воспитательного процесса (Ю.К.Бабанский, Ю.А.Конаржевский, Н.В.Кузьмина, В.Н.Максимова, Н.Ф.Талызина и др.).
В области методологии исследования основой послужили труды В.И.Андреева, Ю.К.Бабанского, В.И.Загвязинского, Т.А.Ильиной, A. И.Кочетова, М.Н.Скаткина, В.А.Черкасова, И.К.Шалаева и др.
Работа основывается также на научных подходах к проектированию как одному из видов деятельности педагога, разработанных в отечественной психологической теории деятельности (К.А.Абульханова-Славская, А.А.Бодалев,B. П.Зинченко, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, Л.М.Фридман и др.).
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач в исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; изучение опыта практической работы учителей в аспекте изучаемого вопроса; диагностический анализ потребности и готовности педагогов и учащихся к проектировочной деятельности; опытно-экспериментальная работа по проектированию учебной деятельности старшеклассников в условиях личностно-ориентированного обучения; интервьюирование и анкетирование, с помощью которых выявились типичные затруднения педагогов в осуществлении проектировочной деятельности; тестирование старшеклассников с целью выявления эффективности обучения, организованного на основе проектирования их учебной деятельности; качественный анализ результатов эксперимента.
разделить на три этапа, на каждом из которых, в зависимости от решаемых за-дач, применялся соответствующий комплекс методов исследования.
Первый этап (1991-1994 гг.) - поисково-теоретический, связан с выбором и теоретическим осмыслением темы, методологической и теоретической основ исследования; определялись его цель и задачи; сформулирована рабочая гипотеза.
Второй этап (1994-1997 гг.) - характеризуется как опытно¬экспериментальный (обучающий). На данном этапе продолжалось совершенствование гипотезы исследования, был разработан план формирующего эксперимента, уточнялись общие подходы к содержанию и разработке технологии личностно-ориентированного обучения, осуществлялась реализация программы опытно-экспериментальной работы, апробировался спецкурс «Учись думать и действовать».
Третий этап (1997-1999 гг.) - аналитико-обобщающий, который связан с общим анализом результатов опытно-экспериментальной работы, их проверкой и корректировкой в ходе экспертизы, формулированием выводов и рекомендаций, оформлением результатов исследования в виде диссертации.
Апробация результатов исследования проводилась: на международном семинаре «Глобальное образование» (1994 г.), на заседании Ученого Совета Института повышения квалификации работников образования Омской области (1992 г.), на кафедре педагогики Омского государственного педагогического университета (1998 г.), педагогических советах школ, в лекционной работе со слушателями курсов повышения квалификации при ИПКРО Омской области, выступлениях на научно-практических конференциях в гг. Омске и Новокузнецке (1994, 1995, 1998 гг.) и публикациях диссертанта (учебное и методическое пособие, методические рекомендации, статьи, тезисы).
уроках научно-общественных дисциплин; путем разработки и апробации спец-курса «Педагогическое мастерство учителя» для студентов Омского государственного педагогического университета и Омского государственного университета, а также для слушателей курсов повышения квалификации учителей при ИПКРО Омской области; в ходе подготовки и использования методических рекомендаций для учащихся «Учись думать и действовать» (составляющие: логи¬ка, риторика, психология успеха, основы философских знаний). Издано методическое пособие «Технология личностно-ориентированного обучения» (учебный процесс и учебная деятельность учащихся в старших классах на уроках предмета «История России», 1994 г.) и схематизированное учебное пособие «Россия. XX век» для учащихся 10-11 классов, учителей и абитуриентов. Разработана и внедрена методика чтения курса «История России» для абитуриентов юридического института МВД РФ (1999 г.). Апробация осуществлялась также при организации занятий в «мастер-классе» для учителей школ г. Омска. Уроки с использованием технологии проектирования учебной деятельности старшеклассников представлены на конкурсах «Учитель года - 92» и «Педагог года - 99» в Омске, где диссертант стала их победителем и заочном Российском.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- определена технология проектирования учебной деятельности старшеклассников в условиях личностно-ориентированного обучения;
- обоснована целесообразность введения спецкурса «Учись думать и действовать» в учебный план старшей ступени средней общеобразовательной школы как комплексной формы подготовки старших школьников к самоорганизации учебно-познавательной деятельности;
- раскрыто соотношение между организаторскими функциями учителя и самоорганизацией учебно-познавательной деятельности школьников старшей ступени в ходе проектирования;
- методологически обосновано влияние свободы выбора на развивающуюся личность ребенка и сформулированы педагогические требования конструирования ситуации выбора в учебной деятельности; определены пути и способы формирования у учащихся умений, необходимых для принятия решений в условиях выбора;
- доказано, что эффективность развития сотрудничества учителя и учащихся зависит от достижения успеха, обеспечивающего переход с позиции объекта педагогического воздействия и влияния на позицию субъекта взаимодействия с учителем;
- определена технология развития отношений сотрудничества в системе «учитель - ученик» посредством использования комплекса приемов создания ситуации успеха на каждом этапе учебной деятельности (стимулирующе- мотивационном, операционно-деятельностном, оценочно-результативном) в условиях личностно-ориентированного обучения;
- обоснованы общие подходы к проектированию учебной деятельности учащихся старших классов общеобразовательных школ, в которой происходит расширение поля реальных и потенциальных достижений учащихся;
- разработана и обоснована модель достижения успеха учителя и учащегося в учебной деятельности в условиях личностно-ориентированного обучения.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Проектирование учебной деятельности старшеклассников на уроках общественно-научных дисциплин является средством, обеспечивающим положи-тельный конечный результат их личностно-ориентированного обучения.
2. Содержание проектировочной деятельности субъектов образовательного процесса в режиме: «выбор - сотрудничество - успех».
3. Критерии эффективности учебной деятельности старшеклассников как проектировочной в условиях личностно-ориентированного обучения.
методологических позиций; общей методологией проектировочной деятельности; полнотой и системностью рассмотрения предмета исследования, его структурных, функциональных и процессуальных характеристик и взаимосвязи между ними; репрезентативностью объема выборок; воспроизводимостью результатов изыскания, полученных в условиях работы школ различных регионов (гг. Красноярск, Новокузнецк, Омск и Омская область); всесторонним качественным и количественным анализом экспериментальных данных; использованием комплекса методов, адекватных целям и задачам исследования; широкой апробацией и экспертизой результатов обучения.
Понятийный аппарат исследования: педагогическое проектирование - процесс создания предположительных вариантов предстоящей деятельности и прогнозирования её результатов; педагогическая ситуация - составная часть педагогического процесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве; знания - результат интеллектуальной (умственной, познавательной) деятельности, выраженной в усвоении понятий, категорий, принципов, фактов, событий, отражающих действительность в сознании старшеклассника; познавательная деятельность - сознательная организация и самоорганизация познания действительности; учебная деятельность (учение) - целенаправленный и мотивированный процесс (вид деятельности) планомерного приобретения учащимся субъектом определенной системы научных знаний, умений и навыков, способов деятельности (практической и интеллектуальной), опыта творчества и эмоционально-ценностных отношений, осуществляющихся в ходе непосредственного и опосредованного познания действительности и организованных по принципу самоуправления; управление уроком - процесс воздействия на обучающегося посредством отбора содержания образования, организации дидактического взаимодействия, актуализации их мотивационно-волевой сферы, создания оптимальных условий с целью повышения эффективности конечного результата; личностно-ориентированное обучение - специфическая форма обеспечения образования, сводимая к организации планомерной и систематической деятельности учения отдельной личности в целях усвоения ею общественно значимого опыта; самообучение - процесс непосредственного приобретения учащимся накопленного опыта посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Последовательное решение задач исследования, целенаправленное использование научно-педагогических методов позволило провести содержательный анализ сущности дидактического проектирования учебной деятельности школьников в условиях личностно-ориентированного обучения, сделать анализ имеющихся концепций по теме исследования, определить на этом уровне исходные теоретические положения. Поэтому при раскрытии понятия «педагогическое проектирование» мы опирались на специфику определения сущности прикладных научных исследований, которые направлены на создание новых аспектов решения возникающих в обществе практических задач. В этом смысле «педагогическое проектирование» можно рассматривать как одно из направлений инновационной исследовательской педагогической деятельности, которая обеспечивает решение проблем, имеющихся в практике образования. Проектирование предполагает построение комплекса педагогических идей и разработку желаемых преобразований и программ их реализации в конкретные образовательные системы на основе системного подхода.
В ходе теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы выстроилась логика проектирования, которая может быть представлена как пошаговая деятельность. Ее составляющими становятся:
а) определение замысла проекта — начинается с анализа ситуации, выявления противоречий, определения проблем для решения, диагностики проблем, выбора идей, их согласования;
б) формулировка идей, системы ценностных установок для разработки проекта, создание схемы или образа-эскиза проекта, выдвижение гипотез, альтернативных решений, определение целей проектирования в конкретных критериях, прогнозирование, разработка и оценка вариантов, выбор наиболее эффективных из них, определение системы методов проектирования, то есть полная формулировка концепции проекта;
в) разработка моделей действия (стратегических программ реализации проекта, управление взаимодействием);
г) конкретизация задач, которые необходимо решить, определение и обоснование условий и средств для достижения целей, разработка тактики действий и системы взаимодействия для реализации проекта;
д) реализация проекта требует организации непрерывной обратной связи, оценки процесса, доработки, корректировки; и одновременно производится оценка, анализ и обобщение результатов, определение дальнейших направлений деятельности;
е) оформление процесса и результатов проектирования в конкретных продуктах педагогического творчества - документах проекта, публикациях, сообщениях, докладах и т.п.
Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют сделать следующие выводы:
1. Построение учебной деятельности старшеклассников на основании дидактического проектирования обеспечивает личностные достижения учащихся, их развитие.
2. Дидактическое проектирование предполагает взаимосвязь двух составляющих его элементов - выбора и сотрудничества, - которые являются одно-временно и необходимыми условиями достижения успеха в деятельности учителя и учащихся.
3. В ходе экспериментальной работы выявилась сложность организации учебного процесса, основанного на свободном выборе учителем и учащимися способов действий, что требует видоизменения традиционного урока. В результате опытно-экспериментальной работы такая форма была выработана. Ученик, становясь субъектом выбора, получает не только возможность и право защищать свой интерес, но и вынужден учиться согласовывать свой интерес с объективными обстоятельствами, что одновременно создает
4. Ориентация на успех стимулирует деятельность учащегося на каждом этапе учебной деятельности. Учебное сотрудничество способствует постепенному переводу учебного процесса с уровня педагогического воздействия на учащихся на уровень личностного взаимодействия с ними, то есть принятию учащимися субъективной позиции в совместной с учителем деятельности. Эффективность ситуации успеха зависит от учета функций и условий ее реализации на каждом этапе взаимодействия учителя и ученика. Экспериментальная работа подтвердила правильность теоретических положений о развитии отношений сотрудничества в системе учитель-ученик и о роли ситуации успеха в этом процессе.
5. Внедрение разработанной методики использования «мысленных моделей
ответа» (ММО) ученика в процессе его учебной деятельности, стимулирует умственную деятельность учащегося, направляет ее по эвристическому пути в процессе приобретения новых знаний.
6. Разработанный и апробированный спецкурс «Учись думать и действовать» помогает учащимся организовать свою учебную деятельность, является эффективным средством совершенствования учебного опыта у старших школьников выступает как необходимое условие подготовки учащихся к организации личной учебной работы, выполняя образовательную, развивающую и воспитывающую функции.



1. Абдульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-335 с.
2. Алексашкина И.Ю., Элиасберг Н.И. Из опыта гуманизации образования в петербургской школе. -СПб., 1993. -102 с.
3. Амонашвили Ш. А. Педагогика сотрудничества, гуманизация
педагогического процесса. // Перспективы: вопросы образования. -1990. -
4. А№м4о. нашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. -М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. -496 с.
5. Амосов Н.М. Моделирование сложных систем. -Киев: Высшая школа, 1968. -88 с.
6. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. -Казань: КГУ, 1988. -238 с.
7. Ангеловски К. Учителя и инновации. -М.: Просвещение, 1991. -160 с.
8. Аношкин А.П. Педагогическое проектирования систем и технологий обучения. Учеб. пособие. -Омск: ОмГПУ, 1997. -140 с. -С.9.
9. Аношкин А.П. Основы моделирования в образовании. Учеб. пособие. - Омск: ОмГПУ, 1998. -143 с.
10. Аношкин А.П. О понятии «педагогическая технология» обучения. // Современные социально-экономические проблемы России. -Омск: 1994. -С.45-47.
11. Аношкин А.П., Белокур Н.Ф. Форма организации учебной деятельности при выполнении учащимися самостоятельных работ. // Самостоятельная работа учащихся в учебном процессе современной школы: Межвузовский сборник научных трудов. -Челябинск: ЧГПИ,1985. -С.53-75.
12. Аношкин А. П. Дидактика ума младших школьников (по материалам экспериментально-педагогического исследования). -Омск.: ОмГПУ, 1999. - 136 с.
13. Аношкин А.П., Кольц И.А. Краткий словарь руководителя школы: Учебное издание / Под. ред. докт. психол. наук, проф. Е. П. Щербакова. -Омск.: «Полиграфист», 1999. -167 с.
14. Аношкин А.П. Как определить эффективность использования учебного времени на уроке. // Методический бюллетень. -№14, -Омск.: Базовый учебно-методический кабинет ССУЗ Омской области. апрель, 1994. -С.4-7.
15. Аношкин А.П., Тирская E.A. Личностно-ориентированное обучение в школе как инновационный технологический процесс. // Проблемы археологии, истории и методики преподавания. -Омск: 1996.-156 с.
16. Архангельский С. И. Лекции о научной организации учебного процесса в высшей школе. -М.: Высшая школа, 1976. -200 с.
17. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М.: Мысль, 1976, -158 с.
18. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Методические основы. -М.: Просвещение, 1982. -247 с.
19. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект). -М.: Педагогика,1982. -192 с.
20. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. // Избранные педагогические труды. (сост. М.Ю.Бабанский). -М.: Педагоги- ка,1939, -С.325-327.
21. Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить. Учебно-методическое пособие для студентов вузов. -М.: Учебная литература, 1997. -256 с. -С.10-21.
22. Барановская Л.А. Формирование ответственности у студентов в процессе учебной деятельности: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Красноярск, 1996.
23. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. -М.: Просвещение, 1981.
24. Батракова И.С., Тряпицына А.П. Педагогическая диагностика в опытно-экспериментальной работе школы. -СПб., 1993, -133 с.
25. Безрукова B.C. Педагогика. Проектная педагогика: Учеб. пособие.- Екатеринбург, «Деловая книга», 1996, -344 с. -С.95, 110, 113, 263.
26. Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. -М.: Педагогика, 1989, -207 с.
27. Белов И.П. Организация старшими школьниками своей учебной деятельности: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. -СПб., 1994.
28. Белкин А.С. Банк ситуаций успеха, что это такое? Как его создать? // Народное образование, -1989, -№ 11, -С.54-61.
29. Белкин А.С. Банк ситуаций успеха, что это такое? Как его создать? -М.: Просвещение, 1991. -176 с.
30. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Педагогика,1991. -192 с.
31. Беспалько В.П. Опыт разработки и использования критериев качества усвоения знаний. // Советская педагогика, -1968. -№4.
32. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих сис¬тем. -Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1977. -132 с. -С.304.
33. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. -М.: АПН РСФСР, 1959. -347 с.
34. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968. -375 с.
35. Богуславский В.М., Корнетов Г.Б. Проблемы моделирования в историко-педагогических исследованиях. // Научные достижения и передовой опыт в области педагогики и народного образования: Информ. сб. -Вып. 7 (19),- М., 1991. -С.1-26.
36. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания. // Педагогика, -1995, -№4, -С.26-36.
37. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно¬
ориентированного образования: Научные сообщения. // Педагогика, -1997, -№4, -С.35.
38. Брушлинский А.В. Мышление: процесс, деятельность, общение. -М.: Наука, 1982. -387 с.
39. Васильева 3.И. Опытно-экспериментальная работа в развивающейся школе: подходы, проблемы, поиск.-СПб., 1993, -26 с.
40. Васильева 3.И. и др. Разработка концепции опытно-экспериментальной работы в школе.-Пенза., 1994, -50 с.
41. Веников В.А. Некоторые методологические вопросы моделирования. // Вопросы философии, -1964, -№11.
42. Взаимосвязь теории и практики в процессе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. / Под ред. Ю.Н.Кулюткина и др. -М.: Изд-во АПН СССР, 1990, -102 с.
43. Внедрение научных знаний в учебно-воспитательный процесс. Материалы VIII Всесоюзных педагогических чтений «Повышение эффективности урока как основной формы организации учебно-воспитательного процесса» Всесоюзное общество -М.: «Знание», 1990.
44. Выготский Л.С. Педагогическая психология./ Под ред. (со вступ. ст. -С.5¬32) В.В.Давыдова; -М.: Педагогика, 1991. -479 с.
45. Высоцкая С.И. Дидактические аспекты проблемы педагогического проектирования. // Новые исследования в педагогических науках, -1984, -№1.
46. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. -М., 1988.
47. Галковская И.В. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся в системе модульного обучения: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. —СПб., 1996.
48. Гальперин П.Я. Психология мышления и учения в поэтапном формировании умственных действий. // Исследование мышления в советской психологии. —М., 1966, —С.276.
49. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. // Психологическая наука в СССР. -М., 1959, -т.1.
50. Гальперин П. Я., Талызина Н.Ф. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. -М., 1968.
51. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века., -М.: Совершенство, 1998. -608 с.
52. Границкая А.С. Научить думать и действовать Адаптивная система обучения в школе: Кн. для учителя.-М.: Просвещение,1991. -175 с.
53. Гончарова Т.И. Уроки истории - уроки жизни. Из опыта работы учителя истории 536 школы г. Ленинграда. -М.: Педагогика, 1986. -128 с. -С.20-28
54. Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. -М.: Просвещение, 1983. -144 с.
55. Глинский Б.А., Срезков Б.З., Дынин Д.Б., Никитин Л.П. Моделирование как метод научного исследования. -М., 1965.
56. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. -М.: Сентябрь, 1996. -112 с.
57. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. -М.: Педагогика,1987. -240 с.
58. Давыдов В. В. Психология младшего школьника. // Возрастная и педагогическая психология. -Пермь: 1974, -С.69-70.
59. Давыдов В.В., Варданян А.У. Учебная деятельность и моделирование. - Ереван: 1981. -213 с.
60. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. -М.: Педагогика, 1972. -423 с.
61. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Приложение. «Из истории общей и детской психологии». -М.: Педагогика, 1986. -239 с.
62. Дайри Н. Об эффективности урока // Народное образование, 1962, -№2.
63. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н.Скаткина. -М.: Просвещение,1982. -319 с.
64. Дуранов М.Е., Орлов В.Б. Личность обучающегося и ее развитие. — Челябинск, 1997.
65. Дьяченко В.К. Общие формы организации процесса обучения // Актуальные проблемы теории и практики обучения. —Красноярск: Красноярский гос. ун-т., 1984. —185 с.
66. Дьяченко В.К. Организационная структура процесса обучения и ее развития. —М.: Педагогика, 1989. —159 с.
67. Емельянова И.Н. Педагогические возможности использования ситуаций выбора в учебно-воспитательном процессе: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. —Екатеринбург, 1994.
68. Есипов Б.П. Поиски путей повышения эффективности уроков. // Сов. педагогика, —1962, —№8.
69. Жарова Л.В. Руководство учением. —Ленинград, ЛГПИ, 1987.
70. Журавлев И.К., Зорина Л.Я. Дидактическая модель учебного предмета // Новые исследования в педагогических науках. —М.: 1979, —№ 1.
71. Загвязинский В.И. Методология и методы дидактических исследований. — М.: Педагогика, 1982. —160 с.
72. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. —М.: Педагогика, 1937. —160 с.
73. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования: учебное пособие для студентов педагогического бакалавриата, педагогов-практиков. —СПб., 1995, —234 с.
74. Заир—Бек Е.С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию: Автореф. дисс. . докт. пед. наук. —СПб., 1995. —35 с.
75. Закон Российской Федерации об образовании. Омск, 1996. —64 с.
76. Закирова А.Ф. Творческое проектирование учебного процесса. —Тюмень,1990.
77. Залесский Г.Е. Формирование приемов умственной деятельности: Авто- реф. дис. . канд. пед. наук. —М., 1966.
78. Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования знаний старшеклассников. -М.: Знание, 1978, -118 с.
79. Зорина Л.Я. Дидактический цикл процесса обучения и его элементы. // Но-вые исследования в педагогических науках. 1984, -№1.
80. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. / Под ред. П.И.Пидкасистого. -М., 1984.
81. Изучение личности школьника учителем. / Под ред. Э.И. Васильевой. -М.,1991.
82. Ильюшин Л.С. Ориентация педагога на личностные достижения учащихся в общеобразовательной школе: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -СПб., 1995.
83. Ильенков Э. Школа должна учить мыслить! // Народное образование, - 1964, -№ 1.
84. Ительсон Л.Б. Учебная деятельность, ее источники, структура, условия. В кн. Хрестоматия по возрастной психологии. -М., 1994, -С.156-158.
85. Каган В.И. Модель как критерий структуры мыслительных процессов. // 5-ая Всероссийская конференция по применению ТС и программирован¬ному обучению. Симпозиум. -М., 1969, -№7.
86. Каган В.Н., Сычеников Н.А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе: Научно-методическое пособие. -М.: Высшая школа, 1987. -С.86.
87. Кан-Калик В.А. Индивидуально-творческая подготовка учителя // Советская педагогика. -1989, -№ 1. -С.97-100.
88. Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха. (Школа на пороге нового века). -СПб., «Петербург -XXI век», совместно с ЗАО «Пресс- Атташе», 1997. -160 с. -С.60-67.
89. Каракозова А.В. Моделирование в общественных науках. -М., 1986.
90. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. -М., 1993. -80 с.
91. Кириллова Г.Д. Особенности урока в условиях развивающегося обучения. —Л.: ЛГПИ, 1976.
92. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающегося обучения. —М.: Просвещение, 1980. —159 с.
93. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. —Казань, Изд. КГУ, 1982. —135 с.
94. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. (Анализ зарубежного опыта). —М.: Знание, 1989, —80 с. С.9-12.
95. Клингберг Л. Проблемы теории обучения. —М.: Педагогика, 1984. —256 с.
96. Коварский Ю.А. Роль мысленных моделей и методика их использования в процессе обучения физики в средней школе: Автореф. дис. . канд. пед. наук. —М., 1973.
97. Коменский Я.М. Великая дидактика // Избр. пед. соч., В 2-х т. —М., 1982, т.1.
98. Копнин П.Н. Диалектика как логика и теория познания. —М., 1973. —С.125.
99. Коротяев Б.И. Учение — процесс творческий: книга для учителя. —М.: Просвещение, 1989. —159 с.
100. Кочергин А.Н. Моделирование мышления. —М., 1969.
101. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования Обучения: Методологический анализ. —М.: Педагогика, 1977. —264 с.
102. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. —Самара: Изд—во СамГПИ, 1994, —С.103—105.
103. Краевский В.В. Преподавание как творческая деятельность учителя. // Дидактика средней школы. —М.: Просвещение, 1982.
104. Краткий психологический словарь. —М.: 1975.
105. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. —Л.: ЛГПУ. 1970. —246 с.
106. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. —Л.: ЛГУ, 1980. —172 с.
107. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. -М.: Высшая школа, 1986.-367 с.
108. Кухарев Н. В. Педагогическая теория и школьная практика: Эксперимент, дидактика... Минск, БГУ, 1978.
109. Ланда. Л.Н. Алгоритмизация в обучении. -М.: Просвещение, 1966, 524с.
110. Ларионова И.А. Ситуация успеха в учебной деятельности как фактор развития отношений сотрудничества в системе учитель-ученик: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. -Екатеринбург, 1996.
111. Левина М.М. Функциональное моделирование процесса обучения. // Новые исследования в педагогических науках. -М., 1970. -№2.
112. Легенькой Г.И. Педагогический процесс как целостная динамическая система. -Харьков.: Виша школа, 1979. -143 с.
113. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. -М., 1975, -С.102.
114. Лернер И.Я. Учебный предмет, тема, урок. -М.: Знание, 1988. -80 с. -С.47.
115. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. -М.: Знание, 1980. - 96 с.
116. Лернер И.Я. Болевые точки процесса обучения // Советская педагогика, 1991, -№ 5, -С.24-29.
117. Лернер И.Я. Сущность познавательной самостоятельности и организация процесса обучения. // Рациональное сочетание методов развития учебно-познавательной деятельности школьников. -Томск, 1979, -С.3.
118. Лернер И.Я. Теория современного процесса обучения и ее значение для практики // Советская педагогика, 1989, -№11. -С.10-12.
119. Лернер И.Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин. -М.: Педагогика, 1971. -84 с.
120. Ливер Бетти Лу. Обучение всего класса / пер. с англ. -М., 1995.
121. Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. -М.: Знание, 1975. -64 с.
122. Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. -М., 1982.
123. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие. —М.: Прометей,1992.—526 с.
124. Львова Ю.А. Творческая лаборатория учителя. —М.: Просвещение, 1985, —158 с.
125. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. —М., 1981.
126. Максимова В.Н. Организация учебно-воспитательного процесса как управляемой системы: Конспект лекций, —СПб., 1991. —63 с.
127. Максимова В.Н. Сущность и функции межпредметных связей в целостном процессе обучения: Автореф. дисс. . докт. пед. наук. —Л., 1981.
128. Марков А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у детей школьников. // Воспитание и обучение., Библиотека учителя. — М., 1983.
129. Матюшкин А.И. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. —М.: Педагогика, 1972, —208 с.
130. Махмутов М.И. Проблемное обучение. —М.: Педагогика, 1975. —367 с.
131. Махмутов М. И. Современный урок. Вопросы теории. —М.: Педагогика,1985. —192 с.
132. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника.
Избран. психол. труды. (Ред.-сост. и авт. вступ. ст. (С.7-30).
И.С. Якиманкая.) —М.: Педагогика. 1989. —218 с.
133. Митина А.М. Личностно-ориентированное обучение как педагогическая цель и необходимое условие реализации профессиональных задач подготовки в высшей школе. // Педагогическая теория: Идеи и проблемы. —М.,
1992. —С.142—147.
134. Мишина Л.А. Формирование психолого-педагогической культуры учителя как необходимое условие личностно-ориентированного образования. // Дидакт, 1998, —№ 2.
135. Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. — М.: Высшая школа, 1987. —198 с.
136. Моделирование педагогических ситуаций // Под. ред. Ю.Н.Кулюткина. -М.: Педагогика, 1981. -120 с.
137. Неворотов Б.К. Дидактические условия конструирования учебного мате-риала в процессе изучения системы теоретических знаний. Дисс... канд. пед. наук. -Омск, 1997. -213 с.
138. Немов Р.С. Теория учебной деятельности // Психология образования. -М.,1994.
139. Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников. / Под ред. Е.Д.Божович. -М., 1995.
140. Овакимян Ю.О. Теория и практика моделирования обучения. Дисс... канд. пед. наук. -М.: МШИ, 1969. -230 с.
141. Одаренные дети. / Пер. с англ. -М., 1991. -413 с.
142. Онищук В.А. Урок в современной школе. -М.: Просвещение, 1986. -191 с.
143. Орлов А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя. // Вопросы психологии. 1988, -№1, С.16-28.
144. Подласый И. П. Педагогика. -М.: Просвещение. Гуманист. изд. центр ВЛАДОС. 1996. -432 с.
145. Педагогика. Учебное пособие для студ. пед. ин-тов. / Под. ред. Ю.К.Бабанского. -М.: Просвещение, 1983. -608 с.
146. Педагогическая энциклопедия. В 4-х т. / Под ред. И.А.Каирова. Советская энциклопедия. 1965. Т.2 -912 с. -С.413.
147. Пидкасистый П.И., Горячев Б.В. Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы. Учебное пособие. -М.: Просвещение, 1991.
148. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. -М.: Просвещение, 1980. -240 с.
149. Подласый Г.Ф. Как формируется продукт обучения. (О результатах обучения) // Народное образование, 1991, -№5, -С.34-40.
150. Поспелов Д. А. Моделирование рассуждений: Опыт анализа мыслительной деятельности. -М.: Радио и связь, 1989. -184 с.
151. Поспелов Н. П., Поспелов И. Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. —М.: Педагогика, 1989.
152. Управление развитием школы / Под ред. М.М.Поташника, В.С.Лазарева. —М.: Новая школа, 1995. —464 с.
153. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б. Ф.Ломова и др. —М.: Педагогика, 1983. —448 с.
154. Радионов В.Е. Теоретические основы педагогического проектирования: Автореф. дисс. . докт. пед. наук. —СПб., 1996. —210 с.
155. Радионова Н.Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников. —Л.,1989. —60 с.
156. Радионова Н.Ф. и др. Методические рекомендации по подготовке к опыт¬но-экспериментальной работе. —СПб., 1992, —42 с.
157. Разумовский В.Г. Обучение и научное познание. // Педагогика, 1997, —№ 1. —С.14-17.
158. Репкин В.В. О понятии учебной деятельности. —Вестник Харьков. 1976, —№132. —С.310.
159. Репкин В.В. Структура учебной деятельности. Там же.
160. Репкин В.В. Формирование учебной деятельности как психологическая проблема. Там же.
161. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. —М., 1946, —С.604.
162. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В.В.Давыдова. —М.,1993, в 2-х т., т.1 —608 с.
163. Самостоятельная работа учащихся в учебном процессе современной школы: Межвузовский сборник научных трудов. —Челябинск.: Изд-во ЧГПИ,1995. —112 с.
164. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование. // Педагогика,1994, —№ 5. С.16-20.
165. Симонов В.П., Иванова Т.П., Волчкова А.П. Опыт системного анализа урока. // Педагогика, 1996, —№ 3, —С.35—39.
166. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. -М.: Педагогика, 1980. -96 с.
167. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. -М.: Педагогика, 1979, -206 с.
168. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. -152 с.
169. Словарь-справочник по психологической диагностике. // Под ред. Л.Ф. Бурлачука, С.М. Морозова. -Киев.: Наук. Думка, 1989. -98 с.
170. Сохор А.М. Логическая структура учебного материала.-М.: Педагогика, 1974. -250 с.
171. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учебное пособие для студентов, преподавателей, аспирантов. -М.: Изд-во «Совершенство», 1998, -368 с. -С.293-302, 334-335.
172. Струценко Л.А. Ориентация студентов на инновационную деятельность в развивающейся школе. (При изучении педагогических дисциплин в педвузе). Дисс. . канд. пед. наук. -СПб., 1995. -210 с.
173. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.: МГУ, 1975. -343 с.
174. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. -М.: Знание, 1993, -96 с.
175. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.: МГУ, 1975. -343 с
176. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера. -М.: Педагогика, 1989. -320 с.
177. Теория и практика личностно-ориентированного образования. // Педагогика, 1996, -№5, -С.72-81.
178. Тирская Е.А. Технология личностно-ориентированного обучения. Методическое пособие. Муромцево, 1994, (Авторское издания), -98 с. -С.6-7.
179. Тирская Е.А. Россия XX век. Учеб. пособие в 2-х частях. —Омск.: 1999. —316 с.
180. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография / Под ред. П.И. Третьякова. — М.: Новая школа, 1997. —352 с. —С.26, 56, 57, 58.
181. Тряпицына А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятель-ности школьников. Учебное пособие. / ЛГПИ им. А.Герцена, —Л., 1989.
182. Тряпицына А.П., Казакова Е.И. Диалог на лестнице успеха (школа на по¬роге нового века). —СПб.: «Петербург — XXI век», совместно с ЗАО «Пресс-Атташе», 1997. —160 с. —С.20-24.
183. Уемов А.И. Логические основы метода моделирования. —М.: Мысль, 1971. —311 с.
184. Унт Инге. Индивидуализация и дифференциация обучения. —М.: Педагогика, 1990. —192 с.
185. Философский словарь. / Под ред. И.Т.Фролова. —М.: Политиздат, 1987. —588 с. —С.354.
186. Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математики в школе. Учителю математики о педагогической психологии. —М.: Педагогика, 1983. —160 с. —С.30.
187. Фридман Л.М. Как построить новую школу (концепция личностно-развивающего обучения) // Народное образование. 1993. —№7-8, —С.6-11.
188. Цетлин B.C. Предупреждение неуспеваемости у учащихся. —М., 1989.
189. Чередов И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе. —М., 1987.
190. Черкасов В.А. Оптимизация методов и приемов обучения в общеобразовательной средней школе. —Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985. —200 с.
191. Чошанов М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения. / Проблемно-модульное обучение. Педагогика, 1997. —№2. —С.10-12.
192. Шамова Т.И. Модульное обучение: сущность, технология. // Биология в школе, 1994, -№ 5. -С.29-32.
193. Шамова.Т.И. и др. Инновационные процессы в школе, как содержательно-организационная основа механизма и развития. -М., 1993.
194. Шаталов В.Ф. Методические детали. // Слово лектора, 1989, -№8. -С.5-8.
195. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. -М.: Просвещение, 1991. -175 с.
196. Шфайзина Р.М., Марон А.Е. Педагогический анализ и экспертиза инновационной деятельности учителя. -Новгород, 1994, -53 с.
197. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. -М.: Просвещение, 1979. -160 с.
198. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебной процессе. -М.: Просвещение,1986. -144 с.
199. Энциклопедический словарь. -М.: Энциклопедия, 1985, -С.1061.
200. Эксперимент в школе: Организация и управление / Под ред. М. М. Поташ-ника, -М., 1991.
201. Якиманская И.С. Основные принципы развивающегося обучения. //
Среднеспециальное образование, 1976, -№1.-С.10-14.
202. Якиманская И.С. Развивающее обучение. -М.: Педагогика, 1979. -144 с.
203. Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников. // Вопросы психологии, 1994, -№2. -С.64-67.
204. Якиманская И.О. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. -М.: Сентябрь, 1996. -96 с.
205. Якиманская И.С. Дифференцированное обучение: «внешние» и «внутренние» формы. // Директор школы, -1995, -№ 3.-С.39-45.
206. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения. // Вопросы психологии, -1995, -№2. -С.31-41.
207. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. // Библиотека журнала «Директор школы». —М., —1996. Спец. вы-пуск. —№2. —С.15-20.
208. Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. —М., 1985. —208 с.
209. Яковлев В.А. Инновационные процессы в науке /Философско- методологические аспекты: Автореф. дисс. . докт. пед. наук. —М., 1992.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ