Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профессиональная подготовка учителя музыки на основе применения принципа интеграции в педагогическом процессе

Работа №28083

Тип работы

Диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы200
Год сдачи2003
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
586
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Ретроспективный анализ интегративного подхода в педагогике в свете современных требований к профессиональной подготовке учителя музыки.
§1. Дифференциация и интеграция знаний: исторический обзор принципов дидактики XVII-XX вв 14
§2. Генерация основополагающих идей в профессиональной подготовке учителя на основе применения частных дидактических принципов на уроках музыки 23
§3. Подготовка учителя музыки на основе использования на уроках межнаучных связей 31
§4. Варианты интегративного подхода в учебных курсах и программах как важный аспект современной профессиональной подготовки учителя музыки 58
Глава 2. Теоретические и практические аспекты подготовки учителей в процессе проведения уроков музыки в 5-8 классах на основе принципа интеграции.
§1. Характерные особенности интегрированного урока и курса по музыке 83
§2. Принцип интеграции как основа модели музыкально-эстетической культуры личности. Его предыстория и сущность 87
§3. Возрастные особенности подростков и закономерности их проявления в процессе интегрированных занятий на уроках музыки 102
§4. Единство, взаимосвязь и особенности проявления музыкально-эстетического вкуса и кругозора как важнейших показателей работы с ними педагога-музыканта на основе применения принципа интеграции 113
Глава 3. Экспериментальные исследования по применению принципа интеграции в подготовке учителя музыки (на примере проведения уроков в 5-8 классах общеобразовательной школы).
§1. Задачи и содержание констатирующего этапа исследования 125
§2. Методика проведения формирующего эксперимента 134
3
§3. Результаты экспериментальной работы (контрольный этап) 144
Заключение 154
Список литературы 156
Приложения 173-204


Актуальность исследования. Разительные перемены в социально¬экономической жизни нашей страны, происходящие в последнее время, в немалой степени касаются и общего образования. Поэтому современный уровень преподавания многих школьных предметов требует инновационного выхода за рамки сложившегося стереотипа. Особенно остро, в связи с этим, стоит вопрос с изучением дисциплин т.н. гуманитарного цикла, в числе которых музыка занимает одно из ведущих мест в эстетическом воспитании школьников. Но традиционная система образования не обеспечивает оперативного и мобильного использования учителем в преподавании этой дисциплины знаний из других областей. Не в состоянии полноценно воплотить в жизнь насущную необходимость такого синтеза и система профессиональной педагогической подготовки. Тем не менее, прогрессивное развитие образовательных систем настоятельно требует этого, в частности, в рамках предмета «Музыка». От этого зависит формирование целостной картины мира как у специалистов - учителей музыки, так и у детей, которых они призваны обучать и которым необходимо осваивать наше великое духовное наследие. В числе же факторов, определяющих духовный облик личности (и учителя, и школьника) важнейшее место занимает музыкально-эстетическая культура. Под ней мы понимаем интегративное личностное образование, важнейшими компонентами которого являются: музыкальные способности, музыкальная отзывчивость, степень и качество активности индивидуума в сфере музыкальной деятельности. Однако в теории и практике профессиональной подготовки специалистов и преподавания ими музыки в условиях общеобразовательной школы сегодня как никогда ранее резко обнажились промахи и явно недостаточное внимание со стороны педагогической науки к проблеме формирования музыкально-эстетической культуры подростков. В особенности это касается музыкально-эстетического вкуса и кругозора подростков, поскольку данные параметры являются наиболее показательными в процессе формирования личности современного молодого человека. Важность данной проблемы для самих подростков, равно как и для тех, от кого в первую очередь зависит их образование (т.е. от учителей), обусловлена также тем, что информационное пространство сегодня буквально пронизано музыкой всех направлений и стилей (от фольклора до авангарда), любого качества (от высочайшего до откровенно низкого), любой страны и эпохи (благодаря современным информационным технологиям и многочисленным средствам массовой информации). В связи с этим первостепенную роль в художественном образовании сегодня играет эстетический выбор человека, в котором важнейшее место занимает музыкальное искусство.
Десятилетиями складывавшаяся в вузовском и школьном образовании традиция привела к парадоксальной ситуации, вызвавшей ряд противоречий общедидактического, частнодидактического и прикладного (практического) характера.
В общей дидактике, с одной стороны, превалирует урочно-предметное преподавание, «распредмечивание», дифференциация знаний, некий
«разделительный подход». Сторонники такой «профилезации» видят путь к самосовершенствованию личности через более углублённое изучение отдельных предметов, что нередко наносит ущерб освоению базовых знаний, умений и навыков, приобретаемых учащимися общеобразовательной школы по остальным («непрофильным») дисциплинам. В данном подходе утрачивается изначальное важнейшее свойство всех наук и искусств - их общность, единство, синкретичность происхождения. С другой стороны, существует - как бы независимо от вышеназванного (а на самом деле теснейшим образом с ним взаимосвязанный) - интегративный подход, который вбирает в себя такие элементы классической дидактики, как: развитие у учащихся собственного взгляда на мир (Я.А.Коменский), развитие у них ассоциативного мышления (И.Ф.Гербарт), системность обучения (И.Г.Песталоции), комплексный подход к обучению и воспитанию (К.Д.Ушинский), эвристическая форма обучения (Л.Н.Толстой), концепция антропософии (Р.Штейнер), кресс-культурная грамотность (Р.Хэнви) и др. В обоих случаях главными действующими лицами выступают как ученик, так и учитель, постоянно разрешающие дилемму о том, чему же отдать предпочтение. Ведь оба пути имеют одну и те же конечную цель - воспитание гармонично развитой личности, широко образованной и эрудированной во всех областях.
Не менее противоречиво обстоят дела и в частной дидактике. Так, в области музыкальной педагогики применяются такие подходы, как: комплексный подход к обучению и развитию (Н.Л.Гродзенская, О.А.Апраксина), тематический синтез искусств в рамках преподавания предмета «Музыка» (Д.Б.Кабалевский), «уподобление человека музыке» (В.Г.Ражников),
полихудожественный подход к преподаванию дисциплин образовательной области «Искусство» (Б.П.Юсов), интеграционный принцип
(В.Я.Новоблаговещенский) и др. Однако, в теории пока отсутствует единая концепция, универсальный подход, многофункциональный принцип
преподавания музыки в школе.
В практике преподавания предмета «Музыка» сложилось также неоднозначное понимание интеграции. К сожалению, на деле интеграция
чаще всего интерпретируется как нечто эмпирическое, а именно: в виде пресловутых межпредметных связей (что является только первым приближением к истинной интеграции), либо совместной работы нескольких учителей (т.н. интегрированные уроки). Очевидно, что одна из причин этого дисбаланса - в недостаточной базовой подготовке студентов, обучающихся на музыкально-педагогических отделениях вузов (и специализированных
колледжей, училищ), а также в послевузовском образовании преподавателей. Гораздо реже интеграция выступает в качестве
самостоятельной образовательной платформы. Всё это нередко приводит к некоему расщеплению музыкально-эстетической культуры в личности обучаемых: либо их кругозор выигрывает и проигрывает вкус, либо - наоборот, что тоже не лучше. Однако системное понимание интеграции - классификация наук, сущность научной интеграции - уже разработано в науке (Б.Н.Кедров), и этот теоретический прорыв ждёт своей практической реализации в педагогической инфраструктуре.
В свете современных требований к педагогике, следует переосмыслить вопрос о правомочности замены категории «межпредметные связи» на категорию «межнаучные связи». Реестр, иерархия межнаучных связей, на которых зиждется интеграционное освоение школьных предметов (например, музыки), также требует актуального переосмысления.
Интеграционному освоению искусства вообще и музыки, в частности, посвящено значительное количество научных трудов видных представителей педагогики. В их числе: Л.А.Бахарева (исторические предпосылки возникновения интеграции), Л.Г.Савенкова (основные этапы внедрения интеграции в учебные процессы), В.Н.Максимова (межпредметные связи на уроках музыки), Б.М.Неменский (синтез искусств на уроках образовательной области «Искусство»), В.А.Школяр (диалектическое мышление в сфере музыкальной педагогики), Г.М.Цыпин, Л.В.Школяр (развивающее обучение в музыкальной педагогике), Л.А.Тарасова (музыкальное краеведение как фактор интеграции), А.А.Глушенко, (интеграция в системе подготовки специалистов в вузе и колледже), Т.И.Бакланова, Л.П.Ильенко, И.М.Красильников, Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, А.Г.Схиртладзе (экспериментальные программы по музыке) и др.
Об актуальности проблемы интеграции в педагогике говорит тот факт, что большинство экспериментальных программ нацелены на преподавание в младших (с 1-го по 4-й) классах. При этом недостаточно уделено внимания самому «проблемному» школьному возрасту, т.е. подросткам, а также собственно профессиональной подготовке специалистов - учителей средних общеобразовательных школ. Эта педагогическая реальность требует своего методологического осмысления и логического продолжения. Тем более что опыт применения интегрированных программ (в частности, по музыке) указывает на их несомненное позитивное влияние на развитие общей эстетической культуры и преподавателей, и учащихся (в особенности таких её параметров, как вкус и кругозор).
Сложившаяся, таким образом, противоречивая ситуация в музыкальной педагогике (породившая многочисленные проблемы) послужила главной причиной настоящего исследования и определила его цель.
Цель исследования - совершенствование профессиональной подготовки учителя музыки на основе реализации принципа интеграции.
Объект исследования - профессиональная подготовка учителя музыки.
Предмет исследования - преподавание музыки в общеобразовательной школе на основе принципа интеграции (на примере уроков в 5-8 классах).
Задачи исследования:
1. Провести ретроспективный анализ идеи интеграции в сфере общей и музыкальной педагогики и теоретически обосновать необходимость её внедрения.
2. Рассмотреть различные варианты интегративного подхода в педагогике через аналитический обзор интегрированных учебных курсов и программ по предмету «Музыка».
3. Раскрыть содержание и сущность принципа интеграции.
4. Обосновать теоретические и практические аспекты профессиональной подготовки учителя музыки на основе принципа интеграции и выявить специфику преподавания музыки подросткам в процессе изучения ими авторского интегрированного курса.
5. Экспериментально проверить гипотезу исследования.
Гипотеза исследования. Принцип интеграции будет эффективно влиять на качество профессиональной подготовки учителей музыки (в частности, в работе в 5-8 классах общеобразовательной школы), если:
1. под принципом интеграции в педагогике понимать научно обоснованное, органичное взаимопроникновение различных областей знания:
• в виде - а) отдельных (точечная интеграция); б) нескольких (блочная интеграция); в) многих в совокупности (комплексная интеграция) - ассоциаций, символов, категорий и т.д.;
• с учётом возрастных и психолого-педагогических особенностей личности учащихся;
• с целью оптимизации и повышения эффективности формирования целостной картины мира и явлений жизни учащимися в рамках одного предмета;
2. в учебных курсах и программах по музыке будет широко раскрыто многообразие свойств музыкального искусства в его неразрывной связи с историческими процессами и реальностью современной жизни, в науке, политике, религии, экономике, других видах искусства и т.п.;
3. предполагается, что практическая реализация школьных учебных программ и курсов, основанных на принципе интеграции, будет содействовать активному творчеству как обучаемых, так и педагогов (а также их сотворчеству).
Тем самым, совокупность перечисленных выше условий должна содействовать качественному улучшению уровня профессиональной подготовки специалистов (т. е. учителей школы).
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ философской, общенаучной, культурологической,
психолого-педагогической, музыковедческой, социологической
литературы по проблеме исследования;
- обобщение передового педагогического опыта;
- педагогическое наблюдение, индивидуальные и групповые беседы с обучаемыми, их родителями, администрацией школ, учителями;
- опросные и тестовые методы, анкетирование;
- педагогический эксперимент;
- аналитическая обработка экспериментальных данных.
Сама идея обращения к такой масштабной по мировоззренческим и по педагогическим меркам теме, как педагогическая интеграция, заставляет рассматривать её под различными «углами зрения». Поэтому методологическую основу исследования составляют, прежде всего, своеобразные «зёрна интеграции» из следующих областей знания:
- Философия - теория познания (Аристотель, Г.Гегель, И.Кант, Ф.Энгельс и
др.); философско-культурологические концепции т.н. «русской идеи»
(Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, А.В.Гулыга и др.); учение о единой природе разных видов искусства (А. Ф. Лосев);
- Науковедение - идеи межнаучных связей (М.В.Баград, П.Л.Капица), что в данном исследовании является основой переосмысления категории «межпредметные связи»;
- Педагогика - общие и частные дидактические принципы (в преподавании музыки); профессиональная подготовка учителя (Ю.К.Бабанский, В.В.Гузеев,
A. К.Маркова); концепция развивающего обучения; теория межпредметных связей; основы возрастной педагогики; социологические исследования в области искусств (Ю.А.Фохт-Бабушкин и др.)
- Эстетика - концепции художественного воспитания и образования личности
(Ю.В.Борев, Л.А.Волович, Н.И.Киященко, М.Ф.Овсянников,
B. К.Скатерщиков и др.);
- История, теория и методика музыкального воспитания - концептуальные
вопросы преподавания музыки (Э.Б.Абдулин, О.А.Апраксина,
Л.Г.Арчажникова, Б.В.Асафьев, Н.Л.Гродзенская, Д.Б.Кабалевский, В.Т. и В.Н.Шацкие и др.);
- Общая психология и психология искусства (Т.Адорно, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Е.П.Крупник, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Сохор, Б.Т.Теплов, К.П.Уэльд, П.Р.Франсуорт и др.);
- Искусствоведение и музыкознание - история музыкальной культуры (Р.И.Грубер, Л.А.Рапацкая и др.), культурологические аспекты музыкального образования (В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский и др.).
Научная новизна. В результате проведённого исследования:
- теоретически обоснована необходимость интегративного подхода в профессиональной подготовке учителя музыки;
- установлена (в противовес сложившемуся стереотипу межпредметных связей, отражающему не в полной мере современную педагогическую ситуацию) классификация межнаучных связей на уроках музыки в общеобразовательной школе с учётом предметов базисного, школьного и регионального компонентов образования, а также научных сфер, выходящих за рамки школьного образования;
- определены содержание и суть принципа интеграции как новой дидактической и методологической основы в профессиональной подготовке специалистов;
- определены новые подходы к пониманию категорий «межнаучные связи»,
«педагогическая интеграция», «уровни интеграции в образовательном
процессе», «музыкально-эстетическая культура», «музыкально-эстетический вкус», «музыкально-эстетический кругозор»;
- разработана и апробирована авторская концепция преподавания музыки на основе принципа интеграции, включая экспериментальную диагностику формирования музыкально-эстетического вкуса и кругозора учащихся 5-8 классов средней общеобразовательной школы как важнейших показателей работы с ними педагога-музыканта.
Достоверность полученных результатов обеспечивается выполнением принципов научного исследования; применением различных методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования; проведением масштабной апробации авторской программы «Русская музыка в зеркале мировой музыкальной культуры» в ряде регионов страны (г.Тверь, Тверская и Ленинградская область, Татарстан); многолетней педагогической деятельностью диссертанта в общеобразовательной школе, на кафедре музыкального образования Тверского государственного университета, а также в Тверском областном институте усовершенствования учителей.
Практическая значимость исследования. Результаты научного исследования по теме диссертации могут быть успешно применимы в различных учреждениях, связанных с музыкальной педагогикой: 1) в вузах - при профессиональной подготовке студентов (будущих учителей музыки) и аспирантов; 2) в специализированных училищах и колледжах (музыкальных, музыкально-педагогических) - в частности, в курсе предмета «Теория и методика музыкального образования»; 3) в Институтах усовершенствования учителей - ознакомление учительских кадров (в процессе повышения их профессиональной квалификации) с методологией применения принципа интеграции в освоении предмета «Музыка», с концепцией межнаучных связей на уроках музыки, с разработками уроков, с диагностикой и мониторингом в сфере образовательной области «Искусство»; 4) в практике преподавания предмета «Музыка» в общеобразовательных учебных учреждениях (школы, лицеи, гимназии) - в виде использования авторской интегрированной программы по музыке (либо её отдельных тематических блоков и элементов).
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе многолетней педагогической деятельности автора в условиях средней общеобразовательной школы (ср.шк.№№17, 27 и 29 г.Твери) и респондентов программы «Русская музыка в зеркале мировой музыкальной культуры» (для учащихся 1-8 классов). Данная программа признана Коллегией народного образования Тверской области авторской и успешно применяется в профессиональной подготовке студентов Тверского государственного университета - в рамках изучения дисциплины «Теория и методика обучения музыки в школе» (кафедра музыкального образования), в учебной деятельности учителей музыки г. Твери (ср.шк. №№ 1, 10, 12, 14, 15, 17, 23, 29, 38, 43, 46, 47; гимназии №№ 6, 8, 44), Тверской области (пос. Кушалино, г.г. Бологое, Вышний Волочёк, Удомля), ряда регионов России (Татарстан, г.Москва, г.Санкт-Петербург, г.Новгород Великий) и ближнего зарубежья (Эстонская республика, г.Тарту) на протяжении 1996-2003 гг., а также в процессе послевузовской профессиональной подготовки учителей музыки (конференции, семинары, круглые столы, проводимые Тверским областным институтом усовершенствования учителей).
Исследование проводилось в четыре этапа с 1990 по 2003 гг. на базе общеобразовательных школ г.Твери и области, а также обозначенных выше респондентов. Первый этап (1990-1996) - предварительный. Он состоял в сборе и систематизации материалов (методических, нотно-музыкальных, тематических, репертуарных, дидактических, диагностических), необходимых для разработки авторской программы по предмету «Музыка», предполагающей широкое применение интегративного подхода. На этом этапе был собран также богатый методологический материал по вопросам применения принципа интеграции в сфере вузовской и послебазовой подготовки учителей музыки. Второй этап (1996-1998) - подготовительный. Он был связан с апробацией авторской программы по музыке в условиях учебно-воспитательного процесса средней общеобразовательной школы, а также в процессе формирования профессиональных навыков будущих специалистов - учителей музыки общеобразовательной школы. Кроме того, этот этап включал в себя изучение и теоретический анализ философской, общенаучной, педагогической, психологической, культурологической, социологической литературы по проблемам интеграции в сфере педагогики. В ходе данного этапа были определены: план, тема, цель, задачи, рабочая гипотеза и методологический аппарат исследования. Третий этап (1999-2001) - эмпирический. Он
характеризуется опытно-экспериментальной проверкой концепции
исследования, позволившей выявить: уровень профессиональной подготовки учителей музыки (как будущих - в лице студентов ТвГУ, так и действительных - уже работающих в средней школе) на основе интегративного подхода в педагогическом процессе; эффективность применения принципа интеграции в формировании музыкально-эстетической культуры личности педагога и учащихся 5-8 классов (музыкально-эстетического вкуса и кругозора). Четвёртый этап (2001-2003) - завершающий. Он был посвящён систематизации, обобщению, теоретическому анализу, подведению итогов исследования и публикации результатов опытно-экспериментальной работы. На этом этапе было осуществлено литературное оформление всего диссертационного материала.
Теоретические положения и результаты диссертационного исследования обсуждались в процессе участия автора на многочисленных научно¬практических конференциях и семинарах (в т.ч. и обучающих), состоявшихся в Тверском государственном университете, ГМПИ им. М.М.Ипполитова- Иванова, Тверском Областном институте повышения квалификации учителей (1995-2003гг.), а также круглых столах, курсах повышения квалификации учителей, ассамблеях (1-я Всероссийская педагогическая ассамблея - Тверь, 1996), конкурсах (1-е место в Областном конкурсе авторских программ для общеобразовательной школы и др.), научных публикациях автора (более 10).
ГЛАВА 1: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА В ПЕДАГОГИКЕ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА В ПЕДАГОГИКЕ.
§1. Дифференциация и интеграция знаний: исторический обзор принципов дидактики XVII-XX вв.
Цель нашего исследования предполагает провести его в нескольких теоретических направлениях: общедидактическом (основополагающие педагогические принципы), частнодидактическом (принципы и основные положения музыкальной педагогики), философско-мировоззренческом и науковедческом (исследование феномена межнаучных связей урока музыки), вариативно-программном и категориально-понятийном (трактовка интеграции в науке, в современных учебных программах и курсах по музыке).
В современной педагогике очень важным разделом остаётся теория обучения. «Дидактика (от греч. didaktikos - поучающий, относящийся к поучению), теория образования и обучения, отрасль педагогики. Предметом дидактики является обучение как средство обучения и образования человека, т.е. взаимодействие преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее организованное учителем усвоение учащимися содержания образования» . По утверждению видного российского учёного Ю.К.Бабанского: «Д и д а к т и к а является тем научным ядром, которое объединяет все предметные [частные] методики и обеспечивает единство в подходах и принципах преподавания и организации познавательной деятельности учащихся разных учителей» .
Исходя из общих требований к педагогике как отрасли научных знаний, ряд учёных во главе с Ю.К.Бабанским (В.П.Беспалько, М.А.Данилов, Б.П.Есипов, В.И.Загвязинский, Л.В.Занков, Т.А.Ильина, М.Н.Скаткин и др.) выделяют следующие основные элементы дидактики: смысл образования, цели обучения, принципы обучения, закономерности обучения, образовательные технологии (включая формы и методы обучения), средства обучения, контроль знаний и оценку их результатов.
Отдельного рассмотрения требует вопрос о принципах обучения, поскольку является фундаментальным вопросом образования, что в немалой степени соответствует теме диссертации. Поэтому проведём краткий анализ исторического генезиса принципов дидактики. В процессе исторического развития педагогики, отношение к этим принципам менялось. Часть из них остаётся незыблемой до сих пор (со времён выхода в свет первого капитального труда по педагогике «Великая дидактика» Яна Коменского, т.е. с 1636 года); другая часть принципов претерпевает существенное переосмысление, а также жизнь диктует появление и новых принципов. Схематично иерархия известных в педагогике принципов дидактики была нами прослежена и предложена в виде таблицы (см. таблицу 1. - С.16):


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В целом, подтвердив правильность выдвинутой гипотезы и актуальность поставленной проблемы, проведённое нами теоретическое и экспериментальное исследование позволяют сделать следующие выводы:
1. В ходе исследования доказано, что суть принципа интеграции заключается в научно обоснованном, органичном взаимопроникновении различных областей знания:
- в виде: а) отдельных (точечная интеграция); б) нескольких (блочная интеграция); в) многих в совокупности (комплексная интеграция) - ассоциаций, символов, категорий и т.д.;
- с учётом возрастных и психолого-педагогических особенностей личности учащихся;
- с целью оптимизации и повышения эффективности формирования целостной картины мира и явлений жизни учащимися в рамках одного предмета.
2. Использование принципа интеграции способствует позитивному влиянию на качество профессиональной подготовки учителей музыки, в частности, на проведение уроков музыки в 5-8 классах общеобразовательной школы.
3. Установлено, что важным показателем эффективности применения принципа интеграции в профессиональной подготовке учителей музыки, а также освоения музыки подростками, является развитие их музыкально-эстетической культуры, в частности таких её компонентов, как музыкально-эстетический вкус и кругозор.
4. Выявлено, что основную реализацию принципа интеграции в условиях общеобразовательной школы могут осуществлять интегрированные учебные курсы и программы, обеспечивающие глубокое проникновение учащихся в эстетическую сущность музыкального искусства на основе нового уровня мышления и эмоциональной отзывчивости, которые проявляются через оперативное и мобильное использование в учебном процессе: а) богатого арсенала межнаучных связей предмета «Музыка»; б) применения элементов развивающего и проблемно-поискового обучения; в) диалогового (интрактивного) уровня преподавания; в) сочетания различных форм и видов творческой активности обучаемых и преподавателей.
5. Таким образом, успешность практического внедрения принципа интеграции требует качественно нового уровня подготовки специалистов - учителей музыки общеобразовательной школы. Основой для этого должны являться: их научное мировоззрение, диалектическое мышление, широко развитый кругозор и эрудиция, знание особенностей и возможностей других школьных дисциплин, творческий поиск и самосовершенствование.
Общий вывоД, к которому мы пришли в результате многолетней и многоаспектной исследовательской работы, следующий: полученные результаты позволяют утверждать, что выдвинутая гипотеза получила своё теоретическое и экспериментальное подтверждение.
Однако мы полагаем, что проблема, обозначенная в диссертации, окончательно не исчерпана, и нам не хотелось бы, чтобы сложилось впечатление, что у неё нет дальнейших научных перспектив. Напротив, в связи с этим, в дальнейшем исследовании необходимо:
1) раскрыть психолого-педагогические и методологические механизмы применения принципа интеграции в обучении музыке и в других возрастных группах, а именно: в младшем школьном звене (т.е. в 1-4 классах общеобразовательной школы; это требует иного диагностического инструментария, иных методологических и технологических подходов средств (хотя изложенная нами дидактическая концепция может быть и сохранена), иного уровня музыкально-эстетического материала.
2) обосновать и разработать технологию профессиональной подготовки специалистов на основе применения принципа интеграции.
Именно в этом случае возможно говорить о широкомасштабном внедрении в практику музыкальной педагогики принципа интеграции, который на современном этапе может стать её естественным и реальным «ускорителем».



1. Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки: Научно-метод. материал для слуш. курсов повыш. квалиф. ИУИ по пред. «Музыка» /Отв. ред. Г.П.Сергеева. - М., 1992. - 72 с.
2. Абдуллин Э.Б. Теория и методика музыкального образования школьников: Программа-конспект. - М., 1996. - 53 с.
3. Адорно Т. Введение в социологию музыки. - М., 1962. - 234 с.
4. Александров Е.П. Теория и практика дифференцированного подхода к музыкальному воспитанию учащихся общеобразовательной школы (на материале 8-9 классов). - Ростов-н/Д, 1998. - 156 с.
5. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М., 2000. - 336 с.
6. Алиев Ю.М.Б. Формирование музыкальной культуры школьников- подростков: Дисс... докт.пед.наук. - М., 1987. - 417 с.
7. Андреев Д.Л. Роза мира. Метафилософия истории. - М., 1991. - 288 с.
8. Апраксина О.А. Методика музыкального просвещения в школе. - М., 1983. - 224 с.
9. Аристотель. Сочинения в 4-х т. - М.,1976. - Т.1. - 222 с.
10. Арчажникова Л.А. Профессия - учитель музыки: Книга для учителя. - М., 1984. - 111 с.
11. Арчажникова Л.А., Шаронова С.В. Проблема музыкального воспитания на современном этапе реформации общеобразовательной школы.- М., 1992. - 18 с.
12. Асафьев Б.В. Музыка в современной общеобразовательной школе // В сборнике: Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - М.- Л.,1973. - С.52-68.
13. Аудитория искусства в России вчера и сегодня / Отв.ред. Ю.У.Фохт- Бабушкин. - Спб., 1997. - Т.2. - 214 с.
14. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М., 1989. - 560 с.
15. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М., 1983. - 308 с.
16. Баград М.В. Общая классификация наук и её связь с библиотечной классификацией. - Рига, 1967.
17. Бакланова Т.И., Сокольникова Н.М., Степанова В.В., Шпикалова Т.Я. Искусство: Программа интегрированного курса. 1-9 класс. - М., 1997. - С.7-18.
18. Бахарева Л.Н. Технология интегрированных занятий в начальной школе. - Рязань, 1997. - 85 с.
18. Безбородова Л.А. Межпредметные связи в формировании музыкального восприятия слушателей// Сб. ст. по материалам 6-ой Всесоюзной конференции учителей музыки. - М., 1982. - 187 с.
19. Беленький Г.И. Межпредметные связи // Современное образование в школе. - М., 1985. - 420 с.
20. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. - М., 2000. - 188 с.
21. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. - Пятигорск, 1990. - 190 с.
22. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1990. - 336 с.
23. Берзинцкас А.И. Экспериментальное исследование некоторых характеристик интеллектуальных эмоций: Автореф. дисс. ... канд.психол.наук. - Л., 1980. - 23 с.
24. Беренштейн М.С. К методике составления и проверки тестов // Вопросы психологии. - 1968, №1. - С.49-66.
25. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века: Размышление социолога. - М., 1988. - 256 с.
26. Блок А.А. «Без божества, без вдохновенья» //Собр. соч., Т.6. - М.,1962.- С.175-176.
27. Блохинцев Д.И. Две ветви познания. // Техника - молодёжи. - 1982,№3. - С.18-19.
28. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность и проблема творчества. - Ростов-н/Д., 1983. - 137 с.
29. Бомфельд М. Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление. (Опыт системного исследования музыкального искусства). - М., 1991. - 125 с.
30. Борев Ю.В. Основные эстетические категории. - М., 1960. - 446 с.
31. Боренбойм Л.А. Некоторые вопросы воспитания музыканта-исполнителя и система Станиславского / В сб.: Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. - Л., 1969. - С.12-23.
32. Бромлей Ю.М. Пути народов. - М., 1987.- 345 с.
33. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. - М., 1988. - 336 с.
34. Веселова В.В. Американская школа: ценности образования (1960-1990-е годы). - М., 1999. - 144 с.
35. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. - М., 1968. - 445 с.
36. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. - М., 1983. - 255 с.
37. Виды искусства и их взаимодействие (пособие для учителя)./Ред.-сост. Кабкова Е.П., Мун Л.Н. - М., 2001. - 211 с.
38. В мире искусства. Словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства / Сост. Т.К.Каракаш, А.А.Мелик- Пашаев, науч. ред. А.А.Мелик-Пашаев. - М., 2001. - 384 с.
39. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. - М.,
1996. - 324 с.
40. Выготский Л.С. Психология искусства. - Ростов-н/Д, 1988. - 480 с.
41. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. - Т.1. - М., 1978. - 342 с.
42. Гембицкая Е.Я. Расширение музыкального кругозора учащихся // Музыкальное воспитание. Вып. 10-й. - М., 1975. - С.221-229.
43. Гербарт И.Ф. // В кн.: Пискунов А.И., Советская истороко-педагогическая литература. - М., 1960. - С.68-69.
44. Герцман Е.В. Античнная музыкальная педагогика. - СПб., 1996. - 96 с.
45. Глобальные проблемы и общественные ценности: Пер. с анг. и франц./ Сост. Л.И.Василенко, В.Е.Ермолова. - М., 1990. - 195 с.
46. Глушенко А.А. Влияние интеграции учебной и научной деятельности преподавателя высшей школы на качество подготовки специалиста: Автореф. дисс. . докт. пед. наук. - М., 1998. - 48 с.
47. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М., 1993. - 306 с.
48. Грищенкова Г.Р. Педагогические условия формирования музыкально¬
эстетической культуры у студентов педвуза (на материале подготовки музыкально-педагогического отделения гуманитарного отделения
гуманитарного отделения): Дисс..канд.пед.наук. - М., 1997. - 213 с.
49. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. - М., 1993. - 192 с.
50. Готсдинер А.Л. Психологические особенности подросткового возраста / В сборнике: Вопросы методики начального музыкального образования. - М.,
1981. - С.15.
51. Гродзенская Н.Л. Воспитательная работа на уроках пения. - М.,1953. - 177 с.
52. Гузеев В.В. Лекции по педагогической технологии. Изд.2-ое.- М.,1992.- 73 с.
53. Гулыга А.В. Русская идея и её творцы. - М., 1995. - 212 с.
54. Гумилёв Л.Н. От Руси до России: Очерки по русской истории. - М., 1996. - 352 с.
55. Грубер Р.И. История зарубежной музыки: В 2 т. - М., 1957.
56. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996. - 544 с.
57. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. - М., 1981.
58. Дистервег Ф. А. Избранные педагогические сочинения. / Сост.
B. А.Ротенберг, предисл. Е. Н. Медынского. - М., 1956. - 214 с.
59. Дистервег В.А. Руководство к образованию немецких учителей. - М., 1956. - 312 с.
60. Додонов Б.И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности // Вопросы психологии. - 1975, №6. - С. 21-33.
61. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - М., 1978. - 121 с.
62. Дорфман Л.Я. Человек эмоциональный //Вопросы психологии. - 1989, №2. -
C. 158-160.
63. Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования. - М., 1997. - 424 с.
64. Достоевский. Ф. М. Дневник писателя. - М., 1989. - 289 с.
65. Евард И.А. Современная российская музыкальная культура: социально-философский анализ: Автореф. дис. . канд.филос. наук. - М., 2001. - 25 с.
66. Еремеев А.Ф. Границы искусства. - М., 1987. - 319 с.
67.Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. - М.. 1982. - 160 с.
68.Загузов Н.И. Технология подготовки и защиты кандидатской диссертации. -
М., 1993. - 114 с.
69.Закон Божий: Для семьи и школы / Сост. протоир. Серафим Слободской. - М., 1990. - 724 с.
70.Закон РФ об Образовании от 10.07.1999 №3266-1. - Ст.14 (ред. 07.08.2000).
71.Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М., 1996. - 432 с.
72. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А.Апраксина.
- М., 1990. - 208 с.
73. Из истории музыкальной культуры Тверского края / Авторы-сост. Л.А.Тихомирова, В.Д.Пурин. - Тверь, 2002. - 14 с.
74. Иллюстрированный энциклопедический словарь / Гл. ред А.П.Горкин. - М.,
1995. - 894 с.
75. Ильенко Л. П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы. - М., 2000. - 64 с.
76. Ильин И.А. О России. - М., 1991. - 32 с.
77. Ингекамп К. Педагогическая диагностика. - М., 1991. - 240 с.
78. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. - М., 1984. - 206 с.
79. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? - М., 1974. - 256 с.
80. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. // Программы для общеобразовательных школ. - М., 1994. - С. 17-31.
81. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы экспериментальной программы по музыке для общеобразовательной школы. - М., 1975, - 146 с.
82. Кабкова Е.П. Категории обобщения и переноса информации в процессе полихудожественного развития школьников на уроках Мировой художественной культуры. / Виды искусства и их взаимодействие. - М., 2001. - С.33-54.
83. Каптерев П.Ф. Эвристическая форма обучения в народной школе // Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в.
- М., 1990. - С.215-231.
84. Кедров Б.Н. Классификация наук: Прогноз К.Маркса о науке будущего. - М., 1985. - 544 с.
85. Кедров Б.Н. О синтезе наук // Вопросы философии. - №3, 1973. - С.77-78.
86. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта). - Рига, 1995. - 176 с.
87. Киященко Н.И., Лейзеров К.Л. Эстетическое творчество. - М., 1984. - 110 с.
88. Коган Л.Н. Художественный вкус. - М., 1968. - 212 с.
89. Коллингвуд Р.Д. Принципы искусства. - М., 1999. - 328 с.
90. Коменский Я. А. Избранные педагогический сочинения. - М.,1955. - 306 с. 9ё.Кон И.С. Психология старшеклассника. - М., 1980. - 186 с.
92. Копылова А.В. Современная технология преподавания искусства как целостная система совершенствования педагогического мастерства учителя: Автореф. дисс. канд.пед.наук. - М., 2002. - 17 с.
93. Корешкова М.Е. Воспитание теоретического (постигающего) мышления старшеклассников в процессе освоения полифонической музыки: Автореф.дисс. канд.пед.наук. - М., 2002. - 18 с.
94. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. - М., 1977. - 261 с.
95. Кошмина И.В., Алеев В.В. Духовная музыка: Россия и Запад. - М., 1994. - 16 с.
96. Краевский В. В. Методология научного исследования: Пособие для студентов и аспирантов гуманитарных университетов. - СПб., 2001. - 148 с.
97. Краснова Е.И. Обзор зарубежных работ по проблемам восприятия музыки // Вопросы психологии. - №2, 1981. - С.150-159.
98. Краткий психологический словарь. Под ред. А.В.Петровского, М.Т.Ярошевского. - М., 1985. - 274 с.
99. Краткий словарь литературоведческих терминов: Книга для учащихся / Ред.- сост. Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев. - М., 1985. - 208 с.
100. Краткий словарь по эстетике: Книга для учителя / Под. ред. М. Ф.Овсянникова. - М., 1983. - 223 с.
101. Крупник Е.П. Отношение школьников к искусству // Искусство в школе. - 1982, №5. - С.45-48.
102. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста:
Методическое пособие. - М., 1990. - 142 с.
103. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация: Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей учёной степени.- М., 1999. - 208 с.
104. Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. О.В.Долженко. - М., 1986. - 368 с.
105. Леонардо да Винчи.Избранные произведения:В 2-х т.- Т.2.-М.,2000.- 480 с.
106. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977. - 304 с.
107. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М., 1974. - 82 с.
108. Липпс Т. Эстетика // Философия в систематическом изложении. - СПб.,
1999. - С.43-50.
109. Лихачёв Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. - М., 1983. - 354 с.
110. Лихачёв Д.С. Заметки о русском. - М., 1984. - 62 с.
111. Львова С.И. Анализ словообразовательных моделей на уроках русского языка. - М., 1992. - 221 с.
112. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. - М., 1991. - 334 с.
113. Лоранц К. Оборотная сторона зеркала. - М., 1998.
114. Лосев А.Ф. Дерзание духа. - М., 1989. - 366 с.
115. Лосев А. Ф. Музыка как предмет логики: Форма - Стиль - Выражение. / Сост. А.А.Тихо-Годи; Общ. Ред. А.А.Тихо-Годи, И.И.Маханькова. - М., 1995. - 468 с.
116. Лукин Ю.А. Формирование эстетического отношения к действительности у старшеклассников как условие активизации учебно-познавательной деятельности (на историко-краеведческом материале): Автореф. дисс. . канд. пед. наук. - М., 1981. - 18 с.
117. Лукин Ю.А., Скатерщиков В.К. Основы маркситско-ленинской эстетики. - М., 1988. - 287 с.
118. Лукшин И.П. Социальная типология эстетического вкуса // Восприятие музыки. - М., 1989. - С.38-53.
119. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки: Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. - М., 1978. - 352 с.
120. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. - М., 1987. - 120 с.
121. Малахова И.Н. Первые шаги в мире звуков. - М., 1977. - 96 с.
122. Малюков А.Н. Теоретические основы формирования художественной культуры у подростков. - М., 1995. - 123 с.
123. Малюков А.Н. Мировая художественная культура. - М., 1999. - 256 с.
124. Мамонтов С.П. Основы культурологии. - М., 1995. - 208 с.
125. Маркова А.К.Формирование мотивации учения в школьном возрасте. Пособие для учителей. - М., 1983. - 96 с.
126. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов. Введение. - К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч., т.46, ч.1. - М., 1975. - С.37-38.
127. Маслова Л.П. Формирование эстетического отношения к произведениям искусства у подростков на уроках музыки: Дисс. кан.пед.наук. - М., 1994. - 190 с.
128. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе.- М., 1977.-145 с.
129. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М,1986. - 180 с.
130. Медушевский В.В. Как продолжить традиции христианской педагогики в сфере музыкального образования? // Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании: Сборник материалов международной конференции. - М., 1999. - С.60-72.
131. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. - М., 1976. - 254 с.
132. Медушевский В. В. О содержании понятия «адекватное восприятие» // Сборник статей: Восприятие музыки. - М., 1980. - С.128-149.
133. Межкультурное образование. Подход Совета Европы. - М., 1995. - 123 с.
134. Мелик-Пашаев А.А., Новолянская З.Н. Психологические особенности среднего школьного возраста и руководство художественным творчеством подростка//Эстетическое воспитание и экология культуры. - М., 1988. - С.50¬
60.
135. Мозгот В.Г. Формирование эстетического сознания учащейся молодёжи на современном этапе (На примере музыкального воспитания и музыкально-образовательной работы Северо-Кавказского региона): Автореф. дисс. . докт. пед. наук. - М., 1996. - 44 с.
136. Монтессори-материал. Часть 1. Школа для малышей / Пер. с нем. М. Бутуриной. Ред. Е. Хилтунен. - М., 1998. - 80 с.
137. Морисова Н.Д. Культуроформирующие элементы развития учащегося общеобразовательной школы как основа интеграции учебных предметов и искусств. Педагогика и интеграция / Материалы Международной конференции «Интеграция как методологический феномен художественного образования в изменившейся России». - М., 2001. - С.368.
138. Мохонько А.П. Самовоспитание вкуса. - Кемерово, 1992. - 91 с.
139. Музрукова Т.Г., Нечаева И.В. Краткий словарь иностранных слов. - М.,
1995. - 395 с.
140. Музыкальное восприятие школьников / Авторы-сост. Белобородова В. К., Ригина Г.С., Алиев Ю. Б. - М., 1975. - 176 с.
141. Назайкинский Е.В. Некоторые проблемы музыкознания на исходе 20 века // Преподаватель. - 1999, №4. - С.16-17.
142. Назаретян В. Гуманитарный интегрированный курс для младших школьников// Педагогика. - 1994, №2. - С.31.
143. Найдёнышева Г.Е. Межпредметные связи как фактор формирования профессиональных качеств учителя музыки (в цикле дирижёрско-хоровых дисциплин): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. - М., 1990. - 186 с.
144. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. 5-е изд. - М., 1987. - 198 с.
145. Неменский Б.М. Искусство и отношение к миру // Методологическая подготовка учителя музыки. - М., 1993. - 76 с.
146. Нечаева О. С. Об интеграции на уроке музыки// Материалы междунар. конф. «Теория и практика музыкального образования.». - М., 1999. - С.141.
147. Новоблаговещенский В.Я. Большие резервы интеграционного метода обучения музыке. // Материалы междунар. конф. «Теория и практика музыкального образования.». - М., 1999. - С.205 -208.
148. Новоблаговещенский В.Я. Интегративный принцип в преподавании музыки: На материале учебной работы музыкальных училищ и колледжей: Дисс. . канд. пед. наук. - М., 1997. - 178 с.
149.Образ Волги в музыке: Учебно-методическое пособие с нотным приложением /Авт.-сост.: Л.А.Тарасова, В.Д.Пурин. - Тверь, 2002. - 35 с. 150.Обуховский К. Психологическая теория строения и развития личности // Психология формирования и развития личности. - М., 1981. - С.52-87.
151.Овсянников М.Ф. Эстетика в прошлом, настоящем и будущем: Из истории эстетической мысли. - М., 1988. - 189 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ