ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У УЧИТЕЛЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЗЛИЧНЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ
|
Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения синдрома эмоционального выгорания у
учителей, проживающих в различных социокультурных условиях 9
1.1 Синдром эмоционального выгорания: понятие, факторы, симптомы,
стадии 9
1.2 Специфика проявления синдрома эмоционального выгорания у
учителей, проживающих в различных социокультурных условиях 15
1.3 Рекомендации для профилактики эмоционального выгорания у
учителей 22
2 Экспериментальное изучение синдрома эмоционального выгорания у
учителей, проживающих в различных социокультурных условиях и его профилактика 26
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов первичной
диагностики 26
2.2 Программа, направленная на профилактику синдрома
эмоционального выгорания у учителей: содержание, цели и задачи 40
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 45
Заключение 61
Список использованных источников 6 4
Приложение А 68
Приложение Б 72
1 Теоретические аспекты изучения синдрома эмоционального выгорания у
учителей, проживающих в различных социокультурных условиях 9
1.1 Синдром эмоционального выгорания: понятие, факторы, симптомы,
стадии 9
1.2 Специфика проявления синдрома эмоционального выгорания у
учителей, проживающих в различных социокультурных условиях 15
1.3 Рекомендации для профилактики эмоционального выгорания у
учителей 22
2 Экспериментальное изучение синдрома эмоционального выгорания у
учителей, проживающих в различных социокультурных условиях и его профилактика 26
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов первичной
диагностики 26
2.2 Программа, направленная на профилактику синдрома
эмоционального выгорания у учителей: содержание, цели и задачи 40
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 45
Заключение 61
Список использованных источников 6 4
Приложение А 68
Приложение Б 72
В последние годы все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме эмоционального сгорания или выгорания работников. В обществе бурно происходят образовательные реформы, которые должны нести в себе не только большой развивающий и обучающий потенциал, но и должны сохранять здоровье всех участников образовательного процесса. Это возможно, если педагог профессионально компетентен, физически и психологически здоров, а также устойчив к развитию негативных профессионально обусловленных состояний.
Профессия учителя относится к сфере профессий типа «человек - человек», то есть профессий, которые отличаются интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния и которые наиболее подвержены влиянию эмоционального выгорания. Современный учитель призван решать задачи, требующие больших усилий. Освоение нового содержания учебных предметов, новых форм и методов преподавания, поиски эффективных путей воспитания, реализация гуманистической парадигмы, необходимость учитывать очень быстрые изменения, происходящие в обществе и информационном поле преподаваемого предмета - все это под силу лишь психологически здоровому, профессионально компетентному, творчески работающему учителю. Ведь от здоровья учителя во многом зависит и психологическое здоровье его учеников. Действие многочисленных эмоциогенных факторов (как объективных, так и субъективных) вызывает у учителей нарастающее чувство неудовлетворенности, ухудшение самочувствия и настроения, накопление усталости, что приводит к профессиональным кризисам, стрессам, истощению и выгоранию. Результатом этих процессов является снижение эффективности профессиональной деятельности учителя: он перестает справляться со своими обязанностями, теряет творческий настрой относительно предмета и продукта своего труда, деформирует свои профессиональные отношения, роли и коммуникации.
В связи с актуальностью проблемы цель исследования - изучение синдрома эмоционального выгорания у учителей, проживающих в различных социокультурных условиях, и его профилактика.
Объект исследования — синдром эмоционального выгорания.
Предмет исследования — синдром эмоционального выгорания у педагогов, проживающих в различных социокультурных условиях, и его профилактика.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме эмоционального выгорания.
2. Охарактеризовать специфику проявления синдрома эмоционального выгорания у учителей, проживающих в различных социокультурных условиях.
3. Организовать и провести экспериментальное исследование, направленное на изучение синдрома эмоционального выгорания у учителей, проживающих в различных социокультурных условиях.
4. Разработать и реализовать программу для учителей, имеющих признаки эмоционального выгорания, определить ее эффективность.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Эмпирические методы: тестирование («Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко, опросник «Профессиональное выгорание» (MBI), разработан К. Маслач и С. Джексон, адаптирован Н.Е. Водопьяновой)
3. Методы качественного и количественного анализа.
Методологическая основа исследования представлена трудами отечественных психологов, посвященных проблеме эмоционального выгорания (Бойко В.В., Водопьянова Н.Е., Маркова А.К., Митина Л.М., Решетова Т.В., Форманюк Т.В.), профессионального выгорания (Маслач К., Митина Л.М., Орленко С., Филина С., Чувашова И.А.), а также трудами зарубежных психологов (Гринберг Д., Селье Г.), посвященных данной проблеме.
Результаты исследования были представлены на конференциях и конкурсах разного уровня: Всероссийском заочном конкурсе «Юность. Наука. Культура» в секции «Педагогика и психология» (Обнинск, 2014); международной научно-практической конференции «Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал» (Красноярск, 2014); II-й Международной научно-практической конференции ученых, специалистов в области психологического здоровья и студентов психологических факультетов «Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал» (Красноярск, 2015); Всероссийском конкурсе «Лучшая научная статья» в номинации «Психологические и медицинские науки» (Киров - Челябинск, 2015); внутривузовской конференции (Лесосибирск, 2016). По теме работы опубликовано 6 статей.
Экспериментальная база исследования
Экспериментальное исследование проведено на базе МБОУ «СОШ №1 г. Лесосибирска», МКОУ «Абалаковская СОШ №1». Выборка представлена учителями в возрасте 24 - 56 лет в количестве 40 человек, стаж работы - 1 - 34 года.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные могут привлечь внимание психологов к проблеме эмоционального выгорания педагогов. Эти данные также могут быть использованы в целях прогнозирования, профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания учителей. В работе представлена программа «Педагогическая разгрузка», направленная на профилактику и преодоление синдрома эмоционального выгорания.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 40 источников, и приложений. В работе содержится 4 таблицы и 18 рисунков. Общий объем составляет 67 страниц.
Профессия учителя относится к сфере профессий типа «человек - человек», то есть профессий, которые отличаются интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния и которые наиболее подвержены влиянию эмоционального выгорания. Современный учитель призван решать задачи, требующие больших усилий. Освоение нового содержания учебных предметов, новых форм и методов преподавания, поиски эффективных путей воспитания, реализация гуманистической парадигмы, необходимость учитывать очень быстрые изменения, происходящие в обществе и информационном поле преподаваемого предмета - все это под силу лишь психологически здоровому, профессионально компетентному, творчески работающему учителю. Ведь от здоровья учителя во многом зависит и психологическое здоровье его учеников. Действие многочисленных эмоциогенных факторов (как объективных, так и субъективных) вызывает у учителей нарастающее чувство неудовлетворенности, ухудшение самочувствия и настроения, накопление усталости, что приводит к профессиональным кризисам, стрессам, истощению и выгоранию. Результатом этих процессов является снижение эффективности профессиональной деятельности учителя: он перестает справляться со своими обязанностями, теряет творческий настрой относительно предмета и продукта своего труда, деформирует свои профессиональные отношения, роли и коммуникации.
В связи с актуальностью проблемы цель исследования - изучение синдрома эмоционального выгорания у учителей, проживающих в различных социокультурных условиях, и его профилактика.
Объект исследования — синдром эмоционального выгорания.
Предмет исследования — синдром эмоционального выгорания у педагогов, проживающих в различных социокультурных условиях, и его профилактика.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме эмоционального выгорания.
2. Охарактеризовать специфику проявления синдрома эмоционального выгорания у учителей, проживающих в различных социокультурных условиях.
3. Организовать и провести экспериментальное исследование, направленное на изучение синдрома эмоционального выгорания у учителей, проживающих в различных социокультурных условиях.
4. Разработать и реализовать программу для учителей, имеющих признаки эмоционального выгорания, определить ее эффективность.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Эмпирические методы: тестирование («Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко, опросник «Профессиональное выгорание» (MBI), разработан К. Маслач и С. Джексон, адаптирован Н.Е. Водопьяновой)
3. Методы качественного и количественного анализа.
Методологическая основа исследования представлена трудами отечественных психологов, посвященных проблеме эмоционального выгорания (Бойко В.В., Водопьянова Н.Е., Маркова А.К., Митина Л.М., Решетова Т.В., Форманюк Т.В.), профессионального выгорания (Маслач К., Митина Л.М., Орленко С., Филина С., Чувашова И.А.), а также трудами зарубежных психологов (Гринберг Д., Селье Г.), посвященных данной проблеме.
Результаты исследования были представлены на конференциях и конкурсах разного уровня: Всероссийском заочном конкурсе «Юность. Наука. Культура» в секции «Педагогика и психология» (Обнинск, 2014); международной научно-практической конференции «Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал» (Красноярск, 2014); II-й Международной научно-практической конференции ученых, специалистов в области психологического здоровья и студентов психологических факультетов «Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал» (Красноярск, 2015); Всероссийском конкурсе «Лучшая научная статья» в номинации «Психологические и медицинские науки» (Киров - Челябинск, 2015); внутривузовской конференции (Лесосибирск, 2016). По теме работы опубликовано 6 статей.
Экспериментальная база исследования
Экспериментальное исследование проведено на базе МБОУ «СОШ №1 г. Лесосибирска», МКОУ «Абалаковская СОШ №1». Выборка представлена учителями в возрасте 24 - 56 лет в количестве 40 человек, стаж работы - 1 - 34 года.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные могут привлечь внимание психологов к проблеме эмоционального выгорания педагогов. Эти данные также могут быть использованы в целях прогнозирования, профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания учителей. В работе представлена программа «Педагогическая разгрузка», направленная на профилактику и преодоление синдрома эмоционального выгорания.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 40 источников, и приложений. В работе содержится 4 таблицы и 18 рисунков. Общий объем составляет 67 страниц.
Представленная работа посвящена проблеме эмоционального выгорания учителей. Мы проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме эмоционального выгорания, рассмотрели факторы и причины, влияющие на формирование и развитие данного явления. Обобщая точки зрения В.В. Бойко, Н.Е. Водопьяновой, К. Маслач, Г. Селье, под эмоциональным (профессиональным) выгоранием мы понимаем процесс, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и творческих ресурсов работающего человека, в тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере.
Характеризуя специфику проявления синдрома эмоционального выгорания у учителей, проживающих в различных социокультурных условиях, мы выявили, что существуют отличные друг от друга феномены городского и сельского образа жизни, дающие основание предполагать наличие различий в формировании группового сознания и групповых представлений у педагогов села и города. Особенностями сельского школьного коллектива являются: открытость и эмоциональная близость людей, верность культурным традициям, чувство коллективизма, нравственность и дружественность. Учитель, развивающийся в пространстве города, все больше отдаляется от культурного контекста, сохраняющегося в селе, и живет в специфической городской культуре - культуре достижений, конкуренции, инноваций. Для них характерными явлениями выступают: «эмоциональная отчужденность», малая глубина межличностных взаимоотношений, «эмоциональное уединение» (нежелание вступать в контакт с незнакомым), городской стресс, психическая напряженность и переутомление от массового общения и «транспортной усталости».
Мы организовали и провели экспериментальное исследование с целью изучения эмоционального выгорания у учителей, проживающих в различных социокультурных условиях, на базе МБОУ «СОШ №1 г. Лесосибирска» и МКОУ «Абалаковская СОШ №1». Сопоставив результаты исследования, мы пришли к выводу, что у педагогов, проживающих в городской местности, синдром «выгорания» проявляется чаще, в отличие от педагогов, проживающих в сельской местности. У педагогов с признаками эмоционального выгорания исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи, возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.
В связи с полученными результатами, мы разработали программу «Педагогическая разгрузка». Данная программа направлена на овладение педагогами приемами саморегуляции с целью профилактики синдрома эмоционального выгорания. Программа была реализована на базе МБОУ «СОШ №1 г. Лесосибирска».
После проведения занятий мы провели повторное диагностическое обследование всех испытуемых и получили следующие результаты. Сопоставив результаты повторной диагностики эмоционального выгорания сельских и городских учителей, мы пришли к выводу, что показатели эмоционального выгорания у сельских педагогов увеличились. Для них характерна неудовлетворенность собой, «загнанность в клетку», тревога и депрессия, начинается приглушение эмоций, происходит сглаживание остроты чувств и свежести переживаний. A у учителей, работающих в городе, после посещения тренинговых занятий, заметно снизились показатели эмоционального выгорания. Так, наблюдается тенденция к позитивному оцениванию себя в профессиональном плане, они стали менее конфликтны и раздражительны, снизилась тревожность и др.
В заключение хочется отметить, что при помощи тренинговых занятий, которые включали в себя комплекс специальных упражнений на предотвращение симптомов эмоционального выгорания, мы смогли снизить уровень эмоционального выгорания городских педагогов. Важное значение в преодолении эмоционального выгорания имеют такие качества, как самооценка, стрессоустойчивость, физическая тренированность, в короткое время восстанавливать душевное равновесие, чрезвычайно важными являются навыки самообладания, необходимые процессы управления своим поведением в экстремальной ситуации, способность быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и их преодолевать.
Характеризуя специфику проявления синдрома эмоционального выгорания у учителей, проживающих в различных социокультурных условиях, мы выявили, что существуют отличные друг от друга феномены городского и сельского образа жизни, дающие основание предполагать наличие различий в формировании группового сознания и групповых представлений у педагогов села и города. Особенностями сельского школьного коллектива являются: открытость и эмоциональная близость людей, верность культурным традициям, чувство коллективизма, нравственность и дружественность. Учитель, развивающийся в пространстве города, все больше отдаляется от культурного контекста, сохраняющегося в селе, и живет в специфической городской культуре - культуре достижений, конкуренции, инноваций. Для них характерными явлениями выступают: «эмоциональная отчужденность», малая глубина межличностных взаимоотношений, «эмоциональное уединение» (нежелание вступать в контакт с незнакомым), городской стресс, психическая напряженность и переутомление от массового общения и «транспортной усталости».
Мы организовали и провели экспериментальное исследование с целью изучения эмоционального выгорания у учителей, проживающих в различных социокультурных условиях, на базе МБОУ «СОШ №1 г. Лесосибирска» и МКОУ «Абалаковская СОШ №1». Сопоставив результаты исследования, мы пришли к выводу, что у педагогов, проживающих в городской местности, синдром «выгорания» проявляется чаще, в отличие от педагогов, проживающих в сельской местности. У педагогов с признаками эмоционального выгорания исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи, возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.
В связи с полученными результатами, мы разработали программу «Педагогическая разгрузка». Данная программа направлена на овладение педагогами приемами саморегуляции с целью профилактики синдрома эмоционального выгорания. Программа была реализована на базе МБОУ «СОШ №1 г. Лесосибирска».
После проведения занятий мы провели повторное диагностическое обследование всех испытуемых и получили следующие результаты. Сопоставив результаты повторной диагностики эмоционального выгорания сельских и городских учителей, мы пришли к выводу, что показатели эмоционального выгорания у сельских педагогов увеличились. Для них характерна неудовлетворенность собой, «загнанность в клетку», тревога и депрессия, начинается приглушение эмоций, происходит сглаживание остроты чувств и свежести переживаний. A у учителей, работающих в городе, после посещения тренинговых занятий, заметно снизились показатели эмоционального выгорания. Так, наблюдается тенденция к позитивному оцениванию себя в профессиональном плане, они стали менее конфликтны и раздражительны, снизилась тревожность и др.
В заключение хочется отметить, что при помощи тренинговых занятий, которые включали в себя комплекс специальных упражнений на предотвращение симптомов эмоционального выгорания, мы смогли снизить уровень эмоционального выгорания городских педагогов. Важное значение в преодолении эмоционального выгорания имеют такие качества, как самооценка, стрессоустойчивость, физическая тренированность, в короткое время восстанавливать душевное равновесие, чрезвычайно важными являются навыки самообладания, необходимые процессы управления своим поведением в экстремальной ситуации, способность быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и их преодолевать.
Подобные работы
- ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У УЧИТЕЛЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЗЛИЧНЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Наставничество как инновационная технология социализации детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в
специализированных учреждениях
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021



