ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭЛЕМЕНТОВ МЕДИАГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ
ЗАДАНИЙ 6
1.1 Современное представление о медиаграмотности и способах ее формирования 6
1.2. Особенности проектно-исследовательских заданий при обучении информатике 21
Выводы по главе 1 37
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭЛЕМЕНТОВ МЕДИАГРАМОТНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ БАЗОВОМУ КУРСУ ИНФОРМАТИКИ 39
2.1. Возможности базового курса информатики для формирования
элементов медиаграмотности 39
2.2. Описание комплекта проектно-исследовательских заданий 45
2. 3. Результаты апробации 59
Выводы по главе 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Ошибка! Закладка не определена.
Приложение А 68
Приложение Б 69
Приложение В 73
Приложение Г 76
Приложение Д 77
Приложение Е 78
Приложение Ж 79
Приложение 3 80
Приложение И 801
Научно-технический прогресс ставит перед образованием новые, все более сложные задачи, связанные обучением и воспитанием молодого поколения и одновременно порождает более совершенные средства и технологии. Наиболее многообещающими среди них являются информационные технологии и их материально-техническая составляющая - компьютер. Будучи основным средством информатизации общества, информационные технологии являются перспективным инструментом перестройки и конструирования системы образования.
Нормативные документы министерства образования Российской Федерации опосредованно подтверждают, что на сегодняшний момент цель обучения информатики в образовательных учреждениях связана с развитием компьютерной грамотности и информационной культуры обучающихся. Но вся совокупность сложившихся целей и задач курса информатики не отражает в полной мере развития процесса информатизации и в глубоко недостаточной мере интегрирует современные мировые тенденции развития общества и образования, связанных с медиатизацией образовательной системы. В связи с изложенным, становится очевидным, что цели базового курса информатики могут быть модернизированы и ориентированы и на включение в себя нового вида грамотности - медиаграмотности. Это позволит обучающимся активно включать медиаинформацию в свою учебную деятельность.
Среди разнообразия педагогических методов преподавания и изучения медиаграмотности существует метод научного изыскания и создание информационного и медиа продукта. Ко всему прочему, содержательный раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования предполагает одним из путей формирования универсальных учебных действий включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая может осуществляться в рамках реализации программы учебно-исследовательской и проектной деятельности. Программа ориентирована на использование в рамках урочной и внеурочной деятельности для всех видов образовательных учреждений организаций при получении основного общего образования.
Таким образом, проблема исследования заключается в поиске способов и средств формирования элементов медиаграмотности обучающихся в базовом курсе информатики с помощью проектно-исследовательских заданий.
Объектом исследования выступает процесс формирования элементов медиаграмотности обучающихся в базовом курсе информатики.
Предметом исследования выступают проектно-исследовательские задания как средства формирования элементов медиаграмотности обучающихся.
Целью исследования является разработка и обоснование способов и средств формирования элементов медиаграмотности обучающихся в базовом курсе информатики с помощью проектно-исследовательских заданий.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
a) Поиск и анализ научно-методической литературы по проблеме формирования элементов медиаграмотности обучающихся средней школы.
b) Описание особенностей проектно-исследовательских заданий,направленных на формирование элементов медиаграмотности.
c) Отбор тем базового курса информатики, в рамках которых возможно формирование элементов медиаграмотности.
d) Разработка комплекта проектно-исследовательских заданий, направленных на формирование элементов медиаграмотности.
e) Апробация разработанных заданий и анализ ее результатов.
Гипотеза исследования: проектно-исследовательские задания будут способствовать формированию элементов медиаграмотности обучающихся средней школы, если:
- В базовом курсе информатики возможно внедрение предлагаемых проектно-исследовательских заданий в тематические разделы
- Обучающиеся средней школы заинтересованы в выполнении проектно-исследовательских заданий
При решении поставленных задач были использованы следующие теоретические и практические методы исследования: теоретический анализ и синтез понятий, анализ педагогической литературы, оперируемой в исследовании, анализ нормативно-правовой базы образовательной и конституционной среды, анализ имеющихся методических разработок по формированию медиаграмотности, анализ содержания базового курса информатики, разработка проектно-исследовательских заданий,педагогический эксперимент и его обработка, разработка методических рекомендаций по применению проектно-исследовательских заданий.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «ЛИЛЕЙ» г. Лесосибирска, 7-8 классы.
Практическая значимость исследования заключается в внедрении в базовый курс информатики МБОУ «ЛИЛЕЙ» г. Лесосибирска разработанных проектно-исследовательских заданий, направленных на формирование элементов медиаграмотности обучающихся, что подтверждается наличием справки от руководства образовательного учреждения (см. Приложение А) и разработке методических рекомендаций для учителей информатики, посвящённых использованию проектно-исследовательских заданий, направленных на формирование медиаграмотности (см. Приложение Б).
Разработанные нами проектно-исследовательские задания посвящены вопросам медиатизации образования.
В рамках исследования нами была достигнута цель, подтверждена выдвинутая гипотеза, получены положительные результаты в решении поставленных задач:
- В результате анализа научно-методической литературы по проблеме формирования элементов медиаграмотности обучающихся средней школы была изучена и синтезирована педагогическая литература, проанализированы нормативно-правовой базы образовательной и конституционной среды, имеющиеся методические разработки по формированию медиаграмотности.
- Описаны особенности проектно-исследовательских заданий, направленных на формирование элементов медиаграмотности, выявлены различия и соотношения понятия проектирование и исследование, проанализированы имеющиеся разработки проектно-исследовательских заданий в информатике.
- Проанализировано содержание тем базового курса информатики, в рамках которых возможно формирование элементов медиаграмотности.
- В качестве теоретической составляющей исследования, разработан комплект проектно-исследовательских заданий и методические рекомендации для учителей информатики по формированию медиаграмотности.
- Проведена апробация разработанных заданий и анализ ее результатов.
1. What is Media Literacy? AMLA's Short Answer and a Longer Thought [Электронный ресурс] : Center for Media Literacy. - AMLA, 2001. - Режим доступа:http://www.medialit.org/reading-room/what-media-literacy-amlas-short-answer-and-longer-thought.
2. Duncan, B. Media Literacy: Resource Guide / B. Duncan // Toronto. Ontario: Ministry of Education, 1989. - 7 p.
3. Александрийская декларация об информационной грамотности и образовании на протяжении всей жизни (Принято в Александрийской библиотеке, Александрия) от 9.11.2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.mediagram.ru/netcat_files/106/104/h_ec60754734ee46f439db048705afd47c
4. Арутюнов, Г. А. Анализ понятия медиаграмотности как составляющей информационной грамотности личности / А. Г. Арутюнов // Вестник РМАТ : Педагогика профессионального образования. - 2013. - №1. - С. 91-93.
5. Белова, Т. Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании / Т. Г. Белова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - С. 33-34.
6. Бухтенокова, И. С. Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся / И. С. Бухтенкова // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - №3. - С. 8-9.
7. Вохменцева, Е. А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей / Е. А.Вохменцева // Молодой ученый - 2011. - С. 58-65.
8. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III)) от 10.12.1946
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //www.un.org/ru/documeHts/decl_ conv/declarations/declhr.shtml
9. Гендина, Н. И. Информационная культура и медиаграмотность в России / Н. И. Гендина // Информационное общество. - 2013. №4. - С. 77-83.
10. Громыко, Ю. В. Исследование и проектирование в образовании / Ю. В. Громыко, Н. В. Громыко // Школьные технологии. - 2005. - №2. - С. 66-69.
11. Грюнвальдская декларация ЮНЕСКО по медиаобразованию (принята на международном симпозиуме ЮНЕСКО по медиаобразованию) от 22.01.1982.
12. Демидова, Т. И. Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках информатики / Т. И. Демидова // Комсомольск-на- Амуре: МОУ СОШ № 7.
13. Дубовер, Д. Медиаграмотность: как жить в медиамире : учебное
пособие / Д. Дубовер. - Ростов-на-Дону : Областной центр медиаграмотности, 2015 г. - 71 с.
14. Жилавская, И. В. Интерактивная (журналистская) модель медиаобразования / И. В. Жилавская // Медиаскоп. - 2008. - №2.
15. Залагаев, Д. В. Развитие медиаграмотности учащихся в процессе обучения информатике : диссертация / Д. В. Залагаев. - Омск: ОГПУ, 2005. - 150 с.
16. Испеньков, А. Н. Проектно-исследовательская деятельность в области информатики как средство самореализации и творческого развития современных школьников / А. Н. Испеньков // Непрерывное образование: XXI век. - 2014. - С. 1-16.
17. Киуру, К. В. Медиаграмотность как социокультурная проблема: интерактивные методы формирования / К. В. Киуру, Е. Е. Попова // Вестник культуры и искусств. - 2016. - №3. С. 60-65.
18. Коненкова, Г. Л. Проектная деятельность в обучении информатике и ИКТ как один из способов формирования ключевых компетентностей учащихся / Г. Л. Коненкова // Интернет-журнал «Эйдос». - 2012. - №3.
19. Лерман, С. П. Проект как одна из современных технологий
обучения [Электронный ресурс] / С. П. Лерман // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - 2006. - Режим доступа:
http: //festival .1 september.ru/articles/414629/.
20. Литвинов, О. Исследовательская и проектная деятельность [Электронный ресурс] / О. Литвинов // Ступени науки. - Режим доступа: http://stupeni.399sch.ru/?page_id=2
21. Маринина, В. С. Сетевые образовательные программы как способ формирования и совершенствования медиа- и информационной грамотности / В. С. Маринина, А. А. Биландеберк // Инновационные технологии в науке и образовании. - 2016. - №2. С. 170-173.
22. Основы медиаграмотности и навыки безопасного использования Интернета и мобильной (сотовой) связи [Электронный ресурс] : статья о научно-исследовательской деятельности. - Режим доступа:http://kolp-inkschool .edu.tomsk.ru/roditelyam-3/.
23. Падикова, М. В. Проектная деятельность в школе [Электронный
ресурс] / М. В. Падикова // Фестиваль педагогических идей
«Открытый урок», 2011. - Режим доступа:
http://festival .1 september.ru/authors/102-719-890.
24. Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «Об утверждении критериев медиаграмотности и методики оценки уровня медиаграмотности населения» от 28. 07. 2014 №226. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=595743#0
25. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования от 28.06.2016. № 2/16-3. 132-134 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http: //www. meto dist.lbz.ru/iumk/informatics/npo -spo.php
26. Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» 5-9 класс от 30.07.2014 №238/2 117с.
27. Романов, К. М. Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках информатики [Электронный ресурс] / К. М. Романов. - Режим доступа:http: //pandia.ru/text/79/376/57856. php.
28. Сафина, Л. Н. Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в условиях перехода на ФГОС [Электронный ресурс] / Л. Н. Сафина // МБОУ СОШ №9. - 2014. - Режим доступа: http://Hsportal.ru/shkola/algebra/library/2014/04/05/orgaHizatsiya-proektHoy-i-issledovatelskoy-deyatelnosti.
29. Стернин, И. А. Медиаграмотность в структуре грамотности современного человека / И. А. Стернин // Вестник ВГУ. - 2013. - №2. - С. 209-211.
30. Суховиенко, Е. А. Проблемы применения метода проектов в процессе формирования ключевых компетенций на уроках информатики и ИКТ / Е. А. Суховиенко, С. В. Чарыкова // Мир науки, культуры, образования. - 2011. №6. С. 238-240.
31. Туоминен, С. Педагогические аспекты формирования медийной и информационной грамотности [Электронный ресурс] / С. Туоминен, С. Котилайнен // Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. - 2012. - Режим доступа: http://ru.iite.uHesco.org/publicatioHs/3214708/.
32. Уилсон, К. Медийная и информационная грамотность: программа обучения педагогов / К. Уилсон, А. Гриззл. Париж: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2012. - 199 с.
33. Федоров, А. В. Медиаобразование и медиаграмотность : учеб. пособие / А. В. Федоров. Таганрог : Изд-во кучма, 2004. - 340 с.
34. Хлызова, Н. Ю. Медиаобразование и медиакомпетентность в эпоху информационного общества / Н. Ю. Хлызова // Психология и педагогика. - 2010. С. 188-190.
35. Цыбикова, Т. С. Организация проектно-исследовательской деятельности школьников с использованием информационно- коммуникационных технологий / Т. С. Цыбикова // Вестник Бурятского государственного университета. - 2014. - №15. - С. 57-60.