Введение 4
1 Обзор научно-методической литературы по теме исследования 6
1.1 Начальный этап в системе учебно-тренировочного процесса юных
баскетболистов 6
1.2 Методика обучения броску в движении 16
1.3 Проявление функциональной асимметрии в спорте 18
1.4 Аспекты профиля функциональной асимметрии юных баскетболистов..25
2 Организация и методы исследования 29
2.1 Организация и проведение исследования 29
2.2 Характеристика методов исследования 30
3 Результаты исследования и их обсуждение 32
Заключение 43
Список использованных источников 45
Приложения
Рост напряженности соревновательной борьбы в баскетболе, активность и даже агрессивность защиты резко подняли значение бросков в движении. Возрастают требования к точности бросков, необходимости завершения атак с различных дистанций, увеличивается значимость обучения и совершенствования методов спортивной тренировки. Одним из путей решения данной проблемы является учет влияния функциональной асимметрии на процесс обучения броскам в движении.
Профиль асимметрии мозга регламентирует функциональные характеристики произвольных движений и позы (Е.М. Бердичевская, 2009). Отражая особенности регуляторных механизмов, он является одним из факторов, дифференцирующих резервы роста функциональных возможностей человека. Это определяет актуальность и перспективность развертывания системных исследований индивидуального профиля функциональных асимметрий (ИПА) у представителей различных видов спорта, оценку влияния ИПА на различные аспекты спортивной деятельности.
Многие виды спорта предъявляют к человеку специфические требования к симметрии или, наоборот, асимметрии развития опорно-двигательного аппарата и основных органов чувств, и способствуют этому (Е.Б. Сологуб, 2006; Е.В. Фомина, 2006; К.Д. Чермит, Е.К. Аганянц, 2006). Большинство исследований российских и зарубежных авторов посвящено проявлениям моторных асимметрий в спорте (К.Д. Чермит, 1992; Е.В. Фомина, 2006; A.A. Семенюков, 2009).
Исследований, учитывающих особенности проявления моторной асимметрии в подготовке баскетболистов, не достаточно изучены, и тем более юного возраста.
Следовательно, совершенствование процесса технической подготовки юных баскетболистов 12 - 13 лет, с учетом индивидуального профиля функциональной асимметрии является актуальной.
Объект исследования - техническая подготовка баскетболистов 12-13 лет.
Предмет исследования - методика обучения броску в движении неведущей рукой баскетболистов 12-13 лет.
Цель исследования - экспериментальное обоснование эффективности использования упражнений асимметричной направленности на обучение броску в движении неведущей рукой баскетболистов 12-13 лет.
Гипотеза исследования - предполагаем, что использование упражнений с отягощением асимметричной направленности повысят результативность технических действий баскетболистов 12-13 лет.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы технической подготовки баскетболистов.
2. Выявить уровень результативности бросков в движении ведущей и неведущей рукой баскетболистов 12-13 лет.
3. Разработать и экспериментально обосновать методику обучения броску в движении неведущей рукой с использованием упражнений асимметричной направленности.
1. В результате проведения обзора литературных источников нами было установлено, что важное место в системе тренировочных занятий должно отводиться развитию способности к специфической ориентировке, которая является комплексным показателем и определяется индивидуальными особенностями спортсмена. В баскетболе способность провести то или иное действие в обе стороны, позволяет эффективней действовать в не простых игровых ситуациях, добиваясь высоких результатов в игре. Для того чтобы равномерно пользоваться правой и левой рукой, быть разносторонним спортсменом, необходима регулярная работа. При выполнении двигательных действий, индивидуальный профиль функциональной асимметрии определяет наиболее удобную сторону.
2. В ходе проведения педагогического наблюдения нами был выявлен уровень результативности бросков в движении ведущей и неведущей рукой у баскетболистов 12-13 лет. Нами было проанализировано 10 баскетбольных матчей группы начальной подготовки. Всего за 10 игр было совершено 600 бросков. Из них ведущей рукой 380, неведущей 220. Ведущей точных 290, не точных 90. Неведущей точных 90, не точных 130. Результативность бросков в движении ведущей рукой составляет 58%, неведущей рукой -42%.
3. Нами была совершенствована методика обучения броску в движении с неведущей рукой, для развития неведущей руки нами использовались упражнения с отягощениями. В экспериментальной группе в условиях проведения тренировочных игр мы наблюдали достоверный прирост результатов в следующих контрольных показателях: «Попытки неведущей рукой», «Попадания ведущей рукой» и «Попадания неведущей рукой». В условиях соревновательной деятельности прирост результатов достоверен, только в показателях, касающихся выполнения технических действий не ведущей рукой, что говорит об эффективности проведения педагогического эксперимента и о положительном влиянии применения отягощений при обучении броскам в движении неведущей рукой. В контрольной группе прирост результатов во всех показателях, как в условиях тренировочных, так и в условиях соревновательных игр не достоверен.