ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 5
ГЛАВА I. Теоретико-методологические проблемы исследования
оперативного решения творческих мыслительных задач 14
1.1 Развитие представлений о теориях мыслительных и творческих
способностей в отечественной и зарубежной психолого-педагогической
науке………………………………………………………………………….. 14
1.1.1 Теоретические проблемы изучения мыслительных и творческих способностей
в зарубежной психологии………………………………………………………………... 14
1.1.2 Теоретические проблемы изучения мыслительных и творческих способностей
в отечественной психологии……………………………………………………………... 37
1.2 Теоретический анализ способностей к оперативному решению
мыслительных задач в структуре познавательных
способностей…………………………………………...……………………. 51
1.3 Психологические особенности школьников с позиций различных
периодизаций психического развития……………………………………... 60
ГЛАВА II. Содержание психологического эксперимента по
диагностике способностей к оперативному решению творческих
мыслительных задач 71
2.1 Организация и методы экспериментального исследования
способностей к оперативному решению творческих мыслительных
задач в структуре познавательной деятельности
школьников…………………………………………………………………... 71
2.2. Тестовый материал для исследования способностей к оперативному
решению творческих мыслительных задач в структуре познавательной
деятельности школьников………………………………………………….. 743
2.2.1 Методика экспресс-тестирования личностных особенностей школьников…….. 82
2.2.2 Методика экспресс-тестирования нейродинамических и психомоторных
способностей школьников………………………………………………………………..
88
2.2.3 Методика экспресс-тестирования познавательных способностей
школьников………………………………………………………………..………………. 94
Глава III. Экспериментальные исследования способностей к
оперативному решению творческих мыслительных задач 108
3.1 Зависимость успешности учебной деятельности школьников от
возраста, гендерных особенностей и проживания в различных
населенных пунктах……………………………………………….………… 108
3.2 Мотивационная сфера школьников как часть структуры
индивидуальности в контексте изучения способностей к оперативному
решению творческих мыслительных задач………………………………... 114
3.3 Изучение структуры способностей к оперативному решению
творческих мыслительных задач с помощью математикостатистического анализа...………………………………………………….. 124
3.4 Взаимосвязи тестовых показателей изучения способностей к
оперативному решению творческих мыслительных задач, вычисленные
с помощью ранговой корреляции…………..………………………………. 127
3.5 Вычисление достоверности непараметрических данных по тестовым
показателям способностей при помощи χ2 – критерия…………………… 131
3.6 Исследование взаимосвязей между когнитивно-моторными,
когнитивно-интеллектуальными способностями и свойствами личности
на экспериментальных выборках школьников при помощи линейной
корреляции…………………………………………………………………… 136
3.6.1 Взаимосвязи в структуре способностей, выявленные на выборке девочек,
учащихся в 3-х классах г. Ставрополя…………………………………………………... 138
3.6.2 Взаимосвязи в структуре способностей, выявленные на выборке мальчиков,
учащихся в 3-х классах г. Ставрополя…………………………………………………... 1424
3.6.3 Взаимосвязи в структуре способностей, выявленные на выборке девочек,
учащихся в 3-х классах г. Михайловска………………………………………….……... 144
3.6.4 Взаимосвязи в структуре способностей, выявленные на выборке мальчиков,
учащихся в 3-х классах г. Михайловска………………………………………………... 147
3.6.5 Взаимосвязи в структуре способностей, выявленные на выборке девочек,
учащихся в 5-х классах г. Ставрополя…………………………………………………... 151
3.6.6 Взаимосвязи в структуре способностей, выявленные на выборке мальчиков,
учащихся в 5-х классах г. Ставрополя…………………………………………………... 154
3.6.7 Взаимосвязи в структуре способностей, выявленные на выборке девочек,
учащихся в 5-х классах г. Михайловска………………………………………………... 156
3.6.8 Взаимосвязи в структуре способностей, выявленные на выборке мальчиков,
учащихся в 5-х классах г. Михайловска………………………………………………... 158
3.7 Выявление и оценка достоверности различий компонентной
структуры способностей к оперативному решению творческих
мыслительных задач у школьников в экспериментальных выборках при
помощи U – критерия Манна-Уитни..……………………………………... 161
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………… 170
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………… 172
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 173
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В результате кардинальных преобразований в России, затронувших буквально все области государственной и общественной практики, назрела острая необходимость привлечения талантливой молодежи к решению насущных социальных и экономических проблем. Появляется осознанная потребность в высокообразованных, творческих людях, способных не только осваивать новейшие технологии в сжатые сроки и адаптироваться к современной социально-экономической ситуации, но в то же время усовершенствовать и развивать уже имеющиеся технологии, приспосабливая их к требованиям времени, тем самым содействуя научному, образовательному и социально-экономическому развитию страны.
Способность к изобретению нового продукта требует в первую очередь творческого, оперативного мышления. Поэтому формирование и развитие оперативных творческих способностей у подрастающего поколения как можно в более раннем возрасте приобретает особую актуальность, так как именно в этот период происходит стремительное развитие всех психических и познавательных процессов, формирование личности в целом.
Общая стратегия научной деятельности на современном этапе складывается таким образом, что на первый план выходят разнообразные подходы к проблеме исследования способностей, при этом исследователями выдвигаются различные теории как в целом к проблеме способностей, так и к их структуре, в том числе и при изучении их взаимосвязей с различными видами деятельности. Так, одни авторы (В.Н.Мясищев, Н.С.Лейтес, К.К.Платонов) определяют способности через признак «свойства личности», а в перечень компонентного состава относят и мировоззренческие, и нравственные, и мотивационные свойства личности. Другие (С. Л .Рубинштейн, В.А.Крутецкий) определяют способности через понятие «индивидуальные особенности личности».
При этом «способность» - только одна из наиболее общих
психологических категорий (Дружинин В.Н., 1999). Тем более нет однозначного понимания сущности творческих способностей в контексте творчества как деятельности и творческого мышления как процесса, способность же к оперативному решению творческих мыслительных задач, ее место и значение в структуре познавательных способностей остаются практически не изученными.
По мнению Р.Л.Солсо (1996), способность к оперативному решению мыслительных задач не пользовалась популярностью среди областей экспериментальных научных исследований потому, что для исследования процесса возникала потребность в создании определенной систематики задач, которые бы позволили повлиять на процесс мышления и тем самым построить алгоритм их решения. Автор подчеркивает, что процесс решения задач имеет сложную структуру, включает в себя разнообразную сферу когнитивных процессов, и отмечает, что моделям, появившимся в этой области научного исследования, еще предстоит доказать эту связь. При этом на фоне многочисленных подходов к исследованию мыслительных и творческих способностей вопрос о структуре процесса решения задачи остается открытым.
Так, в области психологии творческих способностей широко известны работы Б.М.Теплова, В.Н.Дружинина, В.Д.Шадрикова, Д.Б.Богоявленской, Я.А.Пономарева, В.Н.Пушкина, Б.Б.Коссова и других, в которых изложены авторские подходы к проблеме. Ряд исследователей относят творческие или, если руководствоваться англоязычной терминологией, креативные способности к общим интеллектуальным способностям (В.Н.Дружинин, М. А. Холодная), другие указывают их место в структуре познавательных способностей (В.Д.Шадриков, В.П.Озеров). Некоторые исследователи связывают творческие способности с умственной одаренностью (Н.С.Лейтес, В.Э.Чудновский, В.С.Юркевич, А.М.Матюшкин, В.В.Клименко, В.Штерн, Г.Мелхорн). Активно исследуется проблема творческих способностей в контексте профессиональной пригодности человека (В.Д.Шадриков, Б.Б.Коссов, К.М.Гуревич, Н.Е.Высотская, И.О.Гилева). Существуют концепции, по которым природа креативности так или иначе связывается со спецификой контакта субъекта со средой и в них указывается на связь интеллектуальных и особенно творческих способностей со свойствами экстраверсии, интроверсии (А.М.Петрайтите), экстраверсии и нейротизма (В.И.Моросанова, Е.М.Коноз), типом нервной системы (Б.Б.Коссов, В.П.Озеров).
В современных фундаментальных концепциях подход к исследованию взаимосвязей и особенностей психической организации личности характеризуется комплексностью и целостностью. Целостность при этом понимается как неотъемлемый признак всей системы индивидуальности (Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов, В.Д.Небылицин, В.С.Мерлин, В.В.Белоус). Очевидно, что исследования процесса оперативного решения мыслительных задач невозможно проводить, не учитывая всей системы индивидуальности и особенностей психической организации личности. Поэтому, изучая данную способность, считаем целесообразным исследовать различные уровни индивидуальности, включающие не только способности, но и некоторые личностные свойства. Такой подход отразился в постановке цели работы, подборе психодиагностических методов и процедур, многомерной математической обработке результатов экспериментального исследования. При изучении оперативного решения творческих мыслительных задач важным и обоснованным является построение схемы-структуры способностей, отражающей соотношение креативных и познавательных способностей в парадигме исследования проблемы, на основании которой станет возможным разработать и апробировать объективную методику исследования процесса в структуре способностей, а также программу формирования и развития, позволяющую объективно воздействовать на положительную динамику процесса. За основу для построения такой схемы- структуры нами взята схема психомоторных способностей В.П.Озерова (1993) и структура познавательных способностей В.П.Озерова и О.В.Соловьевой (1998), в которой все способности подразделяются на два блока: когнитивно-моторный и когнитивно-интеллектуальный, имеющие, в свою очередь, довольно сложную вертикальную и горизонтальную иерархию.
Целью данной работы является исследование оперативного решения творческих мыслительных задач как компонента общих познавательных способностей у школьников 9-11 лет, а также разработка, апробация психодиагностической методики и специальной программы по их развитию.
Объект исследования составляет структура познавательных (когнитивно-интеллектуальных и когнитивно-моторных) способностей школьников, влияющих на успешность оперативного решения творческих мыслительных задач.
Предмет исследования - оперативное решение творческих мыслительных задач в иерархии способностей школьников разного пола и возраста, живущих в разных населенных пунктах.
Основная гипотеза исследования заключается в том, что способности к оперативному решению творческих мыслительных задач образуют собственную подструктуру и являются компонентами познавательных способностей, оказывают влияние на формирование и развитие элементов творческих мыслительных способностей. Поэтому их комплексная диагностика позволит определить динамику развития познавательной структуры и эффективнее использовать индивидуальные особенности учащихся в учебно-образовательном процессе.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научную литературу, посвященную проблемам изучения способностей к оперативному решению мыслительных задач в структуре познавательных способностей;
2. Подобрать и апробировать психодиагностические методики эффективного изучения мыслительных и творческих способностей школьников, влияющие на внутренний алгоритм решения творческих мыслительных задач;
3. Провести шкалирование в интерпретации использованных методик для нужд образования и практического применения результатов исследования, для сравнения индивидуальных и групповых результатов у испытуемых, в психологическом консультировании, психокоррекции.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: общенаучные (эксперимент: метод поперечных срезов, предполагающий одновременное тестирование детей разного возраста и пола, проживающих в различных населенных пунктах), собственно¬психологические (психодиагностические методы: опросные методы, контект- анализ, экспресс-методы диагностики познавательных, психомоторных и нейродинамических способностей), методы количественной и качественной обработки эмпирических данных (методы аналитической статистики: корреляционный, факторный и кластерный анализ, вычисление X - критерия, U - критерия Манна-Уитни).
Методологическую основу исследования составили: концепция целостного и системного подхода к психическому развитию человека (Б.Г.Ананьев, Б.Б.Коссов, Б.Ф.Ломов, В.Д.Небылицин, В.С.Мерлин, Э.А.Голубева), деятельностный подход в понимании способностей (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.М.Теплов, В.Д.Шадриков, В.П.Озеров), принцип развития (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, А. В.Петровский), учение об иерархических уровнях человеческой индивидуальности (В.Д.Небылицин, В.С.Мерлин, В.М.Русалов, В.В.Белоус), концепция о единстве биологического и социального в психическом развитии (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, К.К.Платонов, Б.М. Теплов).
Научная новизна работы:
- понятия «оперативность», «оперативное решение творческих мыслительных задач» и «творческое мышление» трактуются как взаимосвязанные категории;
- впервые оперативное решение творческих мыслительных задач
рассмотрено с позиции системного подхода как взаимосвязь широкого спектра способностей когнитивно-моторного и когнитивно¬
интеллектуального уровней;
- установлены различия в компонентной структуре способностей в зависимости от гендерных и возрастных особенностей школьников, а также социальной ситуации развития (обучение в образовательных учреждениях разного типа, проживание в различных населенных пунктах).
Теоретическая значимость работы:
- обоснована необходимость использования концепции комплексного, системного подхода в диагностике когнитивно-моторных и когнитивно¬интеллектуальных способностей;
- выявлены психологические факторы (использование мыслительных приемов при запоминании и выполнении творческих заданий, способность выделять существенное в воспринимаемых предметах и явлениях, способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, дифференцированные нами как совокупность мыслительных качеств, способствующих творческому проявлению, а также выносливость, работоспособность, саморегуляция деятельности), имеющие индивидуальный характер в зависимости от пола и возраста школьников и объективно связанные с их академической успеваемостью.
Практическая значимость работы.
Полученные результаты могут быть использованы:
- в практике образования при планировании и организации экспериментально-психологических исследований;
- в общеобразовательных школах для выявления и отбора детей, обладающих способностями к творческому, оперативному мышлению, для развития этих способностей у детей.
Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечиваются достаточным объемом выборки испытуемых и применением объективных психодиагностических методик. Статистическая обработка полученных данных осуществлялась с помощью пакета прикладных компьютерных программ Stat Soft Statistica 6.0
Экспериментальными базами исследования являются МОУ «Средняя школа № 1 с углубленным изучением английского языка» г. Ставрополя; МОУ «Лицей № 2» г. Михайловска; МОУ «Средняя школа № 5 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Михайловска. В выборочную совокупность для получения эмпирических данных вошло 114 школьников 9-11 лет, учащиеся 3-х и 5-х классов. Всего за период эксперимента выполнено 6840 человекоизмерений.
Первый этап работы (2002 - 2003 учебный год) - изучение, анализ, обобщение отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Второй этап (2003 - 2004 учебный год) - планирование и организация психолого-диагностического эксперимента по исследованию способностей к оперативному решению творческих мыслительных задач.
Третий этап (2004 - 2005 учебный год) - заключительный этап эксперимента, количественный и качественный анализ экспериментальных данных, обобщение результатов экспериментального исследования, формулировка выводов по проблеме научного исследования.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации изложены и обсуждались на заседаниях кафедры практической психологии Ставропольского государственного университета (2002 - 2005 г.г.) и на учебно-методических советах общеобразовательных учреждений, задействованных в экспериментально-психологическом исследовании.
Материалы диссертации доложены и обсуждены:
- на региональных научно-практических конференциях «Эвристическое образование» (Ставрополь, 2003, 2004, 2005 г.г.);
- на научно-методических конференциях «Университетская наука - региону», в секции «Образовательный процесс: обеспечение целостности и усиление его воспитательных функций» (Ставрополь, 2004, 2005 г.г.);
- на XI международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 2004 г.);
- на Международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: Актуальные проблемы науки и практики» (Тольятти, 2004 г.);
- на XXXII региональной научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного Федерального округа (Краснодар, 2005 г.)
На защиту выносятся следующие положения.
1. Комплексная диагностика основных компонентов когнитивно-моторых и когнитивно-интеллектуальных способностей позволяет вскрыть не только особенности развития структуры познавательных и психомоторных способностей, но и отражает взаимосвязи в строении способностей разных уровней.
2. Оперативное решение творческих мыслительных задач имеет собственную подструктуру в структуре познавательных способностей, заключающуюся во взаимосвязи когнитивно-моторных, когнитивно¬интеллектуальных способностей и свойств личности, что подтверждается достоверными корреляциями.
3. Многоуровневая структура познавательных способностей и оперативность мыслительной деятельности детей 9-11 лет отличается качественным своеобразием, обусловленным гендерными и возрастными особенностями.
4. Уровень развития отдельных познавательных и творческих способностей влияет на успешность обучения школьников по различным дисциплинам, так как обнаруживаются различия у детей разного возраста и пола, но не зависит от их места проживания.
В настоящее время система психологических наук все более активно включается в решение прикладных, практических задач. Однако, несмотря на интенсивное развитие психологии, продолжают существовать направления, изученные очень мало. К одному из них относится исследуемая область, что было подтверждено в ходе работы над диссертацией.
Несмотря на большое количество исследований в области способностей, достаточно широко изучены только их некоторые стороны. Например, до недавнего времени не существовало однозначно принятого понятия «познавательные способности», в то время как они лежат в основе всего процесса познания, то есть обеспечивают приобретение всего того багажа знаний об окружающем мире, которым человек в дальнейшем пользуется в жизни.
В Северо-Кавказской научной лаборатории психодиагностики и формирования способностей учащейся молодежи познавательные способности понимаются как «свойства интегральной индивидуальности эффективно реализовывать функцию отражения, познания и преобразования объективно существующего внешнего и внутреннего мира посредством процессов ощущения, восприятия, представления, памяти, внимания, воображения, мышления и речи, которые обеспечивают высокоэффективную когнитивно-интеллектуальную и когнитивно-моторную деятельность» (Озеров В.П., Соловьева О.В., 1997, с. 85).
Познавательная деятельность, таким образом, является специфическим видом активности и основой любой сознательной деятельности человека, процессом, направленным на познание и творческое преобразование внутреннего и окружающего мира, включающим, кроме того, собственные способности самопознания и самосовершенствования.
Такое понимание познавательных способностей и познавательной деятельности указывает на их глобальность и многоаспектность, пронизывающее буквально все механизмы психического и указывающее на его целостный характер.
Поэтому наиболее приемлемым и правильным на сегодняшний день признается комплексное исследование с помощью системы методов и методик, максимально охватывающих значимые параметры изучаемой реальности. В.С.Мерлин, подчеркивая важность такого подхода, писал: «Решение любой практической задачи, касающейся человека, только тогда будет наиболее полным, когда мы учитываем все многообразие условий, определяющих деятельность человека, а следовательно, и многообразие тех индивидуальных свойств различного иерархического уровня, от которых зависит эта деятельность» (Мерлин В.С., 1986, с. 27).
Таким образом, принимая во внимание отсутствие четкого подхода к изучаемому явлению, а именно - оперативному решению творческих мыслительных задач, нами было определено предположение, что способности к оперативному решению творческих мыслительных задач образуют собственную подструктуру и являются компонентами познавательных способностей. Поэтому при их изучении актуальным является опора на определенную структуру способностей, отражающую взаимосвязь основных компонентов познавательной деятельности. Так, В.Д.Шадриков (1996) подчеркивает, что только с опорой на определенную структуру способностей можно осуществить их грамотную диагностику.
В работах В.Д.Шадрикова (1982) вопрос о познавательных способностях и их структуре рассматривался наиболее детально. На основе экспериментальных исследований он осуществил последовательный анализ взаимосвязи функциональных и операционных механизмов психических функций и представил структуру познавательных способностей (1983), согласно которой в качестве операционных приемов восприятия и мнемических способностей выступают общие мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, сравнения, абстракции, то есть мышление включено в процесс реализации восприятия и памяти. В свою очередь, эти и другие функции выступают в роли операционных механизмов мышления. При этом в мышлении отдельные познавательные способности интегри¬руются, проявляются системно в режиме взаимодействия, а формирование и развитие психических функций одновременно выступает как процесс интеграции интеллекта. На основании данной структуры В.П.Озеровым и О.В.Соловьевой (1998) была разработана структура познавательных способностей, подразделяющихся на два блока: когнитивно-моторный и когнитивно-интеллектуальный, имеющих, в свою очередь, сложную вертикальную и горизонтальную иерархию.
Опираясь на основные теоретические положения В.Д.Шадрикова, В.П.Озерова, О.В.Соловьевой, предположили, что при изучении оперативного решения творческих мыслительных задач необходимо, во- первых, осуществить несколько теоретических допущений, а во-вторых, подобрать адекватные методы исследования и обработки данных, которые в дальнейшем дадут возможность обосновать эти допущения и тем самым откроют возможность дальнейшего исследования процесса.
Так, В.Д.Шадриков важное место в структуре способностей уделяет мышлению, указывая, что общие мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, сравнения, абстракции и другие включены в процесс реализации восприятия, памяти и познавательные процессы вообще. Продолжая эту мысль, уточним, что, очевидно, и такие компоненты творческого мышления, как гибкость, беглость, оригинальность мышления, закономерно входят в эту структуру. А значит, мы можем применить эту схему для исследования оперативного решения творческих мыслительных задач, в частности, для построения ее схемы-структуры, так как мы включаем в этот процесс и общие компоненты мышления, и компоненты мышления творческого. Кроме того, если принять во внимание, что компоненты творческого мышления органично связаны с некоторыми нейродинамическими показателями, такими, как активность, различительная чувствительность, сила и подвижность нервных процессов и нервной системы вообще, саморегуляция (так как для того, чтобы проявить творчество, нужно суметь выйти за привычные рамки реальности, заметить факты и возможности, которые остаются за гранью обыденного, и, таким образом, проявить и активность, и определенную силу), то для построения схемы-структуры актуальным становится вопрос о включении в нее некоторых психомоторных и нейродинамических показателей. Так, в структуре познавательных способностей В.П.Озерова и О.В.Соловьевой немаловажное значение придается нейродинамическим и психомоторным способностям: они образуют I уровень (всего их пять) структуры способностей, т.к. именно на них, по мысли авторов, расчленяются основные психические процессы.
Нами было отмечено важным включить в исследование диагностику не только познавательных (когнитивно-интеллектуальных), но и некоторых нейродинамических и психомоторных (когнитивно-моторных) способностей и, в соответствии с этим, были подобраны адекватные диагностические методики.
Результаты исследования и методы их математической обработки позволили сделать выводы о существовании особой подструктуры - способностей к оперативному решению творческих мыслительных задач, образованную когнитивно-моторными и когнитивно-интеллектуальными способностями, детерминированными некоторыми свойствами личности, взаимосвязанными между собой. Однако эта многоуровневая структура способностей отличается определенным своеобразием и зависит от пола и возраста.
Подводя итоги, отметим, что результаты и выводы исследования позволяют охарактеризовать оперативное решение творческих мыслительных задач как некоторую взаимосвязь когнитивно¬интеллектуальных и когнитивно-моторных способностей, лежащих в основе как творческого мышления, так и познавательной деятельности вообще, с включением мотивационно-личностного компонента, обусловливающего целенаправленность и успешность выполнения деятельности. Основной упор нами сделан на понятие «оперативность». Это свойство, понимаемое нами как быстрота и целенаправленность, выступает главным связующим компонентом в области творческого мышления, именно ему придана ведущая роль, так как, именно такое - оперативное, творческое мышление особенно важным является при изобретении нового продукта.
В целом теоретический и экспериментальный материал диссертационного исследования позволяет, по нашему мнению, проследить закономерности процесса оперативного решения творческой мыслительной задачи в ходе целенаправленной, специально организованной мыслительной деятельности и тем самым изучить особенности развития оперативного мышления у школьников в структуре познавательных способностей, а предложенные в виде общих рекомендаций методы формирования и развития оперативных мыслительных способностей сделают возможным достижение более высоких результатов мыслительной деятельности в процессе обучения.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов
вузов. - Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 704 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Методологический аспект проблемы
способностей // Вопросы психологии. - 1977. - № 5. - С. 170 - 173.
3. Айзенк Г.Дж. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. - 1995. -
№ 1. - С . 111 - 131.
4. Айзенк Г.Дж. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта / Пер. с
англ. Н.А. Журавлева. - Нижний Новгород: «Ай Кью», 1994. - 176 с.
5. Алексеев А.А., Воронин А.Б. и др. Развитие и диагностика способностей.
- М.: Наука, 1991. - 177 с.
6. Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. Проблема системности исследования в
психологии // Вопросы психологии. - 1977. - № 3. - С. 174 - 177.
7. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия
творческой личности. - Минск: Беларусь, 1994. - 479 с.
8. Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей. - М.: Изд-во
«Институт практической психологии»; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1997. - 80 с.
9. Ананьев Б. Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии
личности. О проблемах современного человекознания. - М., 1977./ Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Л.М. Семенюк. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. - С. 100 - 106.
10. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.
11. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб.: Питер,
2001. - 688 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
12. Анохин П. К. Опережающее отражение действительности // Ленинская
теория отражения и современность. - Москва - София, 1986. - С. 130 - 135.
13. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении
детей: Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения.
- 2-е изд., перераб. - М.: Изд-во «Ось - 89», 1999. - 224 с. (Практическая психология).
14. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. - М.:
Мысль, 1965. - 257 с.
15. Ахвердова О.А., Боев И.В., Волоскова Н.Н. Личностные и
поведенческие расстройства у детей и подростков с органической недостаточностью мозга: Учебное пособие. - Ставрополь: Изд-во СГУ,
2000. - 274 с.
16. Баррет Дж., Вильямс Дж. Проверьте свои возможности: Тесты / Пер. с
англ. Г.Г. Кривошеиной - М.: ООО «Изд-во Астрель», 2002. - 208 с.
17. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: От темперамента
- к характеру и типологии личности. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 256 с. - (Психология для всех).
18. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. - СПб.: Изд-во РХГИ,
1997. - 464 с.
19. Белоус В.В. Введение в психологию полиморфной индивидуальности:
Монография. - 2-е изд.- перераб. и доп. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ,
2002. - 209 с.
20. Белоус В.В., Щебетенко А.И. Человек как интегральная
индивидуальность. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1996. - 203 с.
21. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии
активности. - М., 1966.
22. Бессмертный Б.С. Математическая статистика в клинической,
профилактической и экспериментальной медицине. - М.: Изд-во «Медицина», 1967. - 304 с.
23. Библер В.С. Мышление как творчество. - М., 1975. - 315 с.
24. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа
психолога в начальной школе. - М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
25. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема
творчества. - Ростов-н/Д.: Изд-во Ростовск. ун-та, 1983. - С. 52 - 57.
26. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное
пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.
27. Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. Как становятся великими или
выдающимися? - М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. - 287 с.
28. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб.: Изд-во
«Речь», 2000. - 440 с.
29. Болотова О.В. Исследование структуры познавательных способностей у
учащихся с разными темпами психического развития: Дис... канд. психол. наук. - Ставрополь, 2001. - 192 с.
30. Брушлинский А.В. Воображение и творчество // Научное творчество /
Под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского. - М.: Наука, 1969.
31. Брушлинский А.В. Проблема психологии субъекта. - М.: Ин-т
психологии РАН, 1994.
32. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.,
Воронеж: Изд-во Ин-та практической психологии НПО, Модек, 1996. - 392с.
33. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по
психодиагностике. - СПб.: Питер, 1998. - 368 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
34. Введение в психодиагностику: Учебное пособие для студ. сред. пед.
учеб. заведений / М.К. Акимова, Е.М. Борисова, Е.И. Горбачева и др.; Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.
35. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопросы
психологии. - 1990. - № 4. - С. 5 - 14.
36. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. - М.: Прогресс, 1987. - 335 с.
37. Ветвицкая С.М. Сравнительное исследование структур интегральной
индивидуальности городских и сельских старших школьников различных этнических групп: Дис. канд. психол. наук. - Пятигорск,
2001. - 165 с.
38. Войтонис Н.Ю. Предыстория интеллекта // Хрестоматия по психологии:
Учеб. пособие для студентов пед. Институтов/ Под. ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1977. - С. 98 - 104.
39. Вудвортс Р. Этапы творческого мышления. Экспериментальная
психология. - М., 1950. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.В. Петухова. - М.: МГУ, 1984.
40. Выготский Л.С. Психология. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008
с. (Серия «Мир психологии»).
41. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.
42. Выготский Л.С. Мышление и речь// Хрестоматия по общей психологии.
Вып. III. Субъект познания / Отв. ред. В.В. Петухов. М., 1989.
43. Вьюжек Т. Логические игры, тесты, упражнения. - М.: Изд-во Эксмо,
2002. - 304 с.
44. Гальперин П.Я., Данилова В.Л. Воспитание систематического
мышления в процессе решения малых творческих задач // Вопросы психологии. - 1980. - № 1. - С. 31 - 38.
45. Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления для детей 6 - 12
лет: Методическое руководство. - СПб.: ИМАТОН, 1998.
46. Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л.А. Венгера. М.:
«Педагогика», 1976. - 256 с.
47. Гештальт-психология: В.Келер. Исследование интеллекта
человекообразных обезьян. К.Кофка. Основы психологического развития. - М.: ООО Изд-во АСТ-ЛТД, 1998. - 704 с.
48. Гилева И.О. Творчество как характеристика профессионализма //
Прикладная психология. - 2002. - № 4. - С. 59 - 64.
49. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Под
ред. А. М. Матюшкина. - М., 1965. - с. 433 - 456
50. Годфруа Жо. Что такое психология: В 2 т. Т. 1. - М.: «Мир», 1992.
51. Голубева Э.А. Комплексное исследование способностей (к 90-летию
Б.М. Теплова) // Вопросы психологии. - 1986. - № 5. - С. 18 - 30.
52. Грузенберг С.О. Психология творчества. - Минск, 1923.
53. Гурова Л.Л. Психологический анализ решения творческих задач.
Воронеж, 1976.
54. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б., Корницкий А.Н. Общий
психологический практикум для студентов спецотделения: Учебное пособие. - М.: Изд-во ИП РАН, 1997. - 155 с.
55. Диагностическая программа и комплекс тестовых методик для
определения уровня интеллектуального развития школьника / Автор- сост. Д.В. Тырсиков. - Ставрополь: ИРО, 1994. - 85 с.
56. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. - М.:
Издательский центр «Академия», 1996. - 224 с.
57. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - М.: Латерна Вита,
1995. - 151 с.: ил.
58. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2002. -
368 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»)
59. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - СПб.: Питер, 2001. -
320 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»)
60. Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления /
Психология мышления: Сб. под. ред. А.М. Матюшкина. - М., 1987.
61. Дункер К. Структура и динамика решения задач (о процессах решения
практических проблем) // Хрестоматия по общей психологии.
Психология мышления / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Петухова В.В. - М.: Изд-во МГУ, 1984.
62. Ершова Л.В. Стремление к личностной значимости как фактор
саморегуляции творческой активности старших школьников: Автореф. дис. канд. психол. наук. - Тобольск, 2003.
63. Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней:
Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
64. Жигайлов А.В. Организационно-педагогические основы работы с
одаренными детьми в условиях региональной системы дополнительного общего образования: Дис. канд. пед. наук. - Ставрополь, 2002. - 175 с.
65. Жукова Н.В. Единство антиципации и рефлексии как психологический
механизм регуляции мышления студента в контекстном обучении. Автореф. дисс. на соиск. . канд. психол. наук. - Москва, 2000.
66. Журавлева Е.А. Роль психомоторного развития в становлении
произвольности как предпосылки успешности обучения. Автореф. дисс. канд. психол. наук. - Краснодар, 1995.
67. Завалишина Д.Н. Психологический анализ оперативного мышления:
экспериментально-теоретическое исследование / Отв. ред.
Брушлинский А.В. - М.: Наука, 1995. - 221 с.
68. Завалишина Д.Н. Психологическая структура способностей // Развитие
и диагностика способностей. - М., 1991.
69. Зарецкий В.К., Холмогорова А.Б. Сравнение решения задач в норме и
патологии // Исследование проблем психологии творчества / Под ред. А.Я. Пономарева. - М.: Наука, 1984.
70. Зинченко В.П. Таинство творческого озарения (к 100-летию Б.М.
Кедрова) // Вопросы психологии. - 2004. - № 5. - С. 96 - 120.
71. Иванова Т.В. Остроумие и креативность // Вопросы психологии. - 2002.
- № 1. - С . 76 - 87.
72. Игры - обучение, тренинг, досуг. / Под ред. В.В. Петрусинского. - М.:
Новая школа, 1994. - 363 с.
73. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.: ил. -
(Серия «Мастера психологии»)
74. Ильин Е.П. Проблема способностей: два подхода к ее решению //
Психологический журнал. - 1987. - Т.8. - № 2. - С.37 - 47.
75. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. - СПб.: Питер, 2003.
- 384 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»)
76. Калинин С.И. Компьютерная обработка данных для психологов / Под
науч. ред. А.Л. Тулупьева. - СПб.: «Речь», 2002. - 134 с.
77. Киселев С.Ю., Лупандин В.И., Ткачук И.Е. Взаимосвязь интеллекта и
показателей сенсомоторного теста у детей старшего дошкольного возраста // Вопросы психологии. - 2000. - № 4. - С. 38 - 44.
78. Когнитивная психология: Учебник для вузов / Под ред. В. Н.
Дружинина, Д.В. Ушакова. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 480 с.
79. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 10
до 14 лет: Практикум для психологов и логопедов. - М.: Гном-Пресс, Новая школа, 1998. - 64 с. (В помощь психологу)
80. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: теория и методы:
Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 381 с.
81. Коссов Б.Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода //
Вопросы психологии. - 1997. - № 6. - С. 58 - 68.
82. Коссов Б.Б. Познавательные процессы у спортсменов: Сенсорная
основа спортивного мастерства. - М.: ВНИИФК, 1973. - Т.2.
83. Костюк Г.С. Принцип развития в психологии: Методологические
теоретические проблемы психологии. - М., 1969 / Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Л. М. Семенюк. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. С. 18 - 21.
84. Котова И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. -
Ростов н/Д: Изд-во Ростовского педагогического университета, 1994. - 294 с.
85. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2001. - 992 с.: ил. -
(Серия «Мастера психологии»).
86. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник для гуманит.-соц.
специальностей высших учебных заведений. - 3-е изд., испр. и доп. - Волгоград: Комитет по печати, 1996. - 352 с.
87. Крутецкий В.А. Психология математических способностей
школьников. - М: Просвещение, 1968. - 432 с.
88. Кузьмина Т.В., Владимиров А.Д. Оценка функционального состояния
структур мозга методом измерения времени реакции // Психофизиологические закономерности восприятия и памяти / Под ред. А.Н. Лебедева. - М.: Наука, 1985. - 180 с.
89. Кузьмин В.П. Исторические предпосылки и гносеологические
основания системного подхода // Психологический журнал. - 1982. - Т. 3. - № 3. - С. 3 - 14.
90. Кузьмин В.П. Исторические предпосылки и гносеологические
основания системного подхода (окончание) // Психологический журнал. - 1982. - Т. 3. - № 4. - С. 3 - 13.
91. Купер К. Индивидуальные различия / Пер. с англ. Т.М. Марютиной; под
ред. И.В. Равич-Щербо - М.: Аспект Пресс, 2000. - 527 с.
92. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия:
Избранные труды. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 464 с. - (Серия «Психологи России»).
93. Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии.
1960. № 1. / Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Л.М. Семенюк. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»;
Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. - С. 70-79.
94. Ломов Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. - М:
Наука, 1984.
95. Ломов Б.Ф. Системный подход и проблема детерминизма в психологии
// Психологический журнал. - 1989. - Т. 10. - № 4. - С. 19 - 33.
96. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. - М.,
1980.
97. Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности: Учебное
пособие для вузов. - М.: Академический Проект; Трикса, 2004. - 176 с.
- (Руководство практического психолога).
98. Лук А.Н. Психология творчества. - М., Наука, 1978.
99. Лук А.Н. Юмор, остроумие, творчество. - М.: Искусство, 1977.
100. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. - СПб.: Евразия,
1999. - С. 108 - 113.
101. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.:
Педагогика, 1972.
102. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -
М.: Педагогика, 1986.
103. Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание.
- Пермь, 1990. - 110 с.
104. Методические рекомендации по развитию психомоторных качеств у
студентов на занятиях по физическому воспитанию / Сост. В.П. Озеров. - Кишинев: КПИ им. С. Лазо, 1986.
105. Методические указания по исследованию мотивационного состояния /
Сост. В.Ф. Сопов. - Алма-Ата: КазИФК, 1990. - 8 с.
106. Микалко М. Тренинг интуиции. - СПб.: Питер, 2001. - 192 с.
107. Моросанова В.И., Коноз Е.М. Регуляторные аспекты экстраверсии и
нейротизма: новый взгляд // Вопросы психологии. - 2001, - № 2, - С. 59-73.
108. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,
отрочество: Учебник для студ. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 456 с.
109. Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной
психофизиологии // Вопросы психологии. - 1971. - № 6. - С. 13 - 25.
110. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. - М.:
Владос-Пресс, 1998. - 688 с.
111. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 2: Психология образования. - М.:
Владос-Пресс, 1998. - 608 с.
112. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в
научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - М.: Владос-Пресс, 1998. - 632 с.
113. Никандров В.В. Наблюдение и эксперимент в психологии: Учебное
пособие. - СПб.: Речь, 2002. - 103 с.
114. Никандров В.В. Неэмпирические методы психологии: Учебное пособие.
- СПб.: Речь, 2003. - 53 с.
115. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных
детей: Учебное пособие / Под ред. А.М. Матюшкина - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. - 192 с. (Серия «Библиотека педагога-практика»).
116. Озеров В.П. Диагностика психомоторных способностей у школьников,
студентов и спортсменов: Методическое пособие для практических психологов и педагогов. - Ставрополь: ИРО, 1995.
117. Озеров В.П. Некоторые теоретические и прикладные проблемы
психологии // Теоретические и прикладные проблемы психологии: Материалы II Всероссийской научной конференции (1-4 октября 2001 года). - Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001. - С. 7-14.
118. Озеров В.П. Психомоторные способности человека. - Дубна: Феникс +,
2002. - 320 с.
119. Озеров В.П., Медведева Н.А., Майорова Д.А., Озеров Ф.П., Ярцева Т.М.
Психологические основы работы с одаренными учениками: Учебное пособие для практических психологов и педагогов. - Ставрополь: Сервисшкола, 2001. - 112 с.
120. Озеров В.П., Соловьева О.В. Диагностика и формирование
познавательных способностей: Учебное пособие. - Ставрополь:
Ставропольсервисшкола, 1999. - 58 с.
121. Озеров В.П., Соловьева О.В. Изучение динамики познавательных
способностей учащихся в процессе традиционного и экспериментального развития // Теоретические и прикладные проблемы психологии: Материалы научной конференции (28-30 октября 1997 года). - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1997. - C. 84 - 88.
122. Озеров В.П., Швецова О.В. Научное предвидение как познавательная
способность человека // Теоретические и прикладные проблемы психологии: Материалы II Всероссийской научной конференции (1-4 октября 2001 года). - Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001. - С. 153 - 156.
123. Опыт компьютерной педагогической диагностики творческих
способностей / Под ред. Андреева В.И. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1989. - 144 с.
124. Педагогика высшей школы: Учебное пособие. Отв. ред. Н.Д.
Никандров. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1974.
125. Петрайтите А.М. Связь интеллектуальных творческих способностей с
экстраверсией - интроверсией // Вопросы психологии. - 1981. - № 6. - С. 111 - 115.
126. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии: В 2 т.
Т 1. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. - 416 с.
127. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М., 1996.
128. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого¬
дидактический справочник преподавателя высшей школы. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 354 с.
129. Планы лабораторно-практических занятий по курсу психологии для
студентов 1 - 2 курсов / Отв. ред. А.П. Сидельковский. - Ставрополь: СГПИ, 1985. - 55 с.
130. Платонов К.К. Проблема способностей. - М.: Наука, 1972. - 322 с.
131. Пойа Д. Как решать задачу. - М.: Учпедгиз, 1961.
132. Поливанова К.Н. Периодизация детского развития: опыт понимания //
Вопросы психологии. - 2004. - № 1. - С. 110 - 119.
133. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учебное пособие
для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 184 с.
134. Пономарев Я.А. Знание, мышление и умственное развитие. - М.:
Просвещение, 1967.
135. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления / Под ред.
Леонтьева А.Н. - М.: Педагогика, 1976.
136. Пономарев Я.А. Психология творчества. - М.: Институт психологии, -
М.: Наука, 1976.
137. Практикум по возрастной и педагогической психологии: для студ. сред.
пед. учеб. заведений/ Авт.-сост. Е.Е. Данилова; под ред. И.В. Дубровиной. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 160 с.
138. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии:
Учебное пособие. - 2-е изд., доп. и перераб./ В. Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др; под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: Питер, 2003. - 560 с.: ил. - (Серия «Практикум по психологии»).
139. Психология: Словарь / Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. -
М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
140. Психология развития: Учебник для высш. психол. и пед. учеб. заведений
/ под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 352 с.
141. Пушкин В.Н. Оперативное мышление в больших системах. - М.; Л.:
«Энергия», 1965.
142. Пушкин В.Н. Психологические возможности человека. - М.: «Знание»,
1972. - 64 с.
143. Пушкин В.Н. Эвристика - наука о творческом мышлении. - М.:
Политиздат, 1967. - 272 с. (Серия «Над чем работают, о чем спорят философы»).
144. Рогов Е.И. Психология познания. - М.: Гуман. изд. центр ВЛАДОС,
1998. - 176 с.: ил. - (Азбука психологии).
145. Розет И.М. Что такое эвристика: Книга для уч-ся. - Минск: Нар. Асвета,
1988. - 167 с.
146. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер Ком, 1998.
- 688 с. (Серия «Мастера психологии»).
147. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической
теории // Вопросы психологии. - 1960. - № 3. / Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Л.М. Семенюк. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. С. 80 - 93.
148. Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблемы
личности // Вопросы психологии. - 1957. - № 3.
149. Рябова Т.В., Менделевич В.Д. Творческое мышление и антиципация у
больных шизофренией и психически здоровых. // Вопросы психологии.
- 2002. - № 1. - С. 69 - 76.
150. Салов Ю.И., Тюнников Ю.С. Психолого-педагогическая антропология:
Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во Владос- Пресс, 2003. - 256 с.
151. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. - М.:
Аспект Пресс, 2001. - 460 с.
152. Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека. М.: РАН;
Изд-во «Наука»., 1992. - 140 с.
153. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -
СПб.: ООО «Речь», 2002. - 350 с.
154. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. - М.: ТЦ
Сфера, 2001. - 80 с.
155. Соловьева О.В. К вопросу об онтогенетическом эволюционировании
познавательных способностей школьников / Социально¬психологические и педагогические проблемы развития личности учащейся молодежи: Материалы Региональной научно-практической конференции. Т. I. - Ставрополь, 2002. - С. 228 - 231.
156. Соловьева О.В. Развитие познавательных способностей школьников. -
М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2002. - 384 с.
157. Солсо Р.Л. Когнитивная психология / Пер. с англ. - М.: Тривола, 1996. -
600 с.: ил.
158. Способности и склонности: Комплексные исследования / Под ред. Э.А.
Голубевой; Науч. - исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1989. - 200 с.: ил.
159. Степаносова О.В. Современные представления об интуиции // Вопросы
психологии. 2003. № 4. С. 133 - 143.
160. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 3-е изд., перераб. и доп. Серия
«Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. - 672
с.
161. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и
ответах. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.
162. Сухарев В.А. Психология интеллекта. - Донецк: Сталкер, 1997. - 416 с.
163. Сухорукова И.С. Особенности развития познавательных способностей
студентов разных специальностей в вузе: Автореф. дис. канд. психол. наук. - Ставрополь, 2004.
164. Теплов Б.М., Небылицын В.Д. Изучение основных свойств нервной
системы и их значение для психологии индивидуальных различий // Вопросы психологии. - 1963. - № 5. - С. 38 - 47.
165. Теплов Б.М. О Максе Вертхеймере, основателе гештальтпсихологии //
Вопросы психологии. - 1981. - № 6. - С. 116 - 132.
166. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М.: Изд-во АПН
РСФСР, 1961. - С. 9 - 20.
167. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М.: Изд-во МГУ, 1984.
168. Тихомиров О.К. Структура мыслительной деятельности. М.: Изд-во
МГУ, 1969.
169. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника.
- Ярославль: «Академия развития», 1997. - 240 с.: ил.
170. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших
школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1998. - 208 с.: ил. (Серия
«Развивающее обучение. Практические задания»).
171. Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в
зарубежной психологии // Вопросы психологии. - 1998. - № 4. - С. 123
- 132.
172. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. - СПб:
Речь, 2003. - 96 с.
173. Умрюхин Е.А. Соотношение интуиции и сознания в интеллектуальной
деятельности: системная модель // Психологический журнал. Т. 25. - № 3. - 2004. М.: РАН; Изд-во «Наука». С. 88 - 97.
174. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. - СПб.:
Алетейя, 2000. - 309 с.
175. Холодная М.А. Психология интеллекта. - 2-е изд., доп. и перераб. -
СПб.: Питер, 2002. - 368 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
176. Холодная М.А. Существует ли интеллект как психическая реальность? //
Вопросы психологии. - 1990. - № 5. - С. 125 - 138.
177. Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н.
Ждан. - М.: Просвещение, 1980. - С. 102 - 112.
178. Чуприкова Н.И. Время реакции и интеллект: почему они связаны (о
дискриминативной способности мозга) // Вопросы психологии. - 1995.
- № 4. - С. 65 - 81.
179. Чуприкова Н.И. Принцип дифференциации когнитивных структур в
умственном развитии, обучение и интеллект // Вопросы психологии. - 1990. - № 5. - С. 31 - 39.
180. Чуприкова Н.И., Ратанова Т.А. Связь показателей интеллекта и
когнитивной дифференцированности у младших школьников // Вопросы психологии. - 1995. - № 3. - С. 104 - 114.
181. Шадриков В.Д. О структуре познавательных способностей //
Психологический журнал.1985. Т. 6. № 3. - С. 38 - 46.
182. Шадриков В.Д. Способности человека. - М.: Изд-во «Институт
практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 288 с.
183. Швецова О.В. Развитие компонентов способности к научному
предвидению в период ранней юности: Дис. канд. психол. наук. - Ставрополь, 2004. - 235 с.
184. Шилова Л.В. Формирование ориентировочной деятельности умственно¬
отсталых детей при решении наглядно-действенных задач: Автореф. дисс. канд. психол. наук. - Санкт-Петербург, 2000.
185. Штерн В. Умственная одаренность: психологические методы испытания
умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. - СПб., 1997.
186. Щебланова Е.И. Динамика когнитивных и некогнитивных личностных
показателей одаренности у младших школьников // Вопросы психологии. - 1998. - № 4. - С. 111 - 122.
187. Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Возрастные возможности усвоения
знаний. - М.: Просвещение, 1996.
188. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в
детском возрасте // Вопросы психологии. - 1971. - № 4. - С. 39 - 51.
189. Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов
/ Т.В. Богданова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.Л. Григоренко и др.; Под ред. С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой. - М.: Аспект пресс, 2002. - 383 с.
190. Эриксон Э. Детство и общество. - Обнинск, 1993.
191. Юнг К. Психологические типы. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 96 с.
192. Ярошевский М.Г. История психологии. - 3-е изд., дораб. - М.: Мысль,
1985. - 575 с.
193. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и
развитии школьников. - СПб.: Речь, 2003. - 384 с.
194. Agor W.H. The logic of intuitive decision-making. - Westport, CT: Quorum
books, 1986.
195. Anderson J.R. Cognitive skills and their acquisition. - Hillsdale, NJ:
Lawrence Erlbaum Associates, 1981.
196. Bastick T. Intuition: How we think and act. - N.Y.: Wiley, 1982.
197. Baylor A.M. A three component conception of intuition: Immediacy,
sensing relationships and reason // New Ideas in Psychol. - 1997. - V. 15. - N 2. - P. 185 - 194.
198. Brand C.R., Egan V. & Deary I.Y. General intelligence and personality: No
relation? // In Dc. Determine (Ed) Current topics in Human intelligence. - N.Y., 1991.
199. Bruner J.S., Goodnow J., Autin G. (1956). A study of thinking. - New York:
Wiley.
200. Carrol J.B., Maxwell S.E. Individual differences in cognitive abilities // Ann.
Rev. Psychol. - 1979. - V. 30. - P. 603 - 640.
201. Cattell R.B. Abilities: Their structure, growth and action. Boston: Houghton Mifflin company, 1971.
202. Cognitive development: Past, present, and future / Flavell John H. // Den. Psychol. - 1992. - № 6. - Р. 998 - 1005.
203. Cole M., Cole S. The development of children. - N.Y.; San Francisco:
Scientific Am. Books, 1993.
204. Creativity in education revisited: Reflection aid of progression / Slabbert
Johannes A. // Creative Behave. - 1994. - 28. - №1. - Р. 60 - 69.
205. Glasser A.J., Zimmerman I.L. Clinical Interpretation of the wechsler
Intelligence for Children. - N.Y., 1967.
206. Guilford J.P., Hocpfner R. The analysis of intelligence. - N.Y., 1971.
207. McGuigan F.G , Experimental Psycology. Methods of research. - N.J.,
1993.
208. Piaget J. Intellectual Evolution from Adolescence to Adulthood // Human
Development. - 1972. - V. - 15. № 1. - P. 1 - 12.
209. Sadler-Smith E. Intuition-analysis style and approaches to studying //
Educ. Studies. - 1999. - V. - 25. № 2. - P. 159 - 174.
210. Simon H.A., Lea G. (1974). Problem solving and rule induction: a unified
view. In L. W. Gregg (Ed.), Knowledge and Cognition. Potomac, Md: Lawrence Erlbaum Associates.
211. Spearman C. General intelligence, objectively determined and measured
// «Amer. J. Psychol.» - 1904. - P. 15
212. Spearman C. The abilities of man // N.Y. - 1927. - Р. 46 - 49.
213. Wallas G. The art of though. - 1926.
214. Woodworm R.S., Schlosberg H. Experimental Psychology. - N.Y., 1963.