ИЗУЧЕНИЕ АНТОНИМОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
|
Введение 6
1 Теоретические основы изучения антонимов на уроках русского языка в
начальном общем образовании 9
1.1 Общая характеристика явления антонимии в русском языке 9
1.2 Принципы классификации и типы антонимов в отечественной
лингвистической науке 13
1.3 Использование антонимов в речи 17
2 Методические основы организации работы по изучению антонимов на уроках русского языка в начальном общем образовании 24
2.1 Методика работы над словами-антонимами на уроках русского языка на
начальной ступени общего образования (обобщение опыта работы педагогов- практиков) 24
2.2 Анализ программы и учебно-методического комплекса «Гармония» по
русскому языку (М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко) 31
2.3 Комплект примерных упражнений, нацеленный на изучение слов- антонимов на уроках русского языка в начальном общем образовании на уроках русского языка в начальном общем образовании 44
Заключение 81
Список использованных источников
1 Теоретические основы изучения антонимов на уроках русского языка в
начальном общем образовании 9
1.1 Общая характеристика явления антонимии в русском языке 9
1.2 Принципы классификации и типы антонимов в отечественной
лингвистической науке 13
1.3 Использование антонимов в речи 17
2 Методические основы организации работы по изучению антонимов на уроках русского языка в начальном общем образовании 24
2.1 Методика работы над словами-антонимами на уроках русского языка на
начальной ступени общего образования (обобщение опыта работы педагогов- практиков) 24
2.2 Анализ программы и учебно-методического комплекса «Гармония» по
русскому языку (М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко) 31
2.3 Комплект примерных упражнений, нацеленный на изучение слов- антонимов на уроках русского языка в начальном общем образовании на уроках русского языка в начальном общем образовании 44
Заключение 81
Список использованных источников
Антонимия - универсальное явление, наблюдаемое в русском языке и играющее главную роль в речемыслительной деятельности, т.к. является одним из основных средств выразительности, противопоставления, противоположности внутри одной сущности: качества, свойства, действия, процесса, времени, отношения и т.д. Противоположными по самому общему и наиболее существенному семантическому признаку являются антонимы.
В настоящее время у большинства детей младшего школьного возраста активный словарь достаточно беден, что приводит к скудности речи, специфическим лексико-грамматическим ошибкам. Успешность овладения письмом, выразительными средствами языка во многом зависит от знания и понимания закономерностей лексической системы, в частности, от сформированности представлений о словах-антонимах, которые являются одним из основных источников для развития лексического строя речи. Этим объясняется актуальность нашего исследования.
Характерную особенность современных исследований лексической семантики составляет возросший интерес к проблемам антонимии, привлекшей к себе внимание очень широкого круга исследователей. Имеется немало ценных научно-методических работ, посвященных изучению общих и частных вопросов антонимии. Наиболее значительные проблемы антонимии были подняты в публикациях Л.А. Введенской, Л.А. Новикова, В.А. Ивановой, Ю.Д. Апресяна, М.Р. Львова, Е.Н. Миллера. Значительный вклад в изучение различных вопросов антонимии внесли А.А. Киреев, В.Н. Комисаров, Э.И. Родичева, Н.Л. Соколова, А.А. Уфимцева, Н.М. Шанский и другие.
Цель работы - описать методику изучения антонимов на уроках русского языка в начальном общем образовании.
Объект исследования - организация лексической работы на уроках русского языка в начальном общем образовании.
Предмет исследования - методика изучения антонимов на уроках русского языка в начальном общем образовании.
Задачи:
1) На основе анализа научной литературы дать определение понятию «антонимы»;
2) Охарактеризовать типы антонимов и их роль в организации текста;
3) Изучить опыт педагогов-практиков по организации изучения слов- антонимов на уроках русского языка в начальном общем образовании;
4) Разработать комплект упражнений, нацеленный на изучение младшими школьниками слов-антонимов;
5) Разработать и частично апробировать фрагменты уроков русского языка с привлечением слов-антонимов.
Методологической основой исследования являются работы М.Р. Львова, Л.А. Введенской, Н.М. Шанского, Л.С. Выготского.
Направление работы определило следующие методы исследования:
1. Метод анализа научной и методической литературы;
2. Описательный метод;
3. Моделирование
Практическая значимость состоит в том, что материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы учителями начальных классов в своей педагогической деятельности, а также студентами во время педагогической практики в младших классах при изучении антонимов и организации лексической работы.
Апробация работы.Материалы выпускной квалификационной работы были опубликованы на сайте «Инфоурок», а также по материалам ВКР был представлен доклад на внутривузовской научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» в секции «Современные научные парадигмы и вопросы филологии» в 2016 году. Часть из представленных в работе фрагментов уроков была
внедренав образовательный процесс МБОУ «СОШ№18 г. подтверждается актом о внедрении результатов.
Структура работы. Выпускная квалификационная введения, двух глав, заключения, списка источников, включающего 48 наименований.
В настоящее время у большинства детей младшего школьного возраста активный словарь достаточно беден, что приводит к скудности речи, специфическим лексико-грамматическим ошибкам. Успешность овладения письмом, выразительными средствами языка во многом зависит от знания и понимания закономерностей лексической системы, в частности, от сформированности представлений о словах-антонимах, которые являются одним из основных источников для развития лексического строя речи. Этим объясняется актуальность нашего исследования.
Характерную особенность современных исследований лексической семантики составляет возросший интерес к проблемам антонимии, привлекшей к себе внимание очень широкого круга исследователей. Имеется немало ценных научно-методических работ, посвященных изучению общих и частных вопросов антонимии. Наиболее значительные проблемы антонимии были подняты в публикациях Л.А. Введенской, Л.А. Новикова, В.А. Ивановой, Ю.Д. Апресяна, М.Р. Львова, Е.Н. Миллера. Значительный вклад в изучение различных вопросов антонимии внесли А.А. Киреев, В.Н. Комисаров, Э.И. Родичева, Н.Л. Соколова, А.А. Уфимцева, Н.М. Шанский и другие.
Цель работы - описать методику изучения антонимов на уроках русского языка в начальном общем образовании.
Объект исследования - организация лексической работы на уроках русского языка в начальном общем образовании.
Предмет исследования - методика изучения антонимов на уроках русского языка в начальном общем образовании.
Задачи:
1) На основе анализа научной литературы дать определение понятию «антонимы»;
2) Охарактеризовать типы антонимов и их роль в организации текста;
3) Изучить опыт педагогов-практиков по организации изучения слов- антонимов на уроках русского языка в начальном общем образовании;
4) Разработать комплект упражнений, нацеленный на изучение младшими школьниками слов-антонимов;
5) Разработать и частично апробировать фрагменты уроков русского языка с привлечением слов-антонимов.
Методологической основой исследования являются работы М.Р. Львова, Л.А. Введенской, Н.М. Шанского, Л.С. Выготского.
Направление работы определило следующие методы исследования:
1. Метод анализа научной и методической литературы;
2. Описательный метод;
3. Моделирование
Практическая значимость состоит в том, что материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы учителями начальных классов в своей педагогической деятельности, а также студентами во время педагогической практики в младших классах при изучении антонимов и организации лексической работы.
Апробация работы.Материалы выпускной квалификационной работы были опубликованы на сайте «Инфоурок», а также по материалам ВКР был представлен доклад на внутривузовской научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» в секции «Современные научные парадигмы и вопросы филологии» в 2016 году. Часть из представленных в работе фрагментов уроков была
внедренав образовательный процесс МБОУ «СОШ№18 г. подтверждается актом о внедрении результатов.
Структура работы. Выпускная квалификационная введения, двух глав, заключения, списка источников, включающего 48 наименований.
В выпускной квалификационной работе нами были рассмотрены вопросы, касающиеся изучения антонимов в начальной школе.
Проанализировав теоретические подходы отечественных методистов по данной теме - М.Р. Львова, Л.А. Введенской, Н.М. Шанского, Л.С. Выгодского и других, мы выяснили, что антонимия - это разновидность парадигматических отношений в лексической системе языка, в основе которой лежит смысловое противопоставление. Явление антонимии в современном русском языке может рассматриваться и на уровне лексико-семантических вариантов, и на уровне лексем, и на уровне лексических единиц, объединенных парадигматическими отношениями.
При выделении типов антонимов в качестве классифицирующих признаков могут выступать:
- семантический признак;
- степень закрепленности в лексической системе языка;
- степень противоположности выражаемых смысловых элементов;
- структурный признак;
- морфологический признак;
- функциональные особенности антонимов.
Антонимы лежат в основе построения таких стилистических фигур речи, как антитеза и оксюморон. Умелое использование в контексте лексических единиц с противоположным значением способствует его смысловому насыщению, образности и яркости. Именно по этой причине изучению антонимов в школьном курсе русского языка необходимо уделять должное внимание.
В ходе анализа программы учебно-методического комплекса «Гармония» по русскому языку М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, а также при изучении
Изучение антонимов в начальной школе входит в систему лексической работы над словом, которая состоит из 5 направлений (толкование лексемы, этимология слова, работа над синонимами, работа над антонимами, работа над фразеологизмами). Работа над антонимами способствует формированию у детей младшего школьного возраста системы грамматических понятий, глубокому усвоению антонимии как языкового явления; способствует развитию навыков речемыслительной деятельности и навыков правильного словоупотребления.
Изучение слов-антонимов в учебно-методическом комплексе «Гармония» начинается во 2 классе. Учащиеся знакомятся с понятием «антонимы», учатся находить антонимы в тексте, подбирать слова с противоположным значением к заданным лексическим единицам. Отметим, что упражнений, в которых предполагается работа школьников над словами-антонимами, всего 10, и все они носят репродуктивный характер. Считаем необходимым разнообразить имеющиеся в материалах учебника упражнения заданиями, носящими проблемный, творческий характер.
В связи с этим, мы разработали комплекс упражнений, который направлен на формирование языковых понятий, ознакомление с лексическими нормами русского языка, повышение уровня речемыслительной деятельности и развитие вербальной креативности младших школьников.
Разработанные нами, в соответствии с ФГОС, технологические карты и фрагменты урока по изучению слов-антонимов на начальной ступени общего образования могут быть использованы студентами и учителями начальных классов в своей педагогической деятельности.
Проанализировав теоретические подходы отечественных методистов по данной теме - М.Р. Львова, Л.А. Введенской, Н.М. Шанского, Л.С. Выгодского и других, мы выяснили, что антонимия - это разновидность парадигматических отношений в лексической системе языка, в основе которой лежит смысловое противопоставление. Явление антонимии в современном русском языке может рассматриваться и на уровне лексико-семантических вариантов, и на уровне лексем, и на уровне лексических единиц, объединенных парадигматическими отношениями.
При выделении типов антонимов в качестве классифицирующих признаков могут выступать:
- семантический признак;
- степень закрепленности в лексической системе языка;
- степень противоположности выражаемых смысловых элементов;
- структурный признак;
- морфологический признак;
- функциональные особенности антонимов.
Антонимы лежат в основе построения таких стилистических фигур речи, как антитеза и оксюморон. Умелое использование в контексте лексических единиц с противоположным значением способствует его смысловому насыщению, образности и яркости. Именно по этой причине изучению антонимов в школьном курсе русского языка необходимо уделять должное внимание.
В ходе анализа программы учебно-методического комплекса «Гармония» по русскому языку М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, а также при изучении
Изучение антонимов в начальной школе входит в систему лексической работы над словом, которая состоит из 5 направлений (толкование лексемы, этимология слова, работа над синонимами, работа над антонимами, работа над фразеологизмами). Работа над антонимами способствует формированию у детей младшего школьного возраста системы грамматических понятий, глубокому усвоению антонимии как языкового явления; способствует развитию навыков речемыслительной деятельности и навыков правильного словоупотребления.
Изучение слов-антонимов в учебно-методическом комплексе «Гармония» начинается во 2 классе. Учащиеся знакомятся с понятием «антонимы», учатся находить антонимы в тексте, подбирать слова с противоположным значением к заданным лексическим единицам. Отметим, что упражнений, в которых предполагается работа школьников над словами-антонимами, всего 10, и все они носят репродуктивный характер. Считаем необходимым разнообразить имеющиеся в материалах учебника упражнения заданиями, носящими проблемный, творческий характер.
В связи с этим, мы разработали комплекс упражнений, который направлен на формирование языковых понятий, ознакомление с лексическими нормами русского языка, повышение уровня речемыслительной деятельности и развитие вербальной креативности младших школьников.
Разработанные нами, в соответствии с ФГОС, технологические карты и фрагменты урока по изучению слов-антонимов на начальной ступени общего образования могут быть использованы студентами и учителями начальных классов в своей педагогической деятельности.
Подобные работы
- Направленность программ и учебников по русскому языку на формирование предметных умений при изучении антонимов во 2 классе
Курсовые работы, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2019 - РАБОТА ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЛАГОЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Методика обучения синонимам на уроках русского языка в начальной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНТОНИМОВ В ПРОЦЕССЕ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА
УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - УСВОЕНИЕ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ПОЛИСЕМИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПЕРВИЧНЫХ НАВЫКОВ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ СЛОВАРЕЙ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018



