Введение 3
Глава 1. Памятники наскального искусства Индии и история
их исследования 9
1.1. Основные этапы истории исследования
наскального искусства Индии 9
1.2. Памятники наскального искусства Северной
и Центральной Индии 25
Глава 2. Классификация и хронология наскальных изображений
Индии 50
2.1. Классификация 50
2.2. Проблемы хронологии 88
Глава 3. Наскальное искусство Индии в сравнении с
Южной Сибирью, Средней и Центральной Азией 106
3.1. Ритуальные сцены 106
3.2. Сцены охоты 117
3.3. Производственные и хозяйственные сцены 127
3.4. Батальные сцены 131
3.5. Изображения повозок и колесниц 136
3.6. Изображения наездников 146
3.7. Зооморфные изображения 151
3.8. Изображения, выполненные в битреугольном стиле 157
3.9. Изображения с солярной символикой 160
Заключение 165
Список литературы 169
Список приложений 179
Приложения 182
В конце XX - начале XXI вв. отечественная и зарубежная петроглифистика выходят на качественно новый уровень. Это связано с тем, что подавляющее большинство памятников наскального искусства уже обнаружено и опубликовано, и приоритетной задачей становится изучение уже накопленного материала: углубленный и более всесторонний анализ известных наскальных изображений, их соотношение с наскальными изображениями других территорий, материалами археологических раскопок, а также с данными истории, фольклористики, семиотики и др. наук.
Наскальное искусство Индии весьма разнообразно, представлено большим количеством памятников, известных в основном в центральной и северной частях страны. В настоящее время в индийской исследовательской литературе появляется все больше попыток классификации и типологизации наскальных изображений, сопоставления их с данными других наук. Однако опыт зарубежной, в частности, советской и российской, петроглифистики в этих работах практически не учитывается. Это негативно сказывается на изучении индийских наскальных рисунков и, соответственно, существенно затрудняет комплексное рассмотрение наскальных изображений Центральной Азии. С другой стороны, в отечественной историографии тема наскального искусства Индии оказалась незаслуженно обойденной. К настоящему времени существует незначительное количество отдельных статей, посвященных этому вопросу, а также упоминание о наскальных рисунках в некоторых монографиях, посвященных индийской истории или археологии. В то же время Индия находится на третьем месте в мире по концентрации наскальных изображений, а значимость ее культурного наследия для мировой науки не вызывает сомнений. Все это обуславливает актуальность настоящего диссертационного исследования.
Территория. Рассматриваемым регионом является центральная и северная часть современной Индии. Юг Индии не учитывается по ряду причин. Во- первых, историческое развитие Южной Индии отличалось от остальной ее территории, было более архаичным, что, несомненно, сказалось и на своеобразии наскальной живописи. В связи с этим нельзя рассматривать Индию как единый регион наскального искусства. Во-вторых, именно на территории Северной и Центральной Индии сосредоточено более 90% известных памятников наскального искусства страны. В качестве территорий, с которыми в рамках работы периодически проводится сравнительный анализ, нами взята западная территория современного Китая (Синьзянь-Уйгурский автономный район), Монголия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Южная Сибирь (Алтае-Саянский регион).
Цель настоящего диссертационного исследования: Собрать и изучить весь накопленный материал по наскальному искусству Северной и Центральной Индии; рассмотреть его с использованием новейших достижений отечественной и зарубежной петроглифистики, выявить особенности и общие тенденции, характерные для развития евразийского и центральноазиатского наскального искусства.
Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:
проследить историю изучения наскального искусства Индии в индийской, зарубежной и отечественной историографии;
рассмотреть накопленный материал по наскальному искусству Индии, обобщить, систематизировать и проанализировать его;
разработать хронологическую и классификационную системы, используя опубликованные и полученные в результате собственных исследований материалы;
проследить связь наскального искусства Индии с древней и средневековой историей Индостана;
выделить эталонные изображения, характерные для каждого хронологического периода;
провести сравнительный анализ наскальных изображений Индии, Южной Сибири, Средней и Центральной Азии: выявить общие тенденции и особенности наскального искусства Индии.
Хронологические рамки исследования. Исходя из поставленных цели и задач, в данной работе рассмотрено наскальное искусство Индии с момента возникновения до настоящего времени. Особое внимание уделено вопросу возникновения наскальных изображений и их связи с историческими периодами.
Приемы и методы исследования. При выделении эталонных изображений использовался сюжетно-композиционный метод анализа. С помощью сравнительно-типологического метода нам удалось дать сравнительную характеристику наскальных изображений Северной и Центральной Индии, Южной Сибири, Средней и Центральной Азии. Также в диссертационном исследовании использовался метод сравнительно-исторического анализа. Для составления таблиц и диаграмм применялся статистический метод. При определении хронологии и семантики изображений использовались данные смежных наук — истории, археологии и этнографии.
Источники. В работе использовано несколько групп источников. Основным источником послужили опубликованные материалы по наскальному искусству Индии. Большая часть их недоступна российским исследователям, так как имеется только в библиотеках и архивах Индии. Также в диссертационном исследовании использованы материалы собственных исследований автора, полученные в результате научной командировки в Индию, в ходе которой были проведены работы совместно с индийскими учеными на крупнейших памятниках наскального искусства Индии: Бхимбетка, Кхарвай, Путликарад и др. Всего в настоящем диссертационном исследовании учтено 7 944 изображения с 373 памятников наскального искусства Индии.
Научная новизна данного исследования заключается в следующем:
1) Впервые в отечественной и мировой науке был собран, обобщен и проанализирован материал по наскальному искусству Индии. До настоящего момента в России не было ни одной монографии, посвященной данному вопросу. В индийской и зарубежной историографии существует всего три крупные исследовательские работы, рассматривающие наскальное искусство Индии в целом (Neumayer Е., 1993; Brooks R. R. R., Wakankar V. S., 1976; Pandey S. К., 1993), однако они являются по большей части описательными и ограничены только рамками страны.
2) В настоящей работе впервые дается классификация наскальных рисунков Индии, основанная на технике нанесения изображений на скалу.
3) Впервые дана хронологическая система, соотнесенная с исторической периодизацией территории Индостана.
4) Составлен самый полный на настоящий момент список памятников наскального искусства Индии, в котором учтено 858 памятников.
5) Впервые дается сравнительная характеристика наскальных изображений Индии и сопредельных территорий. До этого авторами проводились только сопоставления с наскальным искусством Европы, Южной Африки и Австралии, но они касались лишь отдельных образов.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при разработке и чтении курсов по древнему искусству, по истории Индии и истории Азии. Кроме этого работа может стать частью более полного исследования наскального искусства всей Индии и сопредельных территорий Центральной Азии.
Структура работы. Цель и задачи исследования определили его структуру. Диссертация состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, приложения, списка литературы и списка приложений.
Первая глава посвящена истории исследования и характеристике основных памятников наскального искусства Индии. В первом параграфе рассматриваются работы по наскальному искусству Индии индийских, зарубежных и отечественных исследователей с начала изучения наскальных изображений Индии (конец XIX века) до настоящего времени. Здесь выделены особенности, характерные для каждого периода и обозначены основные проблемы, стоящие перед современными исследователями. Второй параграф первой главы посвящен памятникам наскального искусства Индии. В нем приводится характеристика наиболее известных местонахождений с наскальными рисунками, а также дается «Сводный список памятников наскального искусства Индии». На настоящий момент, данный список является наиболее полным в индийской и зарубежной историографии и содержит сведения о 858 памятниках наскального искусства Индии.
Вторая глава посвящена хронологии и классификации наскальных изображений. В первом параграфе анализируются основные классификационные системы,. предложенные ведущими исследователями наскального искусства Индии, дается их сравнительная характеристика, выявляются особенности. Второй параграф посвящен хронологии наскального искусства Индии. В нем выделяются основные блоки проблем хронологии, анализируются основные подходы к датировке, дается полная характеристика наиболее дискуссионных вопросов. Данные о хронологических периодах наскального искусства Индии сведены в таблицу вместе с исторической хронологией ведущего отечественного индолога Г. М. Бонгард-Левина, после чего проведен их сравнительный анализ. Результатом его явилась хронологическая система, разработаннная авто-ром диссертационного исследования.
В третьей главе дается подробный анализ наскальных изображений Индии, разделенных по сюжетному принципу на семь групп: 1) ритуальные сцены; 2) сцены охоты; 3) хозяйственные и производственные сцены; 4) батальные сцены; 5) изображения повозок и колесниц; 6) изображения наездников; 7) зооморфные изображения. В отдельные группы нами выделены 8) изображения, выполненные в битреугольном стиле; и 9) изображения с солярной символикой. Эти блоки являются основой для процедуры сравнения сюжетов и образов на-
скального искусства Индии с соседними территориями Южной Сибири, Сред-ней и Центральной Азии, выделения характерных для каждого региона особенностей и общих черт в технике выполнения, стиле и сюжетах.
Апробация и практическое внедрение результатов исследования. Материалы работы были представлены в докладах на ряде научных конференций: XXXVII Международная научная студенческая конференция «Студент и науч-но-технический прогресс» в Новосибирске, (апрель 1999 года); 5-th Annual meeting. Bournemouth, United Kingdom, (14-19 сентября 1999 года); 5-я конференция Ассоциации наскального искусства Индии (RAZI) в Удджане (ноябрь 1999 года); XXXVIII Международная научная студенческая конференция «Студент и научно-технический прогресс» в Новосибирске (апрель 2000 года»); студенческая конференция в Кемерово (апрель 2000 г.); XLI Региональная археолого-этнографическая студенческая конференция «Историко-культурное наследие Северной Азии: Итоги и перспективы изучения на рубеже тысячелетий» в Барнауле (25-30 марта 2001г.).
Основные положения данной работы опубликованы в тезисах докладов данных конференций и в статьях.
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим основным выводам.
1. Историю исследования наскального искусства Индии можно разделить на три периода: 1) 1883-1932 гг.; 2) 1932 - 50-е гг. XX в.; 3) 50-е гг. XX в. - по настоящее время.
Первый период связан с началом открытия памятников наскального искусства в Индии. Его характерными чертами являются изучение наскальных изображений иностранцами, в основном англичанами; отсутствие подхода к наскальным изображениям как к объекту специального исследования и отсутствие попыток сравнительного анализа изображений с разных памятников наскального искусства.
Второй период связан с деятельностью английского исследователя Д. X. Гордона, который вывел изучение наскального искусства Индии на качественно новый уровень. К этому времени относятся первые попытки классификации наскальных изображений с выделением хронологических периодов, соотнесения рисунков с материалами археологических находок и с этнографическими данными, характеристики отдельных сюжетов. Наскальное искусство Индии впервые становится предметом специального исследования.
Третий период характеризуется в основном тем, что изучение наскального искусства Индии становится прерогативой индийских исследователей и университетов. Резко возрастает интерес к данной проблематике, проводятся комплексные исследования. К сожалению, большинство работ описательны и ограничены исследованием отдельных памятников либо комплексов. Попытки изучения наскального искусства Индии в целом весьма редки, а его сравнение с наскальным искусством сопредельных территорий вообще не проводилось.
2. Анализ работ специалистов по наскальному искусству Индии показал, что данная тема в индийской, мировой и отечественной науке слабо разработана. Разрозненные работы не привели к целостной оценке ситуации. Наскальное искусство, как правило, не соотносится с хорошо известными материалами по древней и средневековой истории Индии. Памятники в различных работах не-редко относят к разным комплексам, к тому же нередки случаи различных транскрипций их названий. С целью преодоления данной ситуации нами была создана «Сводная таблица памятников наскального искусства Индии», в которую вошли сведения о 858 памятниках. Все они сначала были соотнесены с границами индийских штатов, а затем разбиты на комплексы памятников. Также в таблице были учтены известные нам случаи различных названий одного и того же памятника.
3. Анализ имеющихся в индийской научной литературе классификационных систем показал, что исследователи опираются в основном на стиль и на основные сюжеты. Такие параметры как цвет, латинизация и техника нанесения рисунка на скалу играют второстепенную роль и многими исследователями не рассматриваются. В то же время, единой классификации наскальных изображений Индии, которой бы придерживалось хотя бы большинство ученых, в стране до сих пор нет. Большинство исследователей в своих работах публиковали собственные классификации, что, несомненно, затрудняет анализ наскальных изображений страны в целом. Автором данной работы, исходя из опыта отечественной науки, предложена классификация, основанная на технике исполнения рисунков.
4. Анализ проблемы хронологии наскального искусства Индии позволил нам выделить несколько основных блоков: 1) проблема возникновения на-скального искусства. Многие исследователи склонны относить возникновение наскального искусства в Индии к эпохе верхнего палеолита. Но анализ материалов привел к выводу, что временем возникновения наскального искусства в Индии следует считать эпоху мезолита; 2) проблема выделения хронологических периодов. Данная проблема связана с тем, что зачастую в разных работах под одними периодами понимаются разные временные промежутки. По нашему мнению, в большинстве случаев данная ситуация объясняется тем, что развитие наскального искусства Индии шло неравномерно в разных регионах, и выделить общие хронологические периоды очень сложно.
В результате соотнесения наскальных изображений и исторической периодизации нами была предложена собственная хронология наскальных изображений Индии и охарактеризованы основные типы изображений, относящихся к каждому периоду. Всего нами выделено четыре хронологических периода в развитии наскального искусства Индии: 1) 10 тыс. до н.э. - сер. 3 тыс. до н. э. (мезолит, неолит); 2) сер. 3 тыс. до н. э. -1 век до н. э. (Хараппская культура, ведический период, магадхо-маурийский период); 3) I в. до н. э. — IV в. н. э. (Кушанский период) 4) с IV в. н. э. — по настоящее время. Также нами разработана типология наскальных изображений Индии, характерных для каждого из периодов.
5. Изученные нами 7 944 наскальных изображения с 373 памятников Индии представлены следующими сюжетными группами: 1) сцены охоты; 2) ритуальные сцены; 3) батальные сцены; 4) изображения повозок и колесниц; 5) изображения наездников; 6) хозяйственные и производственные сцены; и 7) зооморфные изображения. В каждой из групп прослежено количественное и процентное соотношение рисунков по различным признакам и проведен их сравни-тельный анализ с наскальными изображениями Южной Сибири, Средней и Центральной Азии. Более подробно были рассмотрены изображения, выполненные в битреугольном стиле, и изображения с солярной символикой. В результате анализа нами был отмечен ряд общих черт наскального искусства данных регионов и ряд различий. Различия в первую очередь касаются двух аспектов. Во-первых, это техника нанесения изображений на скалу. В Индии более 90% наскальных изображений нарисованы, а в Южной Сибири, Средней и Центральной Азии, наоборот, большинство изображений выбито. Во-вторых, различия в наскальном искусстве сравниваемых регионов связано со спецификой местной фауны и условий жизни. В то же время во всех хронологических группах наскального искусства Северной и Центральной Индии отмечено сходство с южносибирскими, центрально- и среднеазиатскими рисунками. В первую очередь оно касается стиля. Несмотря на упомянутые нами различия, общих черт в наскальном искусстве исследуемых регионов отмечено достаточно много. Это, битреугольный, прямоугольный, рентгеновский стили, «распластанные» колесницы и т.п. Вообще, в каждой из выделенных нами групп изображений мы обнаружили либо полностью идентичные, либо похожие рисунки, встречающиеся в каждом из сравниваемых регионов. Во-вторых, достаточно много общих черт для наскального искусства Северной и Центральной Индии, Южной Сибири, Средней и Центральной Азии наблюдается в характерных для этих регионов сюжетах. Так, например, в ритуальных сценах перечисленных регионов есть индивидуальные, парные, групповые танцы, «хороводы», солярная символика, изображения, напоминающие боксеров, и многие другие общие сюжеты. То же касается практически всех групп изображений, где помимо образов, характерных для каждого из регионов в отдельности, присутствуют и общие сюжеты. Все это доказывает, что Индия не является регионом, где на-скальное искусство развивалось локально. Напротив, не вызывает сомнений взаимовлияние наскального искусства Индии и сопредельных территорий и наличие общих черт в развитии наскального искусства Северной и Центральной Индии, Южной Сибири, Средней и Центральной Азии.
1. Ашрафи М.М. К вопросу о среднеазиатско-индийских связях в живописи
древности и средневековья // Древние культуры Средней Азии и Индии / Под ред. Массона В.М. Ленинград: Наука, 1984, С. 164-172.
2. Бонгард-Левин Г.М. Арийское и неарийское в древней Индии // Древние
культуры Средней Азии и Индии / Под ред. Массона В.М. Ленинград: Наука, 1984, С. 71-78.
3. Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф. Индия в древности. М.: Наука, 1985.
4. Бутьян В. А. Антропоморфные изображения в наскальном искусстве Се¬
верной Азии (эпоха энеолита-бронзы). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - Кемерово, 2003.
5. Вопросы теории археологии и древней истории. Ашхабад, 1981.
6. Дикшит С. Введение в археологию. М., 1960.
7. Дэвлет М. А. О солярных знаках, «солнцерогих» и «солнцеголовых» в на¬
скальном искусстве // Наскальное искусство Азии. — Вып. 2. — Кемерово, 1997.-С. 11-17.
8. Дэвлет М.А. Петроглифы на дне Саянского моря. М., 1998.
9. Дэвлет М. А. Петроглифы Мугур-Саргола. М.: Наука, 1980.
Ю.Кадырбаев М. К., Марьяшев А. Н. Каратаусские колесницы // Археологические исследования в Казахстане. - Алма-Ата, 1973.
11 .Конопацкий А. К. Человек в первобытном искусстве Индии // Антропоморфные изображения. Отв. ред. Васильевский Р. С. Новосибирск, 1987, С. 115-124.
12. Лю Чиньянь. Искусство алтайской китайской росписи, (на китайском языке).
13. Мазин А. И. Таежные писаницы Приамурья. Новосибирск: Наука, 1986.
14. Максимова А.Г., Ермолаева А.С., Марьяшев А.Н.
15. Мартынов А. И. К истории изучения наскального искусства Индии // На-скальное искусство Азии, 1993., №2, С. 52-61.
16. Мартынов А.И., Марьяшев А.Н., Арбетеков А.К. Наскальные изображения Саймалы-Таша. Алма-Ата, 1992.
17. Марьяшев А.Н., Горячев А.А. Наскальные изображения Семиречья. Алматы, 2002.
18. Махабхарата, М., 1974.
19. Методика археологического исследования и закономерности развития древних обществ. Ашхабад, 1981.
20. Мишра В.Н. Древние охотничье-собирательские культуры и переход к оседлому земледелию в Индии // Древние культуры Средней Азии и Индии / Под ред. Массона В.М. Ленинград: Наука, 1984, С. 14-19.
21. Молодин В.И., Черемисин Д.В. Древнейшие наскальные изображения плоскогорья Укок. Новосибирск: Наука, 1999.
22. Новгородова Э. А. Мир петроглифов Монголии. М.: Наука, 1984.
23. Новоженов В.А. Петроглифы Сары Арки. Алматы, 2002.
24. Окладников А. П. Петроглифы Верхней Лены. Л: Наука, 1977.
25. Окладников А.П. Петроглифы Монголии. Л., 1981.
26. Окладников А. П. Шишкинские писаницы. Иркутск, 1959.
27. Окладников А. П., Запорожская В. Д. Петроглифы Забайкалья. Ч. 1. — Л.: Наука, 1969.
28. Окладников А. П., Запорожская В. Д. Петроглифы Забайкалья. Ч. 2. - Л.: Наука, 1970.
29. Окладников А. П., Мазин А. И. Писаницы реки Олекмы и Верхнего Приамурья. - Новосибирск: Наука, 1976.
30. Окладников А. П., Мартынов А. И. Сокровища Томских писаниц. М.: Искусство, 1972.
31. Окладников А. П., Окладникова Е. А., Запорожская В. Д., Скорынина Э. А. Петроглифы Горного Алтая. Новосибирск: Наука, 1980.
32. Окладников А. П., Худяков Ю. С. Образ воина на писаницах Монголии // Военное дело древних племен Сибири и Центральной Азии. - Новосибирск: Наука, 1981. С. 21-29.
33. Окладникова Е. А. Петроглифы Средней Катуни. Новосибирск: Наука,1984 (а).
34. Окладникова Е. А. Шаманские петроглифы Сибири // Этнография народов Сибири. - Новосибирск: Наука, 1984(6). С. 131-135.
35. Пяткин Б. Н., Мартынов А. И. Шалаболинские петроглифы. — Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1985.
36. Темкин Э. М., Эрман В. Г. Мифы древней Индии. М., 1982.
37. Шер Я. А. Петроглифы Средней и Центральной Азии. М.: Наука, 1980.
38. Щетенко А. Я. Первобытный Индостан. Л., 1979.
39. Abrew D. Rock paintings of Hoshangabad // Bulletin of the Nagpur museum. 1925.
40. Akkaraju V. N. Sarma. Cave paintings from Kambakkam, Nagalapuram hills, South India // Rivista di sciense preistoriche diretta da Paolo Graziosi. Vol. XXVI, 1-1971. P. 203-212.
41. Allchin F. R. Development of early cultures in Raichur district // Man. Vol. 114, 1955 (a), P. 85-88.
42. Allchin F. R., Gordon D. H. Rock paintings and engravings in Raichur, Hy-derabad. Man. Vol. 55, 1955 (b), P. 97-99.
43. Anati E. Gobustan. Azerbaijan. Capo di Ponte (Italy), 2001.
44. Anati E. Prologue // Rock art of India: paintings and engravings. Ed. Chak- ravarty К. K., New Delhi, 1984, P. 26-33.
45. Anderson C. W. Rock paintings in Singhanpur. Journal of the Bihar and Orissa research society, Vol IV., 1918, P. 298-306.
46. Badam G., Prakash S. Tentative identification and ecological status of the animals, depicted in Rock art of the Upper Chambal valley // Purakala, 1992. Vol. 3.№ 1-2. P. 69-79.
47. Bajpai K. D. Rock shelters: literary and epigraphical evidence // Rock art of India: paintings and engravings. Ed. Chakravarty К. K. New Delhi, 1984. P. 72-78.
48. Bajpai S. K. Rock paintings of Hoshangabad district // Rock art of India: paintings and engravings. Ed. Chakravarty К. K. New Delhi, 1984. P. 159- 163.
49. Bedekar V. H. Indian rock-shelter paintings their significance // Rock art of India: paintings and engravings. Ed. Chakravarty К. K. New Delhi, 1984. P. 96-102.
50. Bednaric R. G. Rock art, taphonomy and epistemology // Purakala, 1997. Vol. 8. № 1-2. P. 53-59.
51. Bhatnagar V. Indian Palaeo-Archaeology ИMalay Bharati. Vol. 1. №2. May- August 1996. P. 2-4.
52. Bhatt V, Jain D. The rock art heritage. Bhopal, 1991.
53. Brooks R. R. R., Wakankar V. S. Stone age paintings in India. London, 1976.
54. Brooks R. R. R. Reconstructing stone age paintings // Archaeology. Vol. 28. №2. New-York, 1975. P. 91-97.
55. Camuri S., Fossati A., Mathpal Y. Deer in rock art of India and Europe. New Delhi, 1993.
56. Carlleyle A. Cave paintings of Kaimur range. N. W. Pro, 1899.
57. Chakravarty К. K. Gwalior fort. Art, cultural and history. New Delhi, 1984 (a).
58. Chakravarty К. K. Preface // Rock art of India: paintings and engravings. Ed.
Chakravarty К. K. New Delhi, 1984 (b). P. 12-25.
59. Chakravarty К. K., Bednaryk R. G. Indian Rock Art and it’s global context. 1999.
60. Deshpande M. N. Some aspects of documentation and conservation of painted rock shelters of India // Rock art of India: paintings and engravings. Rock art of India: paintings and engravings. Ed. Chakravarty К. K. New Delhi, 1984. P. 164-170.
61. Ghosh A. K. Significance of Rock art in the light of ethnographic parallels // Rock art of India: paintings and engravings. Ed. Chakravarty К. K. New Delhi, 1984. P. 106-111.
62. Gordon D. H. Animals and demons in Indian cave art // Sciense and culture. Vol. 5. №11.1940(a).
63. Gordon D. H. Artistic sequence of the rock paintings of the Mahadeo hills // Science and culture. Vol. 5. №16-7. 1939-40.
64. Gordon D. H. Rock engraving of the Upper Indus // IPEC, band. 18 jg. 1949-
1953. Berlin, 1956. P. 59-64.
65. Gordon D. H. Rock paintings of Kabrapahar, Raigarh state // Science and cul-ture. Vol. 3. № 5. 1939 (a).
66. Gordon D. H. Rock paintings of the Mahadeo hills // Indian arts and letters. Vol. 10. №1. 1936.
67. Gordon D. H. The date of the Singhanpur rock paintings //Science and culture. Vol. 3.№5. 1939(b).
68. Gordon D. H. The prehistoric background of Indian culture. Bombay, 1960.
69. Gordon D. H. Warfare in Indian cave art // Science and culture. Vol. 5. №10.
1940 (b). P. 26-39.
70. Gupta N. P. Newly discovered painted rock shelters in Panna district // Rock art of India: paintings and engravings. Ed. Chakravarty К. K.. New Delhi, 1984. P. 201-205.
71. Gupta S. S., Banerjee K. D. A note on the dating of the rock shelter paintings at Jhin-jhari // Rock art of India: paintings and engravings. Ed. Chakravarty К. K. New Delhi, 1984. P. 79-85.
72. Indian archaeology. 1981-82 - a review / Ed. Mitra D., New Delhi, 1984.
73. Jain J. P. Rock paintings of Shivpuri 7/ Rock art of India: paintings and en-gravings. Ed. Chakravarty К. K. New Delhi, 1984. P. 241.
74. Jettmar K. Non-buddist traditions in the petroglyphs of the Indus valley // South Asian archaeology. 1983. Vol. 2. P. 751-777.
75. Khare M. D. Excavated remains from the rock-shelters in Madhya Pradesh // Rock art of India: paintings and engravings. Ed. Chakravarty К. K. New Delhi, 1984. P. 129-136.
76. Khare S. D. Rock art, is it art for art sake? // Rock art of India: paintings and engravings. Ed. Chakravarty К. K. New Delhi, 1984. P. 249-250.
77. Kosambi D.D. Myth and reality. Studies in the formation of Indian culture. Bombay, 1962.
78. Krishna G. Rock shelter survey of Bhopal // Rock art of India: paintings and engravings. Ed. Chakravarty К. K. New Delhi, 1984. P. 241-244.
79. Kubarev V. D., Jacobson E., Tseevendorj D. Repentaine des petroglyphes d’Asie Centrale. Fascicule №6: Mongolie du Nord-Ouest Tsagaan Salaa / Baga Oigor. Planches. V. 3. Paris, 2001.
80. Kubarev V. D., Jacobson E., Tseevendorj D. Repentaine des petroglyphes d’Asie Centrale. Fascicule №6: Mongolie du Nord-Ouest Tsagaan Salaa / Baga Oigor. Texte et figures. V. 3.Paris, 2001.
81. Kumar G. Code of ethics for rock art researchers and explorers // Purakala.
1991. Vol. 2. №2. P. 77-80.
82. Kumar G., Narvare G. Ostrich egg shells and early rock-painting in India // Rock art of India: paintings and engravings. Ed. Chakravarty К. K. New Delhi, 1984. P. 120-125.
83. Kumar G., Pancholy R. K. Rock art of upper Chambal valley // Purakala,
1992. Vol. 3.№ 1-2. P. 13-67.
84. Kumar S. Rock art: the product of human imagination and imaginable achievements // Purakala. 1997. Vol. 8. № 1-2. P. 45-47.
85. Malaiya S. Dance in the rock art of Central India // Animals into art. Ed. H. Morphy. London, 1989. P. 357-371.
86. Mar’jasev A.N., Gorjacev A.A., Potapov S.A. Repentaine des petroglyphes d’Asie Centrale. Fascicule №6: Kazakstan 1 : choix de petroglyphes du Semirech’e (Felsbilder im Siebenstromland). V. 5. Paris, 1998.
87. Mathpal Y. How to date a rock painting? // Rock art of India: paintings and engravings. Ed. Chakravarty К. K. New Delhi, 1984 (a). P. 57-60.
88. Mathpal Y. Rock art of India: its past, present and future // Purakala. 1997. Vol. 8. № 1-2. P. 37-43.
89. Mathpal Y. Indian rock art today // Rock art studies news today 1, 1976 (a).
90. Mathpal Y. Prehistoric rock painting of Bhimbetka. New Delhi, 1984 (b).
91. Mathpal Y. Rock paintings of India: an omithographical interpretation // Bulle¬
tin of the Deccan college research institute. Vol. XXXV. № 3-4. 1976 (b). P. 83-93.
92. Mathpal Y. The hunter-gatherer way of life depicted in the Mesolithic rock paintings of Central India // Recent advances in indo-pacific prehistory. Ed. Mishra V. N., Bellwood P. Leiden-E. J. Brill, 1985. P. 177-183.
93. Menon V. Rocking history // Outlook. Nov. 22. 1999. P. 24.
94. Mishra R. N. Folk or folkish element in rock paintings — a background // Rock art of India: paintings and engravings. Ed. Chakravarty К. K. New Delhi, 1984. P. 239-240.
95. Mitra P. Pre-historic India: its place in world culture. Bombay, 1961.
96. Negi R. S., Mathpal Y. Prehistoric rock paintings at the site of national mu-seum of man on the Shyamala hills, Bhopal // Rock art of India: paintings and engravings. Ed. Chakravarty К. K. New Delhi, 1984. P. 154-158
97. Neumayer E. Bodies in motion. India’s rock art is a window on prehistoric arts // Archaeology. Vol. 50. №1. New-York, 1997, P. 56-59.
98. Neumayer E. Lines on stone. The prehisroric rock art of India. Manohar, 1993.
99. Neumayer E. Prehisroric Indian rock paintings. Oxford university press, 1983.
100. Neumayer E. The rock paintings of the Mahadeo hills, India // Bolletino del centro camuno di studi preistorici. №22. Brescia, 1985, P. 67-82.
101. Nirdip. Elements of modem art in Rock art // Purakala. 1991. Vol. 2. № 2. P. 43-50.
102. Pancholi R. K. Chaturbhujnath rock-shelters in Central India // Malay Bharati. Vol. 1. №2. May-August 1996. P. 6-8.
103. Pande В. M. Neolithic hunting scene on a stone slab from Burzahom, Kashmir// Asian perspectives. Vol. XIV. Hong-Kong, 1973. P. 134-137.
104. Pandey S. K. Indian rock art. New Delhi, 1993.
105. Pandey S. K. Indian rock paintings and its problems // Rock art of India: paintings and engravings. Ed. Chakravarty К. K. New Delhi, 1984. P. 214- 226.
106. Pandey S. K. Problem of dating the Indian rock paintings // Madhya Bharti. Sagar university, 1965.
107. Parimoo R. Drawing from the Indian prehistoric rock-shelters // Rock art of India: paintings and engravings. Ed. Chakravarty К. K. New Delhi, 1984. P. 103-105.
108. Pradhan A., Prabhakar V. N., Kabui K. A. Rock art of Rasulpur: a study // Purakala. 2002. Vol. 13. № 1-2. P. 87-92.
109. Rajain K. Rock art legacy in India // Purakala. 1997. Vol. 8. № 1-2. P. 49- 52.
110. Rajain K. Rock paintings in Dharmapuri district, Tamilnadu // Purakala. 1991. Vol. 2. №2. P. 51-69.
111. Ramaswami N. S. The Cuddapah rock paintings // Indian horizons. Vol. XXVIII. №2. New Delhi, 1979. P. 24-26.
112. Ray. R. Data retrieval on rock art // Rock art of India: paintings and engravings. Ed. Chakravarty К. K. New Delhi, 1984. P. 64-71
113. Sagar A. P. Painted rock shelters at Premshahi (Samundraja) district Na- rasinghpur H Rock art of India: paintings and engravings. Ed. Chakravarty K. K. New Delhi, 1984. P. 245-248.
114. Sengupta P. Rock art in the present perspective: a psyhosocial approach // Purakala. 1997. Vol. 8. № 1-2. P. 71-74.
115. Sher Ja. A., Legtchhilo N., Savinov D. Repertoire des petroglyphes d’Asie Centrale. Fascicule № 4. Siberie Du Sud 4: Cheremushny Log, Ust’ Kulog, Steles de Khakassie. Paris, 1999.
116. Sonawane V. H. An important evidence to date rock paintings of Meso-lithic period // Rock art of India: paintings and engravings. Ed. Chakravarty К. K. New Delhi, 1984. P. 61-63.
117. Sonawane V. H. Rock art of Gujarat: a regional study // Purakala. 2002. Vol. 13. № 1-2. P. 67-85.
118. Sonawane V. H. Upper palaeolithic art of India: a fresh look // Purakala. 1997. Vol. 8. №1-2. P. 5-13.
119. Sundara A. Rock art in Karnataka: certain geometrical designs // Purakala. 2002. Vol. 13. № 1-2. P. 51-56.
120. Sundara A. Some select rock paintings from north Karnataka // Rock art of India: paintings and engravings. Ed. Chakravarty К. K. New Delhi, 1984. P. 137-148.
121. Sztuka naskalna Uzbekistanu / Ed. Kosko A., Sirinov T., Raczkowski W. Poznan, 1997.
122. Thakur R. S. The rock art: palaeoexhibits or silent communication // Pura-kala. 1997. Vol. 8. № 1-2. P. 75-77.
123. Tiwari S. Excavation at Bhimbetka - a re-assessment // Rock art of India: paintings and engravings. Ed. Chakravarty К. K. New Delhi, 1984. P. 149- 153.
124. Tiwari S. Twenty-five years of rock paintings exploration in the Betwa source region — a re-appraisal // Rock art of India: paintings and engravings. Ed. Chakravarty К. K. New Delhi, 1984. P. 228-238.
125. Verma R. K. The rock art of southern Uttar Pradesh with special reference to Mirsapur // Rock art of India: paintings and engravings. Ed. Chakravarty K. K. New Delhi, 1984. P. 206-213.
126. Wakankar V. S. Bhimbetka: The stone tool industries and rock paintings // Recent advances in indo-pacific prehistory. Ed. by Mishra V. N. Bellwood P. Leiden-E. J. Brill, 1985. P. 175-176.
127. Wakankar V. S. Painted rock shelters of India ПRivista di sciense preis- toriche diretta da Paolo Graziosi. Vol. XVII. 1962. P. 237-253.
128. Wakankar V. S. Painted rock shelters of India // IPEC. band. 21. jg. 1964/65. Berlin, 1966. P. 78-86.
129. Wakankar V. S. Techniques of prehistoric paintings and engravings // Rock art of India: paintings and engravings. Ed. Chakravarty К. K. New Delhi, 1984. P. 196-200.
130. Wakankar V. S. The dawn of Indian art. Ujjain, 1978.
131. Zabem P. Zwischen gandhara und den seidenstrassen. Felsbilder am Karakorum highway. Mainz am Rhein, 1985.