Проблемные ИТ-задания как средство контроля образовательных результатов базового курса информатики
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ПОМОЩИ ПРОБЛЕМНЫХ ИТ-ЗАДАНИЙ 7
1.1 Существующие подходы к контролю образовательных результатов при
обучении информатике в средней школе 7
1.2 Виды и особенности учебных заданий как средства контроля
образовательных результатов при обучении информатике 22
Выводы по главе 1 29
2 РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКТА ПРОБЛЕМНЫХ ИТ-ЗАДАНИЙ КАК
СРЕДСТВ КОНТРОЛЯ ПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 30
2.1 Особенности проектирования проблемных ИТ-заданий при обучении
базовому курсу информатики 30
2.2 Описание комплекта проблемных ИТ-заданий 36
Выводы по главе 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ А 60
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ПОМОЩИ ПРОБЛЕМНЫХ ИТ-ЗАДАНИЙ 7
1.1 Существующие подходы к контролю образовательных результатов при
обучении информатике в средней школе 7
1.2 Виды и особенности учебных заданий как средства контроля
образовательных результатов при обучении информатике 22
Выводы по главе 1 29
2 РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКТА ПРОБЛЕМНЫХ ИТ-ЗАДАНИЙ КАК
СРЕДСТВ КОНТРОЛЯ ПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 30
2.1 Особенности проектирования проблемных ИТ-заданий при обучении
базовому курсу информатики 30
2.2 Описание комплекта проблемных ИТ-заданий 36
Выводы по главе 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ А 60
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
В настоящее время в качестве приоритета в области образования выдвигается развитие личности, как элемента системы «мир - человек». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Данный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных заданий, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - группа).
Для этого необходимо развивать новые механизмы повышения эффективности процесса обучения, в том числе такой важной составляющей как контроль образовательных результатов.
По своей сути контроль обеспечивает установление обратной связи, т.е. получение сведений о результате учебной деятельности обучаемых. Обучающий выясняет, какие, в каком объеме знания усвоил обучаемый, готов ли он к восприятию новой информации. Он получает также сведения о характере самостоятельной учебной деятельности обучаемого. Контроль также показывает обучающему, насколько его собственная работа была плодотворной, удачно ли он использовал возможности педагогического процесса в учебных целях.
Во время контроля получает информацию о своей учебной деятельности и сам обучаемый. Это помогает ему понять, каких успехов он добился в усвоении знаний, а также увидеть пробелы и недостатки в них. Постоянный контроль дисциплинирует учащихся, приучает к определенному ритму, развивает волевые качества [1].
Проверка и оценка достижений школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Современное развитие общества диктует новые подходы к оцениванию качества школьного образования.
Система контроля и оценивания позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения.
Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. Оценка результата образования ориентирована на сформированность не только знаний, но и умений применять их на практике, ориентироваться в нестандартных ситуациях.
При реализации в процессе обучения системно-деятельностного подхода в качестве одного из своих обязательных компонентов предусматривает контроль знаний. Он может осуществляться по-разному, в зависимости от используемой концепции, от разработанных средств и методов контроля, и, наконец, в зависимости от той или иной формы обучения.
Контроль — это эпизодическая обратная связь, устанавливаемая в управленческом процессе по мере необходимости и заключающаяся в определении соответствия фактического состояния педагогической системы планируемым результатам.
Педагогический контроль учитывает и прогнозирует те изменения педагогического процесса, которые обуславливают те или иные изменения в ученике. Иными словами, объектами педагогического контроля являются: педагог, ученик, содержание педагогической деятельности, педагогические средства и методы, формы организации образовательного процесса, результаты педагогической деятельности.
Сведения, полученные в результате педагогического контроля, могут стать мощным импульсом для инновационной деятельности педагога. Чем больше он будет узнавать об особенностях своих учеников, чем яснее увидит проблемы, требующие разрешения, тем эффективнее станет его работа. Конечно, притом условии, что педагог не просто примет к сведению полученные результаты, а всерьез проанализирует их и будет строить следующие этапы своей работы, развивая плюсы и минимизируя недостатки.
Эти задачи, занимают первостепенное место в работе учителя, которые решаются с помощью педагогического контроля, изучению методов которого посвящена данная работа.
Проблемой исследования является поиск научного обоснования того, каким образом следует проводить разработку проблемных ИТ-заданий, предназначенных для контроля образовательных результатов согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, при обучении базовому курсу информатики в средней школе.
Целью исследования является разработка и обоснование комплекта проблемных ИТ-заданий, предназначенных для контроля образовательных результатов в процессе обучения базовому курсу информатики в средней школе.
Объект исследования: процесс обучения информатике на ступени основного общего образования.
Предмет исследования: проблемные ИТ-задания как средства контроля предметных образовательных результатов.
Гипотеза исследования: контроль образовательных результатов при обучении базовому курсу информатики на основе проблемных ИТ-заданий следует проводить таким образом, чтобы:
— Проблемные ИТ-задания проектировались в соответствии с показателями образовательных результатов в контексте учебных действий по информатике;
— Проблемные ИТ-задания предполагали бы разрешение обучающимися возможных проблемных ситуаций (случаев, связанных с реальной жизнью), требующих активных действий, осуществляемых не полностью очевидным для них способом в полностью или частично определенных условиях;
— Проблемные ИТ-задания имели комплексный характер, позволяли реализовывать системно-деятельностный подход и содержали четыре взаимосвязанных блока заданий: аксиологический, когнитивный, деятельностный и рефлексивный.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой были выделены основные задачи исследования:
a) Провести анализ теоретических основ педагогического контроля в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и описать возможности применения проблемных ИТ-заданий.
b) На основании актуальной версии примерной образовательной программы основного общего образования провести отбор разделов и тем базового курса информатики и ИКТ, для которых возможно разработать комплексные проблемные ИТ-заданий.
c) Определить методические особенности проблемных ИТ-заданий, направленных на контроль образовательных результатов при обучении базовому курсу информатики в средней школе.
d) Разработать комплект из 8 проблемных ИТ-заданий,предназначенных для контроля образовательных результатов в средней школе.
Область применения результатов работы. Разработанные диагностические материалы (комплект из восьми проблемных ИТ-заданий, виртуальные бланки для их выполнения) и выделенные особенности, могут быть использованы учителями, реализующими образовательные программы по информатике на ступени основного общего образования (в 8-9 классах) для дополнительного контроля требуемых ФГОС ООО предметных образовательных результатов.
Для этого необходимо развивать новые механизмы повышения эффективности процесса обучения, в том числе такой важной составляющей как контроль образовательных результатов.
По своей сути контроль обеспечивает установление обратной связи, т.е. получение сведений о результате учебной деятельности обучаемых. Обучающий выясняет, какие, в каком объеме знания усвоил обучаемый, готов ли он к восприятию новой информации. Он получает также сведения о характере самостоятельной учебной деятельности обучаемого. Контроль также показывает обучающему, насколько его собственная работа была плодотворной, удачно ли он использовал возможности педагогического процесса в учебных целях.
Во время контроля получает информацию о своей учебной деятельности и сам обучаемый. Это помогает ему понять, каких успехов он добился в усвоении знаний, а также увидеть пробелы и недостатки в них. Постоянный контроль дисциплинирует учащихся, приучает к определенному ритму, развивает волевые качества [1].
Проверка и оценка достижений школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Современное развитие общества диктует новые подходы к оцениванию качества школьного образования.
Система контроля и оценивания позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения.
Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. Оценка результата образования ориентирована на сформированность не только знаний, но и умений применять их на практике, ориентироваться в нестандартных ситуациях.
При реализации в процессе обучения системно-деятельностного подхода в качестве одного из своих обязательных компонентов предусматривает контроль знаний. Он может осуществляться по-разному, в зависимости от используемой концепции, от разработанных средств и методов контроля, и, наконец, в зависимости от той или иной формы обучения.
Контроль — это эпизодическая обратная связь, устанавливаемая в управленческом процессе по мере необходимости и заключающаяся в определении соответствия фактического состояния педагогической системы планируемым результатам.
Педагогический контроль учитывает и прогнозирует те изменения педагогического процесса, которые обуславливают те или иные изменения в ученике. Иными словами, объектами педагогического контроля являются: педагог, ученик, содержание педагогической деятельности, педагогические средства и методы, формы организации образовательного процесса, результаты педагогической деятельности.
Сведения, полученные в результате педагогического контроля, могут стать мощным импульсом для инновационной деятельности педагога. Чем больше он будет узнавать об особенностях своих учеников, чем яснее увидит проблемы, требующие разрешения, тем эффективнее станет его работа. Конечно, притом условии, что педагог не просто примет к сведению полученные результаты, а всерьез проанализирует их и будет строить следующие этапы своей работы, развивая плюсы и минимизируя недостатки.
Эти задачи, занимают первостепенное место в работе учителя, которые решаются с помощью педагогического контроля, изучению методов которого посвящена данная работа.
Проблемой исследования является поиск научного обоснования того, каким образом следует проводить разработку проблемных ИТ-заданий, предназначенных для контроля образовательных результатов согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, при обучении базовому курсу информатики в средней школе.
Целью исследования является разработка и обоснование комплекта проблемных ИТ-заданий, предназначенных для контроля образовательных результатов в процессе обучения базовому курсу информатики в средней школе.
Объект исследования: процесс обучения информатике на ступени основного общего образования.
Предмет исследования: проблемные ИТ-задания как средства контроля предметных образовательных результатов.
Гипотеза исследования: контроль образовательных результатов при обучении базовому курсу информатики на основе проблемных ИТ-заданий следует проводить таким образом, чтобы:
— Проблемные ИТ-задания проектировались в соответствии с показателями образовательных результатов в контексте учебных действий по информатике;
— Проблемные ИТ-задания предполагали бы разрешение обучающимися возможных проблемных ситуаций (случаев, связанных с реальной жизнью), требующих активных действий, осуществляемых не полностью очевидным для них способом в полностью или частично определенных условиях;
— Проблемные ИТ-задания имели комплексный характер, позволяли реализовывать системно-деятельностный подход и содержали четыре взаимосвязанных блока заданий: аксиологический, когнитивный, деятельностный и рефлексивный.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой были выделены основные задачи исследования:
a) Провести анализ теоретических основ педагогического контроля в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и описать возможности применения проблемных ИТ-заданий.
b) На основании актуальной версии примерной образовательной программы основного общего образования провести отбор разделов и тем базового курса информатики и ИКТ, для которых возможно разработать комплексные проблемные ИТ-заданий.
c) Определить методические особенности проблемных ИТ-заданий, направленных на контроль образовательных результатов при обучении базовому курсу информатики в средней школе.
d) Разработать комплект из 8 проблемных ИТ-заданий,предназначенных для контроля образовательных результатов в средней школе.
Область применения результатов работы. Разработанные диагностические материалы (комплект из восьми проблемных ИТ-заданий, виртуальные бланки для их выполнения) и выделенные особенности, могут быть использованы учителями, реализующими образовательные программы по информатике на ступени основного общего образования (в 8-9 классах) для дополнительного контроля требуемых ФГОС ООО предметных образовательных результатов.
Подводя итоги выпускной квалификационной работы, можно сделать вывод, разработанные материалы могут быть использованы учителями, реализующими образовательные программы по информатике на ступени основного общего образования для текущего или дополнительного контроля требуемых ФГОС ООО предметных образовательных результатов.
Во-первых, был проведен анализ теоретических основ педагогического контроля в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и описаны возможности применения проблемных ИТ-заданий;
Во-вторых, на основании актуальной версии примерной образовательной программы основного общего образования проведен отбор разделов и тем базового курса информатики и ИКТ, для которых разработан комплекс проблемных ИТ-заданий;
В-третьих, были определены методические особенности проблемных ИТ-заданий, направленных на контроль образовательных результатов при обучении базовому курсу информатики в средней школе;
Наконец, разработан комплект из 8 проблемных ИТ-заданий, предназначенных для контроля образовательных результатов в средней школе.
Таким образом, можно заключить, что основные задачи работы решены и исходная цель достигнута.
Во-первых, был проведен анализ теоретических основ педагогического контроля в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и описаны возможности применения проблемных ИТ-заданий;
Во-вторых, на основании актуальной версии примерной образовательной программы основного общего образования проведен отбор разделов и тем базового курса информатики и ИКТ, для которых разработан комплекс проблемных ИТ-заданий;
В-третьих, были определены методические особенности проблемных ИТ-заданий, направленных на контроль образовательных результатов при обучении базовому курсу информатики в средней школе;
Наконец, разработан комплект из 8 проблемных ИТ-заданий, предназначенных для контроля образовательных результатов в средней школе.
Таким образом, можно заключить, что основные задачи работы решены и исходная цель достигнута.



