Введение 4
Глава 1. Теоретические и методологические основы исследования агрессивности в детском возрасте 8
1.1. Понятие «агрессии» и «агрессивности», виды агрессии 8
1.2 Особенности агрессивности детей старшего дошкольного
возраста, факторы и предпосылки возникновения агрессии 17
1.3 Коррекция агрессивности у старших дошкольников 33
1.4 Изотерапия как метод коррекции агрессивности у детей
старшего дошкольного возраста 41
Вывод по главе 1 46
Глава 2. Диагностика и коррекция агрессивности у детей
старшего дошкольного возраста в изотерапии 48
2.1. Организация эксперимента и методики исследования
агрессивности и агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста 48
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 53
2.3. Программа коррекции агрессивности у детей старшего
дошкольного возраста в игровой деятельности 67
2.4. Анализ результатов контрольного эксперимента программы
коррекции 70
Вывод по главе 2 88
Заключение 90
Библиографический список 95
Приложение
Актуальность: детская агрессивность является очень значимой темой психологии, так как повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти явления, их предотвращение, коррекцию. Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей, это абсолютно нормальное и даже необходимое проявление. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. Возникновение конфликтных ситуаций в процессе общения детей друг с другом часто приводит к тому, что ребенок, неадекватно реагирующий в такой ситуации, часто оказывается в изоляции от коллектива, что препятствует полноценному развитию его личности. Агрессивное поведение влияет на самочувствие ребенка, на самочувствие окружающих его сверстников и взрослых, а также на познавательные и творческие способности ребенка.
Если ребенок не научится сдерживать и регулировать свою природную агрессию, это может стать причиной серьезных проблем в его дальнейшей жизни. В психологии проблема агрессии имеет свою историю. Некоторые ее аспекты рассматриваются в работах отечественных ученых - П.П. Блонского, Л.С. Выготского. Однако основная заслуга в выдвижении проблемы человеческой агрессии в качестве специального предмета научного психологического анализа принадлежит 3. Фрейду и психоанализу в целом. В настоящее время изучение агрессии проводится в русле всех основных традиционных направлений в психологии и в педагогике. В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. К числу ученых, проводивших исследования в области изучения агрессии у детей дошкольного возраста, можно отнести Р. Бэрона, А. Берковитца, А. Бандуру, А. Реана, Д. Ричардсона, С.Л. Колосову, Т.П. Смирнову, И.А. Фурманова.
Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные меры. Наиболее пристального внимания требуют дети 6 — 7 лет, так как, согласно закономерностям формирования личности, склонность к агрессивным действиям на данном возрастом этапе служит показателем нарушений механизмов социализации и дальнейшего неблагоприятного прогноза развития. Вместе с тем изучение литературы по теме исследования позволяет отметить, что отечественная психология долгое время игнорировала наличие в обществе детской агрессивности, следствием этого является то, что родители, педагоги, психологи детских учреждений испытывают определенный дефицит сведений, связанных с пониманием сущности агрессии, и знаний о способах профилактики и коррекции агрессивного поведения.
В качестве наиболее приемлемого и эффективного психотерапевтического средства в работе с детьми старшего дошкольного возраста многие ученые - А.В. Запорожец, Е.И. Игнатьев, В.С. Кузин, Б.М. Йеменский, Н.П. Сакулина, Б. Джефферсон, Э. Крамер, В. Лоунфельд, У. Ламберт и другие, упоминают о роли изобразительного искусства. Использование различных упражнений и методик изобразительной деятельности, как терапевтического фактора, по мнению этих авторов, вполне доступно, для коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Исходя из актуальности обозначенных проблем, мы определили:
Объект исследования: агрессивность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: изотерапия как средство коррекции агрессивности детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: коррекция агрессивности у детей старшего дошкольного возраста средствами изотерапии.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, раскрывая роль изотерапии как метода коррекции агрессивности детей старшего дошкольного возраста.
2. Осуществить отбор методов диагностики, направленных на выявление уровня агрессивности и у детей старшего дошкольного возраста. Исследовать уровень агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить возможности коррекции используемых упражнений, направленных на снижение уровня агрессивности.
Гипотеза: мы предполагаем, что агрессивность детей старшего дошкольного возраста имеет свои особенности, а изобразительная деятельность является эффективным методом коррекции агрессивности старших дошкольников, способствующим развитию адаптивных навыков, совершенствованию способов взаимодействия с окружающим миром.
Теоретической и методолгической основой исследования являются: принцип единства деятельности и сознания, принцип развития, принцип единства диагностики, коррекции и развития, а также работы по агрессии П.П.Блонского, Л.С.Выготского, З.Фрейда, Р.Бэрона, А.Берковитца,
A. Бандуры, А.Реана, Д.Ричардсона, С.Л.Колосова; по теории и методике
B. Е. Фолке, Т.В. Келлер, Р.Б. Хайкин, М.Е. Бурно.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях агрессивности и агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, о влиянии изобразительного искусства и рисунка на уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: теоретический анализ по теме исследования, составление библиографии, конспектирование и цитирование психолого-педагогической литературы.
2. Эмпирические методы: анкета для воспитателей «Признаки агрессивности», рекомендованная Научно-методической комиссией Министерства образования Украины (Т.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко); методика «Тест руки» Э. Вагнера; методика «Несуществующее животное», разработана М.З. Дукаревич в 1985г.
3. Математические методы: обработка результатов, регистрация и ранжирование.
Выполнена выпускная квалификационная работа, состоящая из: введения, 2-х глав, заключения, списка литературы, приложения
Анализ литературных источников позволяет утверждать, что в настоящее время агрессивное поведение детей является одной из наиболее острых проблем для педагогов, психологов и общества в целом. В последние годы научный интерес к данной проблеме существенно возрос. К числу ученых, проводивших исследования в области изучения агрессии у детей дошкольного возраста, можно отнести Р. Бэрона, А. Берковитца, А. Бандуру, А. Реана, Д. Ричардсона, С.Л. Колосову, Т.П. Смирнову, И.А. Фурманова.
Ученые считают, что особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные меры. Особого внимания требуют дети 6-7 лет, так как, согласно закономерностям формирования личности, склонность к агрессивным действиям на данном возрастом этапе служит показателем нарушений механизмов социализации и дальнейшего неблагоприятного прогноза развития.
В качестве наиболее приемлемого и эффективного психотерапевтического средства в работе с детьми старшего дошкольного возраста многие ученые - Медведева Е.А., Левченко Е.Ю., Смирнова Е.О., 3. Фрейд и другие упоминают изобразительное искусство, однако в литературе не встретились конкретные практические разработки использования данной технологии для коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Отсюда цель: исследовать изобразительную деятельность как метод коррекции агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.
Мы предположили, что агрессивность детей старшего дошкольного возраста имеет свои особенности, а изобразительная деятельность является эффективным средством коррекции агрессивности у старших дошкольников как метод, основанный на принципе «расширения спектра альтернативных реакций», способствующий развитию адаптивных навыков, совершенствованию способов взаимодействия с окружающим миром, развитию эмпатии. Поэтому специально организованные упражнения, направленные на снижение уровня агрессии и формирование навыков конструктивного взаимодействия, будут способствовать снижению уровня агрессивности.
Для подтверждения данной гипотезы был проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы, в котором рассмотрены такие вопросы как понятие «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение», виды агрессии, особенности агрессивного поведения детей, факторы и предпосылки возникновения агрессии у детей, коррекция агрессивного поведения у старших дошкольников, раскрыта роль изобразительного искусства как метода коррекции агрессивного поведения у детей. Анализ литературы показал, что эффективным средством коррекции агрессивности и агрессивного поведения в работе с детьми старшего дошкольного возраста является изобразительная деятельность, яркие образы, четкая моральная ориентация, явления и поступки, доступные пониманию дошкольника, вызывающие интерес. Особенности восприятия рисунка ребенком старшего дошкольного возраста, как и методология изобразительной деятельности, позволяют работать как в одном направлении, так и комбинировать формы работы, сочетая множество приемов. Это способствует разнообразию занятий и дает возможность корректировать различные формы агрессивного поведения.
На первом этапе эмпирического исследование, в котором приняли участие 30 детей (6-7 лет) была проведена диагностическая работа по выявлению уровня агрессивности и агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста. В работе использовались апробированные методики: методика «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ), М.З. Друзкевич, методика «Тест Руки», Э. Вагнера, метод наблюдения под ред. А.Реана, анкета для родителей Т.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко.
Результаты констатирующего эксперимента указали на необходимость проведения специально организованной коррекционно-развивающей работы. С детьми экспериментальной группы была организованна работа по коррекции агрессивного поведения, сформирована группа из 15 человек, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении, в отношении детей контрольной группы никаких дополнительных воздействий не осуществлялось.
Исходя из анализа литературы и согласно гипотезе о том, что изобразительная деятельность является эффективным средством коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников, формирующий эксперимент заключался:
- в составлении и осуществлении на практике серии упражнений, направленных на снижение уровня агрессии и формирование навыков конструктивного взаимодействия;
- в работе с родителями детей и педагогами.
Коррекционная работа проводилась в четырех направлениях:
1. обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;
2. обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях;
3. отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;
4. формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям.
По завершении формирующего эксперимента, с целью отслеживания динамики изменения уровня агрессивности и агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста и оценки эффективности коррекционной работы, была проведена повторная диагностика, как в экспериментальной, так и в контрольной группе. В результате проведения контрольного эксперимента, данные об уровне агрессивности и агрессивного поведения у детей показали, что в экспериментальной группе произошло снижение доли детей, имеющих высокие показатели уровня агрессивности на 20%, детей имеющих средние показатели агрессивности на 7%. На 27% увеличилось число детей, имеющих низкий уровень агрессивности. В экспериментальной группе произошло снижение доли детей, имеющих высокие показатели уровня агрессивного поведения на 20%, детей имеющих средние показатели агрессивного поведения на 14%. На 34% увеличилось число детей, имеющих низкий уровень агрессивного поведения. Данные контрольного эксперимента показали преобладание среднего и низкого уровня агрессивности и агрессивного поведения у детей экспериментальной группы детей.
Сравнение результатов констатирующего и контрольного эксперимента показывает, что в контрольной группе доля детей с высокими показателями уровня агрессивного поведения не уменьшилась. Несколько возросла доля детей с низкими показателями уровня агрессивности (на 7%). Это может быть обусловлено педагогическим воздействием, которое осуществляется в ходе учебно-воспитательного процесса в детском саду, в семье, влиянием социальных и других факторов.
Результаты контрольного эксперимента говорят о том, что изменения произошли в обеих группах. Но более заметные изменения по снижению доли детей с высоким и средним уровнем агрессивности и агрессивного поведения произошли в экспериментальной группе, где осуществлялось целенаправленное воздействие посредством специально организованной игровой деятельности.
Таким образом, результаты проведенного исследования доказывают эффективность коррекции агрессивности и агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством специально организованных упражнений, основанных на изотерапии, как методе коррекции агрессивности.
1. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе - М.: Просвещение, 1989. - 158 с.
2. Берковитц Л. Агрессия: причины, последствия, контроль. - СПб.: Прайм-Еврознак; 2007 - 510 с.
3. Бреслав, Г.Э. «Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности» учебное пособие для специалистов дилетантов . — СПб.: Речь, 2006 г. - 144 с.
4. Бретт Д. «Жила-была девочка, похожая на тебя...»: Психотерапевтические истории для детей. Пер. с англ. Г. А. Павлова — М.: «Класс», 2014. - 224 с.
5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике.- СПб: Издательство «Питер», 2002.-528 с.
6. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. - М., Масс медиа, 1991.- 316 с
7. Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия, - СПб.: Издательство «Питер», 2000. -352 с.
8. Вегнер А.Л. Психологические и рисуночные тесты: иллюстрированная пособие. - М.: «Алладос - Пресс», 2007. - 159с.
9. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: ACT, 2014.-304 с.
10. Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними. - СПб.:, 2000.- 228 с.
11. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми/ Под ред. И.В. Дубровиной-М.: «Академия», 1999.- 160 с.
12. Дермонова И.Б., Сядоренко Е.Л. Психологический практикум межличностных отношений. - «Речь» СПб.:, 2003
13.Запорожец А.В. Избранные психологические труды, т.1 - М.: Педагогика, 1986.- 248 с.
14. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.: Просвещение, 1986.-128с.
15. Клюева Н.В., Филиппова Ю.Ф. Общение. Дети 5-7 лет.- Ярославль.: Академия развития, 2006.-160с
16. Колосова С.Л. Детская агрессивность - СПб.: Питер, 2004.- 224 с.
17. Колосова С.Л. Особенности дезадоптации 6 -7 летних детей с агрессивным поведением. Вопросы психологии.-2006.-№ 2.- С. 50-58.
18. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Екатеренбург.: У-Фактория, 2004.- 192с.
19. Креч Д., Крачфилд А., Левсон Н. Нравственность, агрессия, справедливость. Хрестоматия - СПб.: Питер 2010.
20. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: Academia - 2000 - 232 с.
21. Кузьмина Е.Р. Нарисуй мне о себе: практическая психология для взрослых и детей. М.: Когелет, - 2001. -48 с.
22. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.- СПб.: ООО Речь, Сфера - 2011.- 192 с.
23. Лаврентьева Т.В. Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации. - М.: ВЛАДОС 1996.
24. Лебедева Л.Д Арт-терапия в педагогике .Педагогика, - 2000, -№9. -с. 27-34
25. Мелешко Т. Б. Изучение агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста. Психология в России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 34-39.
26. Медведева Е.А, Левченко И.Ю., Комиссаров Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Издательский центр “Академия”, - 2001 .-246 с.
27. Обухова Л.Ф. Возрастная психология.- М.: Юрайт, 2016. - 460 с.
28. Оклендр В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской
психотерапии. - М.: «Класс», 2010. - 336 с.
29. Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 512 с.
30. Паренс Г. Агрессия наших детей. - М.: Педагогика, 1997. - 242 с.
31. Пасечник Л. Агрессивное поведение дошкольника. Дошкольное воспитание.-2006.-№ 2.-С. 73 - 78., 2008 - №6 С.84 - 89.
32. Петровский А.В. Психологический словарь. М.: ПЭС, 2005 - 176 с.
33. Пузанова Б.П. Коррекционная педагогика. М.: 2002
34. Реана А.А. Психология детства. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей. - СПб.: «прайм ЕВРО-ЗНАК», 2003. - 224с.
35. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: ВЛАДОС, 1996.- 528 с.
36. Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке. М.,1991
37. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. Учеб. Пособие. М.: Флинта, 2001.
38. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности. 2002.- №1.-С. 17-26.
39. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей,- Ростов на/ Д.: «Феникс», 2005. - 158 с.
40. Степанов С.С. Азбука детской психологии.- М.: ТЦ. Сфера, 2004.-128
41. Столяренко Л.Д. Детская психодиагностика и профориентация - Ростов н/Д.: «Феникс», 2013.-384 с.
42. Фигдор Г. Детская агрессивность . Дошкольное воспитание.-2006.-№ 2.-С. 92-97.
43. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения. - М.: ВЛАДОС, 2004.-351 с.
44. Хекхаузен X., Дериберг.Р. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер- смысл,. 2003 - 864 с.
45.Чалдини Р., Керник Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя! - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 256 с.
46.Чижова С.Ю. Детская агрессивность. - Ярославль: Академия развития, 2005.-160 с.
47. Шипицына Л.М., Хилько А. А., Галлямова Ю.С. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста.- СПб.: Речь, 2003. - 240 с.
48. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога,- Ростов на/ Д.: Феникс, 2003.- 384 с.
49. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии - Минск.: «Элайда»,2000. - 704 с.