Клуб «Десантник» как форма патриотического воспитания школьников в образовательной организации
|
Введение 4
1 Теоретические аспекты патриотического воспитания школьников
в современных условиях
1.1 Педагогический смысл обновленного понятия патриотизм 8
1.2 Патриотическое воспитание школьников в современных условиях 14
1.3 Состав организационно-методического обеспечения
патриотического воспитания школьников в форме клуба 24
Выводы по 1 главе 40
2 Организационно-методическое обеспечение деятельности
военно-патриотического клуба «Десантник» 42
2.1 Локальные нормативно-правовые акты организации
патриотического воспитания обучающихся на базе общеобразовательной школы в форме клуба «Десантник» 42
2.2 Организация и содержание учебно-воспитательного
процесса военно-патриотического клуба «Десантник» 51
2.3 Информационно-коммуникационное сопровождение
деятельности ВПК «Десантник» 58
2.4 Проверка результативности использования
организационно-методического обеспечения в процессе деятельности ВПК «Десантник» 62
Выводы по 2 главе 70
Заключение 72
Список сокращений 74
Список использованных источников 75
Приложение А 80
Приложение Б 85
Приложение В 93
Приложение Г 103
Приложение Д 105
Приложение Е 106
Приложение Ж 108
Приложение 3 109
1 Теоретические аспекты патриотического воспитания школьников
в современных условиях
1.1 Педагогический смысл обновленного понятия патриотизм 8
1.2 Патриотическое воспитание школьников в современных условиях 14
1.3 Состав организационно-методического обеспечения
патриотического воспитания школьников в форме клуба 24
Выводы по 1 главе 40
2 Организационно-методическое обеспечение деятельности
военно-патриотического клуба «Десантник» 42
2.1 Локальные нормативно-правовые акты организации
патриотического воспитания обучающихся на базе общеобразовательной школы в форме клуба «Десантник» 42
2.2 Организация и содержание учебно-воспитательного
процесса военно-патриотического клуба «Десантник» 51
2.3 Информационно-коммуникационное сопровождение
деятельности ВПК «Десантник» 58
2.4 Проверка результативности использования
организационно-методического обеспечения в процессе деятельности ВПК «Десантник» 62
Выводы по 2 главе 70
Заключение 72
Список сокращений 74
Список использованных источников 75
Приложение А 80
Приложение Б 85
Приложение В 93
Приложение Г 103
Приложение Д 105
Приложение Е 106
Приложение Ж 108
Приложение 3 109
Одной из актуальных задач современного общества является задача патриотического воспитания школьников. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения является важнейшей проблемой государства и, в первую очередь проблемой образовательных учреждений нашей страны, так как школьные годы - самая благоприятная пора для воспитания у школьников чувства любви к своей Родине.
На данный момент в нашей стране идет тенденция к возрождению системы патриотического воспитания детей и подростков. Национальная доктрина образования признает приоритетным воспитание человека-патриота, любящего свою Родину и уважающего культуру и традиции своей страны.
Важную роль в патриотическом воспитании школьников играют образовательные учреждения и детские организации, способствующие патриотическому развитию детей и подростков. Современная школа призвана формировать у школьников чувство патриотизма через изучение истории своей страны, через приобщение к национальным нравственным ценностям, а также осуществлять всестороннюю подготовку к выполнению своего долга перед Родиной.
Как показывают исследования, зачастую в большинстве государственных образовательных организаций не сложилась ещё стройная система патриотического воспитания школьников в целом или в дополнительной форме, например, в клубной.
Об этом свидетельствуют такие факты как: отсутствие необходимых программ гражданско-патриотической деятельности; программы дополнительного образования детей военно-патриотической направленности не соответствуют предъявляемым требованиям ни по форме, ни по содержанию; слабо развита учебно-материальная база;
отмечается недостаточно высокий уровень подготовки педагогов образования, способных реализовывать дополнительные общеразвивающие программы по патриотическому воспитанию подростков [22]. То есть имеется противоречие между необходимостью повышения уровня патриотического воспитания у школьников, обусловленного современным социальным заказом, и недостаточностью организационно-методического обеспечения для реализации патриотического воспитания детей в клубной форме на базе общеобразовательной школы.
Проблема: каким образом следует обеспечивать процесс патриотического воспитания школьников в форме военно¬патриотического клуба на базе общеобразовательной школы для достижения его результативности?
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать организационно-методическое обеспечение реализации деятельности клуба «Десантник» как формы патриотического воспитания школьников на базе общеобразовательной организации.
Объект исследования: патриотическое воспитание обучающихся общеобразовательной школы.
Предмет исследования: организационно-методическое обеспечение деятельности клуба «Десантник» как формы патриотического воспитания обучающихся общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования: результативности патриотического воспитания школьников в форме военно-патриотического клуба на базе общеобразовательной организации будет способствовать разработка и внедрение организационно-методического обеспечения, включающего:
- локальные нормативные акты, регламентирующие цели и способы реализации обновлённого содержания патриотического воспитания школьников, полномочия и обязанности участников клуба;
- программу деятельности клуба и сценарии занятий с учётом различных форм теоретической, строевой, физической, военной подготовки и их дидактического обеспечения;
- средства информационно-коммуникационного сопровождения школьников в процессе подготовки и реализации взаимодействия с общественными организациями городского и краевого уровня.
Задачи исследования:
1. Выявить педагогический смысл обновленного понятия «патриотизм» и обосновать специфику патриотического воспитания школьников в современных социально-экономических и политических условиях;
2. Определить состав организационно-методического обеспечения патриотического воспитания школьников в форме клуба;
3. Разработать организационно-методическое обеспечение деятельности военно-патриотического клуба «Десантник» как структурного подразделения МБОУ СОШ № 72 г. Красноярска;
4. Проверить результативность патриотического воспитания в процессе внедрения организационно-методического обеспечения деятельности клуба на базе школы №72 г. Красноярска.
Теоретико-методологической основой явились:
- теоретические положения о взаимодействии личности и общества, социальной обусловленности воспитания личности и обратного воздействия личности на общество (Выготский JI.C., Эльконин Д.Б. и др.);
- теория целостности педагогического процесса (Бабанский Ю.К.);
- ведущие положения гуманистической психологии о решающей роли деятельности в формировании личностных качеств в соответствии с индивидуальными особенностями (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н. и др.);
- теория мотивации деятельности (Ильин Е.П., Леонтьев А.Н.).
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования; обобщение эмпирического и теоретического материала; для получения фактического материала применялись методы наблюдения, тестирования, анкетирования.
Эмпирическая база: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №72 с углубленным изучением отдельных предметов.
Исследование проводилось в четыре этапа:
На первом этапе (февраль-май 2016 года): разработка положения военно-патриотического клуба, программы деятельности клуба, плана опытно-экспериментальной работы, подготовка перечня необходимых средств для ее осуществления.
На втором этапе (июнь-август 2016 года): разработка средств информационно-коммуникационного сопровождения деятельности клуба, проведение установочных занятий с педагогами, принимающими участие в опытно-экспериментальной работе.
На третьем этапе (сентябрь 2016-апрель 2017): проведение формирующего эксперимента. В его основу входит практическая реализации деятельности военно-патриотического клуба в общеобразовательной школе №72 города Красноярска. В ходе работы осуществлён набор обучающихся в военно-патриотический клуб «Десантник», первичная диагностика уровня патриотического воспитания обучающихся основной школы, создание условий для организации деятельности военно-патриотического клуба.
На четвертом этапе (май-июнь 2017): проведение повторной диагностики уровня патриотического воспитания обучающихся основной школы, анализ результатов, полученных в ходе формирующего эксперимента, формулирование теоретических выводов, практических рекомендаций по корректировке программы и организации деятельности клуба, оформление диссертационного исследования.
На данный момент в нашей стране идет тенденция к возрождению системы патриотического воспитания детей и подростков. Национальная доктрина образования признает приоритетным воспитание человека-патриота, любящего свою Родину и уважающего культуру и традиции своей страны.
Важную роль в патриотическом воспитании школьников играют образовательные учреждения и детские организации, способствующие патриотическому развитию детей и подростков. Современная школа призвана формировать у школьников чувство патриотизма через изучение истории своей страны, через приобщение к национальным нравственным ценностям, а также осуществлять всестороннюю подготовку к выполнению своего долга перед Родиной.
Как показывают исследования, зачастую в большинстве государственных образовательных организаций не сложилась ещё стройная система патриотического воспитания школьников в целом или в дополнительной форме, например, в клубной.
Об этом свидетельствуют такие факты как: отсутствие необходимых программ гражданско-патриотической деятельности; программы дополнительного образования детей военно-патриотической направленности не соответствуют предъявляемым требованиям ни по форме, ни по содержанию; слабо развита учебно-материальная база;
отмечается недостаточно высокий уровень подготовки педагогов образования, способных реализовывать дополнительные общеразвивающие программы по патриотическому воспитанию подростков [22]. То есть имеется противоречие между необходимостью повышения уровня патриотического воспитания у школьников, обусловленного современным социальным заказом, и недостаточностью организационно-методического обеспечения для реализации патриотического воспитания детей в клубной форме на базе общеобразовательной школы.
Проблема: каким образом следует обеспечивать процесс патриотического воспитания школьников в форме военно¬патриотического клуба на базе общеобразовательной школы для достижения его результативности?
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать организационно-методическое обеспечение реализации деятельности клуба «Десантник» как формы патриотического воспитания школьников на базе общеобразовательной организации.
Объект исследования: патриотическое воспитание обучающихся общеобразовательной школы.
Предмет исследования: организационно-методическое обеспечение деятельности клуба «Десантник» как формы патриотического воспитания обучающихся общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования: результативности патриотического воспитания школьников в форме военно-патриотического клуба на базе общеобразовательной организации будет способствовать разработка и внедрение организационно-методического обеспечения, включающего:
- локальные нормативные акты, регламентирующие цели и способы реализации обновлённого содержания патриотического воспитания школьников, полномочия и обязанности участников клуба;
- программу деятельности клуба и сценарии занятий с учётом различных форм теоретической, строевой, физической, военной подготовки и их дидактического обеспечения;
- средства информационно-коммуникационного сопровождения школьников в процессе подготовки и реализации взаимодействия с общественными организациями городского и краевого уровня.
Задачи исследования:
1. Выявить педагогический смысл обновленного понятия «патриотизм» и обосновать специфику патриотического воспитания школьников в современных социально-экономических и политических условиях;
2. Определить состав организационно-методического обеспечения патриотического воспитания школьников в форме клуба;
3. Разработать организационно-методическое обеспечение деятельности военно-патриотического клуба «Десантник» как структурного подразделения МБОУ СОШ № 72 г. Красноярска;
4. Проверить результативность патриотического воспитания в процессе внедрения организационно-методического обеспечения деятельности клуба на базе школы №72 г. Красноярска.
Теоретико-методологической основой явились:
- теоретические положения о взаимодействии личности и общества, социальной обусловленности воспитания личности и обратного воздействия личности на общество (Выготский JI.C., Эльконин Д.Б. и др.);
- теория целостности педагогического процесса (Бабанский Ю.К.);
- ведущие положения гуманистической психологии о решающей роли деятельности в формировании личностных качеств в соответствии с индивидуальными особенностями (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н. и др.);
- теория мотивации деятельности (Ильин Е.П., Леонтьев А.Н.).
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования; обобщение эмпирического и теоретического материала; для получения фактического материала применялись методы наблюдения, тестирования, анкетирования.
Эмпирическая база: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №72 с углубленным изучением отдельных предметов.
Исследование проводилось в четыре этапа:
На первом этапе (февраль-май 2016 года): разработка положения военно-патриотического клуба, программы деятельности клуба, плана опытно-экспериментальной работы, подготовка перечня необходимых средств для ее осуществления.
На втором этапе (июнь-август 2016 года): разработка средств информационно-коммуникационного сопровождения деятельности клуба, проведение установочных занятий с педагогами, принимающими участие в опытно-экспериментальной работе.
На третьем этапе (сентябрь 2016-апрель 2017): проведение формирующего эксперимента. В его основу входит практическая реализации деятельности военно-патриотического клуба в общеобразовательной школе №72 города Красноярска. В ходе работы осуществлён набор обучающихся в военно-патриотический клуб «Десантник», первичная диагностика уровня патриотического воспитания обучающихся основной школы, создание условий для организации деятельности военно-патриотического клуба.
На четвертом этапе (май-июнь 2017): проведение повторной диагностики уровня патриотического воспитания обучающихся основной школы, анализ результатов, полученных в ходе формирующего эксперимента, формулирование теоретических выводов, практических рекомендаций по корректировке программы и организации деятельности клуба, оформление диссертационного исследования.
В процессе теоретического исследования проанализированы аспекты формирования понятия «патриотизм», а также новые тенденции, обуславливающие изменения в сфере патриотического воспитания, на основании которого сделан вывод о том, что решение проблемы патриотического воспитания объективно зависит от политических и социально-экономических условий конкретной исторической эпохи. За основу принято определение «патриотизма» и подход к патриотическому воспитанию Н. В. Ипполитовой. Патриотизм, с одной стороны является естественной привязанностью человека к родной земле, а с другой стороны, - общественно-политическими, экономическими и другими особенностями конкретного общества. Патриотизм назван частью духовной культуры человека, при этом основным его звеном является нравственная культура.
Выделены основные направления патриотического воспитания молодежи Красноярского края в соответствии с целевой программой и обоснован потенциал клубной формы в их реализации на базе общеобразовательной школы, определён состав организационно-методического обеспечения в форме клуба.
В соответствии с определённым составом организационно-методического обеспечения, разработаны следующие его элементы:
A) Положение о военно-патриотическом клубе «Десантник».
Б) Устав ВПК «Десантник».
B) Программа деятельности ВПК «Десантник».
Г) Сайт клуба, выполняющий функции информационно- коммуникационной поддержки.
В течение года реализовывалась программа деятельности клуба. В начале года проводилась первичная диагностика уровня патриотического воспитания с использованием методик Л. М. Фридмана и Т. М. Масловой, которая показала преобладание среднего уровня.
Результаты повторной диагностики по тем же самым методикам показывают повышение количества воспитанников клуба, демонстрирующих высокий и средний уровень, что свидетельствует о результативности использования разработанного организационно-методического обеспечения.
Выделены основные направления патриотического воспитания молодежи Красноярского края в соответствии с целевой программой и обоснован потенциал клубной формы в их реализации на базе общеобразовательной школы, определён состав организационно-методического обеспечения в форме клуба.
В соответствии с определённым составом организационно-методического обеспечения, разработаны следующие его элементы:
A) Положение о военно-патриотическом клубе «Десантник».
Б) Устав ВПК «Десантник».
B) Программа деятельности ВПК «Десантник».
Г) Сайт клуба, выполняющий функции информационно- коммуникационной поддержки.
В течение года реализовывалась программа деятельности клуба. В начале года проводилась первичная диагностика уровня патриотического воспитания с использованием методик Л. М. Фридмана и Т. М. Масловой, которая показала преобладание среднего уровня.
Результаты повторной диагностики по тем же самым методикам показывают повышение количества воспитанников клуба, демонстрирующих высокий и средний уровень, что свидетельствует о результативности использования разработанного организационно-методического обеспечения.
Подобные работы
- Клуб «Десантник» как форма патриотического воспитания школьников в образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Деятельность общественных ветеранских организаций войны, Вооруженных сил и труда г.о. Тольятти Самарской области по патриотическому воспитанию в Российской Федерации(1986-2016)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017



