Введение 3
1.Психолого-педагогические основы разработки дополнительной образовательной программы 6
1.1. Психофизиологические особенности старших дошкольников 6
1.2. Анализ методического обеспечения физического воспитания
старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении: содержание и формы реализации Ошибка! Закладка не определена.
1.3. Танец и его влияние на развитие физических особенностей детей старшего дошкольного возраста 29
Выводы по первой главе 36
2.Разработка дополнительной образовательной программы «Танцы в детском саду» для старших дошкольников 38
2.1.Описание дополнительной образовательной программы «Танцы в детском саду» старших дошкольников 38
2.2.Результаты экспертной оценки дополнительной образовательной программы «Танцы в детском саду» для старших дошкольников. 46
Выводы по второй главе 57
Заключение 60
Список использованных источников
Физическое воспитание тесно связано с общим воспитание, у детей в первые шесть лет, как ни в какой другой период жизни. В период дошкольного возраста у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности.
Общая оценка состояния здоровья детей дошкольного возраста оценивается как неудовлетворительное. Практически у 70% всех зарегистрированных детей дошкольного возраста, отмечается острые респираторные заболевания и грипп. Результаты углубленных медицинских осмотров показывают, что значительная часть детей, посещающих дошкольные учреждения (от 50 до 80% в разных возрастных группах), имеет различные отклонения в состоянии здоровья.
По данным наблюдений Глейзеровой В.И., Болдиной Н.А., Микевич Л.А., Коваленко Е.И., Глуховского Н.Н., Лебедевой Н.Т. и др. у большинства детей детских дошкольных учреждений двигательная активность ниже рекомендуемого уровня. Результаты исследований Шорина Г.А., Мутовкиной Т.Г., Тарасовой Т.А. показывают, что потребность дошкольников в движениях удовлетворяется лишь на 26-38%. Около 30% детей дошкольного возраста имеют низкий уровень физического развития.
«Программа по физической культуре в дошкольном учреждении» недостаточно способствует эффективному воспитанию основных двигательных качеств детей. И это требует от педагогов поиска новых методик проведения занятий, по физической культуре используя новые как теоретические, так и методические разработки отражающие достижения в психологии, педагогике, теории и методике физического воспитания, ориентируясь на использование физических упражнений не только как средства физического, но и психического и личностного развития детей, а также развития и повышения их физической культуры. Это определяет актуальность исследования.
Всё вышеизложенное послужило основанием для выбора темы бакалаврской работы «Разработка дополнительной образовательной программы «Танцы в детском саду» для старших дошкольников».
Объект исследования: учебно-методическое обеспечение учебного предмета «Физическая культура» в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: содержание дополнительной образовательной программы по физической культуре для старших дошкольников.
Цель: разработать дополнительную образовательную программу «Танцы в детском саду» для старших дошкольников и провести ее экспертную оценку.
Гипотеза исследования: дополнительная образовательная программа «Танцы в детском саду» для старших дошкольников будет частью учебно-методического обеспечения предмета «Физическая культура», если комплекс элементов танцев в совокупности с общеразвивающими упражнениями, подвижными играми, упражнениями из различных видов спорта соответствует возрастным особенностям воспитанников.
В соответствии с поставленной целью, предметом и гипотезой определены задачи исследования:
- Описать психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста.
- Проанализировать учебно-методическое обеспечение учебного предмета «Физическая культура» в дошкольном образовательном учреждении.
- Разработать дополнительную образовательную программу «Танцы в детском саду» для старших дошкольников.
- Провести экспертную оценку разработанной программы.
Методологической основой исследования явились: закономерности возрастного развития человека и физического развития (Бальсевич В.К., Волков В.М., Завьялов С.И., Филин В.П.); принципы обучения, воспитания и развития в сфере физической культуры (Ашмарин Б.А., Курамшин Ю.Ф., Сидоров А.А., Синюхин Б.Д., Прохорова М.В.); деятельностный подход (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Каган М.С.), теоретические положения о сущности и подходах к развитию физических способностей человека (Бернштейн Н.А., Евстафьев Б.В., Гужаловский А.А., Лях В.И., Стрелец В.Г.).; законодательные документы о современном дошкольном образовательном учреждении, образовании подрастающего поколения.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: анализ педагогической, психологической, методической литературы; обзор нормативных документов (образовательные стандарты, учебные планы, программы и т.п.); метод экспертной оценки.
Объем и структура работы: введение, две главы (5 параграфов), заключение, список используемой литературы, приложения.
Физическое развитие организма, играет важную роль в любом возрасте человека. Учитывая то, что физическая культура имеет благоприятное воздействие на жизненно важные стороны человека, которые получены в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни. Это развитие происходит под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды.
В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность. Поэтому, данные занятия преподаются везде: и в школе, и в других образовательных учебных заведениях.
Физическая культура имеет двигательную деятельность форме физических упражнений, которые позволяют эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность у детей.
Танец оказывает огромную помощь в физическом развитии ребенка, развивает координацию, пластику, ловкость, пространственную ориентацию. С помощью танцев дети участья управлять своим телом. Танцевальные игры, танцы развивают у детей воображение, память, внимание, обогащают движениями.
После разработки дополнительной образовательной программы «Танцы в детском саду» для старших дошкольников встал вопрос о ее внедрении в образовательный процесс. По ее внедрению было решено провести методический совет, и с начала нового учебного года начать работу по программе.
Успешная экспертная оценка дополнительной образовательной программы «Танцы в детском саду» для старших дошкольников, позволяет сказать о том, что выдвинутая гипотеза: дополнительная образовательная программа «Танцы в детском саду» для старших дошкольников будет частью учебно-методического обеспечения «Физическая культура», если комплекс элементов танцев в совокупности с общеразвивающими упражнениями, подвижными играми, упражнениями из различных видов спорта соответствует возрастным особенностям воспитанников; позволяет применение профилактических мер, для формирования основных двигательных навыков и умений детей.
Таким образом, в настоящем исследовании подтвердилось правомерность выдвинутой гипотезы, достигнута цель и решены поставленные задачи.
1. Бальсевич, В.К.. Онтокинезиология человека: теория и
практика./Бальсевич С.С.-М.: ТиПФК, 2000.-35 с.
2. Бычкова, С.С. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста./ Бычкова С.С.-М.: АРКТИ, 2011. - 64 с.
3. Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость./ Вавилова Е.Н.-М.: Просвещение, 2001 - 380 с.
4. Вильчковский, Э.С., Пономаренко, С.А. Повышение двигательной активности старших дошкольников на занятиях физической культурой. Дошкольное воспитание./ Вильчковский Э.С., Пономаренко С.А.-М.: ЛИНКА-ПРЕСС 1999-256с.
5. Вильчковский, Э.С.. Развитие двигательной функции у детей./ Вильчковский Э.С.-М.: Киев: Здоровье, 1983.-225 с.
6. Виноградов, П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни./ Виноградов П.А.-М.: Москва., 2006.-36 с.
7. Глазырина, Л.Д. Физическая культура в старшей группе детского сада./ Глазырина Л.Д.-М.: ВЛАДОС, 2005.- 65 с.
8. Зинченко, В.П. Психологический словарь./ Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 1997.-442 с.
9. Иваницкая, И.Н. Двигательная активность и здоровье детей./ Иваницкая И.Н.-М.: Медицина, 1987.-28-29 с.
10. Кенеман, А.В., Хухлаева, Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста./ Кенеман А.В.,
Хухлаева Д.В.М.: Просвещение. 2002.-385 с.
1 1 .Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений./ С.А.Козлова, Т.А.Куликова.-5-е изд., испр.-М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 416 с.
12. Кожухова, Н.Н., Рыжкова, Л.А., Самодурова, М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. /Под ред. С.А.Козловой.-М.: Издательский центр «Академия», 2002.-320 с.
13. Овчинникова, Т.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой./ Овчинникова Т.С.-М.: Санкт- петербург-2006.-112 с.
14.Осокина, Т.И., Тимофеева, Е.А. Физические упражнения и подвижные игры дошкольников./ Осокина Т.И., Тимофеева Е.А.-М.: Просвещение, 2001.-368 с.
15.Осокина, Т.И. Физические упражнения и подвижные игры дошкольников./ Осокина, Т.И.-М.: Просвещение. 2001-360 с.
16. Павлов, И.П. Полное собрание сочинений, т.3, кН. 1./М.: Издательство АН СССР, 1952.-34 с.
17. Пензулаева, Л.И. Физкультурные занятия в детском саду подготовительная к школе группа детского сада. Конспекты занятий./ Издательство МОЗАИКА-СНТЕЗ Москва, 2011.-4-20 с.
18. Прищепа, С.С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет./ Прищепа С.С.М.:- Москва-2009.-54 с.
19. Прибылое, Г.Н. Методические рекомендации и программа по классическому танцу для самодеятельных хореографических коллективов./ Прибылое Г.Н.-М., 1984 - 46 с.
20. Пуртурова, Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования./ М.: Владос.-2003.-253 с.
21. Сейтибрамова, Ф.А. Дошкольная педагогика. Особенности развития физических качеств детей дошкольного возраста посредством спортивного танца. «Актуальные задачи педагогики»./-2016.-34 с.
22. Ткаченко, Т.С. Работа с танцевальным коллективом./ Ткаченко Т.С.-М.: Искусство, 2005.-48 с.
23. Сагайдачная, Е.а., Богина, Т.Л., Яковлева, Т.С. Оценка физической подготовленности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения./ Сагайдачная, Е.а., Богина, Т.Л., Яковлева, Т.С.//
Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.-2007. №3.-16-28 с.
24 . Степанкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/2-е изд., испр.-М.: издательский цент «Академия».-2006-379 с.
25.Ушинский, К.Д. Собрание сочинений: в 11 т./ редкол.: Еголин А.М., Медынский Е.Н., Струминский В.Я.; акад. пед. наук РСФСР, ин-т теории и истории педагогики.-М.: Л.: акад. пед. наук РСФСР, 1952.-665 с.
26 . Фирилева, Ж.Е, Сайкина, Е.Г. «Са-Фи-Дансе» танцевальная игровая гимнастика для детей./ Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений: Санкт-Петербург: «ДЕТСВО- ПРЕСС». 2007.-47-49 с.
27. Холл, Д. Учимся танцевать./ Джим Холл.-М.: АСТ: Астрель, 2009.-184 с.
28. Шебеко, В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. ВУЗ студ. Выс. Уч. Заведений./Шебеко В.Н.-М.: Издательство «Высшая школа» Минск, 2015.-69 с.
29. Шваб, Е.Д. «В школу с радостью психология /Шваб Е.Д.-М.: Издательство: Волгоград». 2007.-67 с.
30. Янковская, О.Н. Учить ребенка танцам необходимо //Начальная школа. - 2000. №2. 34-38 с.
3 1 .Танцевально-двигательная терапия. Сборник / перевод Бирюковой, И. [Статьи Старк, а. и Хендрикс, К.-2004. 96 с].
32.Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка/.-4-е издание. М.: 1997.
33.Алиева Т.И. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка- дошкольника./ Алиева Т.В., Арнаутова Е.П. М., 200- 313 с.