Развитие школьного образования в Красноярском крае в 1991-2016гг.
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Становление новой модели школьного образования на территории РФ на
рубеже XX-XXI вв 13
1.1. Развитие законодательства в сфере школьного образования РФ в 1990¬
2016 гг 13
1.2. Модернизация школьного образования РФ в 2000-2016 гг 21
1.3. Эволюция содержания общего образования в 1990-2016 гг 28
2. Становление новой модели школы в Красноярском крае в 1991-2016 гг.
Ошибка! Закладка не определена.
2.1.Ведущие тенденции в развитии общеобразовательных учреждений
Красноярского края в 1991-2000 гг 33
2.2. Развитие сферы школьного образования Красноярского края в
2000-2016 гг 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Становление новой модели школьного образования на территории РФ на
рубеже XX-XXI вв 13
1.1. Развитие законодательства в сфере школьного образования РФ в 1990¬
2016 гг 13
1.2. Модернизация школьного образования РФ в 2000-2016 гг 21
1.3. Эволюция содержания общего образования в 1990-2016 гг 28
2. Становление новой модели школы в Красноярском крае в 1991-2016 гг.
Ошибка! Закладка не определена.
2.1.Ведущие тенденции в развитии общеобразовательных учреждений
Красноярского края в 1991-2000 гг 33
2.2. Развитие сферы школьного образования Красноярского края в
2000-2016 гг 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования заключается в необходимости изучения процесса развития школьного образования РФ, основных его направлений и ведущих тенденций на примере отдельного региона страны в период времени с 1991-2016 г., так как именно в этот период в Российской Федерации произошли коренные перемены в системе образования всей страны, вызванные, в первую очередь, геополитическими изменениями, которые произошли в результате распада СССР. Также изучение данной темы обусловлено особой ролью школы в жизни общества, которая является одной из ступеней, составляющих основу образовательной системы во всех странах мира. Именно в этом общественном институте человек приобретает необходимые базовые знания и умения. От школы во многом зависит судьба любого государства и страны в целом, поскольку именно она выполняет функции по воспитанию и образованию будущего человека, гражданина своего государства. Содержанию школьного образования государства всего мира уделяют огромное внимание, и оно является одним из основных объектов реформирования.
Изучение состояния школьного образования региона представляет теоретический и практический интерес, так как это позволяет выявить особую специфику развития общеобразовательных институтов на определённой территории страны, в зависимости от её географических, национальных, природно-климатических, экономических особенностей.
Красноярский край является вторым по величине территории регионом РФ, его геополитическое положение во многом обуславливает то, каким образом развиваются его социальные институты, в том числе и краевые общеобразовательные учреждения. Тем не менее нельзя утверждать, что школьное образование региона развивается автономно от всей страны, так как
существуют общие федеральные нормы и стандарты, регламентирующие их деятельность, существует взаимосвязь между развитием школьного образования всей страны и отдельных его регионов. Таким образом, исследование истории процесса развития школьного образования в Красноярском крае в современных условиях позволяет подробнее изучить и дать характеристику состояния школьного образования и его перспективы в будущем во всей стране и в отдельно взятом регионе.
Степень изученности темы. К изучению данной темы исследователи приступили не так давно: большинство работ отличаются фрагментарностью и посвящены анализу отдельных аспектов в развитии школьного образования и только лишь на федеральном уровне. Среди них можно особо выделить работы А. Я. Кузнецова, О. Н. Четверикова, Е. Е Вяземского, чьи исследования посвящены изучению становления новой модели школы в последнее десятилетие XX в. и основным этапам её развития в XXI в.
Как ранее упоминалось, многие исследователи, которые занимаются изучением развития школьного образования в Российской Федерации в 1990-2000-е гг., чаще всего уделяют внимание изучению отдельных аспектов в его развитии, включая методы, подходы, используемые в сфере общего образования. Множество публикаций посвящены такому фактору как компетентностно-ориентированный подход, который является
основополагающим подходом для системы общего образования в Российской Федерации с 2012 г. Стоит отметить работы И. А. Зимней, В. В. Краевского, М. А. Холодной, а также Д. А. Ивановой , в которых изложены современные теории обучения, применяемые в школах в соответствии с новой парадигмой развития образования на федеральном уровне.
Изучение системы стандартизации среднего общего образования также занимает ведущее место в исследованиях отечественных учёных. Одной из значимых работ выступает научный труд Е. В. Макаренко «Осмысление компетентностно-ориентированного подхода в образовании на этапе перехода российских школ на ФГОС второго поколения» , в которой автор дал целостную характеристику развития современного школьного образования с принятием новых федеральных государственных образовательных стандартов, их влияние на содержание образовательных программ в школе; а также основные преобразования и новшества, которые были привнесены в систему общего образования с принятием стандартов. На данную тему существуют и другие работы таких исследователей, как И. Ю. Синельников, Л. М. Бронникова, О. В. Лебедева, И. В. Гребнёв, О. В. Башун, И. И. Прошина, С. В. Егорова, Г. М Первова, Т. В. Смолеусова .
Процесс модернизации школьного образования в своих работах проанализировали такие ученые как В. В. Сергеевский, Е. А. Ананьева, М. Ф. Звониевская, О. А. Наговицынва, Б. Г. Киселёв, Н. Е. Кузьменко, В. В. Лунин, О. Н. Рыжова, С. Д. Якушева . Акцент в работах данных учённых сделан на то, каким образом развивается школьное образование в современных условиях, какие новые механизмы вводятся в общеобразовательных учреждениях страны в соответствии с новыми установками, которые ориентированы на модернизацию школьного образования РФ.
Общие тенденции развития образования на период последних двух десятилетий выявлены в работах В. И. Загвязинского, Е. Е. Вяземского, В. В. Жукова, И. Н. Гавриловой, Л. Л. Любимов, В. Б. Лебединцев,
A. М. Цирульникова, А. Е. Бахмутского , которые содержат в себе историю реформ в сфере школьного образования в 1990-2000 гг., итоги и последствия их реализации в стране.
Среди исследований, касающихся современного этапа развития образования особое место занимают работы, посвященные инновационному образованию. Так А. О. Зоткина, Т. А. Зубарева в научной статье на тему «Теоретическое обоснование понятия инновационное развитие образовательного учреждения» уделяют внимание исследованию
инновационного процесса в российской системе образования, на что он направлен и какие последствия последует после его завершения.
B. А. Сальников в своей работе рассмотрел принципы инновационного типа
образования и его основные задачи, цели, направления . Также исследованиями в этой области занимаются историки Н. Н. Нечаев, Г. И. Герасимов, Л. В. Илюхин, Р. Г. Каменский, Ю. В. Пушкарёв, Н. Н. Давыдова,
М. Ш. Даурова .
Поскольку становление новой модели образования в Российской Федерации связано с изменениями в педагогике, многие исследователи занимаются изучением развития педагогической науки на фоне реализации общей реформы и модернизации школы. И. А. Галацкова в работе «Психолого¬педагогическое обеспечение вариативных образовательных маршрутов учащихся в массовой школе» , где исследованы задачи педагогических кадров по обеспечению вариативности образования в школах. Также изучением данной тематики занимаются такие ученые как Ю. В. Громыко, А. В. Петровский, В. И. Слободчиков, Е. Е. Вяземский, И. Ю. Синельников .
Процесс развития школьного образования Красноярского края в период с 1991 по 2016 г. остается малоизученным вопросом в исторической науке. В большинстве своём научные работы по данной тематике включают в себя исследования отдельных составляющих системы школьного образования Красноярского края. К таким работам относятся исследования А. В. Гаврилина , О. Н. Никитиной , У. А. Винокуровой , Н. Ф. Ильиной , где авторы проанализировали следующие аспекты - это информатизация краевого образования, его модернизация на территории края, внедрение инновационных технологий в общеобразовательных учреждениях региона.
Также среди работ присутствуют научные исследования, в которых изучается процесс развития всей системы школьного образования края, но в них затрагивается либо небольшой временной промежуток в диапазоне от 5 до 10 лет, либо изучен огромный промежуток времени, включая дореволюционный исторический период. Одним из самых полновесных исследований, относящихся к данной группе, является работа коллектива Красноярского государственного педагогического университета под названием «Очерки истории народного образования Красноярского края в XVII-XXI вв.» , где представлена история развития всей системы образования края, включая средне-профессиональное и высшее. К сожалению, развитию школьного образования в современный период времени в монографии уделено не так много внимания, работа заканчивается 2005 г. Научные статьи Н. Н. Ворошиловой , В. В. Павловского , А. А. Нихочиной , также посвящены теме истории развития общего образования на территории края. Таким образом, на данный период времени отсутствуют научные работы, которые бы представляли собой полное изучение процесса развития школьного образования Красноярского края во всей его совокупности в период конца XX - начала XXI вв.
Цель исследования - проанализировать процесс развития школьного образования в Красноярском крае в конце XX - начале XXI вв.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проследить историю становления новой модели российской системы школьного образования на рубеже XX-XXI вв.;
- проанализировать процесс формирования законодательной базы в сфере образования РФ с 1991 по 2016 г.;
- проследить эволюцию содержания школьного образования в Российской Федерации с 1991 по 2016 г.;
- определить ведущие тенденции и характерные изменения для содержательного компонента школьного образования на уровне всей страны;
- определить специфику развития школьного образования на территории края, выделить характерные черты и направления присущие для данного региона.
Объект исследования - система школьного образования в Красноярском крае.
Предмет исследования - развитие нормативно-правовой регламентации школьного образования на территории Красноярского края и его структурного и содержательного элемента.
Хронологические рамки исследования - 1991-2016 гг. Верхняя граница исследования обусловлена началом перехода от советской модели образования к российской. Нижняя граница - крайние временные рамки на момент начала исследования.
Территориальные рамки исследования - территория Красноярского края без учёта национальных округов.
Методология исследования. Данное исследование базируется на принципах историзма и объективизма, которые позволили проследить процесс становления и дальнейшее развитие школьного образования в Красноярском крае.
В работе использовались как общенаучные, так и конкретно-исторические методы исследования. В качестве общенаучных методов в работе были применены метод анализа и синтеза.
Метод анализа использовался для выявления отдельных признаков и направлений в системе школьного образования края.
Метод синтеза применялся для систематизации результатов, полученные в ходе анализа состояния школьного образования в Красноярском крае в конце XX - начале XXI в. и их изложения в данной работе.
Среди конкретно-исторических методов для исследования были использованы синхронный, хронологический методы, метод периодизации и структурный подход.
Синхронный метод использовался для изучения процесса становления норм и стандартов школьного образования на федеральном уровне, их внедрения и применения на практике в Красноярском крае.
Методом периодизации были установлены основные этапы в развитии школьного образования на территории РФ и Красноярского края.
Хронологический метод использовался для последовательного изучения изменений в развитии школьного образования, его нормативно-правовых норм, содержательного и структурного компонента.
Системный подход, в свою очередь, использовался для изучения и анализа всех составляющих системы школьного образования РФ.
Также в ходе работы были применены методы смежных наук.
Статистический метод позволил проследить историю развития общеобразовательных учреждений края в этот период в количественном эквиваленте.
Применение нарративного метода позволило проследить историю развития школьного образования в 1990-2000-е гг., изучить основные события, которые произошли за этот период времени.
Метод конкретно-социологического исследования использовался для анализа нормативно-правовой базы, содержания законодательных актов регулирующих сферу образования.
Источниковая база исследования. Работа написана на основе опубликованных источников. К первой группе источников относятся законодательные документы федерального уровня, такие как Конституция РФ, закон «Об образовании» в редакции 1992 и 2012 г.; указ Президента №1 «О первоочередных мерах по развитию образования РСФСР», постановления Правительства РФ в сфере развития образования РФ в разные годы, приказы Министерства образования РФ. Эти источники позволяют изучить основные направления в образовательной политике государства и его законодательные инициативы в этой сфере, что, в свою очередь, даёт представление о изменениях в сфере школьного образования в соответствии с федеральным законодательством.
Вторая группа источников представлена в виде законодательных актов местного регионального уровня: постановления Администрации и губернатора Красноярского края, приказы Министерства образования Красноярского края, которые предоставляют информацию о развитии законодательной инициативы на региональном уровне, а также основные направления краевой политики в сфере школьного образования данного региона.
Третья группа источников - это программные и концептуальные документы федерального и регионального уровня. Федеральные программы и концепции по развитию всей системы образования, включая сферу школьного образования, дают чёткое представление о проблемах, присутствовавших в этих сферах в разные годы и мерах по их решению, на региональном уровне данную информацию в себе содержат концепции и программы по развитию образования Красноярского края.
Четвёртая группа источников - это федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Данный тип источников содержат в себе положения, в которых представлена вся информация о содержательном компоненте школьного образования РФ.
Пятой группой источников стали статистические материалы, представленные в виде официальных ежегодных статистических сборников, издаваемых красноярским комитетом статистики и данные краевых целевых программ, которые позволяют сформировать представление о развитие школьного образования на территории Красноярского края на основе цифр.
Шестая группа источников - это сайты Министерства образования РФ и Красноярского края, а также Администрации Красноярского края, где предоставлена информация о состоянии школ края в цифрах.
Научная новизна. В работе впервые была проанализирована законодательная и содержательная база школьного образования на территории РФ, в том числе в Красноярском крае.
Практическая значимость. Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в курсах «История Сибири», «Краеведение» и «История государственных учреждений».
Апробация работы. Основные положения работы были апробированы на двух международных научно-практических конференциях: «Молодёжь и наука: проспект Свободный» (г. Красноярск, апрель 2016 г.); «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы» (г.
Лесосибирск, апрель 2017 г.). Также результаты изучения процесса модернизации школьного образования Красноярского края в начале XXI в. были изложены в статье, которая была опубликована в научном журнале «Апробация». Всего по теме исследования опубликовано три статьи .
Изучение состояния школьного образования региона представляет теоретический и практический интерес, так как это позволяет выявить особую специфику развития общеобразовательных институтов на определённой территории страны, в зависимости от её географических, национальных, природно-климатических, экономических особенностей.
Красноярский край является вторым по величине территории регионом РФ, его геополитическое положение во многом обуславливает то, каким образом развиваются его социальные институты, в том числе и краевые общеобразовательные учреждения. Тем не менее нельзя утверждать, что школьное образование региона развивается автономно от всей страны, так как
существуют общие федеральные нормы и стандарты, регламентирующие их деятельность, существует взаимосвязь между развитием школьного образования всей страны и отдельных его регионов. Таким образом, исследование истории процесса развития школьного образования в Красноярском крае в современных условиях позволяет подробнее изучить и дать характеристику состояния школьного образования и его перспективы в будущем во всей стране и в отдельно взятом регионе.
Степень изученности темы. К изучению данной темы исследователи приступили не так давно: большинство работ отличаются фрагментарностью и посвящены анализу отдельных аспектов в развитии школьного образования и только лишь на федеральном уровне. Среди них можно особо выделить работы А. Я. Кузнецова, О. Н. Четверикова, Е. Е Вяземского, чьи исследования посвящены изучению становления новой модели школы в последнее десятилетие XX в. и основным этапам её развития в XXI в.
Как ранее упоминалось, многие исследователи, которые занимаются изучением развития школьного образования в Российской Федерации в 1990-2000-е гг., чаще всего уделяют внимание изучению отдельных аспектов в его развитии, включая методы, подходы, используемые в сфере общего образования. Множество публикаций посвящены такому фактору как компетентностно-ориентированный подход, который является
основополагающим подходом для системы общего образования в Российской Федерации с 2012 г. Стоит отметить работы И. А. Зимней, В. В. Краевского, М. А. Холодной, а также Д. А. Ивановой , в которых изложены современные теории обучения, применяемые в школах в соответствии с новой парадигмой развития образования на федеральном уровне.
Изучение системы стандартизации среднего общего образования также занимает ведущее место в исследованиях отечественных учёных. Одной из значимых работ выступает научный труд Е. В. Макаренко «Осмысление компетентностно-ориентированного подхода в образовании на этапе перехода российских школ на ФГОС второго поколения» , в которой автор дал целостную характеристику развития современного школьного образования с принятием новых федеральных государственных образовательных стандартов, их влияние на содержание образовательных программ в школе; а также основные преобразования и новшества, которые были привнесены в систему общего образования с принятием стандартов. На данную тему существуют и другие работы таких исследователей, как И. Ю. Синельников, Л. М. Бронникова, О. В. Лебедева, И. В. Гребнёв, О. В. Башун, И. И. Прошина, С. В. Егорова, Г. М Первова, Т. В. Смолеусова .
Процесс модернизации школьного образования в своих работах проанализировали такие ученые как В. В. Сергеевский, Е. А. Ананьева, М. Ф. Звониевская, О. А. Наговицынва, Б. Г. Киселёв, Н. Е. Кузьменко, В. В. Лунин, О. Н. Рыжова, С. Д. Якушева . Акцент в работах данных учённых сделан на то, каким образом развивается школьное образование в современных условиях, какие новые механизмы вводятся в общеобразовательных учреждениях страны в соответствии с новыми установками, которые ориентированы на модернизацию школьного образования РФ.
Общие тенденции развития образования на период последних двух десятилетий выявлены в работах В. И. Загвязинского, Е. Е. Вяземского, В. В. Жукова, И. Н. Гавриловой, Л. Л. Любимов, В. Б. Лебединцев,
A. М. Цирульникова, А. Е. Бахмутского , которые содержат в себе историю реформ в сфере школьного образования в 1990-2000 гг., итоги и последствия их реализации в стране.
Среди исследований, касающихся современного этапа развития образования особое место занимают работы, посвященные инновационному образованию. Так А. О. Зоткина, Т. А. Зубарева в научной статье на тему «Теоретическое обоснование понятия инновационное развитие образовательного учреждения» уделяют внимание исследованию
инновационного процесса в российской системе образования, на что он направлен и какие последствия последует после его завершения.
B. А. Сальников в своей работе рассмотрел принципы инновационного типа
образования и его основные задачи, цели, направления . Также исследованиями в этой области занимаются историки Н. Н. Нечаев, Г. И. Герасимов, Л. В. Илюхин, Р. Г. Каменский, Ю. В. Пушкарёв, Н. Н. Давыдова,
М. Ш. Даурова .
Поскольку становление новой модели образования в Российской Федерации связано с изменениями в педагогике, многие исследователи занимаются изучением развития педагогической науки на фоне реализации общей реформы и модернизации школы. И. А. Галацкова в работе «Психолого¬педагогическое обеспечение вариативных образовательных маршрутов учащихся в массовой школе» , где исследованы задачи педагогических кадров по обеспечению вариативности образования в школах. Также изучением данной тематики занимаются такие ученые как Ю. В. Громыко, А. В. Петровский, В. И. Слободчиков, Е. Е. Вяземский, И. Ю. Синельников .
Процесс развития школьного образования Красноярского края в период с 1991 по 2016 г. остается малоизученным вопросом в исторической науке. В большинстве своём научные работы по данной тематике включают в себя исследования отдельных составляющих системы школьного образования Красноярского края. К таким работам относятся исследования А. В. Гаврилина , О. Н. Никитиной , У. А. Винокуровой , Н. Ф. Ильиной , где авторы проанализировали следующие аспекты - это информатизация краевого образования, его модернизация на территории края, внедрение инновационных технологий в общеобразовательных учреждениях региона.
Также среди работ присутствуют научные исследования, в которых изучается процесс развития всей системы школьного образования края, но в них затрагивается либо небольшой временной промежуток в диапазоне от 5 до 10 лет, либо изучен огромный промежуток времени, включая дореволюционный исторический период. Одним из самых полновесных исследований, относящихся к данной группе, является работа коллектива Красноярского государственного педагогического университета под названием «Очерки истории народного образования Красноярского края в XVII-XXI вв.» , где представлена история развития всей системы образования края, включая средне-профессиональное и высшее. К сожалению, развитию школьного образования в современный период времени в монографии уделено не так много внимания, работа заканчивается 2005 г. Научные статьи Н. Н. Ворошиловой , В. В. Павловского , А. А. Нихочиной , также посвящены теме истории развития общего образования на территории края. Таким образом, на данный период времени отсутствуют научные работы, которые бы представляли собой полное изучение процесса развития школьного образования Красноярского края во всей его совокупности в период конца XX - начала XXI вв.
Цель исследования - проанализировать процесс развития школьного образования в Красноярском крае в конце XX - начале XXI вв.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проследить историю становления новой модели российской системы школьного образования на рубеже XX-XXI вв.;
- проанализировать процесс формирования законодательной базы в сфере образования РФ с 1991 по 2016 г.;
- проследить эволюцию содержания школьного образования в Российской Федерации с 1991 по 2016 г.;
- определить ведущие тенденции и характерные изменения для содержательного компонента школьного образования на уровне всей страны;
- определить специфику развития школьного образования на территории края, выделить характерные черты и направления присущие для данного региона.
Объект исследования - система школьного образования в Красноярском крае.
Предмет исследования - развитие нормативно-правовой регламентации школьного образования на территории Красноярского края и его структурного и содержательного элемента.
Хронологические рамки исследования - 1991-2016 гг. Верхняя граница исследования обусловлена началом перехода от советской модели образования к российской. Нижняя граница - крайние временные рамки на момент начала исследования.
Территориальные рамки исследования - территория Красноярского края без учёта национальных округов.
Методология исследования. Данное исследование базируется на принципах историзма и объективизма, которые позволили проследить процесс становления и дальнейшее развитие школьного образования в Красноярском крае.
В работе использовались как общенаучные, так и конкретно-исторические методы исследования. В качестве общенаучных методов в работе были применены метод анализа и синтеза.
Метод анализа использовался для выявления отдельных признаков и направлений в системе школьного образования края.
Метод синтеза применялся для систематизации результатов, полученные в ходе анализа состояния школьного образования в Красноярском крае в конце XX - начале XXI в. и их изложения в данной работе.
Среди конкретно-исторических методов для исследования были использованы синхронный, хронологический методы, метод периодизации и структурный подход.
Синхронный метод использовался для изучения процесса становления норм и стандартов школьного образования на федеральном уровне, их внедрения и применения на практике в Красноярском крае.
Методом периодизации были установлены основные этапы в развитии школьного образования на территории РФ и Красноярского края.
Хронологический метод использовался для последовательного изучения изменений в развитии школьного образования, его нормативно-правовых норм, содержательного и структурного компонента.
Системный подход, в свою очередь, использовался для изучения и анализа всех составляющих системы школьного образования РФ.
Также в ходе работы были применены методы смежных наук.
Статистический метод позволил проследить историю развития общеобразовательных учреждений края в этот период в количественном эквиваленте.
Применение нарративного метода позволило проследить историю развития школьного образования в 1990-2000-е гг., изучить основные события, которые произошли за этот период времени.
Метод конкретно-социологического исследования использовался для анализа нормативно-правовой базы, содержания законодательных актов регулирующих сферу образования.
Источниковая база исследования. Работа написана на основе опубликованных источников. К первой группе источников относятся законодательные документы федерального уровня, такие как Конституция РФ, закон «Об образовании» в редакции 1992 и 2012 г.; указ Президента №1 «О первоочередных мерах по развитию образования РСФСР», постановления Правительства РФ в сфере развития образования РФ в разные годы, приказы Министерства образования РФ. Эти источники позволяют изучить основные направления в образовательной политике государства и его законодательные инициативы в этой сфере, что, в свою очередь, даёт представление о изменениях в сфере школьного образования в соответствии с федеральным законодательством.
Вторая группа источников представлена в виде законодательных актов местного регионального уровня: постановления Администрации и губернатора Красноярского края, приказы Министерства образования Красноярского края, которые предоставляют информацию о развитии законодательной инициативы на региональном уровне, а также основные направления краевой политики в сфере школьного образования данного региона.
Третья группа источников - это программные и концептуальные документы федерального и регионального уровня. Федеральные программы и концепции по развитию всей системы образования, включая сферу школьного образования, дают чёткое представление о проблемах, присутствовавших в этих сферах в разные годы и мерах по их решению, на региональном уровне данную информацию в себе содержат концепции и программы по развитию образования Красноярского края.
Четвёртая группа источников - это федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Данный тип источников содержат в себе положения, в которых представлена вся информация о содержательном компоненте школьного образования РФ.
Пятой группой источников стали статистические материалы, представленные в виде официальных ежегодных статистических сборников, издаваемых красноярским комитетом статистики и данные краевых целевых программ, которые позволяют сформировать представление о развитие школьного образования на территории Красноярского края на основе цифр.
Шестая группа источников - это сайты Министерства образования РФ и Красноярского края, а также Администрации Красноярского края, где предоставлена информация о состоянии школ края в цифрах.
Научная новизна. В работе впервые была проанализирована законодательная и содержательная база школьного образования на территории РФ, в том числе в Красноярском крае.
Практическая значимость. Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в курсах «История Сибири», «Краеведение» и «История государственных учреждений».
Апробация работы. Основные положения работы были апробированы на двух международных научно-практических конференциях: «Молодёжь и наука: проспект Свободный» (г. Красноярск, апрель 2016 г.); «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы» (г.
Лесосибирск, апрель 2017 г.). Также результаты изучения процесса модернизации школьного образования Красноярского края в начале XXI в. были изложены в статье, которая была опубликована в научном журнале «Апробация». Всего по теме исследования опубликовано три статьи .
Образование в Российской Федерации с 1991 г. претерпело множество изменений в своём содержании и структуре. Школьное образование, как одна из составляющих образовательной системы в России, также подверглось переменам. С 1992 г. в Российской Федерации стал развиваться процесс по созданию новой модели школы, перед которой ставились иные цели и задачи, которые кардинально отличались от прошлых лет.
Процесс становления современной школы условно можно разделить на два этапа: 1) 1991-2000 гг., когда происходил процесс реформирования общего образования и поиск решений выхода из кризисной ситуации; 2) 2000-2016 г., связанный с переходом к модернизации российской школы.
На первом этапе происходили коренные перемены в системе школьного образования. На законодательном уровне государством были приняты меры по установлению новой парадигмы и философии в школе. Основными тенденциями развития школьного образования в этот период времени стали деидеологизация, демократизация школы, ориентация, в первую очередь, на воспитание личности обучающихся. Содержанию школьного образования на тот период времени со стороны властей уделялось недостаточно внимания, так как первостепенным было установить основные принципы в развитии школьного образования, которые в дальнейшем будут выступать основой для дальнейшей модернизации. 1990-е гг. стали подготовительным этапом для осуществления широкомасштабных преобразований в области школьного образования.
Второй этап - 2000-2016 гг. характеризуется модернизационными преобразованиями в сфере школьного образования. На практике государство осуществляло переход к инновационному образованию, что включало в себя принятие множества федеральных целевых программ по развитию образования. Именно с 2000 по 2016 г. происходило оформление основных направлений современной школы. Был оформлен так называемый ориентационно - компетентностный подход в образовании, направленный, в первую очередь, на воспитание самостоятельной личности, которая занимается своим образованием и развитием самостоятельно. Задача школы состоит лишь в том, чтобы воспитать у учащегося основные компетенции и навыки для его дальнейшей непрерывной образовательной деятельности.
Таким образом, проанализировав основные нормативно -правовые акты, регламентирующие сферу школьного образования можно сделать вывод о том, что государство на протяжении более двадцати лет предпринимает попытки, направленные на совершенствование школьной системы образования Российской Федерации. Одной из основных тенденций развития образования за последние два десятилетия является искоренение принципов советской школы и создание новой философии в ней. Не учитывается положительный опыт предыдущих лет, что приводит к неоднозначным последствиям в развитии образования на сегодняшний день.
Что касается состояния школьного образования на региональном уровне, то можно сделать вывод о том, что оно развивалось в соответствии с правилами и нормами, которые были разработаны государственным аппаратом страны в эти годы, но в то же время имело свою особую специфику. В Красноярском крае была значительна роль местного управления в решении вопросов, связанных с выходом из кризиса образовательной системы, затем переходу к её последующей модернизации. На протяжении всего последнего десятилетии XX
в. регион разрабатывал собственные программы и предпринимал определённые мероприятия для того, чтобы справиться, в первую очередь, с недостатком материального финансирования общеобразовательных школ со стороны федерального центра. Примечательно, что для Красноярского края с середины 1990-х гг. несмотря на кризисные явления, была характерна тенденция к дифференциации общеобразовательных учреждений края и появление разных типов обучения. Тем не менее в крае оставались нерешённые проблемы и недостатки в сфере школьного образования, которые в 2000-е гг. стали хроническими. По причине того, что Красноярский край обладает огромной территорией с множеством населённых пунктов, связанных между собой огромным расстоянием, в регионе наблюдается неравномерность развития школ. Также неразвитость инфраструктуры во многих сельских районах края заставляет население покидать их, что делает нерентабельным содержание школ в этих районах и ведёт к их закрытию. Стоит заметить, что с начала 1990 - х гг. процесс закрытия школ и их количественное сокращение стал характерной чертой развития школьного образования региона по настоящий период времени включительно, что происходит по причине изношенности фонда образовательных учреждений края. В то же время регион с начала 2000 -х гг. перешёл к разработке и выполнению программ по решению этой и множества других проблемы, связанных с обеспечением безопасного обучения школьников в общеобразовательных учреждениях, что позволило к 2013 г. приступить к процессу широкой модернизации образования в Красноярском крае, которая происходит и на сегодняшний день.
Процесс становления современной школы условно можно разделить на два этапа: 1) 1991-2000 гг., когда происходил процесс реформирования общего образования и поиск решений выхода из кризисной ситуации; 2) 2000-2016 г., связанный с переходом к модернизации российской школы.
На первом этапе происходили коренные перемены в системе школьного образования. На законодательном уровне государством были приняты меры по установлению новой парадигмы и философии в школе. Основными тенденциями развития школьного образования в этот период времени стали деидеологизация, демократизация школы, ориентация, в первую очередь, на воспитание личности обучающихся. Содержанию школьного образования на тот период времени со стороны властей уделялось недостаточно внимания, так как первостепенным было установить основные принципы в развитии школьного образования, которые в дальнейшем будут выступать основой для дальнейшей модернизации. 1990-е гг. стали подготовительным этапом для осуществления широкомасштабных преобразований в области школьного образования.
Второй этап - 2000-2016 гг. характеризуется модернизационными преобразованиями в сфере школьного образования. На практике государство осуществляло переход к инновационному образованию, что включало в себя принятие множества федеральных целевых программ по развитию образования. Именно с 2000 по 2016 г. происходило оформление основных направлений современной школы. Был оформлен так называемый ориентационно - компетентностный подход в образовании, направленный, в первую очередь, на воспитание самостоятельной личности, которая занимается своим образованием и развитием самостоятельно. Задача школы состоит лишь в том, чтобы воспитать у учащегося основные компетенции и навыки для его дальнейшей непрерывной образовательной деятельности.
Таким образом, проанализировав основные нормативно -правовые акты, регламентирующие сферу школьного образования можно сделать вывод о том, что государство на протяжении более двадцати лет предпринимает попытки, направленные на совершенствование школьной системы образования Российской Федерации. Одной из основных тенденций развития образования за последние два десятилетия является искоренение принципов советской школы и создание новой философии в ней. Не учитывается положительный опыт предыдущих лет, что приводит к неоднозначным последствиям в развитии образования на сегодняшний день.
Что касается состояния школьного образования на региональном уровне, то можно сделать вывод о том, что оно развивалось в соответствии с правилами и нормами, которые были разработаны государственным аппаратом страны в эти годы, но в то же время имело свою особую специфику. В Красноярском крае была значительна роль местного управления в решении вопросов, связанных с выходом из кризиса образовательной системы, затем переходу к её последующей модернизации. На протяжении всего последнего десятилетии XX
в. регион разрабатывал собственные программы и предпринимал определённые мероприятия для того, чтобы справиться, в первую очередь, с недостатком материального финансирования общеобразовательных школ со стороны федерального центра. Примечательно, что для Красноярского края с середины 1990-х гг. несмотря на кризисные явления, была характерна тенденция к дифференциации общеобразовательных учреждений края и появление разных типов обучения. Тем не менее в крае оставались нерешённые проблемы и недостатки в сфере школьного образования, которые в 2000-е гг. стали хроническими. По причине того, что Красноярский край обладает огромной территорией с множеством населённых пунктов, связанных между собой огромным расстоянием, в регионе наблюдается неравномерность развития школ. Также неразвитость инфраструктуры во многих сельских районах края заставляет население покидать их, что делает нерентабельным содержание школ в этих районах и ведёт к их закрытию. Стоит заметить, что с начала 1990 - х гг. процесс закрытия школ и их количественное сокращение стал характерной чертой развития школьного образования региона по настоящий период времени включительно, что происходит по причине изношенности фонда образовательных учреждений края. В то же время регион с начала 2000 -х гг. перешёл к разработке и выполнению программ по решению этой и множества других проблемы, связанных с обеспечением безопасного обучения школьников в общеобразовательных учреждениях, что позволило к 2013 г. приступить к процессу широкой модернизации образования в Красноярском крае, которая происходит и на сегодняшний день.



