Особенности развития высшего образования в России в нач. XXI в. (на примере СФУ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Эволюция законодательства в области высшего образования РФ в конце XX -
начале XXI вв 16
1.1. Изменения в законодательной базе высшего образования на рубеже XX¬
XXI вв 16
1.2. Интеграция РФ в общемировую и европейскую систему образования. 21
2. Становление СФУ как федерального вуза - особенности его деятельности и развития 31
2.1. Создание федеральных вузов в РФ и формирование СФУ в 2006-2010 гг.
3 1
2.2. Особенности деятельности и развития СФУ в 2011-2017 гг 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Эволюция законодательства в области высшего образования РФ в конце XX -
начале XXI вв 16
1.1. Изменения в законодательной базе высшего образования на рубеже XX¬
XXI вв 16
1.2. Интеграция РФ в общемировую и европейскую систему образования. 21
2. Становление СФУ как федерального вуза - особенности его деятельности и развития 31
2.1. Создание федеральных вузов в РФ и формирование СФУ в 2006-2010 гг.
3 1
2.2. Особенности деятельности и развития СФУ в 2011-2017 гг 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется особой ролью института высшего образования, который в обществе является фундаментальным. XXI в. - это время стремительного развития науки и информационных технологий. Вслед за быстрыми изменениями в общественном развитии стремительно растут требования и к качеству высшего образования, которое является показателем конкурентоспособности выпускников вузов на мировом рынке труда. Степень развития высшего образования является показателем того, как развиваются другие области жизни государства, такие как экономика, социальная сфера и др. Подготовкой специалистов и кадров, благодаря которым осуществляются эти процессы, занимается, в первую очередь, институт высшего образования, поэтому его значимость в наше время только возрастает. Еще одним доказательством того, что высшее образование в нашей стране занимает высокое место является тот факт, что с каждым годом увеличивается спрос и затраты на его получение со стороны населения.
Институт образования формирует идеалы, общественную позицию, а иногда и судьбу отдельного человека, что также подчеркивает его важность. Несмотря на то, что в конце XX в. огромное внимание уделялось преодолению экономического кризиса и экономике в целом, добыче и реализации материальных ресурсов, в последнее десятилетие акцент снова стал делаться на интеллектуальный ресурс и капитал, накоплением которого занимается, в том числе, высшая школа.
Одним из главных положительных моментов изменения государственной политики в этом направлении стало создание учебных заведений нового типа - федеральных университетов. Сибирский федеральный университет - первый университет, который получил такой статус, став экспериментальной площадкой для внедрения новейших методов образования и преподавания. Таким образом, исследование особенностей его становления и деятельности позволяет понять, как устроен механизм высшего образования в Российской Федерации.
Степень изученности темы. К проблемам высшей школы в начале XXI в. обращается огромное количество исследователей, которые анализируют вопросы развития системы образования в новых общественных условиях, ее реформирование, состояние и соотношение вузов, финансирование сферы высшего образования. Данные вопросы рассматриваются исследователями из различных областей науки - философии, социологии, педагогики, истории, экономики.
Философское осмысление развития системы высшего образования представлено в работах И. М. Ильинского , Б. С. Гершунского2, Ш. А. Амонашвили3, А. М. Новикова4, Я. М. Нейматова5 и др. В них акцент делался на философских проблемах образования в XXI в.
Развитию системы высшего образования с точки зрения социологии посвящены работы Г. Е. Зборовского6, Ф. Я. Зиятдиновой7, А. А. Овсянникова8,
В. Я. Нечаева9. Авторы исследовали социальную политику по отношению к образовательным трансформациям.
С конца XX в. актуальными для исследований были вопросы финансирования высшей школы в условиях экономики нового типа. Данная проблема исследовалась А. А. Ворониным10, В. М. Филипповым , Н. Г. Багаутдиновой12, А. И. Галаганом13 и другими авторами. Исследователи солидарны во мнении о том, что высшее образование с 1990-х гг. было поставлено на грань выживания. Были выделены основные задачи, касавшиеся финансирования образования, считалось необходимым обеспечение граждан качественным образованием путем создания новых институциональных механизмов.
Правовая сторона вопроса и проблемы внедрения нового законодательства высшего образования в конце XX - начале XXI вв. исследованы в работах Е. В. Хуштоковой , Е. И. Мещангиной , В. А. Алексеенко , В. Н. Аверкина , Л. В. Болдыревой и др. Были изучены ключевые моменты в процессе становления института высшего образования в РФ и их последствия, установление роли государства в реформировании современного высшего образования.
Большое внимание уделено исследователями вопросам вступления РФ в мировую образовательную систему, а именно переходу России к Болонской системе образования. Интеграционные вопросы рассмотрены в работах А. И. Гретченко , В. И. Ивановой , М. Е. Панкратовой и Н. Ю. Рашевой ,
С. И. Плаксия , Л. С. Гребнева и др. Исследователи доказывали необходимость интеграции России в европейское образовательное пространство, при этом отмечается, что подобное реформирование должно быть последовательным, без ломки устоявшихся в российском образовании традиций. Изучив возможные
проблемы включения России в новую систему, исследователи пришли к выводу о том, что интеграция такого типа позволяет активизировать внимание к инновационным образовательным технологиям.
Исследователи показали влияние данного процесса на разные научные отрасли. Влияние процесса на технический вуз исследовано в работах М. В. Прохоровой и А. В. Мялкиной . Исследование качества высшего юридического образования вследствие включения РФ в Болонский процесс представлено работой В. И. Цыганова , высшего филологического образования - работой Е. Н. Ковтун . Всё это говорит о том, что подписание Болонской декларации - поворотный момент для всей системы высшего образования в нашей стране.
В рамках изучения включения РФ в Болонскую систему исследуется вопрос взаимодействия системы ЕГЭ и высшего учебного заведения на современном этапе. Несмотря на многостороннее изучение данного вопроса, большинство исследователей рассматривают это взаимодействие в ключе поиска недостатков и несовершенств в системе ЕГЭ, занимаются поиском решений существующих проблем. Примером тому служит исследование, предпринятое группой авторов - А. В. Гидлевским, Р. А. Золотовым и М. А. Гальцевой . Рассмотрение данного вопроса встречается также в работах И. М. Ильинского и В. А. Хлебникова .
Второй блок работ посвящен вопросам укрупнения высших учебных заведений, формированию федеральных университетов и их внутренней структуре. Стоит отметить, что вопрос становления федеральных университетов рассматривается в контексте образовательной интеграции т.е. упор сделан на международные рейтинги университетов, участие университетов в образовательных программах, позволяющих сделать вуз конкурентоспособным.
Анализ позиционирования российских вузов в международных рейтингах представлен в исследованиях Г. Р. Ислакаева, И. У. Зулькарнай , Е. В. Балацкого , С. В. Абламейко, М. А. Гусаковского , С. И. Ашмариной и др. Внимание фокусируется на федеральных университетах, главной задачей которых исследователи считают улучшение позиций российских вузов на мировом образовательном рынке. Вместе с этим исследован вопрос может ли вуз без статуса «федеральный» занимать высокое место в образовательных рейтингах, а также сама история возникновения глобальных рейтингов университетов и их влияние на политику в сфере высшего образования.
При обсуждении образовательных нововведений, часто возникает вопрос о роли исследовательских университетов. Данному вопросу посвящены статьи И. Г. Салимьяновой , Е. В. Чупрунова, С. Н. Гурбатова и др. Авторы считают, что усиление научно-исследовательской деятельности вузов необходимо для эффективного развития национальной инновационной системы. Изучена роль классических университетов как базы для формирования исследовательских и федеральных университетов. Главной задачей считается реализация принципов интеграции высшего образования и фундаментальной науки именно на базе классического университета. Реализацию подобного процесса можно наблюдать и на примере КрасГУ.
Анализ международного опыта в области экспорта образования проведен в исследованиях Д. Г. Родионова, Е. В. Ялунер, О. А. Кушневой , А. Б. Бедного , Д. Ю. Платонова и др. Помимо исследования организации высшего образования в России изучено формирование современной университетской сети в контексте участия вузов в Программе «5-100». Авторами были выявлены стратегические приоритеты для развития российской системы образования в рамках данной правительственной Программы.
Одному из последних нововведений высшей школы - сетевой магистратуре посвящены исследования И. Э. Кондраковой , Н. М. Федоровой , О. А. Акуловой, О. В. Харитоновой , Л. И. Лебедевой и др. По мнению авторов, сетевое сотрудничество позволяет решать многие теоретические и практические проблемы системы образования. Подобное взаимодействие считается одной из важнейших задач современной образовательной политики. В исследованиях раскрывается состояние нормативной базы и степени изученности проблемы сетевого взаимодействия вузов.
Третий блок работ посвящен истории становления и развития Сибирского федерального университета, различным сферам его деятельности. Так как с момента формирования СФУ прошло чуть более десяти лет, крупных работ, обобщающих всю деятельность университета, еще не существует. В основном, СФУ рассматривается в контексте исследований о федеральных университетах в целом.
Вопрос создания на базе КрасГУ научно-исследовательского института рассмотрен А. И. Шадриным. В своей монографии автор обосновывает необходимость появления единого Сибирского научно-исследовательского университета - КрасГИУ, дал комплексную оценку как деятельности КрасГУ, его потенциала, так и особенностей развития высшего образования в Красноярском крае в начале 2000-х гг.
Группа авторов В. И. Кирко, С. В. Верховец, А. В. Кеуш оценивали роль федеральных университетов и конкретно СФУ в формировании региональной инфраструктуры. Авторами предложена модель взаимодействия университета с территориально-административными образованиями. Оценка роли СФУ в региональном развитии и анализ формы участия вузов в политике региона представлены в исследовании В. А. Нагорнова и О. В. Перфильевой .
Реализацию пунктов Болонского процесса в СФУ исследовали Е. Б. Бухарова, Л. К. Витковская, М. И. Элияшева , Т. О. Кочеткова, М. В. Носков, В. А. Шершнева . Авторы характеризуют логику развития управленческого образования в СФУ на основе опыта вузов, вошедших в его состав, формирование многоуровневой системы подготовки кадров в СФУ, а также проводят сравнение федеральных вузов, в т.ч. СФУ, с вузами зарубежных стран.
В последнее десятилетие увеличилось число региональных исследований, касающихся сферы высшего образования Красноярского края. Особенности предложения на рынке образовательных услуг региона, а также сравнительный анализ рынка образовательных услуг в РФ представлен в статье Н. И. Денисовой . Опыт сетевого взаимодействия СФУ СибГАУ и СибГТУ в форме паритетной кооперации представлен в исследовании Г. А. Доррера, Т. Н. Иванилова, Г. М. Цибульского . Изучению основных тенденций и противоречий в области высшего профессионального образования в Красноярском крае в период 1990-х-2000-х гг. посвящена работа группы авторов Е. И. Романовой, С. Н. Ценюга и И. Н. Ценюга . Ими было проанализировано взаимодействие между вузами Красноярска, а также политика, которую проводят региональные власти в этой сфере.
Таким образом, на сегодняшний день, обобщающих исследований по проблемам высшей школы в начале XXI в., в т.ч. по истории СФУ создано не было. Отсутствуют научные работы, освещающие как историю развития университета, так и взаимосвязь изменений в области высшего образования нашей страны с преобразованиями в вузе в целом. В данном научном исследовании предпринята попытка изучить как взаимосвязь эволюции нормативно-правовой базы высшего образования и изменений в данном высшем учебном заведении, так и историю СФУ и превращения его в один из крупнейших вузов страны, что делает данную работу актуальной.
Цель исследования - выявить особенности развития системы высшего образования в России в начале XXI вв. на примере Сибирского Федерального университета.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить нормативно-правовую базу высшего образования Российской Федерации в заданный период;
2) изучить процесс интеграции РФ в общемировую образовательную систему и последствия этого процесса;
3) выявить причины создания федеральных вузов, в т.ч. СФУ;
4) исследовать историю становления и дальнейшего развития СФУ.
Объект исследования - Сибирский федеральный университет как структурный элемент системы высшего образования.
Предмет исследования - правовые основы, структура и деятельность Сибирского федерального университета как структурного элемента системы высшего образования.
Методология исследования. Работа базируется на принципах историзма и объективности. Принцип историзма означает рассмотрение явления в его развитии. Историзм как способ осмысления прошлого, настоящего и будущего требует понимать преемственность между этапами истории, каждый из которых следует оценивать с учетом его исторических особенностей. Принцип объективности означает рассмотрение явления в его многогранности, изучение всех фактов в совокупности и преодоления влияния интересов, не связанных с достижением научной истины. В работе использованы как общенаучные, так и конкретно-исторические методы исследования. Из общенаучных методов были использованы:
- метод анализа - при изучении различных законодательных актов в области высшего образования заданного периода. Позволил охарактеризовать и оценить отдельные эпизоды истории развития Сибирского федерального университета;
- метод синтеза - при соединении анализируемого законодательного материала разного временного промежутка в единое исследование;
- метод абстрагирования - позволил сосредоточиться на выявленных задачах научного исследования для достижения поставленной цели;
- системный метод - при выявлении взаимосвязей между изменениями в законодательстве высшего образования РФ и изменениями в Сибирском федеральном университете, таким образом, посредством этих взаимосвязей, были выявлены особенности развития системы высшего образования РФ в целом.
Из конкретно-исторических методов были использованы:
- сравнительно-исторический метод - при выявлении особенностей института высшего образования РФ в конце XX - начале XXI вв. и при сравнении его с институтом высшего образования в СССР на момент становления Красноярского государственного университета и Сибирского федерального университета;
- хронологический метод - при выделении хронологических рамок исследования и этапов развития Сибирского федерального университета.
Территориальные рамки исследования - Красноярский край, в пределах которого географически располагается Сибирский федеральный университет.
Хронологические рамки исследования - 2006-2017 гг. Верхняя граница исследуемого периода обусловлена образованием в ноябре 2006 г. Сибирского федерального университета, нижняя граница - 2017 г. - современной ситуацией в Сибирском федеральном университете и сегодняшним состоянием высшего образования в Российской Федерации.
Источниковая база исследования представлена опубликованными источниками: нормативно-правовые акты федерального и ведомственного уровня, статистические сборники, периодическая печать, информация с официальных сайтов государственных учреждений.
Первая группа источников - нормативно-правовые акты федерального значения, основными из которых при изучении высшего образования РФ являются ФЗ РФ «Об образовании» 1992 г., ФЗ РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 г., ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» 2012 г., постановление Миннауки РФ «О введении многоуровневой системы высшего образования в РФ» 1992 г., постановление Правительства РФ «О национальной доктрине образования в РФ» 2000 г., постановление Правительства РФ «Об университетских комплексах» 2001 г., распоряжение Правительства РФ «О создании ФГОУ Сибирский федеральный университет» 2006 г., распоряжение Минобрнауки РФ «О создании ФГАОУ ВПО СФУ» 2010 г. Источники этой группы позволили изучить механизм регулирования системы образования на федеральном уровне, а также функции каждого из элементов этой системы.
Вторая группа использованных источников - ведомственные нормативно-правовые акты, касающиеся СФУ. К ним относятся - план мероприятий по реализации программы конкурентоспособности «Дорожная карта» ФГАОУ СФУ на 2016-2021 гг., программа развития СФУ на 2007-2011 гг., программа развития СФУ на 2011-2021 гг., программа воспитательной работы СФУ на 2014-2018 гг., положение об организации образовательных программ в СФУ 2014 г., Устав СФУ 2015 г. Эти источники содержат в себе информацию о всех сферах деятельности СФУ в период 2006-2017 гг.
Третья группа использованных источников - статистические. Ключевые моменты развития университета в разные периоды его существования опубликованы в отчетах о научно-педагогической деятельности, в которых дается анализ одного учебного года. Показатели образовательной и финансово-экономической деятельности СФУ содержатся в отчетах о самообследовании вуза. Сведения об изменении структуры университета и составе научно-педагогических кадров содержатся в справочниках , издаваемых самим университетом. Значимые сведения для восстановлении исторической картины развития КрасГУ в период реформ 1990-х гг., а также в заключительный период его существования, дают сборники «Развитие университета» .
К четвертой группе источников относятся материалы периодической печати. В данной работе были использованы материалы региональных газет. Так, в «Вечернем Красноярске» (2006-2008 гг.) были представлены первые итоги и оценки деятельности СФУ. В университетских газетах, издаваемых в разные периоды его существования, также содержатся сведения о деятельности вуза.
Институт образования формирует идеалы, общественную позицию, а иногда и судьбу отдельного человека, что также подчеркивает его важность. Несмотря на то, что в конце XX в. огромное внимание уделялось преодолению экономического кризиса и экономике в целом, добыче и реализации материальных ресурсов, в последнее десятилетие акцент снова стал делаться на интеллектуальный ресурс и капитал, накоплением которого занимается, в том числе, высшая школа.
Одним из главных положительных моментов изменения государственной политики в этом направлении стало создание учебных заведений нового типа - федеральных университетов. Сибирский федеральный университет - первый университет, который получил такой статус, став экспериментальной площадкой для внедрения новейших методов образования и преподавания. Таким образом, исследование особенностей его становления и деятельности позволяет понять, как устроен механизм высшего образования в Российской Федерации.
Степень изученности темы. К проблемам высшей школы в начале XXI в. обращается огромное количество исследователей, которые анализируют вопросы развития системы образования в новых общественных условиях, ее реформирование, состояние и соотношение вузов, финансирование сферы высшего образования. Данные вопросы рассматриваются исследователями из различных областей науки - философии, социологии, педагогики, истории, экономики.
Философское осмысление развития системы высшего образования представлено в работах И. М. Ильинского , Б. С. Гершунского2, Ш. А. Амонашвили3, А. М. Новикова4, Я. М. Нейматова5 и др. В них акцент делался на философских проблемах образования в XXI в.
Развитию системы высшего образования с точки зрения социологии посвящены работы Г. Е. Зборовского6, Ф. Я. Зиятдиновой7, А. А. Овсянникова8,
В. Я. Нечаева9. Авторы исследовали социальную политику по отношению к образовательным трансформациям.
С конца XX в. актуальными для исследований были вопросы финансирования высшей школы в условиях экономики нового типа. Данная проблема исследовалась А. А. Ворониным10, В. М. Филипповым , Н. Г. Багаутдиновой12, А. И. Галаганом13 и другими авторами. Исследователи солидарны во мнении о том, что высшее образование с 1990-х гг. было поставлено на грань выживания. Были выделены основные задачи, касавшиеся финансирования образования, считалось необходимым обеспечение граждан качественным образованием путем создания новых институциональных механизмов.
Правовая сторона вопроса и проблемы внедрения нового законодательства высшего образования в конце XX - начале XXI вв. исследованы в работах Е. В. Хуштоковой , Е. И. Мещангиной , В. А. Алексеенко , В. Н. Аверкина , Л. В. Болдыревой и др. Были изучены ключевые моменты в процессе становления института высшего образования в РФ и их последствия, установление роли государства в реформировании современного высшего образования.
Большое внимание уделено исследователями вопросам вступления РФ в мировую образовательную систему, а именно переходу России к Болонской системе образования. Интеграционные вопросы рассмотрены в работах А. И. Гретченко , В. И. Ивановой , М. Е. Панкратовой и Н. Ю. Рашевой ,
С. И. Плаксия , Л. С. Гребнева и др. Исследователи доказывали необходимость интеграции России в европейское образовательное пространство, при этом отмечается, что подобное реформирование должно быть последовательным, без ломки устоявшихся в российском образовании традиций. Изучив возможные
проблемы включения России в новую систему, исследователи пришли к выводу о том, что интеграция такого типа позволяет активизировать внимание к инновационным образовательным технологиям.
Исследователи показали влияние данного процесса на разные научные отрасли. Влияние процесса на технический вуз исследовано в работах М. В. Прохоровой и А. В. Мялкиной . Исследование качества высшего юридического образования вследствие включения РФ в Болонский процесс представлено работой В. И. Цыганова , высшего филологического образования - работой Е. Н. Ковтун . Всё это говорит о том, что подписание Болонской декларации - поворотный момент для всей системы высшего образования в нашей стране.
В рамках изучения включения РФ в Болонскую систему исследуется вопрос взаимодействия системы ЕГЭ и высшего учебного заведения на современном этапе. Несмотря на многостороннее изучение данного вопроса, большинство исследователей рассматривают это взаимодействие в ключе поиска недостатков и несовершенств в системе ЕГЭ, занимаются поиском решений существующих проблем. Примером тому служит исследование, предпринятое группой авторов - А. В. Гидлевским, Р. А. Золотовым и М. А. Гальцевой . Рассмотрение данного вопроса встречается также в работах И. М. Ильинского и В. А. Хлебникова .
Второй блок работ посвящен вопросам укрупнения высших учебных заведений, формированию федеральных университетов и их внутренней структуре. Стоит отметить, что вопрос становления федеральных университетов рассматривается в контексте образовательной интеграции т.е. упор сделан на международные рейтинги университетов, участие университетов в образовательных программах, позволяющих сделать вуз конкурентоспособным.
Анализ позиционирования российских вузов в международных рейтингах представлен в исследованиях Г. Р. Ислакаева, И. У. Зулькарнай , Е. В. Балацкого , С. В. Абламейко, М. А. Гусаковского , С. И. Ашмариной и др. Внимание фокусируется на федеральных университетах, главной задачей которых исследователи считают улучшение позиций российских вузов на мировом образовательном рынке. Вместе с этим исследован вопрос может ли вуз без статуса «федеральный» занимать высокое место в образовательных рейтингах, а также сама история возникновения глобальных рейтингов университетов и их влияние на политику в сфере высшего образования.
При обсуждении образовательных нововведений, часто возникает вопрос о роли исследовательских университетов. Данному вопросу посвящены статьи И. Г. Салимьяновой , Е. В. Чупрунова, С. Н. Гурбатова и др. Авторы считают, что усиление научно-исследовательской деятельности вузов необходимо для эффективного развития национальной инновационной системы. Изучена роль классических университетов как базы для формирования исследовательских и федеральных университетов. Главной задачей считается реализация принципов интеграции высшего образования и фундаментальной науки именно на базе классического университета. Реализацию подобного процесса можно наблюдать и на примере КрасГУ.
Анализ международного опыта в области экспорта образования проведен в исследованиях Д. Г. Родионова, Е. В. Ялунер, О. А. Кушневой , А. Б. Бедного , Д. Ю. Платонова и др. Помимо исследования организации высшего образования в России изучено формирование современной университетской сети в контексте участия вузов в Программе «5-100». Авторами были выявлены стратегические приоритеты для развития российской системы образования в рамках данной правительственной Программы.
Одному из последних нововведений высшей школы - сетевой магистратуре посвящены исследования И. Э. Кондраковой , Н. М. Федоровой , О. А. Акуловой, О. В. Харитоновой , Л. И. Лебедевой и др. По мнению авторов, сетевое сотрудничество позволяет решать многие теоретические и практические проблемы системы образования. Подобное взаимодействие считается одной из важнейших задач современной образовательной политики. В исследованиях раскрывается состояние нормативной базы и степени изученности проблемы сетевого взаимодействия вузов.
Третий блок работ посвящен истории становления и развития Сибирского федерального университета, различным сферам его деятельности. Так как с момента формирования СФУ прошло чуть более десяти лет, крупных работ, обобщающих всю деятельность университета, еще не существует. В основном, СФУ рассматривается в контексте исследований о федеральных университетах в целом.
Вопрос создания на базе КрасГУ научно-исследовательского института рассмотрен А. И. Шадриным. В своей монографии автор обосновывает необходимость появления единого Сибирского научно-исследовательского университета - КрасГИУ, дал комплексную оценку как деятельности КрасГУ, его потенциала, так и особенностей развития высшего образования в Красноярском крае в начале 2000-х гг.
Группа авторов В. И. Кирко, С. В. Верховец, А. В. Кеуш оценивали роль федеральных университетов и конкретно СФУ в формировании региональной инфраструктуры. Авторами предложена модель взаимодействия университета с территориально-административными образованиями. Оценка роли СФУ в региональном развитии и анализ формы участия вузов в политике региона представлены в исследовании В. А. Нагорнова и О. В. Перфильевой .
Реализацию пунктов Болонского процесса в СФУ исследовали Е. Б. Бухарова, Л. К. Витковская, М. И. Элияшева , Т. О. Кочеткова, М. В. Носков, В. А. Шершнева . Авторы характеризуют логику развития управленческого образования в СФУ на основе опыта вузов, вошедших в его состав, формирование многоуровневой системы подготовки кадров в СФУ, а также проводят сравнение федеральных вузов, в т.ч. СФУ, с вузами зарубежных стран.
В последнее десятилетие увеличилось число региональных исследований, касающихся сферы высшего образования Красноярского края. Особенности предложения на рынке образовательных услуг региона, а также сравнительный анализ рынка образовательных услуг в РФ представлен в статье Н. И. Денисовой . Опыт сетевого взаимодействия СФУ СибГАУ и СибГТУ в форме паритетной кооперации представлен в исследовании Г. А. Доррера, Т. Н. Иванилова, Г. М. Цибульского . Изучению основных тенденций и противоречий в области высшего профессионального образования в Красноярском крае в период 1990-х-2000-х гг. посвящена работа группы авторов Е. И. Романовой, С. Н. Ценюга и И. Н. Ценюга . Ими было проанализировано взаимодействие между вузами Красноярска, а также политика, которую проводят региональные власти в этой сфере.
Таким образом, на сегодняшний день, обобщающих исследований по проблемам высшей школы в начале XXI в., в т.ч. по истории СФУ создано не было. Отсутствуют научные работы, освещающие как историю развития университета, так и взаимосвязь изменений в области высшего образования нашей страны с преобразованиями в вузе в целом. В данном научном исследовании предпринята попытка изучить как взаимосвязь эволюции нормативно-правовой базы высшего образования и изменений в данном высшем учебном заведении, так и историю СФУ и превращения его в один из крупнейших вузов страны, что делает данную работу актуальной.
Цель исследования - выявить особенности развития системы высшего образования в России в начале XXI вв. на примере Сибирского Федерального университета.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить нормативно-правовую базу высшего образования Российской Федерации в заданный период;
2) изучить процесс интеграции РФ в общемировую образовательную систему и последствия этого процесса;
3) выявить причины создания федеральных вузов, в т.ч. СФУ;
4) исследовать историю становления и дальнейшего развития СФУ.
Объект исследования - Сибирский федеральный университет как структурный элемент системы высшего образования.
Предмет исследования - правовые основы, структура и деятельность Сибирского федерального университета как структурного элемента системы высшего образования.
Методология исследования. Работа базируется на принципах историзма и объективности. Принцип историзма означает рассмотрение явления в его развитии. Историзм как способ осмысления прошлого, настоящего и будущего требует понимать преемственность между этапами истории, каждый из которых следует оценивать с учетом его исторических особенностей. Принцип объективности означает рассмотрение явления в его многогранности, изучение всех фактов в совокупности и преодоления влияния интересов, не связанных с достижением научной истины. В работе использованы как общенаучные, так и конкретно-исторические методы исследования. Из общенаучных методов были использованы:
- метод анализа - при изучении различных законодательных актов в области высшего образования заданного периода. Позволил охарактеризовать и оценить отдельные эпизоды истории развития Сибирского федерального университета;
- метод синтеза - при соединении анализируемого законодательного материала разного временного промежутка в единое исследование;
- метод абстрагирования - позволил сосредоточиться на выявленных задачах научного исследования для достижения поставленной цели;
- системный метод - при выявлении взаимосвязей между изменениями в законодательстве высшего образования РФ и изменениями в Сибирском федеральном университете, таким образом, посредством этих взаимосвязей, были выявлены особенности развития системы высшего образования РФ в целом.
Из конкретно-исторических методов были использованы:
- сравнительно-исторический метод - при выявлении особенностей института высшего образования РФ в конце XX - начале XXI вв. и при сравнении его с институтом высшего образования в СССР на момент становления Красноярского государственного университета и Сибирского федерального университета;
- хронологический метод - при выделении хронологических рамок исследования и этапов развития Сибирского федерального университета.
Территориальные рамки исследования - Красноярский край, в пределах которого географически располагается Сибирский федеральный университет.
Хронологические рамки исследования - 2006-2017 гг. Верхняя граница исследуемого периода обусловлена образованием в ноябре 2006 г. Сибирского федерального университета, нижняя граница - 2017 г. - современной ситуацией в Сибирском федеральном университете и сегодняшним состоянием высшего образования в Российской Федерации.
Источниковая база исследования представлена опубликованными источниками: нормативно-правовые акты федерального и ведомственного уровня, статистические сборники, периодическая печать, информация с официальных сайтов государственных учреждений.
Первая группа источников - нормативно-правовые акты федерального значения, основными из которых при изучении высшего образования РФ являются ФЗ РФ «Об образовании» 1992 г., ФЗ РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 г., ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» 2012 г., постановление Миннауки РФ «О введении многоуровневой системы высшего образования в РФ» 1992 г., постановление Правительства РФ «О национальной доктрине образования в РФ» 2000 г., постановление Правительства РФ «Об университетских комплексах» 2001 г., распоряжение Правительства РФ «О создании ФГОУ Сибирский федеральный университет» 2006 г., распоряжение Минобрнауки РФ «О создании ФГАОУ ВПО СФУ» 2010 г. Источники этой группы позволили изучить механизм регулирования системы образования на федеральном уровне, а также функции каждого из элементов этой системы.
Вторая группа использованных источников - ведомственные нормативно-правовые акты, касающиеся СФУ. К ним относятся - план мероприятий по реализации программы конкурентоспособности «Дорожная карта» ФГАОУ СФУ на 2016-2021 гг., программа развития СФУ на 2007-2011 гг., программа развития СФУ на 2011-2021 гг., программа воспитательной работы СФУ на 2014-2018 гг., положение об организации образовательных программ в СФУ 2014 г., Устав СФУ 2015 г. Эти источники содержат в себе информацию о всех сферах деятельности СФУ в период 2006-2017 гг.
Третья группа использованных источников - статистические. Ключевые моменты развития университета в разные периоды его существования опубликованы в отчетах о научно-педагогической деятельности, в которых дается анализ одного учебного года. Показатели образовательной и финансово-экономической деятельности СФУ содержатся в отчетах о самообследовании вуза. Сведения об изменении структуры университета и составе научно-педагогических кадров содержатся в справочниках , издаваемых самим университетом. Значимые сведения для восстановлении исторической картины развития КрасГУ в период реформ 1990-х гг., а также в заключительный период его существования, дают сборники «Развитие университета» .
К четвертой группе источников относятся материалы периодической печати. В данной работе были использованы материалы региональных газет. Так, в «Вечернем Красноярске» (2006-2008 гг.) были представлены первые итоги и оценки деятельности СФУ. В университетских газетах, издаваемых в разные периоды его существования, также содержатся сведения о деятельности вуза.
Высшее образование РФ в конце XX - начале XXI вв. претерпевало значительные изменения. Можно выделить два этапа: 1) 1996-2003 гг. - кризис и сокращение финансирования сферы высшего образования, начало интеграции в общемировую образовательную систему; 2) 2004-2017 гг. - разработка стандартов высшего образования нового поколения, включение в Болонскую систему образования, формирование федеральных университетов, внедрение современных образовательных методов: сетевое и дистанционное обучение, обучение на иностранном языке и др.
Сибирский федеральный университет, несмотря на чуть более десятилетнюю историю своего существования, смог стать вузом, который считается образцом по многим показателям для других высших учебных заведений. Это касается как обеспечения учебно-образовательной деятельности, так и наличия многочисленных программ для всестороннего развития личности, в данном случае - студента. Именно поэтому тщательное изучение развития и деятельности данного вуза, как крупного структурного элемента системы современного российского высшего образования, позволяет дать оценку его состояния, выявить проблемы, характерные для учебных заведений такого статуса.
Несмотря на благополучные результаты многолетней работы, а также тот факт, что СФУ фигурирует в различных образовательных рейтингах, вуз столкнулся с рядом проблем: 1) недостаточное внимание к специальностям гуманитарного профиля, при том что вуз такого типа предусматривает широкий спектр направлений развития; 2) не решена проблема устаревшего
оборудования, а также некоторые части кампуса требуют перестройки; 3) происходит ограничение государственного финансирования и увеличение оплаты обучения при уменьшении бюджетных мест; 4) рост престижа университета в Сибирском федеральном округе повлек за собой увеличение количества студентов, не стремящихся в дальнейшем к работе по выбранной специальности т. е. существует недостаточная заинтересованность студентов университетом, другими словами, проблема мотивации студентов; 5) несмотря на стремление университета ориентироваться на западные стандарты образования, выпускникам вуза все также сложно конкурировать с выпускниками других вузов ведущих стран; 6) по прошествии 10-ти лет с момента масштабной реорганизации, институты - составные части университета, различаются между собой по многим пунктам, в том числе статусу, т.е. существует проблема неравномерного развития элементов университета.
Безусловно, при имеющихся сегодня внутренних проблемах, СФУ на протяжении всех лет своего существования приобрел и преимущества: это развитие сетевых образовательных программ, прежде всего магистерских; заметное увеличение иностранных студентов; проведение мероприятий и конференций с привлечением зарубежных учёных и специалистов; открытие новых институтов; увеличение количества международных грантовых программ для студентов, магистрантов и аспирантов; увеличивающаяся с каждым годом материальная база. Стоит упомянуть и предстоящее грандиозное спортивное событие - зимнюю Универсиаду 2019 г., центром студенческой активности которой стал СФУ.
Что касается системы высшего образования РФ в целом, то при всех положительных изменениях, произошедших с 1990-х гг., сохраняется ряд существенных проблем: 1) недостаточное для достойного существования высшего образования государственное финансирование; 2) низкая оплата труда преподавателей вузов в большинстве регионов РФ; 3) быстрое устаревание образовательных стандартов; 4) стремление соответствовать западным образцам без учета особенностей российской образовательной парадигмы.
Именно в системе высшего образования должна быть использована модель, при которой сохраняется все самое лучшее, что было наработано предыдущими поколениями в сочетании с современными образовательными достижениями. Путем подобного сочетания российское высшее образование сможет вернуться в лидеры образовательной системы мира.
Сибирский федеральный университет, несмотря на чуть более десятилетнюю историю своего существования, смог стать вузом, который считается образцом по многим показателям для других высших учебных заведений. Это касается как обеспечения учебно-образовательной деятельности, так и наличия многочисленных программ для всестороннего развития личности, в данном случае - студента. Именно поэтому тщательное изучение развития и деятельности данного вуза, как крупного структурного элемента системы современного российского высшего образования, позволяет дать оценку его состояния, выявить проблемы, характерные для учебных заведений такого статуса.
Несмотря на благополучные результаты многолетней работы, а также тот факт, что СФУ фигурирует в различных образовательных рейтингах, вуз столкнулся с рядом проблем: 1) недостаточное внимание к специальностям гуманитарного профиля, при том что вуз такого типа предусматривает широкий спектр направлений развития; 2) не решена проблема устаревшего
оборудования, а также некоторые части кампуса требуют перестройки; 3) происходит ограничение государственного финансирования и увеличение оплаты обучения при уменьшении бюджетных мест; 4) рост престижа университета в Сибирском федеральном округе повлек за собой увеличение количества студентов, не стремящихся в дальнейшем к работе по выбранной специальности т. е. существует недостаточная заинтересованность студентов университетом, другими словами, проблема мотивации студентов; 5) несмотря на стремление университета ориентироваться на западные стандарты образования, выпускникам вуза все также сложно конкурировать с выпускниками других вузов ведущих стран; 6) по прошествии 10-ти лет с момента масштабной реорганизации, институты - составные части университета, различаются между собой по многим пунктам, в том числе статусу, т.е. существует проблема неравномерного развития элементов университета.
Безусловно, при имеющихся сегодня внутренних проблемах, СФУ на протяжении всех лет своего существования приобрел и преимущества: это развитие сетевых образовательных программ, прежде всего магистерских; заметное увеличение иностранных студентов; проведение мероприятий и конференций с привлечением зарубежных учёных и специалистов; открытие новых институтов; увеличение количества международных грантовых программ для студентов, магистрантов и аспирантов; увеличивающаяся с каждым годом материальная база. Стоит упомянуть и предстоящее грандиозное спортивное событие - зимнюю Универсиаду 2019 г., центром студенческой активности которой стал СФУ.
Что касается системы высшего образования РФ в целом, то при всех положительных изменениях, произошедших с 1990-х гг., сохраняется ряд существенных проблем: 1) недостаточное для достойного существования высшего образования государственное финансирование; 2) низкая оплата труда преподавателей вузов в большинстве регионов РФ; 3) быстрое устаревание образовательных стандартов; 4) стремление соответствовать западным образцам без учета особенностей российской образовательной парадигмы.
Именно в системе высшего образования должна быть использована модель, при которой сохраняется все самое лучшее, что было наработано предыдущими поколениями в сочетании с современными образовательными достижениями. Путем подобного сочетания российское высшее образование сможет вернуться в лидеры образовательной системы мира.
Подобные работы
- МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВУЗОВ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА ЗА 2003-2013 ГОДАХ(НА ПРИМЕРЕ СФУ)
Магистерская диссертация, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2024 - Совершенствование имиджа как фактор конкурентоспособности высшего учебного заведения,на материалах ФГАОУ ВО «СФУ» ТЭИ
Главы к дипломным работам, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2016 - Развитие школьного образования в Красноярском крае в 1991-2016гг.
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Эколого-ориентированная реновация жилых территорий (на примере жилой территории г. Красноярска в границах улиц им. Академика Вавилова, Семафорной, переулка Якорный, проспекта им. газеты «Красноярский рабочий»)
Магистерская диссертация, архитектура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ЖЕНСКОГО ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА СИБИРИ 2010-Х И 2020-Х ГОДОВ (НА ПРИМЕРЕ ЭКСПОЗИЦИЙ МУЗЕЙНОГО ЦЕНТРА «ПЛОЩАДЬ МИРА»)
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2023 - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВИРТУАЛЬНЫХ КАРТИННЫХ ГАЛЕРЕЙ В ОПЫТЕ МУЗЕЕВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В РОССИИ
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2023 - ТРИЗ-ПЕДАГОГИКА КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2022 - РЕКЛАМНАЯ КАМПАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ: ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СРЕДСТВАМИ НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЫ
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ВЛИЯНИЕ ПРОЕКТНО-ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016



