ВВЕДЕНИЕ 3
1. Предпосылки и причины формирования азербайджанских НКА
в Сибири 16
2. Структура и деятельность азербайджанских НКА в сибирских
регионах 27
3. Проблемы развития азербайджанских НКА в сибирских регионах 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования. По данным переписи 2010 г. в крупных сибирских регионах проживает 44 258 представителей азербайджанской национальности . Эти данные основаны на показателях переписей населения по Тюменской, Новосибирской, Томской, Иркутской областей, а также Красноярского и Забайкальского края. Отмечу, что эти показатели намного меньше тех, что предоставляют официальные лица автономий. Например, по информации бывшего заместителя председателя Азербайджанской НКА Красноярского края АлекбераКараева, только в нашем крае проживает более 50 000 азербайджанцев. Данный факт говорит о том, что для изучения миграции и жизни азербайджанцев в Сибири статистического метода недостаточно.
Между тем, нахождение на территории Сибири такого большого количества представителей одной национальности влечет за собой их объединение в национально-культурные автономии (НКА) для улучшения условий жизни и сохранения собственных культуры и традиций.
Начиная с 1990 г., в российских регионах стали открываться азербайджанские национально-культурные объединения. Поначалу это были местные общественные организации. Со временем функции азербайджанских автономий стали расширяться, а сами организации становились уже крупными региональными объединениями. На сегодняшний день в каждом российском регионе существует азербайджанская НКА. Более того, существуют Всероссийские азербайджанские организации, такие как Всероссийский азербайджанский конгресс, АзерРосс, Азербайджанское молодежное объединение (АМОР), деятельность которых направлена на объединение азербайджанцев России.
Работа этих организаций способствует как интеграции азербайджанцев в российское общество, так и развитию отношений между государствами Россией и Азербайджаном. Лишним подтверждением данному тезису служит то, что в 2001 г. инициатором создания Всероссийского азербайджанского конгресса был Президент Азербайджана Гейдар Алиев, а руководителем АМОР является дочь нынешнего Президента Азербайджана Ильхама Алиева.
Все это говорит о том, что деятельность национальных объединений играет важную роль в жизни как азербайджанского, так и российского общества. Именно поэтому необходимо изучить историю формирования и деятельность подобных организаций в Сибири. Это позволит нам выявить тенденции в развитии азербайджанских организаций России, рассмотреть проблемы в деятельности азербайджанских организаций России и найти пути их решения.
Степень изученности темы. Исследования, посвященные формированию азербайджанской диаспоры в России, занимают особое место в работе как азербайджанских, так и российских историков. Отметим, что работы азербайджанских и российских историков отличаются по методологическому подходу, Источниковой базе и актуализированным вопросам.
Так, начиная с середины 1990-х гг. и по сегодняшний день большинство работ азербайджанских историков по проблеме азербайджанской миграции так или иначе затрагивают армяно-азербайджанский конфликт. К таким работам относятся статьи А. Юнусова (1998 г.) и У.М. Пашаевой (2013 г.).
А. Юнусов в своей статье «Армяно-азербайджанский конфликт: демографические и миграционные аспекты» попытался выявить те изменения, которые произошли в Азербайджане и Армении за 10 лет после начала карабахского конфликта . Автор приходит к выводу, что конфликт стал причиной большого оттока азербайджанского населения. По словам А. Юнусова, из-за данного конфликта только в Россию переехало более двух миллионов азербайджанцев.
Статья У.М. Пашаевой «Депортация азербайджанцев со своих исторических земель в 1948 - 1953 гг.» посвящена депортации
азербайджанского населения с территории Армении . Автор приводит архивные материалы и документы, подтверждающие, что в данный период велась целенаправленная политика переселения азербайджанского населения с традиционных мест проживания. У. М. Пашаева утверждает, что данная политика велась вплоть до начала 1990-х гг. и стала одной из причин армяно¬азербайджанского конфликта.
Источниковой базой для всех работ по миграции азербайджанцев в Россию служат Всесоюзные и Всероссийские переписи населения. Наиболее ярким примером подобных исследований является труд еще одного азербайджанского исследователя Г.Т.Новрузовой «Азербайджанцы - численность, динамика, размещение в Российской Федерации» . В этой статье автор ссылается на все переписи в истории СССР и России, пытаясь выделить наиболее важные тенденции в процессе миграции азербайджанцев в Россию. Г.Т. Новрузова отмечает, что среди других крупных этнических категорий численностью менее миллиона, но не менее 500 тысяч человек, увеличение характерно для азербайджанцев. С момента переписи 1989 г. на момент переписи 2002 г. численность азербайджанцев увеличилась на 85%. В работе так же приводится таблица с численностью азербайджанского населения во всех субъектах Российской Федерации в 1989 и 2002 гг.
Уделяя большое внимание количественным показателям, автор не упоминает о качественных изменениях, которые сделали азербайджанцы на территории России.
Для подробного изучения качественных изменений, связанных с деятельностью азербайджанцев за рубежом, стоит выделить книгу известного азербайджанского журналиста, диаспоролога, руководителя комитета по работе с диаспорами Республики Азербайджан Ф. Гусейнзаде «Палитра азербайджанцев мира» . В ней собраны интервью с представителями азербайджанской диаспоры со всего мира. За 10 лет работы над книгой автор смог собрать 173 интервью, в которых рассказал о наиболее активных представителях азербайджанской диаспоры в мире и об их достижениях. К сожалению, в данной книге нет подробного рассказа о деятельности азербайджанских организаций за рубежом.
Для российских исследователей тема национально-культурных автономий стала актуальна сразу после распада СССР, когда в стране стали возникать конфликты на национальной почве. Выходом из сложившейся ситуации были законы о национально-культурных автономиях, первый из которых был принят в 1990 г.
Для того, чтобы эти законы работали эффективно, необходимо было изучить опыт страны в данном направлении. Одним из первых, кто занялся данной работой, был В. Тишков. Учёный РГГУ, этнолог, он написал книгу «Российский народ. История и смысл национального самосознания», в которой давал оценку межнациональной политике страны в различные исторические периоды .
С развитием государственной политики в сфере межнациональных отношений, а также принятием новых проектов национальной политики России, стали появляться статьи и научные работы на данную тематику. Стоит выделить работу 3. Ахуновой «Государственная национальная политика: особенности реализации в Западно-Сибирском Федеральном округе» . Автор в статье выделила те проблемы и вопросы, которые должна решить национальная политика в России. З.И. Ахунова в конце статьи пришла к выводу, что в настоящее же время практическая реализация государственной национальной политики Российской Федерации переместилось в субъекты Федерации и на уровень местного самоуправления. Это повышает эффективность работы с представителями той или иной автономии, проживающими на территории региона.
В отдельную группу следует выделить работы, посвящённые адаптации мигрантов, их организации в отдельные объединения, а также взаимодействию с коренным населением. Подобные работы получили актуальность в середине 2000-х гг., когда проблема миграции в России была очень острой. В таких работах азербайджанцы рассматривались как одна из частей исследуемой проблемы.
Данному вопросу посвящались статьи историков, социологов, экономистов со всех регионов страны, в том числе и сибирских. Источниковой базой для таких работ служат различные социальные опросы.
Наиболее яркий пример таких трудов - совместная статья сотрудников Института Экономики и организации промышленного производства СО РАН С.В.Соболевой, Е.В. Куперштох «Проблемы адаптации вынужденных переселенцев на территории Новосибирской области» . Авторы статьи попытались выделить основные проблемы, с которыми сталкиваются мигранты, оказываясь в новой стране. Рассмотрев несколько вопросов, они пришли к выводу, что мигрантам в Новосибирской области легче адаптироваться в сельских районах, чем в городах.
Здесь же стоит выделить и статью Н.С. Лысенко «Специфика этнического состава населения Красноярского края конца XX - начала XX
Реформирование азербайджанских НКА в Сибири - важная составляющая для их полноценного развития в будущем. На сегодняшний день у азербайджанских организаций в Сибири возникают определенные проблемы, которые мешают их деятельности. Решение данных проблем мы видим в создании единой системы функционирования азербайджанских организаций в регионах Сибири, в рамках которой каждый будет свои цели и задачи. Это повысит уровень эффективности работы азербайджанских организаций: появятся новые культурно-массовые, спортивные, общественные и социальные мероприятия; автономии станут более открытыми для всего азербайджанского населения в регионе, а их деятельность станет более прозрачной. Одним словом, реализация предлагаемых реформ позволит в полной степени раскрыть потенциал азербайджанцев, проживающих в том или ином сибирском регионе.
Важным условием осуществления реформ в сложившейся ситуации является готовность к ним лидеров автономий азербайджанцев в Сибири. От этого будет зависеть, насколько быстро будут продвигаться мероприятия в рамках реформ и качество их проведения.
Так или иначе, изменение в структуре и методах работы азербайджанских организаций не только в Сибири, но и во всей России назрели уже давно, и рано или поздно они будут проведены. В противном случае, азербайджанские организации не будут способны работать дальше, их деятельность станет неактуальна, и возникнет ситуация, при которой азербайджанские объединения в регионах России начнут терять свой статус и привилегии. Ярким примером этого служит недавняя ликвидация ВАК-а.
15 мая 2017 г. Верховный суд России одобрил иск Министерства Юстиций о ликвидации общественной организации «Всероссийский азербайджанский конгресс».
Как заявили в Минюсте «на основании выявленных нарушений, руководствуясь положениями закона «Об общественных объединениях», Минюстом России в адрес президиума центрального совета общероссийской общественной организации «Всероссийский Азербайджанский конгресс» неоднократно выносились предупреждения, обязывающие устранить выявленные нарушения действующего законодательства РФ. Срок для устранения нарушений истек 17 октября 2016 г., а поскольку организацией не устранены указанные в предупреждениях нарушения, Минюст обратился в Верховный суд РФ с административным исковым заявлением о ликвидации организации» .
Информация о ликвидации ВАК вызвала широкий общественный резонанс в Азербайджане и России. Эта новость послужила поводом для политических заявлений. Некоторые азербайджанские политики начали искать «армянский след» в вынесенном Верховном судом решении. Так представитель Министерства иностранных дел (МИД) Азербайджана Хикмет Гаджиев в одном из интервью заявил: «Наряду с ВАК, в Российской Федерации действуют неправительственные организации, объединяющие различные этнические и национальные группы, в том числе Союз армян России. В отношении к неправительственным организациям национальных меньшинств в политической плоскости, мы расцениваем такую дискриминацию против Конгресса как недружественный шаг. Считаем, что подобный подход не только не служит балансу межнациональных отношений в России, концепции реформ, проводимых в стране, укреплению межкультурного диалога, но и не вызовет позитивный резонанс в азербайджано-российских отношениях. В этом шаге мы усматриваем
проявление дискриминации и пристрастного отношения к людям, являющимся гражданами Российской Федерации, по их этнической принадлежности. Разумеется, если прийти к выводу, что армянские диаспорские круги имеют столь сильное влияние на внутреннюю и внешнюю политику России, то, несомненно, такая угроза перспективам развития российско-азербайджанских межгосударственных отношений вызывает у нас
27
сожаление» .
Реакция российского МИД не заставила себя ждать. Мария Захарова, в одной из пресс-конференций сказала следующее: «Обратили внимание на выступление представителя МИД Азербайджана по поводу российской внутренней политики, звучали слова о «балансе межнациональных отношений, концепции реформ и перспектив межкультурного диалога» в нашей стране. Полагаем такие заявления неуместными. Оценка решения российского суда в отношении российской общественной организации как «недружественного шага» в отношении Азербайджана выглядит странно» .
Конечно, ВАК является в первую очередь российской общественной организацией. Но то, что в ее основании активное участие принимал общенациональный лидер Азербайджана Г ейдар Алиев, и организация не раз получала поддержку со стороны Президента России Владимира Путина, указывает, что роль ВАК-a не ограничивается только общественной деятельностью. Она намного шире и способствует развитию культурного и духовного диалога между азербайджанцами и русскими.
В некоторых азербайджанских СМИ появились интервью азербайджанских политиков с призывом о принятии ответных мер и закрытии русских организаций в Азербайджане.
Стоит также отметить, что данная проблема назревала давно. Критика работы азербайджанских диаспоральных организаций звучала и со стороны азербайджанских общественных деятелей, журналистов и политиков.
Известный в России азербайджанский журналист, бывший пресс- секретарь ВАК Роман Агаев в своей статье «Ликвидация - результат деятельности народного артиста Туркмении» обвинил в сложившейся ситуации руководство ВАК и посла Азербайджана в России Полада Бюльбюль оглы. Роман Агаев отметил: «Очень жаль, что в Азербайджане нагнетается общественное мнение по данному вопросу, закрытие ВАК представляется актом несправедливости и т.д. Очень многие даже не обладающие точной информацией люди торопятся делать несуразные выводы. Минюст говорит, что ВАК нарушил законодательство России. А ВАК молчал и инициировал разговоры об армянском и еще каком-то факторе - делает все, чтобы ввести в заблуждение, вместо того, чтобы доказать свою правоту, если таковая вообще существует. Пусть ВАК, если он прав по всем статьям, представит исчерпывающие доказательства того, что в полном соответствии соблюдал законы России, что не получал никогда ни копейки из-за рубежа, чтобы не считаться иностранным агентом, что в его деятельность никогда не вмешивались дипломаты иностранного государства. Пожалуйста. Мы все будем только счастливы» .
Ликвидация ВАК в очередной раз показала, какую роль подобные организации играют в жизни российского и азербайджанского общества. В то же время, сложившаяся ситуация выявила наиболее болевые точки в азербайджанской диаспоре России.
Мы считаем, что не стоит относиться к данной ситуации с отрицательной точки зрения. Любое движение вперед - результат решения назревших проблем. На сегодняшний день перед азербайджанской диаспорой России возникли большие проблемы в организации работы азербайджанских организаций. Это не может не сказаться и на сибирских азербайджанских объединениях, т.к. большинство из них являются отделениями ВАК в своих регионах. Отметим так же, что эти организации смогут полномерно осуществлять свою деятельность как общественные инициативные группы.
Несомненно, ликвидация ВАК - это удар по деятельности азербайджанских организаций в России. Но в то же время это возможность для осуществления новых реформ, которые будут способствовать улучшению деятельности азербайджанских организаций и повышению эффективности их работы.
Выдвинутые в данной работе предложения по работе азербайджанских организаций в Сибири станут хорошим подспорьем для осуществления данных реформ.
1. Азербайджанский культурно-информационный журнал «Огни Баку». Красноярск, 2016.
2. Большая юридическая энциклопедия. М., 2010, с. 323.
3. Информационное агентство REGNUM. Москва сочла «прискорбным» мнение Баку об «армянском следе» в закрытии ВАК. Официальный сайт. Режим доступа: https://regnum.ru/news/society/2276847.html (дата обращения: 19.06.2017).
4. Концепция государственной национальной политики от 15.06.1996г.
Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. Режим доступа:
http://www.russia.edu.ru/information/legal/law/up/909/2051/ (дата
обращения 19.06.2017).
5. Официальный паблик ВКонтакте АМОР г. Сургута. Режим доступа: https://vk.com/amorsurgut (дата обращения: 19.06.2017).
6. Официальный сайт Территориальной службы государственной
статистики по Новосибирской области. Режим доступа:
http://novosibstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/novosibstat/ru/census_ and_researching/census/national_census_2010/score_2010/score_2010_defa ult (дата обращения 19.06.2017 г.).
7. Перепись населения 2002 г. Официальный сайт. Режим доступа:
http://www.perepis2002.ru/index.html?id=11 (дата обращения:
19.06.2017).
8. Роман Агаев. Ликвидация ВАК - результат деятельности народного
артиста Туркмении. Режим доступа: http://azru.org/roman-agaev- likvidatsiya-vak-rezultat-deyatelnosti-narodnogo-artista-turkmenii/ (дата
обращения 19.06.2017).
9. ТАСС. Верховный суд ликвидировал организацию «Всероссийский азербайджанский конгресс». Официальный сайт. Режим доступа: http://tass.ru/politika/4253292 (дата обращения 19.06.2017).
10. Устав местной Красноярской азербайджанской национально¬
культурной автономии. Красноярск. 2004.
Неопубликованные источники
1. Интервью с Алекбером Караевичем Караевым (1964 г.р.) -
заместителем Председателя Мествной Азербайджанской НКА г. Красноярска. Июнь 2016 г. Дом Дружбы народов Красноярского края.
2. Интервью с Саадет Исмаил кызы Караевой (1981 г.р.) - заместителем Председателя Местной Азербайджанской НКА г. Красноярска по культурной работе. Июнь 2016 г. Дом Дружбы народов Красноярского края.
3. Интервью с Аладдином Насибоглы Мамедовым (1969 г.р.) -
Председателем Забайкальского регионального отделения ВАК. Апрель 2017 г. Офис Забайкальского отделения ВАК.
4. Интервью с Физули Бурджуевым (1956 г.р.) - Председателем Тюменского регионального отделения ВАК. Апрель 2017 г. Офис Тюменского регионального отделения ВАК.
5. Интервью с Азадом Рамазановичем Сеидовым (1965 г.р.) -
Председателем Азербайджанской НКА г. Сургут и Ханты- Манскийского регионального отделения ВАК. Апрель 2017 г. Офис Ханты-Мансийского регионального отделения ВАК.
6. Интервью с Алекбером Алиевичем Рагимовым (1957 г.р.) -
Председателем Азербайджанской национально-культурной автономии Томской области. Апрель 2017 г. Кафе «Милана» г.Томск.
Литература
1. Ахунова 3. И. Государственная национальная политика: особенности реализации в Западно-Сибирском Федеральном округе / 3. И. Ахунова // Омский научный вестник. - 2010. - №6. - С. - 10 - 13.
2. Белозеров В. С. Миграция и расселение в России титульных этносов стран Южного Кавказа / В. С. Белозеров, А. Н. Панин, А. А. Черкасов // География и регион. - 2015. - Том II: Социальная и экономическая география. - С. 28 - 35.
3. Завьялов А. В. Трансформация диаспоры как института адаптации мигрантов / А. В. Завьялов // По материалам гранта Президента МК-
480.2013.6 «Эмпатия в конструировании социальной идентичности: гендерные аспекты». - 2013. - С. 8 - 10.
4. Зайончковская Ж. А. Внутренняя миграция в России и в СССР в XX веке как отражение социальной модернизации / Ж. А. Зайончковская // Мир России. - 1999. - №4. - С. 22 - 35.
5. Зеленская Т. В. Отдельные аспекты этнических преступных групп, действующих на территории Восточной Сибири / Т. В. Зеленская, В. А. Самсонов // Актуальные вопросы деятельности органов внутренних дел. - 2010. - №3. - С. - 13 - 19.
6. Изменение численности населения, наиболее многочисленных национальностей автономных республик, краев, областей, автономных областей и автономных округов. Национальный состав населения РСФСР. По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г. М. 1990 г.
7. Лысенко И. С. Специфика этнического состава населения
Красноярского края конца XX - начала XX вв. / С. И. Лысенко // Вестник НГУ. - 2008. - С. - 80 - 85.
8. Нам И. В. «Новые» этнические группы (диаспоры) в г. Томске /
И. В. Нам // Вестник Томского государственного
университета. - 2015. - №5. - С. 33 - 42.
9. Новрузова Г. Т. Азербайджанцы - численность, динамика, размещение в Российской Федерации. Режим доступа: http://www.allbest.ru (дата обращения 19.06.2017).
10. Пашаева У. М. Депортация азербайджанцев со своих исторических земель в 1948 - 1953 гг. / У. М. Пашаева // Актуальные проблемы современных социальных и гуманитарных наук. - 2013. - С. 40-45.
11. Соболева С. В. Проблемы адаптации вынужденных переселенцев на
территории Новосибирской области / С. В. Соболева,
Е. В. Куперштох // Региональная и
международная экономика. - С. 1 - 13.
12. Тишков В. А. Российский народ. История и смысл национального познания. М., 2013.
13. Хайруллина И. Г. Социальные проблемы мигрантов в Тюменской области: социологическое измерение. / И. Г. Хайруллина // Вестник Инновационного Евразийского университета. - 2014. - № 1. - С. 66 - 70.
14. Юнусов А. Армяно-азербайджанский конфликт: демографические и миграционные аспекты / А. Юнусов // Интернет портал CA and CC Press (Швеция). Режим доступа: http://www.ca-c.org/joumal/16- 1998/st_10_junusov.shtml (дата обращения 19.06.2017 г.).
15. Huseynzado F. DunyaAzorbaycanlilanrnnpalitrasi. Baki, 2016.