Введение 5
1 Теоретические основы организации учебного процесса по дисциплине «Общая
психология» 9
1.1 Специфика дисциплины «Общая психология» 9
1.2 Педагогические технологии для преподавания дисциплины «Общая
психология» 11
2 Обоснование и разработка учебно -методического обеспечения дисциплины
«Общая психология» 31
2.1 Основные понятия и сущность учебно-методического обеспечения учебного
процесса. 31
2.2 Конструктивно-содержательный этап разработки учебно -методического
обеспечения дисциплины «Общая психология» 34
2.3 Конструктивно-операциональный этап разработки учебно -методического
обеспечения дисциплины «Общая психология» 40
2.3.1 Учебно-методическое обеспечение лекционных занятий 40
2.3.2 Учебно-методическое обеспечение практических занятий 44
2.3.3 Учебно -методическое обеспечение контроля уровня освоения
студентами содержания дисциплины 46
2.4 Конструктивно-материальный этап разработки учебно -методического
обеспечения дисциплины «Общая психология» 48
2.4.1 Теоретические основы разработки педагогических программных средств 48
2.4.2 Педагогическое обоснование и описание электронного обучающего курса «Общая психология» 56
3 Апробация и экспертиза электронного обучающего курса «Общая психология» 80
3.1 Программа апробации и экспертизы 80
3.2 Результаты апробации и экспертизы 82
Заключение 97
Список использованных источников 104
Приложение
В настоящее время актуализируется проблема повышения качества образовательной деятельности, в связи с чем выдвигаются новые требования к профессиональной подготовке специалистов, в том числе, и к будущим педагогам, что обеспечивает существенные изменения в педагогической теории и практике учебно-образовательного процесса.
Анализируя Федеральный закон РФ «Об образовании», в частности статью 48 (Обязанности и ответственность педагогических работников), в которой говорится о том, что «Педагогические работники обязаны: осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой; применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания»; статью 69 (Высшее образование), в которой говорится о том, что «Высшее образование имеет целью... удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, ...», можно сделать вывод, что именно ВУЗ призван развивать личность обучаемого и удовлетворять его потребности в знаниях, осуществляя это путем использования в учебном процессе учебно-методического обеспечения, соответствующего современным требованиям и техническим возможностям.
Существенные изменения российского образования можно проследить, анализируя Концепцию долгосрочного социально -экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в которой говорится о необходимости перехода «... от системы массового образования. к непрерывному индивидуализированному образованию, характерному для инновационной социально ориентированной экономики».
В концепции Федеральной целевой программы «Научные и научно - педагогические кадры инновационной России» на 2014-2020 годы, отмечается, что «. обеспечение национальной науки, высшего образования и экономики Российской Федерации высокопрофессиональными кадрами . необходимо . в целях долгосрочного социально -экономического развития государства», для подготовки таких кадров необходимо использовать в учебном процессе современные технологии, которые способствовали бы его эффективности.
Таким образом, многие нормативно -правовые документы, прямо или косвенно, рассматривают возможности для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий.
Использование в образовательном процессе информационных и телекоммуникационных технологий, компьютерных обучающих программ, мультимедийных средств обучения, которые способствуют созданию единого информационного пространства, повышению доступности и эффективности образования, связано с процессом информатизации. Постоянное увеличение объема информации, ее скоротечное устаревание и ограниченность учебного времени обуславливают необходимость модернизации процесса обучения:
разработки и внедрения в систему образования современных информационных систем и программных продуктов, с целью повышения качества образования.
Задача современных высших учебных заведений заключается в создании условий для развития мобильной личности, способной быстро адаптироваться в динамичной среде. Достижение этой цели зависит от содержания образования, то есть от того, как поставлен процесс овладения знаниями, умениями и навыками.
Организацией учебного процесса в ВУЗе занимались такие ученые, как В.А. Сластёнин, Г.К. Селевко, В.П. Беспалько, В.Д. Симоненко и др. На разработку учебно-методического обеспечения учебного процесса были направлены труды П.И Образцова, К.В. Хомутовой, В. С. Леднева, В.В. Серикова и др.
Активное и целенаправленное применение в образовательном процессе технологий, соответствующих современным техническим возможностям, дидактическим требованиям и принципам, позволяет не только по -новому взглянуть на педагогический процесс, но и дает основания для его обновления. Осуществляться это может при использовании возможностей средств обучения нового поколения, которые как по количественному составу, так и по возможностям несоизмеримо богаче и разнообразнее традиционных. Одним из таких средств являются педагогические программные средства, которые позволяют разнообразить способы обучения и индивидуализировать их; использование различных видов подачи информации способствует повышению интереса к учебному процессу, а также пониманию сложно структурированного учебного материала и высокой прочности его усвоения.
Проблемой внедрения и развития информационных технологий, в том числе педагогических программных средств, в образование занимались многие отечественные ученые такие, как Н.Н. Горлушкина, Д.В. Кухтин, Г.Ю. Ксензова, Л. В. Луцевич и многие другие.
В нашей стране и за рубежом разработано большое число электронных обучающих курсов, но тем не менее, существует нехватка электронных образовательных ресурсов, связанных с психологической подготовкой выпускников педагогических вузов. Педагог обязан уметь решать проблемные психолого -педагогические ситуации и понимать причины возникновения таких ситуаций. Одной из дисциплин, призванных решать задачи психологической подготовки студентов педагогических направлений в соответствии с компетенциями, представленными в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО) является «Общая психология». Умение пользоваться методами исследования и диагностики индивидуальных особенностей человека, устанавливать и развивать межличностные отношения, а также владение приемами сознательной организации интеллектуальной деятельности значительно способствует успешности в деятельности будущего педагога.
После анализа представленного в свободном доступе в сети Интернет учебно-методического обеспечения дисциплины «Общая психология» были выделены следующие проблемы: излишняя теоретизация практических занятий по дисциплине, ведущая к получению абстрактных и формальных знаний, а не опыта; отсутствие связи с получаемой профессией. Исходя из этого, учебно¬методическое обеспечение данной дисциплины нуждается в доработке, в т.ч., в создании качественных электронно-обучающих курсов, способных решить эти проблемы.
Создание электронных курсов способствует развитию интеллектуального потенциала обучаемого, формированию умений самостоятельно приобретать знания, а также способствует развитию широкого ряда компетенций, что является показателем конкурентоспособности любого специалиста в современном мире.
Требования к разработке электронных курсов и организации электронного обучения рассмотрены в работах Н.Н Горлушкиной, Б.С. Гершунского, Д.В. Кухтина и др.
Актуальность решения проблемы, вызванной отсутствием соответствующего, отвечающего современным требованиям учебно-методического обеспечения учебного процесса, обусловила выбор темы исследования.
Исходя из вышесказанного, была сформулирована тема исследования: «Разработка учебно -методического обеспечения дисциплины «Общая психология».
В соответствии с темой определена цель исследования: разработать учебно-методическое обеспечение дисциплины «Общая психология».
Объект исследования: учебный процесс по дисциплине «Общая психология».
Предмет исследования: учебно -методическое обеспечение дисциплины «Общая психология».
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили следующие задачи:
1) Раскрыть специфику дисциплины «Общая психология».
2) Выявить педагогические технологии для преподавания дисциплины.
3) Обосновать учебно -методическое обеспечение дисциплины «Общая психология».
4) Разработать учебно -методическое обеспечение по дисциплине «Общая психология».
5) Провести апробацию и экспертизу электронного обучающего курса «Общая психология».
Для решения задач исследования нами были использованы следующие методы:
- анализ педагогической литературы по вопросам разработки учебно-методического обеспечения учебной дисциплины;
- анализ литературы по вопросам разработки педагогических программных средств;
- анализ научной литературы по методике преподавания психологических дисциплин в высшей школе;
- анализ федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и учебного плана подготовки бакалавров по направлению 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), рабочих программ, учебников и учебных пособий по общей психологии;
- педагогический эксперимент, анкетирование, метод экспертных оценок.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, содержащих выводы, заключения, списка использованных источников и 5 приложений. Список использованных источников включает в себя 40 изданий. В работе содержится 7 таблиц и 66 рисунков. Общий объём работы без учёта приложений составляет 106 страниц.
Целью выпускной квалификационной работы являлась разработка учебно¬методического обеспечения дисциплины « Общая психология».
Для достижения цели исследования были решены следующие задачи:
1) Охарактеризована специфика дисциплины «Общая психология». Общая психология - дисциплина, направленная на формирование системы психологических знаний о сущности и закономерностях развития личности и формирование психолого -педагогической компетентности.
Специфика дисциплины «Общая психология» заключается в её цели, задачах, требованиях к уровню знаний, умений и навыков студентов, компетенциях, формированию которых должно способствовать изучение дисциплины.
Целью преподавания дисциплины является:
- формирование системы психологических знаний о сущности и закономерностях развития личности, необходимых для будущей профессиональной деятельности студентов;
Формируемые компетенции:
Общепрофессионалъные компетенции (ОПК): Готовность моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально - педагогических задач (ОПК 8).
Профессиональные компетенции (ПК): Способность развивать профессионально важные и значимые качества личности будущего рабочего, служащих и специалистов среднего звена (ПК 2); Готовность к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности рабочего, служащих и специалистов среднего звена (ПК 8).
Формируемые при изучении дисциплины компетенции, являются ключевыми моментами при определении педагогических и информационных технологий для преподавания дисциплины «Общая психология».
2) Выявлены педагогические технологии, которые целесообразно использовать в преподавании дисциплины.
В ходе анализа педагогической литературы мы рассмотрели разные подходы к определению понятия педагогической технологии. За основное в работе принято определение Сластенина В.А., который рассматривает педагогическую технологию, как упорядоченную совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса.
Были рассмотрены классификации педагогических технологий (В.П. Беспалько, Г.Ю. Ксензовой, Г.К. Селевко). За основную в работе была принята классификация Селевко Г.К. Сопоставив компетенции, формированию которых должно способствовать изучение дисциплины «Общая психология», и классификацию педагогических технологий по Селевко Г.К., мы пришли к выводу, что в процессе преподавания дисциплины целесообразным будет применение технологий проблемного, проектного и игрового обучения, а также кейс-технологий, коллективного способа обучения и тренинговых технологий.
Достоинства проблемного обучения состоят в том, что развивается и мышление, и способности обучаемых. Усвоенные знания, умения, добытые в ходе самостоятельного решения проблемы, более прочные, чем полученные при традиционном обучении. Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие»: обучаемый должен сам открыть явление, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.
При использовании в учебном процессе такого способа обучения, воспитывается личность, умеющая ставить и разрешать нестандартные проблемы, повышается стрессоустойчивость, контактность и адаптационная мобильность личности, т.е. те качества, которыми необходимо обладать современному педагогу. Таким образом, при применении технологии проблемного обучения у обучаемых формируются такие качества и способности личности, как: способность регулировать свое поведение, лабильность, обучаемость, умение самостоятельно принимать решения, творческие способности, креативность, организаторские и коммуникативные способности, которые являются основой для моделирования стратегии и технологии общения (ОПК 8) и для диагностики и прогнозирования развития личности рабочего, служащих и специалистов среднего звена профессиональной компетенции (ПК 8).
Проектное обучение ориентировано на самостоятельную деятельность обучаемых (индивидуальную, парную, групповую) в ходе которой создаётся продукт, обладающий субъективной или объективной новизной, и имеющий практическую значимость. В данной технологии создаются условия для развития и самореализации обучаемого, через накопление индивидуального опыта и совершенствование своих способностей, в том числе и организаторских.
При использовании метода проектов у обучающихся формируются такие качества и способности, как: контактность, работа в команде, исполнительность, ответственность, уверенность в себе, обучаемость, гибкость мышления, прогнозирование, дальновидность, аналитические способности, мотивация, которые являются основой для формирования способности диагностировать и прогнозировать развитие личности рабочего и служащих (ПК 8), и способности развивать профессионально важные и значимые качества личности будущего рабочего, служащих и специалистов среднего звена (ПК 2).
Применение технологии игрового обучения - это эффектное средство активизации обучаемых, способное вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение. По отношению к познавательной деятельности, такой метод требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, устремленность.
Применение в учебном процессе такой технологии способствует формированию у обучаемых следующих качеств и способностей: контактность, неконфликтность, уравновешенность, стрессоустойчивость, самоконтроль, способность регулировать свое поведение, уверенность в себе, лабильность, умение управлять временем, умение убеждать, что является составляющими общепрофессиональной компетенции 8 (Готовность моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально¬педагогических задач).
Кейс-технологии представляют собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач. Они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога. Данный метод обучения, предназначен для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией - осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей - навыки групповой работы. Данная технология помогает повысить интерес обучаемых к изучаемому предмету, развивает у студентов такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли, самостоятельность, инициативность, способности принимать решения, быстро адаптироваться к новым условиям, тем самым формируется готовность моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач (ОПК 8).
Коллективный способ обучения (КСО) - это такая форма организации занятий, где каждый по очереди работает с каждым, выполняя то роль обучаемого, то обучающего. Коллективный способ обучения делает занятие более интересным, живым, активизируют мыслительную деятельность обучаемых, формирует и развивает их мотивацию в сотрудничестве, повышает ответственность обучаемых, создаёт условия живого общения, тем самым развивая контактность обучаемых. Всё это работает на развитие общепрофессиональной компетенции 8 (Готовность моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач).
Тренинговые технологии подразумевают целенаправленные, систематические действия по отработке одного или нескольких видов учебной деятельности. При применении данного вида технологий на практике у обучающихся развиваются коммуникативные компетенции, а также такие личностные качества, как обучаемость, контактность, гибкость мышления, организованность, уверенность в себе, стрессоустойчивость, креативность. Профессиональные компетенции формируются в условиях приближенным к реальным ситуациям в ходе будущей профессиональной деятельности, в которых обучающемся приходится проявлять профессиональные знания и умения.
Таким образом, все приведенные технологии обучения активно влияют на развитие у обучаемых тех качеств и способностей, которые составляют основу для формирования компетенций, соответствующих дисциплине, и их целесообразно применять для преподавания дисциплины «Общая психология».
Возможности рассмотренных педагогических технологий значительно расширяются при их совместном использовании с информационными технологиями. Информационные технологии позволяют наиболее полно реализовать возможности, заложенные в традиционных и инновационных педагогических технологиях; обеспечивают индивидуализацию,
дифференциацию и интенсификацию профессионального обучения.
Внедрение ИТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения занятий, увеличить привлекательность изучаемого материала, путем разнообразия видов учебной деятельности, форм подачи материала, что обеспечивает лучшее и более глубокое понимание материала; позволяет развить такие личностные качества обучаемых, как способность к самообразованию, самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, творческие способности, привить обучаемому навыки работы с современными технологиями, что способствует его адаптации к быстро изменяющимся социальным условиям для успешной реализации своих профессиональных задач.
3) Рассмотрены теоретические основы разработки учебно -методического обеспечения учебной дисциплины.
В результате анализа педагогической литературы была раскрыта сущность понятия «учебно-методическое обеспечение учебного процесса». Учебно¬методическое обеспечение дисциплины (УМО) — совокупность учебно - методических материалов, способствующих достижению обучающимися планируемых результатов освоения образовательной программы высшего образования.
Основополагающими нормативно-методические документами, определяющими содержание учебной дисциплины являются: Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ высшего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию; и учебный план для данной специальности или направления подготовки, в котором указаны последовательность изучения дисциплин, фонд учебного времени для каждой дисциплины, распределение его по видам учебной работы, формы промежуточного и итогового контроля знаний студентов.
На основе этих документов создаются рабочие программы - нормативные документы (локальный нормативный акт высшего учреждения (организации)), определяющие содержание, объем, структуру учебного процесса по изучению конкретной учебной дисциплины.
4) Было разработано учебно-методическое обеспечение дисциплины «Общая психология».
Разработка учебно-методического обеспечения включала в себя три этапа:
- Конструктивно - содержательный этап, который состоял в разработке рабочей программы дисциплины, определяющей её содержание.
- Конструктивно - операциональный этап, который состоял в разработке учебно-методического обеспечения лекционных (18 часов) и практических занятий (18 часов), а также проведения контроля уровня освоения студентами содержания дисциплины.
- Конструктивно - материальный этап, который состоял в разработке электронного обучающего курса «Общая психология».
В работе были проанализированы теоретические основы разработки педагогических программных средств. За основное определение понятия педагогических программных средств мы взяли трактовку Кухтина Д.В., который рассматривал их как отдельные программы и программные комплексы, предназначенные для применения в процессе изучения образовательной дисциплины.
Проанализировав различные классификации педагогических программных средств, за основную мы приняли классификацию Горлушкиной Н.Н., в соответствии с которой, разработанный электронный курс «Общая психология» по целевому назначению является: демонстрационным, формирующим (формирует знания: информационно -справочные, поисковые; формирует умения: генераторы задания; формирует навыки: игровые программы), контролирующим (тестирующим: совокупность алгоритмов и программ для поддержки компьютерного тестирования в конкретной учебной дисциплине; организующие самоконтроль).
По функциональному строению: нелинейным (комбинированные - включают в себя фрагменты линейного, разветвленного, адаптивного программирования).
По степени активности обучаемого: активным (позволяет обучаемому самому задавать вопросы, а вопросы, задаваемые компьютером, могут меняться в зависимости от учебных целей).
Были определены методические цели и задачи электронного курса «Общая психология».
Электронный обучающий курс (ЭОК) представляет собой ресурс, содержащий комплекс учебно - методических материалов, реализованных в информационной обучающей системе.
Электронный курс разработан в системе дистанционного обучения «Moodle» СФУ. Режим доступа: https://e.sfu-kras.ru/course/view.php?id=2966.
Moodle - представляет собой систему управления содержимым сайта, специально разработанную для создания качественных online - курсов преподавателями. Система поддерживает обмен файлами любых форматов - как между преподавателем и студентами, так и между самими студентами.
Курс разрабатывался с учётом дидактических принципов, а именно:
- научности содержания;
- доступности;
- адаптивности;
- систематичности и последовательности обучения;
- компьютерной визуализации учебной информации;
- сознательности обучения, самостоятельности и активизации деятельности обучаемого;
- прочности усвоения результатов обучения;
- интерактивного диалога;
- развития интеллектуального потенциала;
- суггестивной обратной связи.
В ходе разработки электронного курса были учтены основные принципы, которых необходимо придерживаться при разработке ППС:
- учёт психофизиологических особенностей обучаемых;
- психологическая и педагогическая эргономичность;
- учёт технических возможностей;
- функциональная полнота;
- приоритетность стратегии обучения;
- мотивационная и активностная обеспеченность;
- универсальность применения;
- принцип модульности построения.
Разработанный электронный курс состоит из десяти модулей. В работе мы подробно рассмотрели структуру курса, которая включает основные блоки:
- информационно-справочный блок, содержащий основную
теоретическую информацию: лекции в различных форматах, которые также можно скачать, гиперссылки на внешние ресурсы (в т.ч. видеофрагменты), интерактивные лекции, а также элемент чат;
- блок диагностики, включающий контроль знаний и обработку результатов, представленный в виде практических заданий, встроенными тестами с автоматической проверкой результатов, а также онлайн тестами, созданными с помощью GoogleForms, кроссвордом;
- блок управления обучением, представляет собой нулевой модуль,
содержащий основную информацию о работе с курсом: рабочую программу дисциплины, методические рекомендации по работе с курсом, описание курса, новостной форум, раздел помощи, целеполагание, глоссарий, практические задания со сроком сдачи. Блок управления обучением содержит также встроенные элементы Moodle такие, как: «Индикатор выполнения»;
«Календарь»; «Предстоящие события»; «Навигация»; «Обратная связь» и «Случайная запись из глоссария».
Был разработан педагогический и технологический сценарий курса.
5) Проведена апробация и экспертиза электронного курса.
В процессе преподавания дисциплины «Общая психология» на 2-ом курсе направления подготовки «Профессиональное обучение» (информатика и вычислительная техника) на лекционных, практических и итоговых занятиях вводилось новое средство обучения, а именно разработанный электронный обучающий курс.
экспертных оценок. В создании оценочного листа оценки электронного курса были использованы адаптированные критерии оценки эффективности электронных курсов, разработанные в Калифорнийском государственном университете, Чико, США.
В рамках опытно-экспериментальной работы участвовало 5 человек: доцент кафедры СОТ ИПИС и специалисты отдела информатизации учебного управления ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет».
Общая оценка электронного курса составила 4,31 балла из 5 возможных, таким образом, результаты экспертной оценки доказывают, что электронный курс удовлетворяет адаптированным критериям оценки эффективности электронных курсов, разработанным в Калифорнийском государственном университете, Чико, США (www.smart-edu.com).
Исходя из результатов апробации и экспертизы, можно сделать вывод о том, что электронный курс "Общая психология" удовлетворяет дидактическим принципам, основным принципам и основным требованиям к разработке педагогических программных средств.
Таким образом, в ходе теоретической и эмпирической работы задачи исследования были решены, поставленная цель была достигнута.
1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]: - Режим доступа: ййр://минобрнауки.рф
2 Распоряжение Правительства РФ «О Концепции долгосрочного социально -экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с "Концепцией долгосрочного социально -экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") от 17.11.2008 N 1662¬р (ред. от 10.02.2017)
3 Постановление Правительства РФ "О федеральной целевой программе "Научные и научно -педагогические кадры инновационной России" на 2014 - 2020 годы и внесении изменений в федеральную целевую программу "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы" от 21.05.2013 N 424 (ред. от 23.10.2014)
4 Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. - Москва: Народное образование, 2005. - 556 с.
5 Симоненко, В. Д. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие / под ред. В.Д. Симоненко. - Москва: Вентана - Граф, 2006. - 368 с.
6 Сластенин, В. А. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - lie изд., стер. - Москва: Издательский центр «Академия», 2012. - 608 с
7 Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем [Электронный ресурс]: -Режим доступа: http ://pedlib. ru/Books/1/0157/1_015 7-1. shtml
8 Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://studopedia.net/11_91585_bespalko-vp-slagaemie- pedagogicheskoy-tehnologii--s-.html.
9 Ксензова, Г. Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников, Педагогическое общество России, 2008. - 128 с.
10 Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления. - Москва: НИИ Школьных технологий, 2005. - 288 с.
11 Вишнякова, С. М. Профессиональное образование словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика [Электронный ресурс ]: - Режим доступа: http://didacts.ru/dictionary/1057
12 Дьяченко, В. К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. - Москва: Народное образование, 2004. - 352 с.
13 Читаева, Ю. А. Педагогические технологии формирования ключевых компетенций учащихся профессиональных школ [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http s ://sup erinf. ru/view_helpstud .php?id=2189
14 Гук, М. Ю. Аппаратные средства IBM PC. Энциклопедия, 3-е изд. - СПб: Питер, 2010. - 1072 с.
15 Конт-Спонвиль, А. Философский словарь. - Москва: Палимпсест, Издательство «Этерна», 2012. - 1120 с.
16 Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и выражений. - Москва: Оникс-ЛИТ, 2012. - 1376 с.
17 Образцов, П. И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. [Электронный ресурс ]: - Режим доступа: http://www.ict.edu.ru/ft/004104//index.html
18 Хомутова, К. В. Информационно -методическое обеспечение деятельности детских общественных объединений: дис. ... канд. пед. наук : 13. 00.02 / Хомутова Клавдия Васильевна. - Кострома: Костром. гос. ун-т им. НА. Некрасова, 2011. - 253 с.
19 Требования к учебно -методическому обеспечению дисциплин (модулей) на русском и иностранном языках ФГАОУ ВО «Сибирский федерльный университет», 2016. - 29 с. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://about. sfu-kras.ru/docs/9075/pdf/693627
20 Леднев, В. С. Структура содержания непрерывного образования и
учебные планы общеобразовательной школы: Временный государственный образовательный стандарт. [Электронный ресурс ]: - Режим доступа:
http ://bkblaex. hutt. ru/viewtopic . php?id=49
21 Федеральные государственные образовательные стандарты (от 01.03.2012) // Министерство образования и науки РФ. [Электронный ресурс] - Режим доступа: ййр://минобрнауки.рф/документы/336
22 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) 2015. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: www.osu.ru/docs/fgos/vo/bak_44.03.04.pdf
23 Чайка, В. М. Основы дидактики, - Киев: Академиздат, 2011. - 352 с.
24 Учебный план направления подготовки 44.03.04.18 Профессиональное обучение (по отраслям). - Год набора 2015.
25 Пидкасистый, П. И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей, - Москва: Педагогическое общество России, 2011. - 608 с.
26 Карандашев, В. Н. Методика преподавания психологии: учебник для бакалавров / В. Н. Карандашев. — 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2014. — 376 с.
27 Борцовская Н. В. Педагогика. Учебное пособие. - Спб.: Питер, 2011. - 304 с.
28 Скибицкий, Э. Г., Толстова И. Э., Шефель В. Г. Методика профессионального обучения. - Новосибирск: НГАУ, 2010. - 165 с.
29 Горлушкина, Н. Н. Педагогические программные средства / Учебное пособие. - СПб.: СПб ГИТМО (ТУ), 2012. - 152 с.
30 Кухтин, Д. В. Электронное обучение. [Электронный ресурс ]. - Режим доступа: http://hotline.ua/knigi/author/kuhtin_pv-232467/
31 Положение об электронных образовательных ресурсах ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» [Электронный ресурс]: 2013. - 12 с.
32 Луцевич, Л. В. Смешанное обучение - тренд дидактической парадигмы SMART-образования. - Минск: Народная асвета, 2015. - 39с.
33 Гершунский, Б. С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и
перспективы. [Электронный ресурс ]: - Режим доступа: http://hum.edu-
lib.net/pedagogika-psihologiya/gershunskiy-b-s-kompyuterizats iya-v-sfere- obrazovaniya-problemyi-i-perspektivyi-onlayn
34 Гафурова, Н. В., Чурилова Е. Ю. Педагогическое применение мультимедиа средств: учебное пособие. - 2-е изд. - Красноярск: Сиб. федер. ун¬т, 2015. - 202 с.
35 Белозубов, А. В., Николаев Д. Г. Система дистанционного обучения
Moodle. [Электронный ресурс]: - Режим доступа:
http ://www.twirpx. com/file/303699/
36 Маклаков, А. Г. Общая психология: Учебник для вузов.- СПб: Питер, 2016. - 582 с.
37 Котлярова, Э. В., Кушнер, И. Т., Овчинникова, М. Б., Панфилова, Е. А.
Практикум по психологии: Учеб. пособие, - Москва: МГУ имени А. А.
Кулешова, 2013. - 332 с.
38 Ефимова, Н. С. Основы общей психологии. - Москва: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 288с.
39 Марцинковская, Т. Д. Психология. Учебник. - Москва: Академия, 2012. - 332 с.
40 Марцинковская, Т. Д. Общая психология. Учебное пособие. Москва: Академия, 2014. - 382 с.