Предисловие 4
Глава I. Художественное мировосприятие Игоря Северянина и его языковая картина мира 12
§ 1. Роль категории оценки в формировании идиостиля языковой личности 12
1.1. Языковая личность и идиостиль 12
1.2. Идиостиль и идиолект языковой личности 15
1.3. Семантика эмоциональной оценки и средства ее выражения в
идиостиле языковой личности 17
1.4. Оценка и эмоция 19
1.5. Субъективность эмоциональной оценки и средства ее выражения
в дискурсе Игоря Северянина 25
§2. Ироническое восприятие действительности и ироническая оценка в идиостиле Игоря Северянина 29
§3. Динамика оценочных значений в идиостиле Игоря Северянина как отражение эволюции творчества 49
3.1. Художественный мир поэта как отражение его творческих установок 51
3.2. Эксплицитность оценочных значений в поэтических образах
времени эмиграции 75
§4. Ключевые семантические поля в художественном мире Игоря Северянина 89
4.1. Семантическое пространство и слово 92
4.2. Ключевые семантические поля в художественном мире Игоря Северянина 97
Выводы 116
Глава II. Метафора в поэтических текстах Игоря Северянина 118
§ 1. Когнитивные и структурные основания метафоры 118
§2. Оценочная метафора в художественной речи Игоря Северянина 124
2.1. Семантическая структура метафоры 127
2.2. Метафорическое сравнение и автометафора 139
§3. Психологические основы метафоры 149
3.1. Синкретическая метафора 151
3.2. Оценочная метафора с ведущим зрительным модусом перцепции 155
3.3. Оценочная метафора с ведущим вкусовым модусом перцепции 162
§4. Сирень — символический метафорический образ в идиостиле Игоря Северянина 165
Выводы 173
Глава IIL Поэтические неологизмы как важнейший компонент идиостиля Игоря Северянина 174
§ 1. Окказиональное слово 174
§2. Поэтические неологизмы, созданные на базе ключевых слов поэтической речи И. Северянина 178
§3. Текстоморф -о- как словообразовательная доминанта 182
Выводы 215
Заключение 217
Список сокращений 219
Список источников 220
Библиографический список 221
Объектом исследования является поэтика оценочных значений в идио¬стиле Игоря Северянина (Игоря Васильевича Лотарева). Художественная речь этого «короля поэтов», талантливого и самобытного мастера слова, занимает особое место в истории русского литературного языка XX столетия. Языковое сознание личности, народа, эпохи отражается в текстах поэта как наиболее яр¬кого выразителя национальной индивидуальности, оригинального интерпретатора фактов культуры, расширяющего представление о языковой «картине мира» России предреволюционного и первых послереволюционных десятилетий.
Предметом исследования избраны ключевые семантические поля, метафорические конструкции и неологизмы как средства выражения оценочного значения (иронического и эмоционального), их семантические и стилистические функции, принцип организации их в поэтических текстах Игоря Северянина.
Актуальность исследования определяется тремя причинами:
во-первых, общенаучным стремлением завершить систематизацию представлений об оценке и оценочности, выявить их взаимодействие со смежными языковыми процессами и отражение в языке художественной литературы на материале семантически неисчерпаемых поэтических текстов. В последние годы многогранная и сложная аксиологическая проблематика рассматривается . не только в традиционных аспектах: логическом (Н.Д. Арутюнова, И.И. Ивин), функционально-семантическом (Е.М. Вольф, Н.М. Лукьянова, Т.В. Маркелова, М.А. Ягубова), функционально-грамматическом (Г.А. Золотова, Е.В. Клобуков, П.А. Лекант, В.В. Лопатин, Т.В. Шмелева, А.Н. Шрамм), функционально¬стилистическом (Ш. Балли, В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Т.Г. Винокур, Л.А. Новиков, И.А. Стернин, В.Н. Телия, В.И. Шаховский), национально¬культурном (Ю.Д. Апресян, А. Вежбицкая, Т.И. Вендина, Ю.С. Степанов, А.Д. Шмелев), но и в свете получивших широкое распространение когнитивных и прагматических (Ю.Д. Апресян, В.Г. Гак, В.Н. Цоллер) и текстовых исследований (В.П. Григорьев, Е.И. Диброва, В.В. Леденева, Т.С. Монина, О.Г. Ревзина, Г.Я. Солганик). Предпринимаются попытки системного изучения оценочных единиц, функционирующих в рамках дискурсов разного типа (Л.Т. Елоева, А.Ю. Кузнецов, О.И. Рыбальченко, О.В. Новикова). Значимость этих исследований детерминирована важностью аксиосферы в национальном, культурном, языковом сознании говорящей личности;
во-вторых, своевременным обращением к когнитивно¬коммуникативному принципу исследования художественного текста, включающему три измерения: языковую личность — творца текста, содержательную структуру текста и его формальную структуру. Образные средства в поэтической речи с позиций этих параметров недостаточно исследованы в русистике, в том числе в текстах, закрепленных в лучших художественных образцах литературы. В нашем исследовании - это метафорическая и неологическая системы и их моделирование в русской поэзии «серебряного века» — лирике Игоря Северянина. Предпринята попытка изучения новых аспектов оценочной мета¬форы в художественном тексте - когнитивного, семиолого-семантического, психобиологического, коммуникативно-прагматического (наряду с традиционными семантико-стилистическим и функциональным) - не получивших до на¬стоящего времени комплексного описания в лингвистической науке, но чрезвычайно важных для выражения отношений творческой личности и мира. Важность этой проблемы поддерживается неугасающим интересом других смежных с лингвистикой отраслей науки к человеческой личности, различным ее проявлениям;
в-третьих, описание языкового портрета автора актуально, ибо является неотъемлемой составной частью языкового портрета нации в переломную (как в нашем случае) эпоху ее социально-экономического и культурного развития. Язык оценок раскрывает индивидуальный способ осмысления картины мира, ценностные ориентации автора и выражается стратегией использования слова в высказывании. Языковые средства интерпретации семантики оценки формируют индивидуальный творческий стиль автора, несущий обязательный биографический отпечаток. Выявление этих средств и их описание дают представление о неисчерпаемых возможностях слова в поэтическом тексте, «преображенных» оценивающим субъектом — «лириком» и «ироником» Игорем Северяниным. Наблюдения над языком оценочных метафор и индивидуально-авторских неологизмов поэта освещают некоторые аспекты языка лирической и иронической поэзии начала - первой трети XX века.
Цель работы состоит в исследовании и описании средств выражения оценки в идиостиле Игоря Северянина, в установлении взаимосвязи содержательной стороны и языковой ткани художественной речи с учетом своеобразия авторского чувственного и иронического осмысления действительности.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
• выявить семантические доминанты творческой языковой личности, описать реализацию авторского иронического осмысления действительности языковыми средствами;
• систематизировать языковые средства выражения оценки в идио-стиле Игоря Северянина;
• представить динамическое взаимодействие когнитивного, эмоционального и коммуникативного аспектов шкалы оценки;
• продемонстрировать динамику оценочных значений как отражение творческой эволюции поэта, связанное с контекстом его биографии;
• пронаблюдать зависимость шкалы оценки и «шкалы» иронии (сочувствующая (добрая) - романтическая — язвительная — злая - саркастическая) с точки зрения градации ценностного отношения на уровне поэтического тек¬ста;
• определить ключевые семантические поля, реализующие художественный мир поэта;
• выявить семантические, когнитивные и сензитивные механизмы оценочной метафоры в поэтике Игоря Северянина;
• проиллюстрировать специфику взаимодействия сенсорных моду¬сов, лежащих в основе оценочной метафоры Игоря Северянина;
• исследовать синтаксические позиции знаков-коннотаций в процессе становления оценочной метафоры;
• установить специфику метафорики Игоря Северянина;
• показать окказиональное словотворчество поэта с позиций выражения оценочных значений в его идиостиле;
• описать специфику образования поэтических неологизмов как экспрессивное средство художественной эстетики Игоря Северянина.
Основная исследовательская гипотеза заключается в том, что в по¬этических текстах Игоря Северянина отражается соотношение эмоциональной и иронической оценки, реализуемое номинацией ключевых семантических по¬лей, спецификой метафоры и индивидуально-авторских неологизмов в коммуникативно-прагматическом контексте художественной речи.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Многоаспектность оценочного значения и его субъективное начало
Ф позволяют говорить о языке оценок поэта как о важнейшей составляющей художественного речемышления, объективированного в языковых средствах индивидуального поэтического языка.
2. В текстах Северянина ирония участвует в формировании концептуальной информации, составляя глубинный план текста и реализуется комплексным использованием различных языковых средств, в том числе и тропов.
3. В образной системе Северянина к специфическим для идиостиля поэта стилистическим приемам выражения иронической оценки относятся оксюморон и хиазм.
4. Основанием оценки в поэтических текстах Игоря Северянина является чувство или ощущение (интуиция), поэтому «эмотивная» шкала подчиняет себе аксиологическую сферу идиостиля автора.
5. Коммуникативная природа иронической оценки строится на контрасте речевых намерений «голоса автора» и «голоса персонажа», то есть раз-личных форм несобственно-прямой или несобственно-авторской речи: вербально выраженного одобрения и не выраженного, но вытекающего из подтекста неодобрения (осуждения).
6. В основе самооценки-самоиронии лежит основной принцип эгофу- туристических деклараций Северянина: не столько самопохвала и самодовольство под маской арлекина, сколько эпатирующий разрыв с традиционной этикой, основанный на непризнании социальной функции искусства.
7. Эмоциональные разновидности иронической оценки - добрая (романтическая) — горькая (критическая) — злая (саркастическая) - эксцентрическая (парадоксальная) отражают градацию пространства художественной речи Игоря Северянина.
8. Имплицитные оценки дореволюционного периода творчества обусловлены биографическим контекстом и представлены, как правило, импликациональным значением слова.
9. Одним из признаков идиостиля автора являются номинации «мира растений», преимущественно флористики, реализующие живописность и мозаичность поэтических текстов Северянина и приобретающие в контексте положительные и отрицательные оценочные коннотации.
10. Ядерные слова в ключевых семантических полях способны выполнять функцию как объекта оценки, так и оценочного предиката.
11. В основе оценочной метафоры Игоря Северянина лежат сенсорные модусы; ведущее место в идиостиле поэта занимает синкретическая метафора с базовыми зрительным, вкусовым, слуховым, одоральным модусами перцепции, что отражает отношение между оценкой и эмоцией: оценочная эмоция первична, возникающая на ее основе оценочная метафора - вторична.
12. Окказиональный словарь Северянина отличается сочетанием традиции и новаторства: автор расширяет узуальное словообразовательное гнездо ключевых слов; практикует образование деривата от нехарактерной для него основы с помощью форманта иной категориально-семантической природы.
13. Индивидуально-авторские неологизмы детерминированы не только приемом эпатажа как наиболее эффективным способом овладения вниманием публики, но и стремлением Игоря Северянина к экспрессивному воздействию на читателя.
Теоретической основой исследования являются функционально-семантический и коммуникативно-прагматический подходы к категории оценки (Н.Д. Арутюнова, Е.М. Вольф, Т.В. Маркелова и мн.др.), которые предполагают описание языкового знака с точки зрения его использования, функционирования в речевой деятельности, в нашем случае в поэтическом тексте. Приоритетными в лингвопоэтике и общей теории текста для автора были труды М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, В.П. Григорьева, Ю.М. Лотмана, Л.А. Новикова, О.Г. Ревзиной, Г.Н. Скляревской, Б.А. Успенского, Р. Якобсона и других ученых.
Основными методами, применяемыми в процессе исследования, являются описательный и структурно-семантический. Использованы также лингвистическое наблюдение, филологический анализ художественного текста, коммуникативно-прагматическое описание, метод компонентного семантического анализа в рамках текста и контекста. Работа проведена на основе индуктивного метода анализа: от конкретных языковых фактов к установлению системных отношений между ними и обобщения на этой основе теоретических положений и выводов.
Выводы исследования основываются на анализе поэтических текстов книг «Громокипящий кубок», «Классические розы», «Уснувшие весны» (публикации: Северянин И. Стихотворения. М., 1988; Северянин И. Стихотворения.
М., 1990; Северянин И. Лирика. Минск, 1999; Северянин И. Тост безответный: Стихотворения. Поэмы. Проза. М., 1999. Исследовано около 3000 примеров, извлеченных из поэтических текстов автора.
Определения значений слов даются по Толковому словарю русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. М., 1999 (СОШ).
Теоретическая значимость исследования заключается в углубленном анализе языковой категории оценки с функционально-семантических и стилистических позиций, в раскрытии специфики функционирования в художественном тексте различных языковых единиц, выражающих оценочные смыслы. Представляется важным описание интегративных параметров метафоры и окказионального слова, их экспрессивно-деятельностных функций, интенционально-прагматической направленности и эмоционально-оценочной значимости в контексте творчества Игоря Северянина.
Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при обучении лингвистическому (филологическому) анализу текста как студентов-филологов, так и учащихся профильных классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Обучение филологическому анализу формирует творческую языковую личность, развивая чувственно-интеллектуальное восприятие художественного произведения, способствуя этическому и эстетическому воспитанию нации. Исследование метафоры входит в научную парадигму современности: человек — язык — культура, развивая самостоятельность творческих начал молодого поколения и обогащая его духовность. Материалы настоящей диссертации могут быть использованы при чтении курсов стилистики языка и речи, лингвистического анализа художественного текста, теории художественной речи, истории русского литературного языка, спецкурсов по проблемам аксиологии, а также по изучению идиостиля писателя.
Научная новизна работы состоит в том, что комплексный анализ взаимодействия оценочной системы языка и ее реализации (авторских текстов) распространяет сферу изучения «динамического» аспекта языка на систему речевых средств в идиостиле автора. В работе впервые представлена классификация оценочных средств (лексических, синтаксических, стилистических), а также образных средств - метафоры и окказионального слова как компонентов содержательной информации поэтических текстов Игоря Северянина.
Метафоры и неологизмы рассматриваются также как основы художественного мировосприятия и манифестанты творческого кредо поэта. Комплексное описание метафоры диктуется направлением современной научной мысли — лингвистика в интеграции наук. Поэтические тексты Игоря Северянина впервые подвергаются лингвистическому комментированию, в котором выявляется имплицитный характер авторских оценок, определяющий совмещение негативного и позитивного в доброй — язвительной и злой иронии как специфическом признаке идиостиля поэта «с открытой душой» (А. Блок), для которого поэзия была способом существования в реальном мире.
Апробация работы. Основные положения исследования отражены в пяти опубликованных работах. Отдельные положения излагались на конференциях профессорско-преподавательского состава Мичуринского государственного пединститута, Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, Воронежского государственного университета.
Структура диссертации. Работа состоит из предисловия, трех глав, заключения, списка сокращений, библиографического списка.
В ходе диссертационного описан оценочный фрагментязыковой «картины мира» творческой личности — поэта Игоря Северянина. В поэтическом языке автора последовательно раскрываются новые возможности языковой системы: расширение семантики ключевых слов в семантическом пространстве художественного текста, обогащение словообразовательных гнезд слов-концептов, развитие синкретической оценочной метафоры. В их основе лежит соотношение лирики и иронии, в единстве отражающих особенности мировоззрения поэта.
Многоликий и противоречивый художественный мир Игоря Северянина («лирического ироника»), реализуясь в системе поэтических образов и «голо¬сов» своих героев, находит отражение в организации оценочных средств. Их специфика - во взаимопроникновении положительного и отрицательного, в диффузности элементов оценочной шкалы, несоответствии положительного значения и отрицательного подтекста, обусловленных эмоциональным переживанием поэта, в произведениях которого «пошлое» соединено с «высоким», парадокс лежит в основе скептического, а фарс и трагедия оказываются взаимонеобходимыми частями единого целого.
Характерные для иронии стилистические приемы - энантиосемия, ок-сюморон, хиазм и др. позволили поэту не только отразить несовершенство, дисгармонию мира, но и направили его на поиск и утверждение гармонии контрастов:
Нет творчества без разрушенья —
Без ненависти нет любви
(«Гармония контраста»)
«Плач и хохот» лиры Северянина создают яркую картину противостояния истоинного Поэта благополучной толпе и ремесленникам от искусства, которых он называл «лириками без лиры».
Динамика оценочных значений отражает тесное взаимодействие когнитивного, психологического и коммуникативного аспектов шкалы оценки и играет значительную роль в художественном становлении творческой индивидуальности Игоря Северянина.
Явления поэтического синтаксиса и стихотворного размера исследовались в работе только во взаимодействии с лексической семантикой. Тем не ме¬нее анализ их имеет широкую перспективу. Поэтический синтаксис отражает
* особое мироощущение автора, необычную широту и масштабность поэтического восприятия: гамму эмоций, их позитивный или негативный характер (императив или оптатив), ироническое отстранение от окружающего мира (риторические вопросы) либо стремление повлиять на него. Не менее важно и создание поэтического словаря поэта с включением в него деривационного аспекта.
* Самобытность и оригинальность таланта Северянина позволили ему открыть новые «неклассические» способы словесного художественного познания. Описание их эмотивной природы расширяет представление об оценочном фрагменте языковой «картины мира» - многообразии оценочной семантики (романтическая ирония - саркастическая ирония) и разноуровневых средствах выражения оценки в их взаимодействии
1. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. - М.: Русские словари, 1994. - 502 с.
2. Александрова О.И. О формировании моделей поэтического словотворчества // Актуальные вопросы лексики, словообразования, синтаксиса и стили¬стики русского языка. Научн. труды Куйб. пед. ин-та. - Т.120. — Куйбышев, 1973.-С.16-31.
3. Александрова О.И. Поэтические неологизмы начала XX века // Русская речь. - 1974. - № 1. - С.42-46.
4. Алисова Т.Б. Дополнительные отношения модуса и диктума // Вопросы языкознания. — 1971. - № 1. — С.54-65.
5. Аннинский Л.А. Лесковские ожерелье. - М.: Книга, 1982.
6. Апресян Ю.Д. Дейксис в лексике и грамматике и наивная модель мира // Семиотика и информатика: Сб. научн. ст. - Вып.28. - М., 1986. - С.5-34.
7. Апресян Ю.Д. Избранные труды: В 2-х т. - Т.1. Лексическая семантика (синонимические средства языка). — М.: Школа «Языки русской культуры», 1995.
8. Апресян Ю.Д. Избранные труды: В 2-х т. - Т.2. Интегральное описание языка и системная лексикография. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1995.
9. Апресян Ю.Д. Источники нового словаря синонимов русского языка // Русская речь. — 1994. - №1. - С.89.
10. Апресян Ю.Д. Коннотации как часть прагматики слова // Русский язык: Проблемы грамматической семантики о оценочные факторы в языке. — М., 1992.-С.45-64.
11. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка // Вопросы языкознания. -1995.-№2.-С.17-19.
12. Аржанов А.А. Закон есть закон // Журналист. — 1968. - №3. - С.20.
13. Аристотель. Собрание сочинений: В 4-х т. - М.: Мысль, 1984.
14. Арутюнова Н.Д. Об объекте общей оценки // Вопросы языкознания. — 1985. -№3,- С.13-25.
15. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. — М.: Наука, 1988.-341 с.
16. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. — 2-е изд., испр. - М.: Языки русской культуры, 1999. -1 - XV, 896 с.
17. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека: Субъект - предикат - связка; Сравнение — метафора - метонимия; Истина — правда - судьба; Норма - анома-лия; Стихия - воля. - 2-е изд., исп. - М.: Языки русской культуры, 1999,1 - XV, 896 с.
18. Бабенко Л.Г., Васильев И.Е., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста: Учебник для вузов по спец. «Филология». — Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2000. - 534 с.
19. Бабичева Ю.В. «Аще не умрет..»: Игорь Северянин // Игорь Северянин. Классические розы. Медальоны. - М., 1990. - С.5-26.
20. Бакина М.А. Словотворчество // Языковые процессы современной русской художественной литературы. Поэзия. - М.: Наука, 1977. - С.78-127.
21. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975.
22. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1986. — 444 с.
23. Береговская Э.М. Экспрессивный синтаксис. - Смоленск, 1984.
24. Блэк М. Метафора // Теория метафоры. - М., 1990. — С. 153-172.
25. Бондарко А.В. Семантика предела // Вопросы языкознания. - 1986. - №1. -С. 14-26.
26. Брюсов В.Я. Пушкин - мастер // Брюсов В.Я. Собр. соч.: В 7 т. — М., 1975. -С.167.
27. Брюсов В.Я. Среди стихов: 1894-19924: Манифесты, статьи, рецензии. - М.: Советский писатель, 1990. - 720с.
28. Васильев Я.М. Теория семантических полей // Вопросы языкознания. — 1971. - №1. - С.35-46.
29. Вежбицкая А. Сравнение - градация - метафора // Теория метафоры. — М., 1990.-С.133-152.
30. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. - М.: Рус. словари, 1997.
ЗТВендина Т.П. Русская языковая картина мира сквозь призму словообразования (макрокосм). - М.: Индрик, 1998.
32. Веселовский А.Н. Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля // Историческая поэтика. - М., 1989. - С. 101-155.
33. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. — М., 1976. - 143 с.
34. Винарская Е.Н. Выразительные средства текста (на материале русской поэзии).-М., 1989.
35. Виноградов В.В. Наука о языке художественной литературы и ее задачи (не материале русской литературы). - М., 1958.
36. Виноградов В.В. О художественной прозе // О языке художественной прозы. - М.: Наука, 1980. - С.56-240.
37. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. - М., 1959.
38. Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка XVII -XIX в.-М.:ВШ, 1982.
39. Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. - М.: Наука, 1976.
40. Виноградов В.В. Проблемы авторства и теория стилей. - М.: ГИХЛ, 1961.
41. Виноградов В.В. Проблемы литературных языков и закономерностей их образования и развития. — М.: Наука, 1967.
42. Виноградов В.В. Русский язык: (Грамматическое учение о слове). — М.: ВШ, 1972.-614 с.
43. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М.. 1963.
44. Виноградова В.Н. Окказионализмы и звукопись // Текст. Интертекст. Культура: Сборник докладов междунар. научн. конференции / РАН. Ин-т рус. яз. им. Виноградова. - М.: «Азбуковник», 2001. — 608 с.
45. Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. - М., 1959. - С.221- 256, 443-467.
46. Винокур Г.О. О языке художественной литературы. — М., 1991. - С.27-28.
47. Волохова К.А. Иронизирующее дитя // Каприз. — М., 1994. - №1. — С. 12- 18.
48. Волохова К.А. Эволюция творчества Игоря Северянина: Автореф. ... дисс. канд. филол. наук. - М., 1999. - 23 с.
49. Вольф Е.М. Метафора и оценка // Метафора в языке и тексте. — М., 1988. -С.52-65.
50. Вольф Е.М. Функиональная семантика оценки. — М.. 1985.
51. Выготский Л.С. Мышление и речь. — М.: ОГИЗ, 1934.
52. Гак В.Г. Метафора: универсальное и специфическое // Метафора в языке и тексте. - М., 1988. - С. 11 -26.
53. Гак В.Г. Семантическая структура слова как компонент семантической структуры высказывания // Семантическая структура слова. - М., 1971. — С.87-97.
54. Герасименко Н.А. Бисубстантивный тип русского предложения. — М.: Сигналь, 1999.
55. Греков В. «Вернуться в дом Россия ищет троп..» // Игорь Северянин. Стихотворения. — М., 1990. — С.5-15.
56. Григорьев В.П. Опыт описания идиостилей. Велимир Хлебников // Очерки истории языка русской поэзии 20 века. Поэтический язык и идиостиль. Общие вопросы / Под ред. В.П. Григорьева. - М., 1990. - С.96-164.
57. Григорьев В.П. Словотворчество и смежные проблемы языка поэта. — М.: Наука, 1986.
58. Гумилев Н. «Стих Нелли» // Гумилев Н. Золотое сердце России. - Кишинев, 1990.-С.615.
59. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. — Т.1-4. — М., 1978-1980.
60. Диброва Е.И. Категории художественного текста // Семантика языковых единиц: Доклады VI Международной конференции. — Т.2. - М., 1998. — С.250- 257.
61. Диброва Е.И. Коммуникативно-когнитивная модель текстопорождения // Семантика языковых единиц: Доклады V Международной конференции. — Т.2. -М., 1996.-С.133-139.
62. Диброва Е.И. Пространство текста в композитном членении // Структура и семантика художественного текста: Доклады VII Международной конференции.-М„ 1999.-С.91-138.
63. Дмитриенко Н.П. Средства выражения величины в литературных портретных характеристиках // Семантика языковых единиц: Доклады VI Международной конференции. - Т.2. - М., 1998. - С.258-260.
64. Елоева Л.Т. Психобиологические и социальные основания художественной метафоры // Семантика языковых единиц: Доклады VI Международной конференции. — Т.2. - М., 1998. - С.260-263.
65. Ермакова О.П. Лексическое значение производных слов в русском языке. -М., 1984.
66. Ефремов В.А. Ассоциативные связи ключевого слова «счастье» в лирическом цикле И.А. Бунина «Темные аллеи» // Семантика языковых единиц: Док¬лады VI Международной конференции. - Т.2. - М., 1998. - С.263-266.
67. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. - Л., 1977.
68.3агрузная И.Л. Семантическая и словообразовательная структура окказионализмов в поэзии Н. Асеева: Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. — Л., 1980.-21 с.
69.Земская Е.А. Словообразование и текст // Вопросы языкознания. - 1990. - №6.-С.17-30.
70.Земская Е.А. Словообразование как деятельность. - М., 1992. - 221 с.
71.Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. М.: Просвещение, 1973. - 304 с.
72.Золотова Г.А. Категория оценки в русском языке // Русский язык в школе. -1987.-№2.-С.84-88.
73.Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. - М., 1982.-С.274.
74.Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. — М., МГУ, 1998.
75.Зубакина О.Н. К вопросу о поэтическом языке К. Бальмонта // Семантика языковых единиц: Доклады VI Международной конференции. - Т.2. - М., 1998. -С.268-270.
76. Ивин А.А. Основания логики оценок. — М., 1970. — 230 с.
77. Исаков С. Игорь Северянин в Эстонии // Таллин. — Таллин, 1987. - №3. - С.79-86.
78. Кандинский В. О духовном в искусстве // Психология цвета. — М.-Киев, 1996.
79. Караулов Ю.Н. Активная грамматика и ассоциативно-вербальная сеть. - М., 1999.-180 с.
80. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. — М.: Наука, 1987. - 262 с.
81. Караулов Ю.Н., Красильникова Е.В. Русская языковая личность и задачи ее изучения И Язык и личность. — М.: Наука, 1989. - С.3-8.
82. Кассирер Э. Сила метафоры // Теория метафоры. - М., 1990. - С.33-43.
83. Ковалева Е.И. К вопросу о прагматике и семантике языковых средств в публичной речи // Семантика языковых единиц: Доклады VI Международной конференции. — Т.2. - М., 1998. — С.278-281.
84. Кожевникова Н.А. О словоупотреблении И. Северянина // О И. Северянине. Тезисы докладов науч, конференции, посвященной 100-летию со дня рождения И. Северянина. — Череповец, 1987. — С.54-57.
85. Кожин А.Н. Культурно-исторический ореол стилистической ориентации слова // Проблемы исторической лексикологии и лексикографии восточно-славянских языков. - Днепропетровск, 1988. - №2.
86. Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи.-М.:ВШ, 1982.
87. Колесникова С.М. Семантика градуальности и способы ее выражения в современном русском языке. - М., 1998.
88. Кондрашова О.В. Семантика поэтического слова (функционально-типологический аспект): Автореф. дисс. ... докт. филол. наук. - Краснодар,1998.
89. Кондрашова О.В., Шельдешова И.В. Основные направления семантического развития поэтического слова-образа «солнце» // Семантика языковых единиц: Доклады VI Международной конференции. — Т.2. - М., 1998. — С.286- 288.
90. Константинова С.К. Олицетворение в художественном тексте: семантические и грамматические аспекты. — Белгород, 1996.
91. Кошелев В. «Поэт с открытой душой» // Северянин И. Стихотворения. — М., 1988.-С.5-20.
92. Круус Р. Жизнь и творчество Игоря Северянина: материалы к историографии темы // О Игоре северянине. Тезисы докладов науч, конференции, по-священной 100-летию со дня рождения И. Северянина. — Череповец, 1987. — С.70-74.
93. Круус Р. Новые данные о жизни и творчестве И. Северянина // Ученые записки Тарт, ун-та. - Вып.683 - Тарту, 1986. — С.79-82.
94. Кубрякова Е.С. Типы языковых значений. Семантика производного слова.-М., 1981.
95. Кудашева О.Н. Семантические особенности авторских неологизмов в поэзии М.И. Цветаевой // Семантика языковых единиц: Доклады VI Международной конференции. - Т.2. -М., 1998. - С.291-293.
96. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. - М.: ВШ, 1989.
97. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. - М., 1988.
98. Лапиня Э.Я. Метафора в терминологии микроэлектроники // Метафора в языке и тексте / Под ред. В.Н. Телии. — М., 1988.
99. Левин С. Прагматическое отклонение высказывания // Теория метафоры. -М., 1990.-С.342-357.
100. Легенды и сказания Древней Греции и Др. Рима. - М., 1988.
101. Леденева В.В. Особенности идиолекта Н.С. Лескова. Монография. -М.:МПУ, 2000.-185 с.
102. Лекант П.А. Предикативная структура предложения // Средства выражения предикативных значений предложения. — М.: МОПИ, 1983. - С.3-11.
103. Лекант П.А. Часть речи предикатив // Структура, семантика и функционирование в тексте языковых единиц. — М., 1995. - С.3-8.
104. Леонтьев А.А. Психолингвистический аспект языкового значения // Принципы и методы семантических исследований. - М., 1976. — С.46-73.
105. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. - М.: Сов. энциклопедия, 1990.
106. Литературоведческий энциклопедический словарь / Под общ. ред.
B. М. Кожевникова и Н.А. Николаева. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — 752 с.
107. Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. — Киев, 1994.
108. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. — Л., 1972. - 270 с.
109. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история. - М.: «Языки русской культуры», 1999. - 464 с.
110. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. - СПб.: «Искусство-СПБ», 1996. — 848 с.
111. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. — М.: Искусство, 1970.
112. Лукин В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа. - М., 1999.
ИЗ. Лукьянова Н.А. Экспрессивная лексика разговорного употребления. — Новосибирск, 1986.
114. Лукьянова Н.А. Экспрессивность в системе языка и речи // Человеческий фактор в языке. Языковые механизмы экспрессивности. - М., 1991. —C. 157-171.
115. Лыков А.Г. Современная русская лексикология (русское окказиональное слово). — М., 1976. — 120 с.
116. Ляпон М.В. Оценочная ситуация и словесное моделирование // Язык и личность. - М., 1989. — С.24-34.
117. Ляпон М.В. Судьба метафоры и национально-культурный компонент // Филологический сборник (к 100-летию со дня рождения академика В.В. Виноградова). - М.: Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова РАН, 1995. - С.307-315.
118. Ляпон М.В. Языковой портрет — психологический портрет (на материале прозы М. Цветаевой) // Структура и семантика художественного тек¬ста: Доклады VII Медународной конференции. — М., 1999. - С.240-250.
119. Маковский М.М. Удивительный мир слов и значений: Иллюзии и парадоксы в лексике и семантике. — Учеб, пособие. — М.: Высшая школа, 1989. - 200 с.
120. Мандельштам О.Э. Собр. сочинений: В 4 т. - Н., 1993-1997.
121. Маркелова Т.В. Выражение оценки в русском языке // Русский язык в школе. - 1995. - №1. - С.76-82.
122. Маркелова Т.В. Динамика иллокутивных сил в процессе функционирования оценочных высказываний // Русский язык как иностранный: Специфика описания, теория и практика преподавания в России и за рубежом: Тезисы докладов Международной конференции. - М: Изд-во МГУ, 2001. - С. 194-195.
123. Маркелова Т.В. Знак-прагмема в системе оценочного значения // Семантика языковых единиц: Доклады VI Международной конференции. — М.,1998. -С.171-180.
124. Маркелова Т.В. Оценка и оценочность // Семантическая структура слова и высказывания. - М., 1993. - С. 107-115.
125. Маркелова Т.В. Поэтика оценочных значений в «Медальонах» Игоря Северянина // Русская словесность. — 1995. - №4. — С.56-62.
126. Маркелова Т.В. Семантика оценки и средства ее выражения в русском языке (учебное пособие по спецкурсу). - М., 1993.
127. Маркелова Т.В. Семантика оценки и средства ее выражения в русском языке: Дисс.... д-ра филол. наук. -М., 1996. - 511 с.
128. Маркелова Т.В. Экспрессия высказывания как результат взаимодействия оценки и эмоции // Язык, система, личность: Материалы докладов и сообщений Международной научной конференции. - Екатеринбург: УГПУ, 1998. С.107-108.
129. Маркелова Т.В. «Языковой фактор» оценочного значения в человеке // Слово и словоформа в высказывании: номинация и предикация: Межвуз. сб. науч. тр. — М.: МПУ, 2000. - С. 16-23.
130. Маркелова Т.В. Лексема-узел «одобрять» как средство выражения оценочного значения // Филологические науки. — 1999. - №3. - С.76-86.
131. Метафора в языке и тексте. - М., 1988.
132. Миллер Дж. Образы и модели, уподобления и метафоры // Теория метафоры. - М., 1990. - С.236-283.
133. Миськевич Г.И., Чельцова Л.К. Новые слова, их принятиеи нормативная оценка (проблемы новых слов в культурно-речевом аспекте) // Актуальные проблемы культуры речи. - М., 1970. — С.244.
134. Мифы народов мира. Энциклопедия. - М.: Российская энциклопедия, 1997.-С.317-318.
135. Михайлов А.И. О поэзии Игоря Севрянина // Игорь Северянин. Стрень моей весны. - Кемерово, 1989. — С.5-98.
136. Михайлов А.И., Петухов В.К. О поэзии И. Северянина // Игорь Северянин. Сирень моей весны. — Кемерово, 1989. — С.5-20.
137. Монина Т.С. Проблема тождества предложения. — М., 1992. — 179 с.
138. Монина Т.С. Структуры поэтического мира в стихотворном цикле А. Блока «Кармен» И Русский язык в школе. — 1996. - №2. - С.58-63.
139. Морковкин В.В. Некоторые моменты взаимодействия семантики слова и его сочетаемости // Сочетаемость русских слов как лингвистическая и методическая проблема. - М., 1983. — С. 192.
140. Морковкин В.В., Морковкина А.В. Русские агнонимы (слова, которые мы не знаем). - М.: ИРЯП, 1997.
141. Мыркин В.Я. Типы контекстов. Коммуникативный контекст // Филологические науки. - 1978. - №1. — С.95-99.
142. Некрасова Е.А., Бакина М.А. Языковые процессы в современной русской поэзии. — М., 1982. — 321 с.
143. Никитин М.В. Лексическое значение слова: Структура и комбинаторика. - М., 1983. — 127 с.
144. Николина Н.А. К вопросу о средствах иронической экспрессии, ее функциях в художественном тесте // Русский язык в школе. — 1979. - №5.
145. Новиков Л.А. Грамматический аспект идиостилей: Синтаксическая доминанта // Очерки истории языка русской поэзии 20 века. Поэтический язык и идиостиль. Общие вопросы / Под ред. В.П. Григорьева. - М., 1990. - С.98-164.
146. Новиков Л.А. Значение эстетического знака // Филологические науки.-М., 1999. - №5.
147. Новиков Л.А. Искусство слова. - М.: Педагогика, 1991.
148. Новиков Л.А. Оппозитивный метод в поэтике // Структура и семантика художественного текста: Доклады VII Международной конференции. - М.,1999. -С.269-279.
149. Новиков Л.А. Семантика русского языка. — М.: ВШ, 1982. — 272 с.
150. Новикова М.А. Структура и семантика метафоры как конструктивного компонента художественного текста: ДК. — М., 1983.
151. Новоселова Т.В., Липатов А.Т. Перифраз в символической системе идиостиля поэтов «серебряного века» // Семантика языковых единиц: Доклады VI Международной конференции. — Т.2. — М., 1998. — С.320-323.
152. Образ человека в культуре и языке. Логический анализ языка. — М.,1999.
153. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
154. Ортони Э. Роль сходства в уподоблении и метафоре // Теория метафоры. - М., 1990. - С.219-235.
155. Павлович Н.В. Семантика оксюморона: Дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.19. Общее языкознание. - М., 1981.
156. Павлович Н.В. Язык образов. Парадигма образов в русском поэтическом языке. — М., 1995.
157. Петрова З.А. Ключевые слова в поэтическом идиолекте // Слово-употребление и стиль писателя. - СПб., 1996.
158. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике - М., 1958. - 536 с.
159. Потебня А.А. Теоретическая поэтика. — М., 1990. — 344 с.
160. Походня С.И. Языковые средства выражения иронии в англоязычной прозе. - АКД. - Киев, 1984.
161. Поэт и слово: Опыт словаря / Сост. Бакина М.А., Владимирова Л.А., Григорьев В.П., Найденова М.В., Накрасова Е.А., Пчелкина В.В. / Под ред. В.П. В.П. Григорьева. - М.: Наука, 1973.
162. Ревзина О.Г. Поэтика окказионального слова // Язык как творчество. К 70-летию В.П. Григорьева. - М.: Ин-т рус. языка РАН, 1996.
163. Ревзина О.Г. Системно-функциональный подход в лингвистической поэтике и проблемы описания поэтического идиолекта: Диссертация в форме научн. доклада на соиск. уч. степени докт. филол. наук. - М., 1998.
164. Рету некая М.С. Аксиологическая лексика английского языка. — Нижний Новгород, 1996.
165. Рикёр П. Живая метафора // Теория метафоры. - М., 1990. - С.435- 455.
166. Рикёр П. Метафорический процесс как познание, воображение и ощущение // Теория метафоры. — М., 1990. — С.416-434.
167. Родионова Э.М. Лингвистические аспекты иронии // Семантика языковых единиц: Доклады VI Международной конференции. - Т.2. - М., 1998. -С.343-345.
168. Романова Т.В. Семантический радиус действия модального значения в тексте // Доклады VI Международной конференции. - М., 1998. — С.345- 347.
169. Романовская С.В. Ключевые семантические поля в художественном тексте // Семантика языковых единиц: Доклады VI Международной конференции. - Т.2. - М., 1998. - С.347-349.
170. Рузин И.Г. Конгнитивные стратегии именования: модусы перцепции (зрение, слух, осязание, обаняние, вкус) и их выражение в зяке // Вопросы языкознания. — 1994. - №6. - С.79-100.
171. Русская грамматика / Отв. ред. Н.Ю. Шведова. - Т.1. - М., 1980. — 783 с.
172. Русская грамматика / Отв. ред. Н.Ю. Шведова. - Т.2. - М., 1980. — 409 с.
173. Русский ассоциативный словарь. - Кн.1. Прямой словарь: от стилизма к реакции. Ассоциативный тезаурус современного русского языка. — 4.1 / Караулов Ю.Н. и др. -М.: Помовский и партнеры, 1994.
174. Русский язык: Энциклопедия. - М.: Сов. энциклопедия, 1979.
175. Рыбальченко О.И. Лексико-стилистические средства выражения оценки в идиостиле Саши Черного (Александра Гликберга): Дисс. ... канд. фи- лол. наук: 10.02.01 - русский язык. — М., 1999. — 188 с.
176. Свиридова Н.В. О стилевых чертах и доминантах стиля поэзии Ф. Тютчева // Семантика языковых единиц: Доклады VI Международной конференции. - Т.2. - М., 1998. - С.358-359.
177. Семантические вопросы словообразования. Производящее слово / Под ред. М.А. Янценецкой. - Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1991. - 272 с.
178. Семантические типы предикатов. - М.: Наука, 1982. — 365 с.
179. Семеновская С.А. О коммуникативной эффекте словообразовательных действий (на примере индивидуально-авторских новообразований И. Северянина поэза, провинца, ироник, интуит) // Предложение и слово: парадигматический, текстовый и коммуникативный аспекты. - Саратов, Изд-во Сарат. Пед. ин-та, 2000.-С.273-276.
180. Серебряный век русской поэзии / Сост. Е.В. Карсалова, А.В. Леде¬нев, Ю.М. Шаповалова. - М.: Интерпракс, 1994.
181. Серегина Л.В. «Жизнь цепляла и закручивала...» (авторская метафора в семантическом аспекте на материале художественных текстов Виктории Токаревой) // Семантика языковых единиц: Доклады VI Международной конференции. - Т.2. - М., 1998. — С.360.
182. Сёрль Дж. Метафора // Теория метафоры. - М., 1990. - С.307-342.
183. Скляревская Т.Н. Метафора в системе языка. — СПб., 1993. — 151 с.
184. Словарь структурных слов русского языка / В.В. Морковкин, Н.М. Луцкая, Г.Ф. Богачева и др. - М.: Лазурь, 1997.
185. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. / Под ред. А.Н. Тихонова. — М.: Русский язык, 1985.
186. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. — С56. - 3-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1985. — 1600 с., ил.
187. Современный русский литературный язык / Под ред. П.А. Леканта. -М.:ВШ, 1988.
188. Солганик Г.Я. О текстовой модальности как семантической основе текста // Структура и семантика художественного текста: Доклады VII Между-народной конференции. — М., 1999. - С.364-372.
189. Солодуб Ю.П. Структурная типология метафоры // Филологический науки. - 1999. - №4. - С.67-75.
190. Солодуб Ю.П. Сопоставительный анализ структуры лексического и фразеологического значений // Филологические науки. — 1997. - №5. - С.43-54.
191. Солодуб Ю.П. Структуры лексического значения // Филологические науки. - 1997. - №2. — С.54-57.
192. Солсо Р.Л. Конитивная психология / Пер. с англ. - М., 1996.
193. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1997.
194. Стернин И.А. Лексическое значение слова в речи. - Воронеж: Изд- во Вор. ун-та, 1985. - 170 с.
195. Тарланов Е.З. К.М. Фофанов: Легенда и действительность. - Петрозаводск, 1993. — С.103-128.
196. Тарланов Е.З. Константин Фофанов и Игорь Северянин: из поэтических диалогов // Филологические науки. — 2000. - №1. - С.3-13.
197. Тарланов З.К. Методы и принципы лингвистического анализа. — Петрозаводск, 2000.
198. Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. — М., 1986.
199. Телия В.Н. Метафора как модель смыслопроизводства и ее экспрессивно-оценочная функция // Метафора в языке и тексте. - М., 1988. - С.26- 52.
200. Теория метафоры. — М.: Прогресс, 1990.
201. Толковый словарь русского языка / Под ред. Ушакова Д.Н. - Т.1-4. -М., 1935-1940.
202. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. - М., 1999. — 334 с.
203. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: Семантика и структура. - М., 1983.
204. Туранина Н.А. Образная модель мира в поэзии С. Есенина // Се-мантика языковых единиц: Доклады VI Международной конференции. - Т.2. - М., 1998.-С.368-369.
205. Уилрайт Ф. Метафора и реальность // Теория метафоры. — М., 1990. -С.82-109.
206. Улуханов И.С. Единицы словообразовательной системы и их лексическая реализация. - М., 1996. - 221 с.
207. Улуханов И.С. Окказиональные чистые способы словообразования в современном русском языке // Известия Российской Академии Наук. Серия литературы и языка, 1992. - №1.
208. Урбан А. Добрый ироник // Звезда. - Л., 1987. - С. 164-173.
209. Уфимцева А.А. Слово в лексико-семантической системе языка. — М., 1968.
210. Фадеева Т.А. О ключевых словах художественного текста // Функционирование языковых средств в художественной речи. — Омск, 1979. — С.67- 76.
211. Фельдман Н.И. Окказиональные слова и лексикография // Вопросы языкознания. — 1957. - №4.
212. Хализев В.Е. Художественный мир писателя и бытовая культура (на материале произведений Н.С. Лескова) // Контекст. 1981: Литературно-теоретические исследования / Под ред. Н.К. Гей. — М., 1982.
213. Ханпира Э.И. Окказиональные элементы в современной речи // Стилистические исследования. — М., 1972. — С.245-317.
214. Харченко В.К. Разграничение оценочности, образности, экспрессии и эмоциональности в семантике слова // Русский язык в школе. - 1976. - №3. — С.66-71.
215. Ходасевич В. Колеблемый треножник. — М.: Сов. писатель, 1991. — С.490-502.
216. Цветаева М. Неотправленное письмо Игорю Северянину // Собр. соч.: В 7 т. - Т.7. - М., ЭллисЛак, 1995. - С.421-422.
217. Цоллер В.Н. Эмотивные, оценочные и экспрессивные компоненты в структуре лексического значения // Семантика языковых единиц: Доклады VI Международной конференции. — Т.2. — М., 1998. — С.223-225.
218. Человеческий фактор в языке. Языковые механизмы экспрессивно¬сти. - М., 1991.
219. Черникова Н.В. Аспекты изучения семантических неологизмов. Учебное пособие. - Мичуринск, 2001. - 80 с.
220. Чернявская Е.А. Оценка и оценочность в языке и художественной речи (на материале поэтического, прозаического и эпистолярного наследия А.С. Пушкина): Автореф. ...дисс. канд. филол. наук. - Орел, 2001. - 20 с.
221. Черняк В.Д. Лексическая синонимия в организации поэтического текста // Текст как объект многоаспектного исследования: Сб. статей научно-методического семинара «TEXTUS». — Вып.З — 4.1-2 / Под ред. К.Э. Штайн. — СПб.-Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. — С.4-10.
222. Чудаков А.П. Слово - вещь - мир. От Пушкина до Толстого. — М.: Современный писатель, 1992.
223. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. — М., 1964.
224. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. - М.: Прозерпина, 1994.
225. Шаховский В.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. — Воронеж, 1987. - 192 с.
226. Шаяхматова Н.К. Семантические неологизмы в контексте М. Цветаевой: Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. — Алма-Ата, 1981. — 20 с.
227. Шендельс Е.И. Внутренняя организация текста // Иностр, яз. в школе. - 1987. - №4. - С.143.
228. Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. — М.: Наука, 1973.
229. Шмелева Т.В. Диалогичность модуса // Вестник МГУ. Филология. — 1995. - №5.-С.147-157.
230. . Шумаков Ю. Игорь Северянин в девичьем монастыре. — М., 1991.
231. Шумаков Ю. Игорь Северянин в Эстонии // Северянин И. Стихотворения и поэмы 1918-1941. — М., 1990. - С.430-439.
232. Эйхенбаум Б.М. О поэзии. — Л.: Сов. писатель, 1969.
233. Энциклопедия. Биология. - Т.2. - 5-е изд. / Глав. ред. М.Д. Аксенова. - М.: Аванта+, 1998. - 704 с.
234. Энциклопедия. Искусство. - Т.7. - Ч.З. Музыка. Театр. Кино / Глав, ред. В.А. Володин. - М.: Аванта+, 2001. - 624 с.
235. Энциклопедия. Русская литература. - 4.2. XX век / Глав. ред. М.Д. Аксенова. - М.: Аванта+, 1999. - 688 с.
236. Эпштейн М.Н. Идеология и язык (построение и осмысление дискурса) // Вопросы языкознания. - 1991 - №6. - С.19-33.
238
237. Ягубова М.А. Структура периферии ЛСП оценки в разговорной ре¬чи // Семантические процессы на разных уровнях языковой системы. - Саратов, 1994. - С.3-71.
238. Якимец Н.В. Авторская модальность как фактор формирования се-
I мантики художественного текста (на материале «Театрального романа» М.А.
Булгакова) // Семантика языковых единиц: Доклады VI Международной конференции. - Т.2. - М., 1998. - С.389-390.
239. Якобсон Р. Два аспекта языка и два типа афатических нарушений // Теория метафоры. — М., 1990. - С.110-132.
240. Якобсон Р. Работы по поэтике. - М., 1987. — 460 с.
241. Яшуничкина М.И. Организация художественного мира в поэтике О. Мандельштама // Семантика языковых единиц: Доклады VI Международной конференции. - Т.2. -М., 1998. - С.391-392.