Дистанционный проект «Математика вокруг нас» как средство взаимодействия обучающихся с ОВЗ
|
Введение 3
1. Теоретические аспекты проблемы организации дистанционного
взаимодействия обучающихся с ОВЗ 9
1.1. Особенности обучения обучающихся с ОВЗ 9
1.2. Организация взаимодействия детей с ОВЗ в процессе обучения 24
1.3. Дистанционное образование детей с ОВЗ: возможности и проблемы..37
2. Разработка и проведение дистанционных проектов по математике
с обучающимися с ОВЗ 53
2.1. Организация взаимодействия обучающихся с ОВЗ при проведении
дистанционных проектов по математике 53
2.2. Реализованные дистанционные проекты обучающихся с ОВЗ 65
2.3. Методические рекомендации по организации дистанционных
проектов обучающихся с ОВЗ 76
Заключение 84
Список использованных источников 87
Приложение А 98
Приложение Б
1. Теоретические аспекты проблемы организации дистанционного
взаимодействия обучающихся с ОВЗ 9
1.1. Особенности обучения обучающихся с ОВЗ 9
1.2. Организация взаимодействия детей с ОВЗ в процессе обучения 24
1.3. Дистанционное образование детей с ОВЗ: возможности и проблемы..37
2. Разработка и проведение дистанционных проектов по математике
с обучающимися с ОВЗ 53
2.1. Организация взаимодействия обучающихся с ОВЗ при проведении
дистанционных проектов по математике 53
2.2. Реализованные дистанционные проекты обучающихся с ОВЗ 65
2.3. Методические рекомендации по организации дистанционных
проектов обучающихся с ОВЗ 76
Заключение 84
Список использованных источников 87
Приложение А 98
Приложение Б
Актуальность. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Проблемы нарушения общения детей-инвалидов со сверстниками, сложности адаптации в группе сверстников в современном обществе приобретают все большее социальное значение. Для полноценного психического развития школьника важен не только сам процесс общения со взрослым, особенно с родителями, но также велика и роль общения со сверстниками.
Интеграция в общество ребенка с особыми образовательными потребностями сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни, наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии.
Взаимодействие со сверстниками у ребенка с ОВЗ носит эпизодический характер, контакты ограничены и, как следствие, нет активного стремления разделить игру со сверстником или обратиться к нему [51].
Таким образом, значимым становится вопрос использования в педагогической практике современных образовательных технологий с учетом специфики индивидуальных познавательных и социальных способностей детей (Е.Л. Иденбаум). Такие технологии обеспечивают активизацию познавательной, коммуникативной и др. деятельностей обучающихся с ОВЗ (О.И. Кукушкина, Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко и др.) [37, 51].
Современные темпы информатизации образования и развитие интернет- технологий дают возможность детям с ограниченными возможностями использовать новые способы в получении образования. И, безусловно, одной из наиболее эффективных форм являются дистанционные образовательные технологии.
Дистанционное образование позволяет решить одну из задач образования — создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и их социализацию. Оно представляет реальные возможности для обучения инвалидов, которые в силу специфики заболевания значительную часть времени проводят дома, или проживают в удаленных местностях или в условиях, где отсутствует безбарьерная среда. Дистанционное образование помогает детям-инвалидам виртуально общаться с преподавателями, знакомиться друг с другом и чувствовать себя полноценным членом общества [16].
На сегодняшний день современные школы стали открытыми для детей- инвалидов. Появление ребенка с ОВЗ в образовательной организации — не стандартная ситуация для школы, требующая дополнительных усилий и вложений, не только материальных. Именно по этой причине большинство детей-инвалидов обучаются либо на дому, либо в специализированных школах.
На практике видно, что не каждая школа готова создать соответствующие условия для обучения ребенка-инвалида. Ребенок-инвалид, находясь на надомном обучении, может в силу своих возможностей и желаний дистанционно получить основное общее образование и среднее (полное) общее образование в полном объеме. Формы обучения и объем учебной нагрузки обучающихся могут варьироваться в зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья ребенка.
Обучение ребенка на дому может привести к тому, что он боится контактировать с другими детьми, становится замкнутым. В итоге ограниченность социальных контактов и бедность социального опыта создают сложности: тревожность, неуверенность в себе и неумение находить коммуникативные взаимоотношения; создают преграды между ребенком- инвалидом и окружающим миром. Что влияет на формирование социальной и коммуникативной компетентностей у детей с ограниченными возможностями, а это отрицательно сказывается на их социализации. Очень часто такие дети боятся различных препятствий и трудностей, боятся контактов со сверстниками и людьми старше их.
Информатизация образования и развитие интернет-технологий дают возможность детям с ограниченными возможностями использовать новые способы в общение со сверстниками. Необходимо наиболее полно включать детей с инвалидностью в общественную жизнь, создавать возможности для инклюзивного обучения. Для детей с ОВЗ дистанционные образовательные проекты — это ещё и успешная социализация, и интеграция их в общество, создание безбарьерной среды и расширение возможности их последующей профессиональной занятости.
Но не надо забывать о том, что ребенку-инвалиду очень важно, чтобы с ним общались дети, сверстники, друзья, взрослые, педагоги, ему важно быть, пусть на расстоянии, но вместе со всеми. Ребенку важно, так же как и его сверстникам, имеющим возможность ходить в школу, получать знания, делиться своими умениями. Чем бы ни занимался в своей жизни ребенок, какие бы физические, интеллектуальные или психические ограничения он не имел, каждый ребенок заслуживает достойного существования и способен к полноценной самореализации.
Таким образом, проблема исследования заключается в недостаточной методической обеспеченности организации дистанционного взаимодействия обучающихся с ОВЗ.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методические рекомендации по организации дистанционного взаимодействия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении математики.
Объект исследования: процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья математике в условиях КБОУ «Школа дистанционного образования».
Предмет исследования: организация дистанционного взаимодействия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 5-6 классов при освоении математики в условиях КБОУ «Школа дистанционного образования».
Гипотеза исследования: дистанционное взаимодействие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении математики будет результативно при следующих условиях:
1) наличие куратора для согласования индивидуальных и групповых действий;
2) в качестве средства взаимодействия выступает виртуальная площадка для обучения;
3) практико-ориентированная тематика образовательных событий.
Задачи исследования:
1. Обозначить возможности и проблемы дистанционного образования детей-инвалидов.
2. Выявить особенности организации дистанционного взаимодействия обучающихся с ОВЗ.
3. Организовать дистанционное взаимодействие обучающихся 5-6 классов с ОВЗ при проведении дистанционного проекта по математике.
4. Разработать методические рекомендации по организации дистанционного взаимодействия обучающихся 5-6 классов с ограниченными возможностями здоровья при освоении математики.
Методы исследования: метод анализа педагогической и научной литературы, медицинской документации (поликлиническая карта, история болезни); обобщение и систематизация информации; метод наблюдения; опытно-экспериментальная работа.
Практическая значимость исследования:
- теоретические положения доведены до уровня конкретных методических разработок по организации дистанционного взаимодействия обучающихся с ОВЗ 5-6 классов;
- разработанные методические рекомендации по организации
дистанционного взаимодействия обучающихся 5-6 классов с ограниченными возможностями здоровья при освоении математики могут быть использованы учителями-предметниками при дистанционном обучении;
- разработанный и проведенный дистанционный проект «Математика вокруг нас» может служить примером организации дистанционного взаимодействия обучающихся с ОВЗ.
Проблемы нарушения общения детей-инвалидов со сверстниками, сложности адаптации в группе сверстников в современном обществе приобретают все большее социальное значение. Для полноценного психического развития школьника важен не только сам процесс общения со взрослым, особенно с родителями, но также велика и роль общения со сверстниками.
Интеграция в общество ребенка с особыми образовательными потребностями сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни, наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии.
Взаимодействие со сверстниками у ребенка с ОВЗ носит эпизодический характер, контакты ограничены и, как следствие, нет активного стремления разделить игру со сверстником или обратиться к нему [51].
Таким образом, значимым становится вопрос использования в педагогической практике современных образовательных технологий с учетом специфики индивидуальных познавательных и социальных способностей детей (Е.Л. Иденбаум). Такие технологии обеспечивают активизацию познавательной, коммуникативной и др. деятельностей обучающихся с ОВЗ (О.И. Кукушкина, Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко и др.) [37, 51].
Современные темпы информатизации образования и развитие интернет- технологий дают возможность детям с ограниченными возможностями использовать новые способы в получении образования. И, безусловно, одной из наиболее эффективных форм являются дистанционные образовательные технологии.
Дистанционное образование позволяет решить одну из задач образования — создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и их социализацию. Оно представляет реальные возможности для обучения инвалидов, которые в силу специфики заболевания значительную часть времени проводят дома, или проживают в удаленных местностях или в условиях, где отсутствует безбарьерная среда. Дистанционное образование помогает детям-инвалидам виртуально общаться с преподавателями, знакомиться друг с другом и чувствовать себя полноценным членом общества [16].
На сегодняшний день современные школы стали открытыми для детей- инвалидов. Появление ребенка с ОВЗ в образовательной организации — не стандартная ситуация для школы, требующая дополнительных усилий и вложений, не только материальных. Именно по этой причине большинство детей-инвалидов обучаются либо на дому, либо в специализированных школах.
На практике видно, что не каждая школа готова создать соответствующие условия для обучения ребенка-инвалида. Ребенок-инвалид, находясь на надомном обучении, может в силу своих возможностей и желаний дистанционно получить основное общее образование и среднее (полное) общее образование в полном объеме. Формы обучения и объем учебной нагрузки обучающихся могут варьироваться в зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья ребенка.
Обучение ребенка на дому может привести к тому, что он боится контактировать с другими детьми, становится замкнутым. В итоге ограниченность социальных контактов и бедность социального опыта создают сложности: тревожность, неуверенность в себе и неумение находить коммуникативные взаимоотношения; создают преграды между ребенком- инвалидом и окружающим миром. Что влияет на формирование социальной и коммуникативной компетентностей у детей с ограниченными возможностями, а это отрицательно сказывается на их социализации. Очень часто такие дети боятся различных препятствий и трудностей, боятся контактов со сверстниками и людьми старше их.
Информатизация образования и развитие интернет-технологий дают возможность детям с ограниченными возможностями использовать новые способы в общение со сверстниками. Необходимо наиболее полно включать детей с инвалидностью в общественную жизнь, создавать возможности для инклюзивного обучения. Для детей с ОВЗ дистанционные образовательные проекты — это ещё и успешная социализация, и интеграция их в общество, создание безбарьерной среды и расширение возможности их последующей профессиональной занятости.
Но не надо забывать о том, что ребенку-инвалиду очень важно, чтобы с ним общались дети, сверстники, друзья, взрослые, педагоги, ему важно быть, пусть на расстоянии, но вместе со всеми. Ребенку важно, так же как и его сверстникам, имеющим возможность ходить в школу, получать знания, делиться своими умениями. Чем бы ни занимался в своей жизни ребенок, какие бы физические, интеллектуальные или психические ограничения он не имел, каждый ребенок заслуживает достойного существования и способен к полноценной самореализации.
Таким образом, проблема исследования заключается в недостаточной методической обеспеченности организации дистанционного взаимодействия обучающихся с ОВЗ.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методические рекомендации по организации дистанционного взаимодействия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении математики.
Объект исследования: процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья математике в условиях КБОУ «Школа дистанционного образования».
Предмет исследования: организация дистанционного взаимодействия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 5-6 классов при освоении математики в условиях КБОУ «Школа дистанционного образования».
Гипотеза исследования: дистанционное взаимодействие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении математики будет результативно при следующих условиях:
1) наличие куратора для согласования индивидуальных и групповых действий;
2) в качестве средства взаимодействия выступает виртуальная площадка для обучения;
3) практико-ориентированная тематика образовательных событий.
Задачи исследования:
1. Обозначить возможности и проблемы дистанционного образования детей-инвалидов.
2. Выявить особенности организации дистанционного взаимодействия обучающихся с ОВЗ.
3. Организовать дистанционное взаимодействие обучающихся 5-6 классов с ОВЗ при проведении дистанционного проекта по математике.
4. Разработать методические рекомендации по организации дистанционного взаимодействия обучающихся 5-6 классов с ограниченными возможностями здоровья при освоении математики.
Методы исследования: метод анализа педагогической и научной литературы, медицинской документации (поликлиническая карта, история болезни); обобщение и систематизация информации; метод наблюдения; опытно-экспериментальная работа.
Практическая значимость исследования:
- теоретические положения доведены до уровня конкретных методических разработок по организации дистанционного взаимодействия обучающихся с ОВЗ 5-6 классов;
- разработанные методические рекомендации по организации
дистанционного взаимодействия обучающихся 5-6 классов с ограниченными возможностями здоровья при освоении математики могут быть использованы учителями-предметниками при дистанционном обучении;
- разработанный и проведенный дистанционный проект «Математика вокруг нас» может служить примером организации дистанционного взаимодействия обучающихся с ОВЗ.
В результате проведенного исследования можно сделать ряд выводов.
1. Преимущества дистанционного обучения для детей-инвалидов очевидны — это индивидуализация, гибкость и адаптивность обучения. В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном бучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения, снимает психологические проблемы учащегося, убирает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от учебных заведений, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов.
В настоящее время сформированы и успешно освоены три основные модели внедрения дистанционных образовательных технологий при обучении детей-инвалидов, которые различаются вариантами организации и внедрения соответствующих образовательных технологий.
Образовательное учреждение вправе самостоятельно выбирать модель обучения, исходя из своих потребностей и возможностей. Однако существуют единые требования: любая модель должна делать образование действительно доступным, максимально полно удовлетворять образовательные запросы детей с «повышенными потребностями»; быть адаптивной к уровням и особенностям развития и подготовки детей-инвалидов; наконец, должна обеспечивать охрану здоровья детей.
2. В специальных образовательных учреждениях дети-инвалиды обучаются на дому, т.е., как правило, изолированы от сверстников и зачастую испытывают сложности в общении с ними. Но и в инклюзивных классах не все сверстники готовы принять ребенка-инвалида, часто относятся к таким детям настороженно. При инклюзии при включении детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду со здоровыми сверстниками возникают определенные проблемы: не подготовленность сверстников к восприятию детей с ОВЗ, непрофессионализм педагогов, большой объём учебной нагрузки и сложный режим обучения, т.е. не каждый ребенок с ОВЗ способен обучаться в массовой школе. При обучении в коррекционной школе ребенок-инвалид попадает в специальную среду с социально-защитной функцией, как правило, взаимодействие ребенка- инвалида осуществляется с педагогами учреждения, вспомогательным персоналом и родителями. При надомной форме обучения, взаимодействие обучающихся происходит с педагогами и родителями. Такие дети, как правило, лишены участия в конкурсах, олимпиадах и общения друг с другом, кроме как в дистанционных формах.
Образование детей с ограниченными возможностями, подготовка их к жизни и продуктивной деятельности в современном обществе зависит от выбора наиболее эффективных методов обучения.
3. При работе с детьми-инвалидами одним из средств преодоления проблем при реализации ФГОС становятся дистанционные образовательные проекты обучающихся.
В Школе дистанционного образования был организован проект по математике «Математика вокруг нас». Цель проекта — создание условий развития коммуникативных навыков у детей-инвалидов через предмет «Математика» для формирования ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности. Разработаны этапы проведения проекта, критерии оценивания работ обучающихся, организовано сопровождение обучающихся, а также взаимодействие участников проекта на виртуальных площадках.
Во время реализации дистанционного проекта возможно проведение виртуальных экскурсий, демонстрация рисунков, фотографий, анимаций, видеофрагментов, моделей, презентаций которые способствовали развитию мотивации и интереса к изучению математики. В дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья учитель имеет возможность создать режим «общий экран», видеть, что обучающийся просматривает и координировать его действия. Развитие самостоятельной познавательной деятельности обеспечивали самостоятельные работы с текстом, поиск информации по выбранной теме проекта, анализ информации, представленной другими участниками проекта. Координировать и контролировать результаты работы над проектом позволяли систематические консультации с куратором темы. Со стороны куратора темы проекта постоянно создавалась ситуация успеха, что способствовало повышению самооценки ребенка. Все формы и методы обучения применялись с учётом здоровьесбережения.
4. Разработанные методически рекомендации будут полезны в работе как для администрации школы, так и для педагогического коллектива, работающего с детьми-инвалидами. Цель методических рекомендаций: раскрыть возможности дистанционных проектов при работе с детьми- инвалидами. Используя методических рекомендации, любая образовательная организация может разработать свой дистанционный проект или присоединиться к существующему для обмена информацией и возможности поделиться опытом.
Дистанционные образовательные проекты способны обеспечивать вариативность процесса обучения, вовлечение детей в разные виды учебной деятельности, развитие их индивидуальности; позволяют эффективно организовать коммуникацию, расширять кругозор обучающихся, повышать мотивацию к обучению.
Выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что дистанционное взаимодействие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении математики будет результативно при следующих условиях:
1) наличие куратора для согласования индивидуальных и групповых действий;
2) в качестве средства взаимодействия выступает виртуальная площадка для обучения; 3) практико-ориентированная тематика образовательных событий, получила подтверждение ка в теоретическом плане, так и при проведении дистанционного образовательного проекта.
1. Преимущества дистанционного обучения для детей-инвалидов очевидны — это индивидуализация, гибкость и адаптивность обучения. В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном бучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения, снимает психологические проблемы учащегося, убирает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от учебных заведений, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов.
В настоящее время сформированы и успешно освоены три основные модели внедрения дистанционных образовательных технологий при обучении детей-инвалидов, которые различаются вариантами организации и внедрения соответствующих образовательных технологий.
Образовательное учреждение вправе самостоятельно выбирать модель обучения, исходя из своих потребностей и возможностей. Однако существуют единые требования: любая модель должна делать образование действительно доступным, максимально полно удовлетворять образовательные запросы детей с «повышенными потребностями»; быть адаптивной к уровням и особенностям развития и подготовки детей-инвалидов; наконец, должна обеспечивать охрану здоровья детей.
2. В специальных образовательных учреждениях дети-инвалиды обучаются на дому, т.е., как правило, изолированы от сверстников и зачастую испытывают сложности в общении с ними. Но и в инклюзивных классах не все сверстники готовы принять ребенка-инвалида, часто относятся к таким детям настороженно. При инклюзии при включении детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду со здоровыми сверстниками возникают определенные проблемы: не подготовленность сверстников к восприятию детей с ОВЗ, непрофессионализм педагогов, большой объём учебной нагрузки и сложный режим обучения, т.е. не каждый ребенок с ОВЗ способен обучаться в массовой школе. При обучении в коррекционной школе ребенок-инвалид попадает в специальную среду с социально-защитной функцией, как правило, взаимодействие ребенка- инвалида осуществляется с педагогами учреждения, вспомогательным персоналом и родителями. При надомной форме обучения, взаимодействие обучающихся происходит с педагогами и родителями. Такие дети, как правило, лишены участия в конкурсах, олимпиадах и общения друг с другом, кроме как в дистанционных формах.
Образование детей с ограниченными возможностями, подготовка их к жизни и продуктивной деятельности в современном обществе зависит от выбора наиболее эффективных методов обучения.
3. При работе с детьми-инвалидами одним из средств преодоления проблем при реализации ФГОС становятся дистанционные образовательные проекты обучающихся.
В Школе дистанционного образования был организован проект по математике «Математика вокруг нас». Цель проекта — создание условий развития коммуникативных навыков у детей-инвалидов через предмет «Математика» для формирования ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности. Разработаны этапы проведения проекта, критерии оценивания работ обучающихся, организовано сопровождение обучающихся, а также взаимодействие участников проекта на виртуальных площадках.
Во время реализации дистанционного проекта возможно проведение виртуальных экскурсий, демонстрация рисунков, фотографий, анимаций, видеофрагментов, моделей, презентаций которые способствовали развитию мотивации и интереса к изучению математики. В дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья учитель имеет возможность создать режим «общий экран», видеть, что обучающийся просматривает и координировать его действия. Развитие самостоятельной познавательной деятельности обеспечивали самостоятельные работы с текстом, поиск информации по выбранной теме проекта, анализ информации, представленной другими участниками проекта. Координировать и контролировать результаты работы над проектом позволяли систематические консультации с куратором темы. Со стороны куратора темы проекта постоянно создавалась ситуация успеха, что способствовало повышению самооценки ребенка. Все формы и методы обучения применялись с учётом здоровьесбережения.
4. Разработанные методически рекомендации будут полезны в работе как для администрации школы, так и для педагогического коллектива, работающего с детьми-инвалидами. Цель методических рекомендаций: раскрыть возможности дистанционных проектов при работе с детьми- инвалидами. Используя методических рекомендации, любая образовательная организация может разработать свой дистанционный проект или присоединиться к существующему для обмена информацией и возможности поделиться опытом.
Дистанционные образовательные проекты способны обеспечивать вариативность процесса обучения, вовлечение детей в разные виды учебной деятельности, развитие их индивидуальности; позволяют эффективно организовать коммуникацию, расширять кругозор обучающихся, повышать мотивацию к обучению.
Выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что дистанционное взаимодействие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении математики будет результативно при следующих условиях:
1) наличие куратора для согласования индивидуальных и групповых действий;
2) в качестве средства взаимодействия выступает виртуальная площадка для обучения; 3) практико-ориентированная тематика образовательных событий, получила подтверждение ка в теоретическом плане, так и при проведении дистанционного образовательного проекта.



