Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности профилактической работы с аддиктивными старшими подростками

Работа №27925

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы82
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
511
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения аддиктивного поведения старших
подростков и особенности профилактической работы с ними 8
1.1 Изучение понятия аддиктивности и причины ее возникновения 8
1.2 Проявление аддиктивности у старших подростков 16
1.3 Профилактическая работа, ее виды и содержание в зависимости от
проблемы 22
2 Экспериментальное изучение аддиктивности старших подростков и
определение особенностей профилактической работы с ними 27
2.1 Организация и методы исследования 27
2.2 Анализ результатов констатирующего экспериментального
исследования группы аддиктивных подростков 30
2.3 Организация профилактической работы с аддиктивными старшими
подростками и определение эффективности ее реализации 46
Заключение 59
Список использованных источников 61
Приложение А Тест-опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда. Методика характера и темперамента личности 65
Приложение Б Методика «Аддиктивная склонность» 68
Приложение В Методика «Шкала потребностей в поисках ощущений» 70
Приложение Г Сводная таблица результатов первичного исследования экспериментальной группы 72
Приложение Д Результаты первичной и повторной диагностики старших подростков, принявших участие в формирующем эксперименте 73
Приложение Е Профилактическая программа, направленная на профилактику аддиктивного поведения у старших подростков 74


Проблема аддиктивного поведения старших подростков является на сегодняшний день одной из актуальных. Недовольство реальной жизнью и желание уйти от нее является одной из сложнейших проблем подростковой жизни. Аддиктивное поведение может проявляться в употреблении всевозможных психоактивных веществ: курении, алкоголизме и пр., а также в нехимических зависимостях, например, в зависимости от сети Интернет.
Впервые в нашей стране проблемой аддикции заинтересовалась и начала заниматься Новосибирская психологическо-психиатрическая школа под руководством Ц. П. Короленко [13].
Особого внимания заслуживают проблемы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте, т.к. это возрастной период характеризуется немалым количеством кризисных явлений. Подростков настораживают и пугают происходящие с ними пубертатные изменения и изменения в психологических процессах. Но наряду со сложностями в подростковом возрасте формируются такие важные качества как стремление познать себя и других, поиск идентичности, желание самоутвердиться.
При организации профилактической работы с аддиктивными старшими школьниками важно учитывать личностные особенности каждого ребенка, так как они могут служить возникновению аддикции у подростка.
В связи с этим, целью нашего выпускного квалификационного исследования является изучение в теоретическом и экспериментальном аспектах особенности профилактической работы с аддиктивными старшими подростками.
Объект исследования - аддиктивное поведение.
Предметом исследования выступают особенности профилактической работы как метода работы с аддиктивными старшими школьниками.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что если организовать профилактическую работу на начальном этапе проявления аддиктивного поведения с применением методов рефлексивного анализа и целеполагания, то это будет способствовать уменьшению вероятности развития аддикции у старших подростков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по теме исследования, рассмотреть теоретическую сущность понятий «аддиктивное поведение», «профилактическая работа»; охарактеризовать проявление аддиктивности у старших школьников; рассмотреть виды и содержание профилактической работы в зависимости от проблемы.
2. Подобрать диагностический инструментарий для изучения склонности к аддиктивному поведению и особенностей личности подростка, провести сравнительный анализ двух групп подростков проживающих в разных городах.
3. Разработать профилактическую программу, направленную на снижение риска возникновения аддиктивного поведения у подростков, и осуществить формирующий эксперимент.
4. Провести повторную диагностику с целью анализа эффективности профилактической работы.
Методы работы:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: Опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда Акцентуация характера и темперамента личности»; Методика «Аддиктивная склонность» авт. Г. В. Лозовая; Методика «Шкала потребностей в поисках ощущений» (авт. М. Цукерман).
3. Формирующий эксперимент.
4. Количественный и качественный анализ результатов исследования, метод математической статистики Манна - Уитни.
В процессе исследования нами были использованы следующие методики:
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось в МБОУ «Гимназия» г. Лесосибирска, МБОУ «Средняя школа № 98» г. Красноярска. В экспериментальной работе приняли участие ученики 8-9 класса в возрасте от 13 - 15 лет. Выборка исследования составила 61 человек.
Исследование состояло из следующих этапов:
Первый этап (декабрь 2015 г. - март 2016 г.) - анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследования; отработка понятийного аппарата исследования; постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования; выбор методов исследования; подбор диагностического инструментария для исследования аддиктивного поведения и профилактической работы с подростками; проведение констатирующего эксперимента; количественный и качественный анализ результатов.
Второй этап (январь - март 2016 г.) - разработка и апробация профилактической работы с аддиктивными подростками.
Третий этап (февраль - май 2016 г.) - повторное диагностическое обследование, анализ результатов повторной диагностики участников формирующего эксперимента; определение эффективности развивающей работы; оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость: получены экспериментальные данные о склонностях к аддиктивному поведению двух групп подростков проживающих в разных городах, также проведен сравнительный анализ. Установлена взаимосвязь между акцентуациями характера и склонности к аддиктивному поведению старших школьников. Разработана и апробирована профилактическая работа, направленная на снижение риска развития аддикций.
Работа выполнена по заказу МБОУ «Гимназия» г. Лесосибирска.
Результаты исследования апробированы на внутривузовской научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теория и практика» (апрель 2016 г.).
Структура выпускной квалификационной работы отражает логику, содержание и результаты исследования. Выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (40 источников), 6 приложений. Результаты исследования предоставлены в 8 таблицах и 15 рисунках. Объем работы составляет 64 страницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав литературу по теме исследования, можем отметить, что аддиктивное поведение связано с желанием человека уйти от реальной жизни путем изменения своего сознания. Это одна из форм деструктивного (разрушительного) поведения, стремление уйти от реальности путем изменения своего психического состояния приемом некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), сопровождающихся развитием интенсивных эмоций.
В постоянно изменяющемся современном мире постоянно увеличивается число всевозможных аддикций. Если раньше аддиктивным поведением считалось употребление психоактивных веществ, то сейчас к их числу относятся телевизионная, игровая, любовная, пищевая, религиозная, лекарственная, компьютерная и зависимость от здорового образа жизни.
Профилактическая работа - любая работа, направленная на ослабление существующей или предотвращение возможной проблемы. Она должна осуществляться совместно с педагогическим процессом и быть долгосрочной. Всю профилактическую работу можно разделить на два этапа. На первом устанавливается информационное посредничество, на втором происходит формирование личности. Любая профилактическая работа должна касаться всех сфер жизни человека, в этом случае она будет наиболее эффективна.
В рамках нашей выпускной квалификационной работы нами было проведено экспериментальное исследование в МБОУ «Гимназия» в городе Лесосибирске и МБОУ «Средняя школа № 98» в городе Красноярске. Выборку исследования составили 28 человек, в возрасте 13-15 лет в городе Лесосибирске, также 33 человека в возрасте 14-15 лет в школе № 98 в городе Красноярске.
При проведении констатирующего эксперимента нами был выбран комплекс методик: Опросник Г. Шмишека и К. Леонгарда «Методика диагностики склонности к 13 видам зависимостей» (авт. Г.В. Лозовая), методика «Шкала потребностей в поисках ощущений» (авт. М. Цукерман).
Для обработки полученных результатов нами была использована качественная и количественная обработка полученных результатов первичного обследования
Проанализировав результаты, мы установили, что у респондентов большого города количество аддикций гораздо больше, чем у респондентов малого города.
Также в ходе анализа полученных данных нами были выявлены прямые взаимосвязи между: демонстративным типом акцентуации характера и компьютерной, пищевой зависимостью; педантичным типом и зависимостью к здоровому образу жизни и компьютерной зависимостью; гиппертимным типом и пищевой зависимостью; дистимическим типом и телевизионной, пищевой зависимостью; циклотимическим типом и игровой зависимостью; эмотивным типом и такими зависимостями как компьютерная, телевизионная, пищевая и зависимостью к здоровому образу жизни.
Нами была составлена и реализована программа профилактики аддиктивного поведения со старшими подростками г. Лесосибирска и г. Красноярска. После чего мы проводили повторную диагностику старших школьников по тем же методикам. Сопоставляя результаты первичной и повторной диагностик, мы можем констатировать, что снизились показатели по таким аддикциям, как: телевизионная, пищевая, компьютерная, религиозная. Также у испытуемых заметно снизилась потребность в поисках ощущений. Снижение показателей по шкалам обеих методик мы можем констатировать как эффективность разработанной и проведенной нами программы.



1. Айвазова, А. Е. Психологические аспекты зависимости /
A. Е. Айвазова. - Санкт-Петербург : Речь, 2003. - 120 с.
2. Белинская, Е. П. Интернет-зависимость: аддитивные формы поведения / Е. П. Белинская // Народное образование. - 2009. - №7. - C. 268-275.
3. Воробьева, С. В. Разработка программ профилактики социальных зависимостей подростков / С. В. Воробьева // Воспитательная работа в школе. - 2012. - № 10. - C. 49 - 53.
4. Гоголева, А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика. - Москва : НПО «МОДЭК», 2003. - 240 с.
5. Даренский, И. Д. Аддиктивный цикл / И. Д. Даренский. - Москва : Издательская группа «Логос», 2008. - 255 с.
6. Друзин, В. Н. Педагогическая профилактика игровой компьютерной аддикции детей и подростков / В. Н. Друзин // Педагогика. - 2012. - № 8. - C. 14 - 23.
7. Залыгина, Н. А. Аддиктивное поведение молодежи: профилактика и психотерапия зависимостей / науч. изд. / Н. А. Залыгина, Я. Л. Обухов, B. А. Поликарпов. - Минск : Пропилеи, 2004. - 196 с.
8. Змановская, Е. В. Девиантология: учебное пособие для студентов ВУЗов / Е. В. Змановская. - Москва : Академия, 2004. - 288 с.
9. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы. - Санкт-Петербург : «Питер», 2000. - 512 с.
10. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения / Ю. А. Клейберг. - Москва : Сфера, 2001. - 160 с.
11. Колесов, Д. В. Болезни поведения. Воспитание здорового образа жизни / Д. В. Колесов. - Москва : Дрофа, 2002. - 192 с.
12. Корбокина, З. В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи / З. В. Коробкина. - Москва : Академия, 2004. - 189 с.
13. Короленко, Ц. П., Дмитриева Н. В. Аддиктология: настольная книга. - Москва: Академический проспект, 2012. - 536 с.
14. Короленко, Ц. П., Дмитриева Н. В. Психосоциальная аддиктология. - Новосибирск, 2001. - 240 с.
15. Краснова, С. В. Как справиться с компьютерной зависимостью /С. В. Краснова. - Москва : Эксмо, 2008. - 224 с.
16. Кулаков, С. А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков / С. А. Кулаков. - Москва : Смысл, 1998. - 195 с.
17. Леонова, Л. Г Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте : учебно-методическое пособие / под ред. проф. Ц. П. Короленко. - Новосибирск, 1998. - 298 с.
18. Менделевич, В. Д. Аддиктивное поведение, креативность и самоактуализация. Проблемы девиантного поведения молодежи в современном обществе. Сборник тезисов / В. Д. Менделевич Наркозависимость и коморбидные расстройства поведения (психологические и психопатологические аспекты). - Москва, 2003. - 328 с.
19. Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения. - Санкт-Петербург : Речь, 2005. - 445 с.
20. Овчарова, Р. В. Технологии практического психолога образования: учебное пособие для студентов вузов и практических работников. - Москва, 2001. - С. 286 - 287.
21. Пакина, А. Ю. Личностно ориентированный подход к профилактике зависимости // Ежегодник Российского психологического общества: материалы III Всероссийского съезда психологов. - Санкт-Петербург : СПб ГУ, 2003 - 257 с.
22. Савченко, С. Ф. Профилактика аддиктивного поведения школьников: науч. изд. / С. Ф. Савченко, О. Г. Ивановская, Л. Я. Гадасина. - Санкт-Петербург : КАРО, 2006. - 288 с.
23. Сельченок, К. В. Психология зависимости. Хрестоматия / К. В. Сельченок. - Минск : Харвест, 2005. - 596 с.
24. Семенов, Д. В. Социально-психологические особенности подростков с аддиктивным поведением: учебник / Д. В. Семенов. - Сургут, 2001. - 130 с.
25. Смагин, С. Ф. Аддикция, аддиктивное поведение. -Санкт-Петербург : Речь, 2000. - 250 с.
26. Старшенбаум, Г. В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей / Г. В. Старшенбаум. - Москва : Когито-Центр, 2006. - 367 с.
27. Фадеева, С. В. Профилактика компьютерной зависимости у подростков / С. В. Фадеева // Народное образование. - 2011. - №8 . - C. 276-280.
28. Фетискин, Н. П. Психология аддиктивного поведения / Н. П. Фетискин. - Кострома : КГУ, 2005. - 272 с.
29. Фролов, С. С. Социология: учебное пособие / С. С. Фролов. - Москва : Гардарики, 2001. - 344 с.
30. Хриптович, В. А. Механизм формирования табачной аддикции у подростков / В. А. Хриптович // Психологический журнал. - 2008. - № 1. - С. 55-59.
31. Шабалина, В. В. Зависимое поведение школьников / В. В. Шабалина. - Санкт-Петербург : Медицинская пресса, 2001. - 176 с.
Электронные ресурсы:
32. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http: //vocabulary.ru/dictionary/25/word/
33. Методика «Поиск новых ощущений» (М. Цукерман) [Электронный ресурс]. URL:http: //psyte sts. org/emotional/zuckerman.html
34. Методика «Опросник Шмишека» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:http: //psytests. org/leonhard/sm88-run.html
35. Психологический словарь / Под ред В. П. Зинченко,
Б. Г. Мещерякова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //vslovare.ru/slovo/zdorove
36. Русский народный сервер против наркотиков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//www.narcom.ru/publ/
37. Савина, О. О. Особенности становления идентичности в подростковом и юношеском возрасте [Электронный ресурс] / О. О. Савина - Режим доступа: http://www.new. psychol. ras.ru/conf/savina. htm
38. Соловьева, С. Л. Аддиктивное поведение как способ компенсации эмоционального дефицита // Медицинская психология в России: электронный научный журнал. - 2009. - №1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://medpsy.ru
39. Флогистон [Электронный ресурс]: психология из первых рук - Режим доступа:http://flogiston.ru/
40. Хомич, А. В. Психология девиантного поведения / А. В. Хомич. - Ростов-на-Дону : ЮРГИ, 2006. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://khomich.narod.ru


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ