ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ОСНОВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3 - 9
ГЛАВА 1.Теоретические основы подготовки учителя к просветительской деятельности в области сохранения
индивидуального здоровья школьников 10 - 64
1.1 Просвещение школьников в области сохранения индивидуального здоровья как компонент современной системы образования 10 - 30
1.2 Понятийно-категориальный аппарат проблемы исследования 30 - 50
1.3 Основные подходы к осуществлению просвещения в
области основ индивидуального здоровья школьников в современной образовательной практике 50 - 64
ВЫВОДЫ 64 - 65
ГЛАВА 2. Педагогическая система подготовки будущего учителя к просветительской деятельности в области основ индивидуального здоровья школьников (на материале деятельности учителя - биолога) 66 - 146
2.1 Состояние готовности будущего учителя к
просветительской деятельности в области основ индивидуального здоровья школьников 66 - 78
2.2 Педагогические и методические условия подготовки
учителя к просвещению школьников в области сохранения индивидуального здоровья 78 - 100
2.3 Дидактическая модель подготовки учителя к
просвещению школьников в области сохранения индивидуального здоровья 100 - 113
2.4 Экспериментальная проверка и оценка модели
подготовки учителя к просветительской деятельности в области основ индивидуального здоровья школьников 114 - 146
Заключение
Литература
ГЛАВА 1.Теоретические основы подготовки учителя к просветительской деятельности в области сохранения
индивидуального здоровья школьников 10 - 64
1.1 Просвещение школьников в области сохранения индивидуального здоровья как компонент современной системы образования 10 - 30
1.2 Понятийно-категориальный аппарат проблемы исследования 30 - 50
1.3 Основные подходы к осуществлению просвещения в
области основ индивидуального здоровья школьников в современной образовательной практике 50 - 64
ВЫВОДЫ 64 - 65
ГЛАВА 2. Педагогическая система подготовки будущего учителя к просветительской деятельности в области основ индивидуального здоровья школьников (на материале деятельности учителя - биолога) 66 - 146
2.1 Состояние готовности будущего учителя к
просветительской деятельности в области основ индивидуального здоровья школьников 66 - 78
2.2 Педагогические и методические условия подготовки
учителя к просвещению школьников в области сохранения индивидуального здоровья 78 - 100
2.3 Дидактическая модель подготовки учителя к
просвещению школьников в области сохранения индивидуального здоровья 100 - 113
2.4 Экспериментальная проверка и оценка модели
подготовки учителя к просветительской деятельности в области основ индивидуального здоровья школьников 114 - 146
Заключение
Литература
Актуальность исследования. Современный этап развития высшего образования характеризуется устойчивой тенденцией к повышению уровня профессионального мастерства будущего учителя, развитию его специальных и личностных качеств. Целенаправленная разносторонняя подготовка гарантирует высокую конкурентоспособность выпускника вуза, способность к творческой деятельности.
Происходящие в последнее десятилетие изменения структуры и содержания общего образования негативным образом сказываются на здоровье учащихся. Вот почему сохранение индивидуального здоровья детей становится одной из составляющих деятельности современного педагога и, следовательно, готовности к осуществлению этой деятельности.
Учитель предстает, с одной стороны, как носитель базовых знаний о здоровье, здоровом образе жизни человека, умений здравотворчества, формирования мотивации и культуры здоровья подрастающего поколения, а с другой, субъектом образовательно-воспитательного процесса, осуществляющего здоровьесберегающую деятельность.
Современной педагогической наукой исследованы разные аспекты подготовки будущего специалиста в вузе: процесс гуманизации и социализации личности (А.Г. Асмолов, И.В. Бестужев-Лада, В.С. Мухина, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.); мотивация личности к эффективному овладению профессиональной деятельностью (М.В. Вовчик-Блакитная, Е.П. Ильин, А.Н. Печников и др.); система профессиональных знаний и пути их освоения (А.П. Вербицкий, Б.С. Гершунский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Н.Ф. Талызина и др.); совершенствование учебного процесса и профессиональной подготовки педагога (Ю.К. Бабанский, А.И. Гебос, В.И. Горовая, Б.Б. Коссов, Б.Т, Лихачев, Н.В. Мудрик, В.П. Пустовойтов, Г.И. Щукина и др.); роль педа¬гогической рефлексии в профессиональной деятельности (К.А. Абульханова- Славская, С.А. Рубинштейн, Д.Р. Узнадзе) и т.д.
Продолжается активная разработка содержания по различным направлениям подготовки учителя, внедрение и оценка результативности освоения Государственных образовательных стандартов, поиск эффективных форм и методов обучения студентов и пр. Определенное место среди выполненных исследований занимает здоровьесберегающая и здоровье формирующая направленность обучения.
Так, в некоторых публикациях (В.И. Бондин, Г.М. Брадик, Н.К. Иванова, В.Н. Касаткин, О.П. Коломеец, С.Ю Лебедченко, Н.Е. Наумова, Н.К. Смирнов, Г.М. Соловьев и др.) раскрыты различные виды профессионально¬педагогической деятельности, связанной с проблемами обучения основам здорового образа жизни и воспитания культуры здоровья детей и взрослых.
Валеологическая тематика получила некоторое свое решение в исследованиях Э.М. Казина, В.В. Колбанова, Н.Н. Куинджи, Г.К. Зайцева, Л.Г. Татарниковой и др.
В научно-методической литературе рассмотрены педагогические и методические основы подготовки учителя к валеологической работе со школьниками.
Вместе с тем, анализ публикаций и опыта работы высшей и общеобразовательной школы по исследуемому вопросу демонстрирует существующее противоречие между современной практикой подготовки учителя-предметника к просветительской работе в области индивидуального здоровья ребенка и реальной потребностью школы в квалифицированных в данной области специалистах.
Актуальность и пробелы в разработке обозначенной нами проблемы, а так же настоятельная потребность образовательной практики в ее решении обусловили выбор темы исследования, проблема которого сформулирована нами следующим образом: каковы педагогические и методические условия, при которых возможна эффективная подготовка современного учителя к просветительской работе в области основ индивидуального здоровья в школе? Решение данной проблемы составило цель исследования.
Объектом исследования избран процесс подготовки учителя в вузе. В качестве его предмета выступает система методических и педагогических условий, детерминирующих готовность учителя к просветительской деятельности в области основ индивидуального здоровья школьников.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были определены следующие задачи:
1. Проследить состояние изученности проблемы исследования, ее генезис и перспективы разработки.
2. Определить сущность и содержание понятия «просвещение в области основ индивидуального здоровья».
3. Изучить современную ситуацию в системе общеобразовательной и высшей школы в контексте эффективности деятельности учителя по сохранению, укреплению и формированию индивидуального здоровья школьников.
4. Раскрыть и обосновать совокупность положений, составляющих педагогическую модель подготовки учителя к валеологическому просвещению школьников (на примере подготовки учителя биологии).
качество подготовки будущего учителя к просветительской работе в области сохранения индивидуального здоровья будет успешным, если:
- разработана педагогическая модель соответствующей подготовки учителя;
- система подготовки учителя к просвещению школьников в области сбережения индивидуального здоровья будет особым образом представлена в структуре целевых, содержательных, процессуальных аспектов профессионально-педагогического образования;
- установлены уровни подготовки студентов к просвещению школьников, выявлены их критерии, способы диагностики;
- процесс подготовки специалиста к просвещению в области
сохранения индивидуального здоровья детей основывается на конкретных условиях, адекватных специфике формируемой у студентов деятельности.
Концепция единого семантического поля в теоретические положения валеологии (И. И.
В.П. Казначеев, В.В. Колбанов, Н.Н. Куинджи, Л.Г. Татарникова); концепция гуманистической психологии и педагогики (К. Роджерс и др.); концептуальные положения контекстного обучения; междисциплинарный системный подход;
ведущие идеи формирования готовности учителя к педагогической деятельности (К.М. Дурай-Новакова, Е.И. Белозерцев и др.).
Методы исследования. Для достижения цели и проверки гипотетических
Организация и этапы исследования. Диссертационное исследование включало три этапа:
Поисково-диагностический (1998 - 1999гг.). Изучались и систематизировались материалы научных исследований, касающиеся вопроса подготовки студентов к просветительской деятельности в области индивидуального здоровья школьников, позволившие осмыслить основную идею исследования, выделить цель, его задачи, разработать программу
эксперимента.
Экспериментальный, включавший констатирующий, формирующий и итоговый эксперимент (1999 - 2002 гг.), заключавшийся в изучении уровня подготовки к просветительской деятельности в школе учителей городов и районов Ставропольского края, студентов вуза; формирующий эксперимент преследовал цели доказать состоятельность теоретических положений, сформулированных нами в ходе теоретического осмысления проблемы; проверить действенность эмпирической модели.
Обобщающий (2002 - 2003 гг.) этап был связан с проведением анализа, систематизацией и содержательной интерпретацией полученных данных опытно-экспериментальной работы и оформлением рукописи диссертационной работы.
Научная новизна исследования заключается в том, что обоснована актуальность подготовки учителя к просветительской работе в области сбережения здоровья школьников. Определено понятие «просвещение в области сохранения индивидуального здоровья». Аргументирована педагогическая модель подготовки будущего учителя к данному виду деятельности.
Теоретическая значимость исследования. Выявлены особенности педагогического процесса подготовки будущего учителя к просвещению школьников в области сохранения индивидуального здоровья. Раскрыт генезис процесса подготовки учителя к просвещению детей и подростков в области сохранения индивидуального здоровья в истории педагогической науки. С позиции системного подхода представлены педагогические основания подготовки будущих учителей к просветительской деятельности в области сохранения индивидуального здоровья школьников
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его выводов и рекомендаций в процессе профессиональной подготовки учителей в педагогических учебных заведениях. Предложенные рекомендации позволяют оптимизировать изучаемый процесс за счет акцентирования внимания на профессионально-личностных характеристиках будущих педагогов.
2. Просветительская деятельность является важным функциональным элементом работы учителя, принципиальная особенность которой заключается в специфике организационных форм, методов, преобразования содержания обучения за счет структурного выстраивания контекста.
3. Целенаправленная деятельность по подготовке учителя биологии к просветительской деятельности в области основ индивидуального здоровья базируется на целостной и планомерной реализации педагогических и методических условий, позволяющих эффективно осуществлять процесс профессионального становления студента в вузе.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывалось на заседаниях кафедры общей биологии Ставропольского государственного университета, кафедры педагогики и психологии здоровья Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования (2000 - 2003 гг.), межрегиональной научно-практической конференции «Современность и духовно-нравственное развитие личности» (Ставрополь, 2002 г.), краевой научно-практической конференции «Школа-лаборатория в образовательной системе Ставропольского края» (Ставрополь, 2001 г.), на Всероссийской конференции с международным участием «Факторы риска, адаптация, первичная и вторичная профилактика хронических неинфекционных заболеваний» (Иваново, 2001 г.), VII ежегодной Всероссийской научно-методической межвузовской конференции «Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе» (Санкт-Петербург, 2002 г.).
Происходящие в последнее десятилетие изменения структуры и содержания общего образования негативным образом сказываются на здоровье учащихся. Вот почему сохранение индивидуального здоровья детей становится одной из составляющих деятельности современного педагога и, следовательно, готовности к осуществлению этой деятельности.
Учитель предстает, с одной стороны, как носитель базовых знаний о здоровье, здоровом образе жизни человека, умений здравотворчества, формирования мотивации и культуры здоровья подрастающего поколения, а с другой, субъектом образовательно-воспитательного процесса, осуществляющего здоровьесберегающую деятельность.
Современной педагогической наукой исследованы разные аспекты подготовки будущего специалиста в вузе: процесс гуманизации и социализации личности (А.Г. Асмолов, И.В. Бестужев-Лада, В.С. Мухина, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.); мотивация личности к эффективному овладению профессиональной деятельностью (М.В. Вовчик-Блакитная, Е.П. Ильин, А.Н. Печников и др.); система профессиональных знаний и пути их освоения (А.П. Вербицкий, Б.С. Гершунский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Н.Ф. Талызина и др.); совершенствование учебного процесса и профессиональной подготовки педагога (Ю.К. Бабанский, А.И. Гебос, В.И. Горовая, Б.Б. Коссов, Б.Т, Лихачев, Н.В. Мудрик, В.П. Пустовойтов, Г.И. Щукина и др.); роль педа¬гогической рефлексии в профессиональной деятельности (К.А. Абульханова- Славская, С.А. Рубинштейн, Д.Р. Узнадзе) и т.д.
Продолжается активная разработка содержания по различным направлениям подготовки учителя, внедрение и оценка результативности освоения Государственных образовательных стандартов, поиск эффективных форм и методов обучения студентов и пр. Определенное место среди выполненных исследований занимает здоровьесберегающая и здоровье формирующая направленность обучения.
Так, в некоторых публикациях (В.И. Бондин, Г.М. Брадик, Н.К. Иванова, В.Н. Касаткин, О.П. Коломеец, С.Ю Лебедченко, Н.Е. Наумова, Н.К. Смирнов, Г.М. Соловьев и др.) раскрыты различные виды профессионально¬педагогической деятельности, связанной с проблемами обучения основам здорового образа жизни и воспитания культуры здоровья детей и взрослых.
Валеологическая тематика получила некоторое свое решение в исследованиях Э.М. Казина, В.В. Колбанова, Н.Н. Куинджи, Г.К. Зайцева, Л.Г. Татарниковой и др.
В научно-методической литературе рассмотрены педагогические и методические основы подготовки учителя к валеологической работе со школьниками.
Вместе с тем, анализ публикаций и опыта работы высшей и общеобразовательной школы по исследуемому вопросу демонстрирует существующее противоречие между современной практикой подготовки учителя-предметника к просветительской работе в области индивидуального здоровья ребенка и реальной потребностью школы в квалифицированных в данной области специалистах.
Актуальность и пробелы в разработке обозначенной нами проблемы, а так же настоятельная потребность образовательной практики в ее решении обусловили выбор темы исследования, проблема которого сформулирована нами следующим образом: каковы педагогические и методические условия, при которых возможна эффективная подготовка современного учителя к просветительской работе в области основ индивидуального здоровья в школе? Решение данной проблемы составило цель исследования.
Объектом исследования избран процесс подготовки учителя в вузе. В качестве его предмета выступает система методических и педагогических условий, детерминирующих готовность учителя к просветительской деятельности в области основ индивидуального здоровья школьников.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были определены следующие задачи:
1. Проследить состояние изученности проблемы исследования, ее генезис и перспективы разработки.
2. Определить сущность и содержание понятия «просвещение в области основ индивидуального здоровья».
3. Изучить современную ситуацию в системе общеобразовательной и высшей школы в контексте эффективности деятельности учителя по сохранению, укреплению и формированию индивидуального здоровья школьников.
4. Раскрыть и обосновать совокупность положений, составляющих педагогическую модель подготовки учителя к валеологическому просвещению школьников (на примере подготовки учителя биологии).
качество подготовки будущего учителя к просветительской работе в области сохранения индивидуального здоровья будет успешным, если:
- разработана педагогическая модель соответствующей подготовки учителя;
- система подготовки учителя к просвещению школьников в области сбережения индивидуального здоровья будет особым образом представлена в структуре целевых, содержательных, процессуальных аспектов профессионально-педагогического образования;
- установлены уровни подготовки студентов к просвещению школьников, выявлены их критерии, способы диагностики;
- процесс подготовки специалиста к просвещению в области
сохранения индивидуального здоровья детей основывается на конкретных условиях, адекватных специфике формируемой у студентов деятельности.
Концепция единого семантического поля в теоретические положения валеологии (И. И.
В.П. Казначеев, В.В. Колбанов, Н.Н. Куинджи, Л.Г. Татарникова); концепция гуманистической психологии и педагогики (К. Роджерс и др.); концептуальные положения контекстного обучения; междисциплинарный системный подход;
ведущие идеи формирования готовности учителя к педагогической деятельности (К.М. Дурай-Новакова, Е.И. Белозерцев и др.).
Методы исследования. Для достижения цели и проверки гипотетических
Организация и этапы исследования. Диссертационное исследование включало три этапа:
Поисково-диагностический (1998 - 1999гг.). Изучались и систематизировались материалы научных исследований, касающиеся вопроса подготовки студентов к просветительской деятельности в области индивидуального здоровья школьников, позволившие осмыслить основную идею исследования, выделить цель, его задачи, разработать программу
эксперимента.
Экспериментальный, включавший констатирующий, формирующий и итоговый эксперимент (1999 - 2002 гг.), заключавшийся в изучении уровня подготовки к просветительской деятельности в школе учителей городов и районов Ставропольского края, студентов вуза; формирующий эксперимент преследовал цели доказать состоятельность теоретических положений, сформулированных нами в ходе теоретического осмысления проблемы; проверить действенность эмпирической модели.
Обобщающий (2002 - 2003 гг.) этап был связан с проведением анализа, систематизацией и содержательной интерпретацией полученных данных опытно-экспериментальной работы и оформлением рукописи диссертационной работы.
Научная новизна исследования заключается в том, что обоснована актуальность подготовки учителя к просветительской работе в области сбережения здоровья школьников. Определено понятие «просвещение в области сохранения индивидуального здоровья». Аргументирована педагогическая модель подготовки будущего учителя к данному виду деятельности.
Теоретическая значимость исследования. Выявлены особенности педагогического процесса подготовки будущего учителя к просвещению школьников в области сохранения индивидуального здоровья. Раскрыт генезис процесса подготовки учителя к просвещению детей и подростков в области сохранения индивидуального здоровья в истории педагогической науки. С позиции системного подхода представлены педагогические основания подготовки будущих учителей к просветительской деятельности в области сохранения индивидуального здоровья школьников
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его выводов и рекомендаций в процессе профессиональной подготовки учителей в педагогических учебных заведениях. Предложенные рекомендации позволяют оптимизировать изучаемый процесс за счет акцентирования внимания на профессионально-личностных характеристиках будущих педагогов.
2. Просветительская деятельность является важным функциональным элементом работы учителя, принципиальная особенность которой заключается в специфике организационных форм, методов, преобразования содержания обучения за счет структурного выстраивания контекста.
3. Целенаправленная деятельность по подготовке учителя биологии к просветительской деятельности в области основ индивидуального здоровья базируется на целостной и планомерной реализации педагогических и методических условий, позволяющих эффективно осуществлять процесс профессионального становления студента в вузе.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывалось на заседаниях кафедры общей биологии Ставропольского государственного университета, кафедры педагогики и психологии здоровья Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования (2000 - 2003 гг.), межрегиональной научно-практической конференции «Современность и духовно-нравственное развитие личности» (Ставрополь, 2002 г.), краевой научно-практической конференции «Школа-лаборатория в образовательной системе Ставропольского края» (Ставрополь, 2001 г.), на Всероссийской конференции с международным участием «Факторы риска, адаптация, первичная и вторичная профилактика хронических неинфекционных заболеваний» (Иваново, 2001 г.), VII ежегодной Всероссийской научно-методической межвузовской конференции «Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе» (Санкт-Петербург, 2002 г.).
Данное исследование посвящено проблеме подготовки будущего учителя к просветительской деятельности со школьниками в области основ индивидуального здоровья. В настоящее время, когда состояние здоровья школьников стремительно ухудшается, определенная нами проблема является актуальной. Вместе с тем, в современной образовательной практике роль просвещения занижена, что обоснованно привело к обесцениванию значимости самосбережения индивидуального здоровья ребенка.
В работе, носящей теоретико-экспериментальный характер, мы изучили проблему формирования готовности будущего учителя к просвещению школьников в области основ индивидуального здоровья на примере подготовки учителя биологии как специалиста, в наибольшей степени способного сформировать потребность в сохранении и укреплении индивидуального здоровья у детей и подростков.
Анализ состояния здоровья школьников подтвердил актуальность избранной темы исследования. Исследование историографического аспекта развития просвещения в данной области человекознания как культурно-пропедевтического явления системы образования показало, что богатые исторические и культурные традиции сохранения и укрепления здоровья человека, гигиенического воспитания тесным образом переплелись с философскими изысканиями, развитием естественно-научных знаний, педагогики и методики подготовки специалистов.
и процессов, что способствовало определению целей, задач, форм и методов подготовки будущего учителя к работе в данной области со школьниками.
В диссертации указывается на высокую значимость процесса просвещения как совокупность механизмов вербального и невербального воздействия на учащихся и в первую очередь на их потребностно- мотивационную сферу, что в очередной раз доказывает пропедевтическую значимость просвещения.
Согласно нашему исследованию, готовность к просветительской деятельности складывается из ряда факторов: уровня теоретической грамотности, знания форм и методов просветительской работы и умения их применять на практике, личностной готовности к данному виду деятельности, ответственного отношения педагогов к индивидуальным особенностям и здоровью учащихся.
Изучение выделенных факторов, а также степени овладения ими педагогами и студентами биолого-химического факультета СГУ показал, что в целом современные специалисты имеют бессистемные знания, низкую мотивацию к данному виду деятельности, зачастую безразлично относятся к своему здоровью и здоровью учащихся. Выявленные обстоятельства обусловлены отсутствием целостной подготовки студентов к просветительской деятельности, в том числе в области основ индивидуального здоровья.
Исходя из опыта моделирования педагогической системы, мы предложили единые подходы к подготовке специалистов в данной области деятельности, включающие дидактическую и методическую составляющие. В качестве педагогических условий данной деятельности мы избрали целеполагание, отбор содержания, выбор адекватных методов, форм и средств обучения. Методическую часть условий составили способы задания целей и мотивации деятельности, способы построения содержания и методики его изучения, рефлексия и коррекция.
Здравотворческие знания и умения выразились в составлении индивидуальных программ сохранения здоровья, базирующихся на конкретных особенностях организма студентов.
Процесс обучения студентов предполагал учет индивидуальных личностных особенностей студентов, их интересы, потребности, т.е. носил личностно-ориентированный характер.
Рефлексия и коррекция организовывались с целью оценки и самооценки уровня усвоения знаний и практической готовности к осуществлению данного вида деятельности. Полученные данные способствовали своевременной коррекции содержания и процесса обучения.
Результаты опытно-экспериментальной проверки модели подготовки студента в вузе к просвещению в области основ индивидуального здоровья показали, что в экспериментальной группе уровень знаний и практических умений достоверно выше, чем в контрольной. Данное обстоятельство позволило сделать вывод о своевременности осуществляемой работы, ее актуальности и эффективности избранных методик.
Структурно-содержательные, личностно-деятельностные, и функционально-деятельностные особенности системы подготовки учителя к просветительской работе в школе, педагогические и методические условия могут быть использованы в практике подготовки студентов педагогического профиля, а также непосредственно в процессе работы в школе.
В работе, носящей теоретико-экспериментальный характер, мы изучили проблему формирования готовности будущего учителя к просвещению школьников в области основ индивидуального здоровья на примере подготовки учителя биологии как специалиста, в наибольшей степени способного сформировать потребность в сохранении и укреплении индивидуального здоровья у детей и подростков.
Анализ состояния здоровья школьников подтвердил актуальность избранной темы исследования. Исследование историографического аспекта развития просвещения в данной области человекознания как культурно-пропедевтического явления системы образования показало, что богатые исторические и культурные традиции сохранения и укрепления здоровья человека, гигиенического воспитания тесным образом переплелись с философскими изысканиями, развитием естественно-научных знаний, педагогики и методики подготовки специалистов.
и процессов, что способствовало определению целей, задач, форм и методов подготовки будущего учителя к работе в данной области со школьниками.
В диссертации указывается на высокую значимость процесса просвещения как совокупность механизмов вербального и невербального воздействия на учащихся и в первую очередь на их потребностно- мотивационную сферу, что в очередной раз доказывает пропедевтическую значимость просвещения.
Согласно нашему исследованию, готовность к просветительской деятельности складывается из ряда факторов: уровня теоретической грамотности, знания форм и методов просветительской работы и умения их применять на практике, личностной готовности к данному виду деятельности, ответственного отношения педагогов к индивидуальным особенностям и здоровью учащихся.
Изучение выделенных факторов, а также степени овладения ими педагогами и студентами биолого-химического факультета СГУ показал, что в целом современные специалисты имеют бессистемные знания, низкую мотивацию к данному виду деятельности, зачастую безразлично относятся к своему здоровью и здоровью учащихся. Выявленные обстоятельства обусловлены отсутствием целостной подготовки студентов к просветительской деятельности, в том числе в области основ индивидуального здоровья.
Исходя из опыта моделирования педагогической системы, мы предложили единые подходы к подготовке специалистов в данной области деятельности, включающие дидактическую и методическую составляющие. В качестве педагогических условий данной деятельности мы избрали целеполагание, отбор содержания, выбор адекватных методов, форм и средств обучения. Методическую часть условий составили способы задания целей и мотивации деятельности, способы построения содержания и методики его изучения, рефлексия и коррекция.
Здравотворческие знания и умения выразились в составлении индивидуальных программ сохранения здоровья, базирующихся на конкретных особенностях организма студентов.
Процесс обучения студентов предполагал учет индивидуальных личностных особенностей студентов, их интересы, потребности, т.е. носил личностно-ориентированный характер.
Рефлексия и коррекция организовывались с целью оценки и самооценки уровня усвоения знаний и практической готовности к осуществлению данного вида деятельности. Полученные данные способствовали своевременной коррекции содержания и процесса обучения.
Результаты опытно-экспериментальной проверки модели подготовки студента в вузе к просвещению в области основ индивидуального здоровья показали, что в экспериментальной группе уровень знаний и практических умений достоверно выше, чем в контрольной. Данное обстоятельство позволило сделать вывод о своевременности осуществляемой работы, ее актуальности и эффективности избранных методик.
Структурно-содержательные, личностно-деятельностные, и функционально-деятельностные особенности системы подготовки учителя к просветительской работе в школе, педагогические и методические условия могут быть использованы в практике подготовки студентов педагогического профиля, а также непосредственно в процессе работы в школе.
Подобные работы
- Подготовка учителя к просветительной деятельности в области в области основ индивидуального здоровья школьников
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2020 - ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе начальной школы.
Дипломные работы, ВКР, медицина . Язык работы: Русский. Цена: 6900 р. Год сдачи: 2012 - Применение образовательных здоровьесберегающих технологий как условие сохранения здоровья учащихся начальных классов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ ОСОЗНАННОЙ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВЬЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - Организация здоровьесбережения в деятельности тренера по футболу в спортивной школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2022 - Программа развития эмпатии работников культуры для осуществления профессиональной деятельности в инклюзивной среде
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2020 - Подготовка обучающихся начальных классов к выполнению нормативов комплекса "Готов к труду и обороне"
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2021



