Введение
1. Особенности продвижения зимнего вида спорта в России 14
1.1 Продвижение спорта как социального феномена российского
общества 14
1.2 Маркетинговый анализ рынка спортивной сферы в России (на примере
зимнего вида спорта) 24
2. PR-технологии как эффективный инструмент продвижения спортивных
мероприятий 36
2.1 Связи с общественностью как актуальный тренд в спортивной
индустрии 36
2.2 Особенности продвижения зимнего вида спорта средствами Public
Relations 47
3. Разработка PR-мероприятия для Универсиады 2019 55
3.1 Актуальность применения PR-технологий в продвижении зимних
видов спорта: экспертная 55
3.2 Проект PR-мероприятия для Универсиады 2019 59
Заключение 69
Источники использованной литературы 71
Приложение А 77
Приложение Б 78
Приложение В 85
Приложение Г 100
Современное общество сложно представить без рекламы и Public Relation. Но ещё сложнее без спортивной индустрии. Спорт — это часть человека и его жизни. На сегодняшний день спортивная сфера развивается изо дня в день и является показателем экономической стабильности и развитости в любой стране. Но стоит отметить, что индустрия спорта выполняет также социальную функцию - популяризирует здоровый образ жизни и пропагандирует физическую культуру. Именно поэтому для развития и привлечения внимания к спорту важную роль играют PR - технологии. Их применение направлено на то, чтобы человек заинтересовался спортом. Достигается это все благодаря необычным элементам привлекательности, которые имеют завлекающий маневр. В данном случае PR-технологии являются неотъемлемым инструментом продвижения спортивной сферы в России, а конкретнее именно зимних видов спорта.
История спорта в России показывает, что PR-технологии сыграли важную роль в становление и продвижение спорта в стране. Ещё в древние времена начала появляться первая пропаганда спортивной деятельности, благодаря которой люди начали узнавать, что такое спорт и прививать к нему интерес. А вот уже в Советский период спорт стал массовым увлечением для всей страны и его продвижение по средствам PR-технологий было абсолютно на всех каналах средств массовой информации.
Современное общество достаточно легко поддается влиянию PR -технологий. Ведь благодаря тому, что спортивная деятельность постоянно транслируется в обществе, через показ крупных спортивных соревновании, развлекательных программам на телевидение, возрастает интерес к массовому спорту в несколько раз. Важно отметить, что в России чаще всего развлекательные программы направлены на продвижение зимних видов спорта. Значит спорт как массовый продукт излюблен обществом. Все чаще в спортивной сфере стали прибегать к помощи PR-служб, пресс- секретарей и менеджеров, благодаря которым спортивная сфера в Российской Федерации стала одной из самых спонсированных.
Поэтому для специалистов в спортивной сфере важно понимать, почему PR так важен в спортивной индустрии, благодаря каким инструментам PR - технологий спортивные мероприятия будут иметь большой интерес у общества. Нужно точно знать, что нравится обществу, а что они будут категорически отвергать. На сколько красочным и понятным должны быть сообщения, которые будут повышать интерес к спортивной индустрии. Важно понимать, кто является основной целевой аудиторией, на кого будут направлены выбранные инструменты PR-технологий. Поэтому необходимо ответить на вопрос, какие инструменты PR-технологий, применяются в продвижении зимних спортивных мероприятий.
Объект исследования
Объектом исследования является продвижение зимних видов спорта в России.
Предмет исследования:
Предметом исследования выступают технологии Public relations.
Степень научной разработанности.
Проведя анализ зарубежной и отечественной литературы по изучению спорта и его продвижению, можно сделать вывод, что на сегодняшний день отрасль спорта и применение PR-технологий являются популярной темой для изучения. Многие ученые и специалисты в области спорта пытаются разобраться как повлиять на потребительское решение, как смотивировать человека, чтобы ему захотелось заниматься спортом используя инструменты продвижения.
Public Relations как наука была открыта более века назад, и за все это время уже многие выдающиеся специалисты и учёные внести огромный вклад в его развитие. Разработкой системы PR занимались такие учёные и практики как Ф. Котлер, Э. Райс, Д. Траут, Г. Почепцов, Ф. Дженкинс, Д. Ядин, В. Громова, А. Мирошниченко, И. П. Яковлев, И. Алешина, Е. Блажнов, С. Блэк, В. Горохов, В. Комаровский, Д. Маркони.
Эл Райс и Джек Траут внесли неоценимый вклад в формирование PR, а их теория позиционирования до сих пор пользуется огромной популярностью и доверием практиков в сфере с связей с общественностью. Блэк С. — британский автор в книге «Паблик рилейшнз» объясняет истинную природу практики PR, как средства эффективного общения и расширения взаимопонимания. Он подробно излагает теорию и практику предмета, и множество различных путей их применения. Профессор Блэк подчеркивает, что успех в сфере PR можно достигнуть только на основе широкого опыта и высоких этических стандартов. Китчен Ф. утверждает, что PR есть двусторонняя коммуникативная функция, помогающая достичь социально-значимых целей компании. Авторы Аги У., Фрэйзер С., Юэн С. исследуют историю становления PR в связи с влиянием экономических, политических и социальных изменений в обществе.
У Н. В. Абельмаса в работе «Универсальный справочник по Паблик Рилейшнз» PR выступает новым инструментом продвижения услуг, а также говорится о правильном его использовании. К. Хундхаузен, в свою очередь, рассматривал PR как инструмент интерпретации и интеграции. А. Сентеар и Г. Брума в своей работе определяют PR, как функцию управления, способствующую налаживанию или поддержанию взаимовыгодных связей между организацией и общественностью.
Д. Филлипс в своей книге «PR в Интернете» дает обзор и оценку новой среды общения - интернета, выявляет его возможности и механику использования. Оливер С. в «Стратегии в паблик рилейшнз» рассматривает огромное число моделей стратегического управления, возникших в последние несколько лет в условиях рынка электронной коммерции и интернета. Книга Уилкокса Д. «Как создавать PR-тексты и эффективно взаимодействовать со СМИ» обучает новым технологиям электронных и спутниковых средств связи, созданию компьютерных графиков, использованию интернета и др.
Рассмотрим научные труды отечественных исследователей, которые так же занимались исследованием Public Relations и развитием PR-технологий в спортивной индустрии. Благодаря этому, можно рассмотреть западные и отечественные точки зрения в изучение одной области.
Рассмотрением особенностей работы Public Relations в организациях занимался И. П. Яковлев. В книге «Паблик Рилейшнз в организациях» он даёт краткую характеристику связям с общественностью и тому, при каких условиях происходило их формирование, а также рассматривает специфику работы PR в разных сферах деятельности - политике, экономике, культуре.
Первопроходцами в области изучение PR-технологий можно считать отечественных ученых, В. Ф. Кузнецова и Д. П. Гавру. В. Ф. Кузнецов определяет PR-технологии, как постоянная последовательность приемов и способов деятельности, которые будут направлены на эффективную реализацию поставленных целей и задач. В данном смысле технологии — это не просто перечень оптимальных и эффективных действий, но и способ усиления контроля за процессом достижения целей, форма управления этой деятельностью.
Д. П. Гавра в своей работе рассматривает PR-технологию как некий вид социально-коммуникативной технологии. Социально-коммуникативная технология (СКТ) определяется автором, как некий план действий, которая направлена на решение какой-либо социальной важной задачи. То есть по Д. П. Гавра PR-технологии — это реализуемая средствами PR
Что же касается проблематики спорта и Public Relations, то исследованиями в данной области занимались такие исследователи как Базылева, Я., Таболин, А. Базылева, Я в своем исследовании рассматривает историю связей с общественностью в спорте, особенности PR в спортивной сфере, современные PR-технологии в спорте, взаимодействие спорта и связей с общественностью. Работа Таболин, А. «Особенности PR в спорте» посвящена исследованию и изучению PR спортивных событий (соревнований, шоу) как экономически выгодных мероприятий, анализу спорта и спортивных мероприятий, как массового товара, его специфики.
В своей книги Бич Дж. «Маркетинг спорта» рассказывает о спорте, о разработках и продвижении спорта, о потребительском отношении.
Абабков, Ю. Н., Абабкова, М. Ю., Филиппова, И. Г. в своей книги «Реклама в туризме» говорят о важности рекламы, её применение и как она влияет на потребителей в сфере туризма. А в книги «Маркетинг туризма» описывают маркетинговые подходы, мотивационные основы туристического спроса, а также модели потребительского поведения.
В книге «Эффект Олимпийских игр. Как спортивный маркетинг создает сильные бренды.» Дэвиса говорится о том, как благодаря маркетингу создать сильные бренды в спорте, которые положительно будут влиять на потребительский выбор.
Дурович, А. П. в своей работе «Маркетинг в туризме» описывает факторы и мотивы, которые влияют на потребительское решение. А также дает возможность понять, как принимается решение при выборе туризма.
В работе Лесникова, Г. Н. «Мотивация и ценностные ориентации студента в сфере формирования потребности в физическом
самосовершенствовании» говорится о том, как правильно сформировать вкус и отношение к спорту.
Морозов, М. в «Рекламе в социально-культурном сервисе и туризме» описывает важность роли рекламы в продвижении туризма, какая бывает реклама и чем она может привлечь потребителя, основные инструменты продвижения.
Лукашенко, М. А. в своем труде «PR: Теория и практика» также уделяет внимания связям с общественностью в спорте, рассматривает особенности применения PR-технологий в данной сфере, роль и значение PR в деятельности спортивной организации, целевые группы общественности, приводит примеры успешных PR-акций в спорте.
Систематизированную информацию о PR в спорте дает Муртазина, Г. X. она рассматривает теорию связей с общественностью в спортивной сфере ещё начиная с истории взаимодействия PR и спорта, основных методов и приемов PR в спортивной сфере, и заканчивая благотворительностью и спонсорством в спортивной индустрии, поддержанием имиджа спортивных клубов и отдельно взятых спортсменов.
Бойков, Ю. в работе «PR-кампании Олимпийских игр» рассматривает развитие связей с общественностью в спорте, на примере Олимпийских игр, анализирует PR-сопровождение игр и PR-кампании начиная с середины XX века и до наших дней.
Связям с общественностью в спорте посвятил многие труды в своей статье «Работа с болельщиками и внешними организациями. PR-технологии в спорте» Галкин, В. В ней он анализируются все существующие модели поведения и технологии опросов болельщиков, рассматриваются множество PR-акции, которые в свою очередь направленны на среду болельщиков. А другая работа автора, которая называется «Использование интернет ресурсов в деятельности спортивных организаций» полностью посвящена изучению технологии, а главное правильному выстраивание коммуникаций между различными спортивными организациями и их потенциальными ЦА в сети интернет.
Можно сделать вывод, что Public Relations в спортивной сфере имеет значимость и в ней видна перспектива и востребованный интерес в Российской Федерации. При этом анализ изученных источников позволяет сделать вывод, что основные проблемы Public Relations в спорте в отечественной литературе не так и много, в основном только в периодике и на уровне комментариев авторитетных лиц, которые пишут статьи на данную тематику. Именно поэтому стоит сказать о том, что для решения поставленных задач ВКР необходимо комплексное изучение проблемы.
Цель и задачи исследования
Целью исследования является определение роли PR-технологий в продвижении зимних видов спорта в России (на материале Универсиады 2019).
Исходя из цели исследования, необходимо осуществление ряда задач:
1. Рассмотрение особенностей продвижения зимнего вида спорта в России;
2. Проведение анализа рынка спортивной индустрии;
3. Проведение количественного исследования для определения важности спорта в жизни общества;
4. Изучение PR-технологий как эффективного инструмента продвижения спортивных мероприятий;
5. Проведение социологического исследования на предмет выявления роли PR-технологий в продвижении различных мероприятий, посвященных Универсиаде 2019;
6. Разработка проекта PR-мероприятия для Универсиады 2019.
Методологические основы дипломной работы
Методологическую основу исследования составляют:
1. Теория коммуникации с целью выявления способов взаимодействия, с помощью которых создается, передается и принимается информация.
2. Теория Public Relations с целью изучения способов управления и создания коммуникации с общественностью, а также особенностей формирования общественного мнения.
3. Теория массовой коммуникации для исследования процесса донесения рекламной информации до целевых групп воздействия.
4. Теория рекламы как основа, содержащая базовые понятия, концепции и данные, необходимые для понимания процессов взаимодействия между объектом и субъектом рекламной коммуникации.
5. Теория маркетинга как основополагающая в моделировании направлений развития современного рынка спорта.
Кроме того, в работе применялись следующие методы:
1. Анализ существующих источников по рассматриваемой теме (метод научного анализа). Это поможет набрать необходимую теоретическую базу, на основе которой будет проходить дальнейшее исследование.
2. Моделирование на основе полученных данных авторского видения в раскрытии поставленной темы (метод моделирования).
3. Социологический метод исследования использован как один из элементов практической части. Необходимо отметить, что в процессе работы возможно использование как вторичных, так и первичных данных. В частности, ко вторичным данным будут относиться данные, собранные в процессе метода научного анализа, а к первичным - данные, собранные в процессе проведения исследования. Конкретными вариантами первичных данных будут являться количественные и качественные исследования. Количественным исследованием будет являться опрос, а качественным - проведение экспертного интервью.
4. Моделирование на основе полученных данных авторского видения в раскрытии поставленной темы (метод моделирования).
Гипотеза работы
Занятия спортом в современной России является востребованной социальной тенденцией. В связи с этим PR-технологии при продвижении зимних видов спорта излишни, так как спортивная индустрия достаточно популярна среди целевых потребителей.
Теоретическая и практическая значимость
Данное исследование полезно как с практической, так и с теоретической точки зрения, так как, необходимым конечным продуктом является механизм создания проекта для одного из мероприятий Универсиады 2019 с применением инструментов PR-технологий.
Теоретическая основа исследования будет эффективна для таких дисциплин как «Теория и практика связей с общественностью», «Менеджмент в спорте». Методика и результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения продвижения спортивной сферы в России посредствам PR-технологий.
Практическая значимость исследования заключается в реализации проекта, который был разработан автором для продвижения Универсиады 2019 и зимних видов спорта с использованием инструментов PR-технологий.
Научная новизна исследования
Новизна исследования связана с его актуальностью и заключается в определении важности применения инструментов PR-технологий, которые помогают в продвижении мероприятий, направленных на популяризацию зимних видов спорта. В работе проводится два социологических исследования, которые определили важность и перспективность применения PR-технологий. Среди имеющихся маркетинговых подходов в продвижении определяется роль и место PR-технологий в спортивной российской индустрии.
Содержание
Содержание данной дипломной работы отражает цель, задачи и предмет исследования, логику и содержание поставленных вопросов. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. В приложении представлены примеры рекламных плакатов продвижения спорта, результаты социологического опроса, данные экспертного интервьюирования, а также программа PR-продвижения мероприятия для Универсиады 2019.
В настоящее время спортивная индустрия занимает одно из первых мест среди востребованных сфер в жизни российского человека. Спорт, как социальный феномен, оказывает большое влияние на основные сферы жизнедеятельности. Он активно влияет на национальные отношения, деловую жизнь, формирует модные течения, меняет образ жизни людей.
История продвижения спортивной сферы свидетельствует о том, что спорт берет свое начало с древности и с каждым последующим этапом своего формирования становится востребование в обществе. Отметим, что спорт в России проигрывает в стратегических направлениях развития, в том числе и в широкой пропаганде, как это было во времена СССР. Но несмотря на это, государство активно влияет на развитие спортивной сферы, создавая специализированные программы по развитию спорта и физической культуры.
Количественное исследование, проведенное в рамках выпускной квалифицированной работы, показало, что спорт занимает важное место в жизни людей. Главное для человека — это поддержание своей фигуры и здоровья, как физического, так и духовного. Также респондентами было отмечено, что зимние виды спорта популярнее в России, чем летние, а главным каналом продвижения является интернет.
В связи с такой популярностью спортивной индустрии, востребованность PR-специалистов возрастает. Связано это с тем, что PR в спортивной сфере выступает коммуникативным проводником между спортивной организацией и общественностью. В первую очередь PR в спорте необходим для формирования положительного имиджа, репутации спортсменов, организаций, клубов. Данная работа должна быть постоянной и технологичной для того, чтобы привлечь как можно больше потенциальных потребителей. Отметим, что спорт от части сам по себе PR, и это объясняется тем, что спортивные соревнования и мероприятия с участием лидеров общественного мнения, относятся к числу PR-инструментов.
Отметим, что продвижение зимнего вида спорта средствами связей с общественностью заключается в формировании актуального общественного мнения. Актуальным каналом продвижения зимних видов спорта выступает интернет, который на сегодняшний день является приоритетным в сфере спортивной деятельности. Однако для эффективного продвижения нужно использовать разные средства массовой коммуникации (телевидение, радио, информационные службы и др.).
Проведенное качественное исследование показало, что PR является одной из приоритетных технологий в организации и популяризации Универсиады 2019 в г. Красноярске. Эксперты также отметили, что эффективные PR-технологии это те, которые просты, понятны и очевидны потребителю. На основе данных полученных в ходе работы, был разработан проект по продвижению Универсиады и зимних видов спорта с помощью основных инструментов PR-технологий.
Таким образом, гипотеза о том, что PR-технологии при продвижении зимних видов спорта излишни, так как спортивная индустрия достаточно популярна среди целевых потребителей, опровергнута. Полагаем, что тренд на здоровый образ жизни, активные занятия спортом, появление специализированных учреждение, в частности, во многом является результатом грамотного продвижения инструментами PR-технологий.
1. Абабков, Ю. Н. Реклама в туризме : учебник / Ю. Н. Абабков, М. Ю. Абабкова, И.Г. Филиппова - Москва : Инфра-М, 2016. - 170 с.
2. Алексеев, С. В. Правовые основы профессиональной деятельности в спорте : учебник для вузов / С. В. Алексеев. - Москва : Советский спорт, 2013. - 517 с.
3. Алексеев, С. И. Исследование систем управления: учебно -методический комплекс. / С. И. Алексеев. - Москва: изд. центр ЕАОИ, 2008. - 195 с.
4. Аппаев, Р. X. Развитие спорта среди молодежи России.
[Электронный ресурс] : - Режим
доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sporta-sredi-molodezhi-v-rossii
5. Баранов, Д. Е. PR: теория и практика: учебник / Д. Е. Баранов, Е. В. Демко, М. А., Лукашенко [и др.]; под ред. М. А. Лукашенко. - Москва : Маркет ДС, 2010. - 328 с. (Университетская серия)
6. Батурина, В. Ю. Public Relations как социокультурный феномен: дефиниции, механизмы, функции: дис. ... канд. культур.: 24.00.01 / Батурина Виктория Юрьевна - Кострома, 2009. - 165 с.
7. Библиотека успешного бизнесмена. «Основы менеджмента». [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://club-energy.ru/4_3.php
8. «Бизнес-карта России» - справочник предприятий на карте
России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://mxkr.ru/ru/sportivnye_organizatsii
9. Бич, Дж. Маркетинг спорта: учебник / Дж. Бич - Москва.: Альпина Паблишер, 2016. - 706 с.
10. Блэк, С. Паблик рилейшнз. Что это такое? : Пер. с англ./С. Блэк. - Москва : Новости, 1990. - 370с.
11. Блэк С. Введение в паблик рилейшнз/С. Блэк. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 1998. - 380с.
12. Галкин, В. В. Работа с болельщиками и внешними организациями. PR-технологии в спорте. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://vadim-galkin.ru/sport-2/sport-business/pr-technologies-in-sport/
13. Голощапов, Б. Р. История физической культуры и спорта: Учеб. пособие для студентов / Б.Р. Голощапов. - Москва.: Издательский центр "Академия", 2002.
14. Гусева, А. Н. Популяризация спорта в России среди молодого поколения / А. Н. Гусева, Е. Н. Лобанова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии: материалы X Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 4 дек. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 4 (10). — С. 300-301.
15. Джефкинс, Ф. Паблик рилейшнз: Пер. с ант. под ред. Б.Л. Еремина - Уч. пос. для вузов. / Ф. Джефкинс, Д. Ядин. - Москва : ЮНИТИ- ДАНА, 2003. - 416 с.
16. Добрынина Екатерина. Россия переживает фитнес-бум.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://rg.ru/2013/04/12/sport-site.html
17. Дурович, А. П. Маркетинг в туризме: учебник /
А. П. Дурович - Москва: Инфра-М, 2016. - 316 с.
18. Дэвис, Джон А. Эффект Олимпийских игр. Как спортивный
маркетинг создает сильные бренды. - 2-е издание, исправленное и
дополненное.: пер. с англ. / Джон А. Дэвис. - Москва.: ООО «Издательство «Рид Медиа», 2013. - 384 с. - (Библиотека Российского международного олимпийского университета).
19. Емельянов, С. М. Связи с общественностью: 2-е изд, испр. И доп. Учебное пособие для бакалавриата / С. М. Емельянов - Москва : Юрайт, 2017. - 231 с.;
20. Здоровый образ жизни. [Электронный ресурс]. - Режим
доступа:http://stanzdorovei.ru/sport-i-zdorove/sport-i-molodezh.html
21. Иванов, В. Д. Индустрия спорта в России. Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 11 дек. 2015 г.) / В. Д. Иванов, Э. М. Нурмашева - Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 3 (4). — С. 408-411. — ISSN 2411-8184.
22. История развития спорта в России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://tutknow.ru/bodyfitness/6951-kak-razvivalsya-sport.html
23. Калиберды, Е. Г. Связи с общественностью: вводный курс / Е. Г. Калиберды - Москва : Логос, 2003. - С.10
24. Классификация технологий связей с общественностью. [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.studfiles.ru/preview/3195695/page:8/
25. Краскомпас. Остров Татышева. [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.kraskompas.ru/nash-gorod/dostoprimechatelnosti/parki-i-mesta-otdykha/item/681-ostrov-tatyshev.html
26. Коваленко, М. Ю. Психология рекламы и PR: Учебник для бакалавриата и магистратуры / М. Ю. Коваленко - Москва : Юрайт, 2016. - 393 с
27. Котлер, Ф. А. Основы маркетинга: учебник /Ф. А. Котлер, 2000. - 944 с
28. Кузнецов П. К. Массовый спорт в современной России: социальные факторы воспроизводства и развития: дис. ... канд. соц. наук: 22.00.04 / Кузнецов Павел Константинович. - Санкт-Петербург, 2013. - 225 с.
29. Маркони, Джо. PR: полное руководство: учебник / Джо Маркони; Пер. с англ. Д. Р. Ге- ренава, Ю. П. Леоновой - Москва: Вершина, 2006. - 256 с.
30. Население России: численность, динамика, статистка
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.statdata.ru/russia
31. Особенности связей с общественностью в спорте. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://studopedia.ru/9_42293_osobennosti-svyazey-s-obshchestvennostyu-v-sporte.html
32. Официальный сайт «Универсиады 2019» [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:https://www.krsk2019.com/
33. Панкрухин, А. П. Маркетинг: большой толковый словарь / А. П. Панкрухин. - Москва: Омега-Л, 2011. — 264 с.
34. Популярные виды спорта в России. Август 2015год. [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://fb.ru/article/201561/naibolee-populyarnyie-vidyi-sporta-v-rossii
35. Развитие физической культуры в России. [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://xreferat.com/103/9-1-razvitie-fizicheskoiy-kul-tury-v-rossii.html (дата обращения: 1.04.2017)
36. РИА НОВОСТИ. ВЦИОМ: число россиян, занимающихся спортом, достигло максимума. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/sport/20150520/1065455422.html
37. Ростовский научный журнал. Маркетинг в спорте. Спортивный
маркетинг. Теория и практика. [Электронный ресурс]. - Режим
доступа:http: //rostj ournal .ru/?p=667
38. Самые популярные виды спорта в России.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://builderbody.ru/samye-
populyarnye-vidy-sporta-v-rossii/
39. Словарь терминов для PR-специалистов: учебное пособие. / Под.редакцией А. Н. Волковой. - Санкт-Петербург : ООО Грегорис Букс, 2010. - 78 с.
40. Тимирясов В. Г. Проблемы и перспективы развития торговли,
индустрии гостеприимства, сервиса и услуг в России и за рубежом: материалы Международной научно-практической конференции. /
В. Г. Тимирясов, А. В. Тимирясова, И. И. Бикеев и др. - Казань: изд-во «Познание». Института экономики, управления и права, 2012. - 428 с.
41. Толковый словарь Ожегова. Понятие «пропаганда». [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=24693
42. Толковый словарь Ожегова. Понятие «спорт».
[Электронный ресурс] - Режим доступа:http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=30197
43. Толковый словарь Ушакова. Понятие спорта.
[Электронный ресурс] - Режим доступа:http://ushakovdictionary.ru/
44. Томич М. Маркетинг в спорте: рынок и спортивные продукты: учебник / М. Томич. - Москва : Наука, 2002. - 224 с.
45. Умаров, М. PR в реальном времени: Тренды. Кейсы. Правила: учебник / М. Умаров - Москва : Альпина Паблишер, 2017. - 230 с.;
46. Фадеева, Е. Н. Связи с общественностью: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Н. Фадеева - Москва: Юрайт, 2016. - 263 с
47. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 28.03.2017) "О
рекламе" [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/4f41fe599ce341751e4e34dc50a4b676674c1416/
48. Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 04.12.2007 N 329-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/
49. Физическая культура и спорт во второй половине XIX в. И первой половине XX в. / Столбов В. В. История и организация физической культуры и спорта. - Москва., 1982. - С.77
50. Филатова, О. Г. Технологии и методы PR-продвижения. Вводный курс: учебное пособие / О. Г. Филатова - Санкт-Петербург: НИУ ИТМО, 2012. - 73 с.
51. Хасиков, Б. С. Политика российского государства в области физической культуры и спорта: проблемы формирования и реализации: автореф. дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02 / Хасиков Бату Сергеевич - Москва, 2011. - 29 с.
52. Хойя Рассел. Спортивный менеджмент. Принципы и применение. - 3-е издание: пер. с англ. / Рассел Хойя, Аарон С. Т. Смит, Мэтью Николсон, Боб Стюарт, Г анс Вестербик. - Москва.: ООО «Издательство «Рид Медиа», 2013. - 352 с. (Библиотека Российского международного олимпийского университета)
53. Электронный учебник по основам физической культуры в вузе.
Часть 6 - Спорт в системе физического
воспитания. [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.studfiles.ruZpreview/1194759/page:9/
54. Яковлев, И. П. Паблик Рилейшнз в организациях: учебник / И. П. Яковлев - Санкт-Петербург: Петрополис, 1995. - 148 с.
55. Cutlip S.M., Center A.H., Broom G.M. Effective Public Relations: 7th Edition. - N.J.: Englewood Cliffs, 1994.-P. 6