Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Клуб «Десантник» как форма патриотического воспитания школьников в образовательной организации

Работа №27944

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы113
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
553
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Теоретические аспекты патриотического воспитания школьников
в современных условиях
1.1 Педагогический смысл обновленного понятия патриотизм 8
1.2 Патриотическое воспитание школьников в современных условиях 14
1.3 Состав организационно-методического обеспечения
патриотического воспитания школьников в форме клуба 24
Выводы по 1 главе 40
2 Организационно-методическое обеспечение деятельности
военно-патриотического клуба «Десантник» 42
2.1 Локальные нормативно-правовые акты организации
патриотического воспитания обучающихся на базе общеобразовательной школы в форме клуба «Десантник» 42
2.2 Организация и содержание учебно-воспитательного
процесса военно-патриотического клуба «Десантник» 51
2.3 Информационно-коммуникационное сопровождение
деятельности ВПК «Десантник» 58
2.4 Проверка результативности использования
организационно-методического обеспечения в процессе деятельности ВПК «Десантник» 62
Выводы по 2 главе 70
Заключение 72
Список сокращений 74
Список использованных источников 75
Приложение А 80
Приложение Б 85
Приложение В 93
Приложение Г 103
Приложение Д 105
Приложение Е 106
Приложение Ж 108
Приложение 3 109


Одной из актуальных задач современного общества является задача патриотического воспитания школьников. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения является важнейшей проблемой государства и, в первую очередь проблемой образовательных учреждений нашей страны, так как школьные годы - самая благоприятная пора для воспитания у школьников чувства любви к своей Родине.
На данный момент в нашей стране идет тенденция к возрождению системы патриотического воспитания детей и подростков. Национальная доктрина образования признает приоритетным воспитание человека-патриота, любящего свою Родину и уважающего культуру и традиции своей страны.
Важную роль в патриотическом воспитании школьников играют образовательные учреждения и детские организации, способствующие патриотическому развитию детей и подростков. Современная школа призвана формировать у школьников чувство патриотизма через изучение истории своей страны, через приобщение к национальным нравственным ценностям, а также осуществлять всестороннюю подготовку к выполнению своего долга перед Родиной.
Как показывают исследования, зачастую в большинстве государственных образовательных организаций не сложилась ещё стройная система патриотического воспитания школьников в целом или в дополнительной форме, например, в клубной.
Об этом свидетельствуют такие факты как: отсутствие необходимых программ гражданско-патриотической деятельности; программы дополнительного образования детей военно-патриотической направленности не соответствуют предъявляемым требованиям ни по форме, ни по содержанию; слабо развита учебно-материальная база;
отмечается недостаточно высокий уровень подготовки педагогов образования, способных реализовывать дополнительные общеразвивающие программы по патриотическому воспитанию подростков [22]. То есть имеется противоречие между необходимостью повышения уровня патриотического воспитания у школьников, обусловленного современным социальным заказом, и недостаточностью организационно-методического обеспечения для реализации патриотического воспитания детей в клубной форме на базе общеобразовательной школы.
Проблема: каким образом следует обеспечивать процесс патриотического воспитания школьников в форме военно¬патриотического клуба на базе общеобразовательной школы для достижения его результативности?
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать организационно-методическое обеспечение реализации деятельности клуба «Десантник» как формы патриотического воспитания школьников на базе общеобразовательной организации.
Объект исследования: патриотическое воспитание обучающихся общеобразовательной школы.
Предмет исследования: организационно-методическое обеспечение деятельности клуба «Десантник» как формы патриотического воспитания обучающихся общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования: результативности патриотического воспитания школьников в форме военно-патриотического клуба на базе общеобразовательной организации будет способствовать разработка и внедрение организационно-методического обеспечения, включающего:
- локальные нормативные акты, регламентирующие цели и способы реализации обновлённого содержания патриотического воспитания школьников, полномочия и обязанности участников клуба;
- программу деятельности клуба и сценарии занятий с учётом различных форм теоретической, строевой, физической, военной подготовки и их дидактического обеспечения;
- средства информационно-коммуникационного сопровождения школьников в процессе подготовки и реализации взаимодействия с общественными организациями городского и краевого уровня.
Задачи исследования:
1. Выявить педагогический смысл обновленного понятия «патриотизм» и обосновать специфику патриотического воспитания школьников в современных социально-экономических и политических условиях;
2. Определить состав организационно-методического обеспечения патриотического воспитания школьников в форме клуба;
3. Разработать организационно-методическое обеспечение деятельности военно-патриотического клуба «Десантник» как структурного подразделения МБОУ СОШ № 72 г. Красноярска;
4. Проверить результативность патриотического воспитания в процессе внедрения организационно-методического обеспечения деятельности клуба на базе школы №72 г. Красноярска.
Теоретико-методологической основой явились:
- теоретические положения о взаимодействии личности и общества, социальной обусловленности воспитания личности и обратного воздействия личности на общество (Выготский JI.C., Эльконин Д.Б. и др.);
- теория целостности педагогического процесса (Бабанский Ю.К.);
- ведущие положения гуманистической психологии о решающей роли деятельности в формировании личностных качеств в соответствии с индивидуальными особенностями (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н. и др.);
- теория мотивации деятельности (Ильин Е.П., Леонтьев А.Н.).
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования; обобщение эмпирического и теоретического материала; для получения фактического материала применялись методы наблюдения, тестирования, анкетирования.
Эмпирическая база: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №72 с углубленным изучением отдельных предметов.
Исследование проводилось в четыре этапа:
На первом этапе (февраль-май 2016 года): разработка положения военно-патриотического клуба, программы деятельности клуба, плана опытно-экспериментальной работы, подготовка перечня необходимых средств для ее осуществления.
На втором этапе (июнь-август 2016 года): разработка средств информационно-коммуникационного сопровождения деятельности клуба, проведение установочных занятий с педагогами, принимающими участие в опытно-экспериментальной работе.
На третьем этапе (сентябрь 2016-апрель 2017): проведение формирующего эксперимента. В его основу входит практическая реализации деятельности военно-патриотического клуба в общеобразовательной школе №72 города Красноярска. В ходе работы осуществлён набор обучающихся в военно-патриотический клуб «Десантник», первичная диагностика уровня патриотического воспитания обучающихся основной школы, создание условий для организации деятельности военно-патриотического клуба.
На четвертом этапе (май-июнь 2017): проведение повторной диагностики уровня патриотического воспитания обучающихся основной школы, анализ результатов, полученных в ходе формирующего эксперимента, формулирование теоретических выводов, практических рекомендаций по корректировке программы и организации деятельности клуба, оформление диссертационного исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе теоретического исследования проанализированы аспекты формирования понятия «патриотизм», а также новые тенденции, обуславливающие изменения в сфере патриотического воспитания, на основании которого сделан вывод о том, что решение проблемы патриотического воспитания объективно зависит от политических и социально-экономических условий конкретной исторической эпохи. За основу принято определение «патриотизма» и подход к патриотическому воспитанию Н. В. Ипполитовой. Патриотизм, с одной стороны является естественной привязанностью человека к родной земле, а с другой стороны, - общественно-политическими, экономическими и другими особенностями конкретного общества. Патриотизм назван частью духовной культуры человека, при этом основным его звеном является нравственная культура.
Выделены основные направления патриотического воспитания молодежи Красноярского края в соответствии с целевой программой и обоснован потенциал клубной формы в их реализации на базе общеобразовательной школы, определён состав организационно-методического обеспечения в форме клуба.
В соответствии с определённым составом организационно-методического обеспечения, разработаны следующие его элементы:
A) Положение о военно-патриотическом клубе «Десантник».
Б) Устав ВПК «Десантник».
B) Программа деятельности ВПК «Десантник».
Г) Сайт клуба, выполняющий функции информационно- коммуникационной поддержки.
В течение года реализовывалась программа деятельности клуба. В начале года проводилась первичная диагностика уровня патриотического воспитания с использованием методик Л. М. Фридмана и Т. М. Масловой, которая показала преобладание среднего уровня.
Результаты повторной диагностики по тем же самым методикам показывают повышение количества воспитанников клуба, демонстрирующих высокий и средний уровень, что свидетельствует о результативности использования разработанного организационно-методического обеспечения.



1. Агапова, И.А. Патриотическое воспитание в школе / П.А. Агапова, М.А. Давыдова. - М.: Айрис-пресс, 2002. - 224 с.
2. Адаева, Н.В. Патриотическое воспитание средствами народной педагогики [электронный ресурс] / Н.В. Адаева // ЧиО. - 2013. - №1 (34). Режим доступа: http//cyberleninka. ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie- sredstvami-narodnoy-pedagogiki.html
3. Азарова, А.В. К вопросу об истории развития идеологии патриотизма в России [электронный ресурс] / А.В. Азарова // Армия и общество. - 2010. - №3. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/k- voprosu-ob-istorii-razvitiya-ideologii-patriotizma-v-rossii/html
4. Аронов, А.А. Воспитывать патриотов: кн. для учителя / А.А. Аронов. - М.: Просвещение, 1989. -175 с
5. Ахмеджанова, З.Х. Нам завещаны память и слава / З.Х. Ахмеджанова, Э.М. Галиева // Дополнительное образование и воспитание. - 2012. - №2. - (опыт «Поста №1 у Вечного огня»).
6. Барабанщиков, А.В. Воспитывать защитников социалистической Родины / А.В. Барабанщиков // Советская педагогика. 1988. - № 2. — С. 8-14.
7. Баранов, Н.А. Патриотизм в системе общероссийских ценностей / Н.А. Баранов // Человек и его потребности в социально-политической и социально-психологической сферах. Материалы межвузовской научной конференции 2002 г. СПб.: БГТУ, 2003. С.50-53.
8. Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова. - СПб.: Каро, 2004. - 221 с.
9. Буйлова, Л.Н. Актуальные направления организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей / Л.Н. Буйлова // Внешкольник. - 2013. - №6. - С. 39-48.
10. Володин, О.Г. Военно-патриотическое воспитание — дело всего педагогического коллектива / О.Г. Володин // Воспитание школьников. 1989. - №1. - С.88-92.
11. Воронова, Е.А. Воспитатель патриота: программы, мероприятия, игры / Е.А.Воронова. - изд. 2-е.; перераб. и доп. -Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 282 с.
12. Воронова, Е.А. Патриотическое воспитание в современной школе: программы, мероприятия, игры / Е.А.Воронова. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 282 с.
13. Воронова, Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе / Е.А. Воронова. - М: Феникс, 2011. - 178с. - ( Сердце отдаю детям)
14. Гасанов, З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости / З.Т. Гасанов // Педагогика. 2007. - № 4. — С. 24-30.
15. Ермакова, Т.В. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников / Т.В. Ермакова // Методист. -2014. - № 3. - С. 66-68.
16.3ильберштейн, С.А. Военно-патриотическое воспитание школьников во внеурочное время / С.А. Зильберштейн // Начальная школа. — 2009. № 2. - С. 8-13.
17. Ипполитова, Н.В. Патриотическое воспитание в современных условиях: особенности, подходы, подготовка будущих учителей: монография / Н.В. Ипполитова. - Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1997. - 217 с.18.
18. Ипполитова, Н.В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в современных условиях / Н.В. Ипполитова // Проблемы воспитания и социализации молодежи: монография / науч. ред. Н.О. Яковлева, общ. ред. Г.Я. Гревцева. - Челябинск: Цицеро, 2014. - 204с. - Гл. 1.4. - С. 85-106.
19. Касимова, Т.А. Система патриотического воспитания ДТ ДМ «Истоки» в общеобразовательном пространстве / Т.А. Касимова // Внешкольник. - 2013. - №4. - С. 43-47.
20. Константинов, С. А. Совершенствование патриотического воспитания современных российских школьников [электронный ресурс] / С.А. Константинов // Вестник ТГПУ. - 2010. - №4. Режим обращения: http://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-patrioticheskogo- vospitaniya-sovremennyh-rossiyskih-shkolnikov.html
21. Крошилина, Г.И. Система гражданско-патриотического воспитания школьников / Г.И. Крошилина // Дополнительное образование и воспитание. - 2014. - №6. - С. 20-23.
22. Курвинен, Е. Е. Актуальные вопросы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования подростков (на примере деятельности военно-патриотического клуба «Красная звезда») / Е.Е. Курвинен // Молодой ученый. — 2015. — №6.4. — С. 91-95
23. Лутовинов, В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня / В.И. Лутовинов // Педагогика. - 2006. - №5. - С.52-59.
24. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание молодежи в современных условиях: проблемы и направления их решения / В. И. Лутовинов, Е.Г. Радионов. - М.: ВУ, 2014. - С. 2-3.
25. Леонтьева, Т.Н. Физическая культура и спорт как инструмент патриотического воспитания / Т.Н. Леонтьева // Дополнительное образование и воспитание. - 2014. - №1. - С. 36-39.
26. Мазур М.А. Эволюция понятий патриотизма и патриотического воспитания [электронный ресурс] /М.А. Мазур, Я.А. Ванюкова // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2010. - №4 (43). Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-ponyatiy- patriotizma-i-patrioticheskogo-vospitaniya.html
27. Матросова, Н.Н. Историко-патриотическая программа- приключение «Казачья станица Беркут» / Н.Н. Матросова // Бюллетень региональн. опыт развития воспит. и доп. образов. детей и молодежи. - 2013. - №5. - С. 23-40.
28. Плотникова, Н.В. Программа дополнительного образования «Мы - патриоты России!» / Н.В. Плотникова // Методист. -2011. -№10. - С. 35-42. - (возраст: 7-11 лет; 4 года).
29. Полищук П.А. Диагностика гражданско-патриотического воспитания школьников [электронный ресурс] / П.А. Полищук // Теория и практика общественного развития. - 2013. - №1. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-grazhdansko-patrioticheskogo- vospitaniya-shkolnikov.html
30. Сидоров, Е.А. Детские объединения в системе патриотического воспитания во внеурочной деятельности школы / Е.А. Сидоров // Внешкольник. - 2013. - №4. - С. 40-43.
31. Слоневская Е.Р. Гражданско-патриотическое воспитание
студентов в образовательном воспитании студентов [электронный ресурс] / Е.Р. Слоневская // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2008. - №7. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/grazhdansko-patrioticheskoe-
vospitanie-studentov-v-obrazovatelnom-vospitanii-studentov.html
32. Соловьёв, В.С. Русская идея: учебное пособие / В.С. Соловьев. - М. 1992. - 24 с.
33. Троицкий В.Ю. О патриотическом воспитании // Русский Вестник №16 (644) 2004. - 14 с.
34. Федоров В. Российский патриотизм - истинный и мнимый / В. Федоров // Российская газета. - Федеральный выпуск № 4255. - 2006. - 25 с.
35. Шумилин, А.П. Мотивация в структуре результативности соревновательной деятельности дзюдоистов: автореф. дис. канд. пед. наук / А.П. Шумилин. - Красноярск, 2003. - 20 с.
36. Щеглова, Е. П. Мифы И Реальность Патриотизма / Е.П. Щеглова. - Москва: СИНТЕГ, 2011. - 992 c.
37. Щученко, А. В. Важное средство социализации: (патриотическое воспитание в условиях вечерней школы). / А.В. Щученко // Открытая школа. - 2011. - N 4. - С. 55-58.
38. Юсупов, И.И. Патриотическое воспитание старшеклассников на боевых традициях советского народа в процессе взаимодействия школы, семьи и общественности: (На материалах сельских школ УзССР): Автореф. дис. канд. пед. наук / И.И. Юсупов. — Ташкент, 1990. - 17 с.
39. Яковлева, Л.Д. Педагогический проект «Времен связующая нить» / Л.Д. Яковлева, Л.Г. Рыбалко // Воспитательная работа в школе. - 2011. - № 7. - С.47-50
40. Яковлева, П.Е. Сценарий праздника с участниками Великой Отечественной войны и тружениками тыла / П.Е. Яковлева // Классный руководитель. - 2008. - № 2. - С. 1-7
41. Якушева, Т.А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка старшего дошкольного возраста / Т.А. Якушева // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 6. - С. 24-27


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ