Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Повышение эффективности деятельности предприятий гостиничного хозяйства

Работа №28095

Тип работы

Диссертация

Предмет

экономика

Объем работы173
Год сдачи2002
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
757
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ з
1. ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС В УСЛОВИЯХ РАЗВИВАЮЩИХСЯ РЫНКОВ ю
1.1 ГОСТИНИЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 10
1.2 ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСТИНИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26
1.3 РОЛЬ МАРКЕТИНГА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСТИНИЦЕЙ 38
2. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ГОСТИНИЧНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ 50
2.1 ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ ГОСТИНИЦЫ 51
2.2 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ УСЛУГ 67
2.3 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГА 87
2.4 УПРАВЛЕНИЕ ДОХОДАМИ ГОСТИНИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 104
2.5 ФОРМИРОВАНИЕ СПРОСА И СТИМУЛИРОВАНИЕ СБЫТА УСЛУГ ГОСТИНИЦЫ 114
3. СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА 140
3.1 СТРУКТУРНАЯ ТЕОРИЯ ТРЁХ СТАДИЙ РАЗВИТИЯ СПРОСА В ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ И МЕСТО РОССИЙСКОЙ
ГОСТИНИЧНОЙ ОТРАСЛИ В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ 141
3.2 СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ 147
3.3 ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ МОСКВЫ И
СТРАТЕГИИ ВЕДУЩИХ ГОСТИНИЦ 155
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 167
ЛИТЕРАТУРА 170


Актуальность темы исследования
Отличительная черта современного экономического состояния России - это продвижение по пути реформ к развитой рыночной экономике. Во многом определяющим сегодня развитие является эффективный менеджмент, обеспечивающий создание необходимых условий для производства товаров и услуг, представляющих ценность для потребителя. Оптимальная система управления позволяет наиболее результативно воздействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять ресурсы предприятия, и направлять усилия работников таким образом, чтобы максимально удовлетворить потребности клиентов и достичь целей организации с наивысшей эффективностью.
Актуальность выбранной темы обусловлена следующими обстоятельствами:
■ Трудности адаптирования к условиям развивающихся рынков и перехода к освоению рыночных возможностей во многом определяются недостаточно эффективным управлением предприятиями в российском гостиничном хозяйстве.
■ Вектор развития рыночных отношений в России и в странах с развитой рыночной экономикой во многом схож, поэтому обобщение и распространение лучшего зарубежного и отечественного опыта управления на основе маркетинга позволяет повысить эффективность функционирования российской гостиничной отрасли.
Цель и задачи исследования
Цель исследования заключаются в определении наиболее эффективных методов управления деятельностью гостиниц и способах их применения, позволяющих создать конкурентные преимущества и сделать продажу гостиничных услуг стабильной, а деятельность гостиничных предприятий высокодоходной.
В рамках данного исследования решается ряд взаимосвязанных задач:
■ Исследуется деятельность гостиничной отрасли Российской Федерации, и определяются основные проблемы, с которыми сегодня сталкиваются гостиничные предприятия.
■ Изучается организационная перестройка системы управления, функциональные изменения работы важнейших служб, обеспечивающих предоставление услуг, ф разрабатываются практические методы повышения эффективности деятельности гостиничного предприятия.
■ Определяется роль и место маркетинга в повышении эффективности управления гостиничными предприятиями, уточняется специфика его осуществления российскими гостиницами.
■ Выявляются наиболее приемлемые для российских условий стратегии развития гостиничного бизнеса, нашедшие своё отражение в деятельности отдельных гостиничных предприятий.
■ Анализируется ценовая стратегия и рекомендуются наиболее эффективные методы увеличения доходов гостиничного предприятия.
■ Рассматриваются способы продвижения на туристский рынок гостиничных услуг и даются практические рекомендации по формированию спроса и стимулированию сбыта услуг гостиничных предприятий.
Предмет исследования
Предметом исследования является использование современных методов II управления в гостиничной отрасли в условиях развивающихся рынков.
Объект исследования - гостинично-туристский комплекс Российской Федерации и Москвы, его функционирование в условиях перехода к рынку.
Материалами для работы послужили книги отечественных и зарубежных авторов Е.П. Голубкова, А.П. Дуровича, А.Л. Лесник, А.В Чернышева, И. Ансоффа, Д. Боуэна, П. Дойля, Ф. Котлера, М. Портера, Дж. Стрикленда, А. Томпсона и др., статистические материалы Госкомстата России, ГАО «Москва», публикации в периодической печати, информация из сети Интернет, данные опроса работников гостиничной отрасли.
Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили работы ведущих отечественных и зарубежных ученых по проблемам маркетинга, ежегодные доклады Всемирной туристской организации, Международной ассоциации гостиниц и ресторанов, законодательные и нормативные акты в области туризма. В работе использованы научные подходы и результаты исследований в области маркетинга, проводимых в АНХ при Правительстве РФ, НИИ и вузах России, внутренние документы гостиниц и гостиничных объединений.
При подготовке диссертации использовались методы установления причинно- следственных связей, управленческого и логического анализа, метод экспертных оценок и другие методы маркетинговых исследований.
Научная новизна работы
Научная новизна работы заключается в следующем:
1. Обоснован механизм развития системы управления гостиничным предприятием, позволяющий оптимизировать использование всех ресурсов в управлении гостиницей, функционально разграничивать место каждой службы в системе управления и способствовать повышению эффективности их взаимодействия (стр. 51).
2. Разработана методология управления качеством услуг, включающая внедрение в деятельность гостиничного предприятия отраслевого стандарта (технические требования к гостинице, состав номерного фонда, предприятий общественного питания, гостиничного сервиса и т.д.), квалификационных требований к работникам, нормирования труда по основным рабочим профессиям (стр. 67).
3. Идентифицированы и оценены наиболее востребованные российскими гостиницами стратегии развития: завоевание рыночной доли, повышения потребительского спроса за счёт взаимодействия факторов цена-качество, продвижение торговой марки, внедрение новых форм управления, включая франчайзинг и контракты на управление, электронных каналов сбыта гостиничных услуг (стр. 135).
4. Систематизированы вопросы управления доходами гостиничного предприятия и применения метода мультипликативного эффекта для расчёта цены и прибыли в гостинице, заключающегося (стр. 87):
■ в определении основных показателей, влияющих на прибыль;
■ в расчёте различных вариантов прибыли при изменении этих показателей;
■ в оценки значимости влияния на прибыль каждого выбранного показателя;
■ в выборе наиболее оптимального варианта прибыли.
6. Осуществлена классификация каналов сбыта услуг гостиничного предприятия на туристском рынке, которая включает: прямую и агентскую продажу через турфирмы, корпоративную загрузку номеров, электронное бронирование, в т.ч. и через Интернет. Предлагается методика выбора наиболее результативных каналов сбыта для гостиницы (стр. 95). 
7. Разработаны рекомендации по применению системы формирования спроса и стимулирования сбыта, включающие определение % охвата рынка рекламным обращением, сопоставление затрат на проведение мероприятий с количеством клиентских обращений на рекламу и с % загрузки гостиничных номеров (стр. 114).
Наиболее существенные результаты исследования
Наиболее существенными результатами, исследования являются:
■ сформулированы предложения по преодолению основных проблем российской гостиничной отраслью в условиях развивающихся рынков;
■ разработана система управления, позволяющая структурировать процесс воздействия на все уровни управления в целях повышения эффективности, совершенствования качества обслуживания, увеличения доходности и устойчивого экономического роста гостиничного предприятия при оптимальном использовании всех имеющихся ресурсов;
■ разработана программа повышения качества услуг и технология её внедрения в деятельность гостиничного предприятия;
■ разработаны метод оценки эффективности, поэтапный метод осуществления маркетинга в гостиничном предприятии, позволяющие реально оценить и улучшить его деятельность;
■ разработан механизм определения цены продаж на гостиничные услуги, обеспечивающий получение дополнительного дохода и прибыли;
■ на основе анализа стратегий развития мирового гостиничного бизнеса выявлены подходы к формированию стратегий и предложены наиболее перспективные из них для развития российской гостиничной отрасли;
■ обоснована необходимость создания национальных гостиничных объединений из числа сетевых гостиничных предприятий, что позволит эффективнее на корпоративном уровне внедрять в их деятельность отраслевые стандарты и современные технологии управления, а также улучшить структуру гостиничной
Практическая значимость диссертации
Разработанные в диссертационном исследовании предложения, методические и практические рекомендации способствуют повышению деятельности предприятий российской гостиничной отрасли.
Результаты работы могут быть использованы в практической деятельности гостиничных предприятий, в системе повышения квалификации и переподготовки работников гостиничного хозяйства и в учебном процессе в вузах при подготовке специалистов для гостиничной индустрии.
Апробация результатов исследования
Разработанные автором методы управления гостиничным предприятием были опробованы в процессе создания первого совместного советско-финляндского предприятия «Инфа-Отель» - гостиница «Савой».
Выводы диссертационного исследования были одобрены как представителями гостиничного хозяйства России - «Российская Гостиничная Ассоциация», Российская академия по туризму, так и зарубежными учеными, занимающимися исследованием в индустрии гостеприимства во время проведения семинаров по программе ТАСИС.
На основании исследования автором разработана учебная программа переподготовки руководящих работников гостиничных предприятий по теме: «Маркетинг и продажи в гостиничном предприятии». Отдельные разделы исследования были использованы в 1999 - 2001 г.г. при чтении лекций, проведении практических семинаров для руководящих работников в ЦМТ - гостиница «Международная», гостиничном комплексе «Украина», а также по учебным программам - Центра «Бизнес и маркетинг», Высшей школы «Институт менеджмента и маркетинга», АНХ при Правительстве РФ, Московской академии туристского и гостинично-ресторанного бизнеса, Государственной академии подготовки работников инвестиционной сферы, Международного института гостиничного менеджмента и туризма. На базе маркетингового анализа рынка гостиничных услуг гор. Москвы были сформулированы предложения к Программе развития туризма в Москве до 2010 года, которая принята московским правительством и воплощается в жизнь.
Материалы диссертационного исследования были использованы автором в опубликованных в 2001 году в издательстве «Юристъ» учебном пособии «Маркетинг и продажи в гостиничном бизнесе», в тезисах доклада на научной конференции «Современные интерактивные методы преподавания», проведённой в Москве в 2001 году, в цикле статей в журнале «Парад Отелей» за 1999 - 2001 г.г. Общий объём публикаций -16,5 п.л.
Структура диссертационной работы
Структура диссертации отражает существо, логическую взаимосвязь, порядок постановки и решения задач, направленных на достижение цели предпринятого исследования и состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, включающего 73 источника. Количество печатных машинописных страниц в диссертации -173, в том числе таблиц - 23, схем и рисунков -11.
Содержание работы
В первой главе «Гостиничный бизнес в условиях развивающихся рынков» гостиничная отрасль рассматривается как объект исследования. Даются основные характеристики состояния мирового гостиничного хозяйства и динамика развития гостиничной отрасли в Российской Федерации в период с 1992 по 2000 г.г. Анализируются проблемы, испытываемые российскими гостиничными предприятиями в условиях развивающихся рынков. Определяется роль и место маркетинга в деятельности гостиницы.
Вторая глава «Формирование системы управления гостиничным предприятием» посвящена конкретным вопросам повышения эффективности управления гостиницей, созданию системы качества через внедрение отраслевого стандарта качества, квалификационных требований к работникам и нормирование труда. Осуществление маркетинга рассматривается как на этапе проектирования и строительства, так и в уже действующем предприятии. Глава посвящёна подготовке гостиницы к эксплуатации, оснащению предприятия современной технологией управления, подбору и подготовки персонала для работы в гостинице. Рекомендуется метод маркетинговой оценки гостиничного объекта. В главе анализируется процесс ценообразования как важнейший механизм управления доходами предприятия. Рекомендуется методика определения цены, при котором увеличение доходов достигается без увеличения цен на все услуги предприятия. Рассматриваются вопросы повышения эффективности распределения гостиничного продукта, технология управления сбытовыми каналами, системы формирования спроса и стимулирования сбыта гостиничных услуг.
В третьей главе «Стратегии развития гостиничного бизнеса» рассмотрена структурная теория трёх стадий развития спроса на гостиничные услуги, и сделана попытка определить место российской гостиничной отрасли в этом процессе. В главе рассматриваются стратегии развития мировой гостиничной индустрии, анализируется рынок гостиничных услуг Москвы и предпринятые маркетинговые стратегии развития отдельных гостиничных предприятий. В главе делается оценка возможных будущих маркетинговых стратегий, которые могут быть использованы российскими гостиницами.
В заключении обобщаются основные выводы, методические и практические рекомендации проведённого диссертационного исследования, позволяющие адекватно оценить потенциал гостиничного предприятия, и обоснованно добиваться повышения эффективности его деятельности.
Эти и другие вопросы повышения эффективности функционирования гостиничного хозяйства будут рассмотрены в последующих разделах диссертационного исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Выводы и предложения с соответствующими обоснованиями составляют существенную часть объёма подготовленной диссертации и рассредоточены по всем её главам и разделам. Это позволяет не повторять их детально в заключительном разделе работы, что к тому же привело бы к механическому отрыву выводов от их обоснований. Тем не менее, представляется целесообразным кратко суммировать ряд принципиальных выводов, методические и практические рекомендации проведённого диссертационного исследования:
1. Гостиничная отрасль Российской Федерации функционирует в сложных условиях развивающихся рынков. Наибольшую тяжесть рыночных реформ приняли на себя гостиничные предприятия, расположенные в регионах. Тенденция сокращения числа гостиничных предприятий в большинстве районов РФ продолжает оставаться, хотя в последние два года наметилось её замедление. Исключение составляют гостиничные предприятия, расположенные в центре: в Москве и Санкт-Петербурге, которые, в целом, преодолели последствия финансового кризиса 1998 года и динамично развиваются.
2. В этих условиях усиливается значение формирования оптимальной системы управления гостиничным предприятием, позволяющей наиболее результативно воздействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять имеющиеся ресурсы, и направлять усилия работников таким образом, чтобы максимально удовлетворить потребности клиентов и достичь целей организации с наивысшей эффективностью.
3. Российские гостиничные предприятия характеризуется низким качеством предоставляемого обслуживания. Сертификацию на установленный в 1995 году стандарт качества услуг прошли только 15,1% гостиниц. Создание системы управления качеством услуг на предприятии будет способствовать повышению эффективности его деятельности.
4. Выявлены две области практического применения комплекса маркетинга в гостиничном хозяйстве, позволяющая повысить его результативность:
а) комплекс маркетинга в виде реально действующей системы целесообразно внедрять в работу предприятия на этапе его проектирования и строительства таким образом, чтобы к моменту открытия гостиница была обеспечена не только квалифицированным персоналом, технологией
управления и ресурсами, но и загрузкой - т.е. достаточным числом клиентов, обеспечивающих её доходность;
б) в действующем гостиничном предприятии предлагается поэтапная процедура реорганизации управленческих служб и наполнение их аналитическими функциями, с целью создания адаптивной поведенческой модели, приспособленной к развивающимся рынкам.
5. Для усиления воздействия системы управления на повышение эффективности функционирования гостиничного предприятия автором предлагается применение следующих технологий и методик:
■ Система управления гостиницей на основе оптимизированного использования всех имеющихся ресурсов, функционально разграничивающей место каждой службы, её задачи и взаимодействие с другими подразделениям.
■ Программа создания системы качества услуг, включающая внедрение в гостиничное предприятие отраслевого стандарта качества услуг, квалификационных требований к работникам, нормирования труда по основным рабочим профессиям.
■ Методика оценки эффективности гостиничного объекта для последующего использования в бизнес-плане и расчёте ТЭО проекта и технология пуска гостиницы в эксплуатацию.
■ Метод поэтапного расчёта цены продаж, полнее учитывающий спрос на гостиничные услуги;
■ Методика оценки эффективности мероприятий по формированию спроса и стимулированию сбыта;
6. Наиболее перспективными для российской гостиничной отрасли будут являться стратегии, направленные на завоевание рыночной доли, совершенствование гостиничного продукта, повышение потребительского спроса за счёт взаимодействия факторов цена-качество, продвижения торговой марки, внедрения новых форм управления, включая франчайзинг и контракты на управление, электронных каналов сбыта гостиничных услуг.
7. Создание национальных гостиничных сетей (корпораций) даст необходимый импульс для повышения эффективности управления и дальнейшего развития гостиничного хозяйства. Во-первых, появление гостиничных операторов позволит применить и распространить высокие стандарты и технологии функционирования гостиниц на корпоративном уровне, и, тем самым, добиться повышения производительности и эффективности их деятельности. Во-вторых, расширение числа сетевых гостиниц позволит улучшить структуру гостиничной отрасли.



1. Амблер Т. Практический маркетинг / Пер. с англ, под общей ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 1999.
2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб.: Питер, 1999.
3. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн. X. Маркетинг: Учебник. - М.: Экономика, 1999.
4. Биржаков М.Б. Введение в туризм. - СПб.: Герда, 2000.
5. Биржаков М.Б. К вопросу доходности туристской отрасли // Туристские фирмы 2001 №23.
6. Кортлэнд Л. Бове, Уилльям Ф. Арнес Современная реклама: пер. с англ. - Тольятти: «Издательский Дом Довгань», 1995.
7. Волошин Н.И. Правовое регулирование туристской деятельности: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 1998.
8. Н.И. Волошин Н.И. Туризм: нормативные правовые акты: Сборник актов / М.: Финансы и статистика, 1998.
9. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Финпресс, 2000.
10. Голубков Е.П. Маркетинг: Словарь-справочник. - М.: Дело, 2000.
11. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. - М.: Финпресс, 1999.
12. Гуляев В.Г. Новые информационные технологии в туризме. - М.: Приор, 1998.
13. Гуляев В.Г. Контракты, договоры, соглашения и формуляры в туристской деятельности: Учебно-практическое пособие. - М.: Приор, 1998.
14. Гольман И.А., Добробабенко Н.С. Практика рекламы. Десять уроков для советского бизнесмена: Учебник. - Новосибирск: Филиал С/П «Интербрук», 1991.
15. Денни Р. Продажа ради успеха. Искусство завершения сделки. - М.: Лори, 1998.
16. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. - СПб.: Питер, 1999.
17. Дурович А.П., Копанёв А.С. Маркетинг в туризме. Учебное пособие / Под общей ред. З.М. Горбылёвой. - Мн.: Экономпресс, 1998.
18. Дурович А.П. Реклама в туризме. Учебное пособие - Мн.: БГУЭ, 2000.
19. Ефремова М.В. Основы технологии туристского бизнеса. Учебное пособие/ - М.: Ось-89, 1999.
20. Иванов В.В. и Волов А.Б. Использование маркетинговых инструментов для управления гостиничным продуктом // Пять Звезд. 2000 №3.
21. Исмаев Д.К. Маркетинг гостиничных услуг в России: Учебное пособие/ - М.: ВШТГ, 1999.
22. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебное пособие. - Мн.: БГЭУ, 1999.
23. Карпова Г.А. и коллектив авторов. Экономика современного туризма. - СПб.: Герда, 1998.
24. Квартальное В.А. Иностранный туризм. - М.: Финансы и статистика, 1999.
25. Квартальное В.А., Романов А.А. Международный туризм: политика развития: Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 1998.
26. Квартальное В.А. Стратегический менеджмент в туризме: Современный опыт управления. - М.: Финансы и статистика, 1999.
27. Козырев В.М. Туристская рента: Методические рекомендации. - М.: Финансы и статистика, 1998.
28. Колотова Е.В. Рекреационное ресурсоведение: Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 1998.
29. Кон В.Л. Услуги и их социально-экономическая роль. - М.: Прогресс, 1967.
30. Карнеги Д. Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей. - М.: Прогресс, 1989.
31. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент /Пер. с англ, под ред. О.А. Третьяк, Л.А. Волковой, Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 1999.
32. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг: Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов / Пер. с англ, под ред. Р.Б. Ноздрёвой. - М.: Юнити, 1998.
33. Кох Р. Менеджмент и финансы от А до Я. - СПб: Издательство «Питер», 1999. с.188.
34. Лесник А.Л., Чернышев А.В. Корпоративное бизнес-планирование в гостиничной индустрии. - М.: «Интел универсал», 2000.
35. Лесник А.Л., Чернышев А.В. Практика маркетинга в гостиничном и ресторанном бизнесе. - М.: ООО «Агентство рекламы «Товарищ», 2000.
36. Лесник А.Л., Смирнова М.Н. Рынок гостиничных услуг Москвы // Отель. 1999 №6.
37. Лесник А.Л., Смирнова М.Н. Перспективы российской гостиничной индустрии: Москва на острие прорыва И Пять звёзд 2000 № 2.
38. Макаревич Л.М. Бизнес - план для иностранного инвестора. Методическое пособие для практического применения. - М.: Финпресс, 1998.
39. Маркетинг: Учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу/ Р.Б. Ноздрёва, Г.Д. Крылова, М.И. Соколова, В.Ю. Гречков. - М.: Юристь, 2000.
40. Моисеева Н.К. Стратегическое управление туристской фирмой. Учебник/- М.: Финансы и статистика, 2000.
41.0.Ю. Огвоздин Управление качеством. Учебное пособие/ - М.: Дело и сервис, 1999.
42. Организационно-правовые основы туристского и гостиничного бизнеса. Под ред. В.Н. Акишина, И.В. Гончаровой, А.И. Клебанова, М.Д. Малахаткиной. - М.: Финстатинформ, 1998.
43. Организация и управление гостиничным бизнесом. Под ред. А.Л. Лесника, И.П. Мацицкого, А.В. Чернышова, авторский коллектив А.А. Бобылёв, Н.Ю. Володоманова, К.В. Георгиев, И.В. Гончарова и др. Учебник/- М.: Интел универсал, 2000.
44. Папирян Г.А. Международные экономические отношения: маркетинг в туризме. - М.: Финансы и статистика, 2000.
45. Папирян Г.А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. - ф.
М.: Финансы и статистика, 1998.
46. Парций Я.Е. Научно-практический комментарий закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». - М.: Правовая культура, 1998.
47. Портер М. Международная конкуренция. - М.: Международные отношения, 1993.
48. Пузакова Е.П., Местникова В.А. Международный туристический бизнес. - М.: Экспертное бюро, 1997.
49. Российский туристский бюллетень №4(18). Туризм: информация, статистика, анализ. - М.: Аделиз, 1998.
бО.Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. - М.: Ось-89, 1998.
51. Семененко А.И. Предпринимательская логистика. - СПб.: Политехника, 1997.
52. Сидоров М.Н. Туризм в России Статистический сборник / Госкомстат России. - М., 2000.
53-Синяева И.М. Паблик рилейшенз в коммерческой деятельности: Учебник / Под ред. Г.А. Васильева. - М.: Юнити, 1998.
54. Скобкин С.С. Маркетинг и продажи в гостиничном бизнесе. Учебное пособие/ - М.: Юристь, 2001.
55. Скобкин С.С. Ах, эти цены // Парад отелей 1999 № 1.
56. Скобкин С.С. Стоит ли инвестировать в туристское дело в России? И Парад отелей 1999 № 1.
57. Скобкин С.С. Опять о качестве // Парад отелей 2000 № 2.
58. Скобкин С.С. Есть ли у нас индустрия гостеприимства?// Парад отелей 2000 №4.
59. Скобкин С.С. Подготовка ситуаций и деловых игр при изучении курса «Маркетинг в туризме».// Современные интерактивные методы преподавания/ Тезисы докладов на всероссийской конференции - М: МАТГР 2001. - 0,5 п.л.
60. Токарев Б.Е. Методика, сбор и использование маркетинговой информации. Учебно-практическое пособие/ - М.: Юристъ, 2001.
61. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов/ Пер. с англ, под ред. Л. Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М.: Банки и биржи, Юнити, 1998.
62. Tourism market trends. Madrid. WTO, 1996.
63. The Tourism barometer. Madrid. WTO, 1998.
64. Уокер Дж. P. Введение в гостеприимство: Учебник / Перевод с англ. - М.: Юнити, 1999.
65. В.Г. Федцов Культура сервиса. Учебное пособие/ - М.: Приор, 2000.
66. Г. Харрис, К.М. Кац Стимулирование международного туризма в XXI веке: Пер. с англ. Е.В. Мошняга - М.: Финансы и статистика, 2000.
67. Чармэссон Г. Торговая марка: как создать имя, которое принесёт миллионы. - СПб.: Питер, 1999.
68. Чудновский А.Д., Агеева О.А., Кормишова А.В., Расихина Л.Ф., Жукова М.А. Гостиничный и туристический бизнес. Учебник / - М.: Экмос, 1998.
69. Чудновский А.Д. Туризм и гостиничное хозяйство. Учебник /- М.: Экмос, 2000.
70. Шмидт Р.А., Райт X. Финансовые аспекты маркетинга: Учебное пособие для вузов / Перевод с англ. - М.: Юнити-Дана, 2000.
71. Шпилько С.П. Время отдыхать в России // Отель. 1999 №6.
72. Уэллс У., Бернет Дж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика: Пер. с англ. - СПб.: Питер, 1999.
73. Экономика России: рост возможен. Исследование производительности ключевых отраслей- М.: МакКинзи Глобал Инститьют, 1999.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ