Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблем развития образного мышления девочек и мальчиков младшего школьного возраста
1.1 Сущность понятия мышления
1.2 Особенности развития образного мышления
1.3 Возможности комплекса упражнений в развитии образного мышления
девочек и мальчиков младшего школьного возраста
Глава 2. Экспериментальное исследование образного мышления у
девочек и мальчиков младшего школьного возраста.
2.1 Констатирующий эксперимент, подбор диагностических материалов, организация, обработка и анализ результатов эксперимента.
2.2 Формирующий эксперимент, обработка и анализ результатов эксперимента
2.3 Контрольный эксперимент, обработка и анализ результатов эксперимента
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости. Он сам, например, может дознаться, какие предметы тонут, а какие будут плавать.
Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы. Ребенок может интересоваться всем на свете: какой глубины океан? как там дышат животные? сколько тысяч километров земной шар? почему в горах не тает снег, а внизу растаял?
Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. При возникновении некоторых задач ребенок пытается решить их, реально примеряясь и пробуя, но, он же может решать задачи, как говорится, в уме. Он представляет себе реальную ситуацию и как бы действует в ней в своем воображении. Такое мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называется наглядно-образным. Образное мышление - основной вид мышления в младшем школьном возрасте. Конечно, младший школьник может мыслить логически, но следует помнить, что этот возраст сенситивен к обучению, опирающемуся на наглядность.
На основании многочисленных исследований (А. Валлон, Ж. Пиаже, Г.Ш. Блонский, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В Запорожец, А.Н. Леонтьев., В.С. Мухина, Н.Н. Поддъяков, Н.Г. Салмина, Е.Е. Сапогова, Л.С. Сахарнов и др.) установлено, что наиболее сенситивным в отношении развития образного мышления и нравственно-эстетических представлений является младший школьный возраст, когда формируются основы личности ребенка.
Актуальность темы заключается в том, что мышление в младшем школьном возрасте развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и нет основы для развития мышления, и оно не может созреть в полной мере.
Совсем недавно образовательная система ориентировала учителя на то, чтобы ребенок овладел определенной суммой знаний по его предмету. Сейчас же, гораздо важнее создать среду учения, которая была бы наиболее благоприятной для развития способностей ребенка.
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказалась от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД), такие как: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. В соответствии стандартам второго поколения познавательные универсальные действия включают:
— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
— подведение под понятие, выведение следствий;
— установление причинно-следственных связей;
— построение логической цепи рассуждений;
— доказательство;
— выдвижение гипотез и их обоснование.
Из вышесказанного следует, что уже в начальной школе дети должны овладеть элементами образного мышления. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие всех качеств и видов образного мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.
Развивать ребенка через изучаемый материал - вот цель. Развивать способность к анализу, синтезу, умению перекодировать информацию, работать с литературой, находить нестандартные решения, уметь общаться с людьми, формулировать вопросы, планировать свою деятельность, анализировать удачи и промахи, то есть научить работать осмысленно.
Образное мышление не есть данность от рождения. И чтобы правильно развивать и корректировать данный психический процесс, необходимо знать и понимать гендерные различия в данном вопросе.
Цель нашего исследования: изучить особенности наглядно-образного мышления девочек и мальчиков младшего школьного возраста и предложить апробировать комплекс упражнений на развитие образного мышления девочек и мальчиков младшего школьного возраста.
Объектом нашего исследования является наглядно-образное мышление девочек и мальчиков младшего школьного возраста.
Предметом нашего исследования является особенности наглядно-образного мышления девочек и мальчиков младшего школьного возраста.
Гипотеза нашего исследования: развитие наглядно - образного мышления девочек и мальчиков младшего школьного возраста будет являться эффективным при условии:
1) ранней диагностики актуального уровня развития наглядно - образного мышления;
2) целенаправленной организации развивающих занятий, включающих:
а) активизацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления;
б) преобразование и творческую обработку наглядно - зрительной информации;
в) создание положительного эмоционально - психического настроения на основе тренингов;
Задачи:
1. На основании изучения психолого-педагогической литературы рассмотреть мышление как психологический процесс.
2. Изучить особенности развития наглядно-образного мышления у девочек и мальчиков младшего школьного возраста.
3. Провести эмпирическое исследование образного мышления у девочек и мальчиков младшего школьного возраста.
4. Провести формирующий эксперимент (разработать комплекс упражнений на развитие наглядно-образного мышления у девочек и мальчиков младшего школьного возраста).
5. Определить эффективность формирующего эксперимента.
База исследования: 40 человек, 20 мальчиков и 20 девочек, МБОУ «Краснополянская СОШ» Назаровского района, ученики 1 класса.
Методы исследования:
- Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы.
- Эмпирические: проведение диагностики по следующим методикам:
Матрицы Равенна, кубики Кооса, «Схематизация» автор Р.И. Бардина.
Научная новизна заключается в том, что проведено исследование наглядно-образного мышления отдельно у мальчиков и девочек в младшем школьном возрасте.
Практическая значимость работы состоит в том, что использование знаний об особенностях наглядно-образного мышления мальчиков и девочек при организации учебного процесса может обеспечить более эффективное формирование универсальных учебных действий у учащихся разного пола в младшем школьном возрасте.
Структура дипломной работы. Данная работа состоит из введения, 2 глав, 6 параграфов, заключения, списка литературы, приложений.
Таким образом, в процессе мыслительной деятельности человек познает окружающий мир с помощью особых умственных операций. Эти операции составляют различные взаимосвязанные, переходящие друг в друга стороны мышления. Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение.
Наглядно-образное мышление было в истории развития вторым видом после предметно-действенного. Оно позволяло (и позволяет) познавать реальный мир без участия практических действий, может быть осуществлено только в плане идеальном. Образное мышление "схватывает" наглядную ситуацию симультанно (одновременно), нередко интуитивно, то есть без развернутого анализа и рассуждения. При этом обладает способностью отображения в чувственной форме движения, взаимодействия сразу нескольких предметов.
Основная функция образного мышления - создание образов и оперирование ими в процессе решения задач. Реализация этой функции обеспечивается специальным механизмом представления, направленным на видоизменение, преобразование уже имеющихся образов и создание новых образов, отличных от исходных.
Особенности развития девочек и мальчиков в младшем школьном возрасте:
Девочки биологически запрограммированы на большую устойчивость к разным жизненным ситуациям, адаптируемость к тем условиям, которые им созданы дома, в детском саду, школе, на работе, большую выносливость, меньшую подверженность вредным влияниям, большую однотипность.
На мальчиках природа пробует эволюционные новинки. Они более уязвимы физически и психически, значительно менее одинаковы (больше гениев, больше идиотов), хуже приспосабливаются, менее воспитуемы и на первых этапах обычно хуже учатся. У них более прогрессивный и требующий более долгого развития мозг: больше функциональные различия между полушариями, меньше дублируемость функций, - длительнее все стадии развития, а значит они младше по биологическому возрасту, чем девочки.
В ходе эмпирического исследования образного мышления у девочек и мальчиков младшего школьного возраста было выявлено, что процент девочек с высоким и средним уровнем развития наглядно-образного мышления выше, чем у мальчиков как на этапе констатирующего так и на этапе контрольного эксперимента.
Также можно говорить о том, что благодаря занятиям на развитие образного мышления уровень развития в целом на этапе контрольного эксперимента повысился в среднем на 10%.
Таким образом, полученные результаты дают основание утверждать, что цель, поставленная в исследовании, достигнута, задачи решены, а гипотеза подтверждена.
1. Акимова М.К., Козлова В.Т., Ференс Н.А. Теоретические подходы к диагностике практического мышления // Вопросы психологии. - 2010.-№ 1.-С.21.
2. Атаханов Р. Соотношение общих закономерностей мышления и математического мышления // Вопросы психологии. - 2005. - № 5. - С.41.
3. Бабаева Ю.Д. и др. Эмоции и проблемы классификации видов мышления / Бабаева Ю.Д., Васильев И.А., Войскунский А.Е., Тихомиров О.К. // Вестник Моск, ун-та. Сер. 14. Психология. - 2010. - № 2.
4. Блонский П. Память и мышление. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
5. Васильев И.А. и др. Эмоции и мышление / Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. - М., 2010.
6. Васюкова Е.Е. Уровни развития познавательной потребности и их проявление в мышлении // Вопросы психологии. - 2008. - № 3. - С.91.
7. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И.С. Якиманской. - М.: Педагогика, 2010. - 224 с.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь. - 5-е изд., испр. - М.: Лабиринт, 2012.-351 с.
9. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. - М., 2006.
10. Гуревич К.М. Принцип нормативности в изучении и диагностировании мышления // Психологический журнал. - 2004. - № 1.
11. Гурова Л.Л. Психология мышления. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 135 с.
12. Дункер К. Психология продуктивного мышления // Психология мышления. - М., 2012.
13. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Пер.с англ. Н.М. Никольской. - М.: Лабиринт, 2014. - 189 с.
14. Егорова Т.В. Некоторые особенности памяти и конкретного мышления младших школьников с пониженной обучаемостью. - М., 2001.
15. Завалишина Д.Н. Оперативное мышление и принятие решения // Проблемы принятия решения. - М.: Наука, 2006.
16. Заика Е.В. Упражнения для развития взаимосвязей образно-пространственного и вербального мышления // Вопросы психологии. - 2006. - № 2. - С.24.
17. Заика Е.В., Назарова Н.П., Маренич И.А. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти школьников // Вопросы психологии. - 2005. - № 1. - С.41.
18. Зинченко В.П. Образование. Мышление. Культура // Новое педагогическое мышление. - М., 2015. - С. 90-103.
19. Исследования мышления в советской психологии / Под ред. Е.В. Шороховой. - М. 2006.
20. Как стать Аристотелем: Практическое руководство по развитию логического мышления детей / Беляев В.Я. и др.; Отв. ред. А.Ф. Замалеев СПб.: СПбГУ, 2011.-319 с.
21. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М., 2011.
22. Кашапов М. Психология педагогического мышления. - СПб.: Алетейя, 2015. - 463 с.
23. Клочко Е.В. Саморегуляция мышления и ее формирование. - Караганда, 2007.
24. Корнилова Т.В. Понимание как компонент мышления и межличностного восприятия // Вопросы психологии. - 2005. - № 4. - С.133.
25. Кравцов Л.Г. Психологические средства управления мышлением в структуре научного понятия: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2014.-26 с.
26. Ладыгина-Котс Н.Н. Предпосылки человеческого мышления (подражательное конструирование обезьяной и детьми). - М., 2005.
27. Ларина Э.В. Особенности развития мышления у младших школьников в различных условиях обучения: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2002. - 22 с.
28. Лосский Н.О. О детском мышлении // Вопросы психологии. - 2006.-№ 5.-С.135.
29. Мальц Л.А. Формирование критичности мышления младших школьников в обучении: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Казань, 2012. -21 с.
30. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М., 2014.
31. Методика исследования особенностей мышления. - М., 1988.
32. Методы исследования невербального мышления / Под ред. И.С. Якиманской. - М., 2003.
33. Молодцова Н.Г. Развитие визуального мышления у детей младшего школьного возраста на материале произведений живописи: Дис. ... канд. психол. наук. - Н.Новгород: НГПУ, 2011. - 219 с.
34. Новоселова С.Л. Генетически ранние формы мышления. - М.: МПСИ, 2003. - 320 с.
35. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 208 с.
36. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. - М.: Акад. Проект, 2004. - 189 с.
37. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. - М.: КСП, 2015. - 272 с.
38. Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестник Моск, ун-та. Сер. 14. Психология. - 1984. - № 4.
39. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Сост., нов. ред. пер. с фр., коммент. В.А. Лукова, В.А. Лукова. - СПб.: Педагогика-Пресс, 2012. - 527 с.
40. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - СПб., 1997. - 256 с.
41. Развитие мышления и умственное воспитание школьников / Под ред. Н.Н. Поддьякова и А.Ф. Говорковой. - М., 2005.
42. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. - М., 2008.
43. Селиванов В.В. Взаимосвязь когнитивного стиля и процессуальных характеристик мышления: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2008.
44. Семенов И. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии. - М.; Воронеж: МОДЭК, 2010. - 64 с.
45. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. - М., 2008.
46. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М.: Академия, 2005. - 288 с.
47. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М.: МГУ, 2004. - 272 с.
48. Тихомиров О.К., Знаков В.В. Мышление, знание и понимание // Вестник МГУ. - 2012. - № 2.
49. Хант М. Механизм мышления - что это? // Америка.- 2015.- № 7 (320).
50. Шевелева М.С. Психика и явления психики: представленность в мышлении: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Пермь, 2012. - 24 с.
51. Юлов В.Ф. Мышление в контексте сознания. - М.:
Академический проект, 2005. - 495 с.