Взаимодействие прокуратуры с органами государственной власти в сфере противодействия коррупции
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ КАК ОДНА ИЗ
ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7
1.1 Понятие коррупции, ее детерминанты и меры противодействия 7
1.2 Правовое регулирование деятельности прокуратуры в сфере противодействия коррупции 23
Глава 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ 28
2.1 Структура прокуратуры 28
2.2 Взаимодействие органов прокуратуры с органами государственной власти и институтами гражданского общества в сфере противодействия коррупции 33
2.2.1 Взаимодействие со Следственным комитетом 37
2.2.2 Взаимодействие с органами полиции 40
2.2.3 Взаимодействие с органами ФСБ 46
2.2.4 Взаимодействие с гражданским обществом 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
Глава 1 ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ КАК ОДНА ИЗ
ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7
1.1 Понятие коррупции, ее детерминанты и меры противодействия 7
1.2 Правовое регулирование деятельности прокуратуры в сфере противодействия коррупции 23
Глава 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ 28
2.1 Структура прокуратуры 28
2.2 Взаимодействие органов прокуратуры с органами государственной власти и институтами гражданского общества в сфере противодействия коррупции 33
2.2.1 Взаимодействие со Следственным комитетом 37
2.2.2 Взаимодействие с органами полиции 40
2.2.3 Взаимодействие с органами ФСБ 46
2.2.4 Взаимодействие с гражданским обществом 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
Проблема коррупции, как и всё явление преступности, сопровождает человека и общество на протяжении практически всего исторического развития.
В течение последних нескольких лет на всех уровнях органами государственной власти и органами местного самоуправления реализуются инициативы, связанные с противодействием коррупции.
Данной деятельностью в той или иной степени заняты практически все
органы власти: Президент РФ и специально образованный Совет при Президенте РФ по борьбе с коррупцией; Правительство РФ, включая все федеральные органы исполнительной власти, входящие в состав Правительства РФ; палаты Федерального Собрания РФ; суды; органы государственной власти субъектов РФ; органы местного самоуправления; органы прокуратуры; все иные
без исключения правоохранительные органы.
Согласно данным международной организации по борьбе с коррупцией
и исследованию уровня коррупции Transparency International, в индексе восприятия коррупции в 2014 г. Россия набрала 27 баллов и заняла 136 место из
175 возможных, в 2015 г. Россия набрала 29 баллов, благодаря чему смогла
подняться в рейтинге до 119 места, что в тоже время не говорит об устойчивой
тенденции. Из–за нерешительности в преследовании коррупционных преступлений и хаотичности мер по предотвращению коррупции Россия остаётся в
последней трети Индекса восприятия коррупции.
Высокий уровень коррупции в Российской Федерации ведет к серьезным
последствиям, которые не только создают неудобства в общественной жизни,
но и непосредственным образом угрожают национальной безопасности, а также правам граждан.
Целью исследования является исследование механизма организации и
взаимодействия прокуратуры с иными органами государственной власти при
реализации функции по противодействию коррупции.
Цель исследования обозначила ряд следующих необходимых задач:5
– рассмотреть правовое регулирование деятельности прокуратуры по
противодействию коррупции;
– определить место и роль органов прокуратуры в государственном механизме противодействия коррупции;
– выявить направления взаимодействия органов прокуратуры с отдельными органами государственной власти и институтами гражданского общества в сфере противодействия коррупции.
Объектом исследования являются правовые и организационные отношения, складывающиеся в процессе деятельности прокуратуры по противодействию коррупции.
Предметом исследования является комплекс проблем научного и прикладного характера, связанных с организацией деятельности прокуратуры по
противодействию коррупции.
Методологическую основу исследования составили теоретический, общефилософские методы (диалектический метод, системный метод, анализ,
синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и
др.), методы обобщения и описания полученных данных.
Содержащиеся в работе выводы основываются на разработанных в общей
теории права правовых категориях, теоретических выводах, обобщениях. Основу работы составила специальная литература. Следует отметить, что институт взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти в сфере
противодействия коррупции не становился предметом полномасштабного научного исследования. В тоже время отдельным вопросам, затрагиваемым в работе, уделяют внимание как зарубежные исследователи, такие как Х. Абуэ-ва,
Д. Бейли, А. М. Бойко, А. П. Закалюк, К. Лейес, С. Роуз-Аккерман, так и отечественные ученые, в числе которых Я.А. Ардельянова, С.И. Вейберт, Б.Х. Гогиев, Н. Ф. Кузнецова, В. Н. Кудрявцев и другие.6
При подготовке исследования были использованы нормативно-правовые
акты по вопросам деятельности органов прокуратуры в сфере противодействия коррупции. Информационную базу составили аналитические материалы
организации Transparency International, касающиеся «Индекса восприятия коррупции» (2015 г., 2016 г.), а также пресс-релизы подготовленные сотрудниками прокуратуры и других органов государственной власти по затрагиваемой
теме.
Значимость исследования состоит в том, что в работе раскрыты и теоретические обоснованы направления деятельности органов прокуратуры по противодействию коррупции, определено место органов прокуратуры в государственном механизме противодействия коррупции.
В течение последних нескольких лет на всех уровнях органами государственной власти и органами местного самоуправления реализуются инициативы, связанные с противодействием коррупции.
Данной деятельностью в той или иной степени заняты практически все
органы власти: Президент РФ и специально образованный Совет при Президенте РФ по борьбе с коррупцией; Правительство РФ, включая все федеральные органы исполнительной власти, входящие в состав Правительства РФ; палаты Федерального Собрания РФ; суды; органы государственной власти субъектов РФ; органы местного самоуправления; органы прокуратуры; все иные
без исключения правоохранительные органы.
Согласно данным международной организации по борьбе с коррупцией
и исследованию уровня коррупции Transparency International, в индексе восприятия коррупции в 2014 г. Россия набрала 27 баллов и заняла 136 место из
175 возможных, в 2015 г. Россия набрала 29 баллов, благодаря чему смогла
подняться в рейтинге до 119 места, что в тоже время не говорит об устойчивой
тенденции. Из–за нерешительности в преследовании коррупционных преступлений и хаотичности мер по предотвращению коррупции Россия остаётся в
последней трети Индекса восприятия коррупции.
Высокий уровень коррупции в Российской Федерации ведет к серьезным
последствиям, которые не только создают неудобства в общественной жизни,
но и непосредственным образом угрожают национальной безопасности, а также правам граждан.
Целью исследования является исследование механизма организации и
взаимодействия прокуратуры с иными органами государственной власти при
реализации функции по противодействию коррупции.
Цель исследования обозначила ряд следующих необходимых задач:5
– рассмотреть правовое регулирование деятельности прокуратуры по
противодействию коррупции;
– определить место и роль органов прокуратуры в государственном механизме противодействия коррупции;
– выявить направления взаимодействия органов прокуратуры с отдельными органами государственной власти и институтами гражданского общества в сфере противодействия коррупции.
Объектом исследования являются правовые и организационные отношения, складывающиеся в процессе деятельности прокуратуры по противодействию коррупции.
Предметом исследования является комплекс проблем научного и прикладного характера, связанных с организацией деятельности прокуратуры по
противодействию коррупции.
Методологическую основу исследования составили теоретический, общефилософские методы (диалектический метод, системный метод, анализ,
синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и
др.), методы обобщения и описания полученных данных.
Содержащиеся в работе выводы основываются на разработанных в общей
теории права правовых категориях, теоретических выводах, обобщениях. Основу работы составила специальная литература. Следует отметить, что институт взаимодействия прокуратуры с органами государственной власти в сфере
противодействия коррупции не становился предметом полномасштабного научного исследования. В тоже время отдельным вопросам, затрагиваемым в работе, уделяют внимание как зарубежные исследователи, такие как Х. Абуэ-ва,
Д. Бейли, А. М. Бойко, А. П. Закалюк, К. Лейес, С. Роуз-Аккерман, так и отечественные ученые, в числе которых Я.А. Ардельянова, С.И. Вейберт, Б.Х. Гогиев, Н. Ф. Кузнецова, В. Н. Кудрявцев и другие.6
При подготовке исследования были использованы нормативно-правовые
акты по вопросам деятельности органов прокуратуры в сфере противодействия коррупции. Информационную базу составили аналитические материалы
организации Transparency International, касающиеся «Индекса восприятия коррупции» (2015 г., 2016 г.), а также пресс-релизы подготовленные сотрудниками прокуратуры и других органов государственной власти по затрагиваемой
теме.
Значимость исследования состоит в том, что в работе раскрыты и теоретические обоснованы направления деятельности органов прокуратуры по противодействию коррупции, определено место органов прокуратуры в государственном механизме противодействия коррупции.
Резюмируя все вышеизложенное необходимо отметить, что в соответствии с российским законодательством прокуратура сегодня — это основной орган государственной власти, на который возложены полномочия по противодействию коррупции. В процессе реализации установленных законодательством целей и задач по защите от коррупции интересов общества, государства,
прав и свобод человека и гражданина прокуратура призвана осуществлять
свои функции в пределах полномочий самостоятельно и независимо от органов государственной власти, органов местного самоуправления, политических
партий и иных общественных объединений, средств массовой информации,
действуя при этом в качестве специализированного элемента единого механизма государственной власти Российской Федерации.
Это связано не только с осуществлением органами прокуратуры надзорных функций по соблюдению Конституции РФ и исполнению российского законодательства, но и с реализацией инициатив Президента и Правительства
РФ по борьбе с коррупцией и возложение м на прокуратуру РФ функции по
координации деятельности правоохранительных органов по противодействию
коррупции и проведению антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов.
Современный работник прокуратуры должен представлять собой образец неподкупности и непредвзятости при решении вопросов государственной
важности. По мнению авторов статьи, в обозримой перспективе прокуратура
РФ обязана и сможет консолидировать усилия правоохранительных органов
Российской Федерации по предупреждению, пресечению и профилактике коррупции и обеспечивать в пределах своих функций и полномочий безусловное
привлечение к уголовной и иной юридической ответственности каждого коррупционера.
Таким образом, для повышения эффективности мероприятий по противодействию коррупции предлагается расширить официальные рамки определения коррупции и включить в его содержание целый ряд деяний, которые54
связаны с нарушением этики служебного поведения, кадровым протекционизмом, который, достаточно часто осуществляется с административнокорыстной мотивацией. Такой подход позволит отчасти уйти от узкого понимания коррупции, который определен в действующем законодательстве. Это
также позволит прокуратуре более последовательно проводить антикоррупционные мероприятия в сфере государственного управления, а также системе
государственной и муниципальной службы.
Также в современных условиях для эффективного противодействия коррупции требуется наладить реальное взаимодействие органов прокуратуры с
институтами гражданского общества, умеющими конструктивно критиковать
и принципиально контролировать органы публичной власти, заставляя их тем
самым работать в интересах всего общества. Именно институты гражданского
общества способны обеспечить поступление в органы прокуратуры достоверной информации о реальной эффективности государственной антикоррупционной политики, механизма обратной связи между публичной властью и населением. Коррупционным правоотношениям следует противопоставить эффективную систему хорошо сбалансированных правовых, социальноэкономических, образовательных, воспитательных, морально-этических, организационных и методических мер.
Выделяются следующие виды взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами прокуратуры:
1. направление запросов для получения необходимой достоверной информации;
2. направление материалов о готовящихся или совершенных преступлениях и правонарушениях в федеральном органе исполнительной власти в органы прокуратуры для принятия решения по существу;
3. оказание содействия органам прокуратуры в проведении общенадзорных мероприятий и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых
актов и их проектов.55
Эффективному противодействию коррупции также способствует налаженное системное взаимодействие не только органов власти всех уровней
(федеральной, региональной и местной) и его специализированных институтов, но и структур гражданского общества, общественных организаций, самих
граждан и их согласованность.
прав и свобод человека и гражданина прокуратура призвана осуществлять
свои функции в пределах полномочий самостоятельно и независимо от органов государственной власти, органов местного самоуправления, политических
партий и иных общественных объединений, средств массовой информации,
действуя при этом в качестве специализированного элемента единого механизма государственной власти Российской Федерации.
Это связано не только с осуществлением органами прокуратуры надзорных функций по соблюдению Конституции РФ и исполнению российского законодательства, но и с реализацией инициатив Президента и Правительства
РФ по борьбе с коррупцией и возложение м на прокуратуру РФ функции по
координации деятельности правоохранительных органов по противодействию
коррупции и проведению антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов.
Современный работник прокуратуры должен представлять собой образец неподкупности и непредвзятости при решении вопросов государственной
важности. По мнению авторов статьи, в обозримой перспективе прокуратура
РФ обязана и сможет консолидировать усилия правоохранительных органов
Российской Федерации по предупреждению, пресечению и профилактике коррупции и обеспечивать в пределах своих функций и полномочий безусловное
привлечение к уголовной и иной юридической ответственности каждого коррупционера.
Таким образом, для повышения эффективности мероприятий по противодействию коррупции предлагается расширить официальные рамки определения коррупции и включить в его содержание целый ряд деяний, которые54
связаны с нарушением этики служебного поведения, кадровым протекционизмом, который, достаточно часто осуществляется с административнокорыстной мотивацией. Такой подход позволит отчасти уйти от узкого понимания коррупции, который определен в действующем законодательстве. Это
также позволит прокуратуре более последовательно проводить антикоррупционные мероприятия в сфере государственного управления, а также системе
государственной и муниципальной службы.
Также в современных условиях для эффективного противодействия коррупции требуется наладить реальное взаимодействие органов прокуратуры с
институтами гражданского общества, умеющими конструктивно критиковать
и принципиально контролировать органы публичной власти, заставляя их тем
самым работать в интересах всего общества. Именно институты гражданского
общества способны обеспечить поступление в органы прокуратуры достоверной информации о реальной эффективности государственной антикоррупционной политики, механизма обратной связи между публичной властью и населением. Коррупционным правоотношениям следует противопоставить эффективную систему хорошо сбалансированных правовых, социальноэкономических, образовательных, воспитательных, морально-этических, организационных и методических мер.
Выделяются следующие виды взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами прокуратуры:
1. направление запросов для получения необходимой достоверной информации;
2. направление материалов о готовящихся или совершенных преступлениях и правонарушениях в федеральном органе исполнительной власти в органы прокуратуры для принятия решения по существу;
3. оказание содействия органам прокуратуры в проведении общенадзорных мероприятий и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых
актов и их проектов.55
Эффективному противодействию коррупции также способствует налаженное системное взаимодействие не только органов власти всех уровней
(федеральной, региональной и местной) и его специализированных институтов, но и структур гражданского общества, общественных организаций, самих
граждан и их согласованность.
Подобные работы
- Взаимодействие прокуратуры с органами государственной власти в сфере обеспечения законности (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Сибирский институт управления))
Магистерская диссертация, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - Взаимодействие прокуратуры с органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере обеспечения законности
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2022 - Антикоррупционные стандарты в сфере противодействия коррупции
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2019 - Административно-правовая защита права граждан Российской Федерации на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2020 - Противодействие коррупции на государственной службе как приоритетное направление административной реформы России
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ : УГОЛОВНО- ПРАВОВОЙ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Прокурорский надзор за деятельностью подразделений по противодействию коррупции
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2017 - Коррупция в системе государственного управления: факторы, способствующие возникновению коррупции, проблемы и пути решения
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2022 - Место и роль прокуратуры в государственном механизме России
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2021



