Профессиональная подготовка учителя музыки на основе применения принципа интеграции в педагогическом процессе
|
Введение 4
Глава 1. Ретроспективный анализ интегративного подхода в педагогике в свете современных требований к профессиональной подготовке учителя музыки.
§1. Дифференциация и интеграция знаний: исторический обзор принципов дидактики XVII-XX вв 14
§2. Генерация основополагающих идей в профессиональной подготовке учителя на основе применения частных дидактических принципов на уроках музыки 23
§3. Подготовка учителя музыки на основе использования на уроках межнаучных связей 31
§4. Варианты интегративного подхода в учебных курсах и программах как важный аспект современной профессиональной подготовки учителя музыки 58
Глава 2. Теоретические и практические аспекты подготовки учителей в процессе проведения уроков музыки в 5-8 классах на основе принципа интеграции.
§1. Характерные особенности интегрированного урока и курса по музыке 83
§2. Принцип интеграции как основа модели музыкально-эстетической культуры личности. Его предыстория и сущность 87
§3. Возрастные особенности подростков и закономерности их проявления в процессе интегрированных занятий на уроках музыки 102
§4. Единство, взаимосвязь и особенности проявления музыкально-эстетического вкуса и кругозора как важнейших показателей работы с ними педагога-музыканта на основе применения принципа интеграции 113
Глава 3. Экспериментальные исследования по применению принципа интеграции в подготовке учителя музыки (на примере проведения уроков в 5-8 классах общеобразовательной школы).
§1. Задачи и содержание констатирующего этапа исследования 125
§2. Методика проведения формирующего эксперимента 134
3
§3. Результаты экспериментальной работы (контрольный этап) 144
Заключение 154
Список литературы 156
Приложения 173-204
Глава 1. Ретроспективный анализ интегративного подхода в педагогике в свете современных требований к профессиональной подготовке учителя музыки.
§1. Дифференциация и интеграция знаний: исторический обзор принципов дидактики XVII-XX вв 14
§2. Генерация основополагающих идей в профессиональной подготовке учителя на основе применения частных дидактических принципов на уроках музыки 23
§3. Подготовка учителя музыки на основе использования на уроках межнаучных связей 31
§4. Варианты интегративного подхода в учебных курсах и программах как важный аспект современной профессиональной подготовки учителя музыки 58
Глава 2. Теоретические и практические аспекты подготовки учителей в процессе проведения уроков музыки в 5-8 классах на основе принципа интеграции.
§1. Характерные особенности интегрированного урока и курса по музыке 83
§2. Принцип интеграции как основа модели музыкально-эстетической культуры личности. Его предыстория и сущность 87
§3. Возрастные особенности подростков и закономерности их проявления в процессе интегрированных занятий на уроках музыки 102
§4. Единство, взаимосвязь и особенности проявления музыкально-эстетического вкуса и кругозора как важнейших показателей работы с ними педагога-музыканта на основе применения принципа интеграции 113
Глава 3. Экспериментальные исследования по применению принципа интеграции в подготовке учителя музыки (на примере проведения уроков в 5-8 классах общеобразовательной школы).
§1. Задачи и содержание констатирующего этапа исследования 125
§2. Методика проведения формирующего эксперимента 134
3
§3. Результаты экспериментальной работы (контрольный этап) 144
Заключение 154
Список литературы 156
Приложения 173-204
Актуальность исследования. Разительные перемены в социально¬экономической жизни нашей страны, происходящие в последнее время, в немалой степени касаются и общего образования. Поэтому современный уровень преподавания многих школьных предметов требует инновационного выхода за рамки сложившегося стереотипа. Особенно остро, в связи с этим, стоит вопрос с изучением дисциплин т.н. гуманитарного цикла, в числе которых музыка занимает одно из ведущих мест в эстетическом воспитании школьников. Но традиционная система образования не обеспечивает оперативного и мобильного использования учителем в преподавании этой дисциплины знаний из других областей. Не в состоянии полноценно воплотить в жизнь насущную необходимость такого синтеза и система профессиональной педагогической подготовки. Тем не менее, прогрессивное развитие образовательных систем настоятельно требует этого, в частности, в рамках предмета «Музыка». От этого зависит формирование целостной картины мира как у специалистов - учителей музыки, так и у детей, которых они призваны обучать и которым необходимо осваивать наше великое духовное наследие. В числе же факторов, определяющих духовный облик личности (и учителя, и школьника) важнейшее место занимает музыкально-эстетическая культура. Под ней мы понимаем интегративное личностное образование, важнейшими компонентами которого являются: музыкальные способности, музыкальная отзывчивость, степень и качество активности индивидуума в сфере музыкальной деятельности. Однако в теории и практике профессиональной подготовки специалистов и преподавания ими музыки в условиях общеобразовательной школы сегодня как никогда ранее резко обнажились промахи и явно недостаточное внимание со стороны педагогической науки к проблеме формирования музыкально-эстетической культуры подростков. В особенности это касается музыкально-эстетического вкуса и кругозора подростков, поскольку данные параметры являются наиболее показательными в процессе формирования личности современного молодого человека. Важность данной проблемы для самих подростков, равно как и для тех, от кого в первую очередь зависит их образование (т.е. от учителей), обусловлена также тем, что информационное пространство сегодня буквально пронизано музыкой всех направлений и стилей (от фольклора до авангарда), любого качества (от высочайшего до откровенно низкого), любой страны и эпохи (благодаря современным информационным технологиям и многочисленным средствам массовой информации). В связи с этим первостепенную роль в художественном образовании сегодня играет эстетический выбор человека, в котором важнейшее место занимает музыкальное искусство.
Десятилетиями складывавшаяся в вузовском и школьном образовании традиция привела к парадоксальной ситуации, вызвавшей ряд противоречий общедидактического, частнодидактического и прикладного (практического) характера.
В общей дидактике, с одной стороны, превалирует урочно-предметное преподавание, «распредмечивание», дифференциация знаний, некий
«разделительный подход». Сторонники такой «профилезации» видят путь к самосовершенствованию личности через более углублённое изучение отдельных предметов, что нередко наносит ущерб освоению базовых знаний, умений и навыков, приобретаемых учащимися общеобразовательной школы по остальным («непрофильным») дисциплинам. В данном подходе утрачивается изначальное важнейшее свойство всех наук и искусств - их общность, единство, синкретичность происхождения. С другой стороны, существует - как бы независимо от вышеназванного (а на самом деле теснейшим образом с ним взаимосвязанный) - интегративный подход, который вбирает в себя такие элементы классической дидактики, как: развитие у учащихся собственного взгляда на мир (Я.А.Коменский), развитие у них ассоциативного мышления (И.Ф.Гербарт), системность обучения (И.Г.Песталоции), комплексный подход к обучению и воспитанию (К.Д.Ушинский), эвристическая форма обучения (Л.Н.Толстой), концепция антропософии (Р.Штейнер), кресс-культурная грамотность (Р.Хэнви) и др. В обоих случаях главными действующими лицами выступают как ученик, так и учитель, постоянно разрешающие дилемму о том, чему же отдать предпочтение. Ведь оба пути имеют одну и те же конечную цель - воспитание гармонично развитой личности, широко образованной и эрудированной во всех областях.
Не менее противоречиво обстоят дела и в частной дидактике. Так, в области музыкальной педагогики применяются такие подходы, как: комплексный подход к обучению и развитию (Н.Л.Гродзенская, О.А.Апраксина), тематический синтез искусств в рамках преподавания предмета «Музыка» (Д.Б.Кабалевский), «уподобление человека музыке» (В.Г.Ражников),
полихудожественный подход к преподаванию дисциплин образовательной области «Искусство» (Б.П.Юсов), интеграционный принцип
(В.Я.Новоблаговещенский) и др. Однако, в теории пока отсутствует единая концепция, универсальный подход, многофункциональный принцип
преподавания музыки в школе.
В практике преподавания предмета «Музыка» сложилось также неоднозначное понимание интеграции. К сожалению, на деле интеграция
чаще всего интерпретируется как нечто эмпирическое, а именно: в виде пресловутых межпредметных связей (что является только первым приближением к истинной интеграции), либо совместной работы нескольких учителей (т.н. интегрированные уроки). Очевидно, что одна из причин этого дисбаланса - в недостаточной базовой подготовке студентов, обучающихся на музыкально-педагогических отделениях вузов (и специализированных
колледжей, училищ), а также в послевузовском образовании преподавателей. Гораздо реже интеграция выступает в качестве
самостоятельной образовательной платформы. Всё это нередко приводит к некоему расщеплению музыкально-эстетической культуры в личности обучаемых: либо их кругозор выигрывает и проигрывает вкус, либо - наоборот, что тоже не лучше. Однако системное понимание интеграции - классификация наук, сущность научной интеграции - уже разработано в науке (Б.Н.Кедров), и этот теоретический прорыв ждёт своей практической реализации в педагогической инфраструктуре.
В свете современных требований к педагогике, следует переосмыслить вопрос о правомочности замены категории «межпредметные связи» на категорию «межнаучные связи». Реестр, иерархия межнаучных связей, на которых зиждется интеграционное освоение школьных предметов (например, музыки), также требует актуального переосмысления.
Интеграционному освоению искусства вообще и музыки, в частности, посвящено значительное количество научных трудов видных представителей педагогики. В их числе: Л.А.Бахарева (исторические предпосылки возникновения интеграции), Л.Г.Савенкова (основные этапы внедрения интеграции в учебные процессы), В.Н.Максимова (межпредметные связи на уроках музыки), Б.М.Неменский (синтез искусств на уроках образовательной области «Искусство»), В.А.Школяр (диалектическое мышление в сфере музыкальной педагогики), Г.М.Цыпин, Л.В.Школяр (развивающее обучение в музыкальной педагогике), Л.А.Тарасова (музыкальное краеведение как фактор интеграции), А.А.Глушенко, (интеграция в системе подготовки специалистов в вузе и колледже), Т.И.Бакланова, Л.П.Ильенко, И.М.Красильников, Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, А.Г.Схиртладзе (экспериментальные программы по музыке) и др.
Об актуальности проблемы интеграции в педагогике говорит тот факт, что большинство экспериментальных программ нацелены на преподавание в младших (с 1-го по 4-й) классах. При этом недостаточно уделено внимания самому «проблемному» школьному возрасту, т.е. подросткам, а также собственно профессиональной подготовке специалистов - учителей средних общеобразовательных школ. Эта педагогическая реальность требует своего методологического осмысления и логического продолжения. Тем более что опыт применения интегрированных программ (в частности, по музыке) указывает на их несомненное позитивное влияние на развитие общей эстетической культуры и преподавателей, и учащихся (в особенности таких её параметров, как вкус и кругозор).
Сложившаяся, таким образом, противоречивая ситуация в музыкальной педагогике (породившая многочисленные проблемы) послужила главной причиной настоящего исследования и определила его цель.
Цель исследования - совершенствование профессиональной подготовки учителя музыки на основе реализации принципа интеграции.
Объект исследования - профессиональная подготовка учителя музыки.
Предмет исследования - преподавание музыки в общеобразовательной школе на основе принципа интеграции (на примере уроков в 5-8 классах).
Задачи исследования:
1. Провести ретроспективный анализ идеи интеграции в сфере общей и музыкальной педагогики и теоретически обосновать необходимость её внедрения.
2. Рассмотреть различные варианты интегративного подхода в педагогике через аналитический обзор интегрированных учебных курсов и программ по предмету «Музыка».
3. Раскрыть содержание и сущность принципа интеграции.
4. Обосновать теоретические и практические аспекты профессиональной подготовки учителя музыки на основе принципа интеграции и выявить специфику преподавания музыки подросткам в процессе изучения ими авторского интегрированного курса.
5. Экспериментально проверить гипотезу исследования.
Гипотеза исследования. Принцип интеграции будет эффективно влиять на качество профессиональной подготовки учителей музыки (в частности, в работе в 5-8 классах общеобразовательной школы), если:
1. под принципом интеграции в педагогике понимать научно обоснованное, органичное взаимопроникновение различных областей знания:
• в виде - а) отдельных (точечная интеграция); б) нескольких (блочная интеграция); в) многих в совокупности (комплексная интеграция) - ассоциаций, символов, категорий и т.д.;
• с учётом возрастных и психолого-педагогических особенностей личности учащихся;
• с целью оптимизации и повышения эффективности формирования целостной картины мира и явлений жизни учащимися в рамках одного предмета;
2. в учебных курсах и программах по музыке будет широко раскрыто многообразие свойств музыкального искусства в его неразрывной связи с историческими процессами и реальностью современной жизни, в науке, политике, религии, экономике, других видах искусства и т.п.;
3. предполагается, что практическая реализация школьных учебных программ и курсов, основанных на принципе интеграции, будет содействовать активному творчеству как обучаемых, так и педагогов (а также их сотворчеству).
Тем самым, совокупность перечисленных выше условий должна содействовать качественному улучшению уровня профессиональной подготовки специалистов (т. е. учителей школы).
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ философской, общенаучной, культурологической,
психолого-педагогической, музыковедческой, социологической
литературы по проблеме исследования;
- обобщение передового педагогического опыта;
- педагогическое наблюдение, индивидуальные и групповые беседы с обучаемыми, их родителями, администрацией школ, учителями;
- опросные и тестовые методы, анкетирование;
- педагогический эксперимент;
- аналитическая обработка экспериментальных данных.
Сама идея обращения к такой масштабной по мировоззренческим и по педагогическим меркам теме, как педагогическая интеграция, заставляет рассматривать её под различными «углами зрения». Поэтому методологическую основу исследования составляют, прежде всего, своеобразные «зёрна интеграции» из следующих областей знания:
- Философия - теория познания (Аристотель, Г.Гегель, И.Кант, Ф.Энгельс и
др.); философско-культурологические концепции т.н. «русской идеи»
(Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, А.В.Гулыга и др.); учение о единой природе разных видов искусства (А. Ф. Лосев);
- Науковедение - идеи межнаучных связей (М.В.Баград, П.Л.Капица), что в данном исследовании является основой переосмысления категории «межпредметные связи»;
- Педагогика - общие и частные дидактические принципы (в преподавании музыки); профессиональная подготовка учителя (Ю.К.Бабанский, В.В.Гузеев,
A. К.Маркова); концепция развивающего обучения; теория межпредметных связей; основы возрастной педагогики; социологические исследования в области искусств (Ю.А.Фохт-Бабушкин и др.)
- Эстетика - концепции художественного воспитания и образования личности
(Ю.В.Борев, Л.А.Волович, Н.И.Киященко, М.Ф.Овсянников,
B. К.Скатерщиков и др.);
- История, теория и методика музыкального воспитания - концептуальные
вопросы преподавания музыки (Э.Б.Абдулин, О.А.Апраксина,
Л.Г.Арчажникова, Б.В.Асафьев, Н.Л.Гродзенская, Д.Б.Кабалевский, В.Т. и В.Н.Шацкие и др.);
- Общая психология и психология искусства (Т.Адорно, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Е.П.Крупник, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Сохор, Б.Т.Теплов, К.П.Уэльд, П.Р.Франсуорт и др.);
- Искусствоведение и музыкознание - история музыкальной культуры (Р.И.Грубер, Л.А.Рапацкая и др.), культурологические аспекты музыкального образования (В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский и др.).
Научная новизна. В результате проведённого исследования:
- теоретически обоснована необходимость интегративного подхода в профессиональной подготовке учителя музыки;
- установлена (в противовес сложившемуся стереотипу межпредметных связей, отражающему не в полной мере современную педагогическую ситуацию) классификация межнаучных связей на уроках музыки в общеобразовательной школе с учётом предметов базисного, школьного и регионального компонентов образования, а также научных сфер, выходящих за рамки школьного образования;
- определены содержание и суть принципа интеграции как новой дидактической и методологической основы в профессиональной подготовке специалистов;
- определены новые подходы к пониманию категорий «межнаучные связи»,
«педагогическая интеграция», «уровни интеграции в образовательном
процессе», «музыкально-эстетическая культура», «музыкально-эстетический вкус», «музыкально-эстетический кругозор»;
- разработана и апробирована авторская концепция преподавания музыки на основе принципа интеграции, включая экспериментальную диагностику формирования музыкально-эстетического вкуса и кругозора учащихся 5-8 классов средней общеобразовательной школы как важнейших показателей работы с ними педагога-музыканта.
Достоверность полученных результатов обеспечивается выполнением принципов научного исследования; применением различных методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования; проведением масштабной апробации авторской программы «Русская музыка в зеркале мировой музыкальной культуры» в ряде регионов страны (г.Тверь, Тверская и Ленинградская область, Татарстан); многолетней педагогической деятельностью диссертанта в общеобразовательной школе, на кафедре музыкального образования Тверского государственного университета, а также в Тверском областном институте усовершенствования учителей.
Практическая значимость исследования. Результаты научного исследования по теме диссертации могут быть успешно применимы в различных учреждениях, связанных с музыкальной педагогикой: 1) в вузах - при профессиональной подготовке студентов (будущих учителей музыки) и аспирантов; 2) в специализированных училищах и колледжах (музыкальных, музыкально-педагогических) - в частности, в курсе предмета «Теория и методика музыкального образования»; 3) в Институтах усовершенствования учителей - ознакомление учительских кадров (в процессе повышения их профессиональной квалификации) с методологией применения принципа интеграции в освоении предмета «Музыка», с концепцией межнаучных связей на уроках музыки, с разработками уроков, с диагностикой и мониторингом в сфере образовательной области «Искусство»; 4) в практике преподавания предмета «Музыка» в общеобразовательных учебных учреждениях (школы, лицеи, гимназии) - в виде использования авторской интегрированной программы по музыке (либо её отдельных тематических блоков и элементов).
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе многолетней педагогической деятельности автора в условиях средней общеобразовательной школы (ср.шк.№№17, 27 и 29 г.Твери) и респондентов программы «Русская музыка в зеркале мировой музыкальной культуры» (для учащихся 1-8 классов). Данная программа признана Коллегией народного образования Тверской области авторской и успешно применяется в профессиональной подготовке студентов Тверского государственного университета - в рамках изучения дисциплины «Теория и методика обучения музыки в школе» (кафедра музыкального образования), в учебной деятельности учителей музыки г. Твери (ср.шк. №№ 1, 10, 12, 14, 15, 17, 23, 29, 38, 43, 46, 47; гимназии №№ 6, 8, 44), Тверской области (пос. Кушалино, г.г. Бологое, Вышний Волочёк, Удомля), ряда регионов России (Татарстан, г.Москва, г.Санкт-Петербург, г.Новгород Великий) и ближнего зарубежья (Эстонская республика, г.Тарту) на протяжении 1996-2003 гг., а также в процессе послевузовской профессиональной подготовки учителей музыки (конференции, семинары, круглые столы, проводимые Тверским областным институтом усовершенствования учителей).
Исследование проводилось в четыре этапа с 1990 по 2003 гг. на базе общеобразовательных школ г.Твери и области, а также обозначенных выше респондентов. Первый этап (1990-1996) - предварительный. Он состоял в сборе и систематизации материалов (методических, нотно-музыкальных, тематических, репертуарных, дидактических, диагностических), необходимых для разработки авторской программы по предмету «Музыка», предполагающей широкое применение интегративного подхода. На этом этапе был собран также богатый методологический материал по вопросам применения принципа интеграции в сфере вузовской и послебазовой подготовки учителей музыки. Второй этап (1996-1998) - подготовительный. Он был связан с апробацией авторской программы по музыке в условиях учебно-воспитательного процесса средней общеобразовательной школы, а также в процессе формирования профессиональных навыков будущих специалистов - учителей музыки общеобразовательной школы. Кроме того, этот этап включал в себя изучение и теоретический анализ философской, общенаучной, педагогической, психологической, культурологической, социологической литературы по проблемам интеграции в сфере педагогики. В ходе данного этапа были определены: план, тема, цель, задачи, рабочая гипотеза и методологический аппарат исследования. Третий этап (1999-2001) - эмпирический. Он
характеризуется опытно-экспериментальной проверкой концепции
исследования, позволившей выявить: уровень профессиональной подготовки учителей музыки (как будущих - в лице студентов ТвГУ, так и действительных - уже работающих в средней школе) на основе интегративного подхода в педагогическом процессе; эффективность применения принципа интеграции в формировании музыкально-эстетической культуры личности педагога и учащихся 5-8 классов (музыкально-эстетического вкуса и кругозора). Четвёртый этап (2001-2003) - завершающий. Он был посвящён систематизации, обобщению, теоретическому анализу, подведению итогов исследования и публикации результатов опытно-экспериментальной работы. На этом этапе было осуществлено литературное оформление всего диссертационного материала.
Теоретические положения и результаты диссертационного исследования обсуждались в процессе участия автора на многочисленных научно¬практических конференциях и семинарах (в т.ч. и обучающих), состоявшихся в Тверском государственном университете, ГМПИ им. М.М.Ипполитова- Иванова, Тверском Областном институте повышения квалификации учителей (1995-2003гг.), а также круглых столах, курсах повышения квалификации учителей, ассамблеях (1-я Всероссийская педагогическая ассамблея - Тверь, 1996), конкурсах (1-е место в Областном конкурсе авторских программ для общеобразовательной школы и др.), научных публикациях автора (более 10).
ГЛАВА 1: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА В ПЕДАГОГИКЕ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА В ПЕДАГОГИКЕ.
§1. Дифференциация и интеграция знаний: исторический обзор принципов дидактики XVII-XX вв.
Цель нашего исследования предполагает провести его в нескольких теоретических направлениях: общедидактическом (основополагающие педагогические принципы), частнодидактическом (принципы и основные положения музыкальной педагогики), философско-мировоззренческом и науковедческом (исследование феномена межнаучных связей урока музыки), вариативно-программном и категориально-понятийном (трактовка интеграции в науке, в современных учебных программах и курсах по музыке).
В современной педагогике очень важным разделом остаётся теория обучения. «Дидактика (от греч. didaktikos - поучающий, относящийся к поучению), теория образования и обучения, отрасль педагогики. Предметом дидактики является обучение как средство обучения и образования человека, т.е. взаимодействие преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее организованное учителем усвоение учащимися содержания образования» . По утверждению видного российского учёного Ю.К.Бабанского: «Д и д а к т и к а является тем научным ядром, которое объединяет все предметные [частные] методики и обеспечивает единство в подходах и принципах преподавания и организации познавательной деятельности учащихся разных учителей» .
Исходя из общих требований к педагогике как отрасли научных знаний, ряд учёных во главе с Ю.К.Бабанским (В.П.Беспалько, М.А.Данилов, Б.П.Есипов, В.И.Загвязинский, Л.В.Занков, Т.А.Ильина, М.Н.Скаткин и др.) выделяют следующие основные элементы дидактики: смысл образования, цели обучения, принципы обучения, закономерности обучения, образовательные технологии (включая формы и методы обучения), средства обучения, контроль знаний и оценку их результатов.
Отдельного рассмотрения требует вопрос о принципах обучения, поскольку является фундаментальным вопросом образования, что в немалой степени соответствует теме диссертации. Поэтому проведём краткий анализ исторического генезиса принципов дидактики. В процессе исторического развития педагогики, отношение к этим принципам менялось. Часть из них остаётся незыблемой до сих пор (со времён выхода в свет первого капитального труда по педагогике «Великая дидактика» Яна Коменского, т.е. с 1636 года); другая часть принципов претерпевает существенное переосмысление, а также жизнь диктует появление и новых принципов. Схематично иерархия известных в педагогике принципов дидактики была нами прослежена и предложена в виде таблицы (см. таблицу 1. - С.16):
Десятилетиями складывавшаяся в вузовском и школьном образовании традиция привела к парадоксальной ситуации, вызвавшей ряд противоречий общедидактического, частнодидактического и прикладного (практического) характера.
В общей дидактике, с одной стороны, превалирует урочно-предметное преподавание, «распредмечивание», дифференциация знаний, некий
«разделительный подход». Сторонники такой «профилезации» видят путь к самосовершенствованию личности через более углублённое изучение отдельных предметов, что нередко наносит ущерб освоению базовых знаний, умений и навыков, приобретаемых учащимися общеобразовательной школы по остальным («непрофильным») дисциплинам. В данном подходе утрачивается изначальное важнейшее свойство всех наук и искусств - их общность, единство, синкретичность происхождения. С другой стороны, существует - как бы независимо от вышеназванного (а на самом деле теснейшим образом с ним взаимосвязанный) - интегративный подход, который вбирает в себя такие элементы классической дидактики, как: развитие у учащихся собственного взгляда на мир (Я.А.Коменский), развитие у них ассоциативного мышления (И.Ф.Гербарт), системность обучения (И.Г.Песталоции), комплексный подход к обучению и воспитанию (К.Д.Ушинский), эвристическая форма обучения (Л.Н.Толстой), концепция антропософии (Р.Штейнер), кресс-культурная грамотность (Р.Хэнви) и др. В обоих случаях главными действующими лицами выступают как ученик, так и учитель, постоянно разрешающие дилемму о том, чему же отдать предпочтение. Ведь оба пути имеют одну и те же конечную цель - воспитание гармонично развитой личности, широко образованной и эрудированной во всех областях.
Не менее противоречиво обстоят дела и в частной дидактике. Так, в области музыкальной педагогики применяются такие подходы, как: комплексный подход к обучению и развитию (Н.Л.Гродзенская, О.А.Апраксина), тематический синтез искусств в рамках преподавания предмета «Музыка» (Д.Б.Кабалевский), «уподобление человека музыке» (В.Г.Ражников),
полихудожественный подход к преподаванию дисциплин образовательной области «Искусство» (Б.П.Юсов), интеграционный принцип
(В.Я.Новоблаговещенский) и др. Однако, в теории пока отсутствует единая концепция, универсальный подход, многофункциональный принцип
преподавания музыки в школе.
В практике преподавания предмета «Музыка» сложилось также неоднозначное понимание интеграции. К сожалению, на деле интеграция
чаще всего интерпретируется как нечто эмпирическое, а именно: в виде пресловутых межпредметных связей (что является только первым приближением к истинной интеграции), либо совместной работы нескольких учителей (т.н. интегрированные уроки). Очевидно, что одна из причин этого дисбаланса - в недостаточной базовой подготовке студентов, обучающихся на музыкально-педагогических отделениях вузов (и специализированных
колледжей, училищ), а также в послевузовском образовании преподавателей. Гораздо реже интеграция выступает в качестве
самостоятельной образовательной платформы. Всё это нередко приводит к некоему расщеплению музыкально-эстетической культуры в личности обучаемых: либо их кругозор выигрывает и проигрывает вкус, либо - наоборот, что тоже не лучше. Однако системное понимание интеграции - классификация наук, сущность научной интеграции - уже разработано в науке (Б.Н.Кедров), и этот теоретический прорыв ждёт своей практической реализации в педагогической инфраструктуре.
В свете современных требований к педагогике, следует переосмыслить вопрос о правомочности замены категории «межпредметные связи» на категорию «межнаучные связи». Реестр, иерархия межнаучных связей, на которых зиждется интеграционное освоение школьных предметов (например, музыки), также требует актуального переосмысления.
Интеграционному освоению искусства вообще и музыки, в частности, посвящено значительное количество научных трудов видных представителей педагогики. В их числе: Л.А.Бахарева (исторические предпосылки возникновения интеграции), Л.Г.Савенкова (основные этапы внедрения интеграции в учебные процессы), В.Н.Максимова (межпредметные связи на уроках музыки), Б.М.Неменский (синтез искусств на уроках образовательной области «Искусство»), В.А.Школяр (диалектическое мышление в сфере музыкальной педагогики), Г.М.Цыпин, Л.В.Школяр (развивающее обучение в музыкальной педагогике), Л.А.Тарасова (музыкальное краеведение как фактор интеграции), А.А.Глушенко, (интеграция в системе подготовки специалистов в вузе и колледже), Т.И.Бакланова, Л.П.Ильенко, И.М.Красильников, Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, А.Г.Схиртладзе (экспериментальные программы по музыке) и др.
Об актуальности проблемы интеграции в педагогике говорит тот факт, что большинство экспериментальных программ нацелены на преподавание в младших (с 1-го по 4-й) классах. При этом недостаточно уделено внимания самому «проблемному» школьному возрасту, т.е. подросткам, а также собственно профессиональной подготовке специалистов - учителей средних общеобразовательных школ. Эта педагогическая реальность требует своего методологического осмысления и логического продолжения. Тем более что опыт применения интегрированных программ (в частности, по музыке) указывает на их несомненное позитивное влияние на развитие общей эстетической культуры и преподавателей, и учащихся (в особенности таких её параметров, как вкус и кругозор).
Сложившаяся, таким образом, противоречивая ситуация в музыкальной педагогике (породившая многочисленные проблемы) послужила главной причиной настоящего исследования и определила его цель.
Цель исследования - совершенствование профессиональной подготовки учителя музыки на основе реализации принципа интеграции.
Объект исследования - профессиональная подготовка учителя музыки.
Предмет исследования - преподавание музыки в общеобразовательной школе на основе принципа интеграции (на примере уроков в 5-8 классах).
Задачи исследования:
1. Провести ретроспективный анализ идеи интеграции в сфере общей и музыкальной педагогики и теоретически обосновать необходимость её внедрения.
2. Рассмотреть различные варианты интегративного подхода в педагогике через аналитический обзор интегрированных учебных курсов и программ по предмету «Музыка».
3. Раскрыть содержание и сущность принципа интеграции.
4. Обосновать теоретические и практические аспекты профессиональной подготовки учителя музыки на основе принципа интеграции и выявить специфику преподавания музыки подросткам в процессе изучения ими авторского интегрированного курса.
5. Экспериментально проверить гипотезу исследования.
Гипотеза исследования. Принцип интеграции будет эффективно влиять на качество профессиональной подготовки учителей музыки (в частности, в работе в 5-8 классах общеобразовательной школы), если:
1. под принципом интеграции в педагогике понимать научно обоснованное, органичное взаимопроникновение различных областей знания:
• в виде - а) отдельных (точечная интеграция); б) нескольких (блочная интеграция); в) многих в совокупности (комплексная интеграция) - ассоциаций, символов, категорий и т.д.;
• с учётом возрастных и психолого-педагогических особенностей личности учащихся;
• с целью оптимизации и повышения эффективности формирования целостной картины мира и явлений жизни учащимися в рамках одного предмета;
2. в учебных курсах и программах по музыке будет широко раскрыто многообразие свойств музыкального искусства в его неразрывной связи с историческими процессами и реальностью современной жизни, в науке, политике, религии, экономике, других видах искусства и т.п.;
3. предполагается, что практическая реализация школьных учебных программ и курсов, основанных на принципе интеграции, будет содействовать активному творчеству как обучаемых, так и педагогов (а также их сотворчеству).
Тем самым, совокупность перечисленных выше условий должна содействовать качественному улучшению уровня профессиональной подготовки специалистов (т. е. учителей школы).
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ философской, общенаучной, культурологической,
психолого-педагогической, музыковедческой, социологической
литературы по проблеме исследования;
- обобщение передового педагогического опыта;
- педагогическое наблюдение, индивидуальные и групповые беседы с обучаемыми, их родителями, администрацией школ, учителями;
- опросные и тестовые методы, анкетирование;
- педагогический эксперимент;
- аналитическая обработка экспериментальных данных.
Сама идея обращения к такой масштабной по мировоззренческим и по педагогическим меркам теме, как педагогическая интеграция, заставляет рассматривать её под различными «углами зрения». Поэтому методологическую основу исследования составляют, прежде всего, своеобразные «зёрна интеграции» из следующих областей знания:
- Философия - теория познания (Аристотель, Г.Гегель, И.Кант, Ф.Энгельс и
др.); философско-культурологические концепции т.н. «русской идеи»
(Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, А.В.Гулыга и др.); учение о единой природе разных видов искусства (А. Ф. Лосев);
- Науковедение - идеи межнаучных связей (М.В.Баград, П.Л.Капица), что в данном исследовании является основой переосмысления категории «межпредметные связи»;
- Педагогика - общие и частные дидактические принципы (в преподавании музыки); профессиональная подготовка учителя (Ю.К.Бабанский, В.В.Гузеев,
A. К.Маркова); концепция развивающего обучения; теория межпредметных связей; основы возрастной педагогики; социологические исследования в области искусств (Ю.А.Фохт-Бабушкин и др.)
- Эстетика - концепции художественного воспитания и образования личности
(Ю.В.Борев, Л.А.Волович, Н.И.Киященко, М.Ф.Овсянников,
B. К.Скатерщиков и др.);
- История, теория и методика музыкального воспитания - концептуальные
вопросы преподавания музыки (Э.Б.Абдулин, О.А.Апраксина,
Л.Г.Арчажникова, Б.В.Асафьев, Н.Л.Гродзенская, Д.Б.Кабалевский, В.Т. и В.Н.Шацкие и др.);
- Общая психология и психология искусства (Т.Адорно, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Е.П.Крупник, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Сохор, Б.Т.Теплов, К.П.Уэльд, П.Р.Франсуорт и др.);
- Искусствоведение и музыкознание - история музыкальной культуры (Р.И.Грубер, Л.А.Рапацкая и др.), культурологические аспекты музыкального образования (В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский и др.).
Научная новизна. В результате проведённого исследования:
- теоретически обоснована необходимость интегративного подхода в профессиональной подготовке учителя музыки;
- установлена (в противовес сложившемуся стереотипу межпредметных связей, отражающему не в полной мере современную педагогическую ситуацию) классификация межнаучных связей на уроках музыки в общеобразовательной школе с учётом предметов базисного, школьного и регионального компонентов образования, а также научных сфер, выходящих за рамки школьного образования;
- определены содержание и суть принципа интеграции как новой дидактической и методологической основы в профессиональной подготовке специалистов;
- определены новые подходы к пониманию категорий «межнаучные связи»,
«педагогическая интеграция», «уровни интеграции в образовательном
процессе», «музыкально-эстетическая культура», «музыкально-эстетический вкус», «музыкально-эстетический кругозор»;
- разработана и апробирована авторская концепция преподавания музыки на основе принципа интеграции, включая экспериментальную диагностику формирования музыкально-эстетического вкуса и кругозора учащихся 5-8 классов средней общеобразовательной школы как важнейших показателей работы с ними педагога-музыканта.
Достоверность полученных результатов обеспечивается выполнением принципов научного исследования; применением различных методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования; проведением масштабной апробации авторской программы «Русская музыка в зеркале мировой музыкальной культуры» в ряде регионов страны (г.Тверь, Тверская и Ленинградская область, Татарстан); многолетней педагогической деятельностью диссертанта в общеобразовательной школе, на кафедре музыкального образования Тверского государственного университета, а также в Тверском областном институте усовершенствования учителей.
Практическая значимость исследования. Результаты научного исследования по теме диссертации могут быть успешно применимы в различных учреждениях, связанных с музыкальной педагогикой: 1) в вузах - при профессиональной подготовке студентов (будущих учителей музыки) и аспирантов; 2) в специализированных училищах и колледжах (музыкальных, музыкально-педагогических) - в частности, в курсе предмета «Теория и методика музыкального образования»; 3) в Институтах усовершенствования учителей - ознакомление учительских кадров (в процессе повышения их профессиональной квалификации) с методологией применения принципа интеграции в освоении предмета «Музыка», с концепцией межнаучных связей на уроках музыки, с разработками уроков, с диагностикой и мониторингом в сфере образовательной области «Искусство»; 4) в практике преподавания предмета «Музыка» в общеобразовательных учебных учреждениях (школы, лицеи, гимназии) - в виде использования авторской интегрированной программы по музыке (либо её отдельных тематических блоков и элементов).
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе многолетней педагогической деятельности автора в условиях средней общеобразовательной школы (ср.шк.№№17, 27 и 29 г.Твери) и респондентов программы «Русская музыка в зеркале мировой музыкальной культуры» (для учащихся 1-8 классов). Данная программа признана Коллегией народного образования Тверской области авторской и успешно применяется в профессиональной подготовке студентов Тверского государственного университета - в рамках изучения дисциплины «Теория и методика обучения музыки в школе» (кафедра музыкального образования), в учебной деятельности учителей музыки г. Твери (ср.шк. №№ 1, 10, 12, 14, 15, 17, 23, 29, 38, 43, 46, 47; гимназии №№ 6, 8, 44), Тверской области (пос. Кушалино, г.г. Бологое, Вышний Волочёк, Удомля), ряда регионов России (Татарстан, г.Москва, г.Санкт-Петербург, г.Новгород Великий) и ближнего зарубежья (Эстонская республика, г.Тарту) на протяжении 1996-2003 гг., а также в процессе послевузовской профессиональной подготовки учителей музыки (конференции, семинары, круглые столы, проводимые Тверским областным институтом усовершенствования учителей).
Исследование проводилось в четыре этапа с 1990 по 2003 гг. на базе общеобразовательных школ г.Твери и области, а также обозначенных выше респондентов. Первый этап (1990-1996) - предварительный. Он состоял в сборе и систематизации материалов (методических, нотно-музыкальных, тематических, репертуарных, дидактических, диагностических), необходимых для разработки авторской программы по предмету «Музыка», предполагающей широкое применение интегративного подхода. На этом этапе был собран также богатый методологический материал по вопросам применения принципа интеграции в сфере вузовской и послебазовой подготовки учителей музыки. Второй этап (1996-1998) - подготовительный. Он был связан с апробацией авторской программы по музыке в условиях учебно-воспитательного процесса средней общеобразовательной школы, а также в процессе формирования профессиональных навыков будущих специалистов - учителей музыки общеобразовательной школы. Кроме того, этот этап включал в себя изучение и теоретический анализ философской, общенаучной, педагогической, психологической, культурологической, социологической литературы по проблемам интеграции в сфере педагогики. В ходе данного этапа были определены: план, тема, цель, задачи, рабочая гипотеза и методологический аппарат исследования. Третий этап (1999-2001) - эмпирический. Он
характеризуется опытно-экспериментальной проверкой концепции
исследования, позволившей выявить: уровень профессиональной подготовки учителей музыки (как будущих - в лице студентов ТвГУ, так и действительных - уже работающих в средней школе) на основе интегративного подхода в педагогическом процессе; эффективность применения принципа интеграции в формировании музыкально-эстетической культуры личности педагога и учащихся 5-8 классов (музыкально-эстетического вкуса и кругозора). Четвёртый этап (2001-2003) - завершающий. Он был посвящён систематизации, обобщению, теоретическому анализу, подведению итогов исследования и публикации результатов опытно-экспериментальной работы. На этом этапе было осуществлено литературное оформление всего диссертационного материала.
Теоретические положения и результаты диссертационного исследования обсуждались в процессе участия автора на многочисленных научно¬практических конференциях и семинарах (в т.ч. и обучающих), состоявшихся в Тверском государственном университете, ГМПИ им. М.М.Ипполитова- Иванова, Тверском Областном институте повышения квалификации учителей (1995-2003гг.), а также круглых столах, курсах повышения квалификации учителей, ассамблеях (1-я Всероссийская педагогическая ассамблея - Тверь, 1996), конкурсах (1-е место в Областном конкурсе авторских программ для общеобразовательной школы и др.), научных публикациях автора (более 10).
ГЛАВА 1: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА В ПЕДАГОГИКЕ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА В ПЕДАГОГИКЕ.
§1. Дифференциация и интеграция знаний: исторический обзор принципов дидактики XVII-XX вв.
Цель нашего исследования предполагает провести его в нескольких теоретических направлениях: общедидактическом (основополагающие педагогические принципы), частнодидактическом (принципы и основные положения музыкальной педагогики), философско-мировоззренческом и науковедческом (исследование феномена межнаучных связей урока музыки), вариативно-программном и категориально-понятийном (трактовка интеграции в науке, в современных учебных программах и курсах по музыке).
В современной педагогике очень важным разделом остаётся теория обучения. «Дидактика (от греч. didaktikos - поучающий, относящийся к поучению), теория образования и обучения, отрасль педагогики. Предметом дидактики является обучение как средство обучения и образования человека, т.е. взаимодействие преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее организованное учителем усвоение учащимися содержания образования» . По утверждению видного российского учёного Ю.К.Бабанского: «Д и д а к т и к а является тем научным ядром, которое объединяет все предметные [частные] методики и обеспечивает единство в подходах и принципах преподавания и организации познавательной деятельности учащихся разных учителей» .
Исходя из общих требований к педагогике как отрасли научных знаний, ряд учёных во главе с Ю.К.Бабанским (В.П.Беспалько, М.А.Данилов, Б.П.Есипов, В.И.Загвязинский, Л.В.Занков, Т.А.Ильина, М.Н.Скаткин и др.) выделяют следующие основные элементы дидактики: смысл образования, цели обучения, принципы обучения, закономерности обучения, образовательные технологии (включая формы и методы обучения), средства обучения, контроль знаний и оценку их результатов.
Отдельного рассмотрения требует вопрос о принципах обучения, поскольку является фундаментальным вопросом образования, что в немалой степени соответствует теме диссертации. Поэтому проведём краткий анализ исторического генезиса принципов дидактики. В процессе исторического развития педагогики, отношение к этим принципам менялось. Часть из них остаётся незыблемой до сих пор (со времён выхода в свет первого капитального труда по педагогике «Великая дидактика» Яна Коменского, т.е. с 1636 года); другая часть принципов претерпевает существенное переосмысление, а также жизнь диктует появление и новых принципов. Схематично иерархия известных в педагогике принципов дидактики была нами прослежена и предложена в виде таблицы (см. таблицу 1. - С.16):
В целом, подтвердив правильность выдвинутой гипотезы и актуальность поставленной проблемы, проведённое нами теоретическое и экспериментальное исследование позволяют сделать следующие выводы:
1. В ходе исследования доказано, что суть принципа интеграции заключается в научно обоснованном, органичном взаимопроникновении различных областей знания:
- в виде: а) отдельных (точечная интеграция); б) нескольких (блочная интеграция); в) многих в совокупности (комплексная интеграция) - ассоциаций, символов, категорий и т.д.;
- с учётом возрастных и психолого-педагогических особенностей личности учащихся;
- с целью оптимизации и повышения эффективности формирования целостной картины мира и явлений жизни учащимися в рамках одного предмета.
2. Использование принципа интеграции способствует позитивному влиянию на качество профессиональной подготовки учителей музыки, в частности, на проведение уроков музыки в 5-8 классах общеобразовательной школы.
3. Установлено, что важным показателем эффективности применения принципа интеграции в профессиональной подготовке учителей музыки, а также освоения музыки подростками, является развитие их музыкально-эстетической культуры, в частности таких её компонентов, как музыкально-эстетический вкус и кругозор.
4. Выявлено, что основную реализацию принципа интеграции в условиях общеобразовательной школы могут осуществлять интегрированные учебные курсы и программы, обеспечивающие глубокое проникновение учащихся в эстетическую сущность музыкального искусства на основе нового уровня мышления и эмоциональной отзывчивости, которые проявляются через оперативное и мобильное использование в учебном процессе: а) богатого арсенала межнаучных связей предмета «Музыка»; б) применения элементов развивающего и проблемно-поискового обучения; в) диалогового (интрактивного) уровня преподавания; в) сочетания различных форм и видов творческой активности обучаемых и преподавателей.
5. Таким образом, успешность практического внедрения принципа интеграции требует качественно нового уровня подготовки специалистов - учителей музыки общеобразовательной школы. Основой для этого должны являться: их научное мировоззрение, диалектическое мышление, широко развитый кругозор и эрудиция, знание особенностей и возможностей других школьных дисциплин, творческий поиск и самосовершенствование.
Общий вывоД, к которому мы пришли в результате многолетней и многоаспектной исследовательской работы, следующий: полученные результаты позволяют утверждать, что выдвинутая гипотеза получила своё теоретическое и экспериментальное подтверждение.
Однако мы полагаем, что проблема, обозначенная в диссертации, окончательно не исчерпана, и нам не хотелось бы, чтобы сложилось впечатление, что у неё нет дальнейших научных перспектив. Напротив, в связи с этим, в дальнейшем исследовании необходимо:
1) раскрыть психолого-педагогические и методологические механизмы применения принципа интеграции в обучении музыке и в других возрастных группах, а именно: в младшем школьном звене (т.е. в 1-4 классах общеобразовательной школы; это требует иного диагностического инструментария, иных методологических и технологических подходов средств (хотя изложенная нами дидактическая концепция может быть и сохранена), иного уровня музыкально-эстетического материала.
2) обосновать и разработать технологию профессиональной подготовки специалистов на основе применения принципа интеграции.
Именно в этом случае возможно говорить о широкомасштабном внедрении в практику музыкальной педагогики принципа интеграции, который на современном этапе может стать её естественным и реальным «ускорителем».
1. В ходе исследования доказано, что суть принципа интеграции заключается в научно обоснованном, органичном взаимопроникновении различных областей знания:
- в виде: а) отдельных (точечная интеграция); б) нескольких (блочная интеграция); в) многих в совокупности (комплексная интеграция) - ассоциаций, символов, категорий и т.д.;
- с учётом возрастных и психолого-педагогических особенностей личности учащихся;
- с целью оптимизации и повышения эффективности формирования целостной картины мира и явлений жизни учащимися в рамках одного предмета.
2. Использование принципа интеграции способствует позитивному влиянию на качество профессиональной подготовки учителей музыки, в частности, на проведение уроков музыки в 5-8 классах общеобразовательной школы.
3. Установлено, что важным показателем эффективности применения принципа интеграции в профессиональной подготовке учителей музыки, а также освоения музыки подростками, является развитие их музыкально-эстетической культуры, в частности таких её компонентов, как музыкально-эстетический вкус и кругозор.
4. Выявлено, что основную реализацию принципа интеграции в условиях общеобразовательной школы могут осуществлять интегрированные учебные курсы и программы, обеспечивающие глубокое проникновение учащихся в эстетическую сущность музыкального искусства на основе нового уровня мышления и эмоциональной отзывчивости, которые проявляются через оперативное и мобильное использование в учебном процессе: а) богатого арсенала межнаучных связей предмета «Музыка»; б) применения элементов развивающего и проблемно-поискового обучения; в) диалогового (интрактивного) уровня преподавания; в) сочетания различных форм и видов творческой активности обучаемых и преподавателей.
5. Таким образом, успешность практического внедрения принципа интеграции требует качественно нового уровня подготовки специалистов - учителей музыки общеобразовательной школы. Основой для этого должны являться: их научное мировоззрение, диалектическое мышление, широко развитый кругозор и эрудиция, знание особенностей и возможностей других школьных дисциплин, творческий поиск и самосовершенствование.
Общий вывоД, к которому мы пришли в результате многолетней и многоаспектной исследовательской работы, следующий: полученные результаты позволяют утверждать, что выдвинутая гипотеза получила своё теоретическое и экспериментальное подтверждение.
Однако мы полагаем, что проблема, обозначенная в диссертации, окончательно не исчерпана, и нам не хотелось бы, чтобы сложилось впечатление, что у неё нет дальнейших научных перспектив. Напротив, в связи с этим, в дальнейшем исследовании необходимо:
1) раскрыть психолого-педагогические и методологические механизмы применения принципа интеграции в обучении музыке и в других возрастных группах, а именно: в младшем школьном звене (т.е. в 1-4 классах общеобразовательной школы; это требует иного диагностического инструментария, иных методологических и технологических подходов средств (хотя изложенная нами дидактическая концепция может быть и сохранена), иного уровня музыкально-эстетического материала.
2) обосновать и разработать технологию профессиональной подготовки специалистов на основе применения принципа интеграции.
Именно в этом случае возможно говорить о широкомасштабном внедрении в практику музыкальной педагогики принципа интеграции, который на современном этапе может стать её естественным и реальным «ускорителем».
Подобные работы
- Профессиональная подготовка учителя музыки на основе применения принципа интеграции в педагогическом процессе
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ МУЗЫКИ (НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ /музыкально-эстетический аспект/
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - Корректировка процесса формирования музыкальной культуры будущего учителя начальной школы
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО КРУГОЗОРА
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХОРОВОМУ
ПЕНИЮ (В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Формирование музыкального вкуса младших школьников посредством вокально-хорового репертуара
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2024



