ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ПОМОЩИ ПРОБЛЕМНЫХ ИТ-ЗАДАНИЙ 7
1.1 Существующие подходы к контролю образовательных результатов при
обучении информатике в средней школе 7
1.2 Виды и особенности учебных заданий как средства контроля
образовательных результатов при обучении информатике 22
Выводы по главе 1 29
2 РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКТА ПРОБЛЕМНЫХ ИТ-ЗАДАНИЙ КАК
СРЕДСТВ КОНТРОЛЯ ПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 30
2.1 Особенности проектирования проблемных ИТ-заданий при обучении
базовому курсу информатики 30
2.2 Описание комплекта проблемных ИТ-заданий 36
Выводы по главе 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ А 60
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
В настоящее время в качестве приоритета в области образования выдвигается развитие личности, как элемента системы «мир - человек». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Данный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных заданий, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - группа).
Для этого необходимо развивать новые механизмы повышения эффективности процесса обучения, в том числе такой важной составляющей как контроль образовательных результатов.
По своей сути контроль обеспечивает установление обратной связи, т.е. получение сведений о результате учебной деятельности обучаемых. Обучающий выясняет, какие, в каком объеме знания усвоил обучаемый, готов ли он к восприятию новой информации. Он получает также сведения о характере самостоятельной учебной деятельности обучаемого. Контроль также показывает обучающему, насколько его собственная работа была плодотворной, удачно ли он использовал возможности педагогического процесса в учебных целях.
Во время контроля получает информацию о своей учебной деятельности и сам обучаемый. Это помогает ему понять, каких успехов он добился в усвоении знаний, а также увидеть пробелы и недостатки в них. Постоянный контроль дисциплинирует учащихся, приучает к определенному ритму, развивает волевые качества [1].
Проверка и оценка достижений школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Современное развитие общества диктует новые подходы к оцениванию качества школьного образования.
Система контроля и оценивания позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения.
Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. Оценка результата образования ориентирована на сформированность не только знаний, но и умений применять их на практике, ориентироваться в нестандартных ситуациях.
При реализации в процессе обучения системно-деятельностного подхода в качестве одного из своих обязательных компонентов предусматривает контроль знаний. Он может осуществляться по-разному, в зависимости от используемой концепции, от разработанных средств и методов контроля, и, наконец, в зависимости от той или иной формы обучения.
Контроль — это эпизодическая обратная связь, устанавливаемая в управленческом процессе по мере необходимости и заключающаяся в определении соответствия фактического состояния педагогической системы планируемым результатам.
Педагогический контроль учитывает и прогнозирует те изменения педагогического процесса, которые обуславливают те или иные изменения в ученике. Иными словами, объектами педагогического контроля являются: педагог, ученик, содержание педагогической деятельности, педагогические средства и методы, формы организации образовательного процесса, результаты педагогической деятельности.
Сведения, полученные в результате педагогического контроля, могут стать мощным импульсом для инновационной деятельности педагога. Чем больше он будет узнавать об особенностях своих учеников, чем яснее увидит проблемы, требующие разрешения, тем эффективнее станет его работа. Конечно, притом условии, что педагог не просто примет к сведению полученные результаты, а всерьез проанализирует их и будет строить следующие этапы своей работы, развивая плюсы и минимизируя недостатки.
Эти задачи, занимают первостепенное место в работе учителя, которые решаются с помощью педагогического контроля, изучению методов которого посвящена данная работа.
Проблемой исследования является поиск научного обоснования того, каким образом следует проводить разработку проблемных ИТ-заданий, предназначенных для контроля образовательных результатов согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, при обучении базовому курсу информатики в средней школе.
Целью исследования является разработка и обоснование комплекта проблемных ИТ-заданий, предназначенных для контроля образовательных результатов в процессе обучения базовому курсу информатики в средней школе.
Объект исследования: процесс обучения информатике на ступени основного общего образования.
Предмет исследования: проблемные ИТ-задания как средства контроля предметных образовательных результатов.
Гипотеза исследования: контроль образовательных результатов при обучении базовому курсу информатики на основе проблемных ИТ-заданий следует проводить таким образом, чтобы:
— Проблемные ИТ-задания проектировались в соответствии с показателями образовательных результатов в контексте учебных действий по информатике;
— Проблемные ИТ-задания предполагали бы разрешение обучающимися возможных проблемных ситуаций (случаев, связанных с реальной жизнью), требующих активных действий, осуществляемых не полностью очевидным для них способом в полностью или частично определенных условиях;
— Проблемные ИТ-задания имели комплексный характер, позволяли реализовывать системно-деятельностный подход и содержали четыре взаимосвязанных блока заданий: аксиологический, когнитивный, деятельностный и рефлексивный.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой были выделены основные задачи исследования:
a) Провести анализ теоретических основ педагогического контроля в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и описать возможности применения проблемных ИТ-заданий.
b) На основании актуальной версии примерной образовательной программы основного общего образования провести отбор разделов и тем базового курса информатики и ИКТ, для которых возможно разработать комплексные проблемные ИТ-заданий.
c) Определить методические особенности проблемных ИТ-заданий, направленных на контроль образовательных результатов при обучении базовому курсу информатики в средней школе.
d) Разработать комплект из 8 проблемных ИТ-заданий,предназначенных для контроля образовательных результатов в средней школе.
Область применения результатов работы. Разработанные диагностические материалы (комплект из восьми проблемных ИТ-заданий, виртуальные бланки для их выполнения) и выделенные особенности, могут быть использованы учителями, реализующими образовательные программы по информатике на ступени основного общего образования (в 8-9 классах) для дополнительного контроля требуемых ФГОС ООО предметных образовательных результатов.
Подводя итоги выпускной квалификационной работы, можно сделать вывод, разработанные материалы могут быть использованы учителями, реализующими образовательные программы по информатике на ступени основного общего образования для текущего или дополнительного контроля требуемых ФГОС ООО предметных образовательных результатов.
Во-первых, был проведен анализ теоретических основ педагогического контроля в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и описаны возможности применения проблемных ИТ-заданий;
Во-вторых, на основании актуальной версии примерной образовательной программы основного общего образования проведен отбор разделов и тем базового курса информатики и ИКТ, для которых разработан комплекс проблемных ИТ-заданий;
В-третьих, были определены методические особенности проблемных ИТ-заданий, направленных на контроль образовательных результатов при обучении базовому курсу информатики в средней школе;
Наконец, разработан комплект из 8 проблемных ИТ-заданий, предназначенных для контроля образовательных результатов в средней школе.
Таким образом, можно заключить, что основные задачи работы решены и исходная цель достигнута.
1. Подласый, И.П. Педагогика: Учебник для вузов: В 2-х кн. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. М., 2002.
2. Кундозерова, Л. И. Контроль и оценка результатов обучения, 2015.
3. Парфенова, А. В. Методические аспекты оценивания образовательных результатов по информатике на основе критериально-ориентированного подхода / А. В. Парфенова // Вестник РУДН. - 2012. - № 2. - С. 17-22.
4. ФГОС НОО [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http: //Минобрнауки. рф/документы/922.
5. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования по информатике 7-9 класс
6. Махмутов, М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. / М. И. Махмутов // М.: Педагогика, 1975. - С. 246-258.
7. Reference: Pawson, E., Fournier, E., Haight, M., Muniz, O., Trafford, J., and Vajoczki, S. 2006. Problem-based learning in geography: Towards a critical assessment of its purposes, benefits and risks. Journal of Geography in Higher Education 30 (1): 103-16.
8. Ключко, О. И. Педагогическая психология : учебное пособие / О. И. Ключко, Н. Ф. Сухарева. - М. Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 234 с.
9. Ломаско, П. С. Методические особенности курса «ИКТ в деятельности
психолога» в условиях смарт-образования / П. С. Ломаско // Север в XXI веке: среда обитания, общество, освоение: материалы международной научно-практической конференции студентов,
аспирантов и молодых ученых. - Мурманск, 2014. - С. 71-75.
10. Ткачева, М. С. Педагогическая психология: конспект лекций / М. С. Ткачева // Образование и наука. - 2011. - №4.
11. Особенности учебных задач. [Электронный ресурс] : Психологические требования к учебным задачам. - Режим доступа: http://www.e-reading.club/chapter.php/98425/17/Tkacheva_Pedagogicheskaya_psihologiya __konspekt_lekciii.html.
12. Учебная Задача и проблемная ситуация [Электронный ресурс] : - Режим доступа: http://allrefs.net/c14/3te4q/p86/?full
13. Проблемное обучение [Электронный ресурс] : - Режим
доступа: https://didaktica.ru/osnovnye-napravleniyasovremennogo- obucheniya/176-problemnoe-obuchenie.html.
14. Ломаско, П. С. Особенности формирования профессиональной ИКТ- компетентности при обучении дисциплинам информационно- технологической направленности / П. С. Ломаско // Перспективы и вызовы информационного общества. - 2015. - С. 188-197.
15. Ломаско, П. С. Анализ современных требований к ИКТ-
компетентности педагогических кадров / П. С. Ломаско, А. Л. Симонова // Сборник статей XV Международного научно-практического форума «Молодежь и наука XXI века». - Красноярск, 2014. - Т.3. - C. 313-321.
16. Омарова, А. А. Современная технология проблемного обучения
[Электронный ресурс] : / А. А. Омарова // Современные наукоемкие технологии. - 2011. - №1. - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-tehnologiya- problemnogoobucheniya.
17. Особенности учебных задач. Психологические требования к учебным Заданием [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.e- reading.club/chapter.php/98425/17/Tkacheva_- _Pedagogicheskaya_psihologiya__konspekt_lekciii.html
18. Официальный сайт Министерства Образования и Науки РФ
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
littp://iHi ioopi щуки. рф/доку1С1 пъ1/3(.)71.
19. Ситаров, В. А. Проблемное обучение как одно из направлений
современных технологий обучения [Электронный ресурс] /
В. А. Ситаров // ЗПУ. - 2009. - №1. - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/problemnoe-obuchenie-kak-odno-iz- napravleniysovremennyh-tehnologiy-obucheniya (дата обращения:
01.06.2017).
20. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г. К. Селевко. - М. : Народное образование, 1998. - 256 с.
21. Туманова, О. А. Реализация методики получения новых результатов обучения школьников на уроках информатики / О. А. Туманова // Вестник ВУиТ. - 2015. - № 2. - С. 110-116.
22. Цыбикова, Т. С. Обучение информатике в школе в условиях ФГОС / Т. С. Цыбикова // Вестник БГУ. - 2014. - № 15. - С. 60-64.
23. Хайбулаее, М. X. Системы контроля образовательных результатов учащихся: Сборник материалов Международной заочной научно-практической конференции / М. X. Хайбулаее // ДГПУ. - 2016.
24. Сергеева, Е. В. Современные технологии оценки учебных достижений обучающихся: учебное пособие / Е. В. Сергеева, М. Ю. Чандра. - Волгоград : ПРИНТ, 2013. - 115 с.
25. Парфенова, А. В. Методические аспекты оценивания образовательных результатов по информатике на основе критериально-ориентированного подхода / А. В. Парфенова // Вестник РУДН. - 2012. - № 2. - С. 17-22.
26. Мусина, В. Е. Педагогический мониторинг учебных достижений школьников: учебно-методическое пособие / В. Е. Мусина. - Белгород : БелГУ, 2010. - 112 с.
27. Роль учебной практики в подготовке будущего учителя (на примере прикладного бакалавриата) / Т. В. Газизова [и др.]. // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/123-20028
28. Платонова, А. С. Проектирование информационной системы контроля и оценки результатов образовательной деятельности учащихся / А. С. Платонова, А. В. Самохин // Информационные системы и технологии. - 2011. - № 3. - С. 13-21.
29. Информационная безопасность и защита информации : учебное пособие / В. П. Мельников, С. А. Клейменов, А. М. Петраков. - Изд. 6-е. - М. : Академия, 2012.
30. Организационно-правовое обеспечение информационное безопасности : монография / А. В. Морозов, Т. А. Полякова. - М. : РПА Минюста России, 2013.
31. Богомолова, О. В. Преподавание информационных технологий в школе: учебное пособие / О. В. Богомолова.-Моеква :Бином, Лаборатория знаний, 2015.-167 с.
32. Емельянова, Т. А. Информационные образовательные технологии в школе: учебное пособие / Т. А. Емельянова. - Москва : Дрофа, 2015.-35 с.
33. Коповой, А. С., Давыдов Д. А., Ерофеева С. А. Информационные технологии в пеихолого -педагогической деятельности: научное пособие / А. С. Коповой, Д. А. Давыдов, С. А. Ерофеева. - Москва : Учитель, 2011. -134 с.