ВВЕДЕНИЕ 7
1. Литературный обзор 8
1.1 Культурно-историческое значение украшений 8
1.2 Этнофутуризм как развитие этнического стиля 13
1.3 Идея этнофутуризма через экологическое сознание современных
художников-индейцев Америки 18
2. Художественная часть 24
2.1 Выбор дизайнерского решения основываясь на геометрическом стиле
декорирования индейцев Ваура 24
2.2 Создание эскиза на основе семиотического подхода в выборе форм и
орнаментов 32
2.3 Выбор материалов и создание эскиза 36
2.3.1 Латунь свойства и характеристики сплава 40
2.3.2 Шпон из ясеня 43
3 Технологическая часть 47
3.1 Расчет необходимого количества сырья 47
3.1.1 Расчет шпонового листа 49
3.1.2 Расчет латунного листа 49
3.2 Технологический процесс изготовления 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
Бакалаврская работа «Проектирование художественного изделия и технологии изготовления кулона» основывается на разработке и изготовлении этнофутуристического кулона из дерева и металла, а именно латуни, шпона ясеня, а также кожи.
В первой части работы рассмотрен и изучен литературный обзор по проблеме. В ней рассматриваются украшения как артефакты культуры с точки зрения их символической и функциональной значимости в истории мировой культуры, рассмотрен стиль этнофутуризм, как вытекающий из этнического, в контексте современного искусства, разобраны этнофутуризм и идеология экологического сознания на примере индейских-художников.
Во второй части работы, художественной, описана идея этнического кулона с принципом геометрического символизма индейцев Ваура, в этой части разрабатывается композиционное и цветовое решение кулона, основываясь на этнических особенностях конкретного племени в рамках концепции этнофутуризма, т.е. осовременивая и делая актуальным.
В технологической части описывается пошаговая технология изготовления изделия. С рассчитанной трудоемкостью, количеством материалов, затраченных на изготовление.
В бакалаврской работе было выбрано композиционное решение и разработана технология изготовления этнофутуристического кулона из латуни Л63, шпона ясеня, кожи и декорированных перьев.
В данной работе был произведен литературный обзор, глубокий экскурс по стилю этнофутуризм, разбор основных принципов стиля на примере индейских художниках-ремесленниках, разработана концепция украшения, основанная на геометризме и природных материалах. В качестве изделия был выбран кулон и рассмотрена история данного украшения.
Для изготовления кулона был разработан эскиз, выбраны основные, вспомогательные материалы, также оборудование и инструменты, необходимые для создания изделия из металла. При разработке эскиза, для соблюдения геометризма, использовался семиотический подход, позволяющий внести ассоциативный ряд в украшение, в рамках идеи передать этническую особенность малочисленного народа. Проработана цветовая гамма.
Изучен материал для изготовления кулона, а именно - латунь: его физические и химические свойства.
Подробно описан и проиллюстрирован технологический процесс изготовления изделия. Подсчитана трудоемкость в часах (сколько было затрачено времени на изготовление работы).
1 Бауман 3. Спор о постмодернизме // Социологический журнал. - М., 1994. № 4. - С.73-74.
2 Бромлей, Ю. В. Этнические функции культуры // Этнознаковые функции культуры / сборник научных статей, Академия наук СССР / научный редактор Ю. В. Бромлей. - М.: Наука, 1991. - 224 с.
3 Жуковская П. И. Категории и символика традиционной культуры монголов. М., 1987. С. 8.
4 Жижилева, К. А. Из истории изучения льняной ткани, используемой на Южном Урале в середине XIX-XX века // Природное и культурное наследие Урала: материалы IV региональной научно-практической конференции / науч. ред. Н. Г. Апухтина; составители Н. А. Ваганова, Н. С. Рассказова. - Челябинск, 2006. - С. 177- 179.
5 Кузьменко С.Н, Бурчикова Е.А. Семиотика рекламы. Учебно-методическое пособие/ Сост. - Великий Новгород: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, 2006. - 68 с. 77
6 Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание. - М., 2001
7 Миллер Д. Ювелирные украшения. М., 2004. С. 39.
8 Моррис Ч. У. Основания теории знаков // Семиотика / под ред. Ю. С. Степанова. М., 1983. С. 18.
9 Никольская Т. М. Формирование навыков анализа произведений искусства посредством их восприятия // Научное обозрение. 2009. № 1. С. 128-129.
10 Окладникова Е.А. Традиционная культура коренного населения северной Америки. - СПб., 2003 г.
11 Сертакова И. Н. Категория красоты как средство культурной самоидентификации и перцепции в странах Востока (на примере Японии) // Аналитика культурологии. 2008. № 11. С. 119-123.
12 Соболева Е.С. Этнография в музеях Португалии XX в. // III Камоэнсовские чтения. Материалы международной научной конференции португалистов / под ред. М.А. Косарик, М. Феррейра Маркеш. М., 1998. С. 58¬61.
13 Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования в области мифопоэтического: избранное. М., 1995. С. 25.
14 Шибанов В.Л Кондратьева Н.В. Черты этнофутуризма и постмодернизма в современной удмуртской литературе // Удмуртская литература XX века направления и тенденции развития. - Ижевск, 1999. - С. 261.
15 Шрейдер Ю.А. Логика знаковых систем: Элементы семиотики. Изд.2-е. - М.:Едиториал УРСС, 2010. - 64 с.
16 Штайнен К. Среди первобытных народов Бразилии - Пер. со второго нем. изд. / К. Штейнен; Пер. Е. Галати; Предисл. М. Косвена. - 3-еизд. М:. Молодая гвардия, 1935. - 154 с.
17 Эмерсон Р. Нравственная философия. - М., 2001.