Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование комплекта программируемых роботов при обучении информатике

Работа №28042

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1295
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1 Теоретическое обоснование использования комплекта
программируемых роботов при обучении информатике 8
1.1 История развития робототехники 8
1.2 Оборудование комплекта программируемых роботов при
обучении информатики 12
1.3 Использование комплектов программируемых роботов в
образовательной сфере 24
2 Применение конструкторов Lego Mindstorms на уроках
информатики 32
2.1 Содержание понятия «Дидактический материал» в педагогической литературе, классификация и виды дидактических материалов 32
2.2. Анализ учебной и методической литературы по
использованию комплекта программируемых роботов при обучении информатике 39
2.3. Апробация методических материалов по использованию
конструктора Lego Mindstorms «Алгоритмизация и программирование». 42
Заключение 51
Список используемых источников 53
Приложение A 59

Современную жизнь очень сложно представить без использования механических и робототехнических устройств. Интенсивный переход к автоматизации обуславливает все более глубокое внедрение мехатроники и робототехнических технологий в различные области человеческой деятельности: роботы-пылесосы, роботы-мойщики окон, всевозможные радиоуправляемые игрушки, коптеры, «умный дом».
Слово «робот» (от словацкого слова «rabota» - тяжкий труд, каторга, барщина) вышло из-под пера чешского фантаста Карела Чапека, написавшего в 1920 году пьесу «Р. У. Р.» - «Россумские Универсальные Роботы». Пьеса рассказывает о бунте человекоподобных машин - андроидов. Действие происходит на фабрике, изготавливающей «искусственных людей», выращенных не механическим, а химическим способом из тканей и органов. Первым настоящим аграрным роботом стал Unimate (1961 г.) -
роботизированная рука, использовавшаяся корпорацией General Motors при производстве автомобилей. Итак, робот - это механизм, который можно программировать выполнять разнообразные виды движений, реагировать на внешние раздражители и осуществлять всяческие работы и задания. Действиями робота управляет микропроцессор, который запрограммирован в соответствии с поручением, и который можно перепрограммировать на осуществление нового задания [33]. Машины, которые выполняют только одно задание и не могут быть переобучены, настоящими роботами не являются. Такие устройства называют автоматами (примерами служат микроволновые печи, кофеварки и т.д.).
Слово «robotics» (робототехника) было впервые использовано в печати писателем Айзеком Азимовым в научно-фантастическом рассказе «Лжец», опубликованном в 1941 году. Он же в рассказе «Хоровод» (1942) предложил три закона робототехники - правила поведения для роботов:
1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.
3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам.
Робототехника - это область техники, связанная с разработкой и применением роботов и компьютерных систем управления ими. Робототехника опирается на такие дисциплины, как механика, физика, электроника, математика и информатика [37].
Образовательная робототехника - это новое междисциплинарное направление обучения, интегрирующее знания о физике, мехатронике, технологии, математике, информатике. Образовательная робототехника может служить уникальным инструментом обучения, который помогает сформировать заманчивую для детей учебную среду с практически значимыми и занимательными мероприятиями, подкрепляющими интерес обучающихся к изучаемым предметам [39].
Пока образовательная робототехника распространена в основном в области дополнительного образования, и потому слабо формализована методически. Такое образование зачастую не требует строго прописанных учебных программ. Вместе с тем, классические учебные программы, в условиях дополнительного образования, с использованием роботов становятся неактуальными, поскольку роль учителя меняется. Отсюда следует вывод, что основные усилия должны быть приложены к разработке не столько нового аппаратного или программного обеспечения для занятий образовательной робототехникой, сколько к разработке учебных материалов и программ, где была бы грамотно представлена роль преподавателя.
В сети Интернет можно найти большое количество публикаций об опыте использования средств робототехники в учебном процессе и внеурочной деятельности. Вместе с тем, количество методического материала и учебных пособий по теме применения образовательных конструкторов Lego на уроках информатики, весьма ограниченное.
Робототехника в российском образовании осваивается учащимися в школьных кружках, а также на элективных курсах посредством образовательных конструкторов: Lego WeDo, Lego Mindstorms NXT, Lego Mindstorms EV3, Fischertechnic, Arduino, Roborobo, Bioloid и др. При этом конструктор Lego Mindstorms NXT является наиболее распространённым, поскольку позволяет решать широкий класс задач для школьников разных возрастов (от 7 до 18 лет). В настоящее время, с появлением новых летательных роботов, стали появляться занятия по управлению всевозможными коптерами, которые впоследствии помогут развить профессиональные качества обучающихся. Различные занятия направленны на подготовку «операторов», готовых управлять коптером в разных условиях.
Объект исследования: робототехника в учебном процессе.
Предмет исследования: особенности применения комплекта программируемых роботов при обучении информатике.
Цель дипломной работы: Разработать и апробировать электронное приложение по применению комплекта программируемых роботов при обучении информатике.
Объект, предмет и цель исследования определили его ведущие задачи:
1. Проанализировать учебную и методическую литературу по теме выпускной квалификационной работы;
2. Раскрыть историю развития робототехники и ее место в системе наук;
3. Рассмотреть оборудование для изучения образовательной робототехники;
4. Рассмотреть применение комплекта робототехники на уроках информатики;
5. Разработать электронное приложение и методические рекомендации по применению комплекта программируемых роботов Lego Mindstorms при обучении информатике;
6. Провести апробацию электронного приложения с обучающимися МБОУ «Гимназия» г. Лесосибирска.
Для решения задач использованы следующие методы:
1. Изучение научной и учебно-методической литературы по теме исследования;
2. Сбора эмпирических данных: наблюдение.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников и электронного приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современные требования ФГОС хорошо согласуются с базовыми принципами организации деятельности школьников при работе с робототехническими комплексами. Конструирование, моделирование и программирование роботов отличается высокой степенью творчества, самостоятельности, коммуникации в группе. У обучающихся формируются компетенции, необходимые современному школьнику.
В ходе выполненной работы были решены все поставленные задачи, а именно:
1. Проанализирована учебная и методическая литература по теме выпускной квалификационной работы;
2. Раскрыта история развития робототехники и ее место в системе наук;
3. Рассмотрены возможности наиболее распространенных образовательных конструкторов Lego, Tetrix, Matrix, Fischertechnic, Arduino, Roborobo и Bioloid;
4. Рассмотрено применение комплекта робототехники на уроках информатики;
5. Разработан электронный ресурс для уроков информатики с использованием образовательных конструкторов Lego по различным темам раздела «Алгоритмизация и программирование», в том числе по темам: «Математические функции при записи арифметического выражения», «Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. Присваивание» и др.;
6. Проведена апробация методических разработок по использованию конструктора Lego Education EV3, Lego Education NXT на уроках информатики по различным темам раздела «Алгоритмизация и программирование».
Анализ результатов апробации показывает, что программируемые образовательные робототехнические устройства целесообразно использовать в средних и старших классах, тогда робот может быть использован на уроках информатики как исполнитель. В таком случае он будет является частью практики. Используя наборы, обучающиеся будут гораздо быстрее усваивать материал, даваемый на предмете информатики, в особенности быстрее разбираться в теме «алгоритмизация и программирование».



1. Jesse Russel, Ronald Cohn, Vex Robotics Design System -издатель Книга по Требованию, 2016 - с.90;
2. Адаменко, А.С. Творческая техническая деятельность детей и подростков и библиотека [Текст] / А.С. Адаменко // Актуальные вопросы библиотечной работы: теория и практика: учебносправочное пособие. - Москва: Издательский центр «Академия», 1986. - с. 56-65;
3. Белиовская, Л.Г. Программируем микрокомпьютер NXT в LabVIEW/ Л.Г. Белиовская, А.Е. Белиовский. -Москва: ДМК Пресс, Москва, 2010. - с. 280;
4. Белионовская, Л.Г. Использование Lego-роботов в инженерных проектах школьников / Л.Г. Белионовская, Н.А. Белиовский - Москва: ДМК Пресс, 2016 - с. 88;
5. Власова, О.С. Технологии образовательной робототехники как средство освоения предметной области «Математика и информатика»/ О.С. Власова // Начальная школа плюс До и после. -2014. -№10. -С.61-67.
6. Волкова, О.В. Техническое моделирование как реализация творческого потенциала учащихся [Текст] / О.В. Волкова // Дополнительное образование. - 2016. - № 9. - с. 29-33;
7. Воронина, И.В., Воронин И.В. Элементы робототехники в базовом
курсе информатики. [Электронный ресурс] URL:
http: //metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/voron-inf-robototehnika. pdf. Дата обращения: 20.05.18;
8. Всероссийская конференция «Обеспечение преемственности как
условие получения нового образовательного результата в контексте принятия Федерального государственного образовательного стандарта»[Текст] //
Начальная школа. Плюс до и после.- 2010.- № 2.- С.3 - 6;
9. Всероссийский учебно-методический центр образовательной
робототехники [Электронный ресурс]. -Режим доступаййр://фгос-игра.рф/;
10. Вяткин, А. А. Демонстрационные и лабораторные работы по физике с использованием робототехнических наборов и современного цифрового оборудования» по использованию робототехники и современного цифрового оборудования в рамках раздела курса «Механика» 2016 - Пермь: ПГГПУ;
11. Головин, В. А. Возможности изучения алгоритмизации и программирования на основе взаимодействия языка кумир и робота Lego Mindstorms EV3/ Е.В. Киргизова, В.А. Головин, Д.Н. Пестов/ Сборник статей Международной научно-практической конференции.- 2016 - с. 142-146;
12. Головин, В. А. Робототехника как инструмент социализации студента / В.А. Головин, К. Ю. Адамкевичус, A. A Ворошилова / сборник статей VIII Международного научно-практического конкурса: в 2 частях. Издательство: "Наука и Просвещение" (Пенза) - 2017 - с. 192-194;
13. Головин, В. А. Робототехнические системы как инновационное средство изучения основ алгоритмизации и программирования / Е.В. Киргизова, В.А. Головин, Д.Н. Пестов/ Сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2016 - с 146-148;
14. Дистанционный курс «Lego Mindstorms NXT: основы конструирования и программирования роботов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://leaming.9151394.ru/course/view.php?id=280;
15. Ершов, М. Г. Возможности использования образовательной робототехники в преподавании физики //Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV междунар. науч. конф. - Пермь, 2013;
16. Жимарши, Ф. Сборка и программирование мобильных роботов в домашних условиях. Ф. Жимарши, 2008;
17. Злаказов, А. С. Уроки Лего-конструирования в школе: методическое пособие / А.С. Злаказов, А.Г. Горшков, С.Г. Шевалдина. - М: БИНОМ. Лаборатория знаний. - 2013. - с. 120;
18. Официальный сайт компании Lego Mindstorms [Электронный ресурс] - URL: http://mindstorms.lego.com(дата обращения 21.05.2018);
19. Ииси, Т. Мехатроника / Т.Ииси, И.Симояма, Х.Иноуэ [и др]; пер. с япон. -Москва: Мир, 1988. - с. 318;
20. Информатика. Универсальный справочник. / И.А. Трофимова, О.В. Яровая. -2010. - с. 288;
21. Конспект урока «Слепые солдаты войны» [Электронный ресурс] -
URL: http:/^roc-Hrpa^/nachalnoe-obshchee-obrazovanie/uroki/1697-
konspekturoka-slepye-soldaty-vojny (дата обращения 17.02.2018);
22. Колосов, Д.Г. Первый шаг в робототехнику: практикум для 5-6 классов / Д.Г. Колосов // - Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - с. 286;
23. Котюк, А.Ф. Датчики в современных измерениях / А.Ф. Котюк. - Москва: Радио и Связь, Горячая линия -Телеком, 2006.- с. 96;
24. Лабутин, В.Б. Развитие инженерной и информационной культуры в
рамках обновленного содержания предмета «Технологи» [Электронный ресурс]. URL: http://metodist.lbz.ru/authors/techologia/3/obr-rob.pdf. (дата обращения: 20.05.18);
25. Ловин, Д. Создаем робота-андроида своими руками / Д. Ловин; пер. с англ. Г. Мельникова.- Москва: Издат. дом «ДМК Пресс», 2007.- с. 312;
26. Мусаев, К.Ф. Особенности организации и развития творческой технической деятельности учеников учителями технологии / К. Ф. Мусаев // Вестник РУДН. Сер. Педагогика и Психология. - 2013. - № 3. - с. 135-141;
27. Накано, Э. Введение в робототехнику / Э.Накано; пер. с яп. А.Н. Логинов, А.М. Филатов.- Москва: Мир, 1998.- с. 334;
28. Никитина, Т.В. Образовательная робототехника как направление инженерно-технического творчества школьников: учебное пособие / Т.В. Никитина. -Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. Ун-та, 2014. - с. 169;
29. О встраивании робототехники в образовательный процесс в образовательных учреждениях Челябинской области в 2010-2011 учебном году. Приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 23.08.2010г. № 103/3976 [Электронный ресурс]. -Режим доступа http://oimozlat.edusite.ru/DswMedia/vstraivanierobototexnikivobrazovatel-nyiyprocess.pdf;
30. Образовательная робототехника в начальной школе: учебно- методич. пособие / В.Н. Халамов (рук.) [и др.]. -Челябинск: Взгляд, 2014. - с. 152;
31. Образовательная робототехника во внеурочной деятельности: учебно-методическое пособие / В.Н. Халамов (рук.) [и др.]. -Челябинск: Взгляд, 2014. - с. 96;
32. Образовательная робототехника. Методическое пособие. / Составитель Бояркина Ю.А. Тюмень: ТОГИРРО, 2013, с. 8-10;
33. Образовательная робототехника: дайджест актуальных материалов / ГАОУ ДПО «Институт развития образования Свердловской области»; Библиотечно-информационный центр; сост. Т. Г. Попова. - Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ПРО», 2015. - с. 70;
34. Опалева, Д.А. Языки программирования и методы трансляции / Д.А. Опалева, В.П. Самойленко. -Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2005. - с 480;
35. Официальный сайт компании Lego [Электронный ресурс]. -Режим доступа:http://mindstorms.lego.com;
36. ПервоРобот NXT: Экоград. Комплект заданий: книга для учителя / The LEGO Group. -Дания: EICOM ApS, 2011. - с. 102;
37. Поляков, К.Ю., Еремин Е.А. Робототехника // Информатика, № 11, 2015, с. 4-11;
38. Предко, М. 123 эксперимента по робототехнике / М. Предко; пер. с англ. В.П. Попова -Москва: НТ Пресс, 2007.- с. 544;
39. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - Москва: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999;
40. Руководство пользователя. Lego Mindstorm Education EV3 .The LEGO GROUP.- 2013.- c. 98;
41. Семенова, Г.В. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников [Текст] / Г.В. Семенова // Начальная школа. - 2007. - Авт. (№ 15). - с. 38-40;
42. Смолянинова, О.Г. Технология электронного портфолио в образовании: российский и зарубежный опыт: монография / О. Г. Смолянинова. — Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. — с. 332;
43. Смолянинова, О.Г. Современные информационные технологии образования. Электронный портфолио: учеб. Пособие / О. Г. Смолянинова, Е. В. Достовалова, О. А. Лукьянова // Красноярск: ИПК СФУ, 2009. 134 с.
44. Синебрюхова, В.Л. Применение образовательной робототехники в процессе формирования у детей младшего школьного возраста учебной мотивации к техническим видам деятельности [Электронный ресурс] / В.Л. Синебрюхова, А.Т. Мамедова // VIII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум 2016». - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2016/1448/16772;
45. Ситаров, В.А. Дидактика. Учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений/Под ред. В. А. Сластенина - 2-е изд., стереотип- Москва: Издательский центр «Академия», 2014.- с. 368;
46. Терехов, Н.А. Образовательный кибернетический конструктор для использования в школах и вузах [Электронный ресурс] -Н.А. Терехов, Р.М. Лучин, С.А. Филлипов. - Режим доступа http://www.math. spbu.ru/user/ant/All_articles/096_Terekhov_Filipov_Luchin_robots.pdf;
47. Устройства управления роботами. Схемотехника и программирование. Предко Москва, 2014;
48. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс] -Режим доступаhttp: //standart.edu.ru;
49. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «221000 Мехатроника и робототехника (квалификация (степень)” бакалавр”)» утвержден приказом МОиН РФ №545 от 9 ноября 2009 года [Электронный ресурс]. -Режим доступа http://www.edu.ru/db-minobr/mo/ Data/d_09/prm545- 1.pdf;
50. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Мин-во образования и науки Рос. Федерации.- Москва: Просвещение, 2010- 31с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-022995-1. - С. 21-22;
51. Филиппов, С.А. Основы робототехники на базе конструктора Lego Mindstorms NXT. Занятие 5. Движение по линии / С.А. Филиппов // Компьютерные инструменты в школе. -№5. -2014. -С.34-43. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://technocontext.ru/
52. Филиппов, С.А. Робототехника для детей и родителей / С.А. Филиппов. -Санкт-Петербург: Наука, 2013. - с. 319;
53. Халамов, В. Н. Образовательная робототехника на уроках информатики и физики в средней школе - Челябинск: Взгляд, 2011;
54. Юревич, Е.И. Основы робототехники / Е.И. Юревич.-2-е изд., перераб. и доп .-Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2015.- с. 416;
55. Яценков, В.С. Твой первый квадрокоптер: теория и практика. - Санкт-Петербург: БХВ-Петербург 2016. - с. 256;


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ